Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам

Разработка урока по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 р. п. Линёво»»

Разработка урока обществознания в 7 классе по теме:

«Что значит жить по правилам».

Автор урока: учитель истории Попова Л. В.

Тема урока: «Что значит жить по правилам».

Цель урока: сформировать представление о многообразии социальных норм, необходимости их соблюдения.

обучающие: обеспечить усвоение обучающимися представлений о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества.

развивающие: развивать исследовательские умения обучающихся, умения анализировать, выделять главное в тексте; строить рассказ на основе работы с текстом учебника, других источников; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение к дисциплине.

определять понятие «социальные нормы», понимать, почему без социальных норм общество не может существовать.

Получат возможность научиться:

Решать логические задачи, публично выступать, высказывать свое мнение.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

работают с различной информацией;

определяют цель, планируют свои действия, оценивают результаты работы;

сотрудничают в ходе групповой работы;

принимают другое мнение;

дают оценку работы своей группы, оценивают свой вклад в эту работу;

учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Москва, Просвещение, 2013 г.

презентация, компьютер, проектор, экран, словари

плакаты: «Правила работы в группе», «Как вести дискуссию»

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Включение детей в деятельность.

Подготовка класса к работе.

1. Создание проблемной ситуации.

Организует выполнение задания «Спор семиклассников»

Обсуждают противоречие, высказывают своё мнение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2. Целеполагание. Формулировка темы, постановка проблемы

Организует фронтальный диалог

Формулируют тему, определяют цель и задачи. Планируют деятельность

П: анализировать и обобщать.

Р: ставить цели урока, Планировать учебную деятельность.

III. Актуализация знаний учащихся

Организует беседу: Какие правила общения между людьми вам известны?

Ученики вспоминают известные им социальные нормы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

1) Изучение проблемы;

2) Подведение промежуточных результатов

Организует самостоятельную работу с текстом параграфа и схемой «Социальные нормы».

Организует работу в группах над проблемой

Организует выступление групп с результатами работы

Организует итоговую дискуссию

Вспомним спор семиклассников. Можем мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Кто в этом споре прав? Зачем нужно соблюдать социальные нормы? Сделайте выводы.

Дают определение понятия, характеризуют социальные нормы, приводят примеры.

Объясняют понятия «правило», «социальная норма», понимают многообразие социальных норм, объясняют основания для классификации социальных норм, указанных в таблице.

Учащиеся находят информацию из разных источников (словаря, текста учебника, сети Интернет), отбирают, составляют краткое сообщение, готовятся выступить перед классом.

Обобщают, делают вывод по проблеме

Р: Работать по плану сверяясь с целью.

П: находить информацию, для решения задач

П: давать определение понятиям

Р: Работать по плану сверяясь с целью.

П: находить информацию, для решения задач

К: организовывать работу в группе; излагать своё мнение,

с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

П: обобщать, делать выводы

Применение нового знания

Организует работу в парах.

Решение логических задач;

Дискуссия, обсуждение выполненных заданий

Организует упражнение с элементами игры

Участвуют в дискуссии

Выполняют упражнения «Кто больше», «Привычки полезные, бесполезные, вредные», «Угадай обычай».

Р: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению

К: Развивают учебное сотрудничество

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

Подведение итогов урока.

— Что мы изучили сегодня на уроке?

— Достигли ли мы цели нашего урока?

— Письменно выполните задание Оценивание учащихся.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку в парах, сверяясь с образцом

Р: оценивать степень достижения цели.

Записывают домашнее задание.

На слайде несколько предложений. Вам необходимо закончить предложения

Дети заканчивают предложения.

Что узнал нового, интересного…

Что вызвало затруднения…

Р: Осознание качества и уровня усвоения знаний.

учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Москва, Просвещение, 2013г.

2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. Л.Ф. Иванова «Просвещение», М. 2012 г.

3. Словарь понятий и терминов. Обществознание. М.Ю. Брандт. Издательство «Экзамен», М. 2013 г.

I I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Вы помните, ребята, сказочного медвежонка Винни Пуха. Он считал, что в гости лучше ходить по утрам, а переходить дорогу на любой свет светофора. Как вы считаете, прав ли Винни Пух? Слайд 2

Учитель: Сегодня мы будем говорить о правилах, по которым живут люди в обществе, их ещё называют социальными нормами.

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе».

Семиклассники спорят: Петр считает, что правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают, а Лариса считает, что правила необходимы. Если бы их не было, люди не знали бы, как поступать.

Ответы учеников: одни поддерживают Петра, другие — Ларису. Слайд 3

Учитель: Как же нам разрешить это противоречие? Что нам нужно узнать?

Уч-ся: Выяснить, зачем нужны правила людям, какие бывают правила.

Учитель: Записываем тему урока и цель.

Ученики записывают тему и цели урока в виде вопросов, которые необходимо выяснить. Слайд 4

Учитель: Предлагаю изучить текст пункта «Многообразие правил» и схему «Социальные нормы» и сказать, что нового вы узнали о социальных нормах.

Самостоятельная работа учеников с текстом пункта «Многообразие правил» и схемой «Социальные нормы».

Учащиеся должны отметить, что означают понятия «правило», «социальные нормы», многообразие социальных норм, по каким признакам можно сгруппировать нормы, привести свои примеры отдельных видов норм. Слайды 5-7

Учитель: Среди социальных норм многие сложились так давно, что кажется, что они существовали всегда. К таким нормам относятся, например, обычаи, обряды.

Сейчас вы будете работать в группах и постараетесь выяснить, что значит привычки, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, этикет.

Организация работы в группах.

Учитель: Обратите внимание на плакат «Правила работы в группе». При работе соблюдайте их.

Каждая группа будет работать со словарём, текстом учебника, найдёт материал в сети Интернет и подготовит небольшое сообщение по своему вопросу.

1 группа — Привычка. Привычки полезные, вредные, опасные.

2 группа — Обычай. Обычаи разных народов.

3 группа — Ритуалы, обряды, церемонии.

4 группа — Этикет. Манеры. Слайд 8

Группы по 5- 6 учеников. Отчёт о проделанной работе представляют все группы в устной форме.

Определение понятий привычка, обычай, ритуал, обряд, церемонии, этикет записывают в тетради.

Учитель: Вспомним спор семиклассников. Можем мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Кто в этом споре прав? Зачем нужно соблюдать социальные нормы? Сделайте выводы.

У ченики делают выводы, что мы живём среди людей и неизбежно встречаемся со множеством правил, которые стали общественными нормами. Правила регулируют отношения между людьми, помогают им совершать одобряемые поступки и избегать того, что люди осуждают. Правила — это образцы поведения. Их необходимо соблюдать. Слайд 9-10

Учитель: Сейчас мы постараемся применить полученные знания при выполнении разных заданий.

Работая в парах, выполните задания, свой вариант ответа предложите классу. Слайд 11

Задания даются по рядам, обсуждаются в парах, 1-2 пары от каждого ряда дают свой ответ, остальные ребята обсуждают, дополняют, дают свой вариант ответа.

Задание для 1 ряда

О каких норма идёт речь в следующем тексте? «Воспреемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?». Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом.»

За нарушение установленных правил обычно применяют санкции. Это меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.

Какие санкции имеются в виду в детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».

В книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось:

«Никто не смеет голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».

Переведите это правило на современный язык, объясните его смысл.

Далее предлагается классу несколько упражнений-соревнований.

Упражнение 1. «Кто больше?».

Соревнование проводится по рядам.

Ученики каждого ряда в течение 1 минуты должны назвать как можно больше видов социальных норм.

Победителем является тот, кто назовёт больше всего норм. Слайд 12

Упражнение 2. «Угадай обычай».

После обсуждения в группе, участники показывают в короткой сценке один из обычаев. Ученики других групп должны угадать, какой обычай представлен. Слайд 13

Например, можно показать сценку, иллюстрирующую обычай встречи почётных гостей хлебом-солью или поздравляя с днем рождения дёргать за уши.

Упражнение 3. «Привычки полезные, бесполезные, вредные»

Работая в группах, придумать плакат на тему упражнения за отведённое время (5 минут), представить его классу.

На плакате нужно нарисовать сюжет, посвящённый какой-то привычке и ясно выразить коротким текстом, какая это привычка — вредная, полезная или бесполезная. Слайд 14

После каждого упражнения подводится промежуточный итог, определяются активные участники.

— Что мы изучили сегодня на уроке?

— Достигли ли мы цели нашего урока?

Выполните задание. (Слайды 15-16 ). Поставьте оценки за это задание по критериям слайд 17

Выставление оценок за урок

1. Придумать собственные правила этикета для современного семиклассника.

2. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета» (стр.15), воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Все это нормы нашей повседневной жизни».

Прав ли пользователь? Свое мнение обоснуй. Слайд 18

Источник

Конспект урока обществознания «Что значит жить по правилам»,7 класс

Технологическая карта урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА I. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные —

1) коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды.

социология, психология, культурология, философия, история, этика

учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация

усвоения новых знаний

Приветствие, учитель настраивает детей на положительное сотрудничество.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку.

Учитель заполняет классный журнал и тетрадь приёма-передачи.

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какие уроки из нее можно извлечь?

Тема уроков: «Что значит жить по правилам».

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

«Привычка свыше нам дана. ».

Правила этикета и хорошие манеры.

Введение в новый материал

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек—это социальное существо.

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.

Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.

Работа по теме уроков

Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы)на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило».( Составляется логическая схема.)

Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть картинку Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Картинка про Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам

Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть картинку Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Картинка про Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам

(Проверка выполнения задания.)

Признаки социальной нормы:

регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;

возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

(Проверка выполнения задания.)

по степени обязательности

Поведения в общественном транспорте

Задание: работая в парах, заполните таблицу.

(Проверка выполнения задания.)

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

встать на пальчики, опуститься

постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

открыть глаза и тихо сесть.

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть картинку Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Картинка про Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам

(Проверка выполнения задания.)

Задание: прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии.

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.

Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).

В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.

Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этопз действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.

Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.

Вопросы для первой группы

О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.

Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что Они — это История, а человек — существо Историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.

К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.

Вопросы для второй группы

О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет

В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.

Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.

Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.

Красота требует жертв

В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

— Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.

Вопросы для третьей группы

О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Привычка — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них. «Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).

Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях (дипломатический протокол).

Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).

Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?

Правила этикета и хорошие манеры

Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.

Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Смотреть картинку Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Картинка про Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам. Фото Разработка урока по обществознанию что значит жить по правилам

(Проверка выполнения задания.)

Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.

Слайд 1 . Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

Слайд 2. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Слайд 3 . Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.

Слайд 4. В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор сохранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5 . В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение. Именно это происходит, когда иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Слайд 7. В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

Слайд 8. По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» — сборник правил поведения в обществе.

Задание: выполните задание на с. 12 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него..

(Проверка выполнения задания.)

Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.

Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Творческое задание. Проведем конкурс знатоков этикета.

Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)

Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)

Проблемное задание. Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы. Свою позицию объясните.

Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека).

Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).

Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В. Сухомлинский).

Ничего слишком (Солон).

В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью (Дж. Локк).

Не гляди на лицо, а гляди на обычай (русская пословица).

С какими высказываниями вы согласны? Почему?

С какими высказываниями не согласны? Почему?

Прочитать § 1 учебника.

Выполнить одно из трех заданий на выбор:

провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;

провести социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;

подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *