Разделы русского языка и что они изучают 7 класс
Разделы русского языка и что они изучают 7 класс
Современный русский язык состоит из нескольких разделов, о которых сейчас, собственно говоря, и пойдёт речь. На данной странице нашего сайта вы узнаете, как называется тот или иной раздел науки о языке и что же он изучает.
Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка, закономерность его развития.
Фонетика описывает звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке. Предметом фонологии являются фонемы — кратчайшие звуковые единицы, служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм.
Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.
Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношение между буквами и звуками, а орфография — с основным принципом русского написания — морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными.
Словообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов: словообразование морфологическое, морфолого-синтаксическое, лексико-семантическое и лексо-синтаксическое.
Морфология является учением о грамматических категориях и грамматических формах слова. Она изучает лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.
Синтаксис — это учение о предложении и сочетании слов. Синтаксис изучает основные синтаксические единицы — словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структуру.
На основе синтаксиса строится пунктуация — совокупность правил расстановки знаков препинания.
Презентация «Разделы науки о языке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лингвистическая лаборатория Разделы науки о языке
Опыт 1 «Работа со словообразовательной моделью» ВЗ(С) АТЬ БЕГ ИМА БЕЖ ЛЕТ ЛОМ ПАХ КИП КОП БОЛТ ГРОМОЖД ДОРОЖ ДУМ
№ Основные разделы науки о языке Что изучается в разделе 1 Фонетика Характеристика звуков речи 2 Графика Как звуки речи обозначаются на письме 3 Лексика Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению 4 Морфемика Строение слова 5 Словообразование Способы образования слов 6 Грамматика: морфология, синтаксис Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений 7 Стилистика Особенности речи в зависимости от сферы общения 8 Орфоэпия Правила произношения слов 9 Орфография Правила написания слов 10 Пунктуация Правила расстановки знаков препинания
Опыт 4 «Работа с текстом» Луна со впалыми щеками тихонько завес ночи подняла. Она бледна. К луне опять бессонница пришла. Придётся ей бродить до поздних петухов. Дождаться солнца, в лучах согреться и, свесив голову устало, растаять в белом сне.(Ф.Нестаров)
Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (морфемика,словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис). Морфология и синтаксис составляют один раздел лингвистики, который называется грамматикой. Кроме того, наука о языке определяет правила написания слов (орфография), правила употребления знаков препинания (пунктуация), правила произношения (орфоэпия), целесообразность употребления тех или иных слов, словосочетаний в конкретной речевой ситуации (стилистика). Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение — единицы языка
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-329093
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка 7 класс «Разделы науки о языке»
Урок русского языка в 7 классе (повторение изученного в конце года)
Тема : Разделы науки о языке
Цель : повторить и обобщить сведения о разделах науки о языке
Предметный результат : учащиеся должны знать разделы науки о языке, основные понятия лингвистики, план морфологического разбора частей речи, информацию, касающуюся каждого раздела; учащиеся должны уметь определять изученные части речи, обосновывать правильность выбора орфограмм; учащиеся должны понимать взаимосвязь разделов науки о языке.
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания;
Анализируют, делают выводы;
Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Умеют работать в парах по предложенному учителем плану;
Умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Слушать и понимать речь других
Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
-Посмотрите на доску. Какова тема сегодняшнего занятия?
-Какие виды работ будут присутствовать на уроке?
— Сегодня мы в нашей лингвистической лаборатории повторим разделы лингвистики, обобщим наши знания по разделам науки о языке.
Текст : Язык (его особенности, свойства, законы) изучается специальной наукой, которая называется лингвистикой.
Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис)
-Запишите предложения. Какую информацию они содержат? (научную)
-Какие разделы науки о языке вы знаете?
-Что изучается в каждом отделе?
-Запишите число и тему урока в бланки.
-Наша задача – повторить и обобщить сведения по разделам науки о языке.
2. Подготовка к обобщению понятий и правил.
Опыт 1 «Работа со словообразовательной моделью» Слайд 1
-Образуйте новые слова. Обозначьте морфемы.
-Каким способом образованы слова?
-Составьте с 2 словами словосочетания и выполните их синтаксический разбор.
— сведения из каких разделов науки о языке мы повторили
Опыт 2 «Научная страница» Слайд 2
-Какие части речи вы образовали в предыдущем задании?
-Какие части речи имеют признаки глагола? (причастие и деепричастие)
-Что такое деепричастие?
-Как возник термин деепричастие?
Деепричастие = Дее + причастие (термин возник в 19 веке)
-причастность к действию
-Составьте предложение с деепричастием, охарактеризуйте его (работа в парах)
Опыт 3 «Творческая минутка»
— Составьте предложения, описав действия учителя. Используйте в предложениях причастный и деепричастный оборот ( учитель разрезает яблоко и отдаёт половинки детям).
Примерный текст: Мария Михайловна, подойдя к столу, взяла из стоявшей на столе корзины румяное яблоко. Разрезав его пополам, она отдала одну половину Антону, а другую Наташе.
-Охарактеризуйте предложения (синтаксис, пунктуация)
-Какие части речи использовали?
-Материал из каких разделов языка вы повторили?
3. Обобщение понятий и правил Слайд 3
Работа с таблицей ( можно заполнять вместе с учениками, после их выводов по каждому разделу добавляется запись в таблицу)
Основные разделы науки о языке
Что изучается в разделе
Характеристика звуков речи
Как звуки речи обозначаются на письме
Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению
Способы образования слов
Грамматика: морфология, синтаксис
Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений
Особенности речи в зависимости от сферы общения
Правила произношения слов
Правила написания слов
Правила расстановки знаков препинания
— Сведения из каких разделов мы повторяли?
4. Самостоятельная работа
Опыт 4 «Работа с текстом»
-Докажите, что перед вами текст.
-Как вы бы его озаглавили?
-Укажите в тексте средства художественной выразительности. Для чего автор их использует?
-Попробуйте заменить синонимами некоторые слова в этом тексте. Что у вас получилось?
-Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
-Определите части речи следующих слов: средь, тихонько, завес, ей, устало, свесив.
-Выполните морфологический разбор одной части речи (по выбору).
-Определите лексическое значение следующих слов: завес, впалыми.
-Подберите фразеологизм к слову бродить (бродить в потёмках).
-Выполните фонетический разбор слова растаять.
Вывод: информацию каких разделов науки о языке мы повторили?
-Напишите в конце бланка краткий вывод по теме
5 Подведение итогов
Над какой темой мы работали?
Какие качества помогли в выполнении заданий?
Какого результата вы достигли?
Кто доволен своей работой?
Дополните предложения, высказав своё мнение:
Подберите задания в игровой или занимательной форме по одному из разделов (распределить)
Разделы науки о языке
Опыт 1 «Работа со словообразовательной моделью»
Опыт 2 «Научная страница»
Опыт 3 «Творческая минутка»
Опыт 4 «Работа с текстом»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-362341
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 7 класс
Текст 1 Кровь играла на его круглых щеках живым румянцем, окрашивала в алый цвет его добрые губы, готовые к постоянной улыбке. Лоб у него был широкий и благородный, белее остального лица. Густые чёрные волосы, длинные и жёсткие, ерошились сзади, как львиная грива. Что же касается глаз, то в них горела жизнь. Они излучали свет, какой-то непостижимый магнетизм. (По Т. Готье)
1. Определите стиль речи.
2. Определите тип речи.
3. Определите, слова какой части речи несут смысловую нагрузку.
4. Найдите в тексте средства речевой выразительности, укажите их роль.
5. Определите, как связаны два последних предложения текста.
Текст 2 Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. (К. Паустовский.)
1. Определите, к какому типу речи относится текст:
а) описание,
б) повествование,
в) рассуждение.
2. Укажите стиль текста:
а) художественный,
б) публицистический.
3. Выберите средства выразительности, которые есть в тексте:
а) эпитеты,
б) олицетворение,
в) лексический повтор,
г) антонимы.
Текст 3 Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. (Д. Лихачев.)
1. Определите, к какому типу речи относится текст:
а) описание,
б) повествование,
в) рассуждение.
2. Укажите стиль текста:
а) художественный,
б) публицистический.
3. Выберите средства выразительности, которые есть в тексте:
а) эпитеты,
б) олицетворение,
в) лексический повтор,
г) антонимы.
Разделы науки о языке
Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделы науки о языке»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Какие мы знаем разделы науки о языке?
· Что изучает каждый раздел науки о языке?
· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
Такими разделениями занимается морфемика.
Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
А из предложений потом получается текст.
Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
Фонетика – она занимается звуками.
Графика имеет дело с буквами.
Лексикология изучает слова и их значения.
Морфемика имеет дело с морфемами.
Морфология рассматривает части речи.
А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.