Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается

Консультация «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»

Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть картинку Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Картинка про Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается Юлия Андрианова
Консультация «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»

Статья «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур

В настоящее время деятельность практическая стала все чаще приобретать характер мониторинга, который предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижения поставленной задачи. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестает быть прерогативой только профессиональных технических сфер, она активно вживается в педагогические, психологические, социологические и управленческие профессиональные области.

Мониторинг осуществляет выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Можно прийти к выводу, что мониторинг – это некая система, которая направлена на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.

Формирование мониторинга идет как формирование системы многоуровневой, системы повторяющихся процедур диагностических, которые проводятся с использованием методик количественных, максимально объективирующих показатели качественные выбранных объектов. Мониторинговая система способна не только зарегистрировать состояние ее на текущий момент, но и может давать необходимые материалы и основания для качественного анализа, для постоянного сравнения, для коррекции управленческих решений.

В процессе работы проводимого мониторинга осуществляется целостное представление о состоянии дошкольного образования с точки зрения его соответствия установленным требованиям. Это поможет выявить самые сильные и наиболее слабые стороны в работе дошкольного учреждения, следовательно, провести анализ имеющихся причин несоответствия нормам. Потом можно запланировать работу до их полного устранения, а позже провести корригирующие мероприятия.

Основная задача мониторинга заключается, прежде всего, в скорейшем предупреждении всевозможных нежелательных воздействий используемых педагогических технологий, стиля общения педагогов на здоровье и психоэмоциональное состояние дошкольников. Необходимая информация, которую получили в ходе мониторинга, дает нам возможность корректировать образовательный процесс и развивающую среду дошкольного учреждения. Мониторинг выступает одним из главнейших средств, благодаря которому меняется само пространство информационное, следовательно, увеличивается степень повышения объективности, оперативности и доступности самой информации.

На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций.Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса.

В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и педагоги, и воспитанники, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:

процесс освоения программы, предмета;

• интеграционные процессы в обучении;

процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

• качество образовательного процесса и т. д.

В общем виде качество образования можно определить как совокупность его свойств и их проявлений, которые способствую удовлетворению потребностей человека и отвечают интересам самого общества и государства в целом.

А в более узком понимании качество образования можно рассмотреть как особенность личности, которая необходима человеку для того, чтобы осуществить ту или иную его деятельность.

На современном этапе качество образования – это не только соответствие знаний воспитанников, заявленные в государственном образовательном стандарте, но и успешная деятельность всего образовательного учреждения, а также деятельность каждого педагога в отдельности и администратора в направлении обеспечения качества предоставленных образовательных услуг.

Качество выступает очень сложным и противоречивым определением,из данного понятия его исходят принципиальные противоречия: между динамическими и статическими моментами качества, между реальными проявлениями и внутренней его сущностью, между качеством процесса и качеством результата. Названные противоречия в философском понимании качества предусматривают и саму сложность педагогической проблемы обеспечения качества и управления качеством в образования.

Точное выполнение государственных образовательных стандартов сможет обеспечить единство образовательного пространства государства и может гарантировать право дошкольников получить полноценное и качественное образование. А средством, при котором можно отследить выполнение образовательных стандартов выступает мониторинг.

Объектами мониторинга выступают:

• группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;

• организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;

• система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;

• система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;

• система государственного управления в сфере образования, реализуемая на

Дошкольное учреждение является одним из видов образовательных учреждений, безусловно, имеет общие черты, которые присущи любому из них, связаны с их общим направлением на обучение, воспитание и развитие дошкольников. А между тем функционирование дошкольных учреждений очень сильно могут отличаться от процессов, которые происходят в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей.

На современном этапе в научных педагогических источниках рассматривают различные виды мониторинга:

• психолого-педагогический (Г. А. Карпова);

• профессиональный (С. Н. Силина);

мониторинг качества образования (В. А. Кальней, С. Е. Шишков);

мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А. М. Багиров, В. Г. Горб, Е. В. Зайка и другие).

Для того чтобы вся система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, нужно проделывать очень большую аналитическую работу, в результате которой можно определить проблемные зоны, выявить возможности выстраивать, спрогнозировать и формировать будущее. При этом деятельность управления должна строиться таким образом, чтобы через рефлексию, глубокое изучение заданных проблем, проведение методических объединений, семинаров, целого ряда методических и педагогических советов можно было уже точно представлять состояние управляемой системы и тенденции, которые в ней сложились.

Созданная управленческая структура обязана очень четко определять взаимное действие между собой всех участников учебного процесса и воспитательного процесса, с одной стороны, и ресурсы внутренние и внешние – с другой.

В структурном управлении ДОУ основной функцией мониторинга принято считать обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Следовательно, мониторинг может происходить где угодно, где есть необходимость сравнить фактическое состояние какой-либо системы с намеченным результатом. Поэтому, можно определить задачу мониторинга – уменьшить разницу между фактическим состоянием ижелаемым. Для качественного проведения мониторинга важными условиями являются его стабильность, надежность и долгосрочность.

Сам мониторинг сможет помочь наладить систему взаимного действия в структуре управления детского сада, выявлять конкретные ситуации на педагогическом совете или собрании всего трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Какая – то часть необходимых вопросов может быть решена родительским комитетом ДОУ и профсоюзным комитетом данного образовательного учреждения. Для качественного обеспечения обоснованности принятых решений нужна объективная оценка состояния управляемой системы и изменений, которые происходят в ней. Это можно представить возможным только при условии организовать мониторинг качества образования.

Мониторинг качества образования, по одному из определений, истолковывается как системное наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия государственным образовательным стандартам (нормам).С целью зафиксировать достижения воспитанников и отследить результаты их развития в дошкольном учреждении нужно организовать диагностику учебно – воспитательного процесса, в которой учитываются все параметры развития детей от 1,5 до 7 лет.

Главные методы проведения диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и проведение анализа продуктов деятельности дошкольников. Созданная мониторинговая система позволяет решить ряд наиболее важных задач по эффективному улучшению качества образовательного процесса и провести аналитически – обоснованную работу с целью его совершенствования с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.

Основой мониторингакачества образования являются три аспекта:

• Общественный аспект можно определить социально – экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны);

• Социальный – соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя);

• Педагогический – может обозначать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно – ориентированному взаимному действию педагога с детьми.

В актуальности применения мониторинга в ДОУ необходимо:

• выявить успехи и результаты протекания образовательного процесса;

• провести обучение всех педагогов применению самоанализа и давать самооценку динамике своей деятельности в образовательном процессе;

• осуществить целесообразное управление качества состояния образовательного процесса;

• спрогнозировать перспективное развитие объектов или субъектов всего образовательного процесса.

Цель мониторинга – в выявлении степени соответствия или несоответствия результатов деятельности ДОУ стандартам дошкольного образования.

Так как ДОУ представляет собой функциональный организм, состоящий из множества уровней, то и система мониторингакачества образования в нем динамично функционирует по семи блокам:

1. качество управления и менеджмент;

2. качество учебного плана, качество образовательной программы;

3. качество достижений воспитанников, их здоровье и здоровый образ жизни;

4. качество эффективности работы педагогического коллектива, как единой команды;

5. качество компетентности педагогов по всем направлениям, включая работу с семьями воспитанников;

6. качество культуры образовательного учреждения, психологический микроклимат;

7. качество образовательных ресурсов ДОУ.

Следовательно, мониторинг качества образования направлен на оценку успешного приближения дошкольного учреждения к запланированному уровню качества образовательного процесса, и включает в себя сбор информации. Осуществляется по определенному набору показателей с помощью необходимых процедур, и на выходе дается оценка ситуации и состояния объектов также в определенной форме.

Педагогический мониторинг призван обеспечивать педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, которая необходима для принятия управленческих решений. Он должен определять, насколько эффективны педагогические средства, которые используются в образовательном процессе, насколько дидактические средства (методы обучения, режим учебной работы, формы обучения) соответствуют заявленным целям и возрастным особенностям дошкольников, специфике среды их жизнедеятельности. Поэтому, существует четкое распределение работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга, которое способствует достижению его эффективности.

В настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.

Владение методами мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно – деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно – отражательного к конструктивно – деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это в свою очередь является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, став носителем такой культуры, и стоя на такой платформе, преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки будущего педагога.

Мониторинг самостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что, используя компьютерные информационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можно осуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работы не только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную и более полную информацию.

Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть картинку Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Картинка про Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключаетсяРазвивающий сенсорный стол Развивающий сенсорный стол Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого.

Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть картинку Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Картинка про Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключаетсяБизиборд — развивающий центр Доброе время суток, уважаемые друзья и гости моей странички! Наверное, многие из вас слышали о развивающий доске для детей, на которой.

Источник

Структура мониторинга образовательной программы детского сада

Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Смотреть картинку Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Картинка про Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается. Фото Развивающий характер мониторинговых процедур в доу в чем заключается Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Структура мониторинга образовательной программы детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

Сорвачева Екатерина Владимировна

Каждое дошкольное образовательное учреждение сегодня стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, направленного на достижение высокого качества дошкольного образования и освоения образовательной программы. Содержание такой программы включает совокупность образовательных областей, которое обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. При этом объектом педагогического мониторинга являются результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Если же рассматривать его как образовательный мониторинг, то, согласно мнению А. С. Белкина, объектом мониторинга будет состояние и развитие педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Таким образом, мониторинг в образовании можно рассматривать как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о ДОУ как об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления детским садом, оценку его состояния как субъекта системы образования и прогноз его развития. Получаемая информация нацеливает управленческие структуры всех уровней (руководители, заместители руководителей, педагоги, руководители творческих групп и методических объединений) своевременно адекватно реагировать на негативные тенденции в развитии дошкольной образовательной системы и добиваться повышения ее эффективности. Поэтому мониторинговые исследования в дошкольном учреждении направлены на изучение и сопоставление условий, процесса и результата образования. Они предполагают такие педагогические измерители, которые позволяют определить уровни социализации и состояние здоровья детей, соответствие достижений ребенка требованиям, предъявляемым нормативами (интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения образовательной программы ДОУ, эффективность деятельности образовательного учреждения, степень удовлетворенности образовательными услугами.

Структура мониторингав ДОУ может быть представлена как совокупность следующих элементов:

1. Субъекты мониторинга;

2. Мониторинговая деятельность;

3. Комплекс мониторинговых показателей;

4. Инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности.

1. Субъектами мониторинга являются носители мониторинговых функций, осуществляющие и развивающие эти функции.Они условно подразделяются на две большие группы:

Тех, кто предоставляет информацию;

Тех, кто ее отбирает и обрабатывает (структуры, так и отдельные люди).

Можно рассматривать их как команду специалистов, которая рассматривает результаты освоения детьми отдельных образовательных областей, а затем делает вывод о соответствие совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества.

Изучение специалистов ДОУ интегративных качеств личности воспитанников

Интегративные качества Специалист ДОУ Методы мониторинга

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками Инструктор по физкультуре, педагог – психолог, воспитатель Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты

Любознательный, активный Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты

Эмоционально отзывчивый Воспитатель, педагог – психолог, музыкальный руководитель Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Воспитатель, педагог – психолог Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Воспитатель, педагог – психолог экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Имеющий первичные представления о себе, се5мье, обществе, государстве, мире и природе Воспитатель Беседа

Для этого субъекты мониторинга должны придерживаться основных принципов, позволяющих реализовать им свою субъектную позицию. Так, П. И. Третьяков обосновывает следующие основные принципы образовательного мониторинга: целенаправленность; научность; нормативность; целостность и непрерывность; оптимальность; эффективность и действенность; компетентность и дуальность. Терзиогло Е. И. дополняет этот перечень принципами непрерывности, воспитательной целесообразности, принципом диагностико – прогностической направленности. Если систематизировать все перечисленные принципы образовательного мониторинга, то получится следующая картина.

Целенаправленность – соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.

Научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления означает такую организацию слежения, которая построена на научно обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейски – бытовой подход к их оценке, соответствует основным закономерностям психолога – педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Нормативность – опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.

Целостность и непрерывность – следует рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов.

Оптимальность – объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии.

Эффективность и действенность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние.

Компетентность – эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.

Дуальность – исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразий) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения.

Принципам непрерывности означает взгляд на мониторинг как целостную, динамически развивающуюся, не саморегулируемую систему, в которой происходят посторонние структурно – функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Педагогический мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса.

Принцип воспитательной целесообразности – педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления образовательным процессом. В использовании методов, приемов, педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности ребенка и других участников образовательного процесса.

Принцип целостности, преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом. Результаты педагогического мониторинга должны стать основой для планирования системы педагогической деятельности, принятия управленческих решений. Педагогическая практика является самым надежным критерием проверки истинности диагностических заключений и оценки результативности принятых управленческих решений. В свою очередь, практика является источником поиска, нахождения новых, более эффективных технологий педагогического мониторинга.

Для эффективной реализации данных принципов мониторинга необходимо создание специальной мониторинговой службы в ДОУ. Такая служба берет на себя функции организации работ по проектированию и реализации программы мониторинга и управлению мониторинговыми процедурами в дошкольном учреждении. Это эффективно действующая группа управленцев, сплотившая вокруг своего лидера на профессиональной и личностной основе. Непосредственное участие в мониторинге способствует профессиональному развитию субъектов мониторинговый службы, каждого члена коллектива образовательного учреждения, что находит свое отражение в повышение эффективности управления в ДОУ и качестве услуг, предоставляемых дошкольным учреждением населению.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, эффективные команды не возникают сами по себе, они создаются целенаправленно, и управление ими должно строиться на систематической основе и на основе разработанного локального акта Положения о службе мониторинга, где определены задачи, направления и содержание деятельности службы, права и обязанности членов команды по организации и проведению мониторинга, формы документирования мониторингового процесса, отчетов и сроки их предоставления.

2. Мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур (сбор, обработка и распространение информации, а также их организацию и обеспечение. При этом нужно уметь рассматривать эту совокупность как целенаправленно организованную деятельность. Попробуем это сделать.

В связи с этим можно выделить следующие предметы мониторинга:

Интегративные качества личности самого воспитанника – главный показатель эффективности образовательного процесса;

Профессиональная позиция педагога, которая выражается в единстве сознания и деятельности человека;

Организационные условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса (материально – техническое оснащение, укомплектованность квалифицированными специалистами, предметно – развивающая среда, программно – методическое обеспечение образовательного процесса).

Для изучения предметов мониторинга в ДОУ разрабатывается специальная программа мониторингового исследования. Например, по мнению И. А. Зимней, для разработки программы мониторингав ДОУ может быть полезен следующий алгоритм действий:

Определение и обоснование объекта и предмета мониторинга;

Проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга;

Анализ, систематизация, структурирование полученных эмпирических данных;

Оценка и интерпретация полученных данных;

Соотнесение с данными предшествующих мониторингов;

Прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.

При этом программа мониторингавключает три взаимосвязанных этапа: 1) нормативно – целевой; 2) измерительно-оценочный или технологический; 3)прогностический.

Нормативно – целевой этап имеет своей целью определение целей, единых установок, педагогических позиций, требований программы, определяет основной механизм мониторинга, диагностические методики.

В процессе измерительно – оценочного (технологического) этапа осуществляется полный технологический цикл мониторинга, составление измерителей, конструирование шкал, соответствующих измерителям, осуществляется отбор данных, их количественный и качественный анализ и математическая обработка.

На прогностическом этапе подводятся итоги мониторинга, сравниваются результаты, осуществляется прогнозирование.

Программа мониторинга

№ п. /п. Этапы исследования Содержание мониторинговой деятельности

1 Подготовительный Анализ имеющихся данных, условий и факторов, постановка цели, определение объекта, установление сроков, формирование экспертных групп, изучение необходимых материалов (документов, научно – методической литературы по проблеме и др., ознакомление с концепцией развития образовательного учреждения, разработка инструкций и инструментария, создание технологического пакета и т. д.

2 Организационный Проведение организационных совещаний, методических консультаций, распределение обязанностей между специалистами в соответствии с инструкциями.

3 Диагностический Сбор информации по интересующей проблеме, изучение документации образовательного учреждения, наблюдение, тестирование, экспертиза; использование социологических методов (контрольные срезы, хронометраж, интервьюирование, анкетирование, собеседование) и др.

4 Аналитический Систематизация, обработка и анализ полученной информации, сопоставление результатов, формулирование вывод.

5 Итоговый Составление прогнозов, выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения, определение сроков выполнения рекомендаций. Архивация материалов.

При этом исследователями выделяется ряд условий, позволяющих успешно организовать и провести мониторинг в ДОУ:

Достаточный уровень организационной культуры дошкольного учреждения, способность коллектива к адекватной самооценке, прогностическому самоанализу профессиональной деятельности и педагогическому самоуправлению;

Распределение полномочий среди членов службы мониторинга;

Сформированность потоков информации;

Защита информации от искажения;

Своевременность переработки полученной информации;

Конструктивный характер анализа полученной информации;

Гласность результатов мониторинга.

Рассмотрев особенности мониторинговой деятельности, перейдем к описанию следующих компонентов мониторинга в ДОУ.

3. Комплекс мониторинговых показателей – совокупность первичных и вторичных показателей, которые способны обеспечить целостное представление о состоянии изучаемого объекта. При этом качественной и количественной мерой оценки психолого – педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы ДОУ и ее желаемые результаты. Нормы определяется целями, стандартами системы и являются обязательной частью образовательной программы. При этом ученые утверждают, что мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандартны и нормы. Поэтому важны элементом мониторингша является операционализация, т. Е. определение критериев, показателей, индикаторов и методов, позволяющих производить измерение (измерительный инструментарий).

Под критерием (от греч. Kriterion – средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего – либо; критерий – это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса.

Критерий результативности характеризуется качественными или количественными показателями. Показатели, в отличие от критериев, это наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты. Поэтому для мониторингового исследования подбираются оптимальное количество критериев, которые характеризуются показателями. В мониторинге главные из них называются индикаторами.

Мониторинговый индикатор – это совокупность признаков, которые имеют мониторинговые источники. Мониторинговые индикаторы, по сути, являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер.

4. Инструментарием мониторинговой деятельности выступает совокупность форм статистической отчетности, информационных стандартов, анкет, опросных листов и т. п., которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности. При этом субъекты мониторинга должны определиться в используемом инструментарии – необходимо диагностическое сопровождение мониторинга, которое, выполняя массу функций (информационную, аналитическую, мотивационную, ориентационную, прогностическую, собственно – диагностическую, оценочную, коррекционную, в процессе мониторинга становится, в то же время, полифункциональной (В. М. Лизинский, А. К. Маркова, Т. А. Стефановская, П. И. Третьяков).

Для этого используется сочетание нескольких методов мониторинга. Например, метода наблюдения и метода экспертных оценок.

Технология наблюдения включает алгоритм следующих действий:

Определение цели и задачи (выявить эффективность, состояние, уровень, характер педагогического явления);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать, когда и при каких условиях);

Выбор способа наблюдения (открытое или скрытое в деятельности или вне ее, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.);

Выбор способа фиксаций результатов наблюдения (протокол, бланки, карты видеозапись и т. Д.);

Анализ полученной информации – экспертная оценка.

«Экспертные оценки» при этом основываются на суждениях нескольких экспертов – специалистов или разных субъектов образовательного процесса, опирающихся на комплекс логических и математических (статистических) процедур, направленных на получение информации, ее анализе и обобщении, связанный с оценкой того или иного педагогического явления. Желательно, чтобы экспертная оценка такого явления соотносилась с решаемыми при этом задачами образовательной деятельности и, в то же время, ориентировало педагогический коллектив в дальнейшем на управление качеством образовательного процесса по его результатам.

Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655. Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655: памятка, экспресс-опрос. Памятка.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы Мониторинг детского развития проводится два раза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *