Разговариваю через нос но нос дышит что делать
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».
Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.
Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде.При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а звук «н» становится похожим на «д».
Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».
Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.
При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.
Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются:
• плохая подвижность мягкого нёба;
• неправильное форма языка при произношении;
• имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.
Заболевания,которые сопровождаются ринолалией:
• опухоль носоглотки;
• гипертрофия и отёк носовых раковин;
• патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
• появление слизи в носовой полости (насморк);
• врождённое искривление носовой перегородки;
• привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».
При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.
При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.
Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:
• характер звуковых дефектов;
• перенесённые и хронические заболевания.
Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.
Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография.
Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.
Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог. Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки. При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.
Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.
Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА
1. Имитация жевания.
3. Покашливание на одном выдохе.
4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки).
5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания).
6. Полоскание горла порциями теплой воды.
7. Плевок с зажатым носом.
8. Дутье на вату, полоску бумаги.
9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса.
10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка):
• По одному гласному
• Сочетания по три гласного
11.Упраженения с преодолением сопротивления:
• Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
• Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.
• Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
• Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.
Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.
Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.
Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
COVID-ассоциированная аносмия. Практические советы врачу
Аносмия – один из наиболее типичных симптомов COVID-19. Эксперты сходятся во мнении, что применение местных кортикостероидов при нарушениях обоняния на фоне инфекции COVID-19 более эффективно и безопасно, чем использование препаратов системного действия.
11 марта 2020 г. ВОЗ официально объявила о начале пандемии COVID-19. Уже 28 марта 2020 г. президент Британского общества ринологов профессор Хопкинс обратил внимание медицинской общественности на то, что новый вирус может вызвать аносмию у инфицированных пациентов. По данным A. Vroegop и соавт. к маю того же года пандемия SARS-CoV-2 повысила осведомленность о гипосмии или аносмии как о потенциальной сопутствующей симптоматике [1].
Исследования аносмии при COVID-19 доказывают, что потеря обоняния имеет большое клиническое значение не только как фактор, снижающий качество жизни пациента и увеличивающий риск бытовых несчастных случаев, но и как симптом, позволяющий своевременно выявить заболевание на ранних стадиях и при легкой форме течения. Специалисты призывают организаторов здравоохранения и ВОЗ особенно отметить, что пациенты с изолированным нарушением обоняния могут быть скрытыми носителями и распространителями вируса [2]. Включение аносмии в критерии для самоизоляции могло бы помочь предотвратить распространение пандемии и снизить число заболевших, в том числе, ЛОР-врачей и хирургов, которых в Европе стало больше, чем инфицированных врачей других специальностей [3, 4].
Аносмия при заболеваниях верхних дыхательных путей
К сегодняшнему дню известны более 200 различных вирусов, провоцирующих заболевания верхних дыхательных путей, и многие из них могут вызывать аносмию [4]. Механизмы нарушения обоняния при вирусных инфекциях достаточно хорошо изучены. Так, при гриппе нарушение восприятия запахов носит сенсоневральный характер, тогда как при прочих острых респираторных заболеваниях ольфакторная дисфункция обусловлена кондуктивными и смешанными причинами.
У пациентов ЛОР-профиля ринологическая патология становится причиной 75% диагностируемых нарушений обоняния [5]. При хроническом риносинусите аносмия наблюдается в 25% случаев, а при полипозном процессе – при 80% [6, 7]. При данных нозологиях потеря обоняния также имеет кондуктивный характер и связана с отеком слизистой, нарушением рН секрета боуменовых желез, метаплазией эпителия, а на поздних стадиях и фиброзным перерождением ткани, а также с механической обструкцией носовых ходов полипами [8].
Исследования показывают высокую распространенность обонятельных расстройств у пациентов с аллергическим ринитом – от 21,4% до 60% [9]. В основе нарушения восприятия запахов лежит отек слизистой, гиперсекреция слизи, повышение концентрации эозинофилов, эозинофильного катионного белка и триптазы в носовой слизи [10]. Таким образом, в большинстве случаев работа обонятельного анализатора нарушается лишь вторично за счет отека и блокирования обонятельной области [11].
Механизм развития аносмии при COVID-19
Изначально ученые предположили, что нарушение обоняния при новой коронавирусной инфекции, как при гриппе, возникает в результате повреждения обонятельного эпителия и гибели ольфакторных нейронов и, следовательно, носит сенсоневральный характер [12]. Эксперимент на мышах продемонстрировал стремительное распространение коронавируса по нейронам в обонятельную луковицу и соседние отделы головного мозга [13].
Более позднее исследование D. Brann и соавт., проведенное также на мышах, убедительно продемонстрировало роль в развитии аносмии рецепторов ACE-2 и TMPRSS2. Эти рецепторы, которые SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетки, экспрессируются на слизистой оболочке обонятельного эпителия, однако не на обонятельных сенсорных нейронах, а на поддерживающих клетках и стволовых клетках базального эпителия. Подгруппы поддерживающих клеток, клеток желез Боумена и клеток базального эпителия обонятельной зоны коэкспрессируют рецептор CoV-2 ACE2 и протеазу белка шипа TMPRSS2 на уровнях, сравнимых с уровнями, наблюдаемыми в клетках легких. В зрелых же обонятельных сенсорных клетках ACE2 и TMPRSS2 не экспрессируются. Эти наблюдения предполагают, что CoV-2 не проникает непосредственно в нейроны, а его мишенью являются поддерживающие и стволовые клетки обонятельного эпителия [14].
Сегодня рассматривается и другие теории нарушения обоняния при COVID-19. Пока специалистам не удалось выработать единое мнение, многие придерживается мультифакторной теории, согласно которой аносмия при SARS-CoV-2 имеет смешанный характер.
Особенности COVID-ассоциированной аносмии
Исследования показывают, что наиболее типичными симптомами COVID-19 являются оториноларингологические и пульмонологические проявления: кашель, боль в горле и одышка. Ринорея, заложенность носа, головокружение и нарушение обоняния встречаются реже, но в то же время COVID-19 может проявляться исключительно изолированной внезапной гипо- или аносмией [15].
Дизосмия при COVID-19
Методы восстановления обоняния при COVID-ассоциированной аносмии
Нарушение обоняния при SARS-CoV-2 имеет транзиторный характер, и несмотря на то, что трудно переносится пациентами, не требует системных мер лечения.
Если аносмия теряет обычный транзиторный характер и персистирует после купирования других симптомов заболевания, следует назначить контроль обонятельной функции в динамике и рассмотреть вопрос о рекомендации больному дополнительных медикаментозных и немедикаментозных средств для скорейшего восстановления [19, 20].
Обонятельная тренировка
Обонятельный тренинг применяется при дизосмии самой разной этиологии, и назначение его при персистирующей, вызванной COVID-19 аносмии, представляется рациональным.
Тренировка проводится пациентом самостоятельно и представляет собой регулярное, от 2 до 8 и более раз в день, вдыхание носом ароматических пахучих веществ. Наборы одорантов составляются произвольно. В частности, это могут быть эфирные масла, нанесенные на ватный диск.
Первое исследование тренинга с помощью набора эфирных масел (роза, эвкалипт, лимон, гвоздика 2 раза в день) было проведено T. Hummel и соавт. у пациентов с поствирусной, посттравматической и идиопатической аносмией. Через 12 нед в группе контроля восприятие запахов не изменилось, тогда как у пациентов, регулярно тренирующих ольфакторную систему, отмечалось улучшение обоняния. Также высокая эффективность тренинга была доказана и для пациентов с гипосмией, связанной с болезнью Паркинсона [26].
Исследователи предполагают, что патофизиологический механизм улучшения обоняния на фоне тренинга связан с повышением регенеративной способности ольфакторных нейронов в ответ на стимуляцию пахучими веществами. Для достижения хороших результатов курс тренировок должен быть длительным, и каждые три месяца следует менять набор одорантов.
Возможности применения интраназальных кортикостероидов при COVID-ассоциированной аносмии
Отдельного внимания заслуживает вопрос о медикаментозном лечении расстройств обоняния, вызванных инфицированием коронавирусом. Доказательных положений в этой области пока не существует. На данный момент эксперты соглашаются с тем, что назначение системных кортикостероидов не рекомендуется, так как это повышает риск развития интерстициальной пневмонии и острой дыхательной недостаточности и нивелирует манифестацию основных симптомов заболевания [4, 19, 20, 27]. В то же время многие эксперты придерживаются мнения, что при нарушениях обоняния на фоне коронавирусной инфекции можно рекомендовать кортикостероиды назального применения [21, 22].
Стоит отметить, что опубликованные положения документа ВОЗ ARIA (Аллергический ринит и его влияние на астму) и EEACI (Европейская академия аллергологии и клинической иммунологии) настоятельно рекомендуют больным бронхиальной астмой, аллергическим ринитом (АР) и полипозным риносинуситом продолжать базисную терапию ингаляционными и/или интраназальными кортикостероидами в обычном режиме даже в том случае, если произошло инфицирование коронавирусом. Отмена базисной терапии при сезонном АР приводит к усилению симптомов, в частности чихания, и распространению инфекции [27]. Кроме того, кортикостероиды способны повышать защитный потенциал эпителиального покрова верхних дыхательных путей, в том числе к воздействию вирусов [19, 28].
Дополнительную безопасность для местного применения кортикостероидов обеспечивает их присутствие в дегидрированной форме, в частности входящей в состав лекарственного препарата Полидекса с фенилэфрином. Дегидрированная форма дексаметазона метасульфобензоат натрия в составе препарата обеспечивает безопасное топическое действие и исключает системное воздействие и передозировку.
Назальный спрей Полидекса с фенилэфрином – многокомпонентный препарат, содержащий неомицина сульфат (1 г), полимиксина В сульфат (1 000 000 ЕД), дексаметазона метасульфобензоат натрия (0,025 г) и фенилэфрина гидрохлорид (0,250 г), и доказавший свою эффективность в лечении ринита, синусита [29], в том числе с потерей обоняния.
Преимущества препарата Полидекса с фенилэфрином:
Эффективность назального спрея Полидекса с фенилэфрином для лечения гипосмии при остром и хроническом риносинусите была убедительно продемонстрирована в ходе исследования Безшапочного С.Б. и соавт. Результаты сравнения группы, использовавшей спрей Полидекса с фенилэфрином в течение 5 дней, и группы, применявшей интраназально солевой раствор, показало, что на 10-й день от начала терапии среди пациентов первой группы ни один пациент не предъявлял жалобы на снижение обоняния, в отличие от группы контроля. Разница между группами по показателю аносмии составила 1,1 балл. Кроме того, препарат показал значимое преимущество и по другим конечным точкам: выраженность отека носовых раковин уменьшилась на 1,8 баллов, гиперемия носовых раковин – на 2 балла, выделения из среднего носового хода – на 2,1 балла, заложенность носа – на 1,6 баллов [30].
Работа позволяет сделать вывод, что комбинация неомицина сульфата + полимиксина В сульфат + дексаметазона натрия + фенилэфрина гидрохлорида в форме назального спрея несомненно является препаратом выбора в комплексном лечении риносинуситов. Его введение непосредственно в очаг воспаления позволяет достичь оптимального комплексного воздействия антибактериального, противовоспалительного и сосудосуживающего компонентов, что способствует усилению лечебного эффекта и, как следствие, ускорению выздоровления пациентов.
Заключение
Патология слизистой оболочки носа и околоносовых пазух приобретает все большее значение в понимании механизмов распространения COVID-19. Синоназальный тракт может быть важным резервуаром инфекции, в то время как выделение вируса из носа – важным механизмом передачи. Аносмия без заложенности носа может быть высокоспецифичным показателем COVID-19 [31].
Клинические подходы к лечению гипо- или аносмии при COCID-19 пока недостаточно сформированы. Согласно имеющимся данным, при персистировании нарушения обоняния рациональным представляется назначение обонятельной тренировки и некоторых нутриентов. Назначение интраназальных глюкокортикостероидов при нарушении обоняния рекомендовано в случае наличия сопутствующих признаков воспаления слизистой оболочки полости носа и жалоб. Назальный спрей Полидекса с фенилэфрином, содержащий антибактериальный, противовоспалительный и сосудосуживающий компоненты, является обоснованным выбором в комплексном лечении ринитов и риносинуситов, протекающих в том числе с гипо- и аносмией.
Заложенность носа без насморка
Заложенность носа без насморка («сухая заложенностью») считается более опасным состоянием, чем обычный ринит с соплями. Причину такого состояния иногда достаточно сложно определить.
Заложенность носа без насморка («сухая заложенностью») считается более опасным состоянием, чем обычный ринит с соплями. Причину такого состояния иногда достаточно сложно определить. Для постановки диагноза и обнаружения причины патологии у детей и взрослых необходим внешний осмотр специалистом (врачом-отоларингологом), сбор анамнеза, диагностические обследования (аппаратные исследования, лабораторные анализы, включая аллергопробы).
Закладывает нос без насморка. Причины
Чаще всего это признак какого-либо заболевания, протекающего вяло и без ярко выраженной симптоматики. В этом случае болезнь запущена и приобрела хроническую форму. Она сложнее поддается лечению. Другая распространенная причина – гормональный дисбаланс. Например, изменение гормонального фона во время вынашивания плода нередко приводит к нарушению носового дыхания.
Для устранения симптомов приходится использовать средство от заложенности носа. Без насморка эта заложенность или идут обильные слизистые выделения, не имеет значения. Человек не может нормально дышать и в том, и в другом случае. Он нуждается в помощи.
Постоянно заложенный нос при отсутствии насморка
Среди других факторов, ведущих к данной проблеме, следует отметить:
Важно! Обыкновенный насморк инфекционной природы в норме заканчивается через одну-три недели. При этом не имеет значения – были обильные или не очень выделения или наблюдалась сухая заложенность. Если этого не произошло, требуется посещение врача с целью определения причины.
Заложенность носа у ребенка
У детей такая проблема встречается достаточно часто. Установить точную причину может только специалист. В его компетенции подбирать лечение.
Причины заложенности носа у детей:
Если появилась подобная проблема, лучшее решение – обратиться к педиатру, который назначит лучшее лекарство от заложенности носа. Без насморка у детей заложенность может быть по разным причинам (инородное тело, полипы, врожденные аномалии и пр.), поэтому посещение врача обязательно.
Заложенность носа при беременности
Это очень распространенная проблема, связанная с изменением гормонального фона у женщин в этот период.
Обычно ринит у женщин во время беременности относится к группе неинфекционных насморков – вазомоторному риниту (если, конечно, женщина не заболела простудным или инфекционным заболеванием).
Основной симптом – нос закладывает попеременно, то одну, то другую ноздрю. Неприятная симптоматика является причиной массы неудобств, часто усиливаясь к концу периода вынашивания плода. Чтобы не допустить переутомления, хронической усталости и других негативных факторов, следует использовать средства от заложенности носа без насморка, разрешенные беременным.
Осложнения
Осложнения заложенности носа в том случае, если не проводятся грамотные лечебные меры, имеют внушительный список. Так, при врожденных аномалиях или при опухолевых процессах помочь больному может только хирургическое вмешательство. Длительная заложенность носа значительно ухудшает качество жизни, приводит к головным болям, ночному храпу, бессоннице, скачкам давления, фронтиту, синуситу и т.д. и т.п. Заложенность носа без насморка, лечение которой обязательно, это не пустяковая проблема, как считают многие.
Средства от заложенности носа
Современные препараты помогают убрать негативную симптоматику. Сейчас применяются:
Такие лекарства убирают неприятный симптом вне зависимости от причин, его вызвавших.
Профилактика
Профилактические меры не сложны – это своевременная диагностика, обследования, грамотное лечение и меры, направленные на повышение общих защитных свойств организма.
Заложенность носа без насморка. Лечение
Сейчас успешно применяется огромное количество действенных методов диагностики. После поставки диагноза пациент может приобрести качественный препарат, который является неотъемлемой частью лечения. В сети социальных аптек «Столичики» имеется широкий ассортимент современных лекарств по самым доступным ценам, включая средства от заложенности носа без насморка.
Гнусавость голоса. Причины, симптомы, лечение
1. Общие сведения
Такое общеизвестное явление, как гнусавость, только на уровне обыденного сознания или псевдомедицинских практик может показаться самоочевидным, простым, не требующим особых разъяснений. В действительности же этот сложный акустический феномен обусловлен патологическими изменениями в уникальном фонационно-артикуляционном (речезвуковом) аппарате человека, могущими возникать под действием множества причин и принимать ряд существенно разных клинических форм.
Следует отметить, что объем и содержание самого понятия «гнусавость», а также терминология, используемая в посвященных данному феномену текстах, – различаются в зависимости от того, к какой именно медицинской специальности относится публикация – к фониатрии, логопедии, детской или общей оториноларингологии, ЛОР-хирургии и т.д. В несколько разном значении употребляются, в частности, такие термины, как ринолалия («носовая речь»), ринофония («носовой звук»), палатофония/лалия (небный звук/речь). В англоязычной литературе можно также встретить выражение «гиперназальная речь», эквивалентное русскому «говорить в нос», и т.д.
В целом, гнусавость голоса и/или речи представляет собой серьезную проблему, нарушающую социальное функционирование, снижающую качество жизни и, – даже при умеренной выраженности, – исключающую пригодность к ряду профессий. Устранить данное нарушение, как правило, достаточно сложно, для этого требуется время и значительные усилия, в т.ч. от самого пациента.
2. Причины
Чисто и правильно произносить отдельные фонемы, слова и целостные фразы ребенок учится в течение нескольких лет. С точки зрения биологической эволюции и адаптации это непозволительная, но, вместе с тем, вынужденная, необходимая трата времени, поскольку именно речь стала одним из важнейших факторов, обеспечивших сначала выживание вида Homo Sapiens, а затем и доминирующее его положение на планете. В сложнейшем акте фонации и артикуляции участвуют голосовые связки, гортань, полость рта и носовая полость, зубы, язык, множество мышц, черепные резонаторы – синусы (четыре пары придаточных пазух носа). Аномалия или патология в любом из этих элементов может привести к дисфонии, дизартрии, дислалии и другим нарушениям речевого акта, в том числе и к гнусавости.
Ринолалия может быть как врожденной, так и приобретенной. Различают также несколько степеней выраженности.
3. Симптомы и диагностика
Как указано выше, гнусавость с точки зрения акустики представляет собой существенное искажение естественных для человека амплитудно-частотных характеристик речи, тембровой окраски и четкости акцентов. В более простых выражениях, голос становится глухим, а речь невнятной; слова произносятся «в нос», т.е. звук «м» звучит как «б» или «мб», звук «н» – как «д», звук «к» – как «г», и т.д.
В зависимости от того, как распределяется выдыхаемый звуковой поток, несущий волновые колебания слышимой частоты, различают гнусавость открытую (часть потока идет через нос, часть через рот) и закрытую (носовые пути и входы в резонансные пазухи блокированы полностью, артикуляция и фонация осуществляется исключительно ртом). Открытая встречается значительно чаще.
Каждый из указанных типов гнусавости, кроме того, может быть передним (блокированы носовые ходы) и задним (перекрыты устья-хоаны, соединяющие носовые ходы с полостью рта).
Констатация самого факта гнусавости, оценка ее выраженности и характера (открытая, закрытая, передняя, задняя, смешанная), для специалиста не составляет никакого труда – достаточно услышать от пациента несколько фраз. Однако идентификация причин в ряде случаев оказывается значительно сложнее. Наряду со стандартным осмотром ЛОР-органов, назначают рентгенографические и томографические исследования, назометрию (измерение пропорции между ротовым и носовым звуковыми потоками), реже эндоскопию и другие исследования.
Практикуются и более простые функциональные пробы, особенно ценные при обследовании детей раннего возраста (проба с зеркалом, проба давления на спинку носа и мн.др.).
4. Лечение
Вышеупомянутая сложность устранения гнусавости заключается, прежде всего, в том, что практически во всех случаях (независимо от возраста пациента и характера проблемы) необходим мультидисциплинарный подход. Параллельно с хирургическим вмешательством (устранение механических препятствий или анатомических дефектов) проводится курс логопедической коррекции и физиотерапевтических процедур (электротерапия, массажная стимуляция, механические обтураторы и т.п.). Именно комплексная терапевтическая стратегия в сочетании с готовностью пациента (или его родителей, если речь идет о ребенке) выполнять все предписания и назначения, – обеспечивает благоприятный прогноз.