Разбила бутылку в магазине что делать
Случайно разбил товар в магазине: что делать?
Если вы случайно разбили товар в магазине и вам говорят, что надо за него платить – не спешите. Возможно, вы и вовсе не виноваты в том, что случилось. Есть определенные правила и ГОСТы, согласно которым магазин должен обеспечить безопасную выкладку продукции, в том числе и во избежание подобных ситуаций.
Я юрист по защите потребителей. В этой статье я расскажу, что делать, если покупатель случайно разбил товар, обязан ли он за него платить, и если да, то в каких случаях.
В статье расскажем:
Обязательно ли платить за разбитый товар
Некоторые люди ошибочно считают, что до расчетов в кассе товар принадлежит исключительно магазину, следовательно, в случае повреждения покупатель не должен за него платить. Отчасти это так, но все зависит от конкретной ситуации:
Разберемся более подробно, когда придется оплачивать разбитый товар в супермаркете, а когда – нет.
Когда покупатель платит
Если вы разбили товар, по закону вы должны возместить магазину ущерб в нескольких случаях:
В теории после оплаты на кассе вы можете забрать товар. Например, собрать остатки соленых помидор и унести домой. Но потребовать замену или соразмерное уменьшение стоимости согласно ст. 18 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» вы не вправе.
Если стоимость разбитой продукции невысока, попробуйте договориться с администрацией магазина. В некоторых торговых точках в цену товара закладываются убытки на случай боя. Могут простить и отпустить с миром, а могут и попросить оплатить – это право сотрудников магазина.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Когда покупатель не платит
В каких ситуациях сотрудники магазина не могут с вас требовать оплату разбитой или испорченной продукции:
Если же вы шли между стеллажами, зацепили рукой полку или продукцию и все рухнуло, все неоднозначно. Магазин будет виновен, если нарушил нормы размещения торгового оборудования или требования к расстановке товара, в результате чего изначально был высокий риск его порчи.
О каких требованиях речь
Разных требований очень много. Например, есть ГОСТ 51773-2001, согласно которым магазины должны обеспечить оптимальную ширину эвакуационных проходов – она зависит от размера торговой площади:
Например, если вы пришли в небольшой магазинчик площадью до 100 кв.м и случайно задели рукой стеллаж, а потом выяснилось, что руководство или сотрудники не обеспечили оптимальную ширину прохода и выделили для него всего 1 м, платить ничего не нужно. Можно пожаловаться в Государственный пожарный надзор за нарушение требований. Или как минимум предупредить сотрудников о возможной жалобе: скорее всего, вопрос удастся решить в вашу пользу за несколько минут.
Неоднозначные ситуации
Есть и неоднозначные ситуации, в которых сразу бывает непонятно, кто оплачивает разбитый товар:
На самом деле механизм определения виновного прост, достаточно разобраться в причинно-следственной связи. Например, если вы просто споткнулись на ровном месте и выронили бутылки, оплачивать должны вы. Если же споткнулись из-за недостатков в состоянии покрытия пола, отвечает продавец.
Что может сделать магазин
У администрации магазина есть несколько вариантов:
Если же вы находились в магазине в состоянии опьянения и устроили драку, сотрудники могут вызвать и полицию. Тогда, помимо компенсации стоимости испорченного товара, придется оплачивать еще и административный штраф.
Вне зависимости от того, надо ли платить покупателю за разбитые бутылки, или нет, на месте должны составить о порче товара. Если у вас есть разногласия, укажите в акте, из-за чего именно вы испортили товар: мокрый пол, неаккуратная расстановка, и пр.
Что делать, если в магазине заставляют оплачивать разбитый товар
Если вы понимаете, что виноваты, нет смысла настаивать на обратном. При желании администрация магазина докажет вашу вину в суде, особенно если вы испортили дорогостоящий товар или разбили бутылки на большую сумму. Магазин может представить записи с камер видеонаблюдения или пригласить свидетелей, которые подтвердят, как все было.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Если же вы считаете, что вашей вины нет, но с вас требуют деньги, у вас есть три варианта:
Жалобы можно подать лично в бумажном виде, или онлайн на сайте территориального отделения Роспотребнадзора или Пожарного надзора.
Ответы юриста на частные вопросы
Если вы уверены, что трещина появилась не по вашей вине, можете обратиться к продавцу в течение 15 дней с момента покупки и потребовать замену или возврат денег (ст. 18 ЗоЗПП). Магазин должен сделать это в течение 10 дней. В этот срок входит и экспертиза, которая может понадобиться для определения виновного лица.
Если же будет установлено, что робот-пылесос разбили вы, возмещать вам ничего не будут.
Заключение эксперта
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Новости Екатеринбург
15.06.2021
Новости , Кратко , Популярное , Анонсы , Интервью , Слухи , Видео , Рабкрин , Уикенд
Кто заплатит за разбитую бутылку водки – покупателям и продавцам советуют читать законы, чтобы не расставаться с деньгами
Спор о том, кто должен платить за разбитую в магазине бутылку, разгорелся в одном из супермаркетов Екатеринбурга. Покупатели и продавцы не всегда знают, что подобные ситуации прописаны в законах, поэтому дают нарушить свои права.
Одним июньским вечером, в последние полчаса продажи алкогольной продукции, екатеринбурженка по имени Дарья разбила бутылку водки в магазине «Яблоко» на Восточной, 7ж. Произошло это случайно: резко повернувшись, девушка врезалась рюкзаком в круглый стенд с алкогольной продукцией, одна бутылка выпала из него. Продавец отдела попросила Дарью заплатить 273 рубля – столько стоила водка. Девушка потянулась за кошельком, однако ее остановил очевидец произошедшего Александр Калмаков. Александр пояснил, что продавец обязана позвать администратора, так как требовать с Дарьи деньги незаконно.
«Я работал в сфере перевозок алкогольной продукции, поэтому знаю, что за эту бутылку должен платить магазин, а не продавец, и тем более не девушка, – сообщил корреспонденту «Нового Дня» Александр, – в законе есть фиксированный процент от общего количества бутылок, которые можно списать «на бой», как говорили в СССР – усушка. Более того, мятые жестяные банки тоже списываются, их не имеют права выставлять на прилавок, это нарушение прав».
Действительно, согласно приказу Минпромторга «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общепита» нормы потерь из-за боя стеклянной тары установлены и на предприятиях, и в магазинах. От общего количества стеклянных бутылок допускается разбить 0,02%.
Тем не менее, продавец магазина сказала, что за разбитую бутылку придется заплатить ей из собственного кармана, если Дарья откажется, но администратора позвала. Администратор прояснила ситуацию, сообщив, что магазин не имеет права требовать с девушки деньги, если сумма ущерба не превышает тысячи рублей. Полиция на такой случай приехать не может, и покупательница вправе отказаться платить за разбитую по неосторожности бутылку. На вопрос, почему продавец не знает данного правила, администратор не смогла ответить, но отметила, что стоимость всех испорченных в торговом зале товаров вычитают из зарплат сотрудников, и за месяц набегает «бешеная сумма».
Директор свердловского «Центра правозащиты» Янина Голубева пояснила «Новому Дню», что деньги за разбитые бутылки у продавцов действительно могут взять, если это предполагает их трудовой договор. Однако покупатель не должен платить в любом случае, даже если стоимость испорченного товара превышает 1000 рублей.
Дарья пожалела персонал магазина и решила все-таки оплатить товар, а продавец пошла за осколками бутылки, чтобы пробить ее по штрихкоду, как целую. Данное действие противозаконно, ведь если бы бутылку разбил несовершеннолетний или же после 23:00, то продать ее не было бы никакой возможности.
Как пояснила «Новому Дню» пресс-секретарь Роспотребнадзора по Свердловской области Наталия Лукьянцева, магазин не имел права требовать деньги с девушки и уж тем более пробивать разбитую бутылку. В соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса РФ, в случае случайной гибели товара, ответственность несет собственник, пока покупателю не выдан чек об оплате. Если товар испорчен специально, то и в этом случае сотрудники магазина не имеют права его продавать, они обязаны вызвать полицию, и тогда покупатель возместит ущерб, когда ему выпишут штраф за хулиганство. Тем не менее, чтобы доказать намеренную порчу товара, необходимо посмотреть записи с камер наблюдения.
Отметим, в нашем случае вины Дарьи в столкновении с круглым стендом в торговом зале не было, так как расстояние между ним и стеллажом, у которого стояли покупатели, едва ли достигало одного метра. А по ГОСТу «Розничная торговля. Классификация предприятий», расстояние между магазинными стеллажами должно быть не меньше 1,4 метра, если площадь магазина не больше 100 квадратных метров. В супермаркете «Яблоко» на Восточной площадь явно больше, а потому проход должен быть еще более широким.
Как сообщил «Новому Дню» другой продавец «Яблока», инструктажей по поводу законов им не читали: «Не надо этого, вдруг кто-то захочет все-таки заплатить», – пояснил продавец.
«Новый День» взял комментарий у работника другого магазина, чтобы понять, правда ли, пользуясь неосведомленностью сотрудников и нарушая закон, магазин может получить большую прибыль.
«Я работаю продавцом в магазине «Пив&Ко», – рассказал «Новому Дню» сотрудник Павел Кудрявцев. – Начальство с нами разговоров не вело на эту тему, однако в документах расписывались: если покупатель разбил случайно, то виновата выкладка – расходы берет на себя магазин, если виноват сотрудник, платит он, а если вина на покупателе и это доказано, то он и ответственен за это. Точно не знаю, как мы заставляем покупателя платить, у меня не было таких ситуаций. Но из наших зарплат ничего не вычитают и увольнением не угрожают».
«Новый День» провел опрос горожан, чтобы выяснить, как бы в ситуации Дарьи поступило большинство. 57% опрошенных заплатили бы за случайно разбитую бутылку, 33% отказались бы это сделать, а 10% вызвали бы полицию. В опросе «Нового Дня» приняли участие 54 человека от 20 до 40 лет.
Таким образом, чтобы не попасться на удочку недобросовестных или неосведомленных сотрудников магазинов, необходимо знать свои права:
1. Пока покупатель не получил чек об оплате, ответственность за случайно разбитый или сломанный товар несет собственник в соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса РФ.
2. Если магазин настаивает на виновности покупателя, необходимо вызвать полицию и посмотреть камеры видеонаблюдения, чтобы это доказать.
3. Расстояние между стеллажами в магазине должно быть не менее 1,4 метра, товары на полке должны стоять устойчиво. Это необходимо помнить, если вас обвиняют в намеренной порче товара.
4. Если охранник магазина проявляет силу, заставляя заплатить за случайно испорченный товар, необходимо напомнить ему о статье 203 Уголовного кодекса РФ «Превышение полномочий охраны при выполнении должностных обязанностей».
«В любом случае вопрос необходимо решать цивильно, – сообщила «Новому Дню» Янина Голубева. – Можно обменяться контактами и договориться о возмещении стоимости товара только после проверки. Конечно, бывают случаи, когда покупателя вынуждают оплачивать случайно испорченную вещь, однако в таких случаях необходимо помнить о своих правах и в крайнем случае вызывать полицию».
Екатеринбург, Мария Зыкова
Екатеринбург. Другие новости 15.06.21
Количество тяжелых больных с коронавирусом за сутки снизилось на сто человек. / Департамент по труду: транспортники не просили найти им кадры взамен мигрантов. / На Урале продлили предупреждение о вредных выбросах в воздухе. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш Whatsapp +7 (901) 454-34-42
В магазине случайно разбил бутылку. Инструкция по выживанию
Продолжение разборов типовых житейских ситуаций. Начало смотрите здесь и здесь.
Но иногда даже на опытного сапера находит проруха если, например, бутылки сцепились бирками, банки уже наполовину стояли над пропастью или когда молоко со свежей датой хранения специально поставили в конец длинной очереди молока с истекающей датой хранения.
Бах! – и вы уже наблюдаете, как красиво веером разлетелись осколки, содержимое бутылки быстро распространяется по полу, а угрожающего вида охранники уже отрезали вам все пути к бегству с места происшествия, обещая «большие проблемы с милицией» если тут же, не сходя с этого места, «не заплатишь за товар».
И это тот самый момент, когда нужно поправить лицо, осанку, «включить юриста» и самым будничным тоном поинтересоваться у окружающих о том, что, собственно говоря, здесь произошло и на каком основании к вам предъявляются претензии?
Вся война, в сущности, будет вестись вокруг двух вопросов:
Кто собственник бутылки?
Центральным опорным пунктом нашей позиции будет являться ст. 212 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая гласит, буквально, следующее: «Риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества несет его собственник».
В принципе, на этом можно ставить точку, но охранники в терминах не сильны, поэтому можно дополнительно вежливо пояснить, что в правоотношениях купли-продажи моментом перехода (с магазина на покупателя) права собственности на товар является момент оплаты товара на кассе. Поскольку бутылку вы оплатить не успели, собственником ее являетесь не вы, а супермаркет и, как мы уже знаем, риск случайной гибели имущества несет его собственник.
На это вам могут вежливо возразить, указав, что «как только вы потянулись к бутылке вы взяли на себя все риски». С философской точки зрения это бесспорно, но если вы взялись рассуждать по закону, то вы должны быть последовательны и изящно парировать выпад статьей 429 ГК РБ: «Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю», а продавец товар не передал, следовательно, право собственности на товар не перешло, следовательно, собственником остался магазин и, в итоге – риск случайной гибели имущества несет собственник.
«Виновата ли я»?
Убедившись, что перед ними зануда, охранники могут изменить тактику и зайти с другой стороны, потребовав от вас возместить вред, причиненный собственнику имущества (магазину). Действительно, есть такая статья 933 ГК РБ, гласящая: «вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Но в этой же статье, во второй части сказано: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине». Эта норма будет вторым опорным пунктом вашей позиции.
5. Вина существует в форме умысла или неосторожности. Например, вы виноваты:
— если с размаху кидаете бутылку о стену с криком «так будет с каждым!»
— если в торговом зале играете в догонялки с ребенком или деретесь с соперником за даму сердца.
— если неосторожно берете тяжелую бутылку двумя пальцами или мокрой рукой.
Вы не виноваты:
— если зацепили стеллаж корзиной, задели тележкой или собой, поскользнувшись на мокром полу.
— если бутылки переплелись бирками, стоят неустойчиво на полке без бортиков, объективно невозможно выбрать товар, не задев рядом стоящие.
— если товар расположен на проходе и надо быть йогом, чтобы пройти, не задев его.
— если вы поставили бутылку на ленту, а кассир резко ее включила.
— если продавцы возвели из банок сложное инженерное сооружение и вы, взяв товар из пирамиды, разрушили шедевр.
Следовательно, вы должны получить как можно больше доказательств того, что товар разбился сам, в отсутствие непосредственного воздействия на него с вашей стороны (например, из-за неустойчивого положения на полке)), либо он был разбит все же вами, но ненамеренно, нечаянно.
Как получать доказательства? Сфотографируйте узкие стеллажи с заставленными полками. Потребуйте составления акта о порче товара, в котором опишите то, как было дело. Если акт составлять не хотят – составляйте акт в жалобной книге, уж ее вам обязаны принести в любом случае. Попросите тех, кто находился рядом с вами засвидетельствовать, что вы не имели намерения причинить вред имуществу.
И ничего не бойтесь. Требуйте, чтобы весь инцидент разрешался сугубо в интеллектуальной сфере, аргументами и фактами, а не угрозами и напором. Если вам грубят или угрожают, напомните охранникам об ответственности за превышение полномочий. В этом случае уже вы должны угрожать привлечением милиции к конфликту.
Если Вы не специально разбили бутылку, не торопитесь сразу платить деньги. Если магазин уверен в своей правоте – пусть обращается в суд за всесторонним рассмотрением дела. На практике «бой товара» уже заложен в цену продаваемых вещей и судиться за бутылку супермаркет вряд ли будет.
Если же вас угрозами и запугиванием все же вынудили «оплатить товар» (при том, что по факту от товара не осталось даже осколков, уборщица их подмела, то есть, нельзя купить несуществующий товар), обращайтесь к руководству магазина, в Управление торговли и услуг горисполкома, в суд и требуйте вернуть неосновательно полученные деньги.
Кто платит за разбитую бутылку в магазине
Многие женщины интересуются щепетильным вопросом, разбила в магазине товар – что делать, и кто виноват в образовавшейся ситуации. Согласно нормам правового законодательства, если клиент докажет, что в порче имущества он не виноват, то и не должен оплачивать данное повреждение.
Действующее законодательство
Правовые нормы закона, прописанные в 211 статье гражданского кодекса, говорят о том, что при риске случайной гибели или повреждения товара обязанности возлагаются на администрацию торгового учреждения.
Основания 459 статьи гражданского кодекса заключаются в том, что гибель или случайное повреждение товара при его передаче от продавца покупателю требует несения ответственности от клиента.
В соответствии со статьёй 1064 гражданского кодекса РФ при явной вине клиента в порче товара он обязан заплатить стоимость изделия в полном объёме. Если продукт не оплачен и стоит на полке магазина, а впоследствии был разбит, то покупатель имеет право не оплачивать его при отсутствии прямых доказательств его виновности.
Важно! В таких случаях, когда товар бы разбит умышленно, покупатель привлекается к ответственности и кроме оплаты за нанесённый ущерб должен возместить штраф за административное нарушение!
Оплата разбитого товара по вине покупателя
Покупатель часто задаётся вопросом, разбил бутылку в магазине, кто платит? При образовании нижеприведённых обстоятельств вина автоматически ложится на клиента, приобретающего товар:
Нарушение целостности продукции по вышеописанным причинам говорит о том, что покупатель обязан оплатить разбитый товар. После получения чека он является законным владельцем испорченного имущества. В некоторых случаях изделие может быть не полностью повреждено и его часть пригодна к дальнейшей эксплуатации (наборы посуды, элитного алкоголя).
Отсутствие вины покупателя за разбитый товар
Возникновение ситуаций, при которых повреждение произошло случайно в результате стечения обстоятельств по вине магазина:
Испорченный товар по вине магазина не должен оплачивать покупатель. Если при возникновении вышеописанных случаев администрация магазина требует возмещения ущерба, то она нарушает действующее законодательство РФ!
Товар, распложённый на высоком стеллаже не нужно пытаться достать самостоятельно, так как в этом случае можно разбить продукцию. Лучше всего попросить сотрудника магазина, который воспользуется лестницей и поможет избежать недоразумения.
А тут инструкция о подаче жалобы на плохие дороги.
Магазин требует оплаты повреждённого товара – ваши действия
В случае, когда администратор магазина принуждает оплатить разбитую бутылку вина или другого бьющегося товара не по вине покупателя можно попробовать осуществить следующие действия:
Важно! Сотрудники магазина не имеют права требовать предъявления каких-либо документов от покупателя. Данным полномочием обладают только сотрудники правоохранительных органов (полиция, служба безопасности государства).
При наличии свидетелей и отказе магазина от признания своей вины следует предупредить о возможном рассмотрении дела в суде. В
большинстве случае администрация торгового учреждения не хочет портить свою репутацию, поэтому вопрос должен урегулироваться в пользу покупателя.
Если дело всё же подвергается рассмотрению в суде, то при вынесении приговора на магазин возлагаются штрафные санкции в большом размере, что оказывает негативное влияние на его владельца и рекламу торгового учреждения.
Неправомерные действия охраны магазина
Если мужчина или женщина в магазине разбили товар, а охрана торгового учреждения не выпускает покупателя, то стоит заявить о своих правах.
При уверенности отсутствия собственной вины клиент должен известить сотрудника о том, что он оплатит возможный нанесённый ущерб только после того, как суд подтвердит его виновность.
При грубых действиях со стороны охранника покупатель может упомянуть 203 статью УК РФ о том, что при превышении своих прав он несёт уголовный вид ответственности и может быть осуждён сроком лишения свободы до 7 лет.
Сотрудники не имеют права удерживать покупателя в магазине, если его вина не доказана, и досматривать личные вещи в случае отказа клиента.
Случаи на практике
Практика показывает, что в большинстве случаев клиент платит за испорченный продукт, поэтому урегулирование ситуации проходит без дополнительных осложнений.
Некоторые клиенты хорошо знают права потребителей и могут предъявить претензию по поводу возмещения нанесённого ущерба.
При возникшей ситуации администрация магазина чаще всего просто отпускает покупателя, так как порча имущества по экономическим показателям заложена в стоимость товара.
Если повреждение было произведено ребёнком, то ответственность за его действия несут родители или же законные представители.
Детальное рассмотрение случая повреждения возможно, если товар имеет высокую стоимость или же служба безопасности чётко зафиксировала умеренную вину покупателя. При этом охрана магазина имеет право задержать клиента только до приезда полиции при условии наличия таких оснований.
Важно! В реалиях сети супермаркетов и больших магазинов не вступают в судебные споры по поводу виновника повреждённого имущества, если сумма повреждения небольшая. Активизация такого процесса обойдётся намного дороже и может навредить репутации торгового учреждения.
Куда подавать жалобу
Произведение оплаты за разбитый товар не по вине покупателя подразумевает дальнейшее составление жалобы и обращение в органы по защите потребительских прав.
Можно направить претензию в Роспотребнадзор или же написать заявление в полицию.
При наличии весомых доказательств и оплаты большой суммы, можно попытаться оспорить вопрос в суде.
На практике такие случаи встречаются довольно редко, поэтому говорить о статистике вынесения соответствующих решений не стоит. Лучше всего урегулировать спор на месте и избавиться от излишних неудобств в виде затяжных судебных разбирательств.
В некоторых случаях при явном нарушении норм обустройства магазина следует написать заявление в соответствующие органы по пожарному надзору, которые должны следить за соблюдением всех инженерных инструкций по технике безопасности клиентов и сотрудников магазина.
По ссылке информация о том, что делать если посылка вскрыта.
Заключение
Изучение ситуации о том, кто виновен при порче имущества в торговом учреждении, подводит к тому, что всё зависит от личных обстоятельств возникшего случая и стоимости повреждённой продукции. При развитии таких обстоятельств нужно внимательно проверить все нюансы и заявить о собственных правах.