Разделы товароведения что они изучают
Субъекты и объекты товароведной деятельности
Основные разделы товароведения и их содержания. Взаимосвязь товароведения с другими дисциплинами.
Товароведение включает 2-е части:Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения.В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих хар-тик любого товара.
Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.
Товароведение, как специальная дисциплина, изучая потребительные стоимости товаров, широко опирается с одной стороны на общенаучные естественные и технические дисциплины, а с другой на общественные науки. Кроме того, оно тесно связано со смежными технологическими и специальными экономическими дисциплинами.
Научный уровень товароведения во многом зависит от того, насколько глубоко оно использует новейшие достижения физики, химии и др. общенаучных точных дисциплин в познании естественных свойств товаров.
В изучении общественной потребительной стоимости товароведение опирается па общественные науки: философию, экономическую теорию, эстетику др. Общественные науки являются для товароведения методологической основой изучения полезности товаров как социально-экономической категория.
Философия вооружает товароведение всеобщим диалектическим методом познания явлений. Исключительно важное значение для товароведения имеет: экономическая теория, изучающая законы общественного производства и распределения материальных благ по различных ступенях развития человеческого общества.
Измерение показателей всегда связано с проблемой определения достоверности полученных результатов, т.е. определением степени приближения их к истинному значению. Решение этой проблемы и ей подобных, невозможно без знания математики, особенно теории вероятности и математической статистики. Поэтому математика широко используется в товароведении. Современные математические методы позволяют значительно сократить затраты времени для исследования свойств товаров и широко используются при определении качества товаров.
Качество товара создается в процессе производства, поэтому товароведение тесно связано с технологическими дисциплинами. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин – организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.
Этапы развития товароведения:
1 этап начало 16 до18вв товароведно-описательный.
2 этап с начало18до20вв товароведно-технологический.
3 этап с начало 21в товароведно-формирующий.
Субъекты товароведной деятельности:
1. товароведы – специалисты осуществляющие товароведную деятельность.
2 потребители товаров.
Требования к сотрудникам: специалисты должны владеть современным информационными технологиями; быть образованными в области маркетинга, менеджмента и инновационного предпринимательства; непрерывно повышать свою квалификацию; необходимо уверенно ориентироваться в другой области науки; владеть иностранным, историей, философией, литературой, искусством.
Потребитель – человек на которого направлена товароведческая деятельность, главный субъект потребитель товаров.
Модуль 1: КАТЕГОРИИ И МЕТОДЫ
1. Предмет товароведения
2. Задачи товароведения
3. История развития товароведения
Товаром называется любой предмет, предназначенный для продажи и удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности. Товары обладают определенными потребительскими свойствами, благодаря которым они становятся полезными для человека. Совокупность потребительских свойств товара, благодаря которым он удовлетворяет ту или иную потребность человека, представляет собой его потребительную стоимость. Она показывает, насколько товар удовлетворяет конкретные нужды человека благодаря своим свойствам. П отребительная стоимость отражает субъективную оценку покупателем товара во всей совокупности его свойств, и эта оценка выражается в его готовности заплатить за товар ту или иную цену
Потребительные стоимости товаров обусловлены их физическими, химическими, биологическими и другими природными свойствами, а также свойствами, приданными товарам в результате целенаправленной деятельности человека. Полезность товаров рассматривается товароведением именно как способность удовлетворять какие-либо потребности человека, а не только нужные, необходимые. Поэтому потребительной стоимостью характеризуются не только хлеб, молоко, мясо, овощи и им подобные продукты питания, но и также табак, алкогольные напитки и другие продукты. Например, табачные изделия, не имеющие пищевой ценности, даже вредные для человеческого организма, также обладают потребительными свойствами, но только для определенной части населения (курильщиков).
Товароведение изучает потребительные стоимости товаров. Существует несколько определений товароведения. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах».
Таким образом, из всего вышеизложенного вытекает, что предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.
Товароведение как научная дисциплина изучает свойства и качество товаров во взаимозависимости с производством, условиями и способами хранения. В товароведении рассматривается целый комплекс вопросов: сырье, из которого изготовлены товары, технология их производства, ассортимент, классификация, качество и методы его определения, упаковка, маркировка, хранение, правила транспортирования и др.
Товароведение изучает товары как материальные вещи или физические тела. Научной основой товароведения являются физика, химия, биология. Изучение товароведения в плане естественных наук позволяет объективно раскрыть природу товаров, определить свойства и закономерности их формирования и применения. Однако товароведение существенно отличается от каждой их этих наук. Правильная характеристика товара не может быть получена только на основе данных химии, физики или биологии. Объективное представление о товаре, его полезности и соответствии назначению возможно лишь путем изучения всей совокупности его разнообразных свойств, их сочетания и взаимной связи. Основываясь на данных и методах естественных наук, товароведение не охватывает всего объема знаний каждой из них, так как изучает не все многообразие физических, химических, биологических свойств товара, а только те из них, которые непосредственно связаны с его полезностью.
При оценке достоинств того или иного продукта товароведение учитывает также степень соответствия свой ств пр одукта его назначению не только по объективным особенностям продукта, но и по соответствию вкусам, привычкам потребителя и удобствам пользования. Таким образом, товароведение изучает потребительные достоинства товаров, которые не всегда совпадают с объективной их полезностью.
Потребности человека в товарах объективны и обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Решающее воздействие на возникновение и удовлетворение потребностей человека оказывает общественное производство, так как создает предметы потребления и порождает потребность в них. Однако потребности в своем развитии опережают производство, стимулируют его развитие. Между производством и потреблением всегда имеются определенные противоречия, которые проявляются в сфере товарного обращения.
Потребительная стоимость товара определяется не только его природными свойствами, но и экономическим и политическим строем общества, его моральными, этическими и эстетическими нормами.
2. Задачи товароведения
К основным задачам товароведения относятся:
1) изучение и оценка качества товаров, выявление градаций качества и дефектов товаров;
2) выявление и изучение факторов, влияющих на качество товаров в процессе их производства, во время транспортирования и хранения;
3) систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
4) изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленного или торгового предприятия;
5) разработка требований к таре, условиям перевозок и хранения товаров;
6) информационное обеспечение товаров.
Товароведение ставит своей задачей выявить все полезные свойства товаров, установить наиболее рациональные способы их использования, правильный режим хранения для сохранения высокого качества и доведения до минимума потерь в процессе продвижения товаров от производства к потребителю. Поэтому изучение качества товаров является главной проблемой товароведения.
Причины, влияющие на первоначальные свойства и качество товаров, разнообразны и зависят от природы и источников поступления этих продуктов. Приведем такой пример. Пищевые продукты в основном производятся на предприятиях пищевой промышленности, работающих на разнообразном сельскохозяйственном сырье. Качество и потребительские достоинства пищевых продуктов, получаемых в результате переработки сельскохозяйственного сырья, зависят, во-первых, от свойств и качества перерабатываемого сырья и, во-вторых, от процессов производства, изменяющих свойства и состав исходного продукта. Качество сырья и правильная организация процессов производства определяют качество получаемого продукта.
Применительно к товарам, получаемым торговлей и потребителями непосредственно из сельского хозяйства, основными факторами качества для продуктов растениеводства являются вид, сорт растения, условия его произрастания, а для продуктов животноводства – вид, порода, пол и возраст животных и птиц, условия их содержания и первичная обработка.
Товароведение ставит своей задачей изучение факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товара, проведение оценки, контроля, а также диагностики дефектов товаров. Качество товаров при транспортировании, хранении, реализации не остается без изменений. Поэтому в задачу товароведения входит изучение всех процессов, происходящих в продовольственных товарах в эти периоды товародвижения, нахождение оптимальных условий для максимального сохранения качества и сокращения потерь. Изучение процессов хранения, влияния их на качество, а также условий и способов хранения товаров занимает особо важное место в курсе товароведения, так как от правильного их хранения зависит качество продуктов, поступающих потребителю.
Однако простое сопоставление свойств сырья, процессов производства и хранения с качеством товара не дает должного представления о значимости каждого отдельного фактора, степени его влияния на качество продукта. Точно так же накопление большого фактического материала о свойствах того или иного товара недостаточно, чтобы выбрать правильно показатели его качества или классифицировать товары. Решение вопросов, связанных с изысканием лучших методов производства и хранения, показателей норм качества, делением товара на сорта, требует изучения закономерных связей между факторами качества и свойствами товаров, исследования взаимосвязи и взаимообусловленности различных свойств, полезности и потребительских достоинств. Закономерности, определяющие свойства и качество товаров и лежащие в основе их классификации, оценки и хранения, составляют одну из основных задач товароведения.
Основой изучения товаров, влияния на их свойства процессов производства и хранения, а также закономерностей, определяющих полезность и потребительные достоинства товаров, являются экспериментальные, аналитические методы.
К задачам товароведения продовольственных товаров относятся также изучение ассортимента товаров, активное воздействие на его систематическое улучшение и расширение, повышение культуры потребления.
Интенсификация технологических процессов, внедрение безотходных технологий сырья рождают новый ассортимент товаров. Здесь перед товароведением встает задача раскрывать перед покупателем полезные свойства товаров, формировать покупательский спрос.
В современных условиях, когда повышение качества продукции является одной из важнейших задач, направленных на ускорение социально-экономического развития страны, роль товароведения возрастает.
Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” направлен на повышение ответственности производителя и продавца за качество продукции. В нем поднимается вопрос об установлении и расширении прав покупателя на надлежащее качество товара, информацию о его качестве и защите прав в случае приобретения некачественной продукции.
3. История развития товароведения
История товароведения охватывает огромный промежуток времени, так как человек издавна сравнивал, так или иначе оценивал предметы потребления и обихода.
В развитии товароведения как науки выделяют следующие три этапа развития:
1. описательный ( до XVIII века )
2. товароведно-технологический ( XVIII век — середина XX века)
3. товароведно-формирующий (с середины XX века по настоящее время).
Начальный этап носит товароведно-описательный характер. Основная задача заключалась в квалифицированном описании товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами и способами потребления. Примерами таких описаний могут служить характеристики сельскохозяйственных продуктов, приведенные в сочинениях Плиния (“Естественная история”) и Катона (“Земледелие”). Плиний (27-79 гг. н. э.) первым описал способы оценки пшеницы, определение ее объемной массы, указал на способы обработки зерна различными экстрактами для предохранения его от действия вредителей.
Если в начальный период развития для товароведения характерно описание внешних отличительных особенностей товаров, их применения, то с XVIII в. появляются работы, в которых приводятся подробные данные об их химическом составе, строении, результаты органолептического, химического и физического анализа. Интенсивно исследовались отечественные товары. Результаты этих исследований публиковались на страницах журнала “Труды Вольного экономического общества”, в котором появились работы по изучению качества, состава, свойств молока, жиров, мяса, зерна и др.
Научное товароведение в этот период своего развития тесно связано с технологией производства товаров. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства. Результаты этих исследований явились также мощным средством совершенствования технологии производства товаров.
Большим толчком для развития научного направления товароведения послужило открытие в России и за рубежом коммерческих учебных заведений.
Основоположником отечественного научного товароведения является профессор Московской практической академии коммерческих наук Модест Яковлевич Киттары (1825-1880 гг.). Значительный вклад в развитие отечественного товароведения внесли профессора этой же академии П.П. Петров (1850-1928 гг.) и Я.Я. Никитинский (1854-1924 гг.). Они определили цели, задачи, объем этой научной дисциплины.
В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов ».
В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей », многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения.
В процессе дальнейшего развития происходит разделение товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся самостоятельными учебными дисциплинами.
В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изменяющихся потребностей.
Товароведение как научная дисциплина связано с такими науками, как химия, физика, микробиология. Определение качества продовольственных товаров, условий их хранения основано на химических, микробиологических и физических процессах.
Знание химии позволяет понять причины порчи пищевых продуктов.
В условиях рыночной экономики роль товароведных знаний возрастает в связи с необходимостью усиления контроля за качеством товаров, поступающих на рынок, решения проблемы идентификации товаров для обнаружения и предупреждения их фальсификации. Одним из современных путей развития товароведения является прогнозирование новых товаров, разработка их характеристик с учетом предполагаемых потребностей. Поэтому в современных условиях необходимо гармоничное развитие практических и научных основ товароведения, использование в товароведении маркетинговых принципов.
Лекция 1. Основы товароведения
ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
2. Основные этапы развития товароведения.
3. Предмет, цель, задачи, подходы к товароведению.
4. Основные категории товароведения.
5. Объект, субъекты и методы товароведения.
1. Товароведение как наука и учебная дисциплина
В настольном энцеклопедическом словаре, изданном в 1896 г. товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью “точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление”.
В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 года в Лейпциге (Германия) дано следующее определение “ Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров”.
В системе стандартов ОСТ 28-12-81 “Товароведение, основные понятия, термины и определения” термин “товароведение” обозначает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров.
Товароведение – это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Дисциплина товароведение изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обуславливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.
В общем товароведении рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.
В частном товароведении изучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируется состояние и перспективы развития конкретного рынка.
В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на МЕДИЦИНСКОЕ и ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ товароведение.
Медицинское товароведение изучает потребительские свойства медицинских товаров, то есть те свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине в соответствии в его назначением в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, медицинские приборы, медицинские аппараты, медицинское оборудование).
Фармацевтическое товароведение – это дисциплина, занимающаяся изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.
2. Основные этапы развития товароведения
1 Этап. Товарно-описательный (середина 16 начало 18 веков). Характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств. Создание руководста с описанием свойств и методов использования различных видов товаров. Товары описывались в алфавитном порядке. В 1549 г. в Падуанском университете (Италия) была образована первая кафедра товароведения, где преподавалось товароведение растительных, животных и фармацевтических материалов.
3 Этап. Товарно-формирующий (начало 20 века). Разработка научных основ формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством и ассортиментом.
Кафедры медицинского товароведения в России начали организовываться в начале 40 годов и это было связано с задачами военного времени и необходимостью обеспечения медицинским инструментами и оборудованием полевых лечебно-профилактических учреждений. Фармацевтическое товароведение было введено в учебный план по фармации в начале 80-х годов по предложению ученых Пятигорского фармацевтического института.
3. Предмет, цели, задачи, подходы к товароведению
Как видно из приведенного определения предметом фармацевтического товароведения как науки и учебной дисциплины является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента. Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, у человека есть потребность быть здоровым, эта потребность удовлетворяется различными способами: можно не иметь вредных привычек (курение, употребление алкоголя и пр.), можно бегать по утрам, можно принимать витамины, т.е. вести здоровый образ жизни. Однако, когда человек заболевает, удовлетворить потребность в здоровье можно только с помощью различных врачебных вмешательств, лечебных процедур и лекарственных средств.
Целью фармацевтического товароведения является изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина решает следующие основные задачи:
· определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров;
· систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
· обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.
Таким образом, задачи медицинского и фармацевтического товароведения связаны с изучением теоретических основ товароведения и фармацевтического маркетинга, ориентированных на товары медицинского назначения, потребительских свойств, проведение товароведческого анализа, обеспечение сохранения потребительской стоимости на всех этапах жизненного цикла товаров.
Подходы к товароведению:
Использование современного маркетингового подхода начинает определять другой подход к проблеме создания нового фармацевтического продукта или модернизации известного. Начальным этапом этого подхода становятся маркетинговые исследования, в результате которых определяются потребительные стоимости будущих товаров, расходы, связанные с их разработкой и производством, экологические вопросы. Проведение этих исследований должно вестись целенаправленно, в тесной взаимосвязи с производством при особом внимании к нормативно-технической документации (ФС, ВФС, ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.) и рекламно-информационной литературе.
Принципы – это основные исходные положения какой-либо теории, учения, руководящая идея, основные правила деятельности
Объективность – отражение реальных характеристик товаров и процессов, происходящих во время товародвижения.
Научность – использование при оценке товаров научных методов и научно-обоснованных выводов и положений.
4. Основные категории товароведения
К основным категориям товароведения относится категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
ПРОДУКЦИЯ – это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. В широком смысле слова это не только продукты человеческой деятельности, но и жизнедеятельность биологических объектов.
Материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности) называется ТОВАРОМ.
Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товара вносятся различные уточнения, показывающие особенности точки зрения, с которой товар рассматривается. В соответствующих главах Вы познакомились с определением товара, принятым в учете и маркетинге.
Поскольку в товароведении основными документами, описывающими потребительские свойства товаров, является нормативно-техническая документация, фармакопейные статьи, фармакопейные статьи предприятий, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения. В частности, принятого и введенного в действие ГОСТа «Торговля. Термины и определения».
В соответствии с ГОСТом, в торговле, ТОВАРОМ является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товары аптечного ассортимента» обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации (рис. 9.1). В первую очередь это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические и изделия медицинского назначения.
Лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.
Лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые к применению. (ФЗ «О лекарственных средствах». Ст. 4.)
Товары «основного» ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу Перечней обязательного ассортимента, жизненно необходимых и важнейших ЛС, препаратов отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими товарами.
В связи с расширением товарной номенклатуры аптечных организаций в них появилась значительное число продукции, «дополнительного» ассортимента или парафармацевтических товаров. Например, за рубежом к этой группе относятся в основном косметические и санитарно-гигиенические средства. В нашей стране в настоящее время нет четкого представления о том, что следует считать парафармацевтическими товарами. И толкование этого термина колеблется от «наборов реагентов для радиоиммунологического анализа, изотопов, используемых в медицинской практике, разрешенных к применению для диагностических целей» до перечней групп товаров, которые могут реализовываться из фармацевтических организации, включающих все кроме ЛС.
Рис. 1. Товары, разрешенные к отпуску из фармацевтических (аптечных) организаций
Обобщив различные мнения по данному вопросу и практический опыт аптечных организации, считаем, что в к парафармацетическим следует относить лишь те товары, которые отпускаются населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здорового образа жизни и некоторые другие.
Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, но которые в основном реализуются лечебно-профилактическим учреждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпринимателям, занимающимся медицинской деятельностью (например, стоматологические средства, аптечная посуда и пр.) выделены в отдельную группу – другие товары.
Изделия медицинского назначения – это зарегистрированные в установленном законодательством порядке, медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.
Существует значительная группа медицинских товаров — медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование, которые изучаются медицинским товароведением.
Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю); функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргономические (антропометрические, физиологические, психологические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).
Потребительные свойства товара обуславливают потребительную стоимость товаров. В зависимости от характера потребления различают индивидуальную и общественную потребительную стоимости.
Совокупная общественная потребительная стоимость образуется из единичных потребительных стоимостей.
Показатели качества представляют собой количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара) и классифицируются по следующим признакам:
· по способу выражения (в натуральных единицах или в баллах);
· по методу определения (органолептический, инструментальный, социологический, экспертный);
· по области применения;
· по стадии определения.
Управление качеством товаров осуществляется путем контроля качества.
Реализация товаров в аптечной организации является одной из основных функций, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения. Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры проведения, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах, на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.
В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.
5. Объекты, субъекты и методы товароведения
ОБЪЕКТАМИ товароведной (или товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:
В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик (каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия).
Эффективность лекарственных средств – характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни. Безопасность лекарственных средств – характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью. (ФЗ «О лекарственных средствах», ст. 4).
Качественные характеристики товаров имеют решающее значение для потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативно-технической документации (ФС. ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ). Информация, содержащаяся в основных видах НТД, представлена в таблице 1.
Информация, содержащаяся в некоторых видах НТД
Фармакопейная статья предприятия
Государствкенный стандарт. Технические условия