Развитие речи что за предмет в школе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе

целенаправленная пед. деятельность по формированию речи учащихся — вооружение школьников навыками практич. владения родным лит. языком как средством общения. В процессе работы по Р. р. учащиеся овладевают произносительными, лексич., морфологич. и др. языковыми нормами, умением воспринимать информацию и выражать свои мысли в устной и письменной форме. Владение речью не только показатель культуры человека, но и необходимое условие его активного участия в общественной жизни.

На материале рус. языка и словесности в трудах Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтеро-ва, Н. М. Соколова, М. А. Рыбниковой, В. А. Добромыслова и др. осмысленное прочтение текста, обучение выразительному чтению, творческие пересказы и сочинения, речевые упражнения рассмотрены как осн. средства Р. р.

Работа по Р. р. учащихся строится на основе принципов единства развития языка и сознания (мышления), устной и письменной речи и связана с изучением основ наук, развитием мыслит, деятельности и воспитанием культуры чувств школьников. При этом учитывается также влияние речевой среды и средств массовой информации.

В психологии различают 4 вида речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо. Первые два вида связаны с развитием у учащихся смыслового восприятия речи, последние — с порождением (созданием). устных и письменных высказываний. В методике Р. р. учащихся выделяют 2 осн. направления — формирование правильной речи и формирование коммуникативно целесообразной речи, что связано с умением ориентироваться в речевой ситуации — учитывать задачу, адресат, условия общения, чтобы производить оптимальный (для конкретных обстоятельств). отбор содержания высказывания и средств выражения. Первое направление предполагает предупреждение и преодоление (устранение, исправление). произносительных, лексич., грамматич. и др. ошибок и недочётов, второе — обогащение (пополнение, расширение). словарного запаса учащихся к.-л. лексич., грамматич., интонационными средствами. При определении содержания работы по Р. р. учащихся учитываются наличные умения и навыки, имеющиеся трудности владения разл. видами речевой деятельности или определёнными речевыми умениями и навыками. Уровень Р. р. учащихся определяется на основе след, критериев: объём высказывания (кол-во слов, лексем и предложений), кол-во микротем, их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развёрнутости (устанавливается путём выделения смысловых компонентов высказывания и определения их объёма); наличие определённых языковых средств (определительных конструкций, сравнений и т. д.); разнообразие словаря, синтаксич. конструкций и т. д.; среднее число слов в предложении; кол-во смысловых, лексических, синтаксических и др. ошибок; темп высказывания; кол-во случаев прерывистости устной речи, их характер и т. д.

Дети 6—7-летнего возраста к моменту поступления в школу, как правило, владеют разговорной (диалогической). и монологич. речью. Однако в их рассказах об увиденном, услышанном нередко встречаются признаки ситуативной речи, что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателя. Письменной речью, как и чтением, дети обычно овладевают в школе, при этом используется их практич. владение устной речью, знание общеупотребит. лексики, основ грамматики родного языка.

Формы речи (устная и письменная). и её разновидности (диалог, монолог). получают в школе дальнейшее развитие. При этом не только устная речь оказывает влияние на письменную, но и под влиянием письменной речи формируются т. н. книжные стили устной формы лит. языка. Ученики овладевают умением вести беседу (диалог). по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью- класса, школы, страны. Спец. внимание уделяется обучению монологич. речи, к-рая, как правило, в большой степени затрудняет учащихся. В развитии письменной речи школьников прослеживаются след, тенденции: рост объёма и структурное усложнение синтаксич. конструкций, расширение сферы использования слов, имеющих сложный морфологич. состав; рост разнообразия используемых языковых средств. Вместе с тем в Р. р. наблюдается и тенденция унификации, проявляющаяся преим. в использовании учениками 8—10-х кл. отд. языковых средств (из ряда соотносительных). — абстрактных имён существительных, сложноподчинённых предложений и др. Унификация отражает не только определённую бедность речи, но и особенности книжного стиля, характерного для речи старшеклассников. Для устной монологич. речи учащихся характерны: прерывистость, проявляющаяся в остановках, повторении отд. слов, слогов и даже звуков, в «срывах» начатого слова или предложения; интонационная нерасчленённость речи, т.е. произношение отд. словесных групп без необходимого интонационного отграничения их друг от друга; отсутствие интонации целого текста, обычно связанное с невыраженностью определённого замысла высказывания.

Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, развиваются навыки говорения: изменяется характер прерывистости речи (имеющиеся паузы свидетельствуют о поисках лучшего варианта для выражения мысли и не вызывают срыва начатой конструкции); преодолевается интонационная нерасчленённость речи, развивается интонация целого текста, умение найти тон, соответствующий содержанию и назначению высказывания. Высказывания учащихся становятся богаче в своём звучании за счёт использования разнообразных по интонационному оформлению предложений.

Большая роль отводится школе в становлении и совершенствовании стилистич. разновидностей речи учащихся. Если вначале речь ребёнка выступает в двух социальных функциях — как средство установления контакта (общения). с людьми и как средство познания мира, то к 3—7 годам речь используется для организации совместной деятельности (напр., игр со взрослыми и детьми), планирования своих действий и как средство приобщения к определённой группе людей. К моменту поступления в школу дети уже способны перестраивать своё высказывание, учитывая адресат. Пересказывая худож. произведение, сочиняя рассказы, сказки, ребёнок использует нек-рые образно-выразительные средства, свойственные худож. стилю.

В процессе уч. деятельности развиваются все функциональные разновидности речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство познания, сохранения и передачи информации; организации коллективных действий, самосознания и самовыражения, воздействия на сверстников и взрослых. Наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение. Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи, особенно уч.-науч. разновидностью книжной речи, — кратко или развёрнуто отвечают на вопросы учителя, выступают с сообщениями и докладами (на темы изучаемых предметов). Начинает складываться публицистич. стиль речи, формирование к-рого связано с активным участием в обществ, жизни, изучением предметов гуманитарного цикла.

Формирование и совершенствование речи учащихся достигаются путём целенаправленной работы по овладению такими общими для разных высказываний коммуникативными умениями, как раскрытие темы, осн. мысли высказывания, планирование, выбор (в соответствии с задачами и условиями общения). композиционной формы речевого произведения и т. д. К осн. недостаткам ученических высказываний, связанным с отсутствием указанных умений, относятся: расширение или сужение темы высказывания, уход от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы; отсутствие замысла, осн. мысли высказывания или неумение её в полной мере раскрыть, неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его; нарушение последовательности в изложении мысли, повторы, бездоказательные положения, отсутствие связи между частями высказывания, несоразмерность отдельных его частей; несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания; неоправданное нарушение стилевого единства текста.

Ведущая роль в работе по Р. р. учащихся в школе принадлежит родному языку и лит-ре. В соответствии с действующими программами на уроках родного языка (в ср. классах). и лит-ры (гл. обр. в ст. классах). учащиеся получают спец. знания о речи, о тех ресурсах, к-рыми располагает язык для выражения мысли.

В методике родного языка вычленяются определённые разделы работы по Р. р. (в соответствии с осн. единицами языка, к-рые изучаются в шк. курсе: звук, части слова, слово, словоформа, словосочетание, предложение, текст). Такие темы программы родного языка, как «Стили», «Текст», «Тема», «Основная мысль высказывания» и др., отражают собственно речеведческую часть курса родного языка. Интеллектуально-речевые умения общеучебного (межпредметного). характера в соответствии с программами последовательно вводятся на уроках родного языка и лит-ры (чтения).

Сформулированные для каждого класса требования отражают гл. обр. содержание понятийной части общей программы, этап введения определённых знаний о том или ином речевом произведении, о способах речевой деятельности и нач. этап формирования соответствующих умений. Для их закрепления и совершенствования необходимы согласованные и целенаправленные усилия всех преподавателей, т.е. нужна не только общая программа, но и соблюдение требований единого речевого режима.

В работе по Р. р. используются разл. средства: анализ текстов, составление композиц. схемы, плана, рабочих материалов, создание речевых ситуаций (т.е. уточнение задачи, адресата, места высказывания), обсуждение устных и письменных высказываний. Одна из особенностей этих средств Р. р. — их широкое сочетание с таким дидактич. средством, как текст. Многие из указанных средств являются одновременно и предметом обучения (напр., составление плана — средство обучения и способ деятельности учащихся). Указанные средства обучения отличаются большим удельным весом работ творческого характера.

Задания, организующие интеллектуально-речевую деятельность учащихся, можно условно разделить на 5 групп: задания аналитич. характера по готовому тексту (напр., определите осн. мысль высказывания, сформулированную автором; выделите текст, содержащий доказательство, и др.); задания аналитико-синтетич. характера по готовому тексту (с созданием на базе готового текста элементов нового текста); задания на и е-реработку готового текста (с разл. вариантами его совершенствования и модификации); задания, требующие создания нового текста на основе данного (с разл. вариантами его изложения); задания, требующие создания оригинального текста (высказывания). В реальном пед. процессе различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой, объединяются общей речевой задачей, требующей решения. Установление типологии заданий имеет большое значение для реализации системного подхода в работе по Р. р. учащихся.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М, 1982; Б л о н-с к и и П. П., Избр. пед. и психол. соч., т. 2, М., 1979; Рыбникова М. А., Избр. труды, М., 1958; Развитие речи учащихся в процессе обучения в ср. школе, под ред. В. В. Голубкова, Э. И. Моносзона, М., 1954; Г в о з-д с в А. Н., Вопросы изучения дет. речи, М, 1966; В защиту живого слова, М., 1961; Иванова С. Ф., Речевой слух и культура речи, М., 1970; Леонтьев А. Н. (ред.), Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Ладыженская Т. А. (ред.), Исследования по развитию связной речи учащихся, М., 1974; Маркова А. К., Психология усвоения языка как средства общения, М., 1974; Львов М. Р., Речь мл. школьников и пути ее развития, М., 1975; его же, Тенденция развития речи учащихся, в. 1—2, М., 1978—79; Методика развития речи на уроках рус. языка, М., 1980; Единый речевой режим ср. школы, РШ, 1980, № 3. Т. А. Ладыженская.

Источник

Основные принципы работы по развитию речи по УМК «Школа России»

Программа начального образования в УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, информационных технологий.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Содержание предмета «Русский язык» (раздел «Развитие речи») направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их речи, мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Основными целями предмета «Русский язык» (раздел «Развитие речи») являются:

— формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

Содержание курса «Русский язык» (раздел «Развитие речи) имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Так, например, систематический курс по развитию речи в период обучения грамоте младших школьников в УМК «Школа России» предполагает:

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Источник

Рабочая программа по предмету «Развитие речи»

к приказу №_____________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

г. Козловка Чувашской Республики

(Школа будущего первоклассника)

Учитель Герасимова Надежда Александровна

Рабочая программа ШБП «Развитие речи» создана на основе и в соответствии с требованиями:

программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Ребёнок без речевого дефекта раскован, разговорчив, он чувствует себя уверенно отвечая на вопросы взрослых или сверстников.

Необходимым условием эффективной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда. Или занятие может проходить в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.

Цель курса всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

1) формирование мотивации учения и интереса к самому про­цессу обучения;

2) развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления;

3) формирование приемов умственных действий: анализа, син­теза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования;

4) развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

5) развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

6) развитие умений говорения и слушания ;

7) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

9) развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

10) развитие звуковой культуры речи;

расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения предмета «Развитие речи» является осмысление учащимися системы

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными

связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден,

поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как

одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью

природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного

отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества,

проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;

приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи- п о нимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;

формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности,

уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности,

целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и

к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа,

представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка;

интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового

сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,

толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Развитие речи» являются следующие умения:

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) ;

· учиться работать по предложенному учителем плану.

· ориентироваться в рабочей тетради (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую;

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме

· выразительно пересказывать текст;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Планируемые результаты по предмету «Развитие речи:

· составлять устный рассказ по картинке;

· соблюдать гигиенические правила письма (посадка при письме, положение рук при письме, положение ручки и тетради)

· развивать двигательные и графические навыки при письме.

· Писать элементы букв по образцам

Содержание учебного предмета.

1. Лексическая работа:

— наблюдение над лексическим значением слов-названий предметов, признаков, действий; обогащение словарного запаса детей словами тематичес­ких групп в соответствии с темами бесед (« Все профессии важны », «Транспорт. Правила дорожного движения», «Го­род», «Осень» и т.д.);

— развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

2. Развитие грамматического строя речи:

— наблюдение над образованием слов приставочным и суф­фиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови лас­ково»);

— формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые; со словами один, много» и т.д.);

— практическое знакомство со словосочетанием и предложе­нием;

— знакомство с предлогами; подбор предлогов к сло­вам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3. Развитие связной устной речи:

— обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

— обучение составлению предложений, распространению пред­ложений, добавлению недостающих слов;

— обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т.д.

— акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

— понятие «слог», слоговой анализ слов;

— подбор слов на заданное количество слогов;

— выделение в словах первого и последнего слогов;

— подбор слов на заданный слог;

— выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

— составление слова из звуков и слогов, из первых (по­следних) звуков или слогов в названии картинок;

— изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов и т.д.

— знакомство с буквами;

— дифференциация понятий «звук» и «буква».

На занятиях проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памя­ти. На занятиях используются специальные задания на:

— выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

— выделение одинаковых предметов из группы предметов;

— выделение лишнего предмета;

— объединение различных предметов в группы;

— выявление логических несоответствий в рисунке или рас­сказе и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *