Разговор кулигина и бориса прерывается появлением странницы феклуши потому что
Характеристика образа Феклуши в пьесе «Гроза» Островского
Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».
Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.
Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.
«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.
Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный».
Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.
Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.
Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.
Сочинение Борис в пьесе Гроза (Образ и характеристика)
Абсолютно всех героев в знаменитой пьесе «Гроза» известного русского писателя можно поделить на представителей так называемого темного царства, и тех кто волей и неволей зависит от них.
Такой герой, как Борис относиться ко второму кругу людей. Он так же как и другие персонажи подвержен влиянию темного царства, которое давит на него, заставляя подчиняться своим желаниям.
Вообще описать данного героя можно буквально парой слов, слишком уж немногословен автор к этому персонажу, однако нельзя отрицать тот факт, что данный герой безусловно важен в этом произведении и играет свою весьма значительную роль.
Сам по себе Борис является слабохарактерным юношей, который без колебания соглашается с любым давлением на него со стороны, ему гораздо легче принять чью-то точку зрения, нежели выдвинуть и отстоять свою собственную. И это действительно так, убедиться в этом читатель может практических с первых моментов появления этого героя в сюжете пьесы. Вот только у многих возникает вполне резонный вопрос, так ли это на самом деле и действительно ли данный персонаж настолько не имеет своего личного мнения? Этот вопрос пожалуй остается для многих так и не разгаданным… О внешности данного героя так же говориться не слишком много.
Это довольно молодой человек, который приезжает из столицы. Естественно он одет совсем по другому, нежели местные жители и это не может не выделять его на фоне других героев. Общается он по новому, не привычному для других людей, многие называют его тон общения заграничным, и порой даже непонятным. Однако он и сам понимает, что значительно отличается от всех других героев данного произведения. У него совершенно другое восприятие этого мира, и совершенно другой взгляд на всё, что его окружает. Ещё одной значительной разницей данного героя от других становиться то, что он имеет образование.
Пьеса «Гроза» Островского представляет жизнь вымышленных героев в городе Калинов. Благословенные места, где разворачиваются действия, происходят вдоль берега Волги. Красота здешних мест завораживает жителей этой местности и позволяет жить в неведении о внешнем мире. Положительные и отрицательные характеристики персонажей, описанные автором, освещают суть произведения.
Одним из таких второстепенных ярких героев является Борис Григорьевич. Описанные автором качества этого героя заключаются в следующем: молодость, образованность, начитанность, модный стиль в одежде и современные столичные нравы. Кроме того, персонаж наделён трусливостью и бесхарактерностью, что существенное мешает ему при достижении целей.
Город Калинов для него временное пристанище, так как сам он родом из Москвы и посетил этот небольшой городок только для того чтобы услужить своему жадному дядьке Дикому с целью получения наследства. Деньги для этого героя являются одной из составных частей его ценностей, на фоне которых любовь отодвигается на второй план. Мелочность и меркантилизм начинают проявляться уже после первых трудностей и проблем в Калинове. Не испытывая взаимных родственных чувств к дядьке, Борис пытается во всём ему угодить лишь бы только тот отдал ему положенную часть наследства. Дикой постоянно ругает племянника и высмеивает его качества, так как сам не является примером для подражания.
В этом же городе персонаж влюбляются в Катю Кабанову. Якобы, имея глубокие чувства Борис не думает о душевном состоянии девушки, так как ему это несвойственно. Забывает о человеческих моральных качествах и принципах и при возникновении сложных проблем сразу пытается уехать. Екатерина же в данном произведении является светлым персонажем в «тёмном царстве», на её горизонте кроме Бориса появляется Тихон, который её очень любит и является мужем.
Борис в этом любовном треугольнике боится, о том, что все узнают об их тайных свиданиях и прогулках, в то время как Екатерина готова всем об этом рассказать и сбежать со своим возлюбленным на край света. В этом автор хорошо показывает отрицательные качества персонажа.
Таким образом, Борис в пьесе Островского «Гроза» является молодым юношей, в котором совмещены образованность, стильность и в тоже время мелочность и трусливость. Меркантилизм для этого человека становится выше всех земных благ, а любовь хоть является важным аспектом в его жизни, всё равно остаётся за пределами его первостепенных целей.
Борис Григорьевич – это молодой человек, приехавший из Москвы в город Калинов, описанный Островским в его пьесе «Гроза». Он очень выделяется среди жителей городка, так как одевается совсем не так, как они, и общается тоже по-другому. Горожане даже называют его иностранцем. Он имеет совсем другие взгляды на мир и его окружение, а еще у него есть образование, что так же является его отличительной чертой.
В городок Калинов он приехал лишь для того, чтобы его дядька Дикий после смерти оставил ему наследство, потому что деньги являются для Бориса неотъемлемой частью его жизни. А так как по собственному желанию Дикой не собирался оставлять наследство своему племяннику, тот решил приехать и наладить отношения с дядей.
Волею судьбы Борис влюбляется в Катерину Кабанову, у которой уже есть любящий муж Тихон. Но душевное состояние девушки совсем не заботит Бориса. Он боится, что об их тайных свиданиях могут все узнать и даже просит Катерину никому ничего не рассказывать, однако, Катерина, наоборот, готова сбежать с любимым или рассказать всем об их чувствах. Борис просто не захотел брать на себя ответственность за их отношения с Катериной и за их тайные свидания.
Поведение Бориса показывает все его отрицательные черты характера, ведь при первых же трудностях он хочет уехать из города, а девушку он брать с собой отказывается, что говорит о том, что чувства его не были такими сильными, как казалось вначале. Трусость Бориса не дает ему разглядеть тяжелое душевное состояние Катерины при их последнем разговоре, хотя он и замечает, что с девушкой творится что-то неладное, он просто не спрашивает ее об этом и продолжает думать только о себе. Ведь пока у них с Катериной было все прекрасно, он был с ней и его все устраивало, но как только все пошло не по его сценарию и начались серьезные проблемы, Борис бросил девушку в трудную минуту.
Автор хорошо описал этого молодого юношу, в котором наравне со стильностью и образованностью уживаются меркантильность и мелочность, а любовь так и осталась для Бориса за гранью его личных интересов, хотя он прекрасно понимал, что девушка без него погибнет. Он просто не стал бороться за свою любовь, поддавшись трусости и своей безвольности.
Характеристика 2
Борис Григорьевич — это один из главных героев «Грозы», возлюбленный Катерины. Молодой человек не отличается яркостью. Он относительно спокойный человек.
В Калинов Борис переехал из Москвы непросто так. Он сирота и должен был получить наследство от умершей бабушки, но старушка не могла сама распоряжаться своим состоянием. Все находилось в распоряжении дяди Бориса, купца Дикого. Герой должен был уважительно относится к дяде, ведь только в таком случае он мог получит наследство. Это распространялось и на его сестру, которая жила в пансионе.
Борис выделялся в провинциальном городе своим особенным нарядом, ведь он носил только европейский костюм, а такого больше ни у кого не было в Калинове. Герой был симпатичным молодым человеком, но необщительным, чересчур спокойным, пассивным. При этом героя нельзя обвинить в бесчувственности, жестокости, апатичности. Катерина обратила внимание на героя лишь тогда, когда увидела его на городской площади. Девушку вдохновила его внешность. Она думала, что герой поможет ей справиться с теми внутренними проблемами, с которыми она встретилась. Но, увы, характер Бориса был совсем другим…
Герой должен был работать на своего дядю, но Дикой не гарантировал ему оплату за труд. Борис вел себя смиренно, спокойно, старался добросовестно выполнять свою работу. Герою было непросто сохранять равновесие, ведь его дядя вел себя своенравно, вздорно, проявлял тиранию и деспотизм. Однако, нельзя назвать Бориса человеком, лишенным гордости. Он был вынужден так вести себя, чтобы обеспечить своей сестре хорошую жизнь. В этом проявляется благородство героя и его любовь к сестре.
В отношениях с Катериной Борис вел себя не совсем порядочно. Он говорил девушке, что очень любит ее, но на деле его любовь не проявлялась. Борис не стремился помочь возлюбленной делом. Да и особенной активности в этой связи он не проявлял. Даже познакомился с Катериной он благодаря Варваре, золовке девушки. Это говорит о его нерешительности, слабохарактерности. Герой не уважал ее мировоззрение, жизненную позицию. Все закончилось тем, что Борис предпочел наследство Катерине и бросил ее. В этом проявляется любовь героя по отношению к своей сестре, желание помочь ей устроиться в этой жизни.
Борис Григорьевич — это герой, который пожертвовал собой и своим счастьем, любовью, ради своей сестры, которую он, видимо, очень любил.
Другие темы: ← Феклуша в произведении Гроза↑ ОстровскийКатерина в произведении Гроза →
Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза»
Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд — вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».
Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.
Показательно имя персонажа — Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.
«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» — такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.
Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный».
Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.
Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой — доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.
Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.
Тест по произведению
Популярные сочинения
История создания
Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. 9 октября драматург окончил «Грозу», а 14 октября уже отправил пьесу в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: и он, и она состояли в браке. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет[4][5].
Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
Действие четвертое
Гуляющие горожане от начинающегося дождя собираются под крышей полуразрушенной старинной галереи, рассматривая и обсуждая сохранившиеся еще на ее стенах росписи с изображениями боевых сцен.
Тут же разговаривают Кулигин с Савелом. Изобретатель уговаривает купца пожертвовать денег на солнечные часы и громоотвод. Дикой по обыкновению бранится: дескать, гроза дается в наказание от Бога, и никакое это не электричество, от которого можно защититься простым куском железа.
Дождь заканчивается, все расходятся. Зашедшие в галерею Варвара с Борисом обсуждают поведение Катерины. Варвара говорит, что после приезда мужа она
дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.
Начинается гроза. Под крышу галереи снова собирается народ, среди них — Кабанова, Тихон и смятенная Катерина.
Смотреть галерею
Тут же появляется сумасшедшая старая барыня. Она грозит Катерине геенной огненной и адскими муками. Снова гремит гром. Молодая женщина не выдерживает и признается мужу в измене. Тихон растерян, свекровь злорадствует:
Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!
Действие второе
События переносят нас в дом Кабановых. Служанка собирает вещи Тихона, который едет куда-то по материному поручению.
Варвара передает Катерине тайный привет от объекта ее влюбленности Бориса. Та пугается даже при упоминании его имени и говорит, что любить будет лишь своего мужа.
Смотреть галерею
Кабаниха руководит сыном: велит держать себя в строгости и передать свои наставления оставляемой молодой жене: почитать свекровь, вести себя скромно, работать и в окна не глазеть.
Катерина, оставшись наедине с мужем, говорит ему о тяжелом предчувствие и просит либо не уезжать, либо взять ее с собой в поездку. Но у того только одна мечта — вырваться поскорей из-под материнского ига хоть и на две недели да отпраздновать свободу. О чем он, не скрывая, сообщает Катерине.
Тихон уезжает. Приходит Варвара и сообщает, что спать им разрешили в саду, и передает Катерине ключ от калитки. Та, испытывая сомнения и страх, все-таки прячет его в карман.
Персонажи
Александр Головин. Берег Волги. 1916 Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»
Действие пятое
Кабанов, встретясь на бульваре с Кулигиным, жалуется ему на невыносимую обстановку в доме: Катерина, безответная и тихая, ходит, как тень, маменька, мол, ее поедом ест. Варвару она точила-точила, посадила было под замок, да дочь из дома и сбежала — вероятнее всего, с Кудряшом, потому что он тоже пропал.
Бориса Дикой высылает с глаз долой — на три года в сибирское местечко Тяхта.
Приходит служанка Глаша, сообщает, что куда-то ушла Катерина. Борис, беспокоясь за нее, вместе с Кулигиным отправляются на ее поиски.
На пустую сцену выходит Катерина, мечтающая в последний раз увидеть и проститься с Борисом. Она вспоминает его, плача:
Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!
Услышав ее голос, появляется Борис. Они горюют вместе. Борис совершенно покорился судьбе: он готов ехать, куда его пошлют. Катерина не хочет возвращаться домой. Что домой, что в могилу, размышляет она. Да и то в могиле лучше. Кабы только не схватили да не воротили в дом насильно. Восклицая:
В следующем явлении появляются Кабанова, Тихон, Кулигин и работник с фонарем. Они ищут Катерину. Подходят еще люди с фонарями. Большинство предполагает, что, мол, ничего страшного, потерянная сама скоро вернется. Голос за сценой требует лодку, сообщая, что в воду бросилась женщина.
Смотреть галерею
Из толпы говорят, что Катерину вытащил Кулигин, заметив ее платье в омуте. Тихон хочет бежать к ней, но мать не пускает его, грозя проклятием.
Выносят тело Катерины. Кулигин говорит:
Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
Тихон пытается обвинить мать в несчастье, но та, как всегда, держится твердо. «Нечего о таком сокрушаться», — говорит она.
Но последними в пьесе все-таки становятся слова Тихона, который восклицает, обращаясь к мертвой жене:
Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
Ниже мы перечислим основных героев «Грозы» Островского и приведем их в том числе и речевые характеристики.
Варвара
Сестра Тихона. Девица хитрая, с матерью скрытная, практичная.
Смотреть галерею
Ее характеристика может выразиться в одной ее фразе:
А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.
В конце пьесы Варвара, не желая сидеть наказанной взаперти, сбегает из дома.
Сочинение на тему Феклуша
В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.
Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.
Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.
Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.
Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.
Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.
В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.
В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.
Тихон
Муж Катерины. Имя персонажа также «говорящее» — он герой тихий и по характеру мягкий, жалостливый. Но во всем слушается суровую маменьку, а если и протестует, то словно не всерьез, вполголоса. Своего мнения не имеет, спрашивая у всех совета. Вот даже и у Кулигина:
Что ж мне теперь делать, скажи ты мне! Научи ты меня, как мне жить теперь! Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возьмусь — руки отваливаются. Вот теперь домой иду; на радость, что ль, иду?