Разливы лиственные что это
из Музыки пустоты.
Каким наитием,
Какими истинами,
О чем шумите вы,
Разливы лиственные?
Какой неистовой
Сивиллы таинствами –
О чем шумите вы,
О чем беспамятствуете?
Уходя навсегда из чужого дома, разорвав тягостные узы, я поначалу почувствовал тупую боль во всём теле, точно медведь, разбуженный весенним, холодным ветром, потягивающийся ватными, онемевшими лапами в сырой берлоге. Во рту был неприятный железный привкус, который может заглушить лишь сорокаградусная греющая горечь. По традиции я выбираю самое скромное кафе, сохранившее приметы ушедшей эпохи: грязные столики без скатертей и допотопные бокалы с толстыми стёклами. Через час мне будет дарована несказанная свобода чувствовать жизнь, как полновесную боль, поднять голову и руки к серому небу и смеяться, захлёбываясь слезами.
Тяжёлый воздух наполнен сигаретным дымом и запахом мясных блюд. За соседними столиками знакомые до боли персонажи, одни и те же разговоры и пьяный смех. Я готов сидеть здесь часами и смотреть, как хмурится небо, как постоянно сменяют друг друга лица, в каждом из которых есть что-то живое – то, чего нет у меня.
Вот уже и ночь. Такси везёт меня домой самым долгим на свете маршрутом. Дождь припустил во всю, и молчаливый водитель не видит моих радостных слёз, сквозь которые видны огни пустеющего города – они сливаются в одно большое, больное, жёлтое пятно. Я мечтаю, чтобы время остановилось именно сейчас, и чтобы дорога, по которой я следую из небытия в небытие, никогда не закончилась, чтобы продолжался этот хмельной сумрак и спасительные слёзы боли.
Потребуется время на то, чтобы память о покинутом мире угасла во мне. Не знаю, сколько для этого придётся выпить алкоголя и скитаться по статическому миру, принимая новые формы и образы, рождаясь и умирая. Иногда становится страшно, когда я замечаю, что мир снов так похож на тот, настоящий: такие же люди, здания, разлуки, слёзы и мечты…
В детстве казалось, что нет ничего страшнее, чем остаться в собственном сне навсегда. А на деле это оказалось спасением. Быть может, дорогая, нам выпадет шанс встретиться снова, на высоте прожитого опыта, в зрелости чувств, где не будет прежнего страха потерять друг друга? Тогда и время поэтов не покинет наше зазеркалье.
Когда тоскливая, холодная ночь и одиночество придут в твой дом, не прогоняй их. Вслушайся в музыку пустоты.
(C) Вячеслав Карижинский.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: «Каким наитием, какими истинами, о чём шумите вы, разливы лиственные?» — Как вы ответили бы поэту?
Каким наитием,
Какими истинами,
О чём шумите вы,
Разливы лиственные?
Меж сосен лучисто-зеленые пятна
На травах, на нежно-весенней земле.
Уж скоро весь лес расцветет ароматно,
И ласточка сказку примчит на крыле.
Своим щебетаньем рассыплет ту сказку
Лазурною вязью пролесок и сна.
Танцует Весна. Уронила подвязку.
И где уронила, там сказка видна.
Она из зеленых, и белых, и синих,
И желтых, и красных, и диких цветов.
Бесчинствует Леший в лесистых пустынях,
И зайца с зайчихой ославить готов.
Я по острову хожу,
Через все леса гляжу,
По прогалинам и мракам,
По оврагам, буеракам,
Дуб, береза, липа, ель,
Ива, жимолость, и хмель,
И калина, и рябина,
И дрожащая осина.
Я по всем гляжу ветвям,
По листам, и по цветам,
Я зову мою дубраву, –
Быть бы живу мне, здорову: –
Подступясь к ней зверь и гад,
Чтоб сейчас же шли назад,
Чтоб не шли к нам люди злые,
Ведьмы, вихри, водяные,
Чтоб в дубраве, под листвой,
Сам себе я был большой,
Чтобы листья мне, в шуршанье,
Были в тихом послушанье,
Чтобы легкий ветер к нам
Шел, танцуя, по верхам.
День меняется на вечер, коротается,
Солнце красное на Запад содвигается.
Лес зелёный на пределах стал светлей,
Лес зелёный в чаще принял тьму теней.
Константин Бальмонт, 1906
Запах вянущих, скошенных трав.
Птиц — ночных привидений мельканье.
Бархат нежно зеленых мурав,
Переливчатых звезд трепетанье.
Светляков неисчерпанный клад,
Чрезполосье не сжатого хлеба,
И клочками багряный закат,
В синеве утонувшего неба.
С вами я свое лучшее слил
Радость жизни глубоко объемлю.
Я Тобою опять полюбил
Дни и ночи, и небо, и землю.
Там, за последней виллой,
Вдоль глинистого рва
Светло-зеленой силой
Вздымается трава.
Кольцо березок кротких
Под облаком седым
Роняет с веток четких
Зеленокудрый дым.
Мальчишка влез на липку –
Качается, свистя.
Спасибо за улыбку,
Французское дитя!
«Слезай-ка, брось свой мячик,
Мой фокс совсем не злой, –
Быстрее всех собачек
Помчится он стрелой. «
И вот они уж вместе –
И зверь, и мальчик-гном.
Жестянка искрой жести
Сверкнула под кустом.
Ну что ж, здесь были люди,
А людям надо есть.
В зеленом этом чуде
Пускай цветет и жесть.
Вверху клубки омелы,
Как шапки сизых гнезд.
Под бузиной замшелой
Хлопочет черный дрозд.
С дороги у изгиба
Моторный рявкнул бас.
Спасибо, лес, спасибо
За этот добрый час.
Любите, люди, землю, – землю
В зелёной тайне влажных трав.
Веленью тайному я внемлю:
«Любите, люди, землю, – землю
И сладость всех её отрав!»
Земной и тёмный, всё приемлю.
Любите, люди, землю, – землю
В зелёной тайне влажных трав.
Федор Сологуб, 1915
За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,
И кажется с тропы далекой –
Вода качает берега.
А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним.
Сергей Есенин, 1916
. И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
Упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Метонимия. Синекдоха. Перифраза. Гипербола. Литота»
Упражение 1.
Найдите в текстах слова в переносном значении. Объясните, почему такой перенос оказался возможен.
1) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. 2) Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели (Ю.К.Олеша). 3) Я три тарелки съел (И.А.Крылов).
Упражение 2.
Найдите в текстах примеры метонимии, объясните, почему возможен такой перенос.
1) Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. (А.А.Фет) 2) Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 3) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – всё кипит. (А.С.Пушкин) 4) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою. (А.С.Пушкин) 5) Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (А.С.Пушкин) 6) Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. (А.С.Пушкин) 7) Аудитория внимала каждому слову лектора. 8) Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.
Упражение 3.
Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните её употребление. Объясните значение слов со звёздочками, используя толковый словарь.
Упражение 4.
Найти в приведённом поэтическом отрывке примеры метонимии, синекдохи и указать, какова их стилистическая роль.
1) Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой солёной,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор золото лимонов. (Н.Тихонов)
2) Русь металась в голоде и буре,
Всё смешалось, сдвинутое враз,
Гул вокзалов крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас. (Н.Заболоцкий)
3) Кипящих звуков катится волна.
Их прекратить теперь уж невозможно,
Их усмирить не в силах даже пушки,
Как невозможно усмирить вулкан. (В.Солоухин)
4) Заря в разгаре – как она прекрасна!
И там, где парус реет над волной,
Встречая день, мечтательно и страстно
Поёт о счастье голос молодой. (Н.Рубцов)
5) Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность. (Н.Рубцов)
Упражение 5.
Указать в приведённом поэтическом отрывке примеры перифразы, раскрыть их значение.
1) Тлен не растлил, и сила не сломала.
И медлит та, с косою на горбе. (В.Солоухин)
2) Придут друзья – обрадуемся встрече,
На стол поставим пушкинские свечи,
Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас! (В.Солоухин)
3) Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница? (С.Есенин)
4) Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей. (С.Орлов)
5) И в день, когда в огне и в буре
Он, неповинный, шёл ко дну,
Мы в бездну канули с лазури,
Мы пили смертную волну. (В.Брюсов)
6) Шли в школу дети. Четверо мальчишек,
И с ними рядом девочка одна.
Её опрятный фартучек так ярко
(Как бы большая свежая ромашка)
Светился средь весенней желтизны!
И вот они обидели ромашку,
Забрызгали её водой из лужи,
Наляпали на фартук грязных пятен
И довели до горьких-горьких слёз. (В.Солоухин)
7) Каким наитием,
Какими истинами,
О чём шумите вы,
Разливы лиственные? (М.Цветаева)
8) Слёзы – на лисе моей облезлой. (М.Цветаева)
9) По небу синему грозный Илья прокатился.
Бросил, Громовник, стрелу – змейкой свернулась она.
Из-за попова сарая надвинулась гулкая туча. (П.Радимов)
9) Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас. (А.С.Пушкин)
10) Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем. (А.С.Пушкин)
11) Но чаще занимали страсти умы пустынников моих. (А.С.Пушкин)
12) Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. (А.С.Пушкин)
13) Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец. (А.С.Пушкин)
14) Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним. (А.С.Пушкин)
Упражение 6.
а) Найдите соответствия.
1. Братья наши меньшие 2. Блистающая сталь 3. Солнце русской поэзии 4. Весна человеческой жизни 5. Седая чародейка 6. Голубая планета 7. Потомок викингов отважных 8. Белые воротнички 9. Прикованный к скале титан 10. Бессмертный творец «Илиады» | А. Земля Б. Зима В. Прометей Г. Швед Д. Сабля Е. Животные Ж. Пушкин З. Гомер И. Конторские служащие К. Юность |
б) Укажите, в каких случаях наблюдается сочетание перифраза с другими изобразительными средствами: метафорой и метонимией.
Упражение 7.
а) Прочитайте текст. Определите его тему.
Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков)
б) Укажите пример использования:
эпитета _________________________________________
метафоры _________________________________________
сравнения _________________________________________
перифраза _________________________________________
в) Какие авторские мысли и чувства благодаря этим художественным приемам приобретают яркую образность и художественную силу?
Упражнение 8.
Найдите примеры гиперболы и литоты и объясните их выразительную роль.
1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А. П. Чехов)
2) Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям. (М. Ю. Лермонтов)
3) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов)
4) И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)
Упражение 9.
а) Прочитайте текст. Выделите в нем гиперболы. Определите их художественную функцию.
. Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда.
Со «Сказки о рыбаке и рыбке», со стихотворения «Буря мглою небо кроет. », с колыбельной песни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зеленой поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, звучащей поутру от полета мотылька, от пенья пташки, от всего того, что бытует, дышит и радуется вокруг нас, исходит защита от зла, и слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детства.
За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В. П. Астафьев)
б) Выпишите из текста примеры использования:
выразительного (оценочного):
эпитета _________________________
метафоры _________________________
метонимии _________________________
в) Определите главную мысль текста.
Упражение 10.
Найдите литоты в предложениях.
1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А. Некрасов) 2) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.Гоголь) 3) В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 4) Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.Е.Салтыков-Щедрин)
Тест по теме «Выразительные средства лексики. Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Литота. Перифраза»
1. Гипербола основана на
1) художественном преуменьшении
2) повторении одних и тех же слов
3) художественном преувеличении
2. Троп, противоположный гиперболе –
1) эпифора
2) литота
3) синекдоха
3. При метонимии происходит
1) увеличение количества местоимений
2) употребление многозначных слов в разных лексических значениях
3) перенос значения с одного явления на другое по смежности
4. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по принципу количественного отношения между ними –
1) градация
2) синекдоха
3) гипербола
5. Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких
1) умолчание
2) метонимия
3) перифраза
6. Отметьте примеры, содержащие метонимию.
1) Чашка из серебра.
2) Золото и серебро на столе.
3) Это старинное серебро.
4) Цепочка из серебра.
7. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.
1) Студент нынче пошел не тот.
2) Часок! Я сейчас освобожусь.
3) И раб судьбу благословил.
4) В сумерки луга похожи на море.
8. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.
1) Смотрите, первенцы свободы: Мороз на берегах Невы!
2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
3) Василий принес тысячу извинений.
4) Тысячи людей в мире голодают.
9. Отметьте примеры, содержащие литоту.
1) Стоит избушка на курьих ножках.
2) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем.
3) Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
4) От горшка два вершка.
10. Отметьте примеры, содержащие перифразу.
1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
2) В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
3) Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
4) О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верю.(С.Есенин)
11. Определите средства выразительности.
1) И дряхл, и сед закат осенний.
2) Пустых небес прозрачное стекло.
3) А у милого лицо занимает всё крыльцо.
4) Приветствую тебя, пустынный уголок.
А — перифраза, Б — олицетворение, В — гипербола, Г — метафора.
12. Определите средства выразительности.
1) Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
2) Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы… (А.Пушкин)
3) Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Лермонтов)
4). И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастернак)
А – гипербола, Б – метафора, В – перифраза, Г – метонимия.
13. Определите средства выразительности.
14. Определите троп, использованный в предложении:
Люблю тебя, Петра творенье! (А.Пушкин)
1) метонимия
2) олицетворение
3) эпитет
4) перифраза
15. Определите троп, использованный в предложении:
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)
1) литота
2) перифраза
3) гипербола
4) метонимия
16. Определите троп, использованный в предложении:
1) гипербола
2) литота
3) сравнение
4) олицетворение
17. Определите троп, использованный в предложении:
А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В.Маяковский)
1) перифраза
2)эпитет
3) литота
4) метонимия
18. Соотнесите тропы и их определения.
Лиственное
Содержание
География
История
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лиственное» в других словарях:
лиственное дерево — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN deciduous tree Tree losing its leaves in autumn and growing new ones in the spring. (Source: CAMB) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана… … Справочник технического переводчика
лиственное растение — Деревья и кустарники широколиственных, мелколиственных и жестколистных пород, встречаются почти во всех географических зонах … Словарь по географии
лиственное дерево — lapuotis statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Medis ir krūmas, kurių asimiliacijos organų sistemą sudaro lapai, turintys lapagyslių išraizgytą lapalakštį ir lapkotį atitikmenys: angl. broadleaved tree; deciduous tree; hardwood… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
КАТАЛЬПА — лиственное быстрорастущее стройное дерево родом из Сев. Америки. У себя на родине достигает 35 м выс. и 1 2 м в диаметре. Растет на Ю. УССР, в Северокавказском и Азово Черноморском крае и Ср. Азии. Из всех видов К. наиболее ценный т. н. специоза … Сельскохозяйственный словарь-справочник
БЕРЁЗА — Лиственное дерево семейства березовых с белой с темными разводами корой и пахучими сердцевидными листьями. Одно из самых распространенных деревьев на территории России. берёза растет обычно в смешанном лесу* или в березовых рощах березняках. В… … Лингвострановедческий словарь
ЛИПА — Лиственное дерево семейства липовых с сердцевидными зубчатыми листьями и желтоватыми душистыми медоносными цветками. Одно из самых распространенных лиственных деревьев в России. Вероятно, дерево названо так из за своего липкого сока. Липы растут… … Лингвострановедческий словарь
Ольгинский район — Герб (описание) … Википедия
Кирсановка (Крым) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кирсановка. Село Кирсановка укр. Кирсанівка крымскотат. Biy Ğazı Страна … Википедия
Лиственский сельский совет — укр. Листвинська сільська рада крымскотат. Listvennoye köy şurası Страна Украина Статус Сельский совет … Википедия
ЛИСТВЕННЫЙ — ЛИСТВЕННЫЙ, лиственная, лиственное. О деревьях: с листвой, с листьями; ант. хвойный. Лиственное дерево. || Состоящий из таких деревьев. Лиственный лес. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Лиственные леса
По общепринятой классификации растения делятся на хвойные и лиственные. К последним относятся те, которые в определённое время сбрасывают зелёный покров. Как правило, такие деревья растут в течение весенне-летнего вегетационного периода, на протяжении осени меняют цвет, а затем сбрасывают свою листву. Так проходит их адаптация к зимним холодам.
В лиственных лесах растет много разных видов деревьев, кустарников и трав. Большинство из них представители широколиственных растений, такие как дуб, клен, бук, грецкий орех, граб и каштан. Так же здесь часто встречаются и мелколиственные деревья – берёз, тополь, липа, ольха и осина.
Есть несколько различных видов культур, таких как горный лавр, азалии и мхи, которые живут в тенистом лесу, куда доходит небольшое количество солнечного света.
Лиственные леса России
На территории России лиственные леса занимают узкую полоску между южными степями и северной зоной смешанных лесов. Этот клин тянется от прибалтийских республик до Урала и за его пределами, до Новосибирска и монгольской границы. Эта зона имеет теплый и влажный климат.
В северных регионах в основном распространён дуб обыкновенный, липа, ясень, клён, ильма. В западных и южных частях многообразие пород увеличивается за счёт граба, береста, орехов, явора, черешни, тополя.
Большинство второстепенных лесов в этой зоне – чистые березовые насаждения, очень популярные среди русских пейзажистов. Не счесть разнообразия кустарников и трав, которыми богата зона лиственных лесов России.
Почвы
В основной массе лиственных лесов преобладает бурая почва. Это очень плодородная земля. Осенью листва опадает с деревьев, разлагается и помогает придать грунту свои питательные вещества. Земляные черви помогают смешивать питательные вещества, обогащая её гумусом.
Корни деревьев уходят глубоко в землю, добывая питательные вещества во время вегетационного периода. Однако с наступлением осени, листва осыпается и обогащает грунт полезными микроэлементами.
Зона лиственных лесов
Лиственные леса расположены между субтропиками и зоной смешанных и хвойных лесов. Это где-то между 500-600 и 430-460 широтами. Отражение широт является зеркальным для Северного и Южного полушария. Невзирая на то, крупнейшие в мире лиственные леса обычно сосредоточены в Северном. Вы встретите их в Европе, Северной Америке, некоторых частях России, Китая и Японии.
В Южном полушарии также есть лиственные леса, хотя обычно они намного меньше и простилаются на просторах Новой Зеландии, юго-восточной Австралии и Южной Азии. В Южной Америке есть две большие области лиственных лесов на юге Чили и в Парагвае. Следует заметить, что растительность и животный мир в них обычно отличается от жизни на севере.
Лиственные леса, как правило, процветают в холмистых районах с определёнными типами почвы.
Климат
Как упоминалось выше, в отличие от хвойных, лиственные леса определяются тем фактом, что их деревья теряют листву раз в год с изменением сезона, само собой разумеется, что климат большинства из них не является экстремальным, но меняется в зависимости от поры года. Эти районы будут обладать четырьмя четко определенными периодами, с ярко выраженными биологическими процессами – листва меняет цвет осенью, опадает зимой и растёт весной. Лиственные леса также иногда называют умеренными и широколиственными, что говорит о том, что их часто встречают в зонах умеренного климата. Именно он обеспечивает ярко выраженную сезонность, снежный покров зимой и относительно стабильное количество годовых осадков.
Средняя температура в тёплые поры года составляет +15 С, а нижняя, как правило, опускается ниже 0 С. Количество осадков достигает 500-800 мм. Эти показатели могут варьироваться в зависимости от географического местоположения, поскольку, как упоминалось выше, лиственные леса можно найти во всём мире.
Для нормальной жизнедеятельности лиственных лесов, тёплый период должен составлять не менее 120 дней, но в некоторых районах он достигает 250 дней в году без мороза.
Погода в лиственном лесу зависит от погоды в регионе. Более холодные зимы, как правило, способствуют увеличению разнообразия видов растительности.