Разрисованная вуаль о чем
Путешествие длиною в жизнь: «Разрисованная вуаль»
«Когда любовь и долг одно и то же – это благословение», –
Сомерсет Моэм
В декабре исполняется десять лет со дня выхода на экраны фильма «Разрисованная вуаль» (The Painted Veil) по роману Сомерсета Моэма с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс в главных ролях. Достойный повод вспомнить о фильме, повествующем о силе настоящей любви, отрицании и принятии собственного счастья.
Б ританский писатель Сомерсет Моэм – один из самых популярных и экранизируемых прозаиков конца XIX – первой половины XX века. Практически все его произведения в разное время были перенесены на экран, причём не один раз. И это вполне объяснимо, учитывая необычайную кинематографичность новелл Моэма – взять хотя бы самый известный его роман «Театр», экранизированный дважды.
Фильм Джона Кёррана «Разрисованная вуаль» (или «Узорный покров») – третья по счёту экранизация одноимённого романа Моэма, снятая наиболее близко к тексту. Предыдущие версии 1934 и 1957 годов с Гретой Гарбо и Элинор Паркер в главных ролях соответственно были типичными голливудскими мелодрамами по мотивам, во главу сюжета поставившие любовный треугольник и романтические переживания главной героини, разрывающейся между мужем и любовником.
Китти (Уоттс) – очаровательная дама из высшего общества. Выйдя замуж за малопривлекательного для неё микробиолога Уолтера (Нортон), она отправляется в Шанхай. Со скуки и от неспособности полюбить новоиспечённого супруга, Китти изменяет ему с женатым красавцем Чарльзом Таунсендом (Лив Шрайбер), помощником губернатора колонии. Уолтер узнаёт об измене и в гневе решает отправиться в глухую китайскую деревушку, где свирепствует эпидемия холеры. Туда он забирает и неверную супругу.
Преображение Китти из легкомысленной дамы в преданную жену и соратницу наступает далеко не сразу, и чем ближе знакомишься с героиней, тем больше начинаешь понимать, что характер Китти – лишь результат неверно усвоенных социальных норм и правил. Традиции и устои высшего общества, с детства окружающие Китти, никогда не были ей полностью осмыслены. Поэтому поспешный брак с Уолтером, продиктованный гнётом матери и желанием поскорее покинуть отчий дом, говорит о совершенной незрелости героини. Китти даже не пытается понять важность и судьбоносность своего поступка, а свадьбу с Уолтером воспринимает исключительно как ещё один неудачный, но необходимый ход в своей жизни.
Страсть Китти к красавцу и дамскому угоднику Таунсенду – ещё одно свидетельство душевной незрелости героини. Внешняя красота («Хорошо, когда мужчина следит за собой») является для Китти мерилом и внутреннего мира (типичное суждение, характерное для её класса). На фоне малоинтересного и скучного для неё Уолтера («Если мужчина не способен сделать так, чтобы женщина полюбила его, винить он должен себя»), популярный в обществе Таунсенд кажется Китти воплощением всех возможных мужских качеств и безумно привлекает её.
Последующее разоблачение Таунсенда, отказавшегося взять в жёны Китти в случае её развода с Уолтером, больно бьёт по самолюбию героини. С её глаз как будто спадает мечтательная пелена, что делает её существование бессмысленным. На помощь приходит муж Уолтер, который заставляет её поехать в изнурительное путешествие по китайской глубинке, сражающейся с эпидемией.
В этой поездке Китти наконец-то чувствует себя по-настоящему живой и свободной от социальных догм и правил. Странные нравы чужого, враждебного мира и постоянный риск постепенно наполняют жизнь Китти остротой и новым смыслом и заставляют по-новому посмотреть на действительно любящего её человека.
В опасной и экзотической поездке эти двое, по сути, чужих людей обретут смысл жизни и по-новому взглянут друг на друга. Уолтер найдёт себя в борьбе с эпидемией, а Китти, наконец, избавится от ненужного эгоизма и обретёт внутренний покой и любовь. «Разрисованная вуаль» – это история становления двух не слишком зрелых героев, прошедших долгий путь друг к другу. Ведь любовь – это величайшее путешествие в жизни для каждого из нас. И требуется мужество, чтобы хоть раз пойти ей навстречу.
Разрисованная вуаль — печальная история о превратностях жизни и опоздавшей любви
Драма Д. Кёррана «Разрисованная вуаль» The Painted Veil (2006) по мотивам романа У. Сомерсета Моэма — трагическая пронзительная история любви, взросления героини через ошибки и испытания. Не рекомендуется к просмотру любителям кино в жанре экшен, поклонникам динамичного, яркого зрелища. Зато прекрасно воспринимается вдумчивой аудиторией, способной услышать и оценить происходящее на экране.
Фильм невероятно притягательный, несмотря на то, что не имел кассового успеха, как и громких наград. В чем же магия этой печальной картины?
Кино сквозь время
Путь для всех один и ведет в никуда.
Единственной наградой киноленты стал Золотой глобус за лучший саундтрек, хотя фильм явно заслуживает большего. Замечательная игра яркой Наоми Уоттс и неподражаемого Эдварда Нортона вызывает искреннее сопереживание. Операторская работа очень хороша, живописные пейзажи горных провинций Китая завораживают.
Смысл названия
У многих зрителей возникает вопрос: почему киноистория называется «Разрисованная вуаль»? Что символизирует вуаль в контексте этой истории? Фактически название многовариантно, и каждое из его толкований по-своему интересно, начиная от тонкостей перевода и до ассоциативного ряда.
Видите: она прикрывает лицо платком — она оплакивает свое горе.
Измена как точка отсчета
Избалованная аристократка Китти со всех сторон слышит намеки о том, что пора бы уже выйти замуж. Она принимает предложение доктора Уолтера Фейна, не испытывая ровно никаких чувств к супругу. После свадьбы супружеская чета отправляется к месту службы мистера Фейна, в Шанхай. Китти не любит своего мужа, скучает вдали от светской жизни Лондона и спустя пару лет заводит тайный роман. Как и многим женщинам в подобной ситуации, неопытной героине кажется, что Таунсенд в нее действительно влюблен и даже готов жениться.
Любовь через испытания
Уолтер и Китти Фейн отправляются в провинцию Китая, где свирепствует страшная эпидемия холеры. Чудовищные условия, ежедневная опасность для жизни раскрывают характеры обоих с ранее неизвестной стороны. Отрешившись от собственного эгоизма, миссис Фейн помогает монахиням ухаживать за детьми-сиротами.
Китти взрослеет, именно здесь она оказывается способной оценить достоинства своего мужа. Между супругами вспыхивает любовь, в результате всех испытаний они становятся настоящей семьей.
Даже тот факт, что Китти беременна, скорее всего, от любовника, в предлагаемых обстоятельствах не имеет определяющего значения. К сожалению, прозрение и любовь жены пришли к Фейну лишь в финале его короткой жизни.
Есть английская поговорка:
We know not what is good until we have lost it. Человек не ценит хорошего, пока не потеряет.
Русский аналог: Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
Доктор заражается и умирает. До последней его минуты Китти преданно ухаживает за любимым мужем.
Откровения от монахини
Откровения от проницательной монахини пополнили сборник крылатых фраз из фильма, навсегда ставших известными цитатами. Пожилая добропочтенная невеста Господа в доверительной беседе излагает супруге доктора здравые мысли, порой весьма неожиданные. Об отношении к Богу — так, как есть:
Оказывается, даже чувства к Всевышнему подвержены изменению с течением времени.
Он разочаровал меня своим безразличием. У нас установились отношения взаимного равнодушия.
О долге и любви — с точки зрения мудрого человека:
Долг — это мытье рук перед едой, не более того.
Когда любовь и долг одно и то же — это Божье благословение.
Уроки жизни
«Разрисованная вуаль» — удивительно мудрое кино, заставляющее взглянуть на многие вещи иначе. После финальных титров остается ощущение хрупкости жизни человеческой и сожаление о потерянном времени.
Отношения людей в мире, полном страданий, зачастую бывают бессмысленно жестокими. Никто не безгрешен, все совершают ошибки. Суждено ли нам с достоинством пройти свой путь, хватит ли стойкости и сил подняться после падений?
Иногда шаг навстречу другому — величайшее путешествие в жизни.
Терпение, внимание, шаги навстречу друг другу помогут понять и простить близких людей. Ведь жизнь — непростая штука; иногда слишком поздно понимаешь, что в ней действительно важно.
Разрисованная вуаль (фильм, 2006)
Warner Independent Pictures
«Разрисованная вуаль» (англ. The Painted Veil ) — экранизация одноимённого романа британского писателя Сомерсета Моэма, вышедшая на экраны в конце 2006 года. Главные роли в нём исполнили Эдвард Нортон и Наоми Уоттс. Ранее роман уже экранизировался в 1934 году; тогда главную роль исполнила Грета Гарбо.
Содержание
Сюжет
«Разрисованная вуаль» — любовная история, разворачивающаяся в 1920-е годы. Молодая британская пара Уолтер (врач из среднего класса) и Китти Фейн (аристократка), поженившиеся не по взаимной любви, находятся в Шанхае, где Китти начинает тайный роман с Чарли Таунсендом. Уолтер обнаруживает измену и в качестве мести своей жене решает принять предложение работать врачом в маленькой китайской деревушке, страдающей от эпидемии холеры. В качестве альтернативы он предлагает жене пойти к любовнику и потребовать, чтобы тот развёлся со своей женой ради неё. Таунсенд предсказуемо отказывается, и Китти вынуждена ехать вместе с Уолтером. После двух недель изнурительного путешествия супруги оказываются в заброшенном поселении, жители которого один за другим умирают от холеры. Уолтер почти всё время проводит в госпитале, в то время как Китти скучает дома. Однажды она решается выбраться в больницу, где работает муж, и обнаруживает там детский приют, которым занимаются несколько монахинь. Наблюдая за происходящим, Китти проникается уважением к своему мужу, и со временем начинает помогать монахиням с детьми. Это производит ответное впечатление на Уолтера; между супругами вновь вспыхивает страсть, однако вскоре Китти обнаруживает, что беременна, и есть вероятность что этот ребёнок — не Уолтера. Сам Уолтер решает в любом случае принять ребёнка, но внезапно заболевает холерой и умирает. Финальная сцена: Китти с подросшим сыном в Лондоне покупает цветы, и на улице обнаруживает Чарли Таунсенда. Они обмениваются холодными приветствиями, Таунсенд предлагает ей встретиться, но Китти отказывает ему. Когда её сын спрашивает, кто этот человек, Китти отвечает ему: «Это не важно».
Разрисованная вуаль о чем
Двадцатые годы ХХ века. Молодой учёный-бактериолог Уолтер Фейн (Эдвард Нортон) и его неверная жена Китти (Наоми Уоттс) отправляются из родной Великобритании в отдаленную деревушку в Китае, чтобы бороться со вспышкой эпидемии холеры. Там отношения супругов предстают в другом свете, и они заново открывают друг друга.
|
Рецензия |
© Евгений Нефёдов, 2007.02.19 | Авторская оценка: 5/10 |
Странно, что представители отечественной фирмы-прокатчика, компании «Пирамида», решили проявить, вопреки обыкновению, буквалистский подход. Ведь фильм основан на одноимённом романе Уильяма Сомерсета Моэма, название которого переводилось на русский язык по-другому, как «Разрисованный занавес» и «Узорный покров». Вроде бы никакая вуаль, тем более кем-то разрисованная, в картине не фигурирует, а создавать (за автора) столь серьёзные метафоры – слишком рискованно. Особенно если учесть, что на самом деле писатель намекал на проникновенную первую строчку из сонета Перси Биши Шелли: «Не поднимай раскрашенную завесу, которую люди называют Жизнь»… Впрочем, в данном случае это – ещё не самое большое разочарование, испытанное во время просмотра. Данное обстоятельство тем более странно, что, если верить западным источникам, проект фильма разрабатывался на протяжении без малого десятилетия. В первую очередь к числу его энтузиастов следует отнести, вероятно, сценариста Рона Найсуонера, который достаточно вольно обошёлся с литературным первоисточником. Это как раз не вызывает удивления, поскольку по предшествующим работам кинодраматурга можно вполне безошибочно сказать о нём как об обладателе романтической натуры и о большом любителе экранных мелодрам. А вот то, почему к съёмкам с такой увлечённостью подошёл актёр Эдвард Нортон, уже вызывает недоумение. Он будто бы не просто курировал проект на протяжении последнего времени, но даже намеревался выступить режиссёром. А главное, настоял на приглашении (вместо Николь Кидман) другой голливудской «звезды» – Наоми Уоттс, которую якобы пришлось уговаривать почти год. Так и хочется спросить: оно того стоило? И в чём причина достаточно высокой оценки художественного уровня ленты, получившей, в частности, «Золотой глобус» (за оригинальную музыку Александра Деспла), но очень плохо 1 встреченной зрителями?
А ведь нельзя не отметить, что имя режиссёра как раз и могло даровать определённую надежду. В сущности, его новая постановка практически повторяет конфликт, столь щемяще и даже надрывно звучавший в предшествующей работе – американо-канадской ленте «Мы здесь больше не живём» /2004/. Также, кстати, являвшейся киноадаптацией, хотя и двух рассказов (правда, менее известного писателя – Андре Дабаса). И та же Наоми Уоттс просто потрясающе сыграла тогда жену, которой настолько опостылела семейная жизнь, что она с готовностью окунулась в любовный роман с лучшим другом мужа – а супруг её искренне понял. Куда всё это подевалось, как только проблематика получила историческую перспективу?! Почему интонация вдруг обрела сухость и нарочитую беспристрастность? Вопросы являются, конечно, риторическими. Ибо ждать ответа попросту не от кого.
Информация о серии |
1. | Разрисованная вуаль (1934) |
2. | Разрисованная вуаль (2006) |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
Более подробное описание, с рекламного листочка из кинотеатра:
Китти (Наоми Уоттс), дама из буржуазного общества, выходит за Уолтера (Эдвард Нортон), доктора среднего класса, но не любит его. Они уезжают в Шанхай, где Китти влюбляется в другого мужчину. Когда Уолтер уличает ее в измене, в порыве гнева он принимает решение отправиться в глухую китайскую деревню, в которой свирепствует эпидемия холеры, и увозит жену с собой. Это путешествие в одно из самых отдаленных и красивейших мест на земле наполняет их отношения новым смыслом.
Номинации на Independent Spirit Award: Лучшая мужская роль (Эдвард Нортон), Лучшая музыка
Награда Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса: Лучшая Музыка
Премия «Золотой Глобус»: Лучшая Музыка
После просмотра фильма ‘Разрисованная вуаль’, меня так и подмывало прочитать книгу Сомерсета Моэма ‘Узорный покров’, по мотивам которой он был снят.
Ну что я могу сказать? Разочаровалась. Я, видимо, законченный романтик, раз ожидала, что в книге Моэма сюжетообразующим является зарождение чувств между героями. Однако заглавная идея фильма и книги оказались диаметрально противоположными.
Голливуд сделал из этой полной трагизма истории мелодраму, где нашлось место высокому чувству, долгу, раскаянию. В книге же упор делается на осознание героиней своего ничтожества и надалекости, которые она тщеславно не замечала и не признавала преступными.
В фильме героиня причаливает к берегу, где ее не только ждет истина, осознание своих ошибок и глупости, но и истинное чувство, прикрытое узорчатым покровом вечности.
Смотрела фильм после прочтения книги. Я очень разочарована.
Из истории об одиночестве, поисках душевного равновесия и гармонии с миром сделали типичную голивудскую поделку. Ни искренности в героях, ни особой актерской игры я не заметила. И Наоми Уотс почему-то постоянно напоминала Николь Кидман.
Единственно, музыка хороша.
Разрисованная вуаль \ The Painted Veil (2006) – режиссёр Джон Кёрран
Режиссёр Джон Кёрран совершил невозможное: он практически воссоздал атмосферу романа Сомерсета Моэма «Узорный покров» в своём фильме “Разрисованная вуаль”, более того, герои романа узнаваемы с первых минут пребывания на экране, а их каждый шаг навстречу друг другу волнует точно также как в великолепном романе Моэма.
Если история в романе развивается линейно и хронологически, то в фильме как нельзя идеально подходит приём флэшбэка. Именно через воспоминания Китти (Наоми Уоттс –“Дж. Эдгар“, “Ты встретишь высокого незнакомого брюнета” ) мы узнаём, как и почему её занесло в удивительный по красоте уголок Китая, на размытую дождями дорогу, по которой не пройти, не проехать.
В ярких как вспышка воспоминаниях мы видим Китти, очаровательную, избалованную девицу на одном из приёмов, куда её отец, известный адвокат, пригласил учёного бактериолога Уолтера Фейна (Эдвард Нортон – “Иллюзионист”, “Бойцовский клуб”). Уолтер скромный, сдержанный, не мог не заметить красивую девушку, он влюбился сразу и навсегда. Времени на ухаживание совсем не было, так как он уезжал в Китай.
И так всё совпало, что Китти порядком надоела мать с постоянными упрёками в нежелании выйти, наконец, замуж и завести детей. Оба совершили нелепую ошибку, пошли на поводу обстоятельств, и судьба сразу отыгралась на их скороспелом браке. По приезде в Шанхай Уолтер продолжал засиживаться в лаборатории, а сгорающая от скуки Китти обратила свой взор на помощника губернатора, Чарльза Таунсенда (Лев Шрайбер – муж Наоми Уоттс в реальной жизни), известного светского повесу.
Трясясь в паланкине среди бескрайних рисовых полей, Китти вспоминает всё, что произошло с ней за короткий период времени в Шанхае. Она вообразила, что нашла истинную любовь, что встретила, наконец, своего принца.
Эгоистка до мозга костей, привыкшая жить на свете только ради собственного удовольствия, она и подумать не могла, что для Чарльза она лишь очередной приятный эпизод. Сцена, когда любовники понимают, что Уолтер вернулся из лаборатории раньше и уткнулся носом в закрытую дверь спальни, просто настоящий триллер. Они заворожено смотрят, как поворачивается дверная ручка, как кто-то толкает запертую дверь и бесшумно уходит.
Уолтер не стал ходить вокруг да около, он сразу сделал такое предложение своей жене, от которого у неё волосы встали дыбом. Думаю, и зритель, незнакомый с таким писателем циником как Сомерсет Моэм, удивился жестокости Уолтера. Он поставил перед ней дилемму: либо развод, и тогда Китти становится социальным изгоем; либо она едет с ним в деревню, где свирепствует холера. Был, правда, ещё один самый унизительный выбор, который она сначала восприняла как дар небесный- он согласится дать ей развод при условии, что Таунсенд женится на ней. И вот она, наивная дурочка, мчится к Чарльзу, чтобы получить от него то, что Уолтер давным-давно предвидел.
После неприятного разговора с любовником у Китти не остаётся выбора, она вынуждена отправиться с мужем туда, где она либо умрёт, либо искупит свои грехи. А возможно, и то и другое.
Удивительно, как интимно режиссёр рассказывает историю. Как медленно и болезненно снимает с себя узорный покров Китти, сквозь который она привыкла смотреть на мир. С каким трудом она избавляется от иллюзий. Она словно застряла между двух реальностей – в Шанхае остался бывший возлюбленный, светская жизнь и суета. Здесь, среди эпидемии она каждый день видит, как занят её муж настоящим делом, как предан он своей науке, как он ходит рядом со смертью.
Мне, например, всегда интересно, что происходит с людьми после того, как завяли свадебные букеты и были съедены свадебные торты. Фраза «и жили они счастливо и умерли в один день” скрывает самое интересное. Китти не любила своего будущего мужа, он спас её от возможности остаться старой девой, что в обществе начала века не очень благосклонно воспринималось. Женщина не была свободной, и все условности высшего света были против неё. Она выбрала абсолютно незнакомого мужчину, чтобы избежать участи прослыть эмансипированной. Узнать и понять человека, с которым связала жизнь, а потом и полюбить его, дано не каждому. Любовь Китти не возрождалась, она выковывалась, пройдя жуткие, нечеловеческие испытания. Ни Уолтер, ни Китти не стали святыми. Но мы видим, какого высокого достоинства становятся их отношения. Постоянная близость смерти меняет взгляд на человеческие ценности. И вот как слепая, спотыкаясь и падая, Китти нащупывает свой путь к искуплению. Та Китти, перед которой муж поставил ультиматум, и представить не могла, насколько изменится её отношение ко всему.
Разве могла она представить, что, встретив в Лондоне человека по имени Чарльз Таунсенд, она на вопрос сына «А кто это, мамочка?», ответит «Никто, милый. Никто» Это означает, что в богом забытом китайском поселении, где бушевала холера, она нашла что-то наподобие избавления.Я уже упоминала атмосферность фильма «Разрисованная вуаль». Это настроение поддерживает великолепный музыкальный трек. Композитор Александр Депла («Девушка с жемчужной серёжкой», «Загадочная история Бенджамина Баттона») не только вызывает определённое настроение, но и даёт почувствовать время. К сожалению, выяснилось, что основная запоминающаяся мелодия это всего лишь аранжировка вальса Эрика Сати. Ну что же, и на том спасибо.
Кстати, о видеосъемке – операторская работа в фильме “Разрисованная вуаль” вызывает только восхищение, что не удивительно, ведь за плечами Стюарта Драйбёрга уже 30 операторских работ и одна номинация на Оскар.
Нельзя не сказать, что на роль Китти претендовала Николь Кидман, подруга Наоми Уоттс. Однако Нортон сказал своё веское слово.