Разбортовалось колесо на машине что делать
Трасса М4 и разбортировавшееся колесо.
Ездил на выходные проведать друга Пашу в Хреновое в Бобровском районе. Он для меня отрезал кусок такой штуки, которой можно стекло закрыть от солнца.
Работа у него идет, стройка. Как обычно, угощал вкусно приготовленным мясом.
В общем, думаю он подробно сам потом расскажет, что да как со стройкой. И вот поехал я обратно в Воронеж, проехал половину пути и вдруг меня резко потянуло влево и через секунду появился характерный звук сдутой покрышки по асфальту.
Вот у вас когда-нибудь разбортировалось колесо на ходу? У меня первый раз такое. Хорошо, что ее не разорвало.
Запись с регистратора не сохранилась, затерлась более поздней поездкой. В том месте нет разметки, я съехал на обочину, которая обычно еще на асфальте, несколько раз меня чуть не сносили водятлы, которые в последний момент отъезжали на свою полосу. Ну так вот, стою я значит, до Воронежа 80 км, есть некая запаска, про которую я вообще ничего не знаю, но что делать, придется ставить. И тут я познакомился с чудо-кронштейном запаски на 2120. Это, товарищи, пипец. Гайка длинная, вплотную к правой стойке двери, подлезть можно только спец. ключом или рожковым ключом на 19. Спец. ключа у меня не оказалось, хотя при продаже мне его показывали, а рожковому ключу мешало кресло, а резба длиииииная такая. И вот я по миллиметру минут 20 откручивал гайку, и это при том, что снизу я домкратом приподнял запаску, чтобы облегчить откручивание. Фоток, ясное дело, нет, не до этого было, солнце уже садилось.
Запаска оказалась кама, по-моему К-158. На ней сбоку есть порез, я думал, что она спускает. Поставил, поехал, оказалось, что колесо просто не отбалансировано, но ехало нормально.
Как забортировать колесо
Это страшное слово «разборт»
Как правильно вернуть шину на колесный диск
Любой начинающий джипер слова «разборт» боится больше огня. Очень часто в ответ на вопрос: «Ты чего колеса не спускаешь?» — слышишь — «разбортироваться боюсь». А ведь ничего страшного в этом нет. Обычная мелкая неприятность, на разрешение которой у бывалых джиперов уходит всего несколько минут.
Покрышка в подавляющем большинстве случаев сначала слезает с внешней стороны диска, но если сразу этого не заметить и не остановиться, то спустя некоторое время шина сойдет и с внутренней. Если это случилось, то забортировать колесо, не снимая с машины, скорее всего не получится. Нужно будет его демонтировать, положить диском на какое-нибудь возвышение, например на пень, так, чтобы шина повисла в воздухе, потом встать на покрышку (лучше вдвоем), чтобы она зафиксировалась на внутренней стороне диска. Затем, не кантуя колесо, приступить к процедурам, рассмотренным ниже.
Если увлечься борьбой с бездорожьем не обращая внимания на то, что машина уже давно не едет а руль болтает в руках, то можно доиграться до полного снятия покрышки с диска, если это случилось, пугаться не стоит, точно так же как и в первом случае, снимаем диск с машины и кладем на возвышение, затем при помощи двух монтировок надеваем покрышку на место и следуем инструкции данной выше. Единственное, на что обязательно следует обратить внимание: покрышку следует одевать с внешней (лицевой) стороны диска, там меньше бортик, через внутреннюю сторону натянуть покрышку не удастся.
Но типичным для этой неприятности является все же разборт только с внешней стороны, о нем мы и поговорим. Среди джиперской братии бытует мнение, что забортировать колесо посредством взрыва паров бензина проще и быстрее. На самом деле это не так. Для «взрывной бортировки» все равно необходимо вывесить колесо с помощью домкрата, а подготовка к забортированию бензином занимает столько же времени, сколько и при помощи компрессора. К тому же ударные нагрузки от взрыва могут деформировать корд или привести к возгоранию шины. Посему настоятельно рекомендую обходиться при бортировке без игр с пиротехникой.
После того как вы забортировали колесо в полевых условиях, дальше ехать нужно с максимальной осторожностью, потому что как бы тщательно вы ни протирали диск перед тем, как накачать колесо, на нем все равно остается влага, а значит, опасность разбортировать его снова возрастает. Теперь перейдем непосредственно к процессу забортирования бескамерной шины.
Для того чтобы забортировать колесо, его надо сначала вывесить над землей, чтобы покрышка приняла свою естественную форму. Если шина уперта в грунт, забортировать ее не получится.
Перед тем как начинать поднимать машину реечным домкратом, зафиксируйте противоположное колесо «башмаками» или любыми другими подручными средствами, чтобы машина не «уехала» с домкрата».
Когда колесо вывешено и покрышка приняла свою естественную форму, удалите грязь, набившуюся за закраину диска и прилипшую к ободу шины, затем по возможности насухо протрите поверхность в месте контакта диска и шины. Если не удалить грязь и влагу, то нормально забортировать покрышку не получится. Даже если она встанет на место, из-за неплотного прилегания быстро спустит и снова разбортируется. После того как диск и шина подготовлены, подсоедините автомобильный компрессор.
Если вас двое, то для экономии времени можно поделить обязанности: пока один работает с домкратом, второй подключает компрессор и удаляет грязь с диска. Так можно существенно сократить продолжительность работ.
Перед тем как присоединить компрессор, обязательно удалите ниппель из соска. Если этого не сделать, компрессор не сможет быстро создать в шине нужное давление, а значит, процедура забортирования растянется на долгое время и потребует больших физических усилий.
И вот все готово, и мы приступаем непосредственно к забортированию колеса. Подав воздух в шину, возьмитесь за ее тыльную часть и надавите таким образом, чтобы прижать переднюю боковину к диску.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАСОВЫВАЙТЕ ПАЛЬЦЫ МЕЖДУ ШИНОЙ И ДИСКОМ, КОГДА ПОДАЕТЕ ВОЗДУХ, иначе можете сильно травмироваться. Прижимать покрышку лучше вдвоем, потому как, если делать это в одиночку, то одной свободной рукой равномерно прижать не получится. Совершая эту процедуру, прислушивайтесь, не травит ли воздух.
Если покрышка прилегает к диску неплотно, то вы услышите свист выходящего воздуха. Для того чтобы ликвидировать щель, попробуйте изменить места приложения силы, переместив руки по поверхности шины. Как только свист исчезнет, покрышка сразу начнет набирать воздух — это будет хорошо заметно по тому, как она изменит форму.
После этого можно убирать руки с колеса и продолжать качать. По мере возрастания давления боковина шины будет все плотнее садиться на диск. Остается дождаться хлопка, свидетельствующего о том, что покрышка полностью встала на свое место. Обычно это происходит при давлении около двух атмосфер.
После того как колесо забортировано, остается выравнять давление в шине сообразно остальным колесам, и можно снова продолжать движение.
Помните: недавно разбортированная покрышка в состоянии снова повторить свой «подвиг», но это совершенно не означает, что ее не надо спускать.
Борьба с разбортированием колес
Для грунта нужна специальная обувь. Не только вам, но и вашей машине. Конечно, в первую очередь это внедорожная резина. Ее протектор позволяет цепляться даже за скользкую поверхность. Если же местность осложнена непростым рельефом или мягким грунтом, тогда и агрессивного протектора может не хватить. Нужно снижать давление в шинах, причем как следует — чем сильнее, тем лучше. До 0.5 атмосферы, а то и дальше. На низком давлении шина начинает работать как гусеница. Она как бы размазывается по поверхности, что не только увеличивает пятно контакта – оно становится шире и длиннее, но и позволяет колесу «обнимать» все мелкие неровности, не закатываясь, а заползая на них. И это очень здорово, потому что даже на шинах стандартного размера просто невероятно повышается проходимость машины — например, старенькие заднеприводные «Жигули» легко проедут по песчаному пляжу мимо застрявшего «УАЗа». Но почему же тот «УАЗ» застрял? Возможно, его пилот был не в курсе насчет давления или, наоборот, перестарался. Дело в том, что современная бескамерная резина на широких дисках легко может провернуться и разбортироваться, если переборщить со спусканием покрышек. И тогда вместо бесстрашного покорителя бездорожья вы сразу превратитесь в несчастного, нуждающегося в помощи клиента шиномонтажного сервиса. Как же выходят из положения продвинутые дяди и тети, участвующие в трофи-рейдах, и подходит ли это простому смертному?
Идея логично вырастает из самой конструкции колеса. Если боковина может провернуться и слезть с закраины колесного диска, значит надо ее крепко прижать и зафиксировать. Именно так и действуют все устройства, предотвращающие сампороизвольное разбортирование колеса.
ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗВРАЩЕНИЙ.
Сразу отметим, что практически все подобные устройства не сертифицированы для использования на дорогах общего пользования. Их сложно отбалансировать, хотя и можно. Самые простые из представленных решений – обычные бедлоки – имеют большой недостаток. Заключается он в том, что фиксирует шину только с одной стороны. Айрлоки в этом смысле эффективнее и сочетаются с любыми колесными дисками, поэтому сейчас они встречаются все чаще. Кроме того, они гораздо дешевле. Их недостаток – износ вследствие попадания грязи внутрь покрышки во-первых, и боязнь проколов во-вторых. Чтобы отремонтировать внутреннюю камеру, колчесо придется снять и разобрать, камеру вынуть и заклеить (или, что проще, заменить). Диски Hutchinson? Они очень надежны, но тяжелые, как чугунный мост, да и стоят так же. К тому же балансируются они не очень-то легко.
Что касается старых народных способов, то еще в те времена, когда все джиперы нашей страны были знакомы друг с другом лично, я придумал один недорогой и надежный способ. Берем обычный стекольный герметик, на который клеят ветровые стекла, и долго убеждаем шиномонтажника посадить боковины покрышки на него. Ни одного случая разбортирования не припомню, хотя, конечно, ездил я на низком давлении с некоторой долей осторожности.
Бедлоки (bedlock), алюминиевые кованые диски КРАМЗ (11 500 руб.), Вес 12 кг
Одно из самых распространенных устройств называется бедлок (bedlock). Это диск, у которого вместо внешней закраины приварена внутренняя. И боковина покрышки, таким образом, ложится снаружи диска. После чего ее прижимают внешним кольцом посредством болтов. Чем больше болтов, тем выше герметичность конструкции, потому что тем сильнее и равномернее боковина прижимается к диску. Первые бедлоки были стальными и предназначались исключительно для очень больших, просто огромных колес сильно лифтованных внедорожников. Поэтому были только стальными и очень тяжелыми. В настоящее время выпускают и алюминиевые бедлоки. Весят они немного и годятся для применения с шинами обычных размеров. Подавляющее большинство бедлоков фиксирует только одну сторону покрышки – внешнюю, поскольку она нагружена гораздо сильнее. Внутренняя сторона разбортируется очень редко.
Тайрлоки (tirelock), KDT. 7000 руб.
Их еще называют айрлоки (airlock), что правильнее, но употребляется реже. Это способ, основанный на действии воздуха (air). Покрышка, как известно, прижимается к закраине обычного диска высоким давлением. Айрлоки позволяют снижать давление в шине, оставляя высокое давление в той ее части, которая должна быть прижата к закраине. Это, по сути, еще одна покрышка внутри. Протектор ей не нужен – грунта она не касается. Профиль у нее сверхнизкий, поскольку прижимать нужно только боковину. И внутри нее находится обыкновенная камера. А раз ездить ей самой не надо, то и резина не нужна – внутреннюю покрышку шьют из нетканого материала. Его единственная задача – удерживать внутри себя камеру и прижать боковину основной покрышки к закраине колесного диска. Тогда в главных шинах давление можно снижать почти до нуля – боковина будет прижиматься высоким давлением внутри камеры. Хитро? Да, это устройства придумали люди, знающие толк в шинных извращениях! Тайрлоки пришли к нам из внедорожных гонок.
Разборные диски, Hutchinson. (30 600 руб.)
По сути, это тот же бедлок, только состоит он из трех частей. Диск без внешней закраины, кольцо из очень толстой резины и внешняя закраина, прикручиваемая на болтах. Сначала внутрь покрышки вставляют резиновое кольцо. Затем покрышку надевают на основную часть диска. После чего прикручивают внешнюю закраину, одновременно распирая обе боковины встроенным резиновым кольцом. Чем сильнее затягиваем болты, тем лучше прижаты обе закраины. Давление можно снижать до нуля – покрышка не разбортируется ни с какой стороны. Конструкция пришла из армии. Надежность – сто процентов.
Как решить проблему разбортированного колеса за считанные минуты
Выезжая на бездорожье, непременно следует спустить колёса, но, кроме повышения проходимости, есть риск попасть в ситуацию, когда в движении покрышка слезет с диска и произойдёт разборт. Страх разбортироватся в лесу пропорционален давлению: чем ниже давление в колесе, тем сильнее страх. Но, как известно, у страха глаза велики, и сейчас я расскажу, стоит ли бояться разборта, так ли страшны его последствия, а также – как его избежать.
В большинстве случаев разборт происходит, когда автомобиль быстро едет по колее и сильно ударяется о её стенки колёсами, при попытке ходом выехать из колеи, резких поворотах руля на большой скорости при спущенных колёсах. Так как при низком давлении боковина колеса под весом автомобиля становится эластичнее и плющится, пятно контакта с грунтом увеличивается, увеличивая и воздействие сил на резину. Скорость, благодаря увеличению силы инерции, умножает эти нагрузки, и в критический момент резина деформируется, в каком-то месте она отходит от диска и стравливает остатки давления. Учитывая, что колесо продолжает вращаться, резина в один оборот отделяется от диска. Покрышка в основном сначала слазит с внешней стороны, но если вовремя не почувствовать момент разборта, то резина слезет и с внутренней стороны диска, заодно набирая внутрь большое количество воды и грязи.
Соответственно, чем ниже скорость, тем меньше шансов разбортироваться. Также нужно понимать: как только колесо наезжает на препятствие, соответственно направлять колёса, одновременно избегая резких движений рулём, так, чтобы минимизировать нагрузки на борта покрышки.
Если разборта избежать не удалось, не следует торопиться снимать запаску. Забортировать колесо несложно. Нужно поднять автомобиль домкратом, вывесить разбортированное колесо так, чтобы оно приняло естественную, правильную форму, очистить от грязи посадочное место на диске и покрышке с помощью тряпки и воды. Если этого не сделать, то колесо постепенно будет травить и возникнет риск повторного разборта. Выкрутите ниппель из соска, это поможет насосу быстрее поднять давление в колесе и посадить его на место. Насос лучше иметь с высокой производительностью от 70 л/мин. Включите насос и прислушайтесь, не выходит ли воздух из шины наружу. Если где-то слышен свист, это значит, что есть щели, резина неплотно прилегает к диску и его, соответственно, требуется прижать к ободу руками. Это удобно делать вдвоём, так как, возможно, придётся прижимать сразу в нескольких местах. Как только резина прижмётся к диску, давление внутри колеса начнёт возрастать, шина характерно изменит форму и начнёт надуваться. В момент накачки избегайте попадания пальцев между резиной и диском, дабы не омрачить ситуацию травмой руки. Как только вы почувствуете, что колесо накачивается, можете убирать руки, и желательно отойти на пару шагов, так как в момент забортировки резины на посадочное место раздаётся хлопок, и грязь, оставшаяся на колесе, разлетается в разные стороны. Забортировка колеса с характерным хлопком обычно происходит на давлении в две атмосферы.
В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ РАЗБОРТ ПРОИСХОДИТ, КОГДА АВТОМОБИЛЬ БЫСТРО ЕДЕТ ПО КОЛЕЕ И СИЛЬНО УДАРЯЕТСЯ О ЕЁ СТЕНКИ КОЛЁСАМИ, ПОПЫТКИ ХОДОМ ВЫЕХАТЬ ИЗ КОЛЕИ, РЕЗКИЕ ПОВОРОТЫ РУЛЯ НА БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ ПРИ СПУЩЕННЫХ КОЛЁСАХ.
НУЖНО ПОДНЯТЬ АВТОМОБИЛЬ ДОМКРАТОМ, ВЫВЕСИТЬ РАЗБОРТИРОВАННОЕ КОЛЕСО ТАК, ЧТОБЫ ОНО ПРИНЯЛО ЕСТЕСТВЕННУЮ, ПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ.
ВЫКРУТИТЕ НИППЕЛЬ ИЗ СОСКА, ЭТО ПОМОЖЕТ НАСОСУ БОЛЕЕ БЫСТРО ПОДНЯТЬ ДАВЛЕНИЕ В КОЛЕСЕ И ПОСАДИТЬ ЕГО НА МЕСТО. ВКЛЮЧИТЕ НАСОС И ПРИСЛУШАЙТЕСЬ, НЕ ВЫХОДИТ ЛИ ВОЗДУХ ИЗ ШИНЫ НАРУЖУ.
В МОМЕНТ ЗАБОРТИРОВКИ РАЗДАЁТСЯ ХЛОПОК И ГРЯЗЬ, ОСТАВШАЯСЯ НА КОЛЕСЕ, РАЗЛЕТАЕТСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ
Если вы попали в ситуацию с двухсторонним разбортом, то колесо, скорее всего, придётся снимать с машины, класть внутренней стороной на пень и, прыгая на нём (желательно вдвоём), надеть внутреннюю сторону, а потом произвести действия, описанные выше.
Также можно воспользоваться натяжной стяжкой (ими обычно пользуются для фиксации груза), которую крепим вокруг колеса по протектору и натягиваем. Под равномерным давлением на протектор резину начнёт распирать с бортов и, соответственно, прижмёт к диску сразу с двух сторон.
Существует очень «фееричный» способ забортировки с помощью взрыва. Подойдёт он и в ситуации, когда нет возможности прижать покрышку к диску и воздух выходит через щель, а также в случае с внутренним разбортом, если не хочется снимать колесо с машины. Этот способ несколько ускоряет именно процесс посадки покрышки на диск, так как требует точно таких же приготовлений и задействования компрессора. Вдобавок требуется наличие баллончика с эфиром «быстрый старт» и горелки на пропановом баллончике. Алгоритм действий такой же, как и обычно: вывешиваем, чистим и выкручиваем ниппель, подключаем компрессор, но перед включением компрессора прожимаем покрышку и обильно, 2–4 секунды (в зависимости от размера колеса), пшикаем газ внутрь колеса. После этого сразу подносим к щели между резиной и диском зажжённую горелку. Происходит детонация газа, которая резко увеличивает давление в колесе и сажает его на место. Как только произошёл хлопок и резина забортировалась, следует немедленно включить насос, так как воздух в колесе несколько остынет, сожмётся и стянет покрышку обратно с диска. Если с первого раза забортировать колесо взрывом не удалось, следует проветрить покрышку от сгоревших или, наоборот, ещё не сгоревших газов, включив компрессор на пару минут, после чего процедуру можно повторить. Тут важно не переборщить, от очень большого количества газа колесо можно и в обратную сторону разбортировать.
При умелом подходе этот способ, несмотря на всю «антуражность» процесса, вполне безопасен для покрышки, но требует осторожности и внимательности от шиномонтажника. После процедуры забортирования не забудьте снова стравить давление в собранном колесе.
ДЛЯ РАЗБОРТОВКИ ТАКЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХАЙДЖЕК
Для предотвращения разборта существуют специальные приспособления, жёстко прижимающие края покрышки к диску, – это бэдлок и тайрлок. Принцип их работы в том, чтобы прижимать и удерживать края покрышки на низком давлении. Бэдлок держит внешнюю сторону покрышки изнутри и снаружи с помощью двух колец на диске. Диск под бэдлок идёт специальный. Тайрлок представляет собой подобие крепкой камеры с узким профилем, который надувается до трёх атмосфер и прижимает покрышку к диску сразу с двух сторон, что позволяет сдуть колесо до нуля, не боясь «разуться».
Самое интересное, что если вам потребуется разбортировать колесо для заделки крупной дырки монтажным грибком или наложить заплату, а также поменять срезанный сосок, сделать это окажется не так-то просто! Для этого нужно снять колесо с автомобиля, выкрутить ниппель и постараться наехать на край резины колесом другого автомобиля. Если таким способом покрышка не слазит с диска, используйте хайджек. Для этого нужно засунуть одним краем колесо под автомобиль, поставить на край покрышки, не задевая диск, хайджек и начать поднимать машину до полного прижатия резины. Если покрышка сразу не соскочила, проверните колесо на пол-оборота и повторите подъём. Так, прожав покрышку с разных сторон, вы её обязательно разбортируете.
Рекомендую уделить часок и потренироваться в гараже, дабы набить руку и изучить процесс на практике, что, несомненно, положительно скажется на оперативности ваших действий, столкнись вы с такой ситуацией на бездорожье.
Статья как правильно отремонтировать разбортированное колесо
Добрый день Я сегодня расскажу как забортировать разбортированное колесо.
Итак бортирование взрывом мы исключаем т.к. после 15-20 взрывов можно повредить гермослой покрышки и покрышку можно будет выкинуть и большой шанс возгорания покрышки и всего авто!
Начнём.
Если мы разбортировались в грязи нам потребуется:
— Реечный домкрат типа hi-lift или аналоги + подставка под домкрат если такова требуется
— Лебёдка (не обязательно)
— Корозащитная стропа
— Шакл
— Блок
— Стяжка длиной миниум 3 метра
— Брызгалка с водой или на крайней случай просто вода в бутылке или канистре.
— Насос производительностью не менее 60 л/мин.
— Отвёртка для выкручивания золотника.
— Штурман или 2 ой человек для помощи.
— Прямые руки.
Алгоритм действий ремонта:
1. Трезво оценить ситуацию и понять каким образом вы будите вывешивать разбортированное колесо.
2. Понять как разбортированно колесо (с одной стороны или с двух)
3. Поднять машину таким образом чтоб повреждённое колесо было полностью в воздухе.
Как поднять машину?
3.1. Домкратом типа hi-lift
3.2. Вывесить переднюю часть машины лебёдкой зацепив выше машины за дерево с использованием корозащитной стропы и шакла.
3.3. Если у вас нет лебёдки а у товарища который едет с вами есть то можно вывесить с помощью его лебёдки используя блок.
4. После того как вы вывесили машину убедитесь на 1000% что машина не упадёт с домкрата или не сорвётся с лебёдки.
5. После чего вымойте диск и резину от грязи в местах где они соприкасаются по всему периметру используя брызгалку с водой. (если колесо разбортированно с двух сторон то и мыть нужно с двух сторон).
6. Выкрутите золотник из соска, если сосок срезало подсуньте изнутри новый и вставьте в отверстие в диске где он должен быть.
7. Достаньте насос и подключите его к бортовой сети авто и начинайте накачивать колесо.
8. Действия в зависимости от повреждения колеса (разбартированно с одной стороны или с двух).
8.1. Если колесо разбортированно с одной стороны то во время накачки колеса прижимайте руками резину равномерно к диску до тех пор пока резина не начнёт надуваться. (делать это лучше всего вдвоём)
8.2. Если колесо разбортированно с двух сторон тут потребуется стяжка длинной минимум 3 метра, стяжкой обхватываем колесо по радиусу резины и начинаем стягивать (расплющивать) резину до тех пор пока оба борта резины не соприкоснутся с диском по всему радиусу, и колесо начнёт надуваться. Когда резина начала надуваться перестанете накачивать чтоб снять стяжку если вы продолжите накачивать колесо то стяжку будет проблематично снять.
9. Накачиваем колесо до 2атм чтоб резина нармально села на диск и продавила остатки грязи.
10. Вкручиваем золотник и травим до рабочего давления.
11. Опускаем машину и продолжаем движение.