Развивая познавательную деятельность ребенка педагог должен помнить что
Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника»
Галина Щербакова
Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника»
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятельности. Структура данной деятельности, то есть ее задачи, наполнение, способы и мотивы, становятся объективной основой для развития познавательных интересов.
Среди главных видов такой деятельности особенное место занимает учение, в результате которого ребенок, следуя определенной системе, овладевает новыми знаниями из разных предметных областей, приобретает и совершенствует уже имеющиеся у него умения и навыки познавательной деятельности, корректирует цели, которые изначально мотивированы обществом, а затем трансформирует их в свои собственные.
Очевидно, что достижение определенных результатов от формирования познавательных интересов обуславливается конкретным видом деятельности. Соответственно, более яркими и устойчивыми эти результаты будут в том случае, если педагог сумеет правильно организовать занятия детей, применяя как объективные условия для их реализации, так и индивидуальные возможности личности каждого ребенка.
Нельзя также исключать, что педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов в большой степени зависит и от активности самого ребенка. Личностная активность, имея социальную природу, в процессе жизни и деятельности получает определенные стимулы, позволяющие сделать данную активность многозначной и разнообразной. Это является непременным залогом для обогащения самой личности, а также формирует необходимые возможности для влияния личности на окружающую обстановку с целью изменения действительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование познавательных интересов и активности личности являются взаимообусловленными процессами. Познавательный интерес дает толчок к развитию активности, в то время как активность является тем фактором, который укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Очевидно, что уровень познавательной активности будет намного выше, если активность педагога и ребенка будут целесообразно соединяться, как психологически, так и педагогически. Все потому, что активность ребенка в процессе организованной познавательной деятельности в большинстве случаев задается педагогом, но при этом никто не отменяет того правила, что ребенок намного охотнее и с большей радостью познает и исследует то, что ему интересно. Иными словами, как было сказано автором ранее, важную роль играет отношение ребенка к информации, которое для него первичнее, нежели сама информация.
Нельзя отрицать и того факта, что в практической деятельности любого человека определенная роль отводится и мотивации. В процессе воспитания и обучения дошкольников мотивация рассматривается педагогом, как один из приемов активизации познавательной деятельности, и представляется в виде единства мотивационной и интеллектуальной сферы. Потребность, которую ребенок не только переживает, но и осознает в качестве недостатка в чем-то объективном, формирует подлинные мотивы для осуществления целенаправленных действий. Исходя из этого, воспитательный процесс не обходится без использования ситуативных и внутренних мотивов.
Ситуативный познавательный интерес — это интерес к конкретной деятельности, к конкретному познавательному материалу. Он опирается на психологические закономерности, когда ребенок не проявляет желания заниматься неинтересной для него деятельностью, отказывается действовать по принуждению, что в конечном счете формирует у него негативные переживания. Между тем, если ребенок проявляет длительную активность, значит ему интересно, и он удивлен. В качестве ситуативной мотивации можно также рассматривать и взаимодействие с педагогом. Если ребенку нравится педагог, организованные им (педагогом) занятия вызывают у него интерес, то это тоже становится мощным стимулом для развития познавательной активности у дошкольников.
Внутренняя мотивация, в свою очередь, связана с возможностью ребенка развивать его индивидуальные способности в процессе пребывания в стенах дошкольного образовательного учреждения. Реализуя данный аспект, педагог опирается на конкретные познавательные способности каждого отдельного ребенка и на их основании создает индивидуальную стратегию их развития. Впрочем, в данном процессе принимают участие все специалисты дошкольногообразовательного учреждения: методисты, психологи, медицинские работники.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что организация познавательной деятельности ребенка должна опираться на возможности учета индивидуальных интересов и запросов каждого ребенка. Если у ребенка наблюдаются высокие познавательные способности, задачи педагога — создать условия для развития и углубления знаний. В свою очередь, для детей со средней и низкой познавательной способностью педагог должен разработать индивидуальные и дополнительные занятия.
Становится очевидным фактом, что при реализации данных подходов педагог должен быть готов дифференцировать свою работу, исходя из особенностей каждой категории детей. Кроме того, применение подобного подхода приводит к снижению учебной нагрузки, поскольку исчезает усредненный подход ко всем детям. Но самое главное — во время познавательной деятельности существенно повышается активность самого ребенка.
Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.
Педагогический час «Познавательное развитие дошкольников»
Татьяна Мачинская
Педагогический час «Познавательное развитие дошкольников»
«Познавательное развитие дошкольников«
Педагогический час
Тема: «Познавательное развитие дошкольников – современные требования к реализации области».
МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки»
Мачинская Татьяна Васильевна
Добрый день, уважаемые коллеги!
1 слайд: Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.
2 слайд: Познание подобно трём ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. В прошлом мы оставили временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения ФГТ. В настоящем мы на пути внедрения ФГОС. И от того, как мы реализуем эту задачу, зависит и будущее дошкольного образования.
3 слайд: ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников
Такое понимание сущности образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
4 слайд:В Госстандарте используются три термина: что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Познавательное развитие
Познавательные интересы
Познавательные действия
5 слайд: Познавательные интересы.
— Конечно, главным образом, это очевидно по количеству и качеству вопросов, которые задают дети (говорящие). Совсем маленькие несут предмет ко взрослому и пытаются донести до него, «спросить» жестами, что это и как с ним действовать.
?- Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно?
?- Почему вопросы изменяются с возрастом? –(от накопленного опыта и знаний детей).
6 слайд: Познавательные действия.
? Вы наблюдали такие действия у своих детей? (пробы и ошибки действия с предметом – вкладыши, нанизывание на пирамидку меньшего диаметра и т. д.)
— Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий,это исследовательско-экспериментальные действия: кубики-вкладыши, мяч скачет, катится, а кубик нет, на мяче можно лежать, а воздушный шар лопается, принесли ведёрко снега, а его становится всё меньше и т. д.
7 слайд: Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах. (Напомните, это что за процессы – мышление, восприятие, память).
? Вспомните и назовите наиболее эффективную форму и метод развития умственных способностей, опираясь на психологические особенности детей раннего возраста. (Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление).
ОТВЕТЫ: Наглядное моделирование.
Конечно, вы совершенно правы.
? В каком виде деятельности применяется?
Моделирование сюжетно-ролевой игры.
Моделирование жизни окружающих людей (зона ближайшего окружения).
Моделирование содержания литературных произведений.
Следует запомнить, что Госстандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования (текст ФГОС пункт 1.4.7).
8 слайд: А в задачах, которые ставит ФГОС,есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.
9 слайд: Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС.
? – Вы, помните, как он называется? (ответы)
— Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется в числе других образовательных областей и содержание познавательного развития.
Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Давайте вспомним и отметим те виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей раннего возраста.
Хорошо, а теперь закрепим, внимание на экран.
10 слайд: Предметная деятельность.
11 слайд: Экспериментирование.
12 слайд: Общение со сверстниками.
13 слайд: Совместные игры со сверстниками.
14 слайд: Самообслуживание.
15 слайд: Чтение художественной литературы
16 слайд: Рассматривание картинок.
17 слайд: Двигательная активность.
18 слайд: Игровая деятельность.
19 слайд: Коммуникативная деятельность
20 слайд: Познавательно-исследовательская деятельность
21 слайд: Художественно-эстетическое развитие.
Таким образом, ФГОС ДО (стандарт) – это документ, который не требует унифицировать дошкольное образование, а даёт возможность в разных ситуациях через различные виды деятельности создавать условия, необходимые для успешного познавательного развития дошкольников.
22 слайд: В третьем разделе ФГОС определены требования к условиям реализации основной образовательной программы (ООП).
23 слайд: Бесспорно, обучение будет эффективным и успешным, если будут соблюдаться психолого-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса.
25 слайд: Форма обучения должна соответствовать возрасту детей и предпочтительнее всего – это должно быть игровое обучение.
26 слайд: ребёнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.
? Какой, по вашему мнению, должна быть эта позиция? (ответы)
— Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.
Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это действительно так, сверстникам подражать легче, особенно, если с ними установлены доброжелательные отношения (ФГОС пункт 3.2.1).
В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия (ФГОС пункт 3.2.1).
27 слайд: Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия», решение каких-то значимых для него задач самостоятельно.
Педагог должен всячески поощрять любую инициативу к использованию продуктивных и конструктивных действий, специально создавать для этого условия.
Никогда не принесёт пользы познавательному развитию любая форма насилия.
Но прямопротивоположное действие оказывает Вовлечение родителей в образовательную деятельность (ФГОС пункт 3.2.1). Вместе с родителями всё усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.
28 слайд: В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (ФГОС пункт 3.3.1. 1)
29 слайд: Вы, конечно, помните принципиальное отличие Госстандарта от ФГТ. В чём оно заключается?
Конечно, это четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы.
? Озвучьте термин, в котором эти требования формулируются (целевые ориентиры).
Верно, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста.
30 слайд: Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребёнок:
Интересовался окружающими предметами.
Активно действовал с ними и игрушками.
Проявлял настойчивость в достижении результата.
31 слайд: Важными показателями познавательного развития являются:
1. Проявление любознательности – задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
2. Склонность к экспериментированию.
3. Наличие знаний о себе, природном и социальном мире.
4. Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталоном, выделяя сходство и отличие.
5. Гуманное ценностное отношение к природе становится более устойчивым.
6. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания с целью решения практических задач, переноса в новые условия.
К концу пребывания ребёнка в детском саду мы должны помочь ему освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на соответствующие знания, принимать самостоятельные решения в различных видах деятельности.
Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование предпосылок учебной деятельности.
32 слайд: Заканчивая обсуждение темы,хочу зачитать высказывание руководителя рабочей группы по разработке ФГОС Александра Григорьевича Асмолова:
«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране. Нельзя рассматривать дошкольное детство исключительно, как рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе».
33 слайд: Спасибо за работу! Желаю вам успехов в развитии познавательных интересов и познавательных способностей детей!
«Пути эффективного развития познавательно-исследовательской активности дошкольников»
Елена Зайцева
«Пути эффективного развития познавательно-исследовательской активности дошкольников»
Для решения проблемы развития познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе ДОО педагогам необходимо искать такие средства обучения, которые в первую очередь способствовали бы развитию познавательных способностей у детей.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, т. е. лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.
При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и прочное запоминание материала.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти
знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с
младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,
сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в организованной образовательной деятельности:
— занятия в форме дидактических игр
в повседневной деятельности:
— наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
— дидактические и сюжетно-ролевые игры;
— практические упражнения;
— опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
— коллекционирование (классификационная работа);
— совместное творчество детей и родителей;
В Самостоятельной деятельности
Анализ уровня развития детей на начало года показал, что лишь 4% группы детей имели высокий уровень знаний по социально- коммуникативному развитию, а средний лишь 46%. низкий 50 % Мною было решено, что необходимо в процессе организованной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей используя метод проекта.
Расскажу немного о том как мы с ребятами проекты создаем.
Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о осени, привлечь к работе проекта как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, был разработан проект «Осень, осень, в гости просим»
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет!
Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж,конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо.
Продукт проекта «Лэпбук – «Удивительный мир часов»
Повысить уровень экологической воспитанности детей и их родителей. Изменить отношение к природе родного края, к проблемам экологии страны и Земли в целом. Был реализован проект «День Земли»
Изучив актуальность проблемы, учитывая поставленную цель и задачи мы приступили к реализации проекта.
В ходе реализации проекта использовала такие методы и приемы как:
-Чтение рассказов. Разучивание стихотворений С Маршак «Весенняя песенка» М. Сырова «Подснежник» Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата» К Ушинский «Утренние лучи»
-Рассматривание иллюстраций и беседы после просмотра «Землю сгубишь – новую не купишь»!
-Были проведены цикл познавательных занятий. «Как я могу защитить природу?»
-Просмотр презентаций и видеофильмов «Почему мы должны ценить природу и нашу планету?»
В реализацию проекта были привлечены родители. Родителям были представлены консультации такие как «Стань природе другом», «Как привить любовь к природе», так же предложены буклеты по теме. Были предложены творческие задания, на которых родители совместно с детьми рисовали рисунки о природе и составляли рассказы. Результат проекта изготовление экологических знаков.
Лето для детей – самое лучшее время года, время отдыха. Когда можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться,в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и тёплой нежной водой. Проект «Солнышко лучистое» был выбран не случайно. Я хотела детям дать элементарные представления о солнце и его влиянии на природу и на здоровье. А также вовлечь каждого участника, как детей, так и родителей, в активный, познавательный и творческий процесс. Во время проведения данного проекта, дети с интересом включались во все виды деятельности проекта. У детей сформировались представления о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Благодаря солнцу живут люди, растения, животные. В процессе данного проекта дети с интересом наблюдали за деятельностью солнца, сформировались представления детей о его влиянии на природу. На прогулке ребята наблюдали за солнцем в разное время суток, за изменениями в природе, связанных с солнцем, за радугой.
Проведённая работа способствовала развитию познавательных способностей детей, речевой активности, наблюдательности и развитию творческих умений. Чтение и разучивание стихотворений, потешек, закличек во время наблюдений поддерживала у детей желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Таким образом,задачи и цели проекта были выполнены: даны элементарные представления о солнце, сформирована познавательная активность детей при проведении экспериментов, наблюдений, обогащён словарный запас.
15 слайд Проект «Мой дом в моем городе»
Продукт проекта коллажи «Мой дом»
17 слайд Проект «Что за чудо – снеговик»
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. Поэтому, исследовательская работа становится ведущим способом познания окружающего мира.
Цель : вовлечь всех участников проекта в активный познавательно-творческий процесс, приобщение к культуре зимних забав, традиций.
Задачи: 1. Обобщить знания о временах года, зимних месяцах и зимних забавах.
2. Познакомить детей с историей образа снеговика.
3. Развивать интерес к исследовательской деятельности.
4. Расширить представления детей о свойствах снега.
5. Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.
6. Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма при
выполнении коллективной деятельности.
7. Поощрять проявления инициативы в организации и проведении
исследовательской и творческой деятельности.
8. Прививать навыки здорового образа жизни.
9. Приобщать родителей к совместной творческой работе с детьми.
Вывод: в результате реализации проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой и познавательной деятельности, закрепили свои знания о снеге, активизировалась речь, дети сблизились друг с другом и родителями в процессе выполнения совместных работ.
Результаты реализации проектной деятельности радуют, Занимаясь исследованиями,дети значительно расширили свои знания:
— о природных явлениях;
— об окружающем мире.
но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем продолжать изучать и внедрять в практику работы детско-родительские и детские проекты.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.