Разрешено только то что прямо разрешено
Не все что не запрещено законом дозволено и разрешено не только то, что прямо разрешено законом
Необходимо иметь в виду, что в советском гражданском праве не все то, что не запрещено законом, дозволено и дозволено не только то, что прямо разрешено законом1.
Правомерность тех или иных действий при отсутствии прямых запретов или дозволений должна быть установлена исходя из общей направленности основных начал, смысла, цели гражданского права, предоставляющего участникам самостоятельность и инициативу в развитии социалистических имущественных и связанных с ними личных отношений.
В связи с общим, вытекающим из Конституции СССР курсом на укрепление прав и инициативы граждан в удовлетворении их потребностей в правоприменительной деятельности высших судебных органов наметилась тенденция расширения судебной юрисдикции в позитивном регулировании отношений, затрагивающих интересы граждан. Используя свои возможности, суд дает такое толкование закона, которое в соответствии с его духом и смыслом устанавливает правоположения, в наибольшей степени обеспечивающие интересы гражданина. Решение суда становится компонентом фактического состава, порождающего правоотношение.
Все сказанное свидетельствует о том, что природа норм гражданского права, регулирующих имущественные отношения с участием граждан, в основном дозволительная. Плановый характер хозяйственного и социально-культурного развития не исключает такого положения, при котором завершающим для возникновения гражданского правоотношения является воля гражданина, независимо от того, каков установленный законом объем его самоопределения, автономии. Такое положение способствует в условиях использования товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета, экономических стимулов удовлетворению растущих потребностей граждан. Правоприменительная деятельность властных органов, как необходимая предпосылка возникновения и осуществления субъективных гражданских прав, ограничена кругом обстоятельств и условий, точно определенных законом.
Иначе обстоит дело, когда гражданско-правовые нормы нарушаются, т. е. соответствующие обязанности не исполняются, что ведет к ущемлению субъективных гражданских прав. В этих случаях сфера правоприменительной деятельности значительно расширяется. При уклонении от добровольного исполнения обязанностей к нарушителям применяется государственное принуждение. Цель принуждения — восстановление нарушенного права, а при невозможности восстановления — присуждение суммы понесенного потерпевшим имущественного ущерба, взыскание так называемых санкций (неустойки, штрафа), дополнительно обеспечивающих удовлетворение требований, предъявляемых потерпевшим к обязанному лицу, признание права, оспариваемого другим лицом, принятие иных мер, предусмотренных ст. 6 Основ гражданского законодательства и соответствующими статьями ГК союзных республик. Принуждение, по общему правилу, осуществляется на основе решений, выносимых судом.
Известно, что судебная охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан лучше обеспечивает их интересы, чем иные способы защиты. Хорошей иллюстрацией для подтверждения этого положения является сложившаяся судебная практика применения законодательства при разрешении споров между гражданами и жилищностроительными кооперативами. Суду подведомствен и иск гражданина в случаях отказа исполкома местного Совета в выдаче ему как члену кооператива ордера на жилое помещение, отмены исполкомом решения общего собрания членов ЖСК о приеме гражданина в его члены либо отмены решения общего собрания о предоставлении члену ЖСК в порядке улучшения жилищных условий освободившегося помещения в доме того же кооператива.
Защита гражданских прав в случаях и в порядке, установленных законодательством Союза СОР и ГК союзных республик, осуществляется также товарищескими судами, профсоюзными и иными общественными организациями. В случаях, особо предусмотренных в законе, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке (например, административное выселение из домов, грозящих обвалом, и из самоуправно занятых жилых помещений). Гражданское правонарушение влечет за собой властный правоприменительный юрисдикционный акт. Но потерпевший, по общему правилу, может воспользоваться или не воспользоваться своим правом привести в действие аппарат государственного или общественного принуждения для защиты нарушенного права.
Перечень мер защиты субъективных гражданских прав, данный, в ст. 6 Основ и ГК, не является исчерпывающим. В этой статье указывается, что защита осуществляется «также иными способами, предусмотренными законом». Так, в случае неисполнения должником обязательства выполнить определенную работу кредитор вправе ее выполнить за счет должника, поскольку иное не вытекает из закона или договора (ст. 218 ГК РСФСР). В этом также сказываются особенности правоприменения в гражданском праве. В административном праве виды взысканий за административные правонарушения, а в уголовном праве виды наказаний за преступления строго определены. Не допускается никакое расширение этих видов, тем более по усмотрению потерпевшего лица.
Нет необходимости в совершении каких-либо властных правоприменительных действий при осуществлении субъективных гражданских прав (права собственности, личных прав — на честь и достоинство, права авторства и др.), если они не нарушаются другими лицами. Но нарушение требуемого нормой воздержания от неправомерных действий, например причинение вреда здоровью или имуществу, завладение чужой вещью, распространение не соответствующих действительности порочащих честь и достоинство сведений, влечет за собой отрицательную для правонарушителя правоприменительную юрисдикционную деятельность — соответствующие меры понуждения, обеспечивающие компенсацию имущественного ущерба, восстановление личного права и др.
Сужение на практике случаев использования властных правоприменительных актов при гражданских правонарушениях объясняется природой гражданско-правовых отношений.
Правовое регулирование
Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).
Содержание
Предмет и пределы регулирования
Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.
Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.
В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений [2] :
Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.
Пределы правового регулирования подразделяются на:
Характеристика
Способы
Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:
Методы
Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.
Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.
Классификация
В зависимости от средств правового регулирования:
В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:
В зависимости от степени централизации:
В зависимости от сферы действия права:
Стадии и механизм регулирования
Стадии
Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.
Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.
Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.
Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.
Механизм
Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.
Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):
Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):
Вопрос 41. Типы правового регулирования. Правовой режим
В юридической литературе и на практике приводятся две формулы, на основе которых выделяют два типа правового регулирования:
Первая формула: «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Соответственно в правовом регулировании выделяют общедозволительный тип. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты, объем которых, как правило, невелик. Объем же дозволений не определен, то есть, возможно, все, что не запрещено. Общедозволительный тип применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод, и характерен для отраслей частного права.
Вторая формула: «запрещено все, что не разрешено законом». Соответственно выделяют запретительный тип правового регулирования. Участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Таким образом регулируются правовой статус государственных органов и отношения между ними. В законе указывается точный, строго ограниченный объем полномочий государственных органов и должностных лиц, они не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией. Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу. Данный тип правового регулирования некоторые авторы называют разрешительным, но от этого его суть на меняется. Он присущ отраслям публичного права.
Но, безусловно, для отраслей права характерно сочетание обоих типов правового регулирования. Например, в гражданском праве доминирующим является общедозволительный тип правового регулирования, но присутствует и запретительный тип, когда мы говорим об институте опеки и попечительства.
В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо:
— стимулирующим, который создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования);
— либо ограничивающим, который нацелен на их комплексное сдерживание.
Правовое регулирование во многом «складывается» из определенных правовых режимов для тех или иных субъектов. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
До недавнего прошлого в отношении человека и хозяйствующих структур в сфере экономики действовали в основном весьма жесткие правовое режимы ограничения, в которых господствующее место занимали нормы административного и уголовного права, состоящее преимущественно из запретов, обязанностей и наказаний, то есть правовых ограничений.
В современных условиях ясно, что только комплексное и доминирующее использование правовых стимулов увеличит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов, на достижение ими социально полезного результата.
Типы правового регулирования
В зависимости от сочетания юридических дозволений и запретов в праве выделяются два типа правового регулирования:
— общедозволительный – правовое регулирование поведения и деятельности субъектов, основывается на принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом.
По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Применяется преимущественно в отраслях частного права;
— разрешительный тип правового регулирования — правовое регулирование поведения и деятельности субъектов основывается на принципе; разрешено лишь то, что прямо предписано (предусмотрено) законом.
Участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования преимущественно используется для регулирования отношений в сфере действия публичного права
На преобладание общедозволительного или общеразрешительного регулирования влияют разнообразные факторы – исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений (так, для имущественных отношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а для охранительных – разрешительного) и др. В современном обществе значительную роль на соотношение указанных типов правового регулирования оказывает характер государственности. В правовом государстве отношения, связанные с деятельностью государства, его органов и должностных лиц, строятся по принципу разрешительного регулирования. Отношения же между гражданами и организациями преимущественно урегулированы на основе общедозволительного принципа.
Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право «вкраплены» элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.
Учебное пособие по курсу «Правоведение»
Загрузить всю книгу
Модуль 1. Государство
1. Общие положения о государстве и государственной власти
1.1. Понятие и сущность государства
1.1.1. Сущность государства
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить обо всем обществе. Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.
Рассматривая общество, необходимо различать три категории индивидов:
1)человек – это разумное психофизическое существо, живущее в обществе;
2)личность – это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод, обязанностей;
3)гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы, обязанности. По отношению к конкретному государству гражданином является лицо, находящееся в определенной политико-правовой связи с этим государством, с определением взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.
В определении сущности государства на первом месте стоит содержательная сторона. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Такое государство – средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы, что вызывает сопротивление у других классов. Отсюда вечная проблема «снятия» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства по своей сути выступают классовыми государствами. Общечеловеческие и иные интересы в этих государствах также присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средством для достижения интересов общества. Государство в такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Таких государств, в реальности нет. Но есть ряд стран, которые в достижении этой цели добились гораздо больше успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести Германию, Швейцарию, Швецию, Австрию и др.
Религиозный подход проявляется в организации политической власти, содействующей преимущественно осуществлению интересов определенной религии. Например, католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран, Ливия и др.
В рамках национального подхода государство проявляется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории страны. Например, современные Латвия, Эстония и др.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.