Разница между ханафитами и шафиитами намазом в чем
Запись на стене
Отличия условий у Ханафитов и Шафиитов при чтение Фатихи в намазе
а) Ханафитский мазхаб
Ошибка в употреблении падежа никогда не делает молитву недействительной, в том числе и в тех случаях, когда из-за этого слово приобретает такой смысл, что человек, считающий это правильным, заслуживает обвинения в неверии. Причина заключается в том, что в большинстве своём люди не разбираются в падежах, принуждение же их к правильному употреблению падежей создаст для них трудности, которые шариат велит устранять.
К ошибочному употреблению падежей приравнивается ошибка в произнесении согласной без удвоения, когда оно необходимо, и наоборот. Так, например, если человек, читающий «Иййакя на’буду ва иййакя наста’ину» (Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи. ) (Коран, 1:5), прочтёт «Ийакя» без удвоения (ташдид), его молитва не станет недействительной.
Абдальхамид Тахмаз
б) Шафиитский мазхаб
а) Ханафитский мазхаб
Никогда не делают молитву недействительной несвоевременные остановки (вакф) или несвоевременное начало (ибтида’) чтения. Молитва не станет недействительной даже в том случае, если человек прочтёт без соответствующих остановок весь Коран.
То же самое относится и к тем случаям, когда человек, который читает Коран, делает паузу, не произнося отдельные слова до конца. Так, например, если кто-нибудь захочет сказать «Аль-хамду ли-Лляhи», а скажет только «Аль. » или «Аль-ха. », после чего сделает остановку, или захочет сказать «Ва-ль-адийат. », а скажет только «Ва-ль-а. », после чего сделает остановку из-за того, что запнётся или забудет остальное, но потом завершит начатое или перейдёт к чтению другого айата, его молитва не станет недействительной, поскольку делается это вынужденно и имеет широкое распространение.
Абдальхамид Тахмаз
б) Шафиитский мазхаб
Аль Хадрами «Сафинат ан-наджа»
а) Ханафитский мазхаб
Басмала не считается аятом Фатихи
б) Шафиитский мазхаб
Читаются все аяты, в том числе и «басмалах»
п.с. как видно условия 1 и 2 (удвоение и непрерывность) распространяются на чтение Корана во всем намазе, не только Фатихи
Мазхабы в Исламе
Мазхаб – это слово арабского происхождения, обозначающее в исламе школу шариатского права. Некоторые ученые придерживаются мнения, что в исламе существует шесть мазхабов, но наибольшее распространение среди мусульман суннитов имеют 4 мазхаба в исламе, то есть ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. Мусульмане-шииты имеют в распространении джафаритский и исмаилитский мазхаб, существующий несколько столетий. Еще один мазхаб суннитов захиритский в современном исламском мире почти полностью утрачен.
Само слово мазхаб происходит от корня «захаба» в арабском языке, которое означает «направиться» или «пойти». Мазхабом стали называть направления в Исламе, которое сформировалось на основе чьего-то мнения.
Фундамент мазхаба
В основе исламского законодательства лежит Священная Книга Коран, мазхабы в исламе все равно имеют определенные разногласия по вопросам второстепенного толка, и в основе всех этих разногласий лежат хадисы Пророка Аллаха ﷺ, которые являются в Исламе и исламском праве вторым источником по степени его важности после Корана.
По своей сути мазхабы в Исламе представляют собой мнение одного ученого или группы исламских ученых-богословов, до некоторых из которых хадисы просто могли не дойти. И на основе этого представители других мазхабов выносят решение, которое отличается от данного мнения. В ряде таких случаев хадисы эти могут рассматриваться как недостоверные. Но основа знаний ислама остается незыблемой, и относительно основополагающих понятий в Исламе разногласий у представителей разных мазхабов нет.
Ханафитский мазхаб
Одним из суннитских мазхабов является ханафитский. Сформировался он на основе учения Абу Ханифы, который разработал методологические основы правоведения мусульман, то есть ханафитский фикх. Основывал он свой метод вынесения решений в области мусульманского права на таких источниках, как Коран, Сунна, из которой он тщательным образом отбирал хадисы, Кияс и Истихсан. Также в основе его методологии лежит Иджма и Урф.
Кияс представляет собой суждение на основе тех примеров, которые уже имеют место в Откровении, сопоставляя нерешенный вопрос с уже существующим и приведенным в Откровении решением. Истихсан представляет собой метод, который противоречит Киясу, но в конкретной ситуации является наиболее целесообразным. При использовании Иджмы автор методологии опирался на принятии решения на основе единого мнения, которого придерживаются богословы. Адат или урф представляют собой способ, когда вынесение решения опирается на обычаи или мнения, получившие традиционное широкое распространение.
Все свое наследие Абу Ханифа передал своим ученикам в устной форме, и ученики его зафиксировали положения мазхаба ученого и систематизировали. В этой работе наиболее важную роль сыграли такие его сподвижники или ученики, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани и Абу Юсуф.
Для ханафитского мазхаба характерен такой метод принятия правовых решений, как четкая иерархия вердиктов, вынесенных авторитетами школы, самим Абу Ханифой и его двумя учениками аш-Шейбани и Абу Юсуфом, а также некоторых других. Если в каком-то конкретном решении в противоречие вступает применение кияса и истихсана, то приоритет в этом вопросе будет отдаваться истихсану. Если предписания различаются, то при выборе приоритет будет отдан тому, который более убедителен, или тому, которого придерживается большинство. И только в исключительных случаях могут использоваться в качестве аргумента хадисы слабые или сомнительные.
В силу трудов учеников Абу Ханифы ханафитский мазхаб в исламе является всеобъемлющей школой права у мусульман, и эта школа способна решить подавляющее большинство проблем, рассматриваемых фикхом. Аббасиды поощряли ханафитскую школу, будучи заинтересованными в правовой основе своего государства. Харун ар-Рашид поставил ученика Абу Ханифы Абу Юсуфа кадием или верховным судьей Багдада, а при назначении судей в провинциях Абу Юсуф отдавал предпочтение именно представителям ханафитского мазхаба, чем способствовал его распространению.
Государственный статус ханафитский мазхаб имел в Монгольской и Османской империи, и современные мусульмане в своем большинстве являются приверженцами именно этой школы исламского права, особенно ханафитский фикх распространен среди тюркоязычных народов: турков, карачаевцев и балкарцев, ногайцев и кумыков, татар и башкир, узбеков, казахов, киргизов и туркменов.
Маликитский мазхаб
Основателем маликитского мазхаба в исламе является имам Малик ибн Анас, который опирался при принятии правовых решений на Коран, в котором отдавал предпочтение недвусмысленным и очевидным аятам или нассам, на Сунну, коей считал изречения, поступки, одобрения и качества Пророка Мухаммада ﷺ, а также те фетвы или правовые предписания, которые выносили сподвижники Посланника Всевышнего ﷺ, и деяния мединцев.
Имам Малик в своем учении опирался на хадисы, которые относятся к категории мутавир, то есть те, которые имеют высшую степень достоверности, и на хадисы машхур, которые являются общеизвестными. Но хадисы ахад, которые имеют единичных передатчиков, тоже могут служить основой, если не вступают в противоречие с хадисами мутавир и машхур и нассами Корана.
Для Малика ибн Анаса характерно наряду с устоявшимися методами суждения опора на «деяния мединцев», то есть на традицию, которая была сформирована среди населения Медины после Пророка Мухаммада ﷺ, и он это делал в том случае, если не было оснований подвергать эту традицию сомнению. Он придерживался мнения, что этот источник является даже более надежным, чем хадисы ахад. В качестве источников для вынесения правовых решений Малик ибн Анас также считал фетвы сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, а также фетвы некоторых табиинов, наиболее выдающихся, но к хадисам Пророка Мухаммада ﷺ он их не приравнивал и принимал только в том случае, если эти фетвы «деяниям мединцев» не противоречили. Для имама Малика ибн Анаса было характерно собственное понимание истихсана, когда он считал, что если нет ясности по определенной проблеме в Откровении, то применять следует то решение проблемы, которое предпочтительно, если даже нет возможности суждения по аналогии или кияса – такое решение он называл истислахом.
Дело имама Малика ибн Анаса продолжали его ученики, которые и дали старт началу формирования маликитского мазхаба, который позже получил распространение во многих мусульманских странах. Этот мазхаб не обрел популярности в Медине и Хиджазе, но был очень популярен в западных мусульманских странах, в мусульманской части Испании и в странах Северной Африки.
Карта распределения мазхабов в мусульманских странах
Муфтии в маликитском мазхабе выдают фетвы (религиозно-правовые заключения в Исламе), основываясь на наиболее популярное мнение у маликитских улемов, поскольку на правовые проблемы имеются различные предписания. Если же муфтий затрудняется сделать выбор в пользу определенного решения, то есть несколько мнений относительно того, как ему следует поступать: шейх Алиш, известный богослов маликитского мазхаба считал, что в этом случае они должны придерживаться самого категоричного варианта, а ряд других ученых маликитов считают, что выбор должен склоняться в сторону легкости, поскольку Пророк Всевышнего Мухаммад ﷺ всегда выступал за легкость в религии.
Для школы маликитского мазхаба в исламе характерна иерархия предпочтений, по которой более предпочтительны мнения и правовые решения самого имама Малика ибн Анаса, чем мнения ибн Касима, но его мнению отдается большее предпочтение, чем мнению остальных классиков школы маликитского мазхаба.
Шафиитский мазхаб
Основателем школы шафиитского мазхаба в исламе был имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, чьи убеждения имели в своем основании явные и ясные смыслы Корана и Сунны, а рациональные методы он использовал ограниченно.
Источники, на которых основывались методы имама аш-Шафии, были следующими. Это Священная Книга Коран и Сунна, которые он рассматривал как единое Откровение, когда выносил правовые решения. По его методу, не могут использоваться иносказательно нассы Откровения, то есть положения ясные и недвусмысленные, а все остальные источники следует привести в соответствие с нассами Сунны и Корана и им не противоречить. Большое значение основателем шафиитского мазхаба придавалось тому, как толковали аяты Корана сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. Священная Книга Коран отменять нассы Сунны не может, но если возникает противоречие между аятами Корана и хадисом, то преимущество будет отдано Корану, а хадис будет считаться в таком случае слабым. Для вынесения решений правового характера он использовал ахад хадисы, то есть хадисы, имеющие единичного передатчика.
Имам Аш-Шафии основывался также на высказываниях сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, даже если они единичные, но другие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ их не опровергли.
Опирался он также на кияс, который был проведен подготовленным правоведом муджтахидом методом иджтихада. Истислах и истихсан отвергаются.
Шафиитский мазхаб в исламе получил широкое распространение в Египте в начале девятого века, а аш-Шафии, когда переехал в Египет, приспособил собственные труды «Аль-Мабсут» и «Ар-Рисаля» под современные реалии, внеся в них изменения. По этой причине его наследие подразделяется на позднее и ранее, и это стало предметом споров о возможности применения его учения для вынесения фетв. Когда к власти в Египте пришли Фатимиды, которые были шиитско-исмаилитской династией, шафиитский мазхаб сохранил свои позиции, а позже ему покровительствовала династия суннитов Аййубидов. При мамлюкском султане Бейбарсе судьи назначались из числа представителей всех мазхабов суннитов, но ведущая роль шафиитов сохранялась. В современных мусульманских странах последователями шафиитского мазхаба остаются большинство арабов, мусульмане из стран Юго-Восточной Азии и подавляющее большинство курдов, а также народы Дагестана и Чечни.
Ханбалитский мазхаб
Основателем четвертого ханбалитского мазхаба является имам Ахмад ибн Ханбаль, который отдавал основное предпочтение при вынесении правовых решений именно материалу хадисов, который считал токованием Корана или тафсиром. Отбирая хадисы, он решающую роль отводил цепочке передатчиков или инсаду, которая восходит непосредственно к самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Если же два хадиса друг другу противоречат, то он сверял их с сахих, прочими достоверными хадисами.
В источники, на которых основывался ханбалитский мазхаб, включались нассы, то есть Коран и Сунна, которые рассматривались как единое Откровение при вынесении правовых решений, фетвы сподвижников Посланника Аллаха ﷺ и их мнение, иджма, то есть единое мнение, которого придерживались различные поколения правоведов, истисхаб, когда действие любой фетвы считалось временным до момента, когда будут предъявлены новые доказательства.
Ханбалитский мазхаб в исламе включает в себя несколько направлений, которые опираются на разные мнения табиинов и сахабов, на разночтения и сомнения в фетвах имама ибн Ханбаля, а также на различия, которые существуют в передаче сделанных им выводов. Закрытия «врат иджтихада» ханбалисткий мазхаб не признавал никогда, и выступал за то, чтобы исследования по любым вопросам религиозно-правового характера в исламе продолжались. Ханбалисты также выступают за необходимость муджтахида, который должен быть наделен полномочиями выносить независимые суждения по любому вопросу.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что такое мазхаб? Какие различия между 4-мя мазхабами? И если все являются суннитами,
Слово «мазхаб» в переводе с арабского языка означает «путь», «направление». В терминологии правоведов мазхаб означает учение и направление ученого–правоведа (факиха), достигшего степени ижтихада (выведение правовых норм непосредственно из основ Шариата: из Корана и Сунны).
Ученый, достигший этого уровня, называется мужтахидом, имамом, а его правовая школа — мазхабом. Однако, мазхаб не является трудом одного ученого–основателя мазхаба, так как ученые–последователи имама, тоже вносят свой вклад в развитие мазхаба, придерживаясь основных принципов и основ имама.
Мазхаб — это не умозаключение имама, не выводы, к которым он пришел путем мышления, а его понимание священных текстов и их интерпретация. Поэтому, когда мы говорим, что придерживаемся мазхаба какого–то имама, например, Шафии или Абу Ханифы, мы не имеем ввиду, что придерживаемся его личного умозаключения, оставляя в стороне Коран и сунну, а придерживаемся его понимания священных текстов, которые привел имам в своей книге, что было передано от него или выведено учеными–последователями, опираясь на основы имама и его принципы, а также путем сравнения («кияс»). Примером могут послужить известные слова имама Шафии: «Если хадис будет достоверным, то это мой мазхаб».
Во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) все вопросы решались пророком, он был и муфтием и судьей. После его смерти, во времена сподвижников, стали появляться мазхабы, такие как мазхаб Айши, АбдуЛлаха ибн Умара, АбдуЛлаха ибн Масуда и других. После, во времена табиинов, стали широко известны семеро факихов (правоведов) Медины (Саид бин Мусаяб, Урва бин Зубайр и др.), ученые Куфы (Ибрахим Нахаи, Алькама бин Масуд), Басры (Хасан аль–Басри). С начале 2 века и до конца 4–го по хиджри (золотая эпоха ижтихада), ученые уделяли большое внимание ижтихаду, а самыми известными мужтахидами, основоположниками мазхабов стали 13 из них: Суфян бин Уяйна в Мекке, Малик бин Анас в Медине, Хасан аль–Басри в Басре (Ирак), Абу Ханифа и Суфян бин Саври в Куфе (Ирак), Авзаи в Шаме (Сирия и близлежащие страны), Шафии и Лейс бин Саад в Египте, Исхак бин Рахуя в Нейсабуре, Абу Савр, Ахмад бин Ханбал, Дауд Захири, Ибн Джарир Табари в Багдаде. Однако, все эти мазхабы не получили широкого распространения, а остались текстами, изложенными в книгах. Из дошедших до нас суннитских мазхабов, самыми распространенными являются четыре: мазхаб имама Абу Ханифы, Малика, Шафии и Ахмада. Также есть различные шиитские мазхабы.
В исламе есть основы вероубеждения, такие как существование Аллаха, вера в пророков, в ангелов, в Судный День, есть столпы ислама, такие как намаз, выплата милостыни, хадж. В этих основах и столпах не существуют разногласий, у нас один Аллах, все мы совершаем одну молитву, обращаясь в сторону одной Киблы, постимся в один месяц.
Однако, во второстепенных вопросах возникают разногласия, к которым мы должны подходить с взаимоуважением и терпением, не забывая принципы братства, которому в исламе уделено огромное внимание, оставляя в стороне свое я. Особенно в наши дни мы часто видим мусульман, которые обсуждают второстепенные вопросы, возникшие еще тысячи лет назад, к которым ученые подходили с мудростью, пониманием и уважением мнения других. Имам Шафии говорил: «Мое мнение правильное, но не исключающее ошибку, а мнение другого ошибочное, но не исключающее правоту».
Не пора ли нам отложить в сторону эти спорные вопросы, не навязывая друг другу свои мнения, и задуматься о настоящем, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся каждый день, о положении нашей Уммы.
Есть некоторые причины, и обстоятельства, из–за которых ученые разошлись во мнениях при выведении решений из источников:
1. Разнообразие смыслов слов арабского языка. Причиной различия смыслов одного слова является скрытость или ясность слова, понимание слов буквально или в переносном смысле, общность слов, когда одно слово указывает на два противоположных смысла, изменение смысла в зависимости от грамматического разбора текста и др.
2. Разногласие в передаче хадисов, по причине того, что некоторые хадисы дошли до имама, а некоторые нет. Или разногласие в решении насчет достоверности хадиса, так как один и тот же хадис может дойти до одного имама по достоверной цепочке передатчиков, без разрыва, а до другого имама по слабой цепочке.
3. Разногласие в источниках. Ученые–правоведы единодушны во мнении, что первым источником является священный Коран, вторым — сунна, третьим — иджма (единство ученых в шариатской норме в определенную эпоху), четвертым — кияс (сравнение). Также есть и другие источники, выведенные из Корана и сунны, в использовании которых при вынесении решений, разошлись мнения ученых: как например истихсан, слова сподвижников, дела жителей Медины и др.
4. Различие правил и основ интерпретации текстов. У каждого мазхаба есть свои правила и основы, посредством которых ученые этого мазхаба выносят решение относительно различных положений.
5. Выведение решений посредством сравнения («кияс») — одно из самых обширных причин разногласий, так как у четырех ее основ есть дополнительные условия, в которых мнения ученых разделяются.
6. Противоречивость доказательств и выявление более предпочтительных при противоречии.
Это основные причины, из–за которых разделились мнения ученых. И эти разногласия являются милостью для мусульман, как говорят сами ученые, ведь человек попадает в различные ситуации, живет в разных странах с различными условиями и обычаями, и если был бы один мазхаб, то это поставило бы его в затруднительное положение.
Поэтому, существование разных мазхабов, правовых школ является богатством исламского наследия и доказывает способность ислама отвечать потребностям человека. И если мы будем подходить к вопросам мазхабов, руководствуясь правилом — «нет порицания в спорных вопросах», как это делали сподвижники, мы научимся уважать мнения других и работать во благо религии.
аспирант ун–та Азхар
Следование какому-либо из четырех мазхабов не является
ни желательным, ни, тем более, обязательным
Основа Ислама – это действие в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)
Будет ли спрошен человек после смерти в могиле о мазхабе или тарикате?
Я спрашиваю тебя, о разумный и беспристрастный мусульманин! Разве будет человек спро-шен в могиле после своей смерти или же в День Суда о том, придерживался ли он какого-то мазхаба? Или состоял ли он в каком-нибудь тарикате? Клянусь Аллахом, тебя об этом не станут спрашивать! А более того, еще придется и отвечать, по какому праву и почему ты жил по такому-то мазхабу или состоял в таком-то тарикате! Все это, несомненно, есть не что иное, как «превращение монахов и первосвященников в господ помимо Аллаха», ибо всякие обособившиеся мазхабы и ставшие популярными тарикаты – не что иное, как смута и новшество в религии. А любая ересь, любое новшество – это заблуждение!
О человек, тебя спросят о вере в Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), ибо это и приказал Всевышний! Спросят о делах, соответствующих этой вере. А избирание себе какого-то мазхаба или тариката – это вовсе не из дел, соответствующих вере. Тебя спросят, почему ты не удосужился приобрести знания, хотя тебя окружали ученые, сведущие в Коране и Сунне. Если ты в чем-то не мог разобраться, то надо было обратиться к Книге и Сунне. Таково требование Ислама, с которым пришел к нам господин наш Мухаммад, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
О мусульманин! Вернись в свою религию, что означает: поклоняйся Аллаху так, как на то имеются указания в Коране и Сунне, в соответствии с тем, на что было единогласное решение праведных предшественников (саляф), а затем и имамов. В этом твое спасение и счастье!
Так будь же мусульманином, единобожником, не поклоняйся никому, кроме Аллаха, не проси ни у кого, кроме Аллаха, не бойся никого, кроме Аллаха! Стань братом для каждого мусульманина, желай для них того же, что желаешь самому себе! Достаточно нам того, что передал имам ат-Тирмизи в своем сборнике хадисов «ас-Сунан» со слов аль-‘Ирбада ибн Сария, да будет доволен им Аллах. Тот рассказывал, что однажды после утренней молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился с такой проповедью, от которой на глазах наших выступили слезы и встрепенулись сердца. Один человек сказал: «Это проповедь прощающегося человека! Что же ты нам прикажешь, о посланник Аллаха?» На что он сказал: «Я завещаю вам придерживаться богобоязненности, а также послушания и подчинения, даже если вами будет править раб-эфиоп. Тот из вас, кто проживет долгую жизнь, увидит множество разногласий. Так что остерегайтесь новшеств, ибо они – заблуждение! А тот из вас, кто доживет до тех времен, пусть держится за мою Сунну и сунну праведных халифов, схватитесь за нее коренными зубами!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, 44, ад-Дарими 1/44.
Так значит, если дело обстоит подобным образом, то нужно изо всех сил остерегаться такълида, поскольку нет сомнения в том, что всякий, кто пытается следовать только одному мазхабу в каждом отдельном вопросе, отказывается действовать в соответствии со многими достоверными хадисами и ослушивается их предписаний, а это – не что иное, как заблуждение. Именно поэтому многие исследователи ханафитского и других мазхабов заявляли, что вовсе необязательно придерживаться одного определенного мазхаба! Так утверждается в книге «ат-Тахрир» автора аль-Камаля ибн аль-Хумама и в самом начале книги «Радд ‘аль-мухтар» автора Ибн ‘Абидина (ум. 1203 г.х.). Утверждение о необходимости придерживаться только определенного мазхаба является необоснованным.
Вывод ад-Дахляуи о том, что мазхаб – это нововведение (бид’а)
Всякий, кто фанатично привержен кому-либо, кроме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), считается заблудшим невеждой
В действительности, пророк (мир ему и благословение Аллаха)
не обязал людей следовать мазхабу одного имама
Можно ли ханафиту молиться за шафиитом, а шафииту – за ханафитом?
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Скажите, пожалуйста, если ханафит (муктади) следует за шафиитом (имамом), и у имама-шафиита пошла кровь, то действителен ли намаз у ханафита? И такой же пример: если шафиит следует за имамом-ханафитом, но у имама-ханафита было прикосновение к половому органу, портится ли намаз шафиита? Берется в расчет мазхаб муктади или имама? (Новосибирск, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Ханафиту разрешается молиться за шафиитским имамом или имамом любого иного признанного мазхаба. Намаз ханафита будет действителен.
Единственный случай, когда намаз ханафита не будет действительным при совершении его за шафиитским имамом, – это когда он точно узнает, что имам совершал намаз в состоянии, которое делает его омовение недействительным по ханафитскому мазхабу. Например, имам совершает намаз при наличии у него кровотечения. Или же у него оно было до этого, и свежего омовения после этого он не совершал. Тогда намаз ханафита, молящегося за таким имамом, действителен не будет, поскольку омовение имама недействительно по его (муктади) мазхабу. (Мухит бурхани. – Том 1, стр. 406)
وأما الصلاة خلف شافعي المذهب: ذكر شيخ الإسلام رحمه الله: أن من كان منهم يميل عن القبلة، أو يعلم يقينا أنه احتجم ولم يتوضأ، أو خرج منه شيء من غير السبيلين ولم يتوضأ، أو أصاب ثوبه مني أكثر من قدر الدرهم ولم يغسله لا يجوز، وإن كان لا يميل عن القبلة، ولم يتيقن بالأشياء التي ذكرنا يجوز
Аналогичным образом, намаз шафиита, молящегося за ханафитским имамом, не будет действителен, если он точно узнает, что имам совершал намаз в состоянии, которое делает его омовение недействительным по шафиитскому мазхабу. Поэтому, если ханафитский имам возглавлял намаз в таком состоянии (например, до намаза он дотронулся до полового органа и не совершил после этого омовение), а шафиит молился за ним, намаз шафиита в этом случае действительным не будет. (Маджму. – Том 4, стр. 289)
(والرابع) وهو الاصح وبه قال أبو اسحق المروزى والشيخ أبو حامد الاسفراينى والبندنيجى والقاضي أبى الطيب والاكثرون ان تحققنا تركه لشئ نعتبره لم يصح الاقتداء وإن تحققنا الإتيان بجميعه أو شككنا صح وهذا يغلب اعتقاد المأموم هذا حاصل الخلاف فيتفرع عليه لو مس حنفي امرأة أو ترك طمأنينة أو غيرها صح اقتداء الشافعي به عند القفال وخالفه الجمهور وهو الصحيح
То есть, по сути, в отношении действительности намаза муктади принимается в расчет его собственный (муктади) мазхаб. (Радд мухтар. – Том 1, стр. 563)
وهذا بناء على أن العبرة لرأي المقتدي وهو الأصح
Следует отметить, что в обоих мазхабах (ханафитском и шафиитском) намаз муктади будет недействительным только в том случае, если он точно уверен, что имам совершает намаз в состоянии, при котором его намаз недействителен по его (муктади) мазхабу. Если же он точно не знает о состоянии имама, намаз муктади будет действителен.
В большинстве случаев муктади неизвестно состояние имама. Поэтому, по практическим причинам и во избежание ненужной фитны и путаницы, в качестве базового правила следует принять то, что ханафиту можно молиться за шафиитом или имамом любого иного признанного мазхаба, а шафииту можно совершать намаз за ханафитом или имамом любого иного признанного мазхаба.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q415
Вопрос: Молитва последователя ханафитского мазхаба будет действительна даже при том, что имам-шафиит при молитве произносит вслух «Бисмилляхир-рахманир-рахим», и при том, что при утренней молитве имам-шафиит произносит дуа «Кунут»? (Казахстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
По шафиитскому мазхабу, громкое произнесение «Бисмиллях. » в намазах, читаемых громко, является сунной. Если имам-шафиит произнесет громко «Бисмиллях», намаз ханафита, совершающего намаз за ним, остается действительным. Это связано с тем, что произнесение «Бисмиллях. » перед сурой предписывается и в ханафитском мазхабе; просто у ханафитов сунной является тихое чтение этой фразы. Громкое произнесение не приводит к недействительности намаза. Тихое произнесение «Бисмиллях. » практиковалось многими сахабами и табиинами, в том числе праведными халифами: Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али (радиаллаху анхум). (См. Маусу’ах». – Том 16, стр.181)
ذهب الحنفية والحنابلة إلى أنه تسن قراءة البسملة سرا في الصلاة السرية والجهرية
قال الترمذي وعليه العمل عند أكثر أهل العلم من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم ومن بعدهم من التابعين ومنهم أبو بكر وعمر وعثمان وعلي
Аналогичным образом, если имам-шафиит произнесет кунут в фаджр-намазе, намаз ханафита, совершающего за ним намаз, останется действительным. По мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, ему нужно тихо стоять, пока имам произносит кунут. Тем не менее, даже если ханафит, совершающий намаз за имамом-шафиитом, последует за имамом в кунуте, его намаз все равно останется действительным. (Биная. – Том 2, стр. 500)
فإن قنت الإمام في صلاة الفجر يسكت من خلفه عند أبي حنيفة ومحمد ش: أطلق ذكر الإمام يتناول الشافعي والحنفي وغيرهما فمن قنت في صلاة الفجر م: (وقال أبو يوسف يتبعه) ش: أي: يتبع الإمام في قراءة القنوت م: (لأنه يتبع الإمام) ش: فلا يخالفه؛ لأن الأصل هو المتابعة
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Вопрос: Ва алейкум ассалам, устаз. Но, по мазхабу имама Шафии, произнесение «Бисмилля» является ведь ваджибом, и они считают, что это аят из суры «Фатиха». Я согласился бы совершать молитву за ними, если б их мазхаб считал, что произнесение «Бисмилля» – это сунна, пусть даже и вслух произносили. Но для них произнесение ведь не сунна, а значит получается, что для мазхаба Абу Ханифы это бидгат. Уважаемый муфтий, я задаю это все не по прихоти, а просто набираю на данном сайте знания. (Казахстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Согласно шафиитскому мазхабу, произносить «Бисмиллях. » вслух является ваджибом, так как это считается частью суры «Фатиха». (Нихаят матлаб. – Том 2, стр. 137)
قراءة الفاتحة محتومة على كلِّ مصلٍّ يحسن القراءة. ولا يقوم غيرُ الفاتحة من السور مقامَها، ويجب افتتاحها بقراءة بسم الله الرحمن الرحيم. فمذهبنا أن بسم الله الرحمن الرحيم آية من الفاتحة
Что касается того, является ли сунной читать ее громко или тихо, то, как мы упоминали в наших предыдущих фетвах, в соответствии с мазхабом Шафии, читать «Бисмиллях. » вслух в молитве, которая читается вслух, – это сунна. (Маджму. – Том 3, стр. 333)
قال الشافعي والأصحاب ويسن الجهر بالبسملة في الصلاة الجهرية في الفاتحة وفي السورة وهذا لا خلاف فيه عندنا
В соответствии с ханафитским мазхабом, сунной является читать «Бисмиллях. » тихо.
Я понимаю, что вы, вероятно, ссылаетесь на принцип, что практика становится нововведением, когда это необязательно по шариату, но рассматривается людьми как необходимое. Однако этот принцип здесь не подходит, так как чтение «Бисмиллях. » является сунной муаккада (строгой сунной) в соответствии с ханафитским мазхабом. Кроме того, исключает принцип бидгата так же то, что есть хадисы, которые указывают на необходимость читать «Бисмиллях. » в намазе в соответствии с шафиитскими учеными. Таким образом, невозможно назвать чтение «Бисмиллях. » в молитве, нововведением (бидгатом), даже если это рассматривается как ваджиб.
Небольшой совет: в отношении этих правовых случаев молитвы Вам не следует заходить так глубоко, поскольку существуют расхождения во мнениях, которые создают опасность для действительности намаза. Например, согласно некоторым факихам ханафитского и шафиитского мазхабов, истина заключается в том, что во внимание принимается мазхаб имама, а не мазхаб муктади. Хотя это и не является предпочтительным мнением согласно обоим мазхабам, факт заключается в том, что эта точка зрения, высказанная великими факихами, имеет силу. Следовательно, когда возникает необходимость сохранить единство общины и сберечь намаз конкретного человека, муфтий может выпустить фетву соответственно.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение от 25.08.2017 |
Вопрос: Джазакаллаху хайран за ответы, устаз. Иншааллах, то, что вы ответили, я возьму наизусть. Но мне не хочется молиться не только за шафиитами, но и за ханбалитами и маликитами, потому что от их учения идет атмосфера первенства (типа я араб, и я знаю, значит, больше), а не как у фетв Абу Ханифы, который прежде чем выдвинуть, каждый хадис взвешивал. И я очень надеюсь, что когда придут времена Махди и Исы, то они прочтут молитву по мазхабу Абу Ханифы. И очень прошу Аллаха, чтоб в день Суда Он, Аллах, дал мне возможность поцеловать руку нашему имаму Абу Ханифе. (Самарканд, Узбекистан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Написанное нами о молитве за имамом-шафиитом применимо также и к молитве за имамом-маликитом и имамом-ханбалитом. Поэтому не стоит сомневаться в своем намазе. Считайте его действительным в соответствии с тем, что было указано в предыдущем ответе.
Следует отметить, что все четыре мазхаба основаны на Коране, Сунне и действиях сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Имамы каждого из мазхабов, то есть имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад ибн Ханбаль, а также их ученики (милость им Аллаха), предприняли огромные старания в отношении определения верных и лучших действий, основанных на понимании Корана и Сунны, на что у них имелись соответствующие полномочия и квалификация. В некоторых случаях они приходили к единому мнению, в некоторых – их мнения различались. Но все это было основано на доступных им доводах из Корана и Сунны. Поэтому чувства превосходства одного над другим быть не должно.
Что касается Махди и господина Исы (мир ему), они последуют Сунне и учению пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), претворяя их в жизнь.
В отношении того, будут ли они следовать практике пророка (мир ему и благословение Аллаха), которая будет также соответствовать ханафитскому мазхабу или же иному мазхабу, это неизвестно и не является решающим фактором верности одного мазхаба и неверности другого.
Их поступки можно сравнить с поступками сподвижников, которые имели различия в некоторых своих действиях, но это было основано на том, что они наблюдали от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, в намазе некоторые сподвижники поднимали руки после поясного поклона, а некоторые – нет. Нельзя говорить, что один сподвижник был прав, а другой – нет, ведь они видели действия пророка (мир ему и благословение Аллаха) в двух различных вариантах.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)