Размышления у парадного подъезда о чем

Смысл стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Это стихотворение увидело свет благодаря Николаю Некрасову в далеком 1858 году, ведь именно этот поэт воплотил свои размышления о судьбе своего народа в поэтические строки. Вдохновившись величественной историей своей родины, поэт затронул извечную проблему социального неравенства.

Это стихотворение рассказывает нам о том, что обычно в праздничные и выходные дни к парадному подъезду приезжают знатные люди, с громкими именами и прозвищами, с почетными званиями. В будние дни сюда приходят обычные бедные люди — мужчина преклонного возраста, женщина, потерявшая когда-то своего мужа, люди без определенного места жительства. Автор указывает на то, что в этот подъезд очень часто приезжают курьеры с бумагами, а посетители выходят из него с разным настроением: кто-то напевает, а кто-то умывается слезами.

Некрасов описывает крайне печальную картину: подошли как-то раз к этому подъезду обычные люди, верящие в Бога. Они, видимо, пришли по делу, и навстречу им вышел швейцар. Оглядев их с ног до головы, он увидел только оборванную одежду, самодельные лапти, кровь на усталых от длительной дороги ногах, крестик на шее, обозначающий внутреннюю веру в высшие силы, руки, обожженные солнцем от постоянной тяжелой работы. Швейцару крикнули из подъезда, чтобы тот прогнал этих людей, так как им не место в богатых палатах, так как “наш” не принимает за людей ободранных бедняков без денег и статуса в обществе.

Бедняки постояли еще немного, и, униженные несправедливостью бытия, ушли, отдав эту ситуацию на Божий суд. Параллельно в стихотворении изображено владельца этого богатого поместья, который сладко спит. Дальше прочитываем просьбу лирического героя к этому богачу: верни их, прими и выслушай, ведь только в этих людях твое спасение! Но он не обращает внимания на тех, кому в жизни повезло гораздо меньше чем ему.

Дальше лирический герой вступает в диалог с этим богачом: он говорит, что людям, которые имеют все, нет дела к страданиям и скитаниям бедных людей. Они не думают о возможной помощи нуждающимся, а живут только ради своего удовольствия. Дожив свою жизнь до конца, они умрут в роскошных местах в кругу семьи, которая, кстати, отравлена желанием заиметь как можно больше богатства, только и рада будет от этой смерти.

Вернувшись на родину, прах умершего пойдет в землю, а слава об этом человеке навсегда будет изувечена и проклята из-за его жадности и глухости к горю других людей. Впрочем, богатым вельможам не подобает обращать внимание на невзгоды бедняков, и здесь лирический герой удивляется, насколько много бедных русских людей! Как много он повидал их на своем веку и в различных местах — от горя и безысходности люди стонут, желая хоть как-нибудь, но выбраться из этого ярма бедности. Они стонут везде: в тюрьмах, отбывая часто несправедливо присужденный им строк, по дорогам и полям, постоянно тяжело работая, в собственных домах, не имея куска хлеба на обед и обуви для своих детей. Стонут также и у богатых палат и судов, где не сыщешь справедливости, если у тебя нет гроша в кармане.

Лирический герой называет стон песней, и в этом названии и заключается весь смысл стихотворения. Бедность и несправедливость настолько прижились в обществе, что стали едва не способом к существованию. Этой бедности так много на нашей земле, что они сравниваются в стихотворении с величественной Волгой — даже ее воды несравнимы с количеством той скорби, которую мы наблюдаем на земле вот уже сколько веков подряд! Главный герой спрашивает: проснется ли наконец его народ или навеки духовно умрет из-за извечной бедности и нищеты, отпев свою прощальную песню, именуемую стоном,, позабыв обо всем светлом и высоком, что есть в этой жизни?

Смысл стихотворения “Размышления у парадного подъезда” — бедность, несправедливость, нищета и богатство, роскошь, напыщенность. Между этими жизненными понятиями — большая пропасть. Никогда люди, оказавшиеся по эти обе стороны, не смогут понять друг друга и найти точки соприкосновения. У человечества никогда не получится уравнять бедных и богатых — ни материально, ни морально, ни физически. Подобный диалог никогда не состоится, и такие люди кардинально противоположных категорий будут существовать всегда.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2

Источник

«Размышления у парадного подъезда»: содержание и анализ стихотворения Некрасова

«Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова. Полный текст и аудиоверсия. Краткое содержание. Анализ: тема и проблематика произведения. О чём писать в сочинении по «Размышлениям у парадного подъезда»?

Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть фото Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть картинку Размышления у парадного подъезда о чем. Картинка про Размышления у парадного подъезда о чем. Фото Размышления у парадного подъезда о чем

«Размышления у парадного подъезда» — стихотворение Н.А. Некрасова, написанное в 1858 году. Относится к разряду гражданской лирики: поэт обличает общественную несправедливость, рассказывая о крестьянах-просителях, которых швейцар не пустил в дом влиятельного петербургского сановника.

Содержание

Читать полный текст, слушать аудио

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Содержание

Лирический герой наблюдает за домом богатого сановника, куда постоянно приходят просители: «прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица». Кто-то уходит довольным, кто-то — в слезах.

Однажды к парадном подъезду подходят деревенские мужики, долго добиравшиеся в столицу пешком «из далёких губерний», но швейцар отказывается пустить их к хозяину («Наш не любит оборванной черни!»). Крестьяне пытаются дать ему денег, но привратник не берёт скудного подношения. Со словам «Суди его бог!» расстроенные мужики уходят.

Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть фото Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть картинку Размышления у парадного подъезда о чем. Картинка про Размышления у парадного подъезда о чем. Фото Размышления у парадного подъезда о чемИллюстрация Д. Шмаринова

Хозяин роскошного дома в это время ещё спит. Поэт обращается к нему с призывом пробудиться, вернуть мужиков и помочь им: «В тебе их спасение». Но сановнику безразлична судьба простых людей, а разговоры о народном благе он считает пустословием.

Так и пройдет вся жизнь этого богатого и знатного человека. Окружённый почётом, он к к радости наследников умрёт где-нибудь на Сицилии. Вслух ему будут петь дифирамбы, но отчизна «втихомолку проклянет» его.

А мужик потерпит. Он привык терпеть. Крестьяне, которых прогнал от парадного подъезда швейцар, пропьют деньги в кабаке, двинутся в родную деревню и застонут. Точно так же, как стонут простые люди по всей России.

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: проснётся ли когда-нибудь русский народ? Или эта песня-стон — последнее, что он создал, прежде чем навсегда уснуть духовно?

Анализ стихотворения. Что писать в сочинении

Тема «Размышлений у парадного подъезда» — общественная несправедливость, страдания простого народа. Маленькая уличная драма заставляет лирического героя задуматься о трагической судьбе русского крестьянина.

В Петербурге Николай Алексеевич Некрасов жил на Литейном проспекте напротив дома министра государственных имуществ и своими глазами видел, как к чиновнику приходили в надежде на заступничество ходоки-крестьяне. Под впечатлением от этих наблюдений поэт и написал своё стихотворение, которое цензура сочла слишком критическим и не допустила к печати.

«Размышления у парадного подъезда» созданы за несколько лет до отмены крепостного права в России. Некрасов, как и многие образованные люди эпохи, видел, что страна погрязла в кризисе. Бóльшая часть населения была бесправна, необразованна, обречена на полуголодное существование и изматывающий труд. Зато немногочисленные аристократы пользовались всеми мыслимыми привилегиями и не задумывались, что их богатая и безмятежная жизнь оплачена страданиями миллионов крестьян.

Стихотворение построено на антитезе, художественном противопоставлении. Противопоставляются друг другу самодовольный швейцар и трудяги-крестьяне. Противопоставляются жизнь окружённого почетом министра и жизнь «черни», стонущей по всей стране.

Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть фото Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть картинку Размышления у парадного подъезда о чем. Картинка про Размышления у парадного подъезда о чем. Фото Размышления у парадного подъезда о чемИллюстрация А. Лебедева

Для одних жизнь — это «аркадская идиллия», а для других — бесконечный стон, констатирует поэт. И разорвать этот порочный круг не удаётся, пока сытый не желает помочь голодному, пока «счастливые глухи к добру».

С грустью размышляет Некрасов о судьбе своих соотечественников. Народ с одной стороны велик (русский мужик — «сеятель и хранитель»), а другой стороны — жалок и ничтожен («всё пропьют бедняки до рубля / и пойдут, побираясь дорогой»). Поэт искренне сочувствует своим соотечественникам и желает им добра, но не знает, можно ли надеяться, что однажды простые русские люди заживут хорошо.

Если в «Железной дороге» лирический герой выражает уверенность, что рано или поздно народ «грудью проложит дорогу себе» в светлое будущее, то в «Размышлениях у парадного подъезда» нет подобной уверенности. Обращаясь к народу, автор задаёт вопрос, не имеющий однозначного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Источник

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 20.09.2018

«Страстный к страданью поэт» — воскликнет Достоевский после прочтения «Последних песен» Некрасова. Действительно, мотив глубокой скорби красной нитью проходит сквозь всё творчество этого народного автора. «Размышления у парадного подъезда» — одно из его произведений, где мы слышим вечный стон русского народа.

История создания

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

Источник

Детский час

для детей и родителей

Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть фото Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть картинку Размышления у парадного подъезда о чем. Картинка про Размышления у парадного подъезда о чем. Фото Размышления у парадного подъезда о чем

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (с планом)

Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть фото Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть картинку Размышления у парадного подъезда о чем. Картинка про Размышления у парадного подъезда о чем. Фото Размышления у парадного подъезда о чемПоэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
.
Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи. Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа». Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

Далее, от картины богатства автор переходит к картинам нищеты.

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном. Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ. »

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил. »

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

Главная мысль стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.

Темы, поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.

Контрасты в стихотворении:

— «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди»,
— богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,
— широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).

Проблематика произведения
Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».

Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».

Метонимия — «Целый город… подъезжает».

Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

Стилистическая фигура — анафора
«Стонет он по полям…»
«Стонет он по тюрьмам…»
«Стонет он под овином…»

Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
1. Вступление
2. К какому направлению в лирике принадлежит?
3. История создания стихотворения
4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
5. Композиционное строение
6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
7. Главная мысль стихотворения
8. Темы, поднятые в стихотворении
9. Контрасты в стихотворении
10. Проблематика
11. Размер и рифма
12. Средства художественной выразительности
13. Чем понравилось стихотворение?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть фото Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть картинку Размышления у парадного подъезда о чем. Картинка про Размышления у парадного подъезда о чем. Фото Размышления у парадного подъезда о чем

Всего получено оценок: 153.

Всего получено оценок: 153.

Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть фото Размышления у парадного подъезда о чем. Смотреть картинку Размышления у парадного подъезда о чем. Картинка про Размышления у парадного подъезда о чем. Фото Размышления у парадного подъезда о чем

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.

Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».

Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.
Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.
В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение властьимущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (« стон песней зовётся », то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *