Различение союзов и союзных слов что как и когда
2.1. Общая характеристика сложноподчинённых предложений
1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон. |
2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.
Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.
3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении.
Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.
Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.
Разграничение союзов и союзных слов
Союзы | Союзные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину ( что – союз, не является членом предложения). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину. | Когда является союзом в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) и в придаточном условия ( Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь). Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) – придаточное сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) – придаточное условия; можно заменить: если душа черна. – Делай так, как тебя учили – придаточное образа действия и степени). Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами. Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что – союз). – Я знаю, что он будет делать завтра (что – союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как – союз). – Я знаю, как она любит сына (как – союзное слово). 2) Чем является союзом в двух случаях: а) в составе двойного союза чем. тем : Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе; Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов). Проверить знания 3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами. Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель. При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является. Ср.: Я знаю, где он прячется. – Там он прячется. Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное. Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). – Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич – такой управитель, какого и на свете нет. – Такого управителя и на свете нет. Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был – придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда – придаточные определительные. Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. – Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. – Тот день, в который мы познакомились, я не забуду. 4. Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение: Способ выражения указательных слов ► Читайте также более подробно о придаточных предложениях: 2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении 2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных словУрок 56. Русский язык 11 класс ФГОСВ данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикамЧтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге. Получите невероятные возможностиКонспект урока «Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов»· Вспомним, при помощи его соединяются части в сложноподчинённых предложениях. · Выясним, как определить, союз перед нами или союзное слово. · Поразмышляем, зачем нам нужно отличать союзы от союзных слов. На уроках русского языка мы довольно часто встречаемся со сложноподчинёнными предложениями. Он торопился, потому что не хотел опоздать на урок. Это предложение состоит из двух частей. Первая часть главная. А за ней идёт придаточная часть. От главной части к придаточной ставится вопрос. Придаточные предложения, как мы помним, отвечают на вопросы членов предложения. И иногда у нас могут возникнуть проблемы со средствами связи в сложноподчинённых предложениях. В этих предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза или союзного слова. У нас уже есть один пример. Рассмотрим ещё одно предложение. Он расстроился, когда опоздал на урок. В первом предложении средство связи – союз. Во втором предложении – союзное слово. Но как мы это определили? Подробнее посмотрим на подчинительные союзы. В сложноподчинённых предложениях мы можем встретиться с союзами что, как, потому что, так что, чтобы, поскольку, если, пока и так далее. Это служебные части речи, и они используются в предложении только для связи между частями. А что можно сказать о союзных словах? И получается, что союзные слова – это уже самостоятельные части речи, которые используются для связи в предложении. Но при этом они выполняют и другие функции. Они не утрачивают своей самостоятельности и поэтому являются членами предложения. Проблема состоит в том, что союзы и союзные слова похожи. Мальчик так и не понял, почему ему не дают конфет. И сходу бывает сложно сказать – местоимение перед нами? Или союз, который образовался от местоимения? Конечно, через некоторое время мы вспомним, что перед нами на самом деле – наречие. Значит, это союзное слово. Но иногда догадаться бывает сложно. И тут возникает ещё один вопрос – зачем нам вообще отличать союз от союзного слова? На уроках мы довольно часто сталкиваемся с таким заданием – подчеркнуть главные и второстепенные члены в сложноподчинённом предложении. Или, например, с необходимостью выполнить морфологический разбор слов в предложении. И невозможно выполнить эти задания правильно, если мы путаем союзы с союзными словами. Конечно, у нас есть ещё и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Где эти знания тоже необходимы. Так как быстро отличить – что перед нами? Посмотрим на союзные слова. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, какой, который, чей. Эти слова союзами быть не могут. Так что мы просто можем выучить их и действовать по принципу: если слово к этому списку не относится – перед нами скорее всего союз. А ещё эти слова можно встретить в простых предложениях. И после них так и хочется поставить вопросительный знак! Именно вопрос может помочь нам запомнить союзные слова. И игра в вопросы – это один из способов, который позволяет различить союзные слова с союзами. Мы не поняли, откуда взялись звуки. Отсекаем придаточную часть. И пробуем сделать из неё вопрос: а откуда неслись звуки? Вопрос звучит нормально. Значит, перед нами союзное слово. Лектор остановился, чтобы передохнуть. Выделяем придаточную часть. Пробуем сделать из неё вопрос: а чтобы передохнуть? Вопрос звучит ущербно, неполно и несамостоятельно. Значит, перед нами союз. Но есть особые слова, с которыми и возникают обычно проблемы. Это слова что, как и когда. Они в некоторых предложениях могут быть союзами, а в некоторых – союзными словами. Ведь именно от самостоятельных союзных слов образовались омонимичные им союзы. И теперь нам предстоит отличать слова-омонимы. Мы можем попробовать сыграть в вопросы. Я знаю, что вы будете делать завтра. Выделяем придаточную часть, пробуем поставить вопрос. А что вы будете делать завтра? Вопрос нормальный, перед нами союзное слово. Вы рассказали, что собираетесь заняться йогой. Мы выделяем придаточную часть – и сразу же заметно, что вопрос тут поставить невозможно. Значит, перед нами союз. Они пойдут по тропинке, что огибает лес. Выделяем придаточное. А что огибает лес? Вопрос поставлен, но звучит он достаточно странно. Перед нам действительно союзное слово. Но вопросы можно поставить не всегда, у нас могут возникнуть сомнения. Так что нужно обращать внимание на другие приметы. Например, на логическое ударение. На союзное слово логическое ударение будет падать. Например: Не представляю, как можно жить без телефона. Вы не подскажете, когда отходит поезд со второй платформы? Что ты собираешься дарить сестре, мне хотелось бы знать. Во всех случаях мы можем просто прокричать союзное слово. Вы не подскажете, КОГДА отходит поезд? А вот на союз логическое ударение не падает. Например. Я увидел, как чёрная машина скрылась за углом. Когда облетят последние листья, мы вернёмся в город. Нужно помнить, что даже безобидный хомяк может оказаться опасным. Во всех случаях союзы мы произносим быстро, не выделяя голосом. Иногда роль союза настолько незначительна, что его вообще можно выбросить из предложения. Посмотрим на предложения. Он вдруг почувствовал, как по спине бегут холодные мурашки. Мы можем просто поставить двоеточие и убрать союз. Когда я позвоню тебе, возьми трубку, пожалуйста. А здесь мы можем поставить тире между частями – и союз не понадобится. Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание. Это предложение, как и другие, мы легко можем переделать в бессоюзное предложение. А вот союзное слово из предложения не удаляется. Скажите мне, как вы собираетесь выходить из этой ситуации? Кажется, что мы можем здесь удалить наречие как. Но на самом деле это изменит значение всего предложения. Я не представляю, когда мы можем встретиться. Здесь невозможно удалить союзное слово. Взгляд её упал на картину, что висела на стене. И здесь невозможно удалить союзное слово. Мы можем также мысленно разобрать предложение на члены. Потому что союзные слова являются членами предложения. Никто так и не понял, как они нашли клад. Здесь союзное слово – обстоятельство. Кто знает, когда ещё выпадет такой шанс. Здесь наречие тоже будет обстоятельством. Что они рассказали, ты можешь передать? Здесь союзное слово – дополнение. А вот союзы членами предложения не являются. Посмотрим на примеры: Не успел никто глазом моргнуть, как ребят уже и след простыл. Старуха, когда мы вошли, торопливо подхватилась с места. Команда была твёрдо уверена, что нужно тренироваться дальше. Здесь выделенные слова – не члены предложения. Этот способ не очень удобен, ведь у нас не всегда есть время, чтобы мысленно представить – является ли слово членом предложения. Так что легче прибегнуть к следующему способу – вставка слов. Мы можем подставить к союзным словам частицы же или именно. Сегодня мы выясним, как преступнику удалось сбежать. Можно подставить же или именно. Уточните, пожалуйста, когда мне следует с вами связаться. Когда именно мне следует связаться. Никто не может представить, что творится в душе у поэта. Что же творится в душе у поэта. А вот после союзов такие слова вставить нельзя. Они не переставали верить, как верят во всё отчаявшиеся люди. Как же верят во всё люди? Нет. Когда Виктор наконец поверил в свои силы, задача вдруг поддалась ему. Когда именно Виктор поверил? Тоже нет. Я слышал, что у вас намечается праздник? И здесь после что нельзя вставить же или именно. Есть и ещё один способ – мы можем попробовать заменить союзное слово другим местоимением или наречием. День, когда мы встретились, будет лучшим днём в моей жизни. Здесь можно сказать – в который мы встретились. Этот способ можно использовать не всегда. Знаете ли вы, где обитали динозавры? Здесь можно сказать – там обитали динозавры. Самое полезное в этом способе – замена союзного слова что. Юноша не отводил взгляд от фигуры, что появилась в дверном проёме. Здесь что можно заменить на которая. Если что можно заменить на который – это сразу же союзное слово. Итак, как мы можем различать союзные слова и союзы в сложноподчинённых предложениях? Придаточное с союзным словом можно переделать в вопрос. А придаточное с союзом нельзя. На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает. Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются. К союзным словам можно подставить частицы же, именно. А к союзам нельзя. Но союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы иногда можно. Союзы и союзные слова: функции, особенности, различияНазначение союзовВ пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного: Простые и составные союзыВ седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные. Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др. Сочинительные и подчинительные союзыПо значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи». Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например: Союзы и значения сложносочиненных предложенийВ девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложенияхВ этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами. Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении? Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить: 1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному: Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений: 2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя: 3) Союз можно заменить только другим союзом: 4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например: Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением. Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практикеВ учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения. Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах. Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
|