Разносторонняя личность что это значит
Значение слова «разносторонний»
1. Разнообразный по содержанию или проявлению; многообразный. Всею головою Толстой уходит в самую разностороннюю деятельность, — занимается сельским хозяйством, работает в качестве мирового посредника. Вересаев, Художник жизни.
2. Имеющий разнообразные интересы, способности, знания. Разносторонний ум. □ В личности Чацкого, богатой и разносторонней, могла быть в комедии рельефно взята одна господствующая сторона. И. Гончаров, «Мильон терзаний.»
3. только полн. ф. Мат. С неодинаковыми сторонами. Разносторонний треугольник.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
разносторо́нний
1. охватывающий разные стороны жизни, действительности
2. имеющий разнообразные интересы, способности, знания; разнообразно, в разных направлениях развитой (о человеке)
3. матем. имеющий неодинаковые стороны
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переглядывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разносторонняя личность
Разносторонняя личность – человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей.
Как стать разносторонней личностью
Люди, окончив школу и высшее либо среднее учебное заведение, находят работу и создают семью. Хорошо, если занимаемая должность требует непрерывного развития и дальнейшего обучения. Однако зачастую человек выполняет одни и те же обязанности в течение многих лет. Со временем жизнь становится узконаправленной: профессиональная деятельность, семья и общение с друзьями. И если личность прекращает интересоваться новыми вещами и расширять кругозор, она рискует стать ограниченной и в какой-то степени скучной, застрять в рутинном бытие и жить по сценарию «день сурка».
Чтобы из заурядного человека превратиться в привлекательного и развитого, нужно приложить усилия и изучить информацию о том, как стать разносторонней личностью.
Следует заняться самоанализом и узнать сильные и слабые стороны характера, выявить способности и таланты, вспомнить детские мечты и желания
Это поможет сформировать круг интересов для дальнейшего развития. Стоит обратить внимание на близкое окружение: друзей, родственников, коллег. Взглянуть на них с объективной стороны – они разносторонние личности? Конечно, отрицательный ответ еще не повод прекращать общение, однако стоит попытаться найти людей, стремящихся узнавать и развиваться в самых непохожих жизненных сферах. Общение с неординарным человеком – это мотивация сдвинуться с места и приступить к действиям. Для начала можно ознакомиться с советами, как стать разносторонне развитой личностью:
Условия для разностороннего развития личности
В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:
Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.
Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть
Преимущества разносторонне развитой личности
Почему стоит стремиться как можно больше знать и уметь? Все просто – разностороннее развитие личности позволит до неузнаваемости изменить жизнь, сделать ее содержательной и яркой. А также поможет избавиться от серых однотонных будней, наполненных бытовыми заботами, отрицательными эмоциями и тяжестью на душе от осознания собственной нереализованности.
Конечно, многое зависит от той среды, которая окружала человека в процессе взросления. И гораздо больше шансов стать разносторонней личностью у тех, чьи родители или другие родственники являлись таковыми. Как правило, в развитых семьям детям с самого раннего возраста прививают различные знания и умения, чтобы уже в юности они стали успешными, уверенными в себе, интересными и образованными.
Сложнее тем, кто жил в окружении людей, ни к чему не проявлявших интерес, которые плыли по течению и не видели смысла что-либо менять. Дети из подобных семей обычно вырастают такими же, только во взрослом возрасте осознавая необходимость работы над собой и дальнейшего образования в разных областях. Поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о будущем и приложить максимум усилий для разностороннего развития личности детей. Не помешает одновременно самим стремиться к совершенствованию, ведь чада чаще всего становятся похожими на отца с матерью.
Стать разносторонней личностью никогда не поздно, лучше начать с детства!
Итак, что дают знания и умения в разных областях:
Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить привычное течение бытия, стать интереснее, лучше и образованнее. Ведь стремление к всестороннему совершенствованию гарантирует повышение уровня развития общества в целом.
Многосторонность
Стремитесь смотреть на всё с разных сторон.
В этом и состоит различие между людьми ищущими
знания и ограниченными, теми, которые нашли
удовлетворение от того, что постигли одну грань этого мира.
Многосторонняя личность благодаря своей многосторонности
достигает наивысших успехов в познании мира.
Многосторонность как качество личности – способность быть разносторонним, всесторонне развитым, универсальным, разнообразным, обладающим различными способностями, разносторонними интересами и знаниями, постоянно стремящимся расширить свои познания, проявляющим себя в разных направлениях и областях жизни.
Один заурядный актёр обратился к Бернарду Шоу, чтобы тот отрекомендовал его режиссёру как зрелую, сложившуюся, целостную и многостороннюю личность. Шоу, встретив режиссёра, сообщил ему: – Этот молодой человек играет Гамлета, Ромео, Фердинанда, на пианино, на кларнете, в бильярд. На последнем играет лучше всего.
Интервью «многосторонней личности»: — Я очень многосторонняя личность. Я слабо разбираюсь в своей специальности, плохо пою, хреново танцую, топорно рисую, пишу банальные рассказы, умею невкусно готовить и умею пилить мужа. А ещё я немного умею вышивать и на гитаре играть.
Невежественная многосторонность плодит бездарностей. Суть разумной многосторонности раскрыл великий русский учёный К.А. Тимирязев: «Надо знать обо всём понемножку, но всё о немногом”. Человек, делающий вид на Мадрид, что он в силу своей многосторонности знает всё, на самом деле шарлатан, не имеющий никакого отношения к истинной многосторонности.
Людей, по-настоящему многосторонних, то есть знающих глубоко и не по-дилетантски много в нескольких областях знания и достигающих в них практических результатов, называют «полиматами». К наиболее известным отечественным полиматам можно отнести Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева, Ивана Сеченова, Александра Бородина. К «всеобщему знанию» стремился Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джованни Борелли. Иными словами, многосторонний, многогранный человек может ярко самовыражаться в своей специализации и, в то же время, быть интересен и в других областях человеческой жизни. Например, Шерлок Холмс, был гениальным сыщиком и при этом был неплохим музыкантом, обладал ещё множеством разнообразных навыков.
Сегодня наука становится всё более специализированной и одному человеку всё сложнее глубоко погрузиться в несколько разных направлений одновременно.
Просто многосторонний человек имеет разносторонние интересы и старается гармонично развиваться в физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном плане. Нет многосторонней личности, если она развивается однобоко. Например, заботится об удовлетворении своих физиологических потребностей и забывает об интеллектуальной и духовной жизни.
Иными словами, многостороння личность – это, прежде всего, олицетворённая целостность, зрелость и гармоничность. Истинная многосторонность исключает поверхностность, ограниченность интересов и верхоглядство. Она является «золотым ключиком» к безграничному познанию. Широкомасштабность и многогранность развития – отличительные признаки многосторонности человека.
Многосторонние люди привыкли вести за собой других.
Психолог Елена Орехова утверждает, что многосторонние люди приятны в общении. Потому что такие люди часто могут, вот он слесарь шестого разряда, но он может поддерживать разговор, допустим с доктором медицины или там с архитектором, или с писателем. То есть он многосторонняя личность. На любую тему он может говорить.
Вообще многосторонние люди очень активны, они не могут сидеть без дела вообще. Им надо или что-то читать, или что-то делать. И часто они не могут даже вот расслабиться, потому что все время у них работает или интеллект, или ум, или тело, и они не могут снять напряжение, которое у них вот от всей этой деятельности есть в голове и в теле.
Разностороннее воспитание как цель деятельности педагога
Разностороннее развитие личности
Гармоничное развитие личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Развитие таких образований означает появление их многообразия, иерархичности, повышение степени содержательности. Они начинают соответствовать различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделения личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.
Разностороннее развитие способностей означает, что человек успешен не только в одной, узко специальной деятельности. Ему могут быть доступны разные сферы деятельности. Для такого человека должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития.
Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может и должна им дать.
Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.
Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких людей, коллектива, общества – вплоть до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость. Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности.
Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).
Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней (Фридман, Кулагина, 1991).
Цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов, максимально развить те способности, которые создают доминирующую направленность его личности, придают смысл всей его жизнедеятельности.
Гармоничность личности достигается только тогда, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто неосознаваемыми даже им самим желаниями. Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.
Для такой личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватности самооценки и уровня притязаний. Психокоррекционный и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высокоэмпатийных отношений; использование интенсивного социального одобрения (“поглаживания”) и т.п.
С возрастом у некоторых детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать “пороки в добродетели”, т.е. относятся к своим отрицательным особенностям, как к ценным. В этих случаях “рассогласованность” между сознанием и поведением остается: у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, появляются сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности. Другие дети продолжают сознательно принимать усвоенные ими нравственные ценности, которые, пребывая в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний разлад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям.
Люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью “на себя”. Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой; люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.
Доминирование той или иной мотивации может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. В итоге мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно раздираемой внутренними конфликтами. Такого рода конфликты протекают особенно интенсивно при наличии определенных условий, которые могут быть внешними и внутренними.
Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов, а также отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности или между возможностями и стремлениями ее. Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, они прежде всего обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией.
Еще одним условием психологического конфликта может являться субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили данный конфликт. Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складывается новое отношение к объективной ситуации, породившей конфликт, и новые мотивы деятельности.
Развитие и разрешение конфликта представляют собой острую форму развития личности. В психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности, изменяется сама структура личности. Более того, внутренний конфликт представляет собой необходимое условие развития самосознания личности.
Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может являться феномен “смыслового барьера”. Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, воздействуя на ребенка, не учитывает или не считается с наличием у него активно действующих в это время потребностей и стремлений. В результате у ребенка возникает конфликт между его непосредственным устремлением и желанием выполнить то, что требует от него взрослый. Часто ребенок не способен сознательно уступить определенному желанию взрослого, и тогда у него возникает особая защитная реакция: он как бы перестает слышать и понимать предъявляемое ему требование, хотя на самом деле он просто не воспринимает смысла адресованных ему слов. Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к конкретному человеку независимо от того, какие требования он предъявляет, и по отношению к конкретному требованию независимо от того, кто предъявляет его.
Смысловой барьер по отношению к конкретному человеку формируется обычно в результате таких действий взрослого (учителя, родителя), которые вызывают конфликт с ребенком: когда взрослый не учитывает подлинные мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, которых у ребенка в действительности нет.
Такой барьер может возникнуть и в том случае, когда учитель объективно прав, а ученик не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения. Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сам ребенок понимает причину своего поступка. При этом важно соблюдать доброжелательность по отношению к ребенку, необходим дружеский разговор двух людей, заинтересованных в том, чтобы совместно найти причины конфликта и попытаться устранить их.
Во избежание образования смыслового барьера не следует без конца повторять одни и те же требования, упреки, на которые ребенок не реагирует. Требование будет воспринято и возымеет действие в том случае, если оно будет соответствовать внутренней позиции ученика.
Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.
В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности.
Эта идея появилась в эпоху Возрождения и особенно ярко прозвучала в трудах педагогов-гуманистов. Так, английский социалист-утопист Томас Мор выдвинул идею раннего воспитания для всех детей. Он впервые раскрыл значение трудового воспитания во всестороннем развитии личности и высказал мысль о том, что труд должен быть обязанностью всех.
Вслед за Томасом Мором идею всестороннего развития личности развили Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Симон, Т. Кампанелла. Они обосновали идею формирования всесторонне развитой личности на основе соединения обучения с трудом.
С подобными идеями о всестороннем воспитании личности выступили отечественные революционные демократы – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они провозгласили идеал нового человека – высокоидейный, истинный патриот Родины и всесторонне гармонически развитый человек.
Однако, несмотря на большой интерес к вопросам всестороннего развития личности на разных этапах становления общества, эта идея осталась лишь гуманным призывом, мечтой о подготовке совершенной личности
Во многих международных документах, законодательных актах целого ряда государств провозглашалась цель воспитания – формирование всесторонне гармонически развитой личности
. Это
цель благородная, прекрасная
. Она является тем
идеалом, к которому должно стремиться любое государство
.
Но для реализации такой цели воспитания необходимы определенные объективные условия – правовые, социальные, экономические.
Именно поэтому в реальной действительности очень сложно реализовать
идеальную цель воспитания
– формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Но она нужна. Она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.
В ней заложено сильное гуманное начало — вера в возможности человека.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Все, кто связан с системой образования, с организацией жизни и деятельности детей, должны стремиться к этой цели, создавая условия для проявления и развития всех природных задатков ребенка, для его полноценного, содержательного обучения и воспитания.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, которые коснулись и системы образования, целью учебно-воспитательного процесса
является
всестороннее развитие ребенка,
что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 Конвенции записано,
что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.
Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.
Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Разносторонность Разносторонний
Живой интерес — вот великая движущая сила, единственная,
которая ведет в правильном направлении и далеко.
Чем разносторонней человек, тем труднее удаче определить, с какой стороны к нему подступиться
Разносторонность как качество личности – способность к многообразию интересов в гармонии с реализацией своего жизненного предназначения.
Предупредительный выстрел в воздух от майора Петренко добавил интереса к жизни местному парашютисту… Мы, иногда, нуждаемся в таком предупредительном выстреле, чтобы вновь зажечь огонь души и с неподдельным интересом наблюдать за театром жизни. Человек без интереса – живой труп. Без основной фундаментальной эмоции, какой и предстает интерес, человек быстро теряет жизненные силы и гибнет. Кто «сгорел, того не подожжешь». Если еще не все потеряно, нужно срочно искать Его Величество Интерес. Некоторые ночные бабочки чуют соплеменниц своими усиками — антеннами более чем за десять километров. Какой прекрасный образец для подражания людям, потерявшим интерес к жизни. Чтобы не идти туда не знаю куда, надо осознать, что мы ищем, что такое интерес.
Интерес – это жизнь души. Интерес – это позитивное эмоциональное состояние, повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус. Интерес – противоположен безразличию. Это два разных полюса или дуальная пара. Потребительную стоимость объекта, вызвавшего интерес, определяет подсознание, исходя из своих установок и убеждений. Например, мы пришли ради любопытства на птичий рынок и с восторгом взираем на братьев наших меньших. «Купи этого прекрасного щенка. Так хочется его погладить», — говорит чувствительный ум, находя в душе положительный отклик. Разум мгновенно обрабатывает всю информацию относительно собак и выдает свое резюме уму: «А кто будет с ним гулять по утрам и вечерам? Кто будет его кормить, вычесывать, делать прививки и лечить?» Разуму не нравится идея стать собачником. Ярких и светлых ассоциаций, сопутствующих интересу, она не вызвала, и разум высказывает свои соображения уму. Соответственно, не получается единства души и разума. Интерес – это когда душа «загорается», а разуму не хочется тушить пожар. Душа смиряется, и мы следуем дальше.
По жизни мы то и дело на что-то или кого-то «загораемся». Иногда наш интерес со временем только усиливается, а иногда угасает, как свечка. Потенциал интереса сходит на нет вместе с потребительной стоимостью объекта интереса. Например, мы увлеклись отгадыванием кроссвордов. Все лето увлеченно шерстили словари в поисках ответов на их вопросы. И вдруг тяга к кроссвордам пропала. Притягательность угадывания исчезла. Иными словами, интерес к кроссвордам умер, но не умер интерес вообще. Король умер, да здравствует король! Обратите на это внимание. В нас живет какой-то большущий, исполинский интерес, который подобно нити Ариадны ведет нас по жизни. Мы живы, пока жив этот пожизненный интерес. У него множество проявлений во всех сферах нашей жизни (дело, дети, дружба, любовь, хобби), но именно пожизненный интерес определяет лимит нашего земного существования. Если мы теряем интерес к жизни, жизнь теряет интерес к нам.
«Здоровье» пожизненного интереса зависит от характера и жизненных установок человека, широты его интересов. Разносторонний человек с психологической установкой «век живи – век учись», интерес которого к проявлениям жизни никогда не угасает, имеет существенный потенциал пожизненного интереса. Отсутствие пытливого ума, пессимизм, лень и равнодушие, бесцельность существования – это только несколько причин, негативно воздействующих на пожизненный интерес. Всем известны случаи, пока человек работал – все было в порядке, а как вышел на пенсию – спустя несколько месяцев умер. Когда он трудился, у него были определенные интересы: сохранять для себя и окружающих свою важность и значимость, хорошо выглядеть, успешно справляться с работой, контактировать с коллегами и т. д. С выходом на пенсию человек испытывает определенный стресс, связанный с изменениями в образе жизни и переменами в его статусе. Если у человека помимо работы было достаточно других интересов, он легко адаптируется к новым условиям жизни. Не беда, если человек был трудоголиком, и дело, которому он служил, было практически единственным его интересом в жизни. Целостную личность пожизненный интерес не оставит без опеки. Никто не в силах отобрать у нас пожизненный интерес, пока мы не прошли все уроки и не выполнили свое жизненное предназначение. Жизнь обязательно создаст обстоятельства, чтобы пробудить в нас какие-то формы пожизненного интереса.
Многие понимают самодостаточность как застывшее, константное состояние, когда человеку все безразлично, он ни от кого не зависим. Словом, представление, как о бронзовом человеке. На самом деле самодостаточным человеком постоянно движет пожизненный интерес. Этого требуют одновременно его душа и разум. Он не будет почивать на лаврах в состоянии полного комфорта. Любопытно, что крысы после некоторого пребывания в обстановке полного комфорта (безопасно, вдоволь пищи и есть сексуальные партнеры), нередко обнаруживают интерес исследовать соседнее, ничем особым не привлекательное и даже потенциально опасное (как все неизведанное) помещение. Они направляются туда, проявляя при этом все признаки страха, хотя никто их туда не гонит.
Как-то геологи встретили в покинутом селе старушку, которая живет там одна уже более десяти лет. Зимой она отапливает дом, собирая доски от уцелевших заборов. «Вам, наверное, страшно и скучно жить одной?», — поинтересовались геологи. «Что вы, сынки, такое говорите? У меня дел не счесть. Скучать некогда». Когда геологи надумали уезжать, старушка спросила: «А не страшно вам жить в городе?» Что можно сказать об этой старушке? Во-первых, она самодостаточный человек, во-вторых, уверенный человек, потому что в ней нет страха и избыточной важности, и, в-третьих, бабушка обладает большим потенциалом пожизненного интереса.
Интерес и цель. Интересы определяют наши сознательно поставленные цели. В жизни сложно провести четкую грань между интересом и целью. Интерес конкретизируется в цели. Например, возникла потребность достичь финансового благополучия. Для удовлетворения своей потребности осознанно или подсознательно возникает интерес к бизнесу, к получению высокооплачиваемой должности, игре на бирже и тысячи другим возможным способам резко обогатиться. Может, у кого-то возникнет интерес стать «романтиком с большой дороги» или игроком в казино? В любом случае под влиянием этого интереса возникнет необходимость в постановке так или иначе осознанной цели: например, получить образование.
Между интересом и целью существует причинно-следственная связь. Бесцельный или нецелеустремленный человек реализует свои потребности в желаниях. Желания заменяют интересы и цель. Бесцельный человек напоминает нищего на паперти жизни, который протягивает руку в надежде получить интерес к жизни. Целеустремленный человек по определению имеет широкий круг интересов, которые конкретизировались в одной или нескольких целях.