Разница между маржинальностью и рентабельностью в чем
Что такое маржинальность простыми словами: в чём измеряется
Итак, маржинальность или же маржа, говоря простыми словами – это показатель разницы между себестоимости товара и его рыночной цены. Себестоимость – это основные затраты на производство данной продукции: оплата труда, различных коммуникаций (электричество, расходные материалы), плата за аренду помещения для самого производства и прочие обязательные платежи, в том числе налоговые отчисления.
Нельзя сказать, что разница между этими двумя показателями будет постоянно одинаковая. Маржинальность зависит не только от роста или снижения инфляции или утверждения новых законодательств о продаже и сбыте товаров и услуг, но и от самой фирмы. Каждая компания, сугубо индивидуально делает, так сказать, наценку на свой товар. По результатам наценки, и, соответственно конечной цены на товар и рождается конкуренция, что влечёт за собой различные маркетинговые и рекламные ходы со стороны каждой компании.
Маржинальность и рентабельность: чем отличаются
Часто люди не понимают, чем отличаются маржинальность и рентабельностью. Но путать эти понятия никак нельзя, так как различие есть, и причём весомое. Дело в том, что при расчёте рентабельности требуется такой показатель, как издержки производства.
Издержками называют затраты на производство продукции. А маржинальность – это сама наценка на товар. А показатель рентабельности – процентная доля прибыли от продажи данного товара.
Что такое маржинальность валовой прибыли
Маржинальность валовой прибыли, или, как привыкли говорить экономисты, валовая маржа – это показатель разницы между прибылью от продажи продукции и переменными затратами компании – это те затраты, зависящие от объёма производства. Конечно, счетчик Яндекс Метрики не вычислит этот показатель для Вашего предприятия. Но, по крайней мере, с помощью этого сервиса можно сделать очень эффективный анализ работы производства в целом.
Самый простой способ вычисления валовой прибыли – рассчитывать её с одного рубля выручки. Таким образом, если коэффициент валовой маржи будет, к примеру, 10%, значит, с одного рубля выручки компания получит 10 копеек прибыли. И далее это всё умножается на реальную сумму от выручки.
Но не стоит так сильно полагаться на данный показатель. Конечно, расчёт валовой маржинальности очень важен для предприятия и даёт оценку многих, немаловажным показателям работы, но оценить общее финансовое положение с помощью него, с точностью нельзя.
В чем измеряется маржинальность
Как и многие показатели в экономике маржинальность, по итогам результатов расчёта будет иметь процентный вид. Поэтому, для расчёта маржинальности от заказа продвижения сайта в Яндексе, цена услуги будет сравниваться с себестоимостью, путём вычитания и всё это будет умножено на 100, чтобы перевести проценты.
Таким образом, если такая услуга стоит, к примеру 30 т.р. а себестоимость будет 7 т.р., исходя из отчислений специалистам, которые будут оказывать данную услугу, затрат на электроэнергию, так как логично, что делать они это будут на ПК и плату за аренду помещения, в котором находится агентство или сам специалист.
Маржинальность и прибыль: в чем разница
Чтобы понять, в чём разница между маржинальностью и прибылью, сначала нужно знать, что такое прибыль. Опытный таргетолог или специалист, имеющий дело с экономикой и финансовой стороной предприятия прекрасно знает, что прибыль – это не выручка, как многие привыкли думать.
Прибыль – это разница между общими доходами предприятия, в которую входит выручка от продажи готовой продукции, так же доходы от процентов по вкладам, акциям и т.д. или плата за размещение рекламы на сайте компании. Понятно, что это разница должна быть в положительной стороне, относительно компании.
А маржинальность, как мы уж говорили, это как раз и разница между этой самой прибылью и затратами на производство. Но здесь будет считаться уже прибыль конкретно от какого-либо процесса – это либо выручка с продаж или оказания услуги, либо какой-либо другой процедуры, которой занимается данное производство.
Думаю, теперь Вы, в общих чертах, ознакомились с таким, хоть и не новым, но очень важным и распространённым среди экономистов и финансистов понятием маржинальность, поняли, как её рассчитывать и самое важное – для чего нужно это делать.
Маржинальность бизнеса: показатель успешности и эффективности
И если многие владельцы бизнеса слышали о таком критерии как рентабельность, то о маржинальности знают не многие. Хотя именно этот показатель должен учитываться на производственных предприятиях, компаниях с большим номенклатурным ассортиментом.
Что такое маржинальность
Маржинальность (М) – это финансовый показатель, который показывает разницу между ценой реализации и себестоимостью готовой продукции. И здесь ключевым словом является именно «себестоимость» продукции, ведь на производственных и других предприятиях она формируется с учетом разных методов и расходов.
Показатель может быть рассчитан как:
М = Цена — Себестоимость
М = (Цена — Себестоимость) / Цену * 100 %
Исходя из представленных формул, понятно, что маржинальность может быть рассчитана как на весь объем готовой продукции, так и на единицу. Второй вариант подходит для тех компаний, которые одновременно выпускают несколько видов готовой продукции. В таком случае можно отследить, какая номенклатурная единица приносит минимальную и максимальную маржу. На основании такого анализа принимается соответствующее управленческое решение.
Пример. Компания изготавливает насосы. Себестоимость единицы готовой продукции (ГП) составляет 10 тыс. рублей. В течение месяца было продано 10 штук насосов. Цена за единицу составила 15 тыс. рублей.
Проведем расчет показателя в двух измерениях – абсолютном и относительном.
Расчет в абсолютном значении:
Расчет в относительном значении:
Конечно, полученный показатель в таком виде не дает ясного представления о том, хорошо это или плохо. Данный показатель анализировать нужно в динамике за несколько отчетных периодов. Тогда можно будет сделать вывод, снижается ли маржинальность бизнеса или нет.
Компания может выпускать пятьдесят видов изделий и на выходе видеть только итоговый показатель прибыли. Он может быть высоким или низким. Чтобы понять причины такого результата, важно рассчитать доходность каждого типа продукции. И принять решение о том, какой тип нужно выводить из ассортимента или повышать на него спрос. Благодаря такому анализу в динамике можно принять правильное управленческое решение.
Пример. Компания выпускает три вида готовой продукции: А, Б и В. По итогу месяца продано 5000 шт. товара А, 3000 шт. продукции Б, 1500 шт. В. Себестоимость А составляет 15 рублей, Б – 13, В – 78. При этом цена за товар А составляет 25 рублей, за товар Б – 38, за товар В – 150.
Необходимо определить самый «выгодный» товар компании.
Расчет проведем по процентному измерению на каждый тип изделия с учетом имеющегося на него спроса:
В результате проведенных расчетов компания должна принять решение о том, что из ассортимента более рационально вывести тип продукции А, поскольку он приносит самую низкую норму дохода. Но и здесь есть множество вопросов и факторов, которые предопределяют такое решение. К ним относят:
Постоянные и переменные расходы
Когда речь идет о маржинальности бизнеса, то параллельно говорим о себестоимости товара. Но тогда стоит вспомнить, что такое себестоимость. Это те затраты, которая компания непосредственно имеет при изготовлении готовой продукции. И не все издержки компании могут быть включены в такую себестоимость: аренда офиса для администрации, командировка маркетингового отдела и т. д. И именно поэтому есть подход, который предлагает рассчитывать маржинальность по такой формуле:
М на единицу ГП = Цена — Переменные расходы не единицу
М на весь объем = Выручка от реализации — Переменные расходы на весь объем
Поэтому стоит четко понимать разницу между переменными и постоянными расходами:
К переменным издержкам относят материальные затраты, затраты на оплату труда производственных сотрудников, амортизацию основных средств, применяемых на производстве, коммунальные расходы на производство и т. п. Компания четко может определить такие затраты и отнести их на каждую единицу готовой продукции.
Постоянные издержки – это те затраты, которые компания не может прямо пропорционально отнести на единицу готовой продукции. Например, заработная плата администрации, отчисления на социальные мероприятия, затраты на содержание административных зданий, сооружений, общепроизводственные расходы.
Учитывать именно переменные издержки при расчете рационально для материалоемких производств, когда на изготовление продукции расходуется много сырья и материалов. В ином случае сначала распределяется объем постоянных издержек на единицу готовой продукции, а потом уже проводится расчет маржинальности.
Отличается ли рентабельность и маржинальность
Часто показатели маржинальности и рентабельности отождествляют. Есть и теоретические научные взгляды, которые подтверждают такое тождество. Но это не совсем корректное утверждение.
Рентабельность бизнеса рассчитывается в процентном соотношении. Ее формула выглядит следующим образом:
Рентабельность = Прибыль / Затраты * 100 %
Это обобщенный вариант расчета, который наиболее часто используется на практике. Так вот из этой формулы уже видно, что рентабельность не равна маржинальности.
Какие отличия в расчетах этих показателей:
Конечно, есть такие показатели, как рентабельность реализации, рентабельность готовой продукции и т. д. И тогда такие показатели схожи с маржинальностью, но в целом их нужно различать.
Отличается ли прибыль и маржинальность
Вопрос относительно схожести прибыли и маржинальности достаточно сложный. Прибыль тоже бывает разной:
Прибыль от реализации, прибыль на единицу готовой продукции и маржинальность бизнеса – это почти тождественно равные показатели, но при условии, что при маржинальности учитываются постоянные издержки.
Всегда ли высокая маржинальность свидетельствует об успехе
Показатель говорит об эффективности самого производства и инвестиционного проекта. Поэтому так часто используется при расчете инвестиционной привлекательности. Но проблема в том, что высокая маржинальность не всегда прозрачно показывает эффективность ведения бизнеса.
Например, компания может применять высокотехнологичные методики оптимизации производства, расходовать минимальное количество сырья и материалов на производство продукции, но при этом иметь высокие издержки на содержание администрации, корпоративные мероприятия, раскрутку бренда. И тогда эффективно рассчитать маржинальность сложно и почти невозможно. Получится ситуация, когда себестоимость готового изделия для бизнеса выгодна и оптимизирована, но сам процесс управления влечет за собой высокую норму расходов. И это является неприемлемым в рамках конкурентной борьбы.
Заключение
Таким образом, маржинальность бизнеса позволяет определить эффективность вложения средств в производство конкретной номенклатурной единицы готовой продукции. Показатель можно рассчитать, как на один вид продукции, так и на весь ассортимент. Но стоит понимать, что маржинальность – это не единственный критерий успеха.
В дополнение есть такие показатели, как постоянные и переменные издержки, показывающие, сколько компания непосредственно тратит на производство, а сколько направляет на другие виды деятельности. И поэтому так важно учитывать все аспекты работы предприятия. Любой критерий важно рассматривать в динамике, поскольку временные тенденции позволят выявить положительные или отрицательные сдвиги.
Рентабельность и маржа: есть ли разница
Бизнес должен приносить прибыль. Для этих целей и открываются компании. Но есть множество индикаторов, которые позволяют оценить успешность коммерческой деятельности. И основные из них – это рентабельность и маржа. Не все понимают, в чем принципиальная разница. Кто-то считает, что это тождественно равные категории. Хотя по факту – это не так.
Что такое рентабельность
Рентабельность – это экономический показатель, который показывает эффективность работы предприятия. Выражается в процентах или коэффициенте. Определяет не только эффективную работу всего предприятия, но также и показывает насколько целесообразно и выгодно используются ресурсы компании: деньги, сырье и материалы, персонал, оборудование, капитал.
Расчет рентабельности производится через коэффициент. Его формула следующая:
Рентабельность = Прибыль / Ресурсы, затраченные для получения такой прибыли
С учетом этой формулы можно рассчитать рентабельность готовой продукции, рентабельность продаж, капитала и т. п. Зачастую коэффициент определяют не только для того, чтобы понять, как работает компания. Его используют для того, чтобы определить, по каким видам продукции отдача больше, а по каким меньше.
Пример: есть два вида продукции А и Б. На производство продукции А компания тратит 100 рублей на единицу, на производство Б – 150 рублей за единицу. В итоге вид А приносит прибыль в размере 20 рублей, вид Б – 35 рублей. Как определить, какой из этих видов продукции наиболее выгоден для предприятия? Рассчитать рентабельность и сравнить.
Вид А = 20/100 = 0,2 или 20 %;
Вид Б = 35/150 = 23 или 23 %.
Получается, что более эффективно производить второй вид продукции.
Виды рентабельности
Существует множество показателей рентабельности. Алгоритм расчета и интерпретации почти одинаковый. В числителе всегда указывается чистая прибыль компании. В знаменателе – значение того показателя, эффективность использования которого нужно оценить.
Какие виды рентабельности могут быть:
Также еще можно определить рентабельность производственных фондов, инвестиций. Принципиальной разницы в алгоритме нет.
Многих руководителей и собственников бизнеса волнует вопрос о нормативах. Какого значения рентабельности нужно достичь, чтобы ресурсы использовались эффективно?
Ответа на этот вопрос нет. Никаких нормативных документов, рекомендаций в этом вопросе не предусмотрено. Предприятие самостоятельно определяет, достаточно ли ему такого уровня или нет. Конечно, чем больше коэффициент, тем лучше.
Рационально отслеживать показатель в динамике. Ведь на старте бизнеса значения могут быть минимальны, в период активного развития – на подъеме. Если же в динамике наблюдается снижение, тогда следует предпринимать уже какие-либо действия. Быстрое падение рентабельности приводит к негативным последствиям.
Маржа: сущность и отличие от маржинальности
Рассматривать категорию маржи необходимо в тандеме с маржинальностью. Это два почти одинаковых индикатора. Принципиальное отличие – формулы, используемые для определения экономических критериев.
Конечно, человеку, который не сильно разбирается в научных категориях, понятие маржи и рентабельности, маржинальности и доходности, кажутся идентичными. На самом деле, в них есть принципиальные отличия.
Маржа выражается в абсолютном значении – деньгах. Маржинальность измеряют в процентах.
Под маржой понимают разницу между прибылью, полученной компанией, и себестоимостью произведенной продукции. Обратить внимание нужно на категорию «себестоимости». Она включает не все расходы, в их числе общепроизводственные, административные, расходы на сбыт. Расчет учитывает только производственную себестоимость, то есть затраты производства.
Поскольку маржинальность – это относительный показатель. Для его определения используют формулу:
Маржа / Доход, полученный от продажи
Посредством двух критериев оценивают, насколько прибылен бизнес с точки зрения производственного аспекта. Ведь фирма может быть не так эффективна за счет каких-то корпоративных и других видов затрат. При расчете же маржинальности и маржи возможно оценить эффективность производственной деятельности.
Важно понимать: единичный мониторинг показателя ни о чем не свидетельствует. Необходим анализ в динамике – за несколько отчетных периодов. Если наблюдается положительная динамика, то компания развивается, прибыль растет, производство работает эффективно. Если в динамике наблюдается снижение показателя, то необходимо предпринимать какие-то действия для модернизации производства.
Справка: при расчете маржи учитывается себестоимость, которая складывается только из переменных расходов. Постоянные расходы в расчет не учитываются.
Многих интересует вопрос: а достаточно ли рассчитать маржу и сделать корректные выводы или все-таки необходимо определить маржинальность. Есть даже те, кто вообще не рассчитывают эти критерии, руководствуясь значениями прибыли и рентабельности. Но это не совсем эффективное решение. Рентабельность и прибыль дают общую картинку, но не детализируют непосредственно производственную сферу.
Маржинальность – важный показатель работы, особенно производственного предприятия. При оценке стоит учитывать следующие особенности:
Классификация маржи и маржинальности
Конечно, идеальная ситуация – когда показатели маржинальности и маржи растут в динамике. Но другой вопрос – какая же норма считается для предприятия отличной, а при каком значении необходимо менять подход в управлении.
Есть несколько категорий маржинальности в зависимости от ниши, в которой работает фирма:
Никаких ограничений по поводу того, какого уровня должна быть маржа на предприятии, нет. Законодательство этот вопрос не регулирует. С другой стороны, есть товары, на которые продавец не может устанавливать высокую наценку и, следовательно, тогда это сказывается на маржинальности и рентабельности.
В любом случае, маржинальность для эффективного предприятия должна быть больше нуля. Нулевое значение и меньше свидетельствует о том, что предприятие уже делает что-то не то. Плюс, выйти на доходную деятельность при нулевой или отрицательной марже точно не получится. И это вызовет повышенный интерес у налоговых органов.
Эксперты сходятся во мнении, что минимальный уровень маржи – это 20 %. Это тот минимум, который позволит выстоять в кризис. Но если бизнес хочет развиваться, то нужно выходить на 35–40 %.
Чтобы рассмотренный материал стал более понятен, проведем расчет на простых цифрах.
Пример: фирма производит товар категории «А». Себестоимость каждой штуки — 300 рублей. Цена реализации такой штуки продукции – 600 рублей. Всего продано за месяц 300 единиц готовой продукции. Определим маржу и маржинальность с учетом представленных ранее формул:
В чем разница между маржой и рентабельностью
Основная разница между маржой и рентабельностью в том, какие затраты учитываются при расчете. Так при расчете маржи учитываются только производственные расходы, непосредственно понесенные на изготовление товара или услуги. Никто не учитывает административные расходы, расходы на сбыт и прочие издержки. По факту, маржа показывает эффективность использования производственных ресурсов.
При расчете рентабельности учитываются все издержки предприятия, которые им были понесены для производства и реализации продукции. Сюда включаются расходы на обслуживание оборудования, аренду цеха, административных офисов, оплату прочих платежей.
Получается, что при марже используют только переменные расходы, а при рентабельности учитывают постоянные и переменные.
Отличия переменных и постоянных издержек:
Вопрос о том, какой показатель использовать, сложный. В идеале – нужно рассчитывать сразу два показателя. И тогда принимать соответствующее решение. Например, при высокой маржинальности, но низкой рентабельности претензий к производству быть не должно, но зато необходимо пересмотреть косвенные затраты (может где-то сократить административный штат, изменить стратегию развития и т. д.).
Если оба значения – низкие или наблюдается резкое их снижение, необходимо разрабатывать антикризисные меры, пересматривать политику работы.
Выводы
Маржа, маржинальность и рентабельность – важные экономические показатели, используемые для оценки эффективности бизнеса. Алгоритм расчета обоих критериев достаточно прост. Но минус в том, что нет золотых стандартов, какими должны быть эти значения. Необходимо учитывать не только полученный результат, но и его динамику, ситуацию, влияние множества факторов.
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания