Рдс что это расшифровка
Что такое RDS и почему дрифт так популярен в России
Что такое дрифт? Почему его так полюбили в России? Как развивается экзотическая гоночная серия в наших реалиях? Как российское первенство догоняет и перегоняет самые известные западные аналоги? Об этом мы побеседовали с генеральным директором «Российской Дрифт Серии» Дмитрием Добровольским.
Беседовал Вадим Клепнёв
Насколько я знаю, в прошлом Вы не жаловали дрифт. Это правда? Что повлияло на изменение отношения?
В большинстве автоспортивных дисциплин к скольжению относятся как к потере скорости и ошибке в пилотировании. Кроме того, до сих пор многие воспринимают дрифт больше как шоу, нежели как серьёзный вид спорта. Я тоже относился к этому действу скептически, но однажды попал на заезды и был поражён количеством зрителей и степенью их вовлечённости в процесс. Я и сам быстро увлёкся интригой, накалом страстей и зрелищем. Каждый заезд — это непредсказуемая битва. За гоночный день проходят десятки заездов. У зрителей на протяжении семи-восьми часов всегда есть что посмотреть, за кого болеть. В этом выгодное отличие дрифта от классических гонок, где за 10 минут происходят все события и зрителю просто не из чего выбирать.
Пробуете ли свои силы в дрифте и как часто?
Как оцениваете прогресс RDS за последние годы? Можете ли Вы выделить ключевые моменты, которые, по вашему мнению, привели RDS к нынешнему уровню?
Пожалуй, можно сказать, что RDS «генетически» предрасположен к популярности. Дрифт помимо зрелищности объединяет вокруг себя целый мир увлечённых людей самого разного возраста, и заслуга нашей команды заключается в создании платформы, инфраструктуры для их общения. Наша главная задача — была, есть и будет — узнаваемость этого спорта и бренда RDS, и здесь ещё многое предстоит сделать. Все наши усилия направлены на это.
Не люблю оценивать самого себя: либо будешь хвастаться, либо занижать достижения. Постараюсь быть объективным: то, что мы сделали в 2019 году — на «четвёрку с плюсом». Много было операционных ошибок, но некритичных. Мы извлекли много уроков в вопросах судейства, тайминга и правил. Стали больше внимания уделять зрительскому опыту во время мероприятия — будь то элементы шоу, конкурсы и розыгрыши, детские развлечения или эксклюзивные услуги, вроде дрифт-такси и VIP-ложи.
Обращаете ли Вы внимание на иностранные гоночные серии и спортивные мероприятия, чтобы перенять какие-то моменты в RDS? Например, американцы уже давно превратили NASCAR в настоящее шоу: от активностей на трибунах до самих гонок. Будет ли больше элементов шоу?
Конечно, мы не можем не замечать и не использовать западный опыт. Но его необходимо адаптировать и дорабатывать. Например, я считаю, наши трансляции и телевизионные отчёты — одни из лучших, если рассматривать автоспорт на ТВ. На чужих ошибках учиться лучше и, что важно — дешевле.
Есть планы или желание провести совместные мероприятия с Drift Masters?
Мы думали о сотрудничестве, но у каждой серии своя специфика. Но проводить, по аналогии с хоккеем, «выездные матчи», какие-то разовые совместные мероприятия — почему нет? У нас есть пилоты, которые участвуют и у нас, и у них — в этом смысле мы все в выигрыше. Мы заинтересованы, чтобы у нас было больше участников.
Чего ждать от предстоящего сезона RDS GP 2020?
Главный прорыв в Гран-при в новом сезоне — это увеличение количества этапов с шести до семи. Календарь сезона уже утверждён, и география Гран-при теперь включает пять федеральных округов страны.
Важнейшая задача, над которой трудится наша команда, — это повышение уровня трансляции и производство разнообразного видео- и телевизионного контента. Зрителей RDS, думаю, порадуют наши телевизионные отчёты. Для настоящих фанатов Серии мы готовим онлайн-платформу, на которой им будет доступен видеоконтент высочайшего качества.
Технический регламент существенных изменений не претерпит: мы не хотим ограничивать простор для творчества инженеров и пилотов.
Какие планы по развитию региональных подразделений RDS, таких как РДС Юг, Восток и Запад?
«Младшие» серии RDS призваны развивать дрифт в своих регионах. Именно из региональных серий в Гран-при приходят новые пилоты и команды. В прошлом сезоне все регионы отработали очень успешно. Увеличивается аудитория каждого этапа, серьёзно подрос уровень организации соревнований, радует интерес к сериям со стороны российских и международных брендов. В 2020 году наша задача — улучшить медийное покрытие серий, повысить уровень информированности зрителей о наших мероприятиях. Переговоры с местными СМИ уже ведутся.
Есть ли какой-то пилот в RDS, которому Вы симпатизируете больше остальных? Лучшие пилоты серии RDS, по Вашему мнению, на сегодняшний день?
Непросто выделить кого-то отдельно, да и не мне этим заниматься. Если взять по каждому этапу топ-4, как раз и будут понятны наши лидеры. Мы всячески поддерживаем творчество — необычные технические решения. Чтобы машины были необычные, чтобы, в свою очередь, заинтересовать зрителей. Понятно, что не у всех сезон проходит без сбоев. Наш чемпион Георгий Чивчян уже два сезона опережает всех в Кубке мира по дрифту — вот лучшее доказательство его мастерства. И я считаю, что многие наши пилоты в любой иностранной серии будут смотреться уверенно и бороться за победу — и это наше с ними важнейшее достижение.
Иностранные пилоты — как они попадают в RDS: Вы сами их приглашаете или они замечают RDS и изъявляют желание участвовать?
Раньше я сам ездил, разговаривал, приглашал… Рассказывал, как у нас всё устроено. Приехал один, второй — и теперь у нас уже много заявок, даже очередь образовалась, и мы физически не можем привезти всех. У RDS GP уже очень высокие критерии отбора, многим иностранцам требуется наша помощь с логистикой, с организационными моментами. Иностранцев у нас будет всё больше, поскольку, повторюсь, уровень нашего первенства крайне высок, и если мы допустим кого-то без отбора, это будет спортсмен высочайшего уровня.
Есть ли планы или желание привезти Кубок мира по дрифту в Россию?
Конкретных планов нет, желание есть. Кубок мира по дрифту проходит под эгидой FIA (Международной федерации автоспорта), они определяют промоутеров, а уж промоутер выбирает место проведения. В прошлом году промоутерами были японцы — к ним накопилось много претензий и по организации, и по работе со зрителями. Как только будет объявлен новый тендер, мы непременно будем в нём участвовать. Увы, уровень бюрократии в FIA очень высок. Кроме того, нельзя забывать про отношение к России в мировом сообществе. Та же история с допингом — FIA подписала конвенцию, поэтому на нас они в любом случае смотрят более пристально. Конечно, все понимают, что допинг и автоспорт имеют мало общего, но и сбрасывать со счетов этот фактор нельзя. Главное, мы понимаем, что это — уже другой финансовый уровень, и мы к этому готовы.
Мы открыли голосование за пилотов RDS GP 2020. Поддержите любимого пилота, за которого вы болели с первого этапа!
Если он не победит в этом сезоне, то сможет получить приз симпатий читателей журнала «5 колесо». Симпатии болельщиков для спортсменов очень важны.
Отдать свой голос можно здесь
РДС: дуга и все, что ее окружает
Знаменитая РДС – ручная дуговая сварка, народная любимица и самая популярная сварочная технология в течение долгого времени. Такое достижение дорогого стоит. Метод основан на использовании специальных электродов.
Все действия в РДС выполняются сварщиком вручную. Несмотря на популярность и, казалось бы, изученность этого способа, нам с вами невредно будет повторить основные факты и проверить, как на сегодняшний день поживает милая сердцу РДС.
Главное – дуга
Суть или технология ручной дуговой сварки – это формирование правильной и устойчивой дуги между концом электрода и сварочной ванной. Поджечь дугу быстрым касанием, чтобы она сразу загорелась и стабильно горела в дальнейшем – одно дело.
Правильно держать и вести электрод, соблюдая стандарты высоты расходника над поверхностью, скорости ведения электрода вдоль шва и много чего еще – дело другое. Знать нужно немало, уметь – тоже. Ну так современная сварка – тоже не погулять выйти, это поле с профессиональными игроками и высокой конкуренцией.
Здесь на художественной самодеятельности никто больше не проедет. Так что давайте повторять и разбираться в деталях и нюансах современной РДС.
Основные действия с помощью электродержателей:
Итак, мы подожгли дугу касанием и отвели электрод на небольшое расстояние от свариваемой поверхности. Стержень электрода начинает плавиться от действия высокой температуры. Именно их этого плавящегося стержня формируется тот самый сварочный шов, ради которого затеяна вся суета вокруг.
Вместе с металлическим стержнем электрода плавится его специальное покрытие, хитрый состав которого образует защиту шва шлаком и газом от окисления. Сразу же после того, как погаснет дуга, шлак удаляется с поверхности рабочего участка.
Сварочный шов какой угодны для не получается из-за ограниченной длины электрода: как только стержень оплавится до конца, процесс нужно останавливать, чтобы его поменять. А такого рода перерывы неважно сказываются на качестве шва: из-за них в шве попросту образуются дефекты.
С этой бедой можно бороться, и прежде всего с помощью выполнения правил технологий. В технических характеристиках электродов, к примеру, всегда указываются параметры подходящего электрического тока к типу покрытия, диаметру стрежня и положению во время сварки.
Все это необходимо для оптимизации горения дуги и протяженности непрерывного шва – «не больше и не меньше, а в самый раз» – вот главное правило, которое, пожалуй, требует технология дуговой сварки.
Что варим с помощью РДС
Да практически все. Если говорить о сталях, то это и легированные, и нелегированные марки. Правда, есть ограничения в толщине, он должна быть не больше до 5-ти см. Слишком тонкие листы металла тоже не пойдут: если заготовка тоньше 1,5 мм, металл при РДС мгновенно прогорит.
Больше всего РДС подходит для работы с заготовками толщиной от 3,0 до 20,0 мм.
Конечно, в зависимости от состава металла меняется прочность шва. Она, например, снижается с повышением доли углерода в стальных сплавах. Иными словами, высокоуглеродистые стали варить методов РДС можно, но качество шва с точки зрения будет ниже.
Где ручная дуговая только не применяется, вот только некоторые из примеров:
Поговорим об электродах
О современных электродах можно написать «Войну и мир», не меньше. Уж каких только сплавов и составов покрытий сейчас не делают – на любой вкус.
А если серьезно, то классификация сегодняшних электродов обширнейшая, новые технологии требуют соответствия химического состава всех без исключения частей расходников металлам свариваемых деталей. Эти материалы содержат вещества для стабилизации горения дуги, образования защитного шлака и т.д.
Схема ручной дуговой сварки покрытыми электродами.
Функции у современных покрытий электродов вполне конкретные и ясные:
Для РДС выпускаются специальные электроды. Все они соответствуют свойствам наплавленного металла и снабжены в названии буквой «Э».
Число после буквы обозначает уровень временного сопротивления в килограммах на квадратный миллиметр. Если рядом стоит буква «А», состав электрода очень пластичен и имеет высокую ударную вязкость.
Снег, дождь и ветер
Варить можно хоть на потолке, то есть в любом положении. Но если есть возможность выбирать, удобнее работать все-таки в нижнем положении. Здесь можно и электрод взять побольше, и ток пустить посильнее, чтобы варилось мощно и быстро.
Если же вам приходится варить на потолке или располагаясь вертикально, бодрой и быстрой сварки у вас не получится: сварочная ванна будет маленькой, диаметр у электрода будет очень скромным, скорость работы снизится на порядок.
Ручная дуговая сварка позволяет работать в самых разных условиях внешней среды: хоть внутри помещений, хоть в открытом пространстве. Для этого метода не нужна подача газа или воды, что значительно упрощает рабочий процесс.
Единственное, что понадобится в обязательном порядке – это электропитание с его источником и кабелем. Длина кабеля – вопрос серьезнейший. Источник электричества может быть удален как угодно, но все дело в том, что чем кабель длиннее, тем больше он греется и, соответственно, повышаются тепловые потери.
Иногда используют генераторы на бензине или дизельном топливе. Ну а если вокруг вас снег, дождь, ветер и прочие природные напасти, защищайте рабочую зону, ведь вам нужно прежде всего ровное стабильное пламя дуги.
Теперь ток
РДС в этом плане универсальна – варить можно хоть на постоянном, хоть на переменном токе. Электроды могут быть специализированными, но есть и универсальные, которые подходят и для того, и для другого.
Если есть возможность выбирать, то это ток постоянный. С ним и дуга стабильнее, шов крепче и работать комфортнее.
Сила сварочного тока в зависимости от диаметра электрода и толщины металла.
Если вы работаете с постоянным током, у вас может быть два варианта полярности – прямая и обратная. При прямой полярности минусовый полюс подводится к электроду, а плюсовой – к металлической заготовке. При обратной полярности все наоборот: к электроду идут плюсы, к деатялм – минусы.
Абзац про дефекты
Дефекты, возможные по ходу работы РДС, делятся на два вида:
Пара слов о швах и их кромках
Пара слов о кромках. Если вы хотите, чтобы у вас получился проваренный и ровный шов высокого качества по всем параметрам, на металлических заготовках нужно сделать кромки.
Подробное описание разделки краев в зависимости от типа шва отлично прописаны в ГОСТе 5264-80, полностью посвященному РДС. Кромки бывают трех видов, которые различаются лишь по форме: V, R, X.
После сварки кромку нужно удалить. Это можно сделать просто – зубилом. Но в этом случае о качестве и эстетике шва придется забыть. Ровное и аккуратное удаление получится с помощью фрезерного или токарного станка.
Если применение станка невозможно из-за трудного доступа, кромки убираются кислородной резкой. Чистка кромок металлической щеткой от грязи, коррозии и окалины также относится к обязательным действиям.
Также сварные соединения подразделяются исходя из положения в пространстве:
При сложных положениях в пространстве используется пониженный ток, а сама сварка производится короткими движениями.
Оборудование для РДС
Конечно же это аппараты ручной дуговой сварки. Метод дает широкие возможности для их выбора. Это может быть и традиционный трансформатор – ветеран сварочного движения, трансформатор в комбинации с выпрямителем и, наконец, герой нашего времени – аппарат для дуговой сварки под названием инвертор.
Последний вариант- самый популярный в силу дополнительных функций для облегчения работы сварщика: форсированной дуги и антизалипания. На инверторе могут работать даже юные дебютанты, швы в любом случае получаются ровными и крепкими.
Есть, конечно, нюанс – относительно высокая стоимость инвертора. Но овчинка выделки стоит благодаря высокой надежности в святом деле качества шва. Сварочное оборудование ручной дуговой сварки предлагается в самых широких продуктовых линейках – на любой цвет и вкус.
Варим трубы
Одно из технологических преимуществ РДС перед другими методами – это сварка труб ручной дуговой сваркой.
К данному виду работ всегда имеются особые требования. И прежде всего это идеальная герметичность швов и устойчивость к значительному и длительному давлению. Именно поэтому швы на трубе варят в нижнем положении, где это только возможно.
Трубы варят стыковыми швами, других вариантов практически нет. Предварительная подготовка – формирование прихваток, без них сделать что-либо будет трудно. Если труба большая, и ее диаметр превышает 30 см, участки сварки будут в длину будут составлять не больше 20-ти см.
Плюсы РДС
Преимущества ручной дуговой сварки внятные, серьезные и весьма весомые:
Минусы РДС
Недостатки есть у всех методов, куда ж без них
У ручной дуговой минусы скромные:
Следует заметить, что недостатки метода вполне можно считать его особенностями, которые обусловлены сутью физико-химического процесса.
RDS, как это работает? Опускаемся на самый нижний уровень модели OSI
С системой RDS (Radio Data System) сталкивался хоть раз каждый, кто видел в автомагнитоле название станции вроде «Дорожное радио». Помимо названия, могут отображаться дополнительные данные — название воспроизводимой песни, температура, частота вещания и т.д.
Но как это работает? Т.к. моим хобби является радио и цифровая обработка сигналов, разобраться было интересно. Как оказалось, полной информации о RDS в рунете практически нет (да и в англоязычном тоже негусто), надеюсь, эта публикация восполнит этот пробел.
Продолжение под катом (осторожно много картинок).
Введение
Радиостанции FM-диапазона существуют и пользуются популярностью довольно-таки давно. Но со временем стало ясно, что помимо звука, не хватает текстовой информации — названия станции, трека, исполнителя песни. Добавить такую возможность можно было только одним способом — помимо звука передавать дополнительный цифровой канал. Причем передавать так, чтобы с одной стороны, данные было несложно декодировать (вычислительные возможности микросхемы в радиоприемнике довольно ограничены), с другой стороны, чтобы не нарушить совместимости с уже имеющимися в продаже приемниками. Задача была решена, так появился стандарт RDS, принятый в 1990м году.
Спектр современной FM-станции выглядит так:
На картинке можно видеть (слева-направо) 4 основных компонента.
— Звук в формате «моно» (L+R). Вероятно был оставлен для совместимости со старыми приемниками (интересно наблюдать как в подобных стандартах разные технологии «накладываются» друг на друга для обеспечения обратной совместимости).
— Пилот-тон 19КГц. Используется для декодирования стерео-сигнала, для чего частота пилот-тона умножается на 2, и относительно полученной частоты 38КГц разделяются стерео-каналы.
— Стерео звук, второй канал (L-R), находящийся на картинке симметрично относительно 38КГц.
— Канал RDS, который передается на 3й гармонике пилот-тона, его частота составляет соответственно 19*3 = 57КГц. Им-то мы и займемся.
Модуляция RDS
Для того, чтобы декодировать сигнал, сначала надо понять как он формируется, и здесь довольно-таки много «подводных камней». Основным документом, описывающим RDS, является «EUROPEAN STANDARD EN 50067», eго-то мы и будем изучать.
RDS-кодер, согласно стандарту, выглядит так: «
Как можно видеть, сигнал в кодере проходит 5 стадий:
1) Исходный битовый поток. Для его получения RDS-сообщения сначала кодируются в 16-битные пакеты, потом к ним дописывается 10-битный блок контрольной суммы с коррекцией ошибок, в итоге получаются 26-битные блоки, которые и посылаются в кодер. Казалось бы, берем и посылаем? Все сложнее.
2) Битовый поток преобразуется с помощью дифференциального кодирования по следующей таблице:
Единицей кодируется изменение бита, отсутствие изменения кодируется нулем. Это нужно для простой цели — полученный код является независимым к инверсии. Мы можем не знать, что считать «0», а что считать «1», данное кодирование устраняет этот пробел.
Рассмотрим простой пример, пусть передаваемое сообщение — 0010100. Кодируем его по данной таблице, получаем 0011000.
Для декодирования используется другая таблица:
Воспользовавшись ей, получаем исходное сообщение 010100. Смысл действия в том, что если исходное сообщение инвертировано (т.е. 1100111), то декодируя его, все равно получаем тот же результат.
Теперь берем сигнал и посылаем? Еще нет, все сложнее.
Сигнал, показанный под номером «5» на схеме кодера — это фактически и есть наши биты после манчестерского кодирования, только кодер в стандарте рассматривался аппаратный. Он работает следующим образом:
— Битовый поток превращается в последовательность коротких импульсов (цифра «3» на картинке)
— Манчестерское кодирование выполняется с помощью задержки сигнала на пол периода и сложения его с противоположным знаком (цифра «4»).
— Полученный сигнал в виде «всплесков» положительных и отрицательных импульсов, подается на ФНЧ (фильтр низких частот), который выделяет огибающую, показанную под цифрой «5».
Вот теперь-то сигнал можно передавать? Да можно. Но не сразу. Исходная частота цифрового сигнала RDS составляет 1187.5Гц, что слишком мало. Полученный сигнал умножается на другой сигнал с частотой 57КГц, что переносит его на заданную частоту, вспоминаем школьную формулу умножения косинусов:
Полученный сигнал имеет как раз необходимую нам частоту 57КГц, он суммируется с «основным» (звуковым) сигналом, который и транслируется в эфир. Как можно видеть из верхней картинки, добавление частоты 57КГц не затрагивает каналов звука, соответственно не добавляет никаких искажений даже в не имеющие поддержки RDS-приемники.
Демодуляция
Теперь, поняв как получается сигнал, мы можем приступить к демодуляции сигнала с реальной FM-станции. Для этого нужен SDR-приемник, я использовал HackRF, но подойдет и гораздо более дешевый RTL-SDR, купить который можно за 10$ с бесплатной доставкой на eBay.
Шаг 1. WFM-декодер
Т.к. исходный сигнал частотно-модулирован, сначала мы должны получить его в демодулированном виде. Чтобы не писать еще и ЧМ-декодер, воспользуемся пакетом GNU Radio. Запустим GNU Radio Companion и соберем схему, как показано на рисунке.
Мы собираемся принимать FM-станцию на частоте 100.4МГц, для этого мы настраиваем приемник на частоту 99МГц, и программно «сдвигаем» сигнал вверх по частоте на 1.4МГц, домножая его на сигнал с такой частотой. Это сделано потому, что SDR-приемник имеет пик на нулевой частоте относительно центра, и настроиться сразу на станцию мы не можем.
Запускаем «схему», и видим картинку как в учебнике в начале статьи.
Хорошо видны пилот-тон на 19КГц, стерео-сигнал на 38КГц и 2 пика RDS-сигнала вокруг 57КГц.
Шаг 2. Выделение пилот-тона и RDS-сигнала.
Следующим шагом является выделение пилот-тона и сигнала RDS. Для этого используем полосовой фильтр на соответствующие частоты.
Запускаем полученную схему, и видим результат, как в любом «учебнике» по описанию RDS.
Хорошо видны пилот-тон с частотой 19КГц, и 57КГц-сигнал, модулирующий более низкочастотный сигнал с частотой 1187.5Гц.
Шаг 3. Выделение низкочастотного сигнала.
Для получения НЧ-сигнала необходимы 2 шага:
3.1) Получение сигнала 57КГц (3й гармоники пилот-тона).
Мы имеем выделенный фильтром сигнал 19КГц, а как получить из него 57КГц? Для этого вспоминаем школьную математику, формулу куба синуса:
Как нетрудно видеть, куб синуса содержит 2 компоненты: sin(a) и sin(3*a). Т.к. мы работаем с «аналоговыми» блоками, берем в GNU Radio 2 блока — умножитель, и фильтр высоких частот. Убрав sin(a) фильтром на 38КГц, получаем искомые 57КГц.
Готовый результат можно видеть на осцилограмме:
3.2) Обратный перенос частоты
При кодировании сигнал переносился с частоты 1187.5Гц вверх, умножением на 57КГц. Теперь выполняем обратную операцию, переносим сигнал «вниз». Для этого еще раз умножаем его на 57КГц-сигнал. По формуле произведения синусов (школьная программа вещь полезная) получаем 2 компоненты — суммы и разности частоты. Нам нужна именно разность, сумму мы отбрасываем с помощью фильтра низких частот.
Все это делается добавлением блоков в GNU Radio, готовый результат показан на картинке:
Зеленым цветом показан «образцовый» сигнал с частотой 1187.5Гц, чтобы видеть что преобразование выполнено правильно.
Шаг 4. Демодуляция низкочастотного сигнала
Принцип этой части проще всего проиллюстрировать картинкой из стандарта (блок «biphase symbol decoder»).
Демодуляция бифазного сигнала состоит из 2х частей.
— «Переворачивание» сигнала инвертором. Это нужно для возврата от бифазного кодирования, которое рассматривалось выше, к исходному сигналу. Фактически нужно «перевернуть» каждый второй бит, поэтому процесс синхронизирован с тактовым сигналом.
— Суммирование сигналов за период. Положительная сумма соответствует биту «1», отрицательная «0».
Кстати, период 1187.5Гц тоже выбран не случайно — это частота пилот-тона 19КГц, деленная на 16. Все сделано для того, чтобы аппаратная реализация декодера в приемнике была как можно проще и соответственно, дешевле.
После демодуляции сигнал поступает на дифференциальный декодер, который рассматривался выше. Дальше сигнал поступает на модуль коррекции ошибок, но это уже как говорится, другая история, соответствующая второму уровню модели OSI.
Если кому интересно, теоретическую часть можно будет продолжить, и рассмотреть формирование пакетов. Если же кто захочет поэкспериментировать самостоятельно, один из вариантов работающего декодера для RTL-SDR можно найти на github. При желании использовать аппаратный тюнер в своих проектах, можно купить на eBay плату Si4703 FM RDS Tuner, ее цена около 6$.