Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем мрот
Уставной капитал ООО
Уставный капитал – обязательный элемент общества с ограниченной ответственностью, который должны сформировать учредители для того, чтобы ООО получило право быть зарегистрированным. В мировой экономике это важный показатель финансового анализа при установлении сотрудничества для инвесторов и контрагентов.
Начальный капитал организации в нашей стране еще не свидетельствует о ее потенциале, а только обеспечивает изначальное функционирование.
На российском рынке уставной капитал в большей степени формальность.
Для чего необходим уставный капитал, как он может быть увеличен или уменьшен, каков минимально допустимый его размер и другие вопросы, касающиеся формирования и хозяйственного значения, обсуждаем в этой статье.
Федеральное законодательство об уставном капитале
П. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 14-ФЗ «Об ООО» определяет гарантии учредителей юридического лица, которые выражаются в его имуществе.
Уставный фонд ООО – это те финансовые средства и материальное имущество, которое учредители внесли в фонд, регистрируя новое юридическое лицо.
ВНИМАНИЕ! Сумма капитала складывается из частей, составляющих долю каждого участника ООО.
В законодательстве четко регламентированы главные моменты, касающиеся уставного капитала:
Для чего применяется уставный капитал
Деньги и другие материальные средства, вкладываемые учредителями при организации юридического лица, несут несколько различных функций:
Где фиксируется размер уставного капитала
Уставный капитал должен быть отражен в учредительных бумагах ООО:
Дополнительные документы, которые нужны для создания и пользования уставным капиталом, потребуются в банке при открытии расчетного счета. Ведь средства, вносимые в учредительный фонд, должны быть положены именно туда, а информация о расчетном счете также зафиксирована при регистрационном учете.
Для банка предпринимателям потребуются:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В качестве доказательства формирования уставного капитала принимается документ, свидетельствующий о внесении средств (например, приходный кассовый ордер), а не фактическое присутствие необходимой суммы на расчетном счете в данный момент времени.
Деньги (хотя бы первую половину) в уставный фонд необходимо внести в первые 4 месяца после регистрации ООО на счет, открываемый уже после учреждения фирмы. До мая месяца 2014 года эту процедуру нужно было проводить непосредственно перед регистрацией.
Размер уставного капитала
Необходимый минимум средств для того, чтобы учредить организацию, по состоянию на сегодняшний день эквивалентна 10 000 руб. Причем на в первые месяцы после регистрации должно быть собрано и внесено в банк хотя бы 1/2 обязательной суммы, а недостающие деньги нужно будет внести в течение последующего года. В любой момент проверки финансового состояния ООО уставный капитал не может быть меньше этой суммы.
Государство установило для некоторых предпринимательских категорий другую минимальную планку стартового капитала:
Максимальная планка уставного капитала законом не лимитирована, однако, она должна фиксироваться в учредительных бумагах: его размер оставляется на усмотрение самих предпринимателей-учредителей.
Больше-меньше
Размер уставного фонда должен в любой момент времени соответствовать фактически заявленному. В течение первого года деятельности его оценку не учитывают, так как в это время еще может вноситься недостающие 50% первоначального капитала. Следующие финансовые года уже являются показательными: стоимость активов обязана совпадать с зафиксированными в документации цифрами. Если выявлено несоответствие, возможны следующие варианты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все изменения в обязательном порядке фиксируются в регистрирующих органах и отражаются в реестре юридических лиц.
Что может составлять уставной капитал
Какие именно ценности могут составлять уставный капитал?
Минимальная сумма может быть внесена только в денежной форме (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ). Долю, превышающую этот минимум, можно вносить и другими способами.
В качестве вклада, кроме денег, могут выступать:
К СВЕДЕНИЮ! Патент или другой объект интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал не принимается (Постановление Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01 июля 1996 №6/8). Но право пользования объектом авторского права, зарегистрированное по закону, является имущественным правом, допустимым для внесения в долю капитала.
Как вносить неденежный вклад
Деньги вносятся на накопительный банковский счет, а как поступать с имущественной долей капитала?
Все зависит от того, какой финансовой сумме она эквивалентна. Если вносятся неденежные средства в размере до 20 000 руб. (или 200 МРОТ), то их оценивают сами вкладчики. При этом недопустимо необоснованное завышение: сколько бы не составляла стоимость вклада на самом деле, вносящий его учредитель несет ответственность на всю заявленную им сумму.
Превышающие 200 МРОТ активы должны быть оценены специалистом – независимым оценщиком. Дальнейшая процедура внесения происходит следующим образом.
ВНИМАНИЕ! Ни один учредитель не вправе менять вид и состав вклада, не отражая это в учредительных документах. Если участник решил покинуть ООО, он не сможет забрать свое имущество до срока, указанного в передаточных документах.
Энциклопедия судебной практики. Минимальный уставный капитал общества (Ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах»)
Энциклопедия судебной практики
Минимальный уставный капитал общества
(Ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах»)
1. Общие требования к минимальному размеру уставного капитала
Примечание
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах» изложена в новой редакции, согласно которой минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять сто тысяч рублей. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять десять тысяч рублей.
1.1. Минимальный уставный капитал акционерного общества исчисляется исходя из базовой ставки МРОТ, равной 100 рублям
Согласно ст. 25 ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
В силу положений ст. 5 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, проводится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
1.2. Размер уставного капитала должен соответствовать требованиям закона на момент регистрации общества и независимо от того, изменялся ли он законодательно впоследствии
При применении ст. 26 Закона N 208-ФЗ необходимо учитывать, что если на момент государственной регистрации акционерного общества (при его создании) размер уставного капитала общества соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества, либо регистрации устава в новой редакции государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание, что с учетом даты регистрации общества в качестве юридического лица и определения первоначального уставного капитала по стоимости акций в неденоминированных рублях обществом при внесении спорных изменений в устав положения статей 26 и 29 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не нарушены.
1.3. Минимальный размер уставного капитала общества, предусмотренный лицензией, должен соблюдаться в течение всего периода осуществления деятельности
Объективной стороной вмененного Обществу правонарушения является нарушение предусмотренных лицензией условий (несоблюдение требований, предъявляемых к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда), который должен составлять не менее 10 миллионов рублей). Согласно требованиям п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей, организация, осуществляющая производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, должна иметь в течение всего периода такой деятельности.
Между тем изменение размера оплаченного для целей получения лицензии уставного капитала в сторону уменьшения подтверждается материалами дела и не опровергнуто обществом.
Данное обстоятельство позволило судебным инстанциям прийти к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
2. Установление минимального размера уставного капитала в зависимости от видов осуществляемой экономической деятельности
2.1. Требование к размеру уставного капитала участников торгов, превышающему минимально допустимый, само по себе не является ограничением конкуренции
Судами установлено, что обществом представлены доказательства, что общий размер максимально возможного убытка составляет 3 млрд. рублей, в связи с этим организатором торгов установлено требование к размеру оплаченного уставного капитала страховщика не менее 3 млрд. руб.
В закупочной документации в техническом задании конкурсной документации установлены лимиты ответственности по отдельным филиалам заказчика 2,5 млрд. рублей. Одновременно с рисками, застрахованными по договору страхования имущества, реализуются риски ответственности перед третьими лицами по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОС ОПО) на сумму порядка 500 млн. рублей.
Таким образом, судами выявлено, что общество представило надлежащее обоснование того, что установление требования к величине уставного капитала участников является для него принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в указанной сфере, в связи с этим судами правомерно сделан вывод о том, что требование допуска страховой организации к участию в торгах при наличии оплаченного уставного капитала в размере не менее 3 млрд. рублей не ограничило конкуренцию, поскольку данные требования направлены на определение поставляемого товара (услуг) с учетом потребностей заказчика.
2.2. Изменение закона, увеличивающее минимальный размер уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, требует увеличения уставного капитала
Из содержания ч. 1 ст. 3 Закона Тверской области N 50 в редакции, действующей с 01.09.2007, следует, что организации, имеющие на 01.09.2007 оплаченный уставный капитал менее 800 000 руб., не вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции.
Соблюдение данного требования является обязательным условием как для получения юридическими лицами лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции, так и для осуществления названной деятельности (лицензионные требования).
Административная ответственность за нарушение лицензионных требований и условий установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ безотносительно к видам предусмотренной лицензией деятельности.
2.3. Требования закона к минимальному размеру уставного капитала организаций, осуществляющих розничную торговлю алкоголем, не могут различаться в пределах одного субъекта
Пунктом 3.2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.
При этом закон не предоставил право субъектам Российской Федерации устанавливать дифференцированные требования для хозяйствующих субъектов и ставить возможность осуществления ими розничной продажи алкогольной продукции в определенном населенном пункте либо в определенной местности (городской или сельской) в зависимость от размера оплаченного уставного капитала.
Федеральный законодатель не предоставил право субъектам Российской Федерации ставить в зависимость возможность осуществления торговли в определенном населенном пункте от размера уставного капитала, тем самым создавая неравные условия для организаций, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции, фактически ограничивая их право осуществления торговли алкогольной продукцией в различных муниципальных образованиях на территории одного субъекта.
Оспариваемые нормы права закона Тверской области (части 1 и 3 статьи 3) фактически допускают не предусмотренные федеральным законом ограничения конкуренции и свободы предпринимательской деятельности на рынке алкогольной продукции области, ставя отдельные хозяйствующие субъекты, в частности, имеющие больший размер уставного капитала, в преимущественные условия по отношению к иным, имеющим меньший размер уставного капитала.
2.4. Требование к минимальному размеру уставного капитала участников размещения заказов на аукционе может привести к необоснованному ограничению конкуренции при наличии иных гарантий интересов кредиторов
Поэтому суды правильно признали требование, изложенное в извещениях о проведении аукционов, о наличии уставного (складочного) капитала в размере не менее 100000 рублей необоснованным, при условии наличия требования о банковской гарантии в размере 5% от начальной цены аукциона. Указанное требование в качестве гарантии интересов кредиторов является излишним, а значит и установление такового требования к участникам размещения заказов может привести к необоснованному ограничению количества участников размещения заказов и как следствие к ограничению конкуренции на рынке производства и поставки соответствующего товара, поставляемого по аукциону.
2.5. Размер уставного капитала общества, осуществляющего розничную продажу алкоголя, должен быть увеличен уже к моменту вступления в силу закона, устанавливающего более высокие требования к размеру уставного капитала
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Тверской области (в редакции Закона Тверской области от 15.02.2007 N 7-30) минимальный размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для таких организаций составляет 800 000 руб. Данная норма закона вступила в силу с 01.09.2007.
Факт торговли алкогольной продукцией в принадлежащем Обществу магазине заявителем не оспаривается.
Судом по материалам дела установлено, что решение единственного участника Общества об увеличении уставного капитала до 1 000 000 руб. принято 01.09.2007, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подано Обществом в Инспекцию 07.09.2007. Однако на момент проведения проверки размер оплаченного уставного капитала Общества составлял 500 000 руб.
Таким образом, Обществом были нарушены требования, предъявляемые пунктом 3.2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и п. 1 ст. 3 Закона Тверской области, к порядку розничной продажи алкогольной продукции. Ответственность за данное нарушение установлена ч. 3 ст. 14.16 КРФоАП.
3. Изменение размера уставного капитала по отношению к минимальному при ведении хозяйственной деятельности
3.1. Отчуждение обществом принадлежащего ему имущества не может расцениваться как уменьшение уставного капитала
В соответствии со ст. 213 ГК РФ коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Кодекса).
Уставный капитал в балансе предприятия отражается в денежном выражении, а не в виде конкретных видов внесенного имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 35 и п. 2 ст. 79 Федерального закона «Об акционерных обществах» решение общего собрания об отчуждении недвижимого имущества требуется в случае, если стоимость чистых активов общества в результате этой сделки окажется меньше его уставного капитала, а также при совершении крупной сделки на сумму, превышающую 50 процентов балансовой стоимости активов. Из представленного акционерным обществом бухгалтерского баланса такой вывод не вытекает.
Вывод истицы о том, что ОАО, совершая дарение трех объектов недвижимости, допустило уменьшение уставного капитала, противоречит статье 101 ГК РФ и статье 29 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Дарение (отчуждение) недвижимости имущества не может являться уменьшением уставного капитала, который представляет собой условную величину, составляющую первоначальную сумму номинальной стоимости акций, которая может изменяться в сторону увеличения или уменьшения.
Уменьшение уставного капитала производится в случаях, установленных статьями 34, 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», под которые отчуждение недвижимого имущества не подпадает.
3.2. Снижение стоимости чистых активов ниже минимальной величины уставного капитала само по себе не влечет безусловной ликвидации общества
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для ликвидации общества, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отрицательное значение стоимости чистых активов общества само по себе не влечет его незамедлительную безусловную ликвидацию, а лишь отражает фактическое финансовое состояние и является признаком ухудшения этого состояния, требующего принятия соответствующих мер.
В силу п. 4 ст. 90 ГК РФ, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Проанализировав вышеназванные нормы права, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что по смыслу приведенных правовых норм уменьшение стоимости чистых активов общества не является основанием для его немедленной ликвидации, а позволяет учредителям принять необходимые меры по улучшению финансового состояния общества.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом филологических наук А. Ефременковым, кандидатом юридических наук А. Фроловой, кандидатом юридических наук С. Хаванским, М. Михайлевской, Ю. Рожковой, П. Шумилиным.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем мрот
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 5 июня 2020 г. N 09-01-11/48788 О формировании уставного фонда муниципального унитарного предприятия
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
При этом поставленный в обращении вопрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами власти.
Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы касаются деятельности организации и исполнения бюджета, запрос, по мнению Департамента, должен быть оформлен на бланке организации и подписан руководителем или иным должностным лицом, уполномоченным действовать от имени организации.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.
При этом решение об учреждении муниципального предприятия принимается органом местного самоуправления в соответствии с актом (актами), определяющим компетенцию указанного органа.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 161-ФЗ сведения о размере уставного фонда государственного или муниципального унитарного предприятия, о порядке и об источниках его формирования должен содержать устав этого предприятия.
Предоставление вышеуказанных субсидий из местного бюджета осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
На основании изложенного, а также учитывая, что муниципальные унитарные предприятия создаются в целях производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), формирование уставного фонда муниципального унитарного предприятия соответствующим органом местного самоуправления, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника имущества такого предприятия, по мнению Департамента, возможно путем предоставления указанному предприятию из местного бюджета субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса на финансовое обеспечение его деятельности.
Директор Департамента | Т.В. Саакян |
Обзор документа
Уставный фонд муниципального унитарного предприятия может быть сформирован за счет субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение деятельности МУПа.