Разрешения на привлечение и использование иностранных работников что это
Информация Торгпредства
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в России
Привлечение иностранной рабочей силы российскими и зарубежными компаниями в РФ достаточно развито. Необходимость привлечения иностранных граждан обусловлена их уникальной специализацией, наличием предыдущего опыта работы в определенной сфере/отрасли, особенностями функционирования предприятия и др. При найме иностранного гражданина на работу работодатель должен оформить такие трудовые отношения в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности, получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Получение разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы не требуется в двух случаях:
Предпосылкой найма иностранного гражданина является подача заявки о потребности в рабочей силе (заявки на квоту). Заявка на следующий календарный год подается до 1 мая текущего года. При условии получения квоты компания может начать процедуру привлечения иностранного работника.
Для привлечения иностранных работников компании необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, которое выдается Федеральной Миграционной Службой (ФМС). Успешное получение такого разрешения зависит от того, выдаст ли орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами занятости населения (Центр занятости), положительное заключение о целесообразности привлечения иностранных работников.
При выдаче заключения Центр занятости может учитывать и такие обстоятельства, как отсутствие зафиксированных нарушений компанией трудового законодательства, а также сокращения штата. В частности, Московское трёхстороннее соглашение от 22 декабря 2009 года на 2010 год между Правительством Москвы, Московскими Объединениями Профсоюзов и Московскими Объединениями Работодателей предусматривает, что разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы выдаются при условии отсутствия фактов:
Через месяц после подачи документов в Центр занятости компания подает документы в ФМС. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 681 от 15 ноября 2006 года «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» компания подаёт в ФМС заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы по установленной форме и прилагает к данному заявлению следующие документы:
Документы необходимо предоставлять в виде оригиналов или нотариально заверенных копий. Если какие-либо официальные документы составлены на территории иностранного государства, они должны быть легализованы в установленном порядке. Если документы составлены на иностранном языке, необходимо предоставить нотариально заверенный перевод этих документов.
После получения документов от работодателя ФМС делает запрос в Центр занятости, который в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса выдает заключение о целесообразности привлечения иностранных работников.
ФМС выдает разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 календарных дней со дня приема всех необходимых документов от работодателя. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы выдаётся ФМС по установленной форме, бланк такого разрешения является документом строгой отчётности.
В разрешении на привлечение и использование иностранной рабочей силы указываются сведения о численности иностранных работников, их профессиях и странах происхождения, а также информация о субъектах РФ, в которых данное разрешение будет действовать. Работодатель обязан привлекать иностранных сотрудников к работе только по тем должностям и в тех субъектах Российской Федерации, которые указаны в разрешении.
После получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение на работу для каждого иностранного работника в отдельности. Если у иностранного гражданина есть действующее разрешение на работу, полученное для осуществления трудовой деятельности у другого работодателя, то новому работодателю, намеревающемуся привлечь такого иностранного гражданина, всё равно придется получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и обеспечить переоформление имеющегося разрешения на работу иностранного гражданина.
Обращаем Ваше внимание на то, что установлена административная ответственность за несоблюдение требований миграционного законодательства. В частности, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 25 000 тысяч до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, получение разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы — достаточно трудоемкий процесс, который требует четкого выполнения процедур, предусмотренных российским законодательством. Введенный с 1 июля 2010 года упрощенный порядок привлечения высококвалифицированных специалистов позволяет многим работодателям избежать необходимости получения разрешения на привлечение и получить разрешение на работу для иностранного гражданина в значительно более короткий срок. Эти изменения являются частью государственной политики по повышению инвестиционной привлекательности России, и правительство продолжает принимать меры, направленные на упрощение деятельности иностранных инвесторов в стране.
Примечание: материал подготовлен по просьбе Торгпредства РФ в КНР московской юридической фирмой «АЛРУД», www.alrud.ru.
Иностранный работник: трудоустройство в РФ в 2019 году
Разрешение на привлечение иностранных работников
Чтобы иметь возможность нанимать иностранцев, работодатель обязан получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Разрешение не требуется при трудоустройстве иностранных работников, которые:
Для получения разрешения работодатель должен направить в УВМ МВД России (территориальное управление по вопросам миграции) заявление по форме, утв. приказом МВД России от 19.06.2017 № 392.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Чтобы иметь возможность нанимать «визовых» иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
2. Для трудоустройства «визовых» иностранцев нужно получить в УВМ МВД приглашение на въезд иностранных работников в РФ для осуществления трудовой деятельности. Это приглашение необходимо иностранцам, чтобы они смогли получить однократную визу на въезд и выезд из России.
3. Работодатели обязаны сообщать в МВД России о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства. То же самое касается и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
4. Чтобы поставить иностранного работника на миграционный учет, работодатель (если он является принимающей стороной, а иностранец фактически проживает по адресу юрлица или в помещениях, им арендованных) должен уведомить МВД о его прибытии в Россию.
5. Ответственность за снятие иностранных работников с миграционного учета несут работодатели. Чтобы снять иностранца с учета, необходимо заявить в УВМ МВД о его убытии из места пребывания.
6. За незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан установлена административная ответственность.
Порядок подачи заявления и выдачи разрешения установлен приказом МВД России от 01.11.2017 № 827.
Должностное лицо, принявшее заявление к рассмотрению, вносит сведения о приеме документов в информационную систему МВД России. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению.
Само решение о выдаче работодателю разрешения на привлечение иностранных работников принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления документов. Разрешение на привлечение иностранных работников выдается сроком на один год.
За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников уплачивается государственная пошлина в размере 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Приглашение на въезд иностранных работников в РФ
В целях трудоустройства «визовых» иностранцев работодателю необходимо получить в УВМ МВД приглашение на въезд иностранных работников в РФ для осуществления трудовой деятельности. Данное приглашение необходимо иностранцам, чтобы они смогли получить однократную визу на въезд и выезд из России.
Порядок выдачи приглашений и форма ходатайства о выдаче таких приглашений утв. приказом МВД России от 21.09.2017 № 735. К ходатайству необходимо приложить комплект следующих документов:
Срок предоставления приглашений составляет не более 20 рабочих дней с даты регистрации ходатайства с приложением всех необходимых документов. Если приглашение выдается высококвалифицированному специалисту, срок его оформления не должен превышать 14 рабочих дней.
Госпошлина за выдачу приглашения уплачивается в размере 800 рублей за каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Если ходатайство подается через портал госуслуг, пошлина взимается с учетом коэффициента 0,7 от установленной – в размере 560 рублей за каждого приглашенного.
Разрешение на работу 
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель может направить в УВМ МВД документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Для этого необходимо будет написать заявление и приложить к нему следующие документы:
За выдачу разрешения на работу иностранным гражданам уплачивается государственная пошлина в размере 3500 рублей в отношении каждого работника (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Разрешение на работу для каждого иностранного работника выдается работодателю одновременно с приглашением в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. Полученные приглашения направляются иностранным работникам для получения ими виз.
Оформление трудовых отношений с иностранцами
После того как иностранные работники въехали на территорию РФ, можно приступать к оформлению договорных отношений с ними. Иностранец должен предоставить работодателю следующие документы (ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ):
При заключении трудового договора иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета.
В самом трудовом договоре с иностранцем указываются сведения о разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство.
Обязательным для временно проживающих иностранцев является условие об основаниях оказания иностранному работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Для этого в договоре нужно указать реквизиты полиса добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.
Полис добровольного медицинского страхования должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.2 ТК РФ).
Трудоустройство работников из ЕАЭС
В отношении работников из стран – участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений. Это касается граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.
Трудоустройство данной категории иностранцев мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. В частности, для заключения с ними трудового договора не требуется:
При этом граждане Белоруссии освобождаются от оформления миграционной карты (двустороннее Соглашение от 24.01.2006 года).
Дополнительные документы с работников из ЕАЭС не истребуются.
Вместе с тем, на работников из ЕАЭС все же распространяется ряд правил, характерных для трудоустройства всех прочих иностранных работников. Сотрудника из ЕАЭС необходимо поставить на миграционный учет (если он проживает в РФ более месяца), а о заключенном с ним договоре уведомить МВД.
Мигрант в законе
Постановка иностранного работника на миграционный учет
Чтобы поставить иностранного работника на миграционный учет, работодателю необходимо уведомить МВД о его прибытии в Россию. Уведомление направляется в территориальный орган МВД России по форме, утв. приказом МВД России от 23.11.2017 № 881.
Уведомление в общем случае подается не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Исключение составляют иностранцы, прибывшие из стран ЕАЭС. Они могут представить уведомление о прибытии в течение 30 суток с момента въезда на территорию РФ (ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). А для граждан Таджикистана срок регистрации составляет 15 дней со дня прибытия.
Уведомление подается непосредственно в УВМ МВД России, по почте, а также через МФЦ. Работодатель вправе самостоятельно выбирать способ направления уведомления (ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 №109-ФЗ).
При личной подаче должностное лицо, принявшее уведомление, проставляет отметку о приеме уведомления и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления. Все это делается незамедлительно, сразу же после сверки указанных в уведомлении сведений с представленными документами. В отметке о приеме уведомления проставляется подпись с расшифровкой фамилии должностного лица (работника), принявшего уведомление. Отметка о приеме проставляется в отрывной части бланка уведомления и дублируется на самом бланке уведомления. Дата совершения отметки о приеме уведомления и будет считаться датой постановки иностранца на миграционный учет.
Затем работодатель передает отрывную часть бланка уведомления самому иностранному работнику. Все сведения об иностранном гражданине будут внесены в учетные документы УВМ МВД в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии.
Первичный миграционный учет осуществляется на срок не более 90 суток (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). То есть с даты проставления отметки о приеме уведомления у иностранца есть 3 месяца для законного пребывания на территории РФ.
Граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС) могут оформить первичную регистрацию по трудовому договору на срок до 1 года. То есть, если у них есть действующий трудовой договор, то разрешенный срок пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на год.
Далее иностранцу необходимо либо выехать за пределы страны либо продлить срок временного пребывания.
Принимающая сторона может сама снять иностранца с миграционного учета в случае убытия последнего из места пребывания. Напомним, сейчас местом пребывания считается жилое или иное помещение, в котором иностранец фактически проживает (использует для сна и отдыха). Местом пребывания может быть и организация-работодатель, по адресу которой иностранец фактически проживает.
Ответственность за снятие иностранных работников с миграционного учета несут работодатели (Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ). Чтобы снять иностранца с учета, необходимо заявить об этом в УВМ МВД.
Уведомление о трудоустройстве иностранного работника
Работодатели обязаны сообщать в МВД России о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства. То же самое касается и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Данная обязанность закреплена в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Для информирования о фактах трудоустройства иностранцев в УВМ МВД России подается соответствующее уведомление. Действующая форма уведомления утв. приказом МВД России от 04.06.2019 № 363 (до 09.09.2019 действовал приказ МВД России от 10.01.2018 № 11, утверждавший аналогичные формы), приложение № 13.
В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель заключил или прекратил договор на выполнение работ (оказание услуг). В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
Уведомление подается не позднее 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Его можно направить:
В первых двух случаях работодателю выдается справка, подтверждающая прием уведомления. При поступлении уведомления в электронной форме выдается электронное сообщение о приеме уведомления. Срок сообщения – не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления.
В течение двух месяцев со дня выдачи патента «безвизовый» иностранец, принятый на работу, должен предоставить территориальному органу МВД России копию трудового договора (п. 7 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).
Штрафы за нарушение правил оформления иностранцев
Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан установлена в соответствии со ст. 18.15 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наказания за следующие нарушения:
За все указанные виды нарушений устанавливаются штрафы:
При этом для организаций в качестве наказания вместо штрафа могут назначить административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Если перечисленные выше нарушения были совершены на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской или Ленинградской области, штрафы составят (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):
Перечисленные штрафы назначаются в отношении каждого иностранного работника, привлеченного к работе с нарушением правил, в отдельности.
Следует помнить, что работодатели отвечают не только за привлечение иностранцев к трудовой деятельности, но и за соблюдение ими режима пребывания в РФ, а также за снятие их с миграционного учета.
Штрафы за нарушение правил пребывания иностранных граждан в РФ установлены в соответствии со ст. 18.9 КоАП РФ.
Так, непринятие организацией мер по обеспечению своевременного выезда иностранца из РФ повлечет наложение на нее штрафа в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Такой же штраф назначат за необеспечение соблюдения иностранным гражданином режима пребывания в РФ.
Получать разрешения на использование иностранных работников нужно по новым правилам
Приказом обновлён Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В регламенте приводятся, в числе прочего, круг заявителей, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в её предоставлении, размер взимаемой госпошлины, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур. В приложениях приведены формы заявлений и иных документов.
В каких случаях требуется разрешение на привлечение иностранцев?
По общему правилу работодатель (заказчик работ, услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранцев в том числе при наличии соответствующего разрешения. Такой вывод следует из абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Не требуется получать данное разрешение, если привлекаемый иностранный гражданин, в частности:
Зачем потребовалось обновлять регламент?
Обновление вызвано необходимостью привести регламент в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 февраля 2020 г. № 16-ФЗ в части упрощения порядка трудоустройства в РФ обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства.
Напомним, что с 5 августа организации могут нанимать иностранных студентов, не имеющих разрешения на работу. Больше не нужно оформлять разрешение на работу иностранцам, которые учатся в России очно в профессиональных образовательных организациях и вузах по основной профессиональной программе, имеющей госаккредитацию. Иностранца разрешено нанимать для работы в свободное от учёбы время. Если студент закончит или прекратит обучение, трудовой договор с ним придётся расторгнуть.
Кто может являться заявителем на получение госуслуги?
Круг заявителей достаточно широк, это могут быть как юридические, так и физические лица. К примеру, заявителями являются:
Каковы сроки выдачи документов?
Приведём несколько характерных примеров оперативности работы органов миграционного учёта:
Какой размер госпошлины за выдачу разрешений?
Государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников составляет 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника. За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства придётся заплатить 3 500 рублей.
Уплатить госпошлину можно с использованием Единого портала госуслуг.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства
Государственная услуга по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
1. Работодатель, заказчик работ (услуг), в том числе судовладелец (физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании), иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, привлекающие иностранных работников, прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, требующем оформления визы, а также членов семьи высококвалифицированных специалистов, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем оформления визы.
Членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. (далее – «член семьи высококвалифицированного специалиста»).
2. В отношении высококвалифицированных специалистов заявителем может выступать работодатель или заказчик работ (услуг), являющийся:
2.1. Российской коммерческой организацией.
2.2. Российской научной организацией, профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждением здравоохранения, а также иной организацией, осуществляющей научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у нее в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации.
2.3. Аккредитованным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации филиалом, представительством иностранного юридического лица.
2.4. Физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации, не являющейся российской коммерческой организацией, а также общероссийской спортивной федерацией в случае привлечения высококвалифицированных специалистов на должности, включенные в перечень должностей иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых в качестве высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями, утверждаемый в соответствии со статьей 20.4 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – «физкультурно-спортивные организации»).
3. Зарегистрированная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации дочерняя организация (дочернее общество), филиал или представительство иностранной коммерческой организации, зарегистрированной на территории государства – члена Всемирной торговой организации (далее – «иностранная коммерческая организация»).
4. Иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (далее – «иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации»).
5. Управляющая компания, являющаяся российским юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы в целях обеспечения функционирования международного медицинского кластера и управления им, с которой заключил соглашение участник проекта, являющийся российским юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством иностранного государства – члена Организации экономического сотрудничества и развития иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в соответствии с частью 4 статьи 2 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «управляющая компания», «участник проекта международного медицинского кластера» соответственно).
6. Работодатели, признаваемые резидентами свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток».
7. Работодатели, признаваемые резидентами территории опережающего социально-экономического развития в соответствии со статьей 351.5 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
8. Управляющая компания, являющаяся российским юридическим лицом, на которое возложена реализация проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково», или ее дочернее общество в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – «управляющая компания «Сколково»).
9. Управляющая компания, являющаяся российской организацией, которая создана в организационно-правовой форме акционерного общества в целях осуществления функций по управлению инновационным научно-технологическим центром или ее дочернее общество в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «управляющая научно-технологическим центром компания»).
10. Иностранные граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.