Разрешение и урегулирование конфликтов чем отличаются
Понятия «урегулирование конфликтов», «разрешение конфликтов», «управление конфликтами», «предупреждение конфликтов»
Как и термин «конфликт», понятие «мирное урегулирование» конфликта или кризиса определено далеко не однозначно. Существует множество различных взглядов и теоретических подходов, в рамках которых разрабатывается и применяется своя терминология Чаще всего под «урегулированием» в широком смысле подразумеваются любые действия, направленные на предотвращение или прекращение вооруженной борьбы и разрешение противоречий мирным способом. Несмотря на пестроту определений и точек зрения, среди них выделяются три основных теоретических направления,которые ориентированы на разработку вопросов, связанных:
Говоря о первом направлении теоретических работ — о предупреждении конфликтов,—следует особо подчеркнуть, что речь идет не о стремлении разработать основы некоего бесконфликтного общества (это невозможно), а именно об условиях предотвращения открытых форм конфликта, связанных с вооруженной борьбой.
В самом начале зарождения этого направления усилия ученых были направлены главным образом на поиск четких критериев, по которым можно было бы судить о потенциальном развитии насильственных форм конфликта. Особое внимание уделялось использованию стандартизированных процедур, основанных на отслеживании (мониторинге) конфликта с помощью ЭВМ. Еще в 60-х годах в Массачусетском технологическом институте США под руководством Л. Блумфилда была предпринята попытка формализованного анализа конфликта на основе базы данных и программ, заложенных в ЭВМ. База данных, подготовленная Л. Блумфилдом и его коллегами, включала в себя:
а. банк по 27 конфликтным ситуациям;
б. банк по мерам, предпринятым в том или ином случае и ослаблявшим или усиливавшим конфликт.
Программа обеспечивала как информационный поиск по этим 27 конфликтам, так и прогноз относительно развития нового конфликта. Причем информация о новом конфликте вводилась в машину в формализованном виде и сравнивалась с предыдущими случаями. Эта модель оказалась одной из наиболее Удачных и нашла применение в государственных структурах США. Для информационной и аналитической поддержки при принятии Решений в конфликтных ситуациях. Впоследствии модель была Усовершенствована, и в 1997 г. появилась новая работа Л. Блумфилда совместно с А. Моултоном, в которой поиск оказался возможным уже по 85 конфликтам.
Отслеживание конфликта на основе формализованных моделей имеет ряд ограничений. Во-первых, проблематичными являются критерии, по которым сравниваются конфликты, а также сами алгоритмы сравнения. На этот момент обращал внимание и сам Л. Блумфилд, признавая, что формализованная модель не может заменить человека, его опыт и интуицию в решении проблем конфликта. Во-вторых, поскольку конфликт — крайне сложное явление, то даже самые простые модели оказываются громоздкими и дорогими. В-третьих, и это главное — они не позволяют достоверно судить о наличии конфликтного потенциала и тенденциях развития конфликта. Кроме того, остается открытым вопрос о том, как воздействовать на латентный конфликт и можно ли в принципе сделать что-нибудь для предотвращения перехода его в форму вооруженного противостояния. Однако последнее ограничение в большей мере касается практиков.
Сегодня, хотя разработка стандартизированных процедур отслеживания потенциальных конфликтов продолжается, больше внимание уделяется не столько поиску индикаторов конфликта, сколько изучению проблем, связанных с формированием неконфронтационного сознания, а также развитию институтов и механизмов для реализации переговорного процесса.
Второе направление ориентировано на изучение вопросов улаживания конфликтов, т.е. урегулирования в узком смысле этого слова, или управления конфликтами.Данное направление наиболее традиционно и потому лучше разработано в теоретическом плане. Оно нацелено на анализ возможностей ограничения открытого конфликта (недопущение его расширения), на прекращение конфликтных действий, снижение уровня противостояния сторон, деэскалацию напряженности, снижение уровня враждебности в отношениях, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
В последние годы все большую популярность при изучении путей урегулирования конфликтов приобретают идеи политического менеджмента (отсюда одно из названий направления — «управление конфликтом»). Специалист в области конфликтологии И. Галтунг определил управление конфликтами как умение поддерживать отношения ниже уровня, на котором возможна угроза для системы в целом.
Авторы, занимающиеся исследованием управления конфликтами, делают акцент главным образом на процессах принятия решения в конфликтной ситуации и разработки принципов поведения, направленных на мирное окончание конфликта. Важнейшим моментом в данном направлении является ориентация на рациональные формы разрешения конфликта, в том числе на методы увязки интересов и целей сторон. Переговоры и посредничество — главные объекты анализа во направлении исследования вопросов урегулирования конфликтов. Основное внимание при этом уделяется технологии урегулирования. Кроме того, изучаются и такие процедуры, как введение войск для поддержания мира, а также санкции.
В русле направления по урегулированию конфликтов, как правило, исследуются различные методы воздействия на конфликт, используемые в рамках официальной дипломатии. Однако в последнее время для проведения переговоров и посредничества чаще стали привлекаться не только дипломаты, но и военные (например, при урегулировании конфликта в Чечне), бизнесмены (К Боровой, бывший тогда президентом одной из крупнейших торговых бирж России, посетил в апреле 1992 г. Ереван и Баку, где обсуждал с высшим руководством Армении и Азербайджана пути урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе), а также общественные, религиозные деятели и частные лица. В связи с этим сфера исследования данного направления расширилась.
Третье теоретическое направление связано с проблемойразрешения конфликтов.В отличие от предыдущего оно ориентировано не на изучение возможностей сглаживания противоречий и достижение компромиссного решения, а на анализ путей их разрешения. В связи с этим объектом изучения в меньшей степени выступает здесь технология проведения переговоров или посредничества, которая интересует ученых лишь в той мере, в какой она способствует действительному разрешению противоречий. Главное же в исследованиях третьего направления — выявить возможности их разрешения. К. Митчелл выделяет следующие параметры, на основе которых можно судить о том, что конфликт является действительно разрешенным:
Исследователи, работающие в русле этого направления, исходят из того, что разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных, психологических структур участников конфликта, и прежде всего на уровне масс. Поэтому большое внимание здесь обращается на изучение базисных потребностей (потребность в безопасности, идентификации с группой и т.д.), чему, в частности, посвящены работы Дж. Бертона и его последователей. Согласно их точки зрения, большинство конфликтов возникают в результате того, что одна из сторон не учитывает базисные потребности другой. На самом же деле эти потребности не являются взаимоисключающими, как подчеркивает Дж. Бертон, поскольку ресурсы для них в принципе не ограничены. Например, удовлетворение потребности в безопасности одной стороны вовсе не предполагает, что делать это надо обязательно за счет ущемления безопасности другой. То же самое относится и к потребности в идентификации с группой. Поэтому для разрешения конфликта, во-первых, следует правильно определить базисную потребность, лежащую в основе конфликта, во-вторых, найти такое решение, которое полностью удовлетворяло бы потребности всех участников.
Вторым важным моментом в исследованиях, проводимых в рамках разрешения конфликтов, является обращение к изучению не столько политической элиты и предпринимаемых ею шагов, сколько масс. Исследователи, придерживающиеся данного направления, исходят из посылки, что именно на уровне масс конфликт возникает и развивается. Следовательно, например, конфликт двух общин на Кипре можно приглушить на уровне сверхдержав, которые не допустят вооруженных столкновений, а разрешить его можно только на уровне общин.
Вследствие особого внимания исследователей к массовому сознанию, установкам, потребностям и т.п. масс они большое значение придают изучению контактов между представителями враждующих сторон. В ситуациях, когда конфликт обусловлен, по терминологии американского исследователя В. Волкана, сильной «психической травмой» в межнациональных отношениях (как, например, на Кипре, на Ближнем Востоке и в других очагах длительных конфликтных отношений), такого рода контакты помогают измелить общественное мнение, делают его более терпимым к взглядам противоположной стороны.
Направление, связанное с разрешением конфликтов, получило значительное прикладное развитие в 80-х годах. Одним из импульсов к его дальнейшему развитию стало формирование подхода, получившего название «второе направление дипломатии» (Track II Diplomacy), в отличие от традиционной дипломатии, т.е. ее «первого направления», изучением которого в большей степени занимаются исследователи, работающие в рамках направления по улаживанию конфликтов.
Впоследствии стали больше обращать внимания на наличие общих моментов между указанными направлениями, а не на различия между ними. В результате выяснилось, что направления по предотвращению конфликтов и по их разрешению не столь расходятся, поскольку оба придают большое значение изменению ценностей и установок на уровне массового сознания. В свою очередь, после того, как в рамках направления по улаживанию конфликтов получили развитие идеи, согласно которым стороны при урегулировании конфликтов должны прежде всего ориентироваться на анализ проблемы (в частности, эти идеи получили развитие в работах Г. Райффа, Р. Фишера и У. Юри, Д. Прюитта и ряда других авторов), направление по улаживанию конфликтов стало включать в себя как бы два этапа: снижение уровня противостояния и поиск взаимоприемлемого решения. В результате исчезла пропасть, разделявшая направления по улаживанию и разрешению конфликтов, считавшиеся ранее принципиально различными. Некоторые исследователи теперь все чаще подчеркивают, что «первое» и «второе» направления дипломатии не только не противоречат друг другу, но, более того, являются дополняющими. Так, Г. Келман и С. Коэн, которые проводили встречи между представителями конфликтующих сторон в рамках «второго направления дипломатии», отмечают, что такие встречи не могут рассматриваться в качестве заметающих дипломатические и политические переговоры. Скорее они представляют собой подготовку к ним. Вместе с тем отмечается, что ориентация на поиск согласия на официальном уровне облегчает проведение встреч в рамках «второго направления дипломатии». Одновременно был сделан «шаг навстречу» и представителями направления по урегулированию конфликтов. Они стали больше внимания уделять контактам вне официальных рамок переговоров. Один из примеров — описанная американским дипломатом П. Нитце «прогулка в лесу» в Австрии этого дипломата (руководителя американской делегации) с советским партнером по переговорам Ю А. Квицинским, в ходе которой американцы внесли на рассмотрение советской стороны предложения по ограничению ядерных вооружений в Европе.
Лекция № 7. Третья сторона в урегулировании конфликтов
1. Роль третьей стороны в урегулировании конфликтов. Третья сторона: ее основные задачи и средства воздействия;
2. Использование вооруженных сил и применение санкций третьей стороной при урегулировании конфликта;
3. Практические подходы в деятельности третьей стороны.
Вопрос 20. Соотношение понятий «управление», «урегулирование», «разрешение» и «завершение» конфликта.
Управление конфликтом — это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов.
Существуют следующие принципиальные возможности (стратегии) управления конфликтами:
1. Предотвращение или профилактика;
2. Управление конфликтами и конфликтными отношениями на стадии их возникновения;
3. Использование результатов отдельных актов конфликтной борьбы, а также результатов разрешения конфликта (как конструктивных, так и деструктивных);
4. Проектирование и конструирование конфликтов и их последствий.
Принято различать понятия «урегулирование» и «разрешение конфликтов». Разрешение конфликтов подразумевает сложную работу, направленную на ликвидацию источника конфликтных отношений, полное удовлетворение интересов и потребностей конфликтующих сторон. В социальной сфере этот процесс занимает, как правило, многие годы. Урегулирование означает недопущение насильственных действий, достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений. Урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража используется чаще, чем их разрешение. Одним из наиболее примитивных и непродуктивных является метод подавления конфликта, применения силы. Метод заключения перемирия перспективен как тактический прием или как элемент стратегии в разрешении конфликта. В арсенале наработок имеются такие формы перемирия, как временное прекращения огня, отказ от действий по разжиганию вражды через средства массовой информации, отвод от линии соприкосновения участников конфликтующих сторон и др. Недостатком перемирия являются его непрочность, временный характер, отсутствие гарантий обязательств и санкций за их неисполнение. Подобное нередко наблюдалось при урегулировании карабахского конфликта.ершение» конфликта.
Вопрос 21. Управление юридическими конфликтами как воздействие на поведение субъектов.
Под управлением правовым конфликтом следует понимать осуществление прямых или косвенных правовых, психологических, организационных и других форм воздействия на поведение конфликтующих субъектов права с целью побудить их к необходимой мере контроля над конфликтом и обращению к правовым средствам.
Как правило, юридические конфликты разрешаются с помощью правосудия, поскольку атрибутом любого правового государства является сильная и независимая судебная власть.
Вопрос 22. Технология разрешения юридического конфликта.
Технология разрешения юридического конфликта предполагает необходимость:
1. Определить полноту необходимой информаци и организовать её сбор.
2. Установить действительных субъектов конфликта.
3. Провести диагностику конфликта., то есть определить причины его возникновения, выявить объект, предмет противоборства, выяснить мотивы поведения сторон, их цели и ориентации., а также ресурсами, которыми они располагают и возможные действия, которые они готовы предпринять.
4. Проанализировать конфликт с точки зрения сложившейся ситуации и позиции сторон.
5. Осуществлять прогнозирование хода и последствий конфликта, то есть построить модели развития противоборства и спрогнозировать его последствия.
6. Изучить мнения конфликтующих сторон о вариантах развития конфликта.
7. Подобрать варианты решений, удовлетворяющие основные интересы сторон.
8. Выбрать наиболее приемлемый способ разрешения конфликта, удовлетворяющий общий критерий компромиссности.
Вопрос 23. Урегулирование конфликтов в правовой сфере.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 834 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Разрешение конфликтов
Есть опыт решений. Приходите, поможем!
Конфликты между родственниками
Из нашей 20-летней практики, можно разделить конфликты по направлениям:
Юрист-конфликтолог может помочь разобраться в глубинных причинах конфликтов, предложить несколько путей решения, и, переговорив с каждой стороной, найти удобный и выгодный вариант решения конфликта для обеих (или нескольких) сторон.
Возможность решения конфликта с помощью «чужого» человека извне тем и хороша, что «своих» уже не слушают и не слышат, а к мнению или участию стороннего человека, возможно, прислушаются, и начнут вместе со специалистом решать создавшуюся ситуацию.
Конфликты между соседями
В большинстве случае такие конфликтные ситуации можно решить мирно,разработав план действий и предложив (с помощью практикующих специалистов) готовое решение, которое нравится обеим сторонам. Если нарушители не идут на мирное решение, тогда в судебном порядке требуем восстановления нарушенных соседями прав.
Конфликты с госорганами, председателями, управляющей компанией
Справедливо сказать, что мы обычно протестуем, когда бываем правы. Но нас не слышат, не хотят идти навстречу, делают что-то вопреки решениям большинства, нарушают закон. Председатели действуют в своих интересах, управляющие компании – в своих, а ГУЖА, Администрации, жилищные комитеты, Пенсионный фонд, кадастровая палата, МФЦ и Росреестр, ГИБДД, органы полиции, иные организации – тоже не в интересах заявителя. Здесь, несомненно, на помощь может прийти юрист по административным спорам, который поддержит требования заявителя, облачит их в законный письменный вид и выступит на защиту прав гражданина или группы лиц.
Конфликт в школе, учебном заведении
Сегодня это самый распространенный конфликт, когда ребенка или родителей вызывают на педсовет. И как часто дети оказываются правы! Как не хотят работать педагоги, и не хотят слышать мнения учеников, показывая всеми возможными способами, что педагоги – главные, и они всегда правы! А дети в большинстве случаев – лишь индикатор тех проблем, которые сложились в коллективе. Если уборщица во время перемены моет туалет и этой грязной тряпкой ударяет по лицу ученика, это не просто конфликт, это чрезвычайная ситуация, требующая срочного разрешения. Дети будут тысячу раз правы, подстраивая такой уборщице «ответочку»,а их за это ставят на учет в детскую комнату полиции… Школьных «педагогических» конфликтов великое множество, но решать их надо лишь в индивидуальном порядке, нет единого ответа «что делать». Поможем, звоните!
Конфликт на работе, в организации, в коллективе
Уже несколько лет заработная плата мало соответствует вложенному труду. Работодатели не хотят или не могут платить достойные и справедливые заработные платы, стараются взять на рабочие места «своих», уволить неугодных, требовать увольнения по собственному желанию, запугивая статьей. Во многих случаях не выплачивают зарплату за несколько месяцев, кормя обещаниями, но не выполняя их. В некоторых организациях списывают недостачи на рабочих, вычитая пропорциональные суммы из зарплат (а если работник захочет этому препятствовать, будет уволен с серой зарплатой или вообще без таковой). Конечно же, нужно противостоять таким действиям быстро и грамотно!
Способы разрешения конфликтов
Первый, и самый действенный – это мирный способ ведения переговоров. Но, прежде чем идти на такие переговоры, необходима серьезная предварительная работа по изучению противной стороны, ее требований, причин создавшейся ситуации. И, конечно же, до начала действий, должен быть составлен план с понятными шагами.
Выиграть позволяет знание законов. Информация и понимание ситуации, судебная практика, методы разрешения конфликтов – вот сила, позволяющая решать сложившиеся конфликты.
Второй вариант – хорошая встряска, когда встречная сторона не идет на переговоры, но мы создаем условия, что такая встречная сторона готова слушать и решать ситуацию. (например, при телефонных переговорах диалог не состоялся, тогда высылается нотариальная бумага с требованиями определенных действий и датами исполнения). В юридической практике это называется «претензия», здесь – «последнее предупреждение».
Третий вариант – кармическая медицина. Понимая, что привело человека к возникновению конфликта, появляется понимание, как такой конфликт решить.
Четвертый вариант – судебный. В случае нарушения законных прав гражданина, можно получить решение суда и требовать его исполнения.
Центр разрешения конфликтов
Мы действуем для Вас по единому правилу:
проблему нужно перевести в задачу, а задачу – решить, разложив ее на действия.
Правовое разрешение конфликтов, естественно, идет законно, с учетом как действующих норм права, так и судебной практики. Локальные задачи решает юрист или адвокат, а огромные проблемные ситуации – группа специалистов разного профиля, для достижения нужного результата.
Заранее запишитесь на прием именно с профильному специалисту, позвоните нам!
Специалисты:
Черевкова Людмила Ивановна (адвокат, конфликтолог)
Целищева Светлана Игоревна (адвокат)
Генералова Надежда Борисовна (юрист, конфликтолог)
Манин Дмитрий Александрович (медиатор)
Генералов Андрей Павлович (медиатор)
Паленова Елена Борисовна (психолог)
Булин Игорь Александрович (риелтор)
Примеры выигранных дел
2. Конфликт по разделу границы между двумя дачными участками. Соседи спорили в суде уже 6 лет. За 3 месяца мы решили дело без суда, при этом соседи остались не просто довольны окончанием «войны», но и стали дружить, делиться рассадой, обсуждать обстановку в СНТ и последние новости.
3. Спор по разделу имущества. У супругов развилась сильная неприязнь друг к другу, дело дошло до развода. К нам пришел муж, обратившись за услугой «расторжение брака без присутствия стороны». Но оказалось, что в браке есть ребенок, требующий дополнительного ухода по состоянию здоровья, есть масса имущества, которое записано полностью на жену, есть огромные конфликты с родственниками жены и пр. Было принято решение провести досудебный сбор документов и переговоры с супругой по всем спорным вопросам. В результате, за 4 месяца, был мирно достигнут раздел имущества супругов, по брачному договору изменены доли со справедливым разделом каждому, доля в третьем имуществе была переписана на ребенка. Решая конфликт с имуществом, параллельно была проведена работа по разрешению глубинных споров, накопившихся годами, в основном, из-за родственников. В итоге супруги съехали от родителей жены, арендовав квартиру, и решили вообще не расторгать брак.
Автор текста: Генералова Н.Б.
Генеральный директор, управляющий партнер
Разрешение и урегулирование конфликтов чем отличаются
Третейское разбирательство — это процедура разрешения конфликта между сторонами гражданских правоотношений, осуществляемая по соглашению сторон и на основании определенных ими правил посредством принятия обязательного для них решения третьей стороной — третейским судом.
Третейское разбирательство применяется при условии, если между сторонами заключено третейское соглашение.
Данная процедура является альтернативой правосудию ввиду того, что и третейский суд, и государственный суд, руководствуясь законом, принимают обязательное для сторон решение, а также выступает альтернативой примирительным процедурам, поскольку также базируется на соглашении сторон.
При этом все названные процедуры урегулирования споров связаны и взаимозависимы между собой. Так, наличие третейского соглашения или нахождение в производстве третейского суда аналогичного спора в определенных законом случаях могут служить в государственном суде основаниями для оставления иска без рассмотрения. В свою очередь, третейский суд не может рассматривать спор по договору, в котором имеется медиативная оговорка, или в ходе третейского разбирательства стороны приняли решение о применении процедуры медиации. В то же время, разрешение спора в третейском суде имеет преимущества по сравнению с государственным судом, поскольку основывается на принципе конфиденциальности. От переговоров и медиации третейское разбирательство выгодно отличается тем, что для решения третейского суда установлена возможность не только добровольного, но принудительного исполнения на основе выданного государственным судом исполнительного листа.
В 2015–2016 гг. в Российской Федерации проведена реформа системы третейских судов.
Основными правовыми актами, регламентирующими третейское разбирательство в России, являются Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже) и Закон Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
Арбитраж (третейское разбирательство) с местом арбитража на территории Российской Федерации может
либо администрироваться постоянно действующим арбитражным учреждением,
либо осуществляться третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).
Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется некоммерческой организации актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время — Министерство юстиции Российской Федерации) на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (часть 4 статьи 44 Закона об арбитраже).
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет депонирование правил постоянно действующих арбитражных учреждений (постановление Правительства РФ от 25.06.2016 № 577 «Об утверждении Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения») и утверждает перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями, который ведется в электронной форме и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Минюста России (www.minjust.ru) (пункт 4.1 статьи 44 Закона об арбитраже, пункт 53 приказа Минюста России от 20.03.2019 № 45 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства»).
Согласно части 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 1 ноября 2017 г. постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 указанного закона и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.
Участникам гражданского оборота стоит более внимательно присмотреться и при возникновении спорных ситуаций активнее использовать альтернативные (примирительные) процедуры. Каждая из них имеет определенные преимущества по отношению к правосудию, а в случае неэффективности не исключает его применение.