Разделенное внимание у детей что это

Разделенное внимание

Способность направлять внимание на тот же объект, на который обращает внимание другой человек. Развивается в раннем возрасте: ребенок не только замечает, на какой объект смотрит другой человек, но и с помощью указательного жеста сам направляет внимание человека на интересующий его предмет.

Разделенное внимание развивается постепенно, и к 12-13 месяцам позволяет детям с помощью указательного жеста направлять внимание взрослого на интересующий его объект для разделения с ним эмоционального отношения к нему. В состоянии разделенного внимания младенцы начинают соотносить эмоциональные реакции и речевые высказывания взрослого с объектами и событиями окружающей среды.

Пример ситуации разделенного внимания: ребенок видит кошку, возгласом и указательным жестом он показывает маме на кошку, следя за ее взглядом и убеждаясь, что она на нее посмотрела (инициация совместного внимания). Мама смотрит ребенка, потом на кошку и, смотря в глаза ребенку, говорит: «Да, это кошка!» (ответ на инициацию совместного внимания). Эта ситуация типична для детей после года и позволяет им разделить со взрослым впечатления от увиденного и заинтересовавшего их объекта или события. В состоянии общего внимания дети начинают идентифицировать ментальные состояния свои и других людей, направленные на один и тот же объект.

По мнению Дж.Баттерворта, зрительная активность младенца, необходимая для разделенного внимания, в своем развитии проходит несколько стадий. К 6 месяцам младенцы уже способны следить за взором матери, если он направлен на достаточно заметный предмет, расположенный прямо перед ними. К 12 месяцам дети все еще не могут локализовать предметы, находящиеся позади них, но способны обнаружить цель, даже когда она не является единственным стимулом в поле зрения. К 18 месяцам дети успешно находят взглядом расположенные сзади предметы, хотя их внимание легко может отвлечься на какой-либо из попавших в поле зрения посторонних предметов.

Было показано, что разделенное внимание имеет ключевое значение для развития речи, символической игры и социального познания.

Исследования разделенного внимания

Ранние ретроспективные исследования видеозаписей первых лет жизни детей с аутизмом показали, что отсутствие актов разделенного внимания наряду с недостатком довербальной коммуникации и откликом на имя являются одними из ключевых признаков, которые наблюдаются у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) к концу первого года жизни [2; 9].

В других исследованиях, в которых изучалась важность навыка разделенного внимания для ранней диагностики аутизма, пытались проспективно выявить аутизм среди общей популяции и группы высокого риска (обычно сиблингов детей с РАС) с помощью скрининговых инструментов [1; 3; 5]. Их результаты показали, что отсутствие двух составляющих разделенного внимания — контроля взгляда другого человека и указания на интересующий объект/событие вкупе с отсутствием символической игры в 18 месяцев с высокой вероятностью являлись прогностическими признаками аутизма [1].

Результаты лонгитюдных исследований показали взаимосвязь между разделенным вниманием в раннем детстве и различными речевыми и социальными навыками в дошкольном и школьном возрасте у детей с РАС [11; 12].

Анализируя влияния отсутствия или снижения актов совместного внимания у детей с РАС в раннем возрасте, П. Хобсон утверждал, что именно нарушение развития совместного внимания, не позволяющее в раннем детстве получить опыт эмоционального общения со взрослым, приводит к нарушению социального взаимодействия при аутизме [7]. С. Барон-Коэн предполагал, что у детей с РАС оказывается поврежденным детектор направления взгляда, который развивается очень рано и необходим для контроля взгляда другого человека при разделенном внимании. Повреждение этого механизма существенным образом нарушает социальное развитие ребенка и восприятие других людей как целенаправленных субъектов, способных направлять свое внимание на те или иные объекты [4]. Как показал Филипс с соавторами [10], в отличие от типично развивающихся детей 9–18-месячного возраста дети с РАС (в возрасте 3-7 лет) в условиях реального взаимодействия, когда намерения взрослых не очевидны, не используют глазной контакт в качестве источника информации.

Последние исследования по разделенному вниманию у детей и взрослых с РАС сосредоточены на разработке критериев диагностики разделенного внимания или оценки эффективности различного вида вмешательств для развития разделенного внимания. Существуют отдельные тренинги по инициации разделенного внимания и по формированию ответной реакции на данный поведенческий акт, которые разработаны в рамках прикладного анализа поведения.

Достаточно много исследований эффективности вмешательства для развития разделенного внимания у детей с РАС выполняются с использованием компьютеризированных или роботизированных техник. Результаты этих исследований показывают важность использования взрослым подсказок, таких как указательный жест в ситуации взаимодействия для увеличения актов разделенного внимания [6]. Существуют также исследования, которые демонстрируют преимущества тренинга с участием сверстников (а не взрослых или роботизированных моделей) для увеличения актов разделенного внимания у детей с РАС [8].

Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН

Источник

Разделенное внимание у детей что это

В ходе естественного развития младенец учится взаимодействовать с родителями, например, играть в игрушки вместе с ними. Для этого ему нужен очень важный фундаментальный навык — разделенное или совместное внимание. В этой статье рассказывается, как можно развивать этот навык у ребенка.

Разделенное (совместное) внимание

Разделенное внимание — это базовый социальный навык, когда ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек, то есть он как бы разделяет ваше внимание. Главные индикаторы разделенного внимания — это, как правило, жесты и направление взгляда ребенка, который следует за жестами и/или взглядом взрослого.

Навыки, связанные с разделенным вниманием, начинают формироваться еще в младенческом возрасте, примерно в шесть месяцев. Они развиваются, когда ребенок общается и играет с родителями или другими взрослыми. Например, мама или папа показывает младенцу игрушку, и младенец обращает на нее внимание, смотрит на лицо родителей и на игрушку. Это проявление совместного внимания, так как и родитель, и ребенок смотрят на один и тот же предмет.

Разделенное внимание критически важно для дальнейшего развития социальной коммуникации и речи. Способность ребенка переключать внимание на вас и на то, на что вы смотрите, важна для развития навыков имитации, которые, в свою очередь, нужны для развития устной речи. Если в возрасте шести месяцев у ребенка нет проявлений разделенного внимания, то, как правило, это показание для раннего вмешательства. Ниже перечисляются некоторые занятия и техники, которые вы можете попробовать, чтобы помочь ребенку в развитии этих важных навыков.

Развитие разделенного внимание в раннем возрасте

Если вы будете пробовать некоторые из этих занятий, то помните, что важно предоставлять ребенку позитивное поощрение — если сразу за нужным действием ребенка следует что-то приятное и радостное для него, то он будет повторять эти действия в будущем. В данном случае будет чаще следовать за вашим взглядом или указательным жестом. Например, если ребенок посмотрел туда, куда вы показываете и/или говорите ему посмотреть, то тут же дайте ему какую-то награду. Такой наградой может быть ваша улыбка, щекотка или объятия. Опирайтесь на ваши знания о том, что нравится вашему ребенку, чтобы понять, какие поощрения могут быть наиболее эффективны для него.

— Читайте книжки вашему ребенку. Во время чтения книги используйте указательный жест и взгляд, чтобы показывать на различные рисунки на странице. Просите ребенка смотреть на то, на что вы показываете, и говорите с ним о том, что вы видите. Например, вы можете сказать: «Смотри! Синяя птичка летит!» В идеале ребенок должен посмотреть на вас, когда вы говорите, а потом направить взгляд на то, о чем вы говорите.

— Когда член семьи заходит в комнату, скажите: «Смотри! (имя) пришел». Если ребенок посмотрит в правильном направлении, то наградите его.

— Возьмите игрушку, которая нравится вашему ребенку, и скажите: «Смотри». Когда он посмотрит на игрушку, дайте ее в качестве награды.

— Возьмите заводную или электрическую игрушку. Включите ее, смотрите на нее вместе с ребенком. Когда игрушка остановится, то включите игрушку снова, как только ребенок посмотрит на вас (поначалу располагайтесь так, чтобы вам было легко поймать его взгляд). Такого рода упражнение очень эффективно, для того чтобы ребенок понял: если смотреть на других людей, это вызывает у них желательную реакцию.

— Выдувайте мыльные пузыри и наблюдайте, как они лопаются. Говорите ребенку: «Смотри» — и награждайте его каждый раз, когда он смотрит или пытается лопнуть пузырь, на который вы указываете.

— Во время прогулки на улице показывайте на то, что вы видите: «Смотри, большое дерево». Внимательно следите за реакциями ребенка и поощряйте его, если он смотрит на вас, а потом на то, на что вы указываете.

Упражнения для дальнейшего развития разделенного внимания

Развитие указательного жеста ребенка

— Когда читаете ребенку, продолжайте указывать на предметы и персонажей на рисунках. Затем осторожно возьмите руку ребенка и помогите ему тоже показать на нужного персонажа. Награждайте его за то, что он указывает на страницу.

— Во время игр обращайте внимание на то, какая игрушка интересует ребенка, и убирайте ее так, чтобы он не мог ее достать. Затем подскажите ему, положив руку на его руку, как попросить нужную игрушку указательным жестом. Тут же доставайте игрушку в ответ на указательный жест.

Развитие разделенного внимания во время игры

Игра — это прекрасный момент для обучения ребенка с аутизмом, который даже не будет понимать, что его чему-то учат. Во время совместной игры не забывайте «следовать за ребенком», то есть обращать внимание на то, что интересует его самого. Например, если ребенку интересны кубики, попробуйте строить что-то вместе с ним. Но ни в коем случае не заставляйте его играть в то, что ему не нравится. Опирайтесь на интересы и мотивацию самого ребенка.

— Возьмите любимую игрушку ребенка и поднимите ее так, чтобы он ее заметил. Спрячьте ее за спину, а потом снова покажите. Затем дайте игрушку ребенку. Это будет поощрять ребенка взаимодействовать с вами, потому что он будет понимать, что у вас есть то, что он хочет.

— Играйте в игры, которые требуют физического контакта. Например, «Поехали-поехали» или хоровод. Во время игры старайтесь поддерживать зрительный контакт с ребенком.

— Попробуйте играть в мяч, перебрасывая его или катая друг к другу. Такая игра требует, чтобы оба участника следили за одним предметом (мячом).

Имитация ребенка

Попробуйте копировать действия и слова ребенка, чтобы быть на одном уровне его способностей и интересов. Так вы показываете ребенку, что вас интересует то же самое, что и его, кроме того, это выражение вашего одобрения. Благодаря этому вам станет проще начинать совместные игры. Со временем вы сможете перейти от имитации действий ребенка к игре по очереди и разделенному вниманию, потому что ребенок привыкнет, что вы занимаетесь чем-то вместе. Вы также можете заметить, что ребенок начинает имитировать ваши действия, это один из важнейших навыков для развития коммуникации и речи.

Поиск спрятанных предметов

Вы можете прятать игрушки или другие призы в комнате или спрятать желанный предмет в одной из множества коробок или под одну из перевернутых мисок. Помогайте ребенку найти приз с помощью указательного жеста и/или вашего взгляда. Это поможет ребенку научиться следить за тем, на что направлено ваше внимание.

Строительство по очереди

Умение выполнять какие-то действия по очереди — это очень важный этап развития разделенного внимания. Для этого вы можете строить вместе с ребенком дом из кубиков или собирать конструктор. Главное, чтобы ребенок научился соблюдать очередность с вами, для чего ему нужно будет наблюдать за вашими действиями.

Заключение

Разделенное внимание — это навык, который необходим для дальнейшего развития коммуникации и речи ребенка. Обычно разделенное внимание формируется естественным образом, но если этого не происходит, например, из-за аутизма или иной задержки развития, то важно работать над этим навыком, целенаправленно поощряя за него ребенка. Работа над разделенным вниманием включает совместные игры, подражание действиям ребенка, обучение тому, чтобы следовать вашему указательному жесту или взгляду, и обучение самого ребенка указательному жесту (вначале в качестве просьбы). Важно отметить, что если у ребенка есть проблемы с разделенным вниманием, то, скорее всего, у него есть другие нарушения коммуникации. В этом случае ребенку нужны консультации логопедов и других специалистов в области раннего вмешательства.

Источник

Вопрос-ответ. Что такое разделенное внимание, и как его развивать у детей с аутизмом?

Один из самых первых признаков аутизма у маленького ребенка — отсутствие разделенного внимания

Разделенное внимание у детей что это. Смотреть фото Разделенное внимание у детей что это. Смотреть картинку Разделенное внимание у детей что это. Картинка про Разделенное внимание у детей что это. Фото Разделенное внимание у детей что это

Дети, у которых диагностирован аутизм, имеют дефицит социальных навыков, а если говорить конкретнее, то им не хватает разделенного внимания. Так называется общее внимание двух людей к одному и тому же объекту (Wikipedia) или синхронизация внимания между двумя или более людьми (Per Holth, 2006).

Некоторые другие определения в литературе включают: 1) разделенное внимание означает одновременное участие двух или более людей, которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем предмете (Baldwin, 1995); 2) разделенное внимание — это взгляд на то, на что смотрит другой человек Sigman and Kasari, 1995); 3) разделенное внимание — это знание о том, на что смотрит другой человек, и понимание, что он имеет собственный зрительный опыт (Bruner, 19).

Например, Билли гуляет вместе с папой и видит самолет в небе. Он смотрит на своего папу и показывает на самолет, его папа тоже смотрит на самолет, после чего Билли и папа смотрят друг другу в глаза и улыбаются друг другу. Люди участвуют в разделенном внимании только ради того, чтобы поделиться каким-то событием или предметом с другим человеком (то есть, это поведение подкрепляется социально!)

Разделенное внимание — это критически важный навык в развитии ребенка. Исследования связывают разделенное внимание с последующим развитием навыков, включая способность к символическому мышлению, речи и общим социально-познавательным процессам. Разделенное внимание — это необходимый базовый навык, и именно в нем может заключаться потенциал прорыва в лечении аутизма у детей (Per Holth, 2006).

Разговор о разделенном внимании мы должны начать с контакта глазами. Наши дети заглядывают нам в глаза не только для того, чтобы получить то, что они хотят, но потому что контакт глазами с нами и внимание с нашей стороны сами по себе являются поощрением. Некоторые наши дети учатся этому естественным образом, однако иногда необходимы специальные процедуры на разделенное внимание, чтобы сделать взгляд в глаза и социальное внимание поощрением для ребенка.

В своей статье 2006 года «Оперантный анализ навыков разделенного внимания» Пер Холт описывает различные обучающие процедуры для развития навыков разделенного внимания. Протокол социального обращения, который описан ниже — это превосходный первый шаг для обусловливания контакта глазами как поощрения.

Социальное обращение

Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга за столом или на полу. Желанное лакомство кладется между ребенком и взрослым. Правильная реакция со стороны ребенка — он сидит, его руки опущены вниз, и он смотрит в глаза взрослому.

Взрослый должен подождать до 10 секунд (в течение которых ребенок и взрослый поддерживают контакт глазами), а затем он улыбается и кивает. Сразу после улыбки и кивка ребенок берет желанный предмет.

Если ребенок тянется за предметом до того как посмотреть в глаза или до того как взрослый кивнет и улыбнется, то взрослый должен физически блокировать ребенка, не давая ему взять предмет. Если ребенок не берет предмет после кивка и улыбки, то взрослый должен физически подсказать ему это сделать.

Вариации и способы обобщить этот протокол включают: положить 10 лакомств одновременно на выбор; обобщение во время игры с игрушками (например, перед ребенком есть несколько машинок и гоночная полоса, и ребенок должен посмотреть на вас и дождаться вашего кивка и улыбки, прежде чем он сможет выбрать, с какой машинкой играть); введение качания головой в качестве «нет» до того, как вы кивнете, таким образом, ребенок учится различать беззвучные жесты как «нет» и «да».

Используя этот протокол, вы обуславливаете контакт глазами, также как и беззвучные сигналы улыбкой и кивком, как обусловленные транзитивные мотивационные операции (CMO-T) в доступе к первичному поощрению. Говоря проще, ребенок хочет лакомство, он не может получить лакомство, пока не посмотрит на вас, и если вы не смотрите на него, то ему нужно побудить вас смотреть на него = поддержка контакта глазами становится поощрением!

Следование указательному жесту и взгляду

Одно из определений разделенного внимания включает умение «смотреть на то, на что смотрит кто-то еще» (Sigman and Kasari, 1995). Для того чтобы этого добиться, мы должны сделать взгляд на событие или предмет, на который смотрит другой человек, поощрением для наших детей!

Пер Холт выделяет протокол предварительного тренинга и тренинга по обучению вниманию к указательному жесту и направлению взгляда другого человека. Сначала взрослый указывает на потенциально поощряющий для ребенка предмет (например, лакомство, маленькую игрушку — то, что может поместиться под небольшую чашку). Взрослый просит ребенка отвернуться и закрыть глаза — ребенок не должен наблюдать за тем, что делает взрослый. Когда ребенок не смотрит, взрослый кладет желанный предмет под одну из двух непрозрачных чашек перевернутых кверху дном на столе, после чего просит ребенка перевернуть одну из них и/или показать на нее. Ребенок должен указать на одну из чашек (при необходимости могут использоваться, постепенно уменьшаясь, физические подсказки). Взрослый поднимает одну из чашек, и если желанный предмет находится под ней, то ребенок может его взять. Если под чашкой нет предмета, то у взрослого есть два варианта действий: 1. Взрослый поднимает другую чашку, чтобы показать, где был предмет, ребенку, а затем ребенок должен попробовать снова. 2. Взрослый позволяет ребенку показать на вторую чашку и взять желанный предмет. (Этот выбор зависит от уровня толерантности ребенка к ошибкам и необходимости начать заново). Во время предварительного тренинга важно приучить ребенка, что выбор правильной чашки приведет к получению желаемого. Следующая задача — научить ребенка, что лучший способ угадать чашку — это следить за жестом или взглядом взрослого.

Во время протокола тренинга для взгляда, проводится такое же предварительное обучение. На этот раз, однако, когда ребенок видит чашки, взрослый должен смотреть на правильную чашку. Для начала рекомендуется, чтобы лицо взрослого было как можно ближе к чашке, чтобы подсказка была более очевидной, чем при простом взгляде. Если ребенок успешен в выборе правильной чашки, то постепенно отодвигайте лицо. Конечная цель состоит в том, чтобы взрослый просто сидел, откинувшись на спинку стула, и указывал на правильную чашку только движением глаз.

Протокол по указательному жесту такой же, как описано выше, только взрослый указывает пальцем на правильную чашку. Во время этого протокола дистанция между взрослым, ребенком и чашками может увеличиваться таким образом, чтобы ребенок учился следить за указательным жестом взрослого на расстоянии, что напоминает наиболее частые ситуации в естественных условиях (например, мама показывает Дженни птичку в небе).

Другие вариации и способы для обобщения этого протокола включают: положить множество чашек на стол вместо двух; увеличить расстоянии между взрослым, ребенком и чашками; использовать разные непрозрачные сосуды; попросить ребенка спрятать предмет от вас и использовать его взгляд и указательный жест для информации о том, где спрятан предмет; научить двух ровесников играть в такую игру вместо взрослого и ребенка (такое занятие может стать настоящим весельем для детей!)

Источник

Изучение разделенного внимания и навыков ведения диалога на тренинге специалистов АВА в Самаре

Разделенное внимание у детей что это. Смотреть фото Разделенное внимание у детей что это. Смотреть картинку Разделенное внимание у детей что это. Картинка про Разделенное внимание у детей что это. Фото Разделенное внимание у детей что это

Мои благодарности за помощь в подготовке теоретического материала тренинга

Айсе Шейффер и Александре Жестковой.

Особенная благодарность старшим групп тренинга

Екатерине Седых, Наталье Горлачевой, Джамиле Сатаровой, Софье Омелечко.

Без вас тренинг был бы невозможен.

В ходе практической деятельности педагоги часто сталкиваются с тем, что, успешно продвигаясь в учебной программе, ребенок, тем не менее, неохотно общается с окружающими или просто целыми днями молчит.

Я часто спрашиваю мам, чего бы вам хотелось? Чтобы ребенок научился говорить и сказал…. – что именно? И мамы отвечают, что хотели бы беседовать с ребенком свободно, обсуждать, что же произошло в течение дня, задавать ребенку вопросы и отвечать на его вопросы. Таких бесед, как правило, не происходит, даже если ребенок владеет сложными грамматическими конструкциями и у него большой словарный запас. Что же мешает ребенку беседовать с мамой? Почему он не задает вопросов и ничем не делится с близкими? Ответы на эти вопросы искали участники практического тренинга специалистов Прикладного анализа поведения, который прошел с 24 по 26 октября 2014 года в городе Самаре, на базе специальной коррекционной школы-интерната № 115.

В начале нашего тренинга мы говорили о разделенном (совместном – в некоторых источниках) внимании. Такой вид внимания означает, что несколько людей, или взрослый и ребенок уделяют внимание одному и тому же предмету или явлению. Например, Миша гуляет вместе с папой и видит самолет в небе. Он смотрит на своего папу, затем показывает на самолет. Его папа тоже смотрит на самолет, после чего Миша и папа смотрят друг другу в глаза и улыбаются друг другу. Люди участвуют в таком взаимодействии ради того, чтобы поделиться каким-то событием или предметом с другим человеком. Это поведение усиливается с помощью социально-опосредованного процесса подкрепления. Распространенная ошибка путать разделенное внимание и указательный жест, несущий функцию просьбы (когда ребенок показывает пальцем на сок и получает сок работают другие механизмы).

Одним из диагностических критериев расстройства аутистического спектра является нарушение социального взаимодействия, крайне важно понять, чего же именно не хватает детям для того, чтобы вступать во взаимодействие с другими людьми? И, по мнению ряда исследователей, один из важнейших дефицитов – навык разделенного внимания.

Итак, разделенное внимание – общее внимание двух людей в одному и тому же объекту. Синхронизация внимания между двумя и более людьми.

Разделенное внимание — это критически важный навык в развитии ребенка. Исследования связывают разделенное внимание с последующим развитием навыков, включая способность к символическому мышлению, речи и общим социально-познавательным процессам. Разделенное внимание — это необходимый базовый навык, и именно в нем может заключаться потенциал прорыва в лечении аутизма у детей (Per Holth, 2006).

При нормотипичном развитии разделенное внимание начинает формироваться в 9 месяцев и формируется становится характерно устойчивым к 18 месяцам.

Для определения уровня развития навыка разделенного внимания у детей-участников тренинга мы использовали протокол, описанный Ron Leaf & John McEachin в книге «A work in progress» и

В работе тренинга приняли участие:

— Настя Л., 5 лет, нормотипичное развитие;

— Миша П., 4,5 года, нормотипичное развитие;

— Никита Г., 3 года 8 месяцев (РАС);

— Ксюша Б., 5 лет 10 месяцев (ЗПРР, эпи статус);

— Леша И., 6 лет 3 месяца (РДА).

В ходе работы мы установили дефицит навыка разделять внимание с другим человеком у всех детей с установленным диагнозом РДА и РАС. Например, при исследовании навыка привлекать внимание взрослого к необычному стимулу Лена реагировала вот так:

У детей с нормотипичным развитием сложностей не возникло, Ксюша (ЗПРР, эпи-статус) реагировала вот так:

Кроме изучения разделенного внимания мы провели изучение интравербального навыка по методике, описанной Марком Сандбергом и Синди Санбрег в статье «Intraverbal Behavior and Verbal Conditional Discriminations in Typically Developing Children and Children with Autism», опубликованной в журнале «Вербальное поведение» № 27 за 2011 год.

Первый день был посвящен тестированию уровня развития интравербального навыка у нормотипичных детей и детей с особенностями развития, второй и третий дни – обучению интравербальным реакциями в зависимости от установленного уровня.

Проведя исследование в соответствии с опросником доктора Сандберга мы получили следующие данные об уровне интравербальных реакций:

— Настя Л., 60 месяцев, нормотипичное развитие – 66 баллов;

— Миша П., 53 месяца, нормотипичное развитие – 49 баллов;

— Никита Г., 45 месяцев (РАС) – 9 баллов;

— Ксюша Б., 70 месяцев (ЗПРР, эпи статус) – 58 баллов;

— Лена К., 108 месяцев (РДА) – 18 баллов;

— Леша И., 75 месяцев (РДА) – 25 баллов.

Полученные нами данные мы отметили красным цветом на графике, приведенном доктором Сандбергом на своем сайте, и вот что у нас получилось:

Разделенное внимание у детей что это. Смотреть фото Разделенное внимание у детей что это. Смотреть картинку Разделенное внимание у детей что это. Картинка про Разделенное внимание у детей что это. Фото Разделенное внимание у детей что это

Для детей с особенностями развития данные выглядят следующим образом:

Разделенное внимание у детей что это. Смотреть фото Разделенное внимание у детей что это. Смотреть картинку Разделенное внимание у детей что это. Картинка про Разделенное внимание у детей что это. Фото Разделенное внимание у детей что это

Итак, в ходе работы тренинга мы провели исследование развития навыка ведения беседы (интравербального навыка) и установили актуальный уровень для каждого ребенка. Для детей с нормотипичным развитием уровень развития интравербального навыка находится на нижней границе возрастной нормы и, возможно, следует обратить больше внимания на формирование и развития навыка ведения беседы.

В группе детей с особенностями развития наилучший результат показала девочка с ЗПРР и эпи-статусом, находящаяся в условиях интенсивной АВА-терапии в течение года. Дети с РАС испытывали сложности в заданиях на навык ведения беседы, часто возникали реакции эхо (конструирование ответа из вопроса, повторение самого вопроса), отказы от сотрудничества (дети просто молчали), нежелательное поведение. У девочки 9 лет для которой никогда не проводились занятия АВА практически не удалось вызвать интравербальных реакций, несмотря на хорошее понимание речи, высокий уровень сотрудничества, навык различения предметов по функции, характеристике и категории.

Для всех детей участников тренинга рекомендованы программы, направленные на развитие навыков ведения диалога. Работа будет продолжена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *