Развитие речи в школе это что

Российская педагогическая энциклопедия
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ШКОЛЕ

На материале рус. языка и словесности в трудах Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтеро-ва, Н. М. Соколова, М. А. Рыбниковой, В. А. Добромыслова и др. осмысленное прочтение текста, обучение выразительному чтению, творческие пересказы и сочинения, речевые упражнения рассмотрены как осн. средства Р. р.

Работа по Р. р. учащихся строится на основе принципов единства развития языка и сознания (мышления), устной и письменной речи и связана с изучением основ наук, развитием мыслит, деятельности и воспитанием культуры чувств школьников. При этом учитывается также влияние речевой среды и средств массовой информации.

Дети 6-7-летнего возраста к моменту поступления в школу, как правило, владеют разговорной (диалогической). и монологич. речью. Однако в их рассказах об увиденном, услышанном нередко встречаются признаки ситуативной речи, что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателя. Письменной речью, как и чтением, дети обычно овладевают в школе, при этом используется их практич. владение устной речью, знание общеупотребит. лексики, основ грамматики родного языка.

Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, развиваются навыки говорения: изменяется характер прерывистости речи (имеющиеся паузы свидетельствуют о поисках лучшего варианта для выражения мысли и не вызывают срыва начатой конструкции); преодолевается интонационная нерасчленённость речи, развивается интонация целого текста, умение найти тон, соответствующий содержанию и назначению высказывания. Высказывания учащихся становятся богаче в своём звучании за счёт использования разнообразных по интонационному оформлению предложений.

Формирование и совершенствование речи учащихся достигаются путём целенаправленной работы по овладению такими общими для разных высказываний коммуникативными умениями, как раскрытие темы, осн. мысли высказывания, планирование, выбор (в соответствии с задачами и условиями общения). композиционной формы речевого произведения и т. д. К осн. недостаткам ученических высказываний, связанным с отсутствием указанных умений, относятся: расширение или сужение темы высказывания, уход от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы; отсутствие замысла, осн. мысли высказывания или неумение её в полной мере раскрыть, неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его; нарушение последовательности в изложении мысли, повторы, бездоказательные положения, отсутствие связи между частями высказывания, несоразмерность отдельных его частей; несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания; неоправданное нарушение стилевого единства текста.

Ведущая роль в работе по Р. р. учащихся в школе принадлежит родному языку и лит-ре. В соответствии с действующими программами на уроках родного языка (в ср. классах). и лит-ры (гл. обр. в ст. классах). учащиеся получают спец. знания о речи, о тех ресурсах, к-рыми располагает язык для выражения мысли.

В методике родного языка вычленяются определённые разделы работы по Р. р. (в соответствии с осн. единицами языка, к-рые изучаются в шк. курсе: звук, части слова, слово, словоформа, словосочетание, предложение, текст). Такие темы программы родного языка, как «Стили», «Текст», «Тема», «Основная мысль высказывания» и др., отражают собственно речеведческую часть курса родного языка. Интеллектуально-речевые умения общеучебного (межпредметного). характера в соответствии с программами последовательно вводятся на уроках родного языка и лит-ры (чтения).

Сформулированные для каждого класса требования отражают гл. обр. содержание понятийной части общей программы, этап введения определённых знаний о том или ином речевом произведении, о способах речевой деятельности и нач. этап формирования соответствующих умений. Для их закрепления и совершенствования необходимы согласованные и целенаправленные усилия всех преподавателей, т.е. нужна не только общая программа, но и соблюдение требований единого речевого режима.

Задания, организующие интеллектуально-речевую деятельность учащихся, можно условно разделить на 5 групп: задания аналитич. характера по готовому тексту (напр., определите осн. мысль высказывания, сформулированную автором; выделите текст, содержащий доказательство, и др.); задания аналитико-синтетич. характера по готовому тексту (с созданием на базе готового текста элементов нового текста); задания на и е-реработку готового текста (с разл. вариантами его совершенствования и модификации); задания, требующие создания нового текста на основе данного (с разл. вариантами его изложения); задания, требующие создания оригинального текста (высказывания). В реальном пед. процессе различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой, объединяются общей речевой задачей, требующей решения. Установление типологии заданий имеет большое значение для реализации системного подхода в работе по Р. р. учащихся.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М, 1982; Б л о н-с к и и П. П., Избр. пед. и психол. соч., т. 2, М., 1979; Рыбникова М. А., Избр. труды, М., 1958; Развитие речи учащихся в процессе обучения в ср. школе, под ред. В. В. Голубкова, Э. И. Моносзона, М., 1954; Г в о з-д с в А. Н., Вопросы изучения дет. речи, М, 1966; В защиту живого слова, М., 1961; Иванова С. Ф., Речевой слух и культура речи, М., 1970; Леонтьев А. Н. (ред.), Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Ладыженская Т. А. (ред.), Исследования по развитию связной речи учащихся, М., 1974; Маркова А. К., Психология усвоения языка как средства общения, М., 1974; Львов М. Р., Речь мл. школьников и пути ее развития, М., 1975; его же, Тенденция развития речи учащихся, в. 1-2, М., 1978-79; Методика развития речи на уроках рус. языка, М., 1980; Единый речевой режим ср. школы, РШ, 1980, № 3. Т. А. Ладыженская.

Источник

РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе

целенаправленная пед. деятельность по формированию речи учащихся — вооружение школьников навыками практич. владения родным лит. языком как средством общения. В процессе работы по Р. р. учащиеся овладевают произносительными, лексич., морфологич. и др. языковыми нормами, умением воспринимать информацию и выражать свои мысли в устной и письменной форме. Владение речью не только показатель культуры человека, но и необходимое условие его активного участия в общественной жизни.

На материале рус. языка и словесности в трудах Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтеро-ва, Н. М. Соколова, М. А. Рыбниковой, В. А. Добромыслова и др. осмысленное прочтение текста, обучение выразительному чтению, творческие пересказы и сочинения, речевые упражнения рассмотрены как осн. средства Р. р.

Работа по Р. р. учащихся строится на основе принципов единства развития языка и сознания (мышления), устной и письменной речи и связана с изучением основ наук, развитием мыслит, деятельности и воспитанием культуры чувств школьников. При этом учитывается также влияние речевой среды и средств массовой информации.

В психологии различают 4 вида речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо. Первые два вида связаны с развитием у учащихся смыслового восприятия речи, последние — с порождением (созданием). устных и письменных высказываний. В методике Р. р. учащихся выделяют 2 осн. направления — формирование правильной речи и формирование коммуникативно целесообразной речи, что связано с умением ориентироваться в речевой ситуации — учитывать задачу, адресат, условия общения, чтобы производить оптимальный (для конкретных обстоятельств). отбор содержания высказывания и средств выражения. Первое направление предполагает предупреждение и преодоление (устранение, исправление). произносительных, лексич., грамматич. и др. ошибок и недочётов, второе — обогащение (пополнение, расширение). словарного запаса учащихся к.-л. лексич., грамматич., интонационными средствами. При определении содержания работы по Р. р. учащихся учитываются наличные умения и навыки, имеющиеся трудности владения разл. видами речевой деятельности или определёнными речевыми умениями и навыками. Уровень Р. р. учащихся определяется на основе след, критериев: объём высказывания (кол-во слов, лексем и предложений), кол-во микротем, их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развёрнутости (устанавливается путём выделения смысловых компонентов высказывания и определения их объёма); наличие определённых языковых средств (определительных конструкций, сравнений и т. д.); разнообразие словаря, синтаксич. конструкций и т. д.; среднее число слов в предложении; кол-во смысловых, лексических, синтаксических и др. ошибок; темп высказывания; кол-во случаев прерывистости устной речи, их характер и т. д.

Дети 6—7-летнего возраста к моменту поступления в школу, как правило, владеют разговорной (диалогической). и монологич. речью. Однако в их рассказах об увиденном, услышанном нередко встречаются признаки ситуативной речи, что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателя. Письменной речью, как и чтением, дети обычно овладевают в школе, при этом используется их практич. владение устной речью, знание общеупотребит. лексики, основ грамматики родного языка.

Формы речи (устная и письменная). и её разновидности (диалог, монолог). получают в школе дальнейшее развитие. При этом не только устная речь оказывает влияние на письменную, но и под влиянием письменной речи формируются т. н. книжные стили устной формы лит. языка. Ученики овладевают умением вести беседу (диалог). по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью- класса, школы, страны. Спец. внимание уделяется обучению монологич. речи, к-рая, как правило, в большой степени затрудняет учащихся. В развитии письменной речи школьников прослеживаются след, тенденции: рост объёма и структурное усложнение синтаксич. конструкций, расширение сферы использования слов, имеющих сложный морфологич. состав; рост разнообразия используемых языковых средств. Вместе с тем в Р. р. наблюдается и тенденция унификации, проявляющаяся преим. в использовании учениками 8—10-х кл. отд. языковых средств (из ряда соотносительных). — абстрактных имён существительных, сложноподчинённых предложений и др. Унификация отражает не только определённую бедность речи, но и особенности книжного стиля, характерного для речи старшеклассников. Для устной монологич. речи учащихся характерны: прерывистость, проявляющаяся в остановках, повторении отд. слов, слогов и даже звуков, в «срывах» начатого слова или предложения; интонационная нерасчленённость речи, т.е. произношение отд. словесных групп без необходимого интонационного отграничения их друг от друга; отсутствие интонации целого текста, обычно связанное с невыраженностью определённого замысла высказывания.

Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, развиваются навыки говорения: изменяется характер прерывистости речи (имеющиеся паузы свидетельствуют о поисках лучшего варианта для выражения мысли и не вызывают срыва начатой конструкции); преодолевается интонационная нерасчленённость речи, развивается интонация целого текста, умение найти тон, соответствующий содержанию и назначению высказывания. Высказывания учащихся становятся богаче в своём звучании за счёт использования разнообразных по интонационному оформлению предложений.

Большая роль отводится школе в становлении и совершенствовании стилистич. разновидностей речи учащихся. Если вначале речь ребёнка выступает в двух социальных функциях — как средство установления контакта (общения). с людьми и как средство познания мира, то к 3—7 годам речь используется для организации совместной деятельности (напр., игр со взрослыми и детьми), планирования своих действий и как средство приобщения к определённой группе людей. К моменту поступления в школу дети уже способны перестраивать своё высказывание, учитывая адресат. Пересказывая худож. произведение, сочиняя рассказы, сказки, ребёнок использует нек-рые образно-выразительные средства, свойственные худож. стилю.

В процессе уч. деятельности развиваются все функциональные разновидности речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство познания, сохранения и передачи информации; организации коллективных действий, самосознания и самовыражения, воздействия на сверстников и взрослых. Наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение. Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи, особенно уч.-науч. разновидностью книжной речи, — кратко или развёрнуто отвечают на вопросы учителя, выступают с сообщениями и докладами (на темы изучаемых предметов). Начинает складываться публицистич. стиль речи, формирование к-рого связано с активным участием в обществ, жизни, изучением предметов гуманитарного цикла.

Формирование и совершенствование речи учащихся достигаются путём целенаправленной работы по овладению такими общими для разных высказываний коммуникативными умениями, как раскрытие темы, осн. мысли высказывания, планирование, выбор (в соответствии с задачами и условиями общения). композиционной формы речевого произведения и т. д. К осн. недостаткам ученических высказываний, связанным с отсутствием указанных умений, относятся: расширение или сужение темы высказывания, уход от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы; отсутствие замысла, осн. мысли высказывания или неумение её в полной мере раскрыть, неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его; нарушение последовательности в изложении мысли, повторы, бездоказательные положения, отсутствие связи между частями высказывания, несоразмерность отдельных его частей; несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания; неоправданное нарушение стилевого единства текста.

Ведущая роль в работе по Р. р. учащихся в школе принадлежит родному языку и лит-ре. В соответствии с действующими программами на уроках родного языка (в ср. классах). и лит-ры (гл. обр. в ст. классах). учащиеся получают спец. знания о речи, о тех ресурсах, к-рыми располагает язык для выражения мысли.

В методике родного языка вычленяются определённые разделы работы по Р. р. (в соответствии с осн. единицами языка, к-рые изучаются в шк. курсе: звук, части слова, слово, словоформа, словосочетание, предложение, текст). Такие темы программы родного языка, как «Стили», «Текст», «Тема», «Основная мысль высказывания» и др., отражают собственно речеведческую часть курса родного языка. Интеллектуально-речевые умения общеучебного (межпредметного). характера в соответствии с программами последовательно вводятся на уроках родного языка и лит-ры (чтения).

Сформулированные для каждого класса требования отражают гл. обр. содержание понятийной части общей программы, этап введения определённых знаний о том или ином речевом произведении, о способах речевой деятельности и нач. этап формирования соответствующих умений. Для их закрепления и совершенствования необходимы согласованные и целенаправленные усилия всех преподавателей, т.е. нужна не только общая программа, но и соблюдение требований единого речевого режима.

В работе по Р. р. используются разл. средства: анализ текстов, составление композиц. схемы, плана, рабочих материалов, создание речевых ситуаций (т.е. уточнение задачи, адресата, места высказывания), обсуждение устных и письменных высказываний. Одна из особенностей этих средств Р. р. — их широкое сочетание с таким дидактич. средством, как текст. Многие из указанных средств являются одновременно и предметом обучения (напр., составление плана — средство обучения и способ деятельности учащихся). Указанные средства обучения отличаются большим удельным весом работ творческого характера.

Задания, организующие интеллектуально-речевую деятельность учащихся, можно условно разделить на 5 групп: задания аналитич. характера по готовому тексту (напр., определите осн. мысль высказывания, сформулированную автором; выделите текст, содержащий доказательство, и др.); задания аналитико-синтетич. характера по готовому тексту (с созданием на базе готового текста элементов нового текста); задания на и е-реработку готового текста (с разл. вариантами его совершенствования и модификации); задания, требующие создания нового текста на основе данного (с разл. вариантами его изложения); задания, требующие создания оригинального текста (высказывания). В реальном пед. процессе различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой, объединяются общей речевой задачей, требующей решения. Установление типологии заданий имеет большое значение для реализации системного подхода в работе по Р. р. учащихся.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М, 1982; Б л о н-с к и и П. П., Избр. пед. и психол. соч., т. 2, М., 1979; Рыбникова М. А., Избр. труды, М., 1958; Развитие речи учащихся в процессе обучения в ср. школе, под ред. В. В. Голубкова, Э. И. Моносзона, М., 1954; Г в о з-д с в А. Н., Вопросы изучения дет. речи, М, 1966; В защиту живого слова, М., 1961; Иванова С. Ф., Речевой слух и культура речи, М., 1970; Леонтьев А. Н. (ред.), Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Ладыженская Т. А. (ред.), Исследования по развитию связной речи учащихся, М., 1974; Маркова А. К., Психология усвоения языка как средства общения, М., 1974; Львов М. Р., Речь мл. школьников и пути ее развития, М., 1975; его же, Тенденция развития речи учащихся, в. 1—2, М., 1978—79; Методика развития речи на уроках рус. языка, М., 1980; Единый речевой режим ср. школы, РШ, 1980, № 3. Т. А. Ладыженская.

Источник

Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования

Актуальность. В настоящее время не только для России, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии.

К 6-7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевают в должной мере речью. Для успешного освоения учебного материала большей части учащихся необходимы специальные задания и упражнения по развитию речи. Важно не только успешное написание сочинений и изложений, но и такое речевое развитие, которое «определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимым в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития». Это ещё раз доказывает, что развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органично связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути создания системы занятий по речевому развитию на всех ступенях обучения. Языковые знания – залог культуры речи. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть возможность решать задачу более высокого уровня: учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически. Выражение эмоций присуще в той или иной мере всем категориям и элементам языка, и показам этого свойства начинается воспитание чувства языка у учащихся.

Развитие речи детей даёт ключ к успеху, ведь дети учатся выражать свои мысли. Анализ школьных программ показал, что содержание работы по речевому развитию недостаточно.

Цель: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей на всех ступенях обучения.

— создание единого речевого пространства всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

— коррекция звукопроизношения и развитие всех компонентов речи и неречевых средств общения;

развитие речевого творчества;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

развитие речевой активности учащихся;

обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;

обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;

— совершенствование коммуникативных умений учащихся;

обучение навыкам культуры речи;

развитие познавательной самостоятельности (умение самостоятельно пользоваться справочным материалом, планировать свою деятельность);

— активизация речевой и мыслительной деятельности;

развитие способностей к самооценке и самоконтролю.

Участники проекта: обучающиеся школы, включая уровень дошкольного образования.

Этапы развития проекта:

1 этап проекта – педагогический мониторинг, сотрудничество с педагогами и родителями.

— выявление уровня сформированности речи обучающихся, зоны его ближайшего развития;

— активизацию позиции родителей и педагогов по вопросам формирования правильной речи и повышения компетентности по разделам развития речи.

2 этап – включает два блока:

-обучающе-развивающий, включает работу по коррекции и развитию речи, речевых и неречевых навыков общения, обучению грамоте.

– творческий, обеспечивает развития творческих способностей детей.

— мониторинг речевого развития детей;

— целенаправленная работа воспитателей и педагогов школы, направленная на речевое развитие обучающихся, используя метапредметные связи, на всех ступенях обучения.

Таким образом, развитие речи – одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве и должно рассматриваться как общая проблема воспитания.

План работы по реализации проекта

Категория участников Сроки

Работа с педагогами

Составление маршрута обучения.

Воспитатели, учителя словесники Сентябрь

Работа с родителями

Анкетирование родителей по проблеме

Воспитатели, классные руководители

Работа с обучающимися Мониторинг уровня речевого развития и развития неречевых навыков общения. Воспитатели, классные руководители

2 Работа с педагогами Семинар «Речь как средство общения и культуры»

Учителя русского языка и литературы Октябрь

Работа с родителями Родительское собрание:

Речевое развитие обучающихся как важнейшая часть образовательного процесса на всех этапах обучения. зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

Работа с обучающимися Фронтальная и индивидуальная работа по развитию речи на всех ступенях обучения в урочной и внеурочной деятельности зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, учителя-предметники В течении года

3 Работа с педагогами Анализ работы педагога «Создание развивающей среды по речевому развитию на занятиях» Воспитатели, учителя-предметники Ноябрь

Работа с родителями Лекторий «Речевой этикет в семье» Воспитатели, классные руководители.

Работа с обучающимися Знакомство

с интерактивными играми зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, учителя-предметники

4 Работа с педагогами Консультация «Развитие фонематического восприятия» Учителя русского языка и литературы декабрь

Работа с родителями «День открытых дверей» Все педагоги

Работа с обучающимися Знакомство

с пословицами, поговорками. Воспитатели, учителя начальных классов

5 Работа с педагогами Всероссийский конкурс «Живая классика», конкурс ораторского мастерства зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники Январь

Работа с родителями Семинар-практикум «Что нужно знать при разучивании стихов» воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

Работа с обучающимися Развитие навыков правильной речи воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

6 Работа с педагогами Метапредметные связи при подготовке обучающихся 9 класса к итоговому собеседованию по русскому языку зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники Февраль

Работа с родителями Организация в школьной библиотеке выставки методической и педагогической литературы по развитию речи и формированию общения, выделение зоны медиатеки зам. директора по УВР, библиотнкарь

Работа с обучающимися Развитие словарного запаса зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, библиотекарь

7 Работа с педагогами Анкетирование «Анализ работы по развитию речевой деятельности обучающихся в период реализации проекта» Зам. директора по УВР Март

Работа с родителями Беседа, практические рекомендации «Речевая деятельность» зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

Работа с обучающимися День театра зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, классные руководители

8 Работа с педагогами Тематическая неделя «Речевая деятельность обучающихся» (в рамках проекта) Участники образовательного процесса Апрель

Работа с родителями

Положительный результат данного проекта будет достигнут при объединении всех участников образовательного процесса.

Итак, центральное место в успешности обучающегося занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальных классах. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитиеих связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной.

И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь дошкольников, младших школьников, обучающихся среднего звена – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

12. Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. – М. : Просвещение – 1991 – с. 125-127, 151-157, 222-227.

14. Головнева Н. Я., Ильина М. Н., 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. СПб. : Дельта, 2000. – 320с., ил.

15. Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка и математики –Саранск: МГУ имени Н. П. Огарёва – 1990 – с. 1-3, 6-8.

16. Жинкин Н. И. Коммуникативная система и развитие речи в школе. – В кн. : Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М., 1969, с. 104.

17. Журжина Т. В., Костромина Н. В.Дидактический материал по русскому языку: 2 класс Пособие для учащихся 4-летней школы – м. : Просвещение, 1987 – с. 108-114.

18. Кувашова Н. Г. Сочинения для учащихся 1-4 классов. –Волгоград: Учитель, 2003.- 47с.

19. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся – М. : Просвещение – 1975 – 256 с.

20. Львов М. Р. Методологические основы методики развития речи учащихся/ Проблемы развития речи учащихся начальных классов. : Межвуз. сб. науч. гр. – М. : МГПИ им. В. И. Ленина – 1985. – с. 3-14.

21. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся:Пособие для студентов пединститута: Вып. 1- М – 1978 – 82 с.

22. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников- М. : Просвещение – 1985 – 176с.

23. Методика развитияречи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 1980 – 240 с.

24. Печкурова О. В. Современные уроки развития речи. 2 класс. – Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2003. – 320с.

25. Речевые секреты: Книга для учителя/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 1992 – 144 с.

26. Речевые уроки: Книга для учителя/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 159 с.

27. Речь. Речь. Речь. : Книга для учителя/ Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Педагогика – 1990 – 336 с.

28. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений/Под редакцией Соловейчик М. С. – М. : Просвещение – 1993 – с. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372.

29. Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи – М. : Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта» – 2000 – с. 3-34, 97-99.

30. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. – М. : Просвещение – 1991 – с. 127-128, 202-204.

Познавательно-речевое развитие дошкольного возраста Педсовет январь 2017. Доклад на тему: «Познавательно речевое развитие дошкольного возраста». Дошкольное образовательное учреждение – первое.

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Анализ программы «От рождения до школы» на основе ФГОС дошкольного образования Анализ программы «От рождения до школы» на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерная.

Развитие речи в школе это что. Смотреть фото Развитие речи в школе это что. Смотреть картинку Развитие речи в школе это что. Картинка про Развитие речи в школе это что. Фото Развитие речи в школе это чтоДошкольный уровень образования. Использование упражнений речедвигательной ритмики на логопедических занятиях На фото представлены фронтальные логопедические занятия с включением упражнений речедвигательной ритмики. Как учителю-логопеду, хочется.

Презентация «Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное.

Отчет о работе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной группе В 2017-2018 гг. в нашей группе воспитывалось 23 ребёнка. Все дети освоили программу дошкольного образования Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Положение о порядке ведения и проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся начальной школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад поселка Пустоши» Шатурского муниципального района.

Развитие речи в школе это что. Смотреть фото Развитие речи в школе это что. Смотреть картинку Развитие речи в школе это что. Картинка про Развитие речи в школе это что. Фото Развитие речи в школе это чтоПоздравительная открытка к 23 февраля, выполненная ученицей специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗ IMG]/upload/blogs/detsad-1528903-1528404555.jpg[/IMG] Цель: Выполнить поздравительную открытку к 23 февраля. Задачи: 1. Формировать.

Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы» Психологическое здоровье обучающихся начальной школы. Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *