Разработка проекта сзз с чего начать

Проект санитарно-защитной зоны предприятия – что это такое и зачем нужно проектирование СЗЗ?

Что такое проект СЗЗ?

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.

Зачем нужен проект СЗЗ?

Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Чем регламентируется разработка проекта СЗЗ?

Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое в некотором смысле «перекрыло» СанПиН.

Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.

Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Подытожим: на март 2019 года проектирование СЗЗ регламентирует постановление правительства № 222 и теми пунктами СанПиНа, которые ему не противоречат.

Что такое ориентировочная санзона?

В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.

Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.

Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.

Что такое дополнительная оценка рисков?

Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.

Что входит в проект СЗЗ?

Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.

Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.

По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.

Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.

Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Сколько длится согласование проекта СЗЗ?

После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.

Как часто нужно разрабатывать проект СЗЗ?

Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и других масштабных изменениях.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?

За отсутствие разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны у действующего предприятия КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф 20 000 рублей или приостановление производства на срок до 90 суток. К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юрлица размера денежного штрафа.

Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.

Источник

Проект санитарно-защитной зоны предприятия – что это такое и зачем нужно проектирование СЗЗ?

Что такое проект СЗЗ?

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.

Зачем нужен проект СЗЗ?

Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Чем регламентируется разработка проекта СЗЗ?

Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое в некотором смысле «перекрыло» СанПиН.

Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.

Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Подытожим: на март 2019 года проектирование СЗЗ регламентирует постановление правительства № 222 и теми пунктами СанПиНа, которые ему не противоречат.

Что такое ориентировочная санзона?

В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.

Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.

Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.

Что такое дополнительная оценка рисков?

Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.

Что входит в проект СЗЗ?

Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.

Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.

По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.

Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.

Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Сколько длится согласование проекта СЗЗ?

После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.

Как часто нужно разрабатывать проект СЗЗ?

Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и других масштабных изменениях.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?

За отсутствие разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны у действующего предприятия КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф 20 000 рублей или приостановление производства на срок до 90 суток. К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юрлица размера денежного штрафа.

Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.

Источник

Разработка проекта СЗЗ: от запроса до согласования в Роспотребнадзоре

И. Шарапова, инженер-эколог ООО «Экологические услуги» (г. Санкт-Петербург)

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Установление границ санитарно-защитной зоны объектов и промышленных производств можно разделить на два больших этапа: разработка проекта СЗЗ с согласованием расчетной СЗЗ и подтверждение границ с установлением окончательной СЗЗ.

Расчетная санитарно-защитная зона выполняется на основании подготовленного проекта с вычислениями рассеивания загрязнения воздуха и физического воздействия на воздух (вибрация, ЭМП, шум и другое). Окончательная – это установленная СЗЗ на основании полученных результатов от натурных измерений и наблюдений для полного подтверждения расчетных параметров.

Рассмотрим подробнее весь процесс получения установленной границы санитарно-защитной зоны для объекта.

Процесс получения установленной границы СЗЗ

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Подробное описание I этапа.:

Шаг №0. Предприятие узнаёт о необходимости установления санитарно-защитной зоны

Администрация компании на стадии стройки, реконструкции или эксплуатации любых объектов и производств узнаёт о том, что для правомерной и безопасной деятельности необходимо установить санитарно-защитную зону.

Длительность шага: заблаговременно, вовремя или поздно

Шаг №1. Поиск исполнителя работы/заключение договора/оплата работы

Компания начинает поиск исполнителя среди компаний, в деятельность которых входит разработка и согласование проектов СЗЗ.

На данном этапе происходит выбор исполнителя, заключение договора, оплата работы.

Длительность шага: по-разному. В зависимости от момента осознания проблемы (см. шаг 1). От недели до бесконечности.

Шаг №2. Передача исходных данных исполнителю для расчёта СЗЗ

На этом шаге компания-заказчик передаёт исходные данные инженеру-экологу исполнителя для разработки проекта расчётной СЗЗ.

Проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, источников шума, источников прочего физического воздействия (ЭМИ, вибрация и т.д.) специалистами организации-исполнителя.

Для компаний, которые уже эксплуатируют объект или производство и необходима разработка СЗЗ, необходимо предоставить инженеру-экологу краткую информацию о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов, реквизиты предприятия, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, генеральный план (М 1:500), ситуационный план (М 1:2000), письмо о координатах привязки рассматриваемого объекта и прочее.

Для компаний, которым нужна разработка СЗЗ на стадии проектирования, необходимо предоставить инженеру-экологу краткую информацию о производственной деятельности, структуре предприятия, реквизиты предприятия, карту-схему предприятия (1:500), ситуационную карту-схему расположения предприятия (1:2000), перечень технологического оборудования, проект вентиляции и кондиционирования и прочее.

Длительность шага: ≈ 7 рабочих дней, можно быстрее (зависит от оперативности заказчика)

Шаг №3. Разработка проекта санитарно-защитной зоны (расчётной) инженером-экологом

Расчеты шума производятся в соответствии с действующими нормативными документами, а также с использованием специализированных программ.

В плане мониторинга отражается информация о расположении контрольных точек (точек отбора проб и проведения инструментальных замеров), периодичности проведения контроля, перечне контролируемых показателей и проч. (см. пример таблицы ниже).

Длительность шага: от 1,5 до 2 месяцев.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Шаг №4. Согласование проекта в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»

Проект расчётной зоны передается в ФБУЗ для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН 2.1.6.2309-07, ГН 2.1.6.1338-03 РФ от 03.11.2005 N 26.

Результат шага – получение экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ».

Длительность шага: ≈30 рабочих дней

Шаг №5. Согласование проекта расчётной СЗЗ в Роспотребнадзоре

Компания «Экологические услуги» отправляет в Роспотребнадзор («Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу») проект расчётной санитарно-защитной зоны и экспертное заключение ФБУЗ «ЦГи Э».

Длительность шага: ≈30 рабочих дней

Шаг №6. Получение от Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения/передача заключения и проекта расчётной СЗЗ предприятию

На основании экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ» и проекта обоснования размера расчётной санитарно-защитной зоны Роспотребнадзор выдаёт санитарно-эпидемиологическое заключение компании «Экологические услуги».

В заключении говорится, что проект обоснования расчётной СЗЗ соответствует эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПин 1.6.1032-01, ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07, СН 2.2.4/2.1.8.526-96.

После получения заключения Роспотребнадзора инженер-эколог передаёт заключение, а также выполненный и согласованный проект расчётной зоны на предприятие заказчика.

Длительность шага: ≈ 1-2 дня

После того, как определены размеры санитарно-защитной зоны (проект обоснования расчётной СЗЗ) и подтверждены расчётным методом, необходимо доказать их достаточность путем натурных лабораторных замеров и в итоге получить письмо от Роспотребнадзора об установлении окончательной СЗЗ.

Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть фото Разработка проекта сзз с чего начать. Смотреть картинку Разработка проекта сзз с чего начать. Картинка про Разработка проекта сзз с чего начать. Фото Разработка проекта сзз с чего начать

Подробное описание II этапа.:

Шаг №1. Передача предприятием данных для мониторинга аккредитованной лаборатории

Все необходимые данные для натурных замеров можно взять из таблицы проекта расчётной СЗЗ «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия N», см. I этап установления СЗЗ.

В таблице указаны следующие данные: в скольких точках необходимо проводить замеры шума и выбросов; координаты выбранных точек; вид исследования; периодичность контроля исследований; направление ветра; исполнитель замеров (аккредитованная лаборатория).

Данные замеры необходимо проводить в течение года, чтобы учесть особенности работы предприятия в разное время года и собрать статистику «поведения» шума и воздуха на границе сан.зоны.

Предприятие выбирает аккредитованную лабораторию и заключает с ней договор на проведение исследований в точках, согласно плану мониторинга.

Длительность шага: ≈ 5 рабочих дней

Шаг №2. Проведение исследований аккредитованной лабораторией в течение года

Лаборатория исследует точки, согласно данным таблицы «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия N».

Каждое исследование лаборатория оформляет в виде протокола и предоставляет предприятию-заказчику. Заказчик собирает все протоколы в течение года.

Длительность шага: в течение одного года.

Шаг №3. Подготовка отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ

Спустя год после передачи данных таблицы мониторинга аккредитованной лаборатории и после получения всех протоколов замеров, предприятию необходимо подготовить отчёт о подтверждении достаточности размеров СЗЗ.

В отчете на основании проекта расчетной зоны и протоколов замеров доказывается, что размер санитарно-защитной зоны определен верно. То есть, на границе зоны предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и уровни шума не превышают установленные нормативы. Значит, за пределами СЗЗ деятельность предприятия не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.

Для подготовки отчёта предприятие, как правило, привлекает проектную организацию, которой была поручена разработка санитарно-защитной зоны (расчетной) и ее согласование.

Длительность шага: 5 рабочих дней

Шаг №4. Согласование отчёта в Роспотребнадзоре/ получение письма об установлении СЗЗ

После подготовки отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ, компания-исполнитель предоставляет его с приложением картографических материалов и протоколов замеров на согласование в Роспотребнадзор.

Спустя 30 рабочих дней Роспотребнадзор направляет ответное письмо на имя предприятия-заказчика об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны для предприятия N.

Длительность шага: ≈35 рабочих дней

Поздравляем, вы завершили процесс установления сан. зоны для своего предприятия!

Источник

Как разработать Проект СЗЗ самостоятельно, пошаговая инструкция

Разработка Проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) самому своими силами – долго и трудно, но все же возможно. От вас потребуется внимательность, терпение, наличие расчетных методик, MS Excel или аналог и УПРЗА (унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы), программы, позволяющей проводить акустические расчеты. Кроме того, необходимо читать и пользоваться нормативной и методической литературой, так как: объемы справочных данных огромны и нельзя написать инструкцию, которая полностью подойдет каждому конкретному предприятию.

Создавая инструкцию, мы подразумевали, что пользоваться ей будут, в основном, экологи предприятий, поэтому мы пропускаем вопросы по получению исходных данных, все это можно запросить, либо найти в документах.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 п. 2.2: Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:

Шаг 1. Проведение расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на границе ориентировочной СЗЗ

Для начала нужно понять разработан ли на предприятии Проект нормативов ПДВ или Проект Инвентаризации источников выброса ЗВ (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. Если таковой на предприятии имеется, это значительно упрощает работу, данные по химическому воздействию на атмосферный, анализ сложившейся ситуации и фоновые концентрации воздух можно смело брать оттуда.

Если же данной проектной документации не имеется, то необходимо будет проводить Инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) и проводить расчеты рассеивания ЗВ самостоятельно.

По возможности браться за разработку проектной документации по санитарно-защитной зоне после проведения работ по разработке Проекта инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздух, а лучше после разработки Проект нормативов ПДВ для предприятия.

Дополнительно проводится расчет рассеивания для определения осредненных за длительный период концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Шаг 2. Проведение акустических расчетов в атмосферный воздух на границе ориентировочной СЗЗ

Для проведения расчета шума нам потребуется собрать необходимые исходные данные:

Расчеты шума выполняются согласно актуализированному СНиП 23-03-2003, ГОСТ 31295.1-2005.

C чего начать работу? Для начала следует убедиться, что в наличии есть все необходимые сведения. Помимо данных перечисленных выше, нужно иметь данные о фоновом шуме, которые определяются проведением инструментального замера.

Подготовительная работа

Полученные в ходе инвентаризации источников шума данные необходимо внести в программу. Как правило, работы по проведению акустических расчетов в программе, начинаются с работы с картографическим материалом. Нужна карта-схема промышленной площадки в целочисленном масштабе, лучше всего уже оцифрованная и привязанная к нужной системе координат. Вы можете использовать для этого карты, созданные в AutoCAD, либо отчертить карту на основе растровой подложки непосредственно во встроенном графическом модуле. Вообще способов связки картографического материала с базой данных множество (но нужно учитывать, какие именно форматы поддерживает ваша программа), можно использовать наиболее удобный для вас.

На эту карту мы и наносим источники шума, элементы ограждающей конструкции, зоны затухания шума, границу СЗЗ и нормируемые территории.

Занесение источников шума. Основными источникам шума является технологическое и инженерное оборудование, транспортные потоки на улицах и дорогах, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, промышленные и энергетические предприятия и их отдельные установки, внутриквартальные источники шума (трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, хозяйственные дворы магазинов, спортивные и игровые площадки и др.). Различают три вида источников шума: точечный (н-р: станок), линейный (магистраль) и объемный (н-р: трансформаторная станция).

В программу заносится высота источника, дистанция замера/расчета ( 1,5 метра при использовании справочных данных ), акустические характеристики источников шума (в диапазоне среднегеометрических частот 63-8000 Гц) (в программах, как правило, можно выбрать из довольно обширного списка уже имеющихся в базе источников шума, или занести данные самостоятельно из технических паспортов оборудования), уровень звука La, тип шума (постоянный или непостоянный), угол распространения звуковой волны.

Для некоторых источников шума придется проводить дополнительные расчеты: транспортные потоки, вентиляционные каналы.

Не забудьте указать одновременность работы источников шума.

Занесение препятствий шуму. В качестве препятствий в программах, как правило, заносятся шумопоглощающие экраны, окружающая застройка и другие объекты местности, препятствующие прямому прохождению звуковой волны. При этом при расчете распространения шума, согласно ГОСТ, учитывается дифракция и отражение звуковых волн. В программу заносится координаты и высота препятствия, а также коэффициент звукопоглощения.

Занесение зон затухания шума (влияние листвы, земли и др.)

При распространении звука по ветру это затухание в основном определяется влиянием земли вблизи источника шума и приемника. Метод расчета затухания из-за влияния земли применим только в случае практически плоской поверхности земли вне зависимости от того, горизонтальная она или наклонная. Акустические характеристики поверхности земли в зонах учитывают коэффициентом отражения от поверхности земли G. Различают три категории поверхностей земли по звукоотражению:

В промышленных зонах затухание возникает вследствие рассеяния звука оборудованием (и другими объектами). Под оборудованием понимают различные трубы, клапаны, боксы, элементы конструкций и т.д. Как правило, зоны учитываются для случаев сплошной застройки, когда невозможно определить точные координаты производственных зданий, препятствующие прохождению звука. Следует отметить, что при этом расчет поглощения шума в них проводится приблизительно, в соответствии с ГОСТ. В случае редкой застройки рекомендуется пользоваться учетом «препятствий шума». В этом случае расчет будет произведен точно, с учетом эффектов дифракции и отражения звуковой волны.

Листва деревьев и кустарников влияет на затухание мало и только в случае, когда она плотная (не имеет просветов). Возможность занесения таких зон и конкретное задание характеристик озеленения рекомендуется согласовать с контролирующими органами, так как контролирующие органы придерживаются разных мнений о допустимости учета снижения шума зелёными насаждениями.

Занесение особых зон (промзона, СЗЗ и др.). В программных модульах предусмотрен некоторый набор «особых зон» и инструментов, позволяющих провести расчёт шума на их границе. К особым зонам относятся: охранные зоны, жилые зоны, санитарно-защитные зоны, промзоны (границы предприятия).

Расчет шума

На данном этапе на карту наносятся контрольные точки на границе ориентировочной СЗЗ и нормируемой территории, выбирается расчетная площадка. Расчетную площадку выбирайте так, чтоб было видно все расчетные точки. Шаг сетки инспекторы рекомендуют задавать 1/2 размера ориентировочной СЗЗ или расстояние до ближайшей жилой застройки.

Фоновый шум при проведении акустических расчетов учитывается всегда

Программа проводит расчет шума в расчетных точках и в каждой точке расчетных площадок. Для программы Эколог-Шум предусмотрены следующие расчетные параметры:

Результат обозначается графически: отдельно для каждой частоты и La, и в текстовом виде.

Расчеты производятся отдельно на дневное и ночное время суток, в зависимости от неодновременности работы источников шума. Если список источников шума постоянен, то достаточно проведение одного акустического расчета, но анализ проводиться относительно норм допустимого шумового воздействия для дневного и ночного времени суток.

Есть территории с повышенными экологическими требованиями к уровням звукового давления (согласно СН 2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки).

Не забудьте выполнить расчет проникающего шума в помещение с территории (согласно п. 7.8. СНиП 23-03-2003). Здесь расчетным путем определяется какой будет уровень звукового давления в нормируемом помещении (жилом доме, квартире, больничной палате, учебном классе и т. д.)

Алгоритм, заложенный в расчете, подразумевает получение уровней шума в какой-либо точке, рассчитанных в программе Эколог-Шум, и расчет снижения этих уровней изолирующей конструкцией (конструкцией, через которую проникает шум), конструкциями, ограждающими помещение (стены, пол и потолок помещения), а также звукопоглощающими конструкциями, расположенными в помещении (мебелью, людьми и т.д.).

Шаг 3. Анализ

После проведения расчета рассеивания ЗВ, акустического расчета и анализа результатов, на соответствие гигиеническим нормам, а также анализа территории санитарно-защитной зоны (выявление нормируемой территории, которой не должно находиться в пределах СЗЗ), рассматривается вопрос о необходимости сокращения санитарно-защитной зоны.

Уровень химического и физического воздействия вашего предприятия не должен нарушать установленных гигиенических норм!

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 п. 5.1 и 5.2 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. А также в санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

Шаг 4. Проведение расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и акустических расчетов на границе сокращенной СЗЗ

На данном этапе проводятся такие же расчетные действия, как было описано выше, только для расчета используются контрольные точки не на ориентировочной, а на расчетной санитарно-защитной зоне.

Сразу же проводится анализ на соответствие полученных результатов нормам действующих санитарно-гигиенических требований на границе санитарно-защитной зоны и нормируемой территории.

Для предприятий I и II класса опасности дополнительно проводится работы по оценке рисков для здоровья населения (только аккредитованной организацией). Для проведения расчета рисков понадобятся результаты расчета рассеивания и картографический материал.

Шаг 5. Программа наблюдений.

В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ промышленных объектов и производств может быть уменьшен при:

Натурные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и уровнем физического воздействия на атмосферный воздух проводятся:

Для систематического контроля состояния качества атмосферного воздуха в месте формирования наиболее высоких концентраций примесей, для проведения мониторинга рекомендуются точки, максимально приближенные к селитебной территории (точки выбираются таким образом, чтобы они располагались на границе жилой застройки и на границе СЗЗ с учетом направления ветра).

Для определения перечня веществ, которые необходимо контролировать, проводится анализ расчета рассеивания в точках на границе расчетной СЗЗ, жилой застройки и нормируемой территории. Также проводятся замеры эквивалентного и максимального уровней шума и уровней звукового давления в октавных полосах в дневное и ночное время, измерения ЭМИ и вибрации, при необходимости.

Далее выдержка из письма Роспотребнадзора № 01/6968-15-32 от 18.06.2015 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных размеров санитарно-защитных зон».

Шаг 6. Пояснительная записка

После всех расчетов из программ выгружаете результаты и формируете пояснительную записку, в нее обязательно должны быть включены следующие разделы:

Режим использования земельных участков в границах СЗЗ определен в главе V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В составе проекта по организации СЗЗ предприятия разрабатывается раздел благоустройства и озеленения.

Планировочная организация СЗЗ и территории предприятия, их благоустройство и озеленение состоит из следующих мероприятий:

В проекте должны быть отражены следующие вопросы:

Шаг 7. Согласование.

Согласование проекта расчетной СЗЗ для всех предприятий всех классов проходит одинаково:

Экспертиза проекта в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или в любой другой, аккредитованной на проведение экспертизы, организации. Получение экспертного заключения.

Получение санитарно-эпидемиологического заключения в территориальном управлении Роспотребнадзора на основании выданного заключения экспертизы.

Шаг 8. Организация наблюдений.

Результаты натурных наблюдений за качеством атмосферного воздуха в 95% случаев наблюдений не должны превышать предельно допустимые концентрации.

Результаты инструментальных замеров шумовой нагрузки не должны превышать предельно допустимые уровни звука.

Шаг 9. Установленная (окончательная) СЗЗ.

Проект окончательной санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов включает информацию, содержащуюся в проекте расчетной СЗЗ, которая дополняется результатами натурных наблюдений и реализации мероприятий по защите населения от воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и физического воздействия.

В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в случае несовпадения размера расчетной СЗЗ и полученной на основании натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух решение по размеру СЗЗ принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

Для окончательной СЗЗ порядок согласования следующий:

Установление, изменение окончательных размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II классов опасности в соответствии с требованиями п.п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

Установление, изменение окончательных размеров санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности осуществляется в соответствии с требованиями п.п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

Шаг 10. Отображение границы санитарно-защитной зоны на схеме территориального планирования, внесение сведений о санитарно-защитных зонах в государственный кадастр недвижимости и регистрация ограничений, возникающих в результате установления СЗЗ

После установления или изменения размера СЗЗ территориальный орган Роспотребнадзора передает санитарно-эпидемиологические заключения и решения Главного государственного санитарного врача или его заместителя об установлении или изменении размеров и границ СЗЗ для объектов III-V класса опасности, а также постановления главного государственного санитарного врача РФ об установлении или изменении размера и границы СЗЗ для объектов I и II класса опасности в администрацию органов местного самоуправления, на территории которой устанавливается СЗЗ, для нанесения границ СЗЗ на дежурный план населенного пункта. В комплекте документов направляется также экземпляр проекта границ СЗЗ и информируется территориальный орган Росреестра.

После вступления в силу правового акта об установлении или изменении санзоны юридические лица (индивидуальные предприниматели), заинтересованные в установлении санзоны, обязаны выполнить землеустроительные работы по подготовке описания местоположения границ санзоны (определению координат характерных точек границы) и составлению карты (плана) объекта землеустройства (ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»).

Карта (план) санзоны как объекта землеустройства отображает в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) санзоны предприятия разрабатывается отдельно в местной системе координат (округление до 0,01 метра) и предоставляется в Территориальное Управление Росреестра для согласования.

Для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о СЗЗ в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» заинтересованным лицом предоставляются следующие документы: заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне, копии документов, устанавливающих размер санзоны, карта (план) санзоны на бумажном носителе и в электронном виде.

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *