Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей что
Санитарно-эпидемиологические требования к работе с интерактивными досками и иными электронными средствами обучения (ЭСО)
Вторник, 26 Январь 2021
С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.
Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.
Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.
Материалы подготовлены ООСН и Э по ГДиП в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПиН СП-2.4.3648-20 требования к интерактивному оборудованию с 01.01.2021
С 1 января 2021 г вступило в силу Постановление «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (скачать СП 2.4.3648-20)
Обратите внимание! Для Московской области ГГТУ выпустило «Методические рекомендации», значительно ужесточающие требования СП 2.4.3648-20 (скачать)
В части использования интерактивного оборудования и других ЭСО (электронных средств обучения), Постановление регламентирует использование следующего оборудования в ДОУ и школах:
«Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.»
Отметим, что для интерактивных досок обычно используют один из двух видов проекторов:
Однако в реальности, ни один из проекторов не исключает слепящий эффект полностью, поскольку они освещают всю поверхность доски, включая нижний край. Ультракороткофокусные проекторы несколько снижают вероятность слепящего эффекта, но его приобретение обойдется в 60 тысяч рублей дополнительно.
(В рекомендациях Московской области однозначно указан ультракороткофокусный проектор).
Время и проведение занятий
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4 классов – 10 минут, для 5-9 классов – 15 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 15,6” (39,6 см), планшета – 10,5” (26,6 см). Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.
Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.
Материалы подготовлены в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Установка интерактивных досок в образовательных учреждениях
При установке доски возникает вопрос – где именно в классе она должна находиться. Хотя интерактивной доски упоминаются в нормах СанПиН, правил размещения досок не проработаны и не всегда можно однозначно их истолковать.
Для того, чтобы понять, как должна быть размещена интерактивная доска, нужно понимать, какие соображения влияют на выбор места для ее установки.
Очевидно, что и учащиеся, и педагог, должны иметь возможность работать непосредственно на интерактивной доске, а те, кто в данный момент находится не у доски – наблюдать за происходящем на ней. При работе исключительно со старшеклассниками и взрослыми студентами совместить эти два требования достаточно просто – при установке доски на такую высоту, чтобы человек среднего роста легко дотягивался и до верхнего, и до нижнего края рабочей поверхности, весь экран достаточно хорошо видно сидящим в аудитории людям.При работе с маленькими детьми сочетать эти требования несколько сложнее.
Второй элемент системы, место для которого нужно выбрать – это проектор.
Схема ниже представляет три основных типа проекторов.
Она достаточно условна и не учитывает особенности конкретных моделей каждого типа, в зависимости от которых проектор может располагаться на разной высоте относительно доски, а расстояние между проектором и доской несколько варьируется. Как видно из схемы, при использовании стандартного проектора (на схеме обозначен красным прямоугольником) тень от работающего у доски человека закрывает часть изображения на экране, даже если у доски работает ребенок (область тени отмечена розовым).
При работе с короткофокусным проектором (на схеме – фиолетовый) ребенок уже не видит свою тень на экране, но для взрослого пользователя разница не существенна (сравните голубую и сиреневую области). Ультракороткофокусный проектор (зеленый), позволяет избавиться от тени практически полностью. Использование двух последних типов проекторов при работе с детьми предпочтительно, но при выборе места установки надо иметь в виду, что над интерактивной доской к стене крепится штанга для проектора, высоту которой относительно доски менять нельзя.
Грамотный выбор проектора обеспечивает комфорт при работе с доской, а точное место его установки зависит от технических характеристик проектора и расположения интерактивной доски.
Поскольку дети должны выходить к доске, она должна быть легко доступна, недопустимо, чтобы мебель или дополнительное учебное оборудование преграждало доступ к доске.
Во всех случаях предпочтительно, чтобы оборудование располагалось стационарно, на настенных/потолочных креплениях, а все кабели были убраны в кабель-каналы — это обеспечит и безопасность людей, и сохранность оборудования. При использовании доски на мобильной стойке желательно использовать короткофокусный или ультракороткофокусный проектор, установленный на ту же стойку и размещать ноутбук/компьютер рядом с этим комплексом. Это не только облегчит настройку системы перед началом работы, но и позволит свести к минимуму риски, связанные со свободно лежащими на полу проводами, в том числе кабелями питания.
Как выбрать место для размещения интерактивной доски в школе.
Следующий рисунок показывает доску, размещенную на рекомендованной СанПиН высоте в начальной школе. Бледно-оранжевым выделена часть доски, на которой первокласснику среднего роста удобно выполнять задания. Как и в случае с обычной меловой доской, детям, сидящим на задних партах, рассмотреть нижнюю часть доски несколько мешают головы впереди сидящих, но эта помеха не критична.
В средней школе иногда появляется дополнительный фактор, влияющий на выбор места для доски. В кабинетах химии, физики, биологии и др. часто перед доской располагается достаточно высокая кафедра. Она полностью закрывает от учеников, работающих на своих местах в классе, нижнюю часть доски. В таких кабинетах можно рассмотреть размещение доски на большей высоте, если это существенно не осложняет работу преподавателя (в отличие от меловой доски, верхнюю часть которой можно не использовать), на интерактивной часто возникает необходимость дотянуться до верхнего края рабочей поверхности (например, закрыть окно программы).
Нормы СанПин указывают также, что доска должна располагаться по центру класса, но эта норма применяется и к меловым, и к интерактивным доскам, что порождает некоторую неопределенность. В случаях, когда в кабинете используется в первую очередь меловая доска, ее размещают по центру, а интерактивную доску – справа или слева от нее. Если меловая доска используется редко, по центру размещают интерактивную доску, а меловую – рядом (или «крылья» от трехстворчатой доски — по обе стороны интерактивной). Можно интерпретировать эту норму и таким образом, что группа из меловой и интерактивной доски должна располагаться по центру.
Рекомендации по установке в детском саду.
В дошкольных учреждениях лучше отказаться от использования стандартных проекторов при работе с интерактивной доской – маленькому ребенку достаточно непросто приспособиться к тому, что его собственная тень перекрывает картинку на доске в том месте, где он собирался что-то нарисовать или выполнить задание. Оптимально использовать короткофокусные или ультракороткофокусные проекторы. Рекомендации по установке интерактивной доски в ДОУ не столь однозначны.
На схеме ниже представлена интерактивная доска, установленная на высоте, насколько возможно близкой к «взрослым» стандартам.
Воспитателю в этом случае удобно работать с доской, доска висит достаточно высоко, чтобы все дети видели всю или почти всю поверхность доски, независимо от того, как они рассажены в группе. Но при этом дети даже старших групп будут свободно доставать только до небольшой части доски (область отмеченная бледно-рыжим на схеме), что затруднит разработку заданий для детей.
На следующей схеме представлена доска, расположенная на очень небольшой высоте.
На схеме видно, как увеличилось пространство, доступное работающему у доски ребенку, но и у такого размещения доски есть некоторые недостатки — воспитатель не сможет работать в нижней части доски, не нагибаясь, при уменьшении высоты, на которой устанавливается доска, опускается ниже и настенное крепление проектора, что не позволяет крепить доску слишком низко, в противном случае воспитатель будет задевать проектор головой. В большой группе необходимо будет рассадить детей так, чтобы сидящие впереди не загораживали изображение сидящим сзади.
В целом можно заключить, что в детских садах не следует ориентироваться на некие «абсолютные» нормы, а выбирать высоту таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортную работу и детям и воспитателям.
Изменения в санитарных правилах, связанных с использованием Электронных средств обучения (ЭСО), вступающих в действие с 1 января 2021 года
При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать её размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.
Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.
Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
2.10.2. Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
При угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или ЧС реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий или перенос сроков обучения невозможны.
3.5. При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения должны соблюдаться следующие требования:
3.5.2. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
3.5.3. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается.
3.5.4. Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
3.5.5. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами.
3.5.6. Линейные размеры (диагональ) экрана ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
3.5.7. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.
3.5.8. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать гигиеническим нормативам.
3.5.9. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам.
3.5.10. При необходимости использовать наушники время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования.
3.5.11. Интерактивную доску (панель) и другие ЭСО следует выключать или переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или завершено.
3.5.14. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.5.15. В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам
leremy / Depositphotos.com |
В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. «Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным», – подчеркнул глава государства.
Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, которым, в частности, определены санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям (далее – СП 2.4.3648-20). Кроме того, с 1 марта действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21), часть из которых также касается школ.
В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.
Требования к территории
Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны ранее действовавшим. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).
Принципиальным отличием новых правил от старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).
Несколько изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).
Сохранились правила озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – теперь оговорки в отношении них в тексте правил нет.
Исчезло из требований и указание на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора. Если ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, то теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. По-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).
Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).
При этом у общеобразовательных организаций осталась возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).
Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).
Требования к помещениям
Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:
При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, теперь допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).
Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.
Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.
Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.
Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).
Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С.
Требования к уборке
Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.
В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.
Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.
Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).
Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).
Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:
Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.
Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).
Требования к организации образовательного процесса
Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.
Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.
Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).
Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).
Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).
Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).
В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.
Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Требования к учебникам
Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:
Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.
Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).
Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Новые требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая новые санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.
Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.