Разметка контента что это
Schema.org своими руками: настраиваем микроразметку без программиста
Программисты сейчас обиделись, а не надо. Они же попробуют справиться без вас, а потом придут к вам же с просьбой починить все, что поломалось в процессе. Шутка. Почти.
Рассказываем о словаре и синтаксисе микроразметки, собрали несколько плагинов и инструментов для создания и проверки разметки, разобрали по шагам один из плагинов.
Рассказываем о том, зачем нужна разметка Schema.org, что она из себя представляет и как ее создавать без знания кода.
Зачем нужна микроразметка
Schema.org — стандарт семантической разметки данных, который помогает поисковикам лучше понимать данные, представленные на сайте. Например, с помощью разметки можно явно указать поисковым роботам, что на странице site.ru/product_page1 находится товар, и передать основные параметры: название, цену, артикул, производителя и т.д. На основе этих данных поисковики формируют расширенные сниппеты в поисковой выдаче.
Кроме Schema.org есть другие виды микроразметок. У них разные назначения, поэтому вкратце приведем свойства основных видов, чтобы не путать:
Разница между словарем и синтаксисом
Словарь — это набор классов и свойств, которые описывают тип содержимого страницы и передают ключевую информацию. Словарь можно сравнить с языком — например, английским. Schema.org, Open Graph, Dublin Core — все это словари.
Синтаксис — это способ указания сущностей и свойств словаря в html-коде страниц сайтов. Если словарь — это английский язык, то синтаксис можно сравнить с латиницей.
Варианты синтаксиса, которые применяются для разметки Schema.org:
Подробнее о том, какой синтаксис лучше, поговорим чуть позже.
Чем различаются сайты с разметкой и без нее
Сайты с реализованной микроразметкой видно по сниппетам на странице поисковой выдачи. Вот пример: в выдаче два сниппета с одного и того же сайта, первый — с микроразметкой, второй — без нее.
А так выглядит сниппет страницы с афишей кинофильмов, если на странице есть микроразметка:
С помощью микроразметки в сниппетах страниц товаров отображаются цены:
И еще один пример: в первом сниппете реализована микроразметка хлебных крошек, а во втором такой разметки нет:
Больше информации о разметке Schema.org, а также перечень поддерживаемых сущностей — в справке Яндекса.
А здесь — виды расширенных результатов поиска в Google (отображаются для сайтов с реализованной микроразметкой).
Что говорят поисковики
Яндекс и Google советуют вебмастерам и оптимизаторам внедрять микроразметку. Основная мотивация: внедрение микроразметки улучшает сниппет визуально, а также повышает качество поиска (поисковые роботы лучше понимают содержимое сайта, на страницах которого реализована семантическая разметка данных).
Модуль SEO в системе Promopult: все инструменты для улучшения качества сайта и поискового продвижения. Полный комплекс работ — с нами вы не упустите ни одной мелочи. Чек-листы, подсказки, прозрачная отчетность и рекомендации профессионалов. Гарантии, оплата работ в рассрочку. (С разметкой тоже поможем).
Чем еще полезна микроразметка
Микроразметка выгодно выделяет ваш сниппет в поисковой выдаче на фоне конкурентов (если у них разметки нет или реализовано меньше фич). Даже если вы показались в выдаче ниже конкурентов, вы можете получить столько же кликов, а то и больше: ваш сниппет занимает больше места, содержит больше полезной информации для пользователя.
И тут срабатывает такая цепочка: привлекательный сниппет → больше пользователей кликают и переходят на сайт → улучшаются поведенческие факторы → вы ранжируетесь лучше и поднимаетесь в выдаче.
Также микроразметку используют собственные сервисы поисковиков — например, страница с реализованной разметкой может попасть в колдунщики на поисковой выдаче (при этом сам сайт не обязательно должен быть в ТОПе выдачи).
Словарь Schema.org
Словарь микроразметки состоит из сущностей (например, Продукт) и свойств, которые описывают параметры сущности (SKU, цена, наличие и т.д.).
Весь список сущностей и документация — на официальном сайте schema.org.
На скриншоте — часть сущностей (слева) и свойств сущности Thing (в правой части скриншота)
Рассказывать о всех сущностях не будем, приведем примеры самых популярных:
Оптимальный синтаксис
Мы уже упоминали о том, что для Schema.org подходят четыре вида синтаксиса:
Первые три имеют ряд недостатков и теряют популярность, а последний (JSON-LD) — используется все чаще.
Google рекомендует использовать именно JSON-LD — он более простой и компактный, в отличие от RDFa, микроформатов и других синтаксисов.
Но есть проблема: Яндекс пока не поддерживает синтаксис JSON-LD на поиске (хотя использует его в Яндекс.Почте). Поэтому, если вы продвигаетесь в Рунете (а скорей всего так и есть), вам этот синтаксис нет смысла использовать. В таком случае ваш выбор — микроданные или RDFa (микроформаты тоже вариант, но их используют не так часто — этот синтаксис имеет ряд ограничений и устарел по сравнению с другими стандартами).
Если ваш продукт или бизнес направлен на западный сегмент интернета и Google для вас в приоритете — используйте JSON-LD.
JSON-LD
Теперь о деталях. Поговорим о том, как выглядит синтаксис и какие правила в нем действуют.
JSON-LD в базовом виде выглядит так:
Вот как выглядит разметка
Обратите внимание! Наличие микроразметки не гарантирует того, что в поиске будет выводиться расширенный сниппет со всеми данными, указанными в разметке. Тем не менее, поисковые роботы все равно будут учитывать переданные данные и смогут лучше понимать содержимое страницы.
Как делать разметку JSON-LD
Ручная разметка в JSON-LD (да и в любом другом синтаксисе) — рутинная задача, отнимает много времени и всегда остается риск допустить ошибку. Упростить задачу можно с помощью генераторов JSON-LD, вот несколько популярных:
Проверка валидности разметки
При создании микроразметки важно, чтобы синтаксис был правильным и без ошибок. Даже если вы генерируете JSON-LD с помощью специальных плагинов или сервисов, не спешите загружать код на сайт, сначала проверьте его на валидность.
Для проверки кода используйте валидаторы от поисковиков:
Куда вставлять JSON-LD?
Если код валиден (валидатор не нашел ошибок) — можете смело добавлять разметку на сайт. Для этого код нужно вставить между тегами и на целевой странице.
Микроданные
В микроданных используется язык разметке HTML (в JSON-LD — JavaScript). Работать с этим синтаксисом сложнее — код разметки нужно прописывать в теле контента.
В основе микроданных — три атрибута:
Вот как это выглядит:
Прописывать такой код вручную — довольно трудоемкая и рутинная задача.
Сервисы для генерации микроданных
Хорошая новость в том, что для микроданных также существуют специальные сервисы-генераторы:
Сгенерируйте код и проверьте его на наличие ошибок (теми же сервисами).
Внедряем микроразметку самостоятельно и без знания кода
Покажем вам простой способ, как быстро и без единой строчки кода подключить микроразметку.
Автоматическая разметка страниц с помощью Маркера данных
Google разработал специальный инструмент для максимально простого внедрения микроразметки — Маркер данных.
Чем удобен инструмент:
Как пользоваться
Переходим в Маркер данных и выбираем подтвержденный ресурс;
Роботы Google просканируют страницы сайта и учтут заданную микроразметку.
Как изменить или убрать микроразметку
Когда робот Google снова просканирует страницы сайта, разметка перестанет учитываться и в поисковой выдаче будут отображаться обычные сниппеты.
Обратите внимание! Маркер передает данные только для робота Google. Если вы продвигаетесь в Яндексе, вам все равно придется добавлять код микроразметки на страницы. К счастью, для этого по-прежнему не обязательно знание кода.
Сайт на CMS? Используйте плагины
Рассмотрим самую популярную CMS в Рунете — Вордпресс. Для Вордпресс есть несколько решений, которые помогут просто и быстро внедрить микроразметку. Вот обзор плагинов, подходящих для этой задачи:
Настройка микроразметки в плагине Schema: пошаговая инструкция
Установите плагин и кликните по разделу Schema, который появится в боковом меню админпанели. Перейдите в раздел Settings → General. Выберите тип сайта и загрузите логотип.
Сохраните изменения и перейдите на вторую вкладку — Knowledge Graph. Здесь вам нужно указать, кого представляет сайт — выберите Person, если это личный сайт, или Organization (если продвигаете сайт компании).
Перейдите на вкладку Schemas. Выберите из выпадающих списков страницы «О себе» и «Контакты». Если хотите подключить разметку хедера и футера, хлебных крошек и других элементов страниц сайта — поставьте галочки напротив соответствующих параметров.
Также можно настроить автоматическое удаление микроразметки, если будет удален плагин Schema. Для этого перейдите на вкладку Advanced и поставьте галочку напротив «Delete Data on Uninstall».
Попробуйте проверить разметку в валидаторе Google (на всякий случай). Плагин работает корректно, поэтому ошибок не должно быть — смело загружайте код на сайт.
Примерно так же строится работа с другими плагинами для Вордпресс. Главное преимущество — вам не нужно разбираться в синтаксисе и прописывать все параметры вручную.
Выжимка
Если у вас сайт на Вордпресс — поставьте плагины для микроразметки и используйте их. Если сайт на другой CMS — поищите аналоги, скорей всего они есть и вам не нужно будет прописывать микроразметку вручную.
Руководство по микроразметке Schema.org
Schema (schema.org) — это словарь данных, который используют во всем интернете. Он определяет различные сущности, а также отношения между ними.
Этот словарь позволяет поисковым системам, социальным сетям, почтовым клиентам и другим сервисам понимать, какие данные имеются на страницах, выступая в роли некоторого «переводчика» между страницами и сервисами.
Пока Google продолжает строить и расширять свой граф знаний, такая разметка становится все более значимой для правильной интерпретации вашего контента.
Google после разметки данных по правилам Schema может отобразить дополнительную информацию с вашего сайта в виде расширенного сниппета. Расширенный сниппет, как правило, имеет бОльшую кликабельность в результатах поиска в сравнении с обычным сниппетом. Далее мы еще приведем не один такой пример.
Типы разметки Schema
Словарь Schema включает в себя различные сущности для разметки авторов, мест, услуг и многого другого.
Сущности Schema, которые поддерживает Google:
Добавление такой микроразметки поможет поисковой системе понять, о чем ваш сайт, а также показать пользователям эту информацию в расширенных сниппетах.
В качестве примера показан результат страницы с разметкой Schema для событий. Видны места и даты проведения мероприятий, которые были размечены соответствующим образом.
А вот пример расширенного сниппета в результате использования микроразметки Review и AggregateRating:
Творческий контент (Creative Works)
Одна из разновидностей Schema — это разметка развлекательного контента, к которому относятся фильмы, книги, видеоигры, музыка.
Например, реализация разметки Movie («Фильм»). Обратите внимание: здесь отображаются рейтинг, сборы, год кинопремьеры и дата релиза на DVD.
Такая разметка может быть реализована с использованием различных форматов передачи данных — RDFa, Microdata и JSON-LD.
Что такое RDFa, Microdata и JSON-LD
Это языки, посредством которых происходит встраивание микроразметки на страницы сайтов.
RDFa (Resource Descriptive Framework in Attributes) расшифровывается как «среда описания данных с помощью атрибутов». Этот формат можно внедрить в любой документ — HTML, XHTML и XML.
Описание данных через атрибуты RDFa
about — указывает, к какому ресурсу относится информация;
rel и rev — используется для указания того, как соотносятся ресурсы между собой (прямое и обратное отношение);
src, href и resource — для указания источника;
content — для содержимого элемента;
datatype — для указания типа данных текста;
typeof — для указания типа элемента.
Microdata
Microdata похожа на RDFa в том, что касается реализации. Ее атрибуты:
itemscope — объявляет сущность;
itemtype — определяет тип сущности;
itemprop — называет свойства сущности;
itemid — указывает уникальный идентификатор сущности;
itemref — ссылка на внешнее свойство элемента, которое не содержится в itemscope; позволяет описывать дополнительные свойства элемента в других местах страницы.
JSON-LD
Google рекомендует использовать JSON-LD везде, где это возможно.
Примеры:
Пример того, как выглядит разметка по типу «Книга» на странице:
C разметкой Microdata:
И этот же пример с JSON-LD:
Как сформировать микроразметку Schema для вашего HTML
Существует несколько инструментов, таких как «Мастер разметки структурированных данных». Они упрощают формирование микроразметки в JSON-LD или Microdata на страницах вашего сайта.
Посмотрим, как работает этот инструмент:
Нужно просто выделить элементы на странице, которые вы хотите использовать в разметке, и пометить их соответствующим образом, а затем нажать «Создать HTML», далее сгенерируется код (выберите JSON-LD или Microdata) для размещения на вашем сайте.
Ниже автоматически сгенерированный скрипт JSON-LD, который можно скопировать в код этой статьи, чтобы разметить важные элементы.
Генераторы микроразметки
Если вы готовы добавлять микроразметку на сайт, вот некоторые из лучших бесплатных инструментов для этого.
1. Hall Analysis Schema markup generator — позволяет формировать микроразметку о локальном бизнесе, человеке, товаре, событии, компании или сайте в формате JSON-LD для вставки в HTML-код вашего сайта. Этот генератор прост и удобен в использовании и подходит для владельцев всех видов сайтов.
2. Мастер разметки структурированных данных Google — интерактивный инструмент позволит вам, кликая на странице, разметить каждый важный ее элемент, который вы хотите включить в микроразметку. Справка Google.
3. Microdata Generator — еще один отличный и простой в использовании инструмент, который будет полезен для локального продвижения компаний.
4. Merkle Schema Markup Generator — экспортирует разметку в форматах JSON-LD или Microdata.
Сервисы для проверки Schema
Вы хотите проверить, все ли правильно сделали? Есть множество полезных инструментов для проверки микроразметки, которые проанализируют ваш сайт и предупредят об ошибках.
Валидатор разметки Schema
После внедрения Schema вы можете проверить разметку с помощью инструмента проверки структурированных данных. Просто скопируйте URL или код страницы и проверьте на наличие ошибок или предупреждений.
SEMrush Site Audit Tool
Инструмент «Аудит сайта» от SEMrush используется для проверки разметки. Определяет процентное содержание микроразметки Schema на вашем сайте, а также микроразметки других словарей: Open Graph, Twitter Cards и «Микроформаты».
Валидатор микроразметки «Яндекса» проводит проверку корректности распознавания метаданных на ваших страницах. Поддерживаются «Микроформаты», Schema.org, Open Graph и RDFa.
Больше инструментов
Руководство по разметке контента
У Google есть руководство по микроразметке вроде Creative Works для получения расширенных сниппетов в результатах поиска. Эти разметки применяются к любому контенту, созданному для чтения, просмотра или прослушивания. К примеру, видео, рецепты или музыка могут быть размечены с помощью схемы типа Creative Works.
Новые разработки Schema
Добавьте себе в закладки страницу релизов разметки Schema и будьте всегда в курсе всего нового. Там публикуют обновления и новые словари в индексе. Например, при обновлении 7.0 в марте 2020 года были добавлены структурированные данные для сообщений о COVID-19 (Пример последних обновлений актуализирован в соответствии с годом публикации перевода. — Прим. переводчика).
Микроразметка и семантический поиск: почему микроразметка важна
Главная задача микроразметки в том, чтобы поисковые системы, такие как Google, лучше понимали вас. Когда Google понимает сущности, это положительно влияет на ранжирование в результатах поиска. Такие элементы, как расширенные карточки, расширенные сниппеты и граф знаний, используются в результатах поиска после сбора информации из микроразметки.
Как Schema помогает Google
Google анализирует контент сайта и определяет, что находится на страницах. Schema помогает Google понять, что означает контент на вашем сайте. Как Schema сообщает эту информацию Google? Микроразметка указывает на отношения между понятиями и объектами в документе.
Влияет ли Schema на позиции
Впрочем, это не означает, что микроразметка не влияет на видимость. Расширенные сниппеты более заметны на странице результатов поиска и тем самым повышают CTR — кликабельность.
Вы можете не увидеть повышения позиций ваших страниц в органике после внедрения Schema, но заметите увеличение трафика из поиска, а это в любом случае то, что нужно.
Преимущества микроразметки
Google заявил, что правильное использование микроразметки поможет улучшить видимость в результатах поиска. Например, с помощью микроразметки обзоров Google может показывать рецепты с пятизвездочным рейтингом в топе результатов поиска.
Используя микроразметку для получения информации о песнях и альбомах, Google покажет песни артиста в виде списка с изображениями и датами выхода.
Используя микроразметку, вы заботитесь о будущем вашего контента с учетом появления новых технологий, связанных с поиском.
Например, Search Engine Roundtable объясняет, что голосовые помощники, такие как Google Assistant, в значительной степени полагаются на микроразметку для идентификации и извлечения информации, относящейся к устным запросам.
В исследовании работы голосового поиска 2019 года было обнаружено, что большинство ответов голосового помощника были размечены при помощи Schema.
Для SEO-специалистов и маркетологов это означает, что чем больше микроразметки на странице, тем лучше. Использование этой тенденции называется семантическим SEO.
Что такое семантический поиск
Семантика — это раздел лингвистики и логики, рассматривающий смысловые значения.
Термин «семантический поиск» чаще все используют, когда говорят об оптимизации страницы путем наиболее полного охвата темы, а не только одного ключевого слова или фразы.
Более насыщенный по содержанию контент с фокусом на смысловую часть помогает лучше раскрыть свою тему. Google отдает предпочтение этому стилю, нежели коротким постам в блоге, сосредоточенным на одном ключевом слове.
Почему микроразметка важна для семантического поиска
Добавление микроразметки в контент дает поисковой системе понимать этот контент на новом уровне, понимать взаимосвязи между концепциями на странице точно так же, как люди устанавливают в голове связи, когда изучают новые связанные концепции.
Чем больше Google работает на семантическом уровне, тем лучше его взаимодействие с пользователями.
Поскольку технологические компании продолжают улучшать процесс работы в интернете для пользователей путем более быстрой загрузки, более быстрых и релевантных ответов на запросы, поисковые системы предпочтут показывать контент, который дает им более высокий уровень понимания.
Удачное решение — создавать более объемный и подробный контент, который включает несколько концепций и их уровней на странице. Люди смогут прочитать и перечитать содержимое страницы и полностью понять идею и смысл, и Google тоже сможет понять тему с разных сторон.
Hittail.com описывает семантическую сеть как переход к «последовательному потоку информации».
«Google — это не просто поиск информации, это структурирование всего интернета в последовательный поток информации, такой как темы, идеи, тексты, видео, аудио, которая связана друг с другом».
— Damian Thompson, What the Heck is Semantic SEO & Should You Care at All?
Поскольку интернет продолжает развиваться, то и потребность в большей последовательности этой информацией также будет расти.
Семантическая сеть, EAT и YMYL
Доход вашего сайта напрямую зависит от пользователей: продажа товаров через интернет и обработка транзакций. Связан ли ваш веб-сайт с получением дохода или со здоровьем пользователей: медицинская информация, советы, знания?
Если да, то следуйте рекомендациям EAT и YMYL при внедрении разметки Schema в ваш контент, и это, пожалуй, будет иметь решающее значение для ранжирования вашего сайта.
EAT означает экспертность (expertise), авторитетность (authoritativeness) и надежность (trustworthiness). Эти три качества озвучил Google в своих инструкциях для асессоров, и они имеют больший вес, чем что-либо другое.
YMYL дословно переводится как «ваши деньги или ваша жизнь». Относится это к сайтам, посвященным информации, влияющей на жизнь и финансовое положение людей.
Google сам сообщил, что слабое значение EAT — основной показатель некачественной веб-страницы. Теперь SEO-специалисты и владельцы сайтов обязаны не отставать от этого нововведения и внедрять правильную микроразметку на своих сайтах.
В частности, Google рекомендует добавлять микроразметку для данных двух типов:
Элемент контента — статьи, рецепты или фильмы.
Списки — рецепты и события.
Итак, сколько ведущих компаний в мире использует разметку Schema?
Использование Schema среди компаний из списка U.S. Fortune 500
SEMrush провели исследование американских компаний из списка U.S. Fortune 500, используя данные инструмента «Аудит сайта», чтобы увидеть, сколько данных размечено с помощью Schema на сайтах этих компаний.
Анализ проводился с лимитом сканирования в 20 000 страниц. На каждом сайте было обнаружено, что 280 (56 %) из 500 доменов вообще не использовали никакой разметки Schema. А 220 (44 %) доменов использовали разметку Schema как минимум на одной странице своего веб-сайта.