Раздел термины и определения для чего нужен
Сокращение договора на примере раздела «Термины и определения»
Продолжая тему понятных договоров и юридического дизайна, хочу поделиться наблюдениями про раздел «Термины и определения».
История из жизни. Отправляют договор, открываю его и вижу 20 терминов. Понимаю, что сейчас нужно будет прочитать каждый их них, вникнуть в его смысл, запомнить — и мне становится грустно. Я уже подозреваю, что в дальнейшем мне эти знания не понадобятся. Всё дело в том, что составитель договора немного перестарался и включил в раздел слишком много информации.
Но есть и хорошая новость, можно это исправить в своих договорах.
Я последовательно задаю себе следующие вопросы.
Например, термин «Интернет». Зачем копировать определение из «Википедии» на полстраницы, если значение этого термина понятно уже всем?
Или вот еще замечательный пример:
1.4. Лицензионный договор — гражданско-правовой договор, по которому одна сторона — обладатель исключительного права на интеллектуальную собственность (лицензиар) — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этой интеллектуальной собственности (неисключительное право) в предусмотренных лицензионным договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).
Зачем это нужно расшифровывать? Всё же есть в ГК РФ.
Если термин упоминается всего один раз, возможно, будет проще расшифровать его значение в самом тексте.
Случаются и поинтереснее истории: термин вообще в договоре не упоминается.
Один из клиентов заказал договор на разработку сайта. Ему прислали договор, в котором был солидный раздел с терминами, в том числе такими как «Контекстная реклама», «SEO продвижение», «Яндекс.Директ», «Целевые переходы» и так далее.
Зачем это всё в договоре на создание сайта? Возможно, вы возразите и скажете, что потом клиенту понадобится продвижение. Вот когда понадобится — тогда стороны и подпишут дополнительный документ (договор, приложение, дополнительное соглашение), в котором будут актуальные для этих отношений термины.
Проверив все термины по двум вышеуказанным критериям, вы, возможно, зададите себе вопрос — а нужен ли вообще раздел «Термины и определения»?
Я для себя решил так. Если терминов не больше пяти, их проще расшифровать по тексту договора.
Если терминов больше пяти, то лучше создать под них отдельный раздел.
Допустим, раздел решили оставить, так как терминов много. Мы убрали ненужные, очевидные или однократно встречающиеся термины, но всё равно получается громоздко. Что ещё можно с этим сделать?
Проверить, не слишком ли много написано в расшифровке термина.
Давайте посмотрим пример.
Личный кабинет — персональный раздел пользователя на сайте, где он может посмотреть свою статистику работы. Доступ к личному кабинету происходит с помощью логина и пароля, которые пользователь получает при регистрации. Пользователь несёт ответственность за все действия, совершаемые в личном кабинете.
Составитель документа явно перестарался. Две трети текста должны быть не в определении, а в профильном разделе договора о правилах регистрации.
В итоге получится вот так.
Личный кабинет — персональный раздел пользователя на сайте, где он может посмотреть свою статистику работы.
Личный кабинет — персональный раздел пользователя на сайте.
В большинстве договоров термины расположены по-разному. Кто-то сортирует термины в алфавитном порядке, но тогда раздел приходится использовать так:
Это не всегда удобно. Есть альтернативный вариант. Можно постараться расположить термины так, чтобы они складывались в рассказ, постепенно раскрывая смысл.
Давайте посмотрим на примере.
Основная особенность в том, что термины раскрываются поочередно. Обратите внимание на термин «Аккаунт». В случае с алфавитным порядком, вам не сразу станет понятен смысл термина. Нужно будет прочитать ещё про «Сайт» и «Посетителя», но эти термины находятся ниже.
В случае с логическим порядком иначе. Изучая термин «Аккаунт», вы уже знаете смысл используемых в нём терминов.
Такой способ расположения определений занимает больше времени у юриста, но он более удобен для читателя.
На сегодня всё. Мои наблюдения в видеоформате на Youtube.
Раздел «Термины и определения»
В этом разделе указываются необходимые для понимания процесса определения, раскрываются используемые в тексте документа условные сокращения, символы, обозначение и все такое.
В данном разделе должны содержаться определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в процессе, а также перечень обозначений и сокращений, с их полной расшифровкой
Раздел «Руководящая документация»
В общем случае всю документацию разделяют на два класса: документация внешнего происхождения и документация внутреннего происхождения.
Раздел «Лист регистрации изменений».Раздел содержит информацию о сделанных в документе изменениях с указанием их номеров, дат внесения и предписывающих документов, разделов или листов процессов, к которым относятся изменения
Раздел «Дополнения».В разделе «Дополнения» наводятся примеры форм (бланков) записей.
Контрольные вопросы для самоподготовки:
1 В чем заключается процессное моделирование деятельности предприятия, в том числе при осуществлении закупок? Что такое рабочий процесс закупочной деятельности?
2 В чем заключается регламентация процессов в виде Карт процессов?
3 В чем заключается уровень детализации рабочих процессов.
3 Приведите формы документирования процессов. Приведите структуру (содержание) карт процессов.
4 Охарактеризуйте каждый из разделов карты процесса.
Лекция № 9 Планирование закупок предприятия в рыночных условиях
Основные разделы:Общие требования к планированию закупок. Порядок планирования закупок. Формирование планов закупок.Обобщенное и краткосрочное планирование закупок. Виды (разновидности) потребностей в материальных ресурсах. Методы и методики определения потребностей в материальных ресурсах.
Для эффективного функционирования закупочной логистики предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.
Такая информацию содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению задач закупок, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе и далее, в соответствии с жизненым циклом закупок.
Сущность планирования закупок предприятия проявляется в определении плановой потребности в материальных ресурсах для выполнения производственной программы, работ и услуг, а также определение норм расхода сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, полуфабрикатов.
9.1 Общие требования к планированию закупок. Порядок планирования закупок.
Предприятие должно осуществлять планирование закупок, в рамках которого заблаговременно определять:
— предмет закупки, включая требования к закупаемой продукции и существенным условиям договора;
— предполагаемую стоимость закупаемой продукции и предполагаемый уровень конкуренции при проведении закупки;
— способ закупки исходя из предполагаемой стоимости закупаемой продукции, ее особенностей и особенностей рынков такой продукции, предполагаемого уровня конкуренции при проведении закупки, необходимых сроков обеспечения данной продукцией и нормативно установленных сроков проведения процедур закупок;
— возможность проведения закупки на Электронной торговой площадке исходя из положений организационно-распорядительных документов по закупочной деятельности;
— сроки начала подготовки закупочной процедуры, приглашения к участию в закупочной процедуре, подведения итогов закупочной процедуры, заключения по итогам закупочной процедуры договора, плановые сроки начала и окончания поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В процессе планирования должны быть проведены необходимые исследования рынков закупаемой продукции в целях определения предполагаемой стоимости закупаемой продукции и предполагаемого уровня конкуренции при проведении закупки.
План закупок должен включать все закупки по всем видам деятельности предприятия.
План закупок должен быть взаимосвязан с бюджетом предприятия на соответствующий период, а также с иными документами, действующими на предприятии (инвестиционные программы, планы текущего и капитального ремонтов, программы привлечения финансовых ресурсов, программы обеспечения страховой защиты и тому подобное).
Форма плана, порядок сбора заявок и составления проекта плана закупок определяется организационно-распорядительными документами предприятия.
План закупок разрабатывается плановым подразделением, входящим в отдел закупок на основе заявок функциональных заказчиков материальных средств, согласовывается с контролирующим закупочным органом (дирекция по закупкам) и утверждается исполнительным органом.
Внесение изменений в план закупок осуществляется планирующим исполнительным органом на основе заявок инициаторов закупок. В случае, если такие изменения, по мнению планирующего закупочного органа, связаны с некачественным планированием, он сообщает о таких случаях контролирующему закупочному органу.
В случае, если изменения связаны с применением иного способа закупки, для которого согласно организационно-распорядительным документам по закупочной деятельности требуется разрешение контролирующего закупочного органа, либо когда изменения связаны с применением процедур закупок за рамками установленных организационно-распорядительными документами по закупочной деятельности общих правил применения процедур закупок, такие изменения вносятся только после разрешения контролирующего закупочного органа.
Закупочная процедура объявляется и проводится в строгом соответствии с утвержденным и актуальным на дату принятия решения о проведении закупки планом закупок.
Отдельные разделы актуального плана закупок (т.е. с учетом его изменений) подлежат опубликованию на сайте в разделе «Закупки» и на Электронной торговой площадке. Перечень публикуемых разделов плана закупок определяет методический закупочный орган.
9.2 Формирование планов закупок.
Планы закупок строятся на основе планов производства. Укрупненный план закупок не может быть получен непосредственно на основе укрупненного плана производства. Сначала на основе уточненного плана производства должен быть сформирован уточненный план закупок, и лишь на его основе может быть сформирован укрупненный план закупок..
Описанная последовательность шагов формирования укрупненных планов производства и закупок иллюстрируется схемой (рисунок 9.1).
Рисунок 9.1 Схема последовательности шагов формирования укрупненных планов закупок.
Обобщенное планирование закупок относится к категории тактических решений, в ходе которых прогнозный спрос и наличная мощность преобразуются в графики по видам деятельности. На этом уровне планирования закупок разрабатываются обобщенные планы и основные графики. В обобщенных планах ведется анализ по группам видов деятельности, по каждому сооружению, как правило, на каждый месяц, при этом деталей работы планирование закупок не касается. Так, например, в обобщенном плане может быть указано количество груза, которое будет перемещаться через логистический центр, но разбивка общего груза по типам упаковок или содержимому не будет производиться, так это не входит в планирование закупок. После составления обобщенных планов разрабатываются основные графики, разбивающие обобщенный план на составляющие и показывающие виды деятельности, как правило, на каждую неделю.
На рисунке 9.2 представлена логическая структура процесса планирования материальных ресурсов предприятия.
Рисунок 9.2 Логическая структура процесса планирования материальных ресурсов предприятия
Планирование закупок не заканчивается на этапе составления основного графика, т.к. необходимо разработать подробные расписания для всех видов работ, оборудования, сотрудников, материалов, сооружений и других ресурсов, требуемых для выполнения задач, установленных в основном графике после планирования закупок.
Для этого используется составление краткосрочных графиков. Краткосрочные графики планирования закупок определяют последовательность выполнения видов деятельности, ресурсы и время, когда они должны быть выполнены.
Поскольку основной график задает сроки окончания работ, краткосрочные графики должны учитывать эти даты. Существуют два способа решения такой задачи:
— обратное составление графика: составители знают, когда каждая работа должна быть завершена. Они идут от этой даты назад, выстраивая все виды деятельности, чтобы определить, когда каждая работа должна начаться, чтобы в итоге задача была решена к требуемому сроку;
— прямое составление графика: составители знают, когда каждая работа может начаться. Они анализируют все виды работ и определяют, к какому сроку задача будет выполнена.
Раздел термины и определения для чего нужен
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ НА ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Development of standards on terms and definitions
Дата введения 2012-03-01
Сведения о рекомендациях
1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
2 ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации ТК 55 «Терминология», элементы данных и документация в бизнес-процессах и электронной торговле
1 Область применения
Настоящие рекомендации предназначены для применения при разработке национальных стандартов на термины и определения, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Рекомендации устанавливают порядок и содержание работ по стандартизации научно-технической терминологии на всех этапах разработки стандартов на термины и определения, предусмотренных национальной системой стандартизации, дополняют общие требования национальной системы стандартизации с учетом специфики объекта стандартизации.
Положения настоящих рекомендаций применяются на всей территории Российской Федерации техническими комитетами по стандартизации, юридическими и физическими лицами, принимающими участие в разработке стандартов на термины и определения, а также подготавливающими заключения на проекты таких стандартов.
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления, обозначения
ГОСТ Р 1.7-2008 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
РМГ 19-96 Рекомендации по основным признакам и методам стандартизации терминологии
3 Основные положения
Стандартизация терминологии создает также условия для идентичного представления на русском языке международных стандартов, принимаемых в качестве отечественных стандартов, обеспечивает взаимопонимание между специалистами и сопоставимость технико-экономической информации.
3.2 Стандартизуемая терминология должна в первую очередь обеспечивать реализацию целей и задач стандартизации, установленных в ГОСТ Р 1.0.
Основные задачи стандартизации научно-технической терминологии:
— фиксация в стандартах на термины и определения современного уровня научного знания и технического развития;
— гармонизация (обеспечение сопоставимости) научно-технической терминологии национального и международного уровней;
— обеспечение взаимосвязанного и согласованного развития лексических средств, используемых в информационных системах;
— выявление и устранение недостатков терминологии, используемой в документации и литературе.
Упорядочение терминологии предусматривает необходимость учета и максимального согласования различных точек зрения по данной системе на всех уровнях.
3.5 Стандартизацию научно-технической терминологии проводят на международном, региональном, национальном уровнях.
При стандартизации научно-технической терминологии максимально используют терминологические стандарты и словари международных организаций ИСО, МЭК, МОЗМ, ЕОК и др.
3.6 Принципы и методы работ по стандартизации научно-технической терминологии унифицированы с положениями РМГ 19.
3.7 Национальный стандарт на термины и определения разрабатывают для установления системы понятий какой-либо области науки и техники (ее части, раздела), которую многократно используют в нормативных документах одной или нескольких отраслей.
Национальный стандарт на термины и определения может содержать справочное приложение, разрабатываемое в тех случаях, когда отсутствуют стандартизованные термины более общих и/или смежных систем понятий, необходимые для понимания текста стандарта.
4 Разработка проекта стандарта на термины и определения
4.2 На стадии разработки первой редакции проекта национального стандарта на термины и определения проводят основную работу по упорядочению стандартизуемой терминологии, включающую в себя:
— уточнение границ предметной области, в которых предполагается проводить упорядочение терминологии;
— анализ и обобщение свойств и признаков объектов, выявление характеристик, описывающих понятия, формирование понятий (см. рисунок 1);
— выявление имеющихся понятий, сбор и анализ терминов и определений;
— систематизацию понятий, в том числе построение классификации понятий, установление генерических (родовых) и партитивных (частей и целого) отношений между понятиями;
— определение структуры национального стандарта и расположения терминов в подразделах.
4.2.1 Выявление и отбор объектов, обобщение их свойств, формирование и отбор понятий проводят одновременно с уточнением границ рассматриваемой области знания (деятельности) для выделения понятий, специфичных для данной области науки, техники, экономики и социальной сферы.
4.2.2 При отборе терминов из источников фиксируют все термины, представляющие различные точки зрения. Одновременно со сбором терминов выявляют определения понятий, а также другие сведения (описания, характеристики, классификации, иллюстративные материалы).
4.2.3 При отборе терминов следует учитывать современные достижения науки и техники в данной области.
4.2.4 При построении классификации, являющейся одним из основных способов систематизации понятий, выделяют все возможные признаки классификации (основания деления), позволяющие характеризовать группы понятий или отдельные понятия в заданной области науки, техники, технологии, экономики, социальной сферы.
В результате установления связей между понятиями выявляется система понятий.
4.2.5 Область понятий представляет собой набор неструктурированных, но тематически связанных понятий, которые следует использовать в качестве отправной точки для разработки системы понятий. Система понятий представляет собой систему абстракций (обобщений), которую разработчик терминологии выделяет из области понятий.
4.2.6 При построении (моделировании*) системы понятий используют:
* Применение современных средств информационных технологий позволяет осуществлять построение системы понятий путем компьютерного моделирования, например на основе универсального языка моделирования UML.
— генерические (родовые) связи, при которых все понятия связаны друг с другом в качестве общих и конкретных понятий;
— партитивные связи, при которых все понятия связаны друг с другом как целое и его части;
— ассоциативные связи, при которых все понятия связаны друг с другом по ассоциации.
При построении сложных систем понятий может быть использована комбинация перечисленных видов связей.
4.2.7 Для анализа и оценки системы понятий ее представляют в графической форме в виде диаграммы (схемы) понятий.
4.2.8 Процесс моделирования системы понятий включает в себя ряд интерактивных операций, предназначенных, например, для составления терминологических ресурсов в конкретной предметной области. Эти операции обычно включают в себя:
— выбор области понятий, предварительных обозначений и понятий, с тем чтобы обработанные понятия рассматривались с учетом предметной области, группы пользователей и их потребностей;
— анализ сужения и расширения каждого понятия;
— определение отношений и положений этих понятий в рамках системы понятий;
— иллюстрирование результатов моделирования системы понятий с помощью диаграммы (схемы) понятий;
— разработку и оценку определений понятий на основе отношений (связей) понятий;
— приписывание признаков обозначения для каждого понятия.
4.2.9 Определения понятий тесно связаны между собой. Определения должны отражать систему понятий. Если соответствующие определения уже существуют, связи (отношения) внутри системы должны создаваться на основе анализа особенностей каждого понятия, включенного в соответствующее ему определение. Моделирование, отображение структуры системы понятий и написание определения понятия выполняются как повторяющийся итеративный процесс, который требует проверки и повторения некоторых операций.
4.2.10 При сборе и представлении информации о понятии важно принимать во внимание потребности:
а) специалистов в предметной области данной сферы, которые знакомы с формированием понятий в системах предметной области и, возможно, уже встречались с терминами;
б) специалистов в другой предметной области, которые могут быть знакомы или не знакомы с терминами и понятиями;
в) лиц, не являющихся специалистами, знакомыми с терминами и понятиями предметной области.
4.3 В стандартах на термины и определения в зависимости от предметной области, целевой аудитории могут быть использованы различные типы определений. Наибольшая ясность и точность определения понятия достигается в случае применения традиционного интенсионального (содержательного) определения. Особенность интенсионального определения состоит в предоставлении минимального объема информации, которая формирует основу для выделения главных признаков (обобщения), и обеспечении возможности распознавать и отличать понятие от других понятий, особенно равнозначных понятий.
Если возможно построение двух или более определений для одного понятия, отвечающих предъявляемым требованиям, или разработчики не могут прийти к единому мнению по вопросу построения определения или выбору термина, то в первую редакцию проекта стандарта включают все возможные варианты для обсуждения и выбора наилучшего из существующих на данный момент в современной теории в данной области знаний.
Как сделать лучше раздел «термины и определения»
Продолжая тему понятных договоров и юридического дизайна, хочу поделиться наблюдениями про раздел «термины и определения».
История из жизни. Скидывают договор, открываю его и вижу 20 терминов. Понимаю, что сейчас нужно будет прочитать каждый их них, вникнуть в его смысл, запомнить — и мне становится грустно. Я уже подозреваю, что в дальнейшем мне эти знания не понадобятся. Все дело в том, что составитель договора немного перестарался и включил в раздел слишком много информации.
Но есть и хорошая новость, можно это исправить в своих договорах.
Я последовательно задаю себе следующие вопросы:
1. Нужна ли расшифровка этого термина?
Например, термин «интернет». Зачем копировать определение из википедии на полстраницы, если значение этого термина понятно уже всем?
Или вот еще замечательный пример:
«1.4. Лицензионный договор – гражданско-правовой договор, по которому одна сторона – обладатель исключительного права на интеллектуальную собственность (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этой интеллектуальной собственности (неисключительное право) в предусмотренных лицензионным договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ)».
Ну зачем, зачем это нужно расшифровывать?
2. Сколько раз встречается термин в договоре?
Если термин упоминается всего один раз, возможно будет проще расшифровать его значение в самом тексте.
Случаются и более интересные истории. Термин вообще в договоре не упоминается.
Один из клиентов заказал договор на разработку сайта. Ему прислали договор, в котором был солидный раздел с терминами, в том числе такими как «контекстная реклама», «сео продвижение», «яндекс директ», «целевые переходы» и т. д.
Зачем это все в договоре на создание сайта? Возможно Вы возразите и скажете, что потом клиенту понадобится продвижение. Вот когда понадобится — тогда стороны и подпишут дополнительный документ (договор/приложение/дополнительное соглашение), в котором среди прочего будут актуальные для этих отношений термины.
3. А нужен ли раздел?
Проверив все термины по двум вышеуказанным критериям Вы возможно зададите себе вопрос — а нужен ли вообще раздел «термины и определения»?
Я для себя решил так. Если терминов не больше 5, их проще расшифровать по тексту договора.
Если терминов больше 5, то лучше создать под них отдельный раздел.
4. Не слишком ли большое определение?
Допустим раздел решили оставить, так как терминов много. Мы убрали ненужные, очевидные или однократно встречающиеся термины, но все равно получается громоздко. Что еще можно с этим сделать?
Проверить, не слишком ли много написано в расшифровке термина.
Давайте посмотрим пример:
Составитель документа явно перестарался. 2/3 текста должны быть не в определении, а в профильном разделе договора о правилах регистрации.
Личный кабинет-персональный раздел пользователя на сайте, где он может посмотреть свою статистику работы.
Личный кабинет-персональный раздел пользователя на сайте.
5. Все ли хорошо со структурой раздела?
В большинстве договоров термины расположены как Бог на душу положит.
Кто-то сортирует термины в алфавитном порядке, но тогда раздел приходится использовать так:
— Встречаем в тексте термин.
— Идем читать его в раздел «термины и определения».
— Возвращаемся обратно к тексту договора.
Это не всегда удобно. Есть альтернативный вариант. Можно постараться расположить термины так, чтобы они складывались в рассказ, постепенно раскрывая смысл.
Давайте посмотрим на примере.
Авторизация- вход в Аккаунт с помощью Ключей доступа.
Аккаунт- учетная запись Посетителя на Сайте.
Ключи доступа- логин и пароль для доступа к Аккаунту.
Посетитель – лицо, использующее Сайт любым способом.
Посетитель – лицо, использующее Сайт любым способом.
Аккаунт- учетная запись Посетителя на Сайте.
Ключи доступа- логин и пароль для доступа к Аккаунту.
Авторизация- вход в Аккаунт с помощью Ключей доступа.
Основная особенность в том, что термины раскрываются поочередно. Обратите внимание на термин «Аккаунт». В случае с алфавитным порядком, Вам не сразу станет понятен смысл термина. Нужно будет прочитать еще про сайт и посетителя, но эти термины находятся ниже.
В случае с логическим порядком иначе. Изучая термин «Аккаунт», вы уже знаете смысл используемых в нем терминов.
Такой способ расположения определений занимает больше времени у юриста, но и более удобен для читателя.
На сегодня все. Мои наблюдения в видеоформате можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=gYEl8Ei_oAs&t=1s
Буду рад прочитать ваше мнение, предложения, замечания.