Развитие и формирование в чем разница
Формирование и развитие человека — чем они отличаются
Человеческая жизнь насчитывает множество процессов, которые в разных временных периодах так или иначе оказывают свое влияние. Наличие определенных свойств этих событий могут сказываться на развитии и формировании человека, его жизни и характере. Обе категории относятся к понятиям общенаучного направления. Развитие и формирование часто применяется в контексте философских, социальных, политических, экономических и педагогических категорий.
Суть формирования, как понятия
Формирование представляет собой процесс становления личности человека под воздействием определенного количества факторов внешней и внутренней среды обитания. К подобным фактором относят:
Воспитание, как процесс который входит в состав практически каждой среды может играть ключевую роль в процессе формирования личности, как таковой. Конечный результат формирования означает завершение процесса, готовность личности, отсутствие высокой степени восприятия к внешним и внутренним раздражителям.
Достижение определенного уровня, задачи, завершение длительного проекта или работы также можно считать сформированным процессом, который имеет итог, завершенность, зрелость, законченность. Чаще всего понятие формирование используется в отношении психологии и педагогики как наук, тесно формирующих личность и социум в целом.
Педагогическая литература воспринимает понятие «формирование», как действие внешних факторов, исходящих из социальной среды, которые осуществляют дикие, стихийные, бесконтрольные воздействия на человека. Уличная среда и окружение чаще всего и формируют личность начиная с этапа раннего детского возраста и дальше по жизни.
Развитие, суть понятия
Развитие-понятие,которое так же не имеет конкретизированного обозначения,но в обобщенном виде с точки зрения педагогики трактуется, как результат изменений происходящих с человеком в отношении качественных и количественных дифференциаций. Процесс развития не имеет конечного этапа и происходит с личностью в виде постоянных:
Развитие состоит из нескольких категорий, которые непосредственно оказывают свою степень влияния:
Чем отличается формирование от развития?
Обоюдными качествами развития и формирования является следствием внешних и внутренних факторов, которые совершают определенные метаморфозы с личностью человека. Исходя из определения, то синонимом в отношении характеристики личности выступает как развитие, так и формирование. Источник развития, как и формирования всегда находится вне личности. Развитие отличается тем, происходит непосредственно от воздействия близких людей,семьи и друзей.
Процесс развития может происходить только у живого человека, в то же время формованию подвластно общество и социум в целом. В тоже время развитие-состояние происходящее при личностной активности и желании, в тоже время формирование может происходить без согласия и происходить пассивно от влияния из вне.
Развитие предполагает наличие качественного результата после воздействия определенных действия, а формирование требует лишь выполнение определенного задания и цели, без конкретизированного положительного эффекта.
Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост»
Чтобы профессионально понимать друг друга, нам следует сначала определить указанные в заголовке понятия. Мы не будем спорить с тем, как другие авторы понимают то или иное понятие, поскольку это малопродуктивно. Разброс мнений столь велик, что настаивать на жестком закреплении понятий пока преждевременно. Мы просто договоримся, что чем будем называть – только ради удобства использования, а не потому, что наша версия лучше.
Становление личности. Под становлением будем понимать спонтанный процесс возникновения (порождения) и укрепления личности – по аналогии с процессом становления на ноги, началом ходьбы и т.п. О становлении предпочтительно будем говорить тогда, когда необходимо подчеркнуть самостоятельность (снова слышится уже знакомое «стоять»), инициативность, непредписанность кем-то извне. Но в еще большей степени, когда необходимо подчеркнуть начальность, момент возникновения нового качества, в которые человек вложил известную долю своих усилий. Разумеется, словосочетание «становление личности» очень уместно использовать в отношении ранних этапов развития личности (раннее детство), хотя, в принципе, можно использовать его и в отношении других возрастов. Например, когда требуется указать на момент возникновения и процесс укрепления некоего психического новообразования, когда необходимо подчеркнуть, что человек заново восстанавливает себя («становится на ноги») после личностного разрушения, деградации, душевного нездоровья и т.п.
Формирование личности. Под формированием же, наоборот, будем понимать организованное со стороны окружающих человека людей воздействие, направленное на придание личности тех или иных характеристик – по аналогии с приданием чему-то необходимой формы, формата. В привычных случаях адресатом воздействия (того, кого формируют) является ребенок, подросток, но им вполне может оказаться и взрослый. Для тех, кто организует воздействие, необходимо обладать соответствующим социальным статусом: быть взрослым, преподавателем, воспитателем, начальником, командиром, консультантом и т.п. Правда, и здесь возможны вариации, поскольку даже равные по социальному статусу люди в межличностном плане могут занимать по отношению друг к другу позицию воспитателя. При этом нет необходимости утверждать, что формирование происходит всегда осознанно, а воздействие всегда организуется целенаправленно. В принципе, формирующее или преобразующее воздействие включено в ткань повседневных отношений как почти неизбежный эффект от взаимодействия, от самого межличностного контакта. Но все же о формировании личности, конечно же, лучше говорить в основном по отношению к случаям, когда формирующее воздействие производится не в фоновом режиме, а в виде процесса, сравнительно отчетливо выделяющемся как основная фигура на фоне социального взаимодействия.
Развитие личности. Термин «развитие» зарезервируем для тех случаев, когда необходимо подчеркнуть систематический или нормативный характер изменений, которые происходят с человеком в его жизни. Так, можно говорить о физиологическом развитии, о профессиональном или культурном развитии и т.п. В частности, развитие личности (личностное развитие) будет означать прохождение человеком некоторых этапов (сравнительно одинаковых у большинства людей), по мере наступления которых происходят качественные изменения внутреннего плана – в структуре личности, в исполняемых функциях, в особенностях динамики.
Согласно представлениям Х. Вернера [см. Крэйн 2002], развитие имеет место там, где происходит дифференциация и иерархическая интеграция. К примеру, зародыш возникает как единое целое, из которого затем выделяются различные органы. Подобным же образом происходит и дифференциация двигательной активности плода в утробе матери, когда его туловище и конечности больше не двигаются как единое целое в одном «движении массы», а двигаются раздельно и согласованно. Другой пример, когда дети начинаю рисовать. Поначалу они делают однообразные движения туда-сюда, рисуя круглые каракули. Затем их рисование становится более дифференцированным, по мере того как они осваивают различные движения. Иерархическая организация видна там, где рисование проводится в соответствии с намерением ребенка. Рисунок разворачивается постепенно от общего замысла к деталям.
То же наблюдается и в отношении личности. Развитие сопряжено с постепенным усложнением дифференцированности мотивов, целей, ценностей, намерений и постепенной их иерархизацией, которая состоит в соподчинении, умении выбрать приоритеты, определить, что является более важным, а что может быть отложено. Дифференциация и иерархизация дополнятся интеграцией, направленной на сохранение личностной целостности человека.
Термином «развитие» удается подчеркнуть нормативный, закономерный характер такого рода изменений, которые следуют в согласии с основными вехами социализации человека. Словосочетание «развитие личности» первоначально использовалось в возрастной психологии. Наибольшее употребление в настоящее время это понятие получило в рамках психологии развития, которая включает в себя возрастную психологию в качестве основного ядра (как по происхождению, так и по основным теоретическим положениям).
Личностный рост. Понятие личностного роста широко используется в психотерапевтической литературе, особое значение этой характеристике личности придается в гуманистической и трансперсональной психологии. Точного определения для него пока нет, но семантическое поле (согласно характеру употребления) таково, что метафорически может быть описано как движение вверх. Подобно тому как растение растет к солнцу, личность «растет» по направлению к ценностям. Применительно к принятому нами структурному определению личности словосочетание «вершинная личность» может быть понято как указание на то, что данный человек сумел личностно (пристрастно) дотянуться до ценностных вершин. Соответственно, когда мы говорим о вершинной психологии (В. Франкл), то подчеркиваем этим ценностную ее направленность – указываем на стремление такой психологии понять, каким образом происходит присвоение человеком высших человеческих ценностей, превращение их в предельные индивидуальные смыслы. И в обыденном языке о человеке, выбирающем для себя указанные высокие ориентиры, говорят «тянется к чему-то» – точно как о растении.
Отметим, что сравнение личностного роста и роста растения может быть хорошо обыграно. По аналогии с растениями, корнями мы все из детства (психоанализ как глубинная психология) или из вагины, если говорить в терминах перинатальных матриц (С. Гроф). Соответственно, силы для роста (своего рода мотивационную энергетику) мы черпаем из глубинных смысловых структур: архетипов, комплексов, ранних детских фиксаций (психоанализ), систем конденсированного опыта (С. Гроф). Но растем все же в том направлении, где находим особого рода целостности (предельные ценности, добродетели, Абсолют, Бог), идентифицируясь с которыми, уподобляясь которым, мы преобразуем себя в зрелого субъекта собственных поступков, в ответственного субъекта общественных отношений.
Этой же метафорой с успехом воспользовался К. Роджерс, когда ему потребовались аргументы в защиту не только способности, но и права ребенка на самостоятельность личностного роста. Было бы губительным для растения, если бы кто-то захотел ускорить его рост тем, что начал вытягивать из почвы. Точно так же губительными для ребенка как личности (но не как социального индивида) будут попытки побуждать его к личностному росту, потому что всякое внешнее побуждение отбирает инициативу, лишает ребенка субъектности (ощущения/переживания авторства своих усилий) – подменяет рост формированием. Наоборот, продуктивно будет дать ребенку поддержку, помочь овладеть необходимыми ресурсами, релевантных данной зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Таким образом, можно в следующей манере соотнести обсуждавшиеся в данном параграфе понятия.
1. В растительной метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «всходит», «созревает» и «растет», а «формирование» можно понять как уход за растением садовника (К. Роджерс) или огородника.
2. В пространственно-кинестетической метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «встал», «ходит» и «поднимается на…», тогда как «формирование» можно истолковать как «услуги тренера и/или проводника».
Использование метафор данного рода также позволяет осмыслено ставить вопрос о культурных средствах, с помощью которых мотивационные процессы (стихия желаний) организуются в упорядоченную (иерархизированную) систему, которая обеспечивает человеку способность постигать ценностные вершины, прокладывать свой индивидуальный путь, используя шаблоны и схемы социального взаимодействия.
Указанные метафоры могут быть с успехом использованы психологом и в практической работе. Во-первых, для понимания, о каком именно личностном процессе в данный момент говорит клиент. Это позволяет лучше оценить потенциал его субъектности (различая между становлением и формированием), характер происходящих изменений (понимая различие между развитием и ростом) и т.п. Во-вторых, для выбора направления своей работы и необходимых для этого средств. Так, если были обнаружены пробелы в нормативном развитии, то потребуется восстановить их (то ли в виде актуальной работы во время консультативной встречи, то ли в виде домашнего задания, то ли в виде рекомендаций воспитателям и т.п.). Если же сбои произошли в ходе личностного становления, то скорее всего потребуется найти средства, с помощью которых помочь клиенту повторно проработать некий фрагмент своей жизни, внеся в него необходимые изменения.
Развитие и формирование в чем разница
Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Понятие «формирование» — еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 1949. — С. 14).
Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
|
Формирование
Социализация
Развитие – самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств индивида.
Уже понятие «формирование». Это процесс развития личности под влиянием внешних и внутренних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных). Еще уже понятие «социализация». Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация хотя и включает в себя как целенаправленные, так и стихийные воздействия на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер.
Воспитание – процесс, направленный на усвоение личностью знаний и умений, формирование определенных качеств.
РАЗВИТИЕ
На воспитуемого действует множество факторов. Благодаря этим воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие – это сложный и противоречивый процесс приобретения человеком новых качеств и их совершенствования.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Ведущим фактором является воспитание, так как оно имеет цель, осуществляется подготовленными людьми и опирается на теорию.
Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей.
Среда – это окружающие человека материальные, духовные, природные условия его существования, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Понятия формирования и развития взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта – его состава и структуры.
Развитие – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований особей с момента их зарождения до конца жизни.
Формирование – придание определенной формы.
Употребление понятий формирование и развитие объясняется стремлением подчеркнуть единство внешних и внутренних процессов изменения качеств личности.
В психологии термин формирование обоснованно употребляется в отношений таких сторон личности как, например, формирование характера, формирование умений, формирование навыков, формирование отношений личности с окружающими людьми и т.п., то есть тех сторон которые обращены
Термин развитие употребляется в отношении способностей, воли, внимания и т.д.
Психолог Роберт Семенович Немов вполне осознанно пишет о формировании и развитии памяти личности (в кн. Психология. Т.1. 1994. – с.207).
В педагогике речь однозначно ведется о формировании и развитии коллектива.
Определяя процесс формирования и развития личности, мы стремимся подчеркнуть единство внешних и внутренних изменений, происходящих с личностью в результате личностно ориентированной воспитательной деятельности.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ
так как есть:
Можно ли считать педагогику наукой? Ответ будет утвердительным, если будут названы:
— специфические, характерные только для педагогики категории;
— объективные законы (закономерности);
— специфические методы исследований.
Все это в педагогике названо. Следовательно, педагогика является наукой. Но возникает вопрос – на каком этапе развития она находится?
И. Марев выделяет этапы развития педагогики:
1 этап – этап накопления фактов (с древних времен до 1632 г.)
2 этап – этап объяснения и обобщения фактов (от Я.А. Коменского до середины 20 века);
3 этап – этап математизации педагогики (с 1948 г. до настоящего времени).
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Понятие «формирование» — еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 1949. — С. 14).
Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее
Раздел 1. Общие основы педагогики
устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны.
Итак, развитие человека — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому.
Источник — противоречия, борьба противоположностей.
Условия — взятые в единстве внутренние (самодвижение) и внешние (среда).
Факторы — наследственность, среда обитания, социально-экономические условия, микросреда, воспитание, собственная деятельность.
Взаимосвязь — немыслимо без обучения, образования, воспитания, деятельности и общения.
К педагогическим категориям в некоторых случаях можно отнести и такие достаточно общие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое общение (взаимодействие), продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебно-воспитательные инновации и др.
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО
Определенную отрасль знаний называют наукой, когда соблюдаются следующие необходимые условия:
1) четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;
Педагогика как наука и искусство
2) для его изучения применяются объективные методы исследования;
3) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;
4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.
Все эти требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований характеризует уровень развитости науки.
Многие теоретики педагогики, следуя принципам классификации наук, установленным немецкими философами В. Виндель-бандом и Г. Риккертом, относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Причина этого — особенности познанных педагогикой закономерностей.
Поэтому не снимается с повестки дня вопрос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нормы, даже установленные на основе анализа сущностей педагогических явлений, — это всего лишь абстрактные истины. Наполнять их живым смыслом будет думающий творческий педагог. Теория — это абстракция, ее применение — всегда высокое искусство.
Вопрос об уровне теоретизации педагогики, т. е. о том пределе, при котором она еще не упускает из поля зрения человека, но и не слишком возвышается в абстракциях, превращаясь в собрание «мертвых», «безлюдных» схем, очень актуален. Попытки делить педагогику на теоретическую и нормативную (практическую) восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, — читаем в монографии начала XX в., — педагогика — наука теоретическая, так как ее средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том же, что касается целей, педагогика есть наука
Раздел 1.-Общие основы педагогики
практическая» (Лапшин И. И. История педагогических теорий. — СПб., 1912. — С. 10).
В ходе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педагогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки. Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной области педагогических знаний теоретической педагогики, содержащей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения.
Понимание педагогики как искусства воспитания продержалось многие столетия; нельзя утверждать, что от него полностью отказались и сегодня. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К. Д. Ушинский подчеркнул: «. Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности». Далее уточнил: «Педагогика — не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. — М.; Л., 1946. — С. 10, 25).
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения теории и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом — успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогического воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными
Педагогика как наука и искусство
рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами.
Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог достигать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность последней.
Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качества воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока сближение науки и практики идет недостаточно быстро, многие важные научные знания не востребованы практикой. По оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой сохраняется и по некоторым направлениям достигает 10—15 лет.
Подтверждает это и опыт учителей-новаторов, внедривших в широкую практику зачастую не самые новые, а всего лишь хорошо известные научные разработки. Вот что говорил по этому поводу известный педагог В. Ф. Шаталов: «Если вы глубоко вникните в то, что мы делаем, поймете: все это уходит корнями в нашу классическую педагогику. Есть только элемент совершенствования, улучшения. Ничего более. Я не пытаюсь даже в малейшей степени противопоставить нашу работу всему тому, что достигнуто педагогикой на всем ее протяжении, тысячелетиями» (Учительская газета. 7 октября 1986 г.).
Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, позволяют успешно справляться с задачами управления учебным процессом, достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания, технологий самообразования и самовоспитания. В инновационных учебных заведениях создаются благоприятные условия для более быстрого проникновения в практику новых научных разработок. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки — все это заметные вехи положительных перемен.