Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Результатом эволюционного процесса Дарвин считал приспособленность организмов к конкретным условиям среды, многообразие видов и сосуществование высших и низших форм.

2) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, фактором которого является наследственная изменчивость, лежит в основе эволюции сортов растений.

3) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, основанный на наследственной изменчивости и производимый человеком, является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

4) Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что искусственный отбор, фактором которого является деятельность человека, — следствие постоянной борьбы за существование.

5) Главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений по теории Дарвина является искусственный отбор, который основан на наследственной изменчивости и производится человеком.

Источник

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

(1)Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека. (2)В ходе искусственного отбора постепенно из поколения в поколение накапливаются в потомстве признаки, полезные для человека. (3) Дарвин делает вывод о том, что искусственный отбор является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Результатом эволюционного процесса Дарвин считал приспособленность организмов к конкретным условиям среды, многообразие видов и сосуществование высших и низших форм.

2) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, фактором которого является наследственная изменчивость, лежит в основе эволюции сортов растений.

3) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, основанный на наследственной изменчивости и производимый человеком, является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

4) Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что искусственный отбор, фактором которого является деятельность человека, — следствие постоянной борьбы за существование.

5) Главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений по теории Дарвина является искусственный отбор, который основан на наследственной изменчивости и производится человеком.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Искомые предложения не должны:

-искажать текст или содержать лишь часть информации (как 1, 4 и 2).

Искомые предложения должны:

-передавать одну и ту же информацию, но разными словами, различными типами предложений.

-передавать сжатый главный смысл всего текста.

Поэтому верны оставшиеся 5 и 3.

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Источник

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что

Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой

WARUXIXДата: Четверг, 23.04.2020, 12:43 | Сообщение # 1

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что


Задание и тест ЕГЭ на тему: Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека.

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что

Единый Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Если вы в этом году заканчиваете 11 класс и поступаете в ВУЗ, тогда пришла пора хорошенько приготовиться к ЕГЭ. На данной специальной странице для школьников 11 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ЕГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ЕГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ЕГЭ / ГИА. Все задания и тесты ЕГЭ были взяты с официального сайта ФИПИ.

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал чтоСкачать все варианты готовые сочинения и изложение ЕГЭ

Задание ЕГЭ по Русскому Языку. 11 класс.

Задание 1 № 4573 Добавить в вариант
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Результатом эволюционного процесса Дарвин считал приспособленность организмов к конкретным условиям среды, многообразие видов и сосуществование высших и низших форм.

2) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, фактором которого является наследственная изменчивость, лежит в основе эволюции сортов растений.

3) Согласно теории Дарвина искусственный отбор, основанный на наследственной изменчивости и производимый человеком, является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

4) Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что искусственный отбор, фактором которого является деятельность человека, — следствие постоянной борьбы за существование.

5) Главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений по теории Дарвина является искусственный отбор, который основан на наследственной изменчивости и производится человеком.

(1)Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека. (2)В ходе искусственного отбора постепенно из поколения в поколение накапливаются в потомстве признаки, полезные для человека. (3) Дарвин делает вывод о том, что искусственный отбор является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал чтоПосмотреть правильные ответы и пояснения на данные задания ЕГЭ

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Смотреть картинку Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Картинка про Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что. Фото Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал чтоСкачать готовое сочинение ЕГЭ на тему: Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека.

Источник

Разрабатывая теорию эволюции дарвин полагал что

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека. (2)В ходе искусственного отбора постепенно из поколения в поколение накапливаются в потомстве признаки, полезные для человека. (3) Дарвин делает вывод о том, что искусственный отбор является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, только слово «В итоге» может быть на месте пропуска в третьем предложении.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, наречия отсюда, поэтому, потому могут быть на месте пропуска в третьем предложении.

Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.

Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.

По значению сочинительные союзы делятся на три группы

Виды сочинительных союзовЗначениеПримеры
СоединительныеСоединительные союзы используются для выражения одновременно или по-следовательно происходящих событий, явлений действительности

и, да(=и), ни-ни, тоже, также
ПротивительныеПротивительные союзы выражают отношения противопоставления или разграниченияа, но, да (=но), зато, однако, же
РазделительныеРазделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличенияили, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

По значению подчинительные союзы бывают

Виды подчинительных союзовПримеры
Изъяснительныекак, чтобы, что, будто
ВременныеКогда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока
ПричинныеИбо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что
ЦелевыеЧтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
УсловныеЕсли, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
УступительныеХотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
СравнительныеКак, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно
СледствияТак что

ЧАСТИЦА

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

НАРЕЧИЕ

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);

— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);

— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).

По значению наречия делятся на группы (разряды)

РазрядыНа какие вопросы отвечаютПримеры
местагде? куда? откуда?впереди, направо, издали
временикогда?сегодня
причиныпочему?сослепу
целизачем?назло
образа действиякак? каким образом?медленно
меры и степенив какой мере? насколько?очень интересно

ПРЕДЛОГИ

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

По образованию предлоги могут быть разделены на

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;

4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.

Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.

Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.

Вводное слово или словосочетание выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри предложения. Вводное слово или словосочетание выделяется запятой с одной стороны, если находится в начале или конце предложения. К своему стыду, я не читаю серьезной литературы, предпочитая ей детективы и, между нами говоря, любовные романы.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.

4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится…

6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

При выполнении этого задания,у меня возникло стойкое желание выцарапать себе глаза и порезать 2-3 человека. Просьба переконструировать задания так,чтобы моя мужская(!) логика не страдала. С благодарностью,Амир.

Не можем переконструировать. К сожалению, разработчики ФИПИ решили, что второе задание должно быть именно в такой форме. Сами в негодовании.

Источник

Дарвин был неправ

В чем современная наука уточнила идеи из «Происхождения видов»

«Теория эволюции» и «теория Дарвина» звучат для нас как синонимы, но с момента выхода главной дарвиновской книги — «Происхождение видов» — прошло уже 160 лет. Неужели с тех пор эволюционная теория не изменилась и ученые не узнали ничего нового? Виктория Скобеева, научный сотрудник кафедры эволюционной теории биологического факультета МГУ имени Ломоносова, по просьбе N + 1 перечислила пять положений дарвиновской теории, которые наука скорректировала за прошедшие полтора столетия.

Начнем с того, что Дарвин не был единственным первооткрывателем эволюции и естественного отбора: подобные идеи высказывали многие его современники и предшественники.

Английский зоолог Эдвард Блит говорил о жесткой конкуренции в природной среде, ведущей к гибели менее приспособленных особей. Идея отбора была сформулирована в книге английского лесовода Патрика Мэттью «Строевой корабельных лес и древонасаждение». Маттиас Шлейден и Теодор Шванн создали клеточную теорию, доказывающую единство всех живых организмов. Открытия Карла Бэра показали, что зародыши позвоночных животных сходны между собой, а это также говорило о единстве всего живого.

На этом фоне кто-то рано или поздно должен был прийти к мысли о естественном происхождении адаптаций живых организмов к условиям окружающей среды. В XIX веке сразу трое ученых — сам Дарвин, Альфред Уоллес и Герберт Спенсер — независимо друг от друга разработали собственные эволюционные теории, но Дарвин, в отличие от предшественников, сумел объяснить, как именно действует вырабатывающий эти адаптации механизм. Он назвал этот механизм естественным отбором.

Общественное мнение встретило книгу «Происхождение видов» с восторгом. Описав действие естественного отбора и объяснив, как он работает, Дарвин ответил на давний вопрос о достижении органической целесообразности. Еще Фома Аквинский в XIII веке использовал целесообразность строения живых организмов как доказательство бытия Божьего. Теперь Дарвин дал этому явлению естественное объяснение.

Этот принцип, в силу которого каждая слабая вариация сохраняется, если она полезна, я назвал термином «Естественный отбор», для того чтобы указать этим на его отношение к отбору, производимому человеком. Но выражение, часто употребляемое м-ром Хербертом Спенсером — «Переживание наиболее приспособленного», более точно, а иногда и одинаково удобно. Мы видели, что посредством отбора человек достигает великих результатов и может приспособлять органические существа на пользу самому себе через кумуляцию незначительных, но полезных вариаций, доставляемых ему рукой Природы. Но естественный отбор, как мы увидим дальше, — сила, постоянно готовая действовать и столь же неизмеримо превосходящая слабые усилия человека, как произведения природы превосходят произведения Искусства.

Чарлз Дарвин, «Происхождение видов путем естественного отбора», рус. перевод К. Тимирязева

Тем не менее, не все положения этой замечательной книги прошли проверку временем. Ниже мы перечислим пять идей Дарвина, которые, при всей их плодотворности, современная наука считает устаревшими, и покажем, как именно они были развиты в рамках современной эволюционной теории.

Роль изоляции

Основное достижение Дарвина, сохранившее значение до настоящего времени, — это описание естественного отбора как механизма, обеспечивающего приспособленность организмов к окружающей среде и их морфологическое разнообразие. Но Дарвин полагал, что для возникновения различий между двумя родственными формами достаточно, чтобы формы с уклоняющимися признаками были лучше приспособлены, чем формы со средними значениями признаков. Со временем, полагал Дарвин, уклоняющиеся формы дадут начало новым видам.

Только те вариации, которые так или иначе полезны, сохраняются или подвергаются естественному отбору. Здесь обнаружит свое важное значение принцип полезности, выведенный из дивергенции признака, так как естественным отбором будут сохраняться и кумулироваться вариации наиболее различающиеся или наиболее дивергентные.

Современная эволюционная теория считает отбор необходимым, но не достаточным условием для появления новых видов. Чтобы уклоняющиеся формы дали начало новым видам, между ними должен прекратиться обмен генами, то есть так или иначе должны сложиться условия изоляции, препятствующей скрещиванию.

Изоляция может быть любой — уклоняющиеся формы могут размножаться в разных местах, в разное время, на различных кормовых растениях — годится любое ограничение на обмен генами между формами. Если такого ограничения нет, тогда формируется полиморфизм, или несколько различающихся морф внутри одного вида, как у африканской бабочки Papilio Dardanus (русское название «парусник Дардан» или «африканский махаон»).

Самки этих бабочек подражают окраске несъедобных видов, причем в каждой местности парусник Дардан имитирует одну из несъедобных бабочек, которые водятся именно в этой местности. Самцы парусника не подражают окраске других видов и скрещиваются с самками вне зависимости от их внешнего вида. В результате самки парусника очень разнообразны, но парусники остаются единым видом, просто со многими цветовыми вариациями.

Нейтральные признаки

В «Происхождении видов» Дарвин не придавал особого значения «не полезным и не вредным признакам».

Вариации бесполезные и безвредные не подвергаются действию естественного отбора; они сохраняются как колеблющийся элемент, как это наблюдается у некоторых полиморфных видов, либо же, в конце концов, закрепляются в зависимости от природы организма и свойств окружающих условий.

Важным дополнением к разработанной Дарвином теории стало понятие «нейтральные признаки», введенное Мотоо Кимурой. Кимура показал, что в популяциях существует большое количество изменчивости, поддерживаемой просто потому, что ее «не видит» естественный отбор. Например, особи с различными аллелями изоферментов не отличаются друг от друга по приспособленности.

Изучая скорость движения белков в электрическом поле методом электрофореза, ученые обнаружили, что в популяциях существует большое количество вариантов одного и того же фермента, отличающихся только подвижностью в геле, погруженном в раствор электролита.

Средняя гетерозиготность в популяциях по оценкам, полученным из этих экспериментов, достигает 12 процентов, и около трети ферментов имеют такие варианты. Чтобы такой полиморфизм в популяциях поддерживался благодаря действию естественного отбора, численность этих популяций должна превышать все разумные пределы.

Теория нейтральности не только позволила объяснить наличие большой изменчивости на уровне последовательностей ДНК и белков, но и дала исследователям инструмент, позволяющий по уменьшению в определенных районах генома количества нейтральных мутаций делать выводы о возможном действии отбора на эти районы.

Концепция вида

Дарвин не уделял большого внимания проблеме различения видов. Он сосредоточился на наличии переходных форм, разновидностей между видами.

Географические расы, или подвиды, представляют локальные формы, вполне определенные и изолированные; но так как они не различаются сильно заметными или важными признаками, то не существует другого критерия, кроме личного мнения, чтобы решить, какие из них признавать за виды и какие — за разновидности.

Синтетическая теория эволюции, объединившая знания генетиков и эволюционистов, позволила и создать непротиворечивую концепцию вида (мы называем ее биологической), и объяснить механизм образования новых видов путем формирования репродуктивной изоляции.

Биологическая концепция вида, созданная, в первую очередь, трудами Феодосия Добржанского, Джулиана Хаксли, Эрнста Майра, определяет вид как систему популяций, скрещивающихся между собой. Различия между видами возникают в результате прекращения обмена генами между популяциями, из которых состоят эти виды.

Наследственность и генетика

Полностью изменилась со времен Дарвина теория наследственности.

Гениальность Дарвина проявилась в том, что он объяснил видообразование действием естественного отбора, еще очень мало зная про механизмы наследственности. Разработанная Дарвином теория пангенезиса была очень уязвима для критики.

Ряд выводов Дарвина оказались верны, например такие: «При оплодотворении происходит объединение наследственных зачатков обоих родителей» и «все клетки организма содержат полный набор наследственных зачатков (вывод, сделанный на основе фактов регенерации растений из небольших фрагментов)».

Но были выводы и неверные, например: «Наследственные зачатки в соматических клетках изменяются под воздействием внешних условий» и «соматические клетки “делегируют” свои наследственные зачатки в половые клетки».

Синтетическая теория эволюции, оформившаяся в работе Добржанского “Genetics and the Origin of Species” (1937), позволила объяснить действие естественного отбора на организмы с позиций не только теории эволюции, но и генетики.

Современная теория естественного отбора, позволяющая нам находить те участки генома, на которые действовал естественный отбор, и использовать эти знания для создания новых сортов растений и пород животных, сохраняет дарвиновский подход к объяснению приспособленности организмов к окружающей среде, но использует те знания и концепции, которые были выработаны уже после Дарвина.

Единый механизм отбора

Другим важным дополнением к теории Дарвина стала эволюционная биология развития — «эво-дево» (evo-devo — от evolutionary development of biology), бурно развивающаяся в последние годы.

Дарвин рассматривал зародышевое развитие животных в самом общем виде.

Существенные изменения у зародыша или личинки повлекут, вероятно, за собой перемены в строении у взрослого животного.

Большое количество данных о генетической регуляции развития самых разных видов животных, полученное с тех пор, позволили исследователям приблизиться к пониманию соотношения между устойчивостью путей развития и возможностью их изменения, что дало возможность подойти к решению вечной проблемы теории эволюции — проблемы возникновения новых признаков.

Так, изучая генетическую регуляцию развития мухи-дрозофилы, ученые обнаружили, что гены личинки экспрессируются в определенном порядке от головы к хвосту, причем оказалось, что в хромосоме эти гены лежали в том же самом порядке.

Эти гены получили название HOX — от сокращенного homeobox, они кодируют транскрипционные факторы — белки, взаимодействующие с ДНК и регулирующие транскрипцию других генов. Транскрипционные факторы оказались очень схожими у далеких видов животных.

У дрозофилы эти гены были открыты благодаря их мутациям, приводящим к появлению на месте какой-либо структуры не бесформенной массы, а другой структуры. Например, мутации в гене antennapedia приводят к появлению на месте антенны ног и наоборот — антенн на месте ног, а мутации в гене ultrabithorax — к появлению у дрозофилы дополнительной пары крыльев.

Такие мутации называют гомеозисными, они есть и у человека, правда, не в таком количестве, как у дрозофилы. У человека можно иногда видеть на томограммах дополнительные шейные ребра, это тоже проявления нарушения идентичности позвонков, определяемой HOX-генами. Клинического значения это состояние обычно не имеет, за исключением случаев, когда такие ребра мешают кровообращению и вызывают головные боли.

У абсолютного большинства других организмов, от медузы до млекопитающих, HOX-гены тоже присутствуют и также участвуют в регуляции пространственного расположения частей тела. Мало того, их последовательность очень похожа у далеких друг от друга организмов, что дает нам возможность сравнивать, казалось бы, несравнимые планы строения и исследовать механизмы эволюционного возникновения очень сложных органов.

Например, процесс возникновения такой сложной структуры, как глаз, был детально изучен в ряду от одноклеточных динофлагеллят до позвоночных. Оказалось, что можно построить ряд непрерывного усложнения органа зрения, позволяющий понять последовательность его возникновения и постепенного усложнения. Ключевые гены-регуляторы, такие как Pax6, сохраняют свое функцию определения места, где будет развиваться глаз, в ряду от медузы до человека.

Неожиданным следствием развития эво-дево оказалось подтверждение правоты Дарвина, считавшего естественный отбор единым механизмом, обеспечивающим возникновение как небольших группировок — разновидностей и видов, так и больших — классов и даже типов.

В современной терминологии это называется единством механизмов микро- и макроэволюции. Такие крупные эволюционные изменения, как появление новых форм строения тела, не требуют для своего возникновения никаких специальных механизмов типа появления «перспективных монстров», описанных Рихардом Гольдшмитом.

Например, сделанный 540 миллионов лет назад организмами-предками выбор в пользу способа организации тела, подходящего для более эффективного питания, с тех пор влияет на жизнь всех их потомков.

За последние 160 лет теория эволюции Дарвина была существенно исправлена или дополнена. Но ее краеугольный камень — концепция естественного отбора — никуда не делся и по-прежнему служит фундаментом для всего здания современной биологии. И по-прежнему остаются верными слова Феодосия Добржанского: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *