Размагничивание кораблей что это

Joomla Сайт

РАЗМАГНИЧИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОРАБЛЯ.

Задача снижения магнитного поля корабля может решаться двумя путями:

— применение в конструкции корпуса, оборудования и механизмов корабля маломагнитных материалов;

— проведение размагничивания корабля.

Применения маломагнитных и немагнитных материалов для создания корабельных конструкций позволяет в значительной степени снизить магнитное поле корабля. Поэтому при строительстве специальных кораблей (тральщиков, минных заградителей) широко используются такие материалы как стеклопластик, пластмассы, алюминиевые сплавы и т.д. При строительстве некоторых проектов атомных подводных лодок применяется титан и его сплавы, который наряду с высокой прочностью является маломагнитным материалом.

Однако прочность и другие механические и экономические показатели маломагнитных материалов позволяют применять их при строительстве боевых кораблей в ограниченных пределах.

Кроме того, если даже корпусные конструкции кораблей выполнять из маломагнитных материалов, то целый ряд корабельных механизмов остается выполненным из ферромагнитных металлов, которые также создают магнитное поле. Поэтому в настоящее время основным способом магнитной защиты большинства кораблей является их размагничивание.

Размагничиванием корабля называется комплекс мероприятий направленных на искусственное уменьшение составляющих напряженности его магнитного поля.

Основными задачами размагничивания являются:

а) уменьшение всех составляющих напряженности МПК до пределов, установленных специальными нормами;

б) обеспечение стабильности размагниченного состояния корабля.

Одним из методов решения этих задач является проведение обмоточного размагничивания.

Сущность метода обмоточного размагничивания заключается в том, что МПК компенсируется магнитным полем тока специально смонтированных на корабле штатных обмоток.

Совокупность системы обмоток, источников их питания, а также аппаратуры управления и контроля составляет размагничивающее устройство (РУ) корабля.

В систему обмоток РУ корабля могут входить следующие обмотки (в зависимости от типа и класса корабля):

а) Основная горизонтальная обмотка (ОГ), предназначенная для компенсации вертикальной составляющей МПК. Для размагничивания большей массы ферромагнитного материала корпуса ОГ разбивается на ярусы, при этом каждый ярус состоит из нескольких секций.

б) Курсовая шпангоутная обмотка (КШ), предназначенная для компенсации продольного индуктивного намагничивания корабля. Она состоит из ряда последовательно соединенных витков, расположенных в шпангоутных плоскостях.

а) Основная горизонтальная обмотка ОГ.

б) Курсовая шпангоутная обмотка КШ.

в) Курсовая батоксовая обмотка КБ.

в) Курсовая батоксовая обмотка (КБ), предназначенная для компенсации поля индуктивного поперечного намагничивания корабля. Она монтируется в виде нескольких контуров, расположенных побортно в батоксовых плоскостях, симметрично относительно диаметральной плоскости корабля.

г) Постоянные обмотки, применяются на кораблях большого водоизмещения. К этим видам обмоток относятся постоянная шпангоутная обмотка (ПШ) и постоянная батоксовая обмотка (ПБ). Эти обмотки прокладываются по трассе обмоток КШ и КБ и никаких видов регулирования тока в процессе эксплуатации не имеют.

д) Специальные обмотки (СО), предназначенные для компенсации магнитных полей от отдельных крупных ферромагнитных масс и мощных электрических установок (контейнеры с ракетами, тральные агрегаты, аккумуляторные батареи и т.д.)

Питание обмоток РУ осуществляется только постоянным током от специальных агрегатов питания РУ. Агрегатами питания РУ являются электромашинные преобразователи, состоящие из приводного двигателя переменного тока и генератора постоянного тока.

Для питания преобразователей и обмоток РУ на кораблях устанавливаются специальные щиты питания РУ, получающие питание от двух источников тока, расположенных на разных бортах. На щитах РУ устанавливается необходимая коммутационная, защитная, измерительная и сигнальная аппаратура.

Для автоматического управления токами в обмотках РУ устанавливается специальная аппаратура, которая производит регулировку токов в обмотках РУ в зависимости от магнитного курса корабля. В настоящее время на кораблях используются регуляторы тока типа «КАДР-М» и «КАДМИЙ».

Наряду с обмоточным размагничиванием, т.е. использованием РУ, надводные корабли и подводные лодки периодически подвергаются безобмоточному размагничиванию.

Сущность безобмоточного размагничивания заключается в том, что корабль подвергается кратковременному воздействию сильных, искусственно созданных магнитных полей, уменьшающих МПК до определенных норм. Сам корабль при этом методе никаких стационарных размагничивающих обмоток не имеет. Безобмоточное размагничивание производится на специальных стендах СБР (стенд безобмоточного размагничивания).

Основными недостатками метода безобмоточного размагничивания являются недостаточная стабильность размагниченного состояния корабля, невозможность компенсации индуктивных составляющих МПК, зависящих от курса и длительность процесса безобмоточного размагничивания.

Таким образом, максимальное снижение магнитного поля корабля достигается путем применения двух методов размагничивания – обмоточного и безобмоточного. Применение РУ позволяет скомпенсировать МПК в процессе эксплуатации, но так как магнитное поле корабля с течением времени может значительно изменяться, то корабли нуждаются в периодической магнитной обработке на СБР. Кроме того на СБР производятся замеры величины магнитного поля корабля, с целью поддержания МПК в установленных приделах.

В связи с этим, снижение уровней физических полей корабля и поддержание их в допустимых пределах, является важной задачей всего экипажа корабля.

Существует несколько принципиально различных способов уменьшения вероятности обнаружения и поражения кораблей боевыми средствами и не­контактными системами. Сущность их сводится к следующему:

2. Снизить интенсивность источников физического поля корабля с помощью конструктивных и организационных мероприятий. Этот способ на­зывают обеспечением физической защиты корабля.

Данное качество будет рассмотрено на следующем занятии.

Источник

Не так давно в комментах под постом о ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС ( Техногенные катастрофы #18. Саяно-Шушенская ГЭС ) возник вопрос о размагничивании кораблей. Поэтому пост, который, вероятно, кому-то будет интересен.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

В процессе своей постройки и эксплуатации корпус корабля постоянно подвергается воздействию различных электромагнитных излучений, как от собственного оборудования, так и под воздействием сторонних электромагнитных полей. Постепенно собственное магнитное поле корабля становится все более заметным, становясь объектом внимания как магнитных систем наведения и инициации (например, донных морских мин), так и других, не менее зловредных систем. Собственному оборудованию корабля магнитные поля также мешают. Для уменьшения магнитных полей корабля его систематически подвергают процедуре размагничивания.

При продольном размагничивании весь корпус корабля параллельно ватерлинии окружается кабелем, по которому пропускается ток такой величины, чтобы созданное электромагнитное поле обратного знака превышало собственное магнитное поле корпуса корабля в 2-3 раза. Через несколько секунд ток в обмотке выключается и происходит «опрокидывание» магнитного поля корабля. После этого проводится «операция компенсации», то есть опять в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его магнитное поле корабля возможно больше приближалось к нулю. Таким образом, магнитное поле корабля не будет воздействовать на детонаторы вражеских магнитных мин и магнитных торпед.

Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков кабелей, подключаемых к источникам питания специальных судов размагничивания. При продольном размагничивании корабль по всей длине обматывается несколькими витками кабелей, как катушка, и корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. При подачи тока в эту обмотку-соленоид возникает объёмное магнитное поле, действующее по оси соленоида, которое размагничивает корабль. При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка кабелей по бортам. В результате по всем направлениям добиваются нулевых значений измерений магнитного поля корабля.

Источник

Суда размагничивания. Зачем размагничивают корабли

В планах вероломного нападения на нашу страну гитлеровцы особую роль отводили минному оружию. В первую же военную ночь вражеская авиация выставила неконтактные мины в районе ряда наших военно-морских баз, и прежде всего Севастополя. Новизна этих мин и внезапность их массового применения, по мнению немецко-фашистского командования, должны были сковать силы советского флота, нарушить его коммуникации. Но надежды противника не оправдались. Сразу же с началом войны на Черном море, где неконтактные мины выставлялись особенно интенсивно, наши минеры под руководством офицера М. Иванова впервые разоружили парашютную донную мину, которая была снабжена взрывателем, срабатывающим под воздействием магнитного поля корабля. Секрет врага был раскрыт. Это позволило выработать способы борьбы с такими минами.

Как же образуется магнитное поле корабля?

Магнитное поле Земли намагничивает металлический корпус, когда корабль при плавании многократно пересекает его магнитные силовые линии под разными углами. Вертикальная составляющая напряженности магнитного поля корабля даже на глубине 40 м имеет величину, достаточную для срабатывания взрывателей мины. Задача размагничивания как раз и состоит в том, чтобы скомпенсировать вертикальную составляющую магнитного поля корпуса корабля.

Во время довоенной карьеры корабли имели много улучшений: в головном уборе было, например, больше фар и шесть квадрициклов 13, 2 мм, а 37 орудий Модель 25 высадилась в «38», так что были установлены еще две установки квадрицикла 13, 2 мм. Затем были выпущены 47-мм калибровочные пушки, в то время как 12-метровый оптический телеметр нижней телеметрической башни был заменен на один на 15 метров. Оба корабля также имели капюшон для курильщика, а в Страсбурге осенью этого года было еще пять дополнительных установок на 13, 2 мм.

Наконец, были установлены шкафы и система размагничивания. Позже Страсбург также во время «42», первый французский экспериментальный радар, и другие модификации имели дополнение еще 3 13 мм имплантатов. Даже этих изменений не было достаточно, чтобы бросить вызов угрозе немецких самолетов, но было правдой, что тогда французские подразделения Тулона саботировали одни и те же экипажи. Позже они сошли с ума со стороны итальянцев со следующего года, которые ожидали от двух «Литторио» в послевоенный период.

Еще в 30-е годы совсем молодой ученый Анатолий Петрович Александров (ныне академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, президент Академии наук СССР) решил эту задачу. Он предложил наложить на корпус временную обмотку кабелем, по которому пропускать постоянный ток, создавая поле, вертикальная составляющая которого была бы противоположного знака.

В общем, эти быстрые французские линкоры были бы достойны противников Шарнорста и немного быстрее, чем Бисмарк и Литторио. Единственными быстрыми кораблями были «Ришелье», но они были в одном флаге. В то время как последние, фактически «Супер Данкеке», были превосходны для скорости и защиты и отсутствия вооружений, «Данкере» были, напротив, быстрыми и хорошо вооруженными, но менее безопасными, чем желательные. Пояс был слишком тонким, но это частично разрешилось с «Страсбургом», который достиг промежуточных значений между ее сестрой и «Шарнорстом».

И вот с началом Великой Отечественной войны нашему флоту надо было срочно оказать помощь: не только отработать методику измерения магнитного поля корабля, приемы и нормы размагничивания, но еще и научить этому новому делу десятки флотских специалистов.

Для выполнения этой исключительно важной для обороны страны задачи в августе 1941 года в Севастополь выехала группа ученых-физиков под руководством А. Александрова и И. Курчатова, Понимая важность задачи, Игорь Васильевич Курчатов (впоследствии академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий) прервал в Ленинграде работу над проблемами физики атомного ядра и предоставил себя и своих помощников в полное распоряжение А. Александрова.

В случае немецкой конфронтации с конусами, было бы мало выбора из скорости, в то время как стрельба из обеих пушек сделала бы броневой пояс особенно важным и больше, чем бронированные мосты. Поскольку 330 штук были чем-то более мощным, чем 280 мм, то взаимные расстояния сверления были сравнимыми. А именно, в целом, французский проект, несмотря на то, что он был предшествующим и тем же перемещением, оказался выше.

Первыми из боевых кораблей размагничивание прошли лидер «Ташкент» и два тральщика. В очередной поход с ними пошел неразмагниченный тральщик и подорвался на мине. После этого случая командование флота категорически запретило выходить в море неразмагниченным кораблям.

Вот посмотрите на французский флот и последнюю эволюцию антивоенного флота: бронированный класс «Ришелье». Надо сказать, что французский флот никогда не был хорошо изучен. Он никогда не применял стандартизированные материалы с англичанами или американцы, поэтому он мало что говорил о себе и, исторически, в сражавшихся войнах, был в основном неактуальен. Но это не оправдывает существенного отсутствия международного интереса для пристани для яхт, которая, хотя и изолирована постепенно, смогла сохранить свои собственные логики и независимости, как хороших, так и плохих, причем выбор не обязательно разделяется и часто вызван непредвиденными ситуациями.

Вскоре обстановка потребовала организации размагничивания кораблей и на Северном флоте. Туда выехал А. Александров вместе со своим сотрудником В. Тучкевичем, а «противоминная» вахта И. Курчатова на Черноморском флоте продолжалась до 10 января 1942 года.

Как вы увидите, «Ришелье» хорошо резонирует с этой неспокойной историей и «высокой потерей потенциала», обусловленной эволюцией гнусных событий, кульминацией которых является «самоубийство флота Тони». Если немцы остаются в пушке с окраины Парижа до конца войны, это не удивительно. Сразу после войны планы роста различных мировых пристаней были в основном закрыты или резко сокращены. Хуже того, был экономический кризис и неудобная попытка управлять мирного пребывания в Европе после перемирия. Австрия была почти распущена, но Германия была обеспокоена и очень сильно.

Международные договоры о сдерживании вооружений были в основном направлены на военно-морской сектор, который, кроме того, санкционировал превосходство англо-американцев на французах и, что еще хуже, итальянская. Договор 22 в Вашингтоне пришел, когда Муссолини все еще не у власти, но кризис и социальные проблемы очень тяжело переживали в «Европе, страшной войной и болезнью». Теперь Франция, безусловно, была очень смущена тем, что должна была быть равной Италия, не столько проблема гордости, сколько сложность защиты морей и связей с колониями, распространяющихся по всему миру, в то время как в то же время у Италии было меньше заграничных владений, и поэтому они могли бы приложить больше усилий для конкуренции против французов.

С тех пор франко-итальянское соперничество вышло с целым рядом кораблей, стремящихся в пределах разрешенной дислокации преодолеть свои оперативные возможности. Франция также должна была смотреть на Германию, а не только на военно-морскую индустрию: если бы итальянцы могли рассчитывать на альпийский барьер, проблема с немцами заключалась в том, чтобы иметь дело с гораздо большим и агрессивным потенциальным противником. Даже оккупации Рюра будет недостаточно, чтобы обуздать перевооружение, которое также вызвало раздраженные требования союзников как неприемлемые для немцев репатриации, которые хорошо или плохо сыграли в войне, которая все еще стоит на французской территории.

Прошло много лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Летопись ее героических дней стала историей, а подвиг народа остается жить!

Была построена линия Мажино, которая попала в наземные пушки, бункеры и колодец сильных денег, которые считались «наземными битвами». Теперь во всем этом мало места для военно-морского флота, уже упущенного слабыми и неустойчивыми правительствами, когда морские программы нуждаются в длительном и постоянном программировании. Никаких специальных законов для военно-морского флота, кроме только годовых бюджетов, чтобы покрыть все расходы, учитывая задачу, поставленную перед вооруженными силами. И это требовало около тысячи тонн кораблей всех видов, чтобы выполнить три основные задачи: контраст с немцами, итальянцами и поддержание зарубежных коммуникаций.

__
На производстве при работе с инструментами неудобно пользоваться намагниченными отвёрткой или пинцетом, маленькие гайки и шайбы «прилипают» к инструменту.

При обработке изделий на станках необходимо, чтобы металлическая деталь не перемещалась вслед за движущимися устройствами станков и агрегатов.

Основным способом размагничивания является воздействие на намагниченный предмет переменным магнитным полем с уменьшающейся амплитудой. Иногда размагничивают материалы и с помощью нагрева до определенной высокой температуры.

Когда Муссолини потрясла международную панораму с эфиопским кризисом и уже была «равной» Франции, а Германия достигла двух третей, у французов не было возможности защищаться. Им пришлось искать поддержку со стороны Великобритании, которая до тех пор оставалась довольно расплывчатой, настолько, что для достижения конкретного обязательства потребовалось согласие Портсмута от 39 августа. Конечно, опасаться и готовиться к борьбе с ним, шире при его появлении, и поэтому в конце 30-х годов наблюдалась суетливая ритм-раса, все беспокоились о том, что делали другие.

Корпуса кораблей, технические средства, вооружение, построенные из ферромагнитных материалов, находясь в магнитном поле Земли, намагничиваются.

Кроме того, вооружение сгруппировалось по всему носу и превращалось в довольно сложные и неточные квадратные башни. Новый броненосец был больше, чем другие корабли, и он был привязан, не имея больших ярдов, завершить его без 37 м вперед и 8 футов. Когда это заняло свою окончательную форму, оно стало похоже на большой корабль с внушительными надстройками, сгруппированными вокруг передней башни, и маленьким дымчатым, ненавязчивым, указывающим на спину. Это может показаться своеобразной деталью, но на самом деле она была новаторской, поскольку, как и на современных кораблях, она объединила свою структуру с надстройками, настолько, что было трудно понять, где выхлоп был для очень мощной системы двигателя.

Постоянное намагничивание снимается на специальных береговых или других мобильных стендах, а намагничивание, полученное же в результате действия магнитного поля Земли компенсируется с помощью размагничивающего устройства, установленного на самом корабле.
___

Корабли с намагниченным корпусом притягивают плавающие металлические предметы, а ими могут стать и морские мины. Компас корабля начинает давать ошибочные показания, принимая магнитное поле корабля за магнитное поле Земли. Поэтому с целью защиты от морских мин и для увеличения точности показаний магнитного компаса как надводные, так и подводные корабли подвергают размагничиванию.
___

Вот краткие характеристики. Поэтому большие корабли со скоростью, которую может преодолеть любой возможный противник, по крайней мере, среди тех, которые были реализованы. Корпус, который позволял такую ​​скорость и эффективность, составлял 28% от общего количества, двигатель всего 7, 1%. большинство защит, что эквивалентно 39, 2% от общей массы, что означает, что «Ришелье» было защищено более чем 100 000 т брони, если оно верно для фактического перемещения или даже больше, если учесть 700. Ниже находился еще 40-миллиметровый бронированный мост, расположенный над другим, в машинное отделение, в общей сложности 214 мм стали, разделенный на 3 моста.

Первые неконтактные магнитные мины появились еще в 1919 г. В таких минах железная стрелка поворачивалась под влиянием магнитного поля плывущего неподалеку корабля и замыкала контакты взрывателя. Для таких мин даже не нужно было касания корпуса корабля!
___

В 30-х годах 20-го века наши ученые предложили «размагничивать» корабли.
В 1937 г. в России были проведены первые удачные опыты по размагничиванию судов в Кронштадте.
В 1939 г. осуществлено успешное плавание размагниченного корабля «Выборного» над магнитными минами в Онежском озере.
В 1941 г. произошел переход к стационарному оснащению кораблей размагничивающими установками (токонесущими обмотками, нивелирующими намагниченность корпуса).
___

По бокам была сложная подводная защита, включавшая в себя несколько лампочек, наружную охрану 18 мм, а самый внутренний пояс с пояса, как на американских кораблях, не был обнесен стеной, а находился внутри корабля, который позволил наклонить его примерно на 15 градусов, имел толщину 330 мм, а его верхний край был соединен со стенкой и до 150 мм главной палубы, образуя настоящий бронированный ящик, позади наклонной брони 50 мм, которая защищала от ударов, которые могли прорвать его защиту. Итак, подводя итог: ничто, или почти два верхних моста, самый высокий уровень защиты как в нижней, так и в нижней частях, в современном и, казалось бы, эффективном расположении.

Принцип размагничивания подводной лодки состоит в следующем. Размагничивающее устройство состоит из нескольких (3 или 4-х) обмоток.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

По каждой обмотке пропускается постоянный ток такого направления и такой величины, чтобы создаваемое им магнитное поле было равно и противоположно направлено одной из составляющих магнитного поля лодки.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

Знаете ли вы?

Магниты и головной мозг

Физиологи обнаружили, что использование магнитного поля способствует развитию головного мозга у взрослых, стариков и у детей.
Исследователь Фортунато Батталья из университета Нью-Йорка, проведя опыты, обнаружил, что воздействие магнитных полей приводит к росту новых нейронов в областях головного мозга, отведённых под память и обучение. Магнитная стимуляция мозга уже давно используется для лечения депрессии, шизофрении и последствий инсультов, когда магнитные поля возвращают пострадавшим речь. Если новые исследования подтвердятся, то перед врачами откроются новые перспективы лечения различных болезней (например, болезни Альцгеймера, которая сопровождаются массовой гибелью нейронов мозга) и корректировки возрастных изменений памяти.

Любознательным

Почему облака в основном белые, а не голубые, как небо? Почему грозовые тучи черные?

Источник

Способ размагничивания судна и устройство для его реализации. Размагничивание корабля

К методам активной защиты относят:

Уничтожение мин с помощью тралов;

Создание проходов в минных полях с помощью подрывов глубинных и авиационных бомб;

Поиск с помощью специальных электромагнитных и телевизионных искателей с последующим уничтожением.

Основным методом пассивной защиты является размагничивание кораблей. Суть его заключается в уменьшении магнитного поля на определенной глубине, называемой глубиной защиты. Глубиной защиты называют такую наименьшую глубину под килем, на которой после размагничивания корабля напряженность его магнитного поля практически равна нулю. В этом случае обеспечивается несрабатывание неконтактных мин и торпед,

Другой путь в обеспечении защищенности корабля по магнитному полю заключается в применении маломагнитных и немагнитных материалов в конструкциях корпуса и механизмов корабля.

Понятие о размагничивании.

Размагничиванием корабля называется процесс искусственного уменьшения его магнитного поля. Размагничивание производят с помощью обмоток контуров, питаемых током, и называют электромагнитной обработкой (ЭМО). Суть ЭМО заключается в создании определенным образом магнитного поля, обратного по знаку полю корабля, о чем будет сказано ниже.

Безобмоточное размагничивание (БР).

Безобмоточное размагничивание осуществляется путем воздействия на корабль временно создаваемых магнитных полей двумя способами:

С помощью временно накладываемых на корабль электрических обмоток;

С помощью контуров, обтекаемых током, уложенных на грунте.

Размагничивание с помощью временно накладываемых на корабль обмоток.

После постройки корабля его корпус намагничивается в вертикальном, продольном и поперечном направлении.

Рассмотрим сущность размагничивания в вертикальном направлении (рис. 9, а).

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

а) вертикальное размагничивание;

б) продольное размагничивание;

в) поперечное размагничивание.

Вокруг корпуса заводится кабель в плоскости, параллельной ватерлинии. В зависимости от намагничивания корпуса, величина которого определяется при предварительном измерении, по кабелю пропускается ток такой величины (рис, 10), чтобы созданное поле обратного знака (при включенном токе) в точке превышало в раза исходное (точка ).

Вторая операция называется «компенсацией». Во время этой операции в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его поле корабля возможно больше приближалось к нулю.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

Вертикальное намагничивание корабля;

Напряженность вертикального внешнего магнитного поля.

При размагничивании по безгистерезионой кривой достигается тот же результат, только процесс компенсации старого созданием нового постоянного намагничивания происходит при циклическом перемагничивании в переменном магнитном поле, убывающем по амплитуде от некоторого максимума до нуля. Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков, подключаемых к источникам питания судов размагничивания. Для случая продольного размагничивания на корабль накладывается несколько витков (рис. 9, б) так, что корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. Возникающее при включении обмотки магнитное поле, действующее по оси соленоида, размагничивает корабль.

При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка по бортам.

Эффективность размагничивания проверяют измерениями магнитного поля под днищем.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

Как правило, при электромагнитной обработке на таких станциях одновременно компенсируется постоянное вертикальное и постоянное продольное намагничивание, Другие виды намагничивания не устраняются.

Итак, положительной стороной безобмоточного размагничивания является то, что корабль не несет никаких обмоток, для которых потребовались бы источники питания и щиты управления. Однако, этот метод не универсален.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

Основными недостатками без обмоточного размагничивания корабля является:

1. Невозможность компенсации курсовых и широтных изменений поля корабля.

2. Необходимость периодически повторять магнитную обработку ввиду недостаточной стабильности результирующего поля.

3. Необходимость после каждой обработки производить определение и устранение девиации магнитных компасов.

Обмоточное размагничивание

Обмоточное размагничивание предусматривает компенсацию магнитных полей корабля полями от стационарных обмоток, питаемых током от специальных источников. Совокупность системы обмоток, источников питания, а также аппаратуры управления и контроля составляет размагничивающее устройство (РУ).

РУ рассчитывается так, чтобы магнитное поле, создаваемое током, протекающим по обмотке, представляло в любой момент времени зеркальное отображение собственного магнитного поля корабля, т. е. в каждой точке под кораблем было равно полю корабля по величине и противоположно по знаку.

РУ впервые разработаны группой сотрудников ЛФТИ АН СССР во главе с академиком А. П. Александровым (И. В. Курчатов, Л. Р. Степанов К. К. Щербо и др.). Размагничивающее устройство позволяет компенсировать магнитное поле корабля с учетом курсовых и широтных изменений.

Размагничивающее устройство состоит из нескольких самостоятельных обмоток различного назначения.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

1. Для компенсации напряженности поля от вертикального постоянного намагничивания служит основная горизонтальная обмотка. Направление тока в этой обмотке подбирают так, чтобы ее магнитное поле было противоположно полю от вертикального постоянного намагничивания (рис. 13).

На рис. 13 показано, что магнитное поле обмотки (кривая ) равно по напряженности, но противоположно по знаку собственному полю (). Эта обмотка называется главной потому, что с её помощью компенсируется самая значительная (вертикальная) составляющая. Подобранный для этой обмотки режим тока в дальнейшем не изменяется, а остается постоянным на всех курсах и на любой широте.

Для компенсации вертикальной составляющей продольного намагничивания применяют носовую и кормовую обмотки (рис. 14,а).

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

2. Вместо указанных обмоток можно применить шпангоутную обмотку (рис. 14, б), Действие этой обмотки более эффективно по сравнению с носовой и кормовой постоянными обмотками. Однако установка ее связана с большими трудностями.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

3. Поле от поперечного постоянного намагничивания компенсируется полем батоксовых постоянных обмоток, которые соединяются последовательно и крепятся на правом и левом бортах судна (рис. 15). Для компенсации этого поля достаточно задать в обмотках определенный и одинаковый режим тока.

Сложнее компенсировать индуктивные составляющие намагничивания. Для этой цели в размагничивающее устройство входят регулируемые обмотки: широтная, курсовые шпангоутные обмотки и батоксовые курсовые обмотки.

4. Широтная обмотка предназначена для компенсации поля от вертикального индуктивного намагничивания. Расположение этой обмотки и распределение составляющих напряженности ее магнитного поля такие же, как у основной горизонтальной. Поэтому отдельную широтную обмотку можно не устанавливать, а использовать несколько секций основной горизонтальной обмотки, вводя в цепь их питания приспособления для регулировки тока.

Ток в широтной обмотке регулируется пропорционально синусу магнитного наклонения (магнитной широты).

Курсовые шпангоутные обмотки служат для компенсации поля от продольного индуктивного намагничивания и размещаются аналогично обмоткам для постоянного продольного размагничивания. Поскольку напряженность поля от продольного индуктивного намагничивания корабля изменяется пропорционально косинусу магнитного поля, то для компенсации этого поля необходимо изменять режим тока в обмотке также по закону косинуса. Поэтому эти обмотки называют шпангоутными курсовыми (рис. 14, б).

Батоксовые курсовые обмотки используются для компенсации поля от поперечного индуктивного намагничивания, их располагают последовательно по обоим бортам судна, параллельно постоянным обмоткам. Регулировка силы и направления тока производится пропорционально синусу угла магнитного курса.

Дополнительные обмотки устанавливаются как для компенсации корабля на отдельных участках его, так и для компенсации магнитных полей мощных корабельных электроэнергетических и других установок.

Недостатками РУ являются: большая стоимость, расход дополнительных материалов, утяжеление корабля и значительный расход энергии.

__
На производстве при работе с инструментами неудобно пользоваться намагниченными отвёрткой или пинцетом, маленькие гайки и шайбы «прилипают» к инструменту.

При обработке изделий на станках необходимо, чтобы металлическая деталь не перемещалась вслед за движущимися устройствами станков и агрегатов.

Основным способом размагничивания является воздействие на намагниченный предмет переменным магнитным полем с уменьшающейся амплитудой. Иногда размагничивают материалы и с помощью нагрева до определенной высокой температуры.

Корпуса кораблей, технические средства, вооружение, построенные из ферромагнитных материалов, находясь в магнитном поле Земли, намагничиваются.

Постоянное намагничивание снимается на специальных береговых или других мобильных стендах, а намагничивание, полученное же в результате действия магнитного поля Земли компенсируется с помощью размагничивающего устройства, установленного на самом корабле.
___

Корабли с намагниченным корпусом притягивают плавающие металлические предметы, а ими могут стать и морские мины. Компас корабля начинает давать ошибочные показания, принимая магнитное поле корабля за магнитное поле Земли. Поэтому с целью защиты от морских мин и для увеличения точности показаний магнитного компаса как надводные, так и подводные корабли подвергают размагничиванию.
___

Первые неконтактные магнитные мины появились еще в 1919 г. В таких минах железная стрелка поворачивалась под влиянием магнитного поля плывущего неподалеку корабля и замыкала контакты взрывателя. Для таких мин даже не нужно было касания корпуса корабля!
___

В 30-х годах 20-го века наши ученые предложили «размагничивать» корабли.
В 1937 г. в России были проведены первые удачные опыты по размагничиванию судов в Кронштадте.
В 1939 г. осуществлено успешное плавание размагниченного корабля «Выборного» над магнитными минами в Онежском озере.
В 1941 г. произошел переход к стационарному оснащению кораблей размагничивающими установками (токонесущими обмотками, нивелирующими намагниченность корпуса).
___

Принцип размагничивания подводной лодки состоит в следующем. Размагничивающее устройство состоит из нескольких (3 или 4-х) обмоток.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

По каждой обмотке пропускается постоянный ток такого направления и такой величины, чтобы создаваемое им магнитное поле было равно и противоположно направлено одной из составляющих магнитного поля лодки.

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

Знаете ли вы?

Магниты и головной мозг

Физиологи обнаружили, что использование магнитного поля способствует развитию головного мозга у взрослых, стариков и у детей.
Исследователь Фортунато Батталья из университета Нью-Йорка, проведя опыты, обнаружил, что воздействие магнитных полей приводит к росту новых нейронов в областях головного мозга, отведённых под память и обучение. Магнитная стимуляция мозга уже давно используется для лечения депрессии, шизофрении и последствий инсультов, когда магнитные поля возвращают пострадавшим речь. Если новые исследования подтвердятся, то перед врачами откроются новые перспективы лечения различных болезней (например, болезни Альцгеймера, которая сопровождаются массовой гибелью нейронов мозга) и корректировки возрастных изменений памяти.

Любознательным

Почему облака в основном белые, а не голубые, как небо? Почему грозовые тучи черные?

Использование: судостроение, защита судов от неконтактных магнитных мин. Сущность изобретения: в способе обеспечения энергосберегающего режима работы размагничивающего устройства судна, использующем обмоточное размагничивание, при котором во время плавания судна компенсируют внешнее статическое поле судна, размагничивающее устройство включают лишь тогда, когда величина средних механических напряжений, действующих в ферромагнитном корпусе судна, превосходит заданную предельную величину, и начинает ухудшаться стабильность магнитного состояния корпуса. Среднюю величину механических напряжений определяют как среднее арифметическое показаний не менее, чем 8 тензодатчиков, расположенных равномерно по длине судна. В устройство, реализующее данный способ, введены автоматический выключатель токов в обмотках размагничивающего устройства, блок сравнения, сумматор и тензодатчики. При использовании способа и устройства улучшаются экологические параметры судна и достигается уменьшение потребляемой размагничивающим устройством электроэнергии почти в 2 раза. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к защите судов от неконтактных магнитных мин.

Известны принятые в качестве ближайших аналогов способ обмоточного размагничивания и устройство для его реализации. Способ состоит в уменьшении действующего на судно в процессе плавания внешнего магнитного поля и соответственно компенсации индуктивного намагничивания ферромагнитных масс судна. Устройство для его реализации представляет собой систему наружных обмоток с малым секционированием, кабель обмоток защищен от механических повреждений полусферическими стальными кожухами с толщиной стенок до 8 мм, имеющими специальный наполнитель, позволяющий приваривать эти кожухи к борту без повреждения изоляции кабеля. Питание обмоток осуществляется от низковольтного генераторов.

Недостатком этого известного способа и устройства является его значительная энергоемкость.

Целью изобретения является улучшение экономических и экологических параметров судна путем сокращения потребляемой в процессе плавания размагничивающим устройством (РУ) электроэнергии.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе размагничивающее устройство включают лишь тогда, когда величина средних механических напряжений, действующих в ферромагнитном корпусе судна, превосходит 0,1 т где 2 т предел текучести материала корпуса, а в остальное время выключают, при этом величину механических напряжений определяют как среднее арифметическое показаний не менее, чем 8 тензодатчиков, размещенных не менее чем в двух шпангоутных сечениях судна равномерно по длине судна.

Поставленная цель достигается в устройстве тем, что в него введены автоматический выключатель, блок сравнения, сумматор и тензодатчики, причем первый вход автоматического выключателя подключен к выходу регулятора токов, второй его вход через блок сравнения и сумматор подключен к тензодатчикам, а выход автоматического выключателя подсоединен к входу источника питания.

Для достаточно точного определения средней величины напряженного состояния корпуса судна необходима установка не одного, а нескольких тензодатчиков. Допустимая погрешность обеспечивается при размещении не менее чем 8 тензодатчиков не менее чем в двух шпангоутных сечениях судна равномерно по длине судна.

Статистическое магнитное поле судна может рассматриваться в виде суммы двух частей: индуктивного, изменяющегося пропорционально изменению внешнего поля, и остаточного, не изменяющегося при изменениях внешнего поля, сопоставимого с магнитным полем Земли.

Остаточная намагниченность приобретается ферромагнитным корпусом судна в эксплуатационных условиях при одновременном воздействии на корпус внешнего магнитного поля и механических нагрузок. Остаточная намагниченность в этом случае может быть определена в виде разности намагниченности, проявляющейся при повышенной магнитной проницаемости, обусловленной действием нагрузки, и индуктивной намагниченности, обусловленной действием начальной магнитной проницаемости.

Поставленная задача сохранения стабильности может быть конкретизирована следующим образом: по заданной допустимой величине остаточной намагниченности, приобретаемой в процессе плавания, определяется максимально допустимая величина средних механических напряжений в корпусе судна, при котором РУ может быть выключено. Для обычных корпусных сталей и средних размеров судна допустимая величина остаточного намагничивания I p 0,2 I и, где I и величина индуктивной намагниченности. Этой величине соответствует значение меньше 0,1 т где т предел текучести материала корпуса.

Работа устройства происходит следующим образом.

Сигналы, соответствующие величинам механических напряжений в корпусе судна, с тензодатчиков 7 поступают на вход сумматора 6, где сигналы суммируют и вычисляют их среднее арифметическое значение. Полученное значение в блоке сравнения 5 сравнивают с наперед заданным и в нашем случае равным 0,1 пороговым значением. В случае превышения порогового значения блок сравнения 5 подает сигнал на второй вход автоматического выключателя 2, который через свой первый вход и выход подсоединяет выход регулятора токов 1 ко входу источника питания 3. В этом случае задающий сигнал, соответствующий данной широтной зоне и курсовому углу, от регулятора токов 1 подается на источник питания 3, ток от выходных клемм которого поступает на обмотку 4.

Если среднее арифметическое значение суммарного сигнала от тензодатчиков 7 меньше порогового значения, то обмотка 4 выключается автоматическим выключателем 2, на который поступает соответствующий сигнал от блока сравнения 5, отключающий выход регулятора токов 1 от входа источника питания 3.

Использование предлагаемых способа и устройства, как показывает опыт эксплуатации, позволит на 70-80 снизить объем потребляемой РУ электроэнергии, что существенно улучшит экономические и экологические показатели судна.

1. Способ размагничивания судна, при котором с помощью размагничивающего устройства, основанного на использовании обмоточного размагничивания, компенсируют внешнее статическое поле судна, отличающийся тем, что в процессе плавания судна измеряют тензометрическими датчиками величины средних механических напряжений на корпусе судна, сравнивают эти значения с величиной предела текучести материала корпуса судна т и по достижении этих показаний больше 10% от т, включают размагничивающее устройство, а по достижении средних механических напряжений на корпусе судна, равных или менее 10% т, устройство выключают.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что среднюю величину механических напряжений на корпусе судна определяют как среднее арифметическое показание не менее чем 8 тензодатчиков, размещенный не менее чем в двух шпангоутных сечениях судна равномерно по длине судна.

3. Размагничивающее устройство судна, включающее в себя последовательно соединенные регулятор токов, источники питания и обмотки, проложенные в одной, двух или трех ортогональных системах плоскостей горизонтальной, шпангоутной, батоксовой, отличающееся тем, что в него введены автоматический выключатель, блок сравнения, сумматор и тензодатчики, причем первый вход автоматического выключателя подключен к выходу регулятора токов, второй его вход через блок сравнения и сумматор подключен к тензодатчикам, а выход автоматического выключателя подсоединен к входу источника питания.

Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны Панченко Виктор Дмитриевич

Безобмоточное размагничивание кораблей. Организация СБР-1, СБР-2, СБР-3. Полигон для проверки качества размагничивания. Разработка автоматического регулятора тока в курсовых обмотках

Первые опыты по безобмоточному размагничиванию подводных лодок под руководством А. П. Александрова были начаты еще до приказа командующего ЧФ от 10 сентября 1941 г. Они проводились в Южной бухте, у пирсов 1-й бригады подводных лодок, 4–5 июля (Щ-211) и 23–25 июля (Л-5). В обоих случаях были получены обнадеживающие результаты. Позже, 17 и 20 августа 1941 г., английскими офицерами, находившимися тогда в Севастополе, было проведено показательное безобмоточное размагничивание подводных лодок С-32 и М-111. В дальнейшем эта работа проводилась без участия англичан под руководством ученых ЛФТИ.

Первая плавучая станция безобмоточного размагничивания кораблей (СБР-1) была оборудована на несамоходной металлической барже СП-98 водоизмещением около 150 т. Все понимали, что для СВР хорошо было бы использовать самоходное судно с деревянным корпусом, чтобы оно своим магнитным полем не создавало помех, но к этому времени все мобилизованные суда были уже приспособлены для различных нужд Военно-Морского Флота, например для траления мин, перевозки боезапасов, продовольствия и мелких грузов.

В качестве источников питания на СБР-1 была установлена аккумуляторная батарея из 60 элементов типа КСМ, снятая с подводной лодки типа Щ, где она уже отработала установленный срок, но еще была пригодна для эксплуатации в условиях СБР. Кроме того, был установлен щит управления с коммутационной аппаратурой и приборами, а также получено несколько сот метров кабеля типа НРМ.

Штат СБР-1 первоначально состоял из 12 человек, включая начальника, инженера, двух электриков и боцманскую команду.

25 августа на СБР-1 были начаты работы по безобмоточному размагничиванию кораблей. Для технического руководства этими работами до освоения офицерским составом используемых методов к экипажу были временно прикомандированы научный сотрудник ЛФТИ Ю. С. Лазуркин, конструктор ЦКБ-52 Волович, инженер Техотдела ЧФ Рабинович. Начальником СБР-1 был назначен военный инженер III ранга М. А. Горбунов, которого мы с И. Д. Кокоревым хорошо знали. Инженером СБР был назначен воентехник I ранга Н. А. Биятенко.

Михаил Алексеевич Горбунов после окончания Петербургского электротехнического института в 1914 г. был призван на службу в Военно-Морской Флот и назначен на должность трюмного инженера-механика эсминца «Пылкий» Черноморского флота. Революция застала его на Волжской военной флотилии, а после-окончания гражданской войны он был уволен в запас и работал в электротехнической промышленности. Михаил Алексеевич имел многолетний опыт монтажных и пуско-наладочных работ на многих электростанциях Советского Союза, был высококвалифицированным специалистом и умел работать с людьми. С первых дней войны он был призван в ВМФ и служил старшим инженером в Отделении энергетики Техотдела ЧФ.

Николай Алексеевич Биятенко, выпускник Харьковского электротехнического института, до войны работал на ХЭМЗе старшим инженером аппаратного отдела и был хорошим специалистом.

Началось комплектование команды СБР-2, а несколько позже и команды СБР-3. Начальником СБР-2 был назначен выпускник Военно-морской академии инженер-капитан III ранга М. Г. Алексеенко, для обеспечения работ по размагничиванию кораблей к экипажу были временно прикомандированы научный сотрудник ЛФТИ Е. Е. Лысенко, инженер ЦКБ-52 Богданов и начальник лаборатории 2-й бригады подводных лодок воентехник II ранга А. С. Шевченко.

Для СБР-2 была подобрана и получена небольшая самоходная рыболовецкая шхуна водоизмещением около 37 т. Ее корпус был сильно поврежден, но другого, более подходящего судна в то время не было. На ней установили аккумуляторную батарею из 20 элементов типа КСМ и щит управления. Было выделено необходимое количество кабеля. Шхуна предназначалась для безобмоточного размагничивания подводных лодок 2-й бригады (малые лодки). 22 сентября, после окончания оборудования, она ушла своим ходом из Севастополя в Феодосию. В конце сентября начальник Технического отдела ЧФ доложил в Москву, что на ЧФ сформированы и уже работают две СБР и подготовлено шесть специалистов.

Для СБР-1 и СБР-2 было выделено по одному английскому магнитометру типа «пистоль» (их получили в конце августа 1941 г.) и по одному отечественному магнитометру ЛФТИ типа «вертушка». Английские магнитометры предназначались для измерения только вертикальной составляющей магнитного поля корабля на фоне вертикальной составляющей земного магнитного поля. Они были построены на индукционном принципе, не имели вращающихся частей и были более удобны в работе.

Для СБР-1 в Севастополе был выбран стенд в районе Килен-бухты и оборудован крейсерскими бочками для постановки на них кораблей на двух главных курсах. Глубина места стенда составляла 12–14 м.

Уже первые месяцы работы показали: пропускная способность СБР-1 должна быть увеличена. На ней можно одновременно проводить обработку двух кораблей, ставя их по обеим сторонам СБР на определенном удалении от бортов и друг от друга. Это требовало изменения штатного расписания; большие затруднения и неудобства представляло отсутствие собственного хода у СВР: ей приходилось подолгу ожидать буксиров для перевода под зарядку аккумуляторов. Кроме того, во время налетов вражеской авиации корабли, которые находились на размагничивании, уходили со стенда, а СБР-1 оставалась среди бухты одна, как мишень для «прицельного» бомбометания.

В дальнейшем мы всегда стремились к тому, чтобы все СБР были самоходными, но судьбе было угодно иногда… по воле старшего начальства подбрасывать нам несамоходные баржи водоизмещением до 450 т. Слов нет, на такой барже можно было установить мощную аккумуляторную батарею, зарядный агрегат, оборудовать специальные помещения для работы и с комфортом разместить команду. Однако все эти прелести меркли перед недостатками, связанными с отсутствием своего собственного хода.

По роду деятельности СБР являлась оперативным техническим средством обеспечения деятельности боевых кораблей флота. Опыт военных лет и более позднего времени показал, что СБР должны без помощи буксиров, своим ходом, совершать переходы не только в пределах одного порта, но и между различными портами или местами постоянного или временного базирования соединений кораблей, районами траления, учений и подготовки операций. Так, например, во время траления магнитных и индукционных мин на Азовском море, где одновременно работало более 100 катерных электромагнитных тральщиков, у всей армады необходимо было систематически измерять магнитные поля, а в случае сильных сотрясений корпусов от взрывов вытравливаемых мин производить безобмоточное размагничивание. В связи с большим объемом работ тральщики работали почти круглосуточно, «не вынимая трала из воды». Перерывы для перехода в порт базирования СБР и измерения магнитных полей были крайне нежелательны. Поэтому для сбережения моторесурсов тральщиков и их более эффективного использования бригаде или отряду траления придавалась СБР, которая их обслуживала и кочевала вместе с ними из одного района траления в другой. Были и другие случаи, когда необходимо было осуществить маневр техническими средствами для выполнения большого объема работ в короткие сроки, например при подготовке к десантным операциям или к учениям.

В основе принципа безобмоточного размагничивания кораблей лежат следующие положения ферромагнетизма.

Известно, что всякое ферромагнитное тело, помещенное во внешнее магнитное поле, получает индуктивное и постоянное или остаточное намагничивания. Магнитное поле вблизи тела от индуктивного намагничивания в слабом внешнем поле, каким является земное магнитное поле, зависит от его величины и направления, т. е. от геомагнитной широты плавания и курса корабля. Магнитное поле от постоянного намагничивания возникает в результате явления гистерезиса. Величина остаточного намагничивания сильно возрастает, если на ферромагнитное тело действуют одновременно постоянное магнитное поле и упругие напряжения (вибрации, удары и др.) или постоянное и переменное магнитные поля.

В естественных земных условиях направления (знаки) магнитных полей индуктивного и постоянного намагничиваний совпадают и общее магнитное поле, в том числе и его вертикальная составляющая, суммируется.

Для того чтобы уменьшить вертикальную составляющую напряженности магнитного поля корабля, необходимо, очевидно, намагнитить корабль таким образом, чтобы вертикальная составляющая напряженности постоянного намагничивания была равна по величине и противоположна по знаку вертикальной составляющей индуктивного намагничивания корабля. Строго говоря, производилось не размагничивание, а намагничивание безобмоточным методом ферромагнитных масс корабля.

Для этого по обводу корабля, примерно на уровне ватерлинии, на пеньковых концах подвешивали толстый гибкий кабель. При пропускании по нему тока борта корабля намагничиваются. Часто для усиления эффекта намагничивали широкие пояса бортов корабля путем перемещения (натирания) кабеля в вертикальном направлении в момент пропускания тока. Если сила тока очень большая, то кабель настолько сильно притягивается к борту, что переместить его вручную не хватает сил. На больших торговых судах для перемещения кабеля в момент пропускания тока использовали краны, лебедки и т. п.

Устранение постоянного продольного и поперечного намагничиваний корабля безобмоточным методом производили в прямом смысле этого слова, т. е. размагничиванием.

Метод безобмоточного размагничивания кораблей с его модификациями при должном опыте работы оказался достаточно гибким и позволил с небольшими затратами технических средств защитить подводные лодки, вспомогательные суда и малые корабли от магнитных и индукционных мин противника. Однако он обеспечивал удовлетворительную защиту лишь в той геомагнитной зоне, в которой производилось размагничивание. В других зонах индуктивное намагничивание изменяется пропорционально изменению вертикальной составляющей магнитного поля Земли, а постоянное намагничивание изменяется медленно, в течение многих месяцев. Под влиянием различных внешних факторов, упругих напряжений, штормовой погоды, глубоководных погружений (для подводных лодок), а также при близких взрывах авиабомб и других сотрясениях постоянное намагничивание во много раз возрастает.

Кроме того, оно зависит и от предыстории, т. е. от того, насколько и каким образом ранее был намагничен корабль. Поэтому результаты изучения влияния этих явлений на изменение магнитных полей кораблей необходимо было строго систематизировать.

Для этой цели в УК ВМФ были разработаны специальные формы протоколов безобмоточного размагничивания и контрольных измерений магнитных полей кораблей, оборудованных размагничивающими устройствами и аппаратурой для их регулировки. Кроме того, были разработаны формы паспортов, выдаваемых кораблям и заполняемых на СБР при проведении каждого очередного размагничивания. Такие документы мы получили от флагманского механика штаба ЧФ 7 октября 1941 г.

Введение протоколов и паспортов размагничивания кораблей существенно облегчало выполнение этого процесса. Оно позволило накопить опыт проведения работ, изучить влияние различных факторов на изменение магнитных полей кораблей и, наконец, имело огромное организующее значение. Кораблям, не прошедшим в установленный срок очередного размагничивания, выход в море не разрешался. И никто на Черноморском флоте не нарушал это положение.

Операция по размагничиванию кораблей, согласно положению, выполнялась тогда, когда корабль уже принял боезапас и все грузы, с которыми он будет плавать, т. е. она была предпоследней (последней было устранение девиации магнитных компасов) при подготовке корабля к походу, и, как правило, на ее выполнение оставалось совсем мало времени. Это приводило к тому, что размагничивание корабля часто приходилось проводить по ночам, при полном затемнении.

В конце сентября 1941 г. по решению штаба ЧФ в районе Троицкой бухты Минно-торпедным отделом ЧФ был оборудован испытательный полигон, где наряду с другими приборами был установлен замыкатель от разоруженной немецкой магнитной мины. Провода от него были выведены на берег, в лабораторию. Появилась возможность не только проверить качество размагничивания кораблей на этом полигоне, но и продемонстрировать это публично. Если корабль был размагничен хорошо, то при прохождении его по стенду над замыкателем никаких сигналов на берегу не возникало, а при неудовлетворительном размагничивании срабатывал замыкатель и на берегу загоралась красная лампа, которая была видна с проверяемого корабля.

При проверке качества размагничивания кораблей во время прохождения их по полигону на палубу обычна поднимались все, кто только мог; они хотели видеть своими глазами, загорится ли красная лампа или нет. Если лампа не загоралась, напряжение у людей спадало, настроение поднималось и корабль уходил на позицию. В противном случае он возвращался на СБР для окончательного размагничивания. Такие случаи бывали, но, к счастью, редко.

Первая проверка качества размагничивания подводной лодки С-33 на полигоне была проведена 24 сентября 1941 г. Она была успешной. Затем проверки стали более регулярными, а позже и обязательными.

За время с 25 августа по 30 октября 1941. в Севастополе на СБР-1 было произведено 49 размагничиваний и контрольных измерений кораблей, в основном подводных лодок, а на СБР-2 в Феодосии было размагничено пять подводных лодок.

В связи с тем что для оборудования размагничивающими устройствами даже крупных вспомогательных судов не было ни кабеля, ни производственных возможностей, по предложению сотрудников бригады ЛФТИ некоторые суда, имевшие большие значения продольной курсовой разности магнитного поля, например минный заградитель «Островский», санитарный транспорт «Львов», подвергались комбинированному размагничиванию, при котором вертикальное намагничивание корпуса судна устранялось безобмоточным методом, а поля продольной курсовой разности компенсировались полями временных курсовых обмоток, прокладываемых по верхней палубе в оконечностях корабля.

Необходимо отметить, что ко времени организации СВР весь кадровый офицерский состав и выпускники военно-морских училищ уже служили на штатных должностях, а резерв офицерского состава флотского экипажа состоял или из случайно освободившихся кадровых офицеров, или (в большинстве своем) из офицеров запаса. Из них нам и пришлось комплектовать штаты СВР, а позже и отделения размагничивания кораблей. Среди офицеров запаса мы стремились подбирать инженеров с крупных электротехнических заводов и других предприятий, которые имели хорошую специальную подготовку, большой стаж практической работы в области электротехники и опыт работы с людьми. Как оказалось в дальнейшем, такой подход в условиях того времени был наиболее правильным.

Опыт работы дальнейших лет показал, что подавляющее большинство из них хорошо изучили морское дело, сдали экзамены и получили документы на право судовождения. Многие из них совершали самостоятельные морские переходы в пределах Черного и Азовского морей.

Мы с Михаилом Григорьевичем, привыкшие к автоматизации проектируемых корабельных электротехнических и механических устройств, считали необходимым автоматизировать и этот несложный процесс, установив реверсивные двухполюсные контакторы в цепи курсовых обмоток и датчики на репитере гирокомпаса, находящегося здесь же, в штурманской рубке. В то время мы уже знали, что обычные контакты в условиях медленного вращения картушки репитера гирокомпаса, тряски и вибраций на ходу корабля не обеспечат надежной работы, поэтому мы решили установить «лягушечные» контакты.

Помню, это был воскресный теплый малооблачный день. Мы тогда круглосуточно находились на службе (дневали и ночевали в служебных помещениях). Примерно в 15 часов, когда большая часть чертежей мной уже была выполнена (до войны я несколько лет работал старшим конструктором электрических машин на ХЭМЗе), а Михаил Григорьевич составлял описание прибора, вражеская авиация совершила массовый эшелонированный налет на корабли, стоявшие в севастопольских бухтах.

После нескольких заходов вражеские самолеты были отогнаны нашими истребителями и улетели. На этот раз обошлось без прямых попаданий.

Еще долго стояли мы на причале возле Минной стенки, обсуждая события дня. Это был один из последних случаев, когда мы открыто наблюдали бомбежки. Позже противник стал бросать бомбы и обстреливать из пулеметов людей на причалах.

Наше предложение мы отправили в УК ВМФ. Забегая несколько вперед, скажу, что оно было одобрено. Мы сделали опытный образец, который был испытан комиссией под председательством военного инженера, II ранга Б. И. Калганова. После этого прибор был: установлен на линейном корабле «Парижская коммуна» и эксплуатировался на нем до 1947 г., когда был: заменен новым, более совершенным автоматическим, регулятором тока.

В процессе работы по размагничиванию кораблей выявились особенности работы магнитометров, о которых я уже писал.

Отсутствие приборов для организуемой СБР-3 и преимущества магнитометра «пистоль» побудили нас с М. Г. Вайсманом разработать и изготовить по этому типу магнитометр из отечественных материалов. Речь шла не о приоритете разработки, а об обеспечении работ СБР-3, что в то время было более важным.

Главным элементом этого прибора был металлический поршенек из «мю-металла» с очень высокой магнитной проницаемостью и отсутствием остаточного намагничивания. Из литературы мы знали, что профессором Меськиным был разработан сплав AlSiFe с подобными свойствами.

Был октябрь 1941 г., и в военных условиях изготовление новых деталей из прецизионных магнитных сплавов было задачей не из легких. Однако благодаря отзывчивости наших людей удалось решить на Севастопольском морском заводе и эту задачу. Когда были отлиты заготовки, то оказалось, что по магнитным свойствам они соответствуют нашим требованиям, но обладают крупнозернистым строением, тверды и хрупки. По условиям работы прибора они должны были иметь высокую точность обработки, однако при попытке проточить заготовки на токарном станке оказалось, что их не берет ни один резец, а сами они крошатся. Но и здесь мастера Севморзавода вышли из положения: они обработали их шлифованием. Было изготовлено несколько таких поршеньков.

При изготовлении остальных деталей мы, руководствуясь заводским опытом, стремились не разрабатывать новые узлы или детали, а максимально использовать существующие изделия. Так, в качестве герметичного цилиндра из неферромагнитного материала для датчика прибора была использована гильза от 76-миллиметрового артиллерийского снаряда. Она была укорочена до необходимых размеров, к ней был приварен латунный фланец.

В результате испытаний, проведенных в Поти весной 1942 г., было установлено, что наш прибор почти не уступает английскому. Протокол испытаний был отправлен в УК ВМФ. Главное достоинство его состояло в том, что на месте можно было изготовить из имеющихся материалов необходимое количество магнитометров и обеспечить ими работу СВР.

Совсем недавно, просматривая в Центральном архиве ВМФ документы военных лет, я узнал, что в вопросах разработки и изготовления магнитометров мы не были единственными. Такие же приборы были изготовлены по инициативе службы размагничивания кораблей Тихоокеанского флота в июне 1942 г. в лаборатории магнетизма Института физики металлов Уральского филиала АН СССР в Свердловске под руководством И. К. Кикоина (впоследствии академика).

Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север Александр

Проверки на дорогах Есть эпизоды в истории Великой Отечественной войны, о которых официальные историки предпочитают не вспоминать. Например, о том, что летом 1941 года только одна Абвергруппа-107 смогла захватить около 20 гербовых печатей штабов различных дивизий, до 40

Испанский полигон Гитлер в присутствии Геринга 25 июля 1936 года дал согласие представителю генерала Франко помочь перебросить мятежные войска марокканского корпуса из Северной Африки в Севилью. На следующий день первый из двадцати Ю-52, ведомый резервистами Люфтваффе,

Мореходные качества Благодаря длине и обводам, которые были рассчитаны на большую скорость, чем имел низкобортный «Trafalgar», строители допускали, что только 9000 л. с. необходимо для 16 узлов и 13 000 л. с. с форсированной тягой для 17,5. В действительности только «Royal Sovereign» развил эту

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

Приложение № 1 Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою[* Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленинград. Судпромгиз. 1940 г.] «Уорспайт». Принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.В

Налет вражеской авиации на Поти. Организация Отделения размагничивания кораблей 2 июля 1942 г. в Поти около 17 часов я закончил работу на эскадренном миноносце «Бодрый», стоявшем у стенки. Сошел с корабля на берег и стал перечислять старшему мастеру мастерской № 4 Г. И.

Повышение требований к качеству размагничивания кораблей. Организация новых СБР Работа Отделения размагничивания кораблей ЧФ во второй половине 1943 г. характеризуется значительным увеличением количества обрабатываемых кораблей и возросшими требованиями к качеству

Сборы специалистов по размагничиванию кораблей. Дальнейшее совершенствование размагничивающих устройств. Организация СБР-38. Электромагнитный тральщик «Мина». Переход СБР-3 из Батуми в Севастополь Большую роль в становлении службы размагничивания кораблей ВМФ сыграли

Румынский порт Констанца. Немецкая стационарная станция размагничивания кораблей. Итоги месячного траления ЭМБТЩ «Мина». Траление Северной бухты плавучим доком. Необычный способ траления ялтинского фарватера 16 сентября 1944 г. начальник Технического отдела

Размагничивание линкора «Севастополь» Вскоре после окончания войны линкор «Севастополь» был поставлен в капитальный ремонт, во время которого намечалось смонтировать новое размагничивающее устройство с прокладкой всех кабелей обмоток внутри корпуса корабля. Проект

Проверки с двух сторон Главную свою задачу Зорге действительно видел в предотвращении войны между Японией и СССР. А для этого прежде всего надо было быть в курсе отношений между Японией и гитлеровской Германией.Какие усилия предпринимались немцами в отношении японцев,

Размагничивание кораблей что это. Смотреть фото Размагничивание кораблей что это. Смотреть картинку Размагничивание кораблей что это. Картинка про Размагничивание кораблей что это. Фото Размагничивание кораблей что это

Из книги Из истории Тихоокеанского флота автора Шугалей Игорь Федорович

Часть 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СНАБЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА В настоящее время в отдельную область исторических исследований выделяются специальные исторические дисциплины. Если раньше они играли только вспомогательную роль в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *