Реагент 1к40 что это
Противогололедные реагенты: состав, преимущества и недостатки
Власти Москвы закупят для уборки дорог предстоящей зимой новый реагент.
Ниже приводится информация о противогололедных реагентах.
Противогололедные реагенты (ПГР) – твердые (сыпучие) или жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью и направленные на поддержание в допустимом состоянии элементов объектов дорожного хозяйства в процессе их эксплуатации в зимний период.
Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.
Вещества (соли или растворы), использующиеся в качестве противогололедных реагентов имеют сложный химический состав, зависящий от технологии производства и сырьевой базы. По условиям водоотведения, в городе Москве номенклатура ПГР ограничивается только ее хлоридной группой.
Принцип использования противогололедных реагентов основан на том, что температура замерзания воды, с разведенными в ней хлоридами солей ниже, чем температура замерзания естественных осадков. По этому принципу работает большинство реагентов, в основе которых присутствуют солевые растворы химических элементов, в том или ином процентном соотношении, подобранные таким образом, чтобы воздействие на окружающую среду не причиняло вреда.
Средства против обледенения можно подразделить на естественные природные (обычный строительный песок, мелкий гранитный щебень, или как его еще называют – гранитная крошка) и искусственные (противогололедные реагенты, полученные химическим путем в лабораторных условиях хлорид кальция, хлорид натрия, хлорид магния и др.).
Противогололедные реагенты бывают жидким, твердыми и гранулированными и имеют различный состав и химические свойства, но все они имеют одно общее свойство – понижать точку плавления снега.
http://ogneypor.ru/protivogololednye-reagenty.html
В 1960 х годах основным противогололедным реагентом была пескосоляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли. Это один из самых дешевых способов борьбы с гололедом. Однако весной скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки. Он оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны, и весной коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы очистить от него город и вывезти песок на свалку.
Начиная с 1995 года было принято решение в качестве противогололедного реагента использовать техническую соль (NaCI). Одним из главных преимуществ технической соли было то, что она моментально растапливала лед, образуя снежную кашу. Кроме того, техническая соль не замерзает от 0 до 16° С и действует постоянно.
В то же время техническая соль имела массу недостатков: соль разъедала кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих; пары солей натрия разъедали вставки электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали погибать зеленые насаждения.
Начиная с зимы 2001 2002 годов власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных ПГР. В качестве основных реагентов стали применяться твердые «Биомаг» и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), а также жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и «Нордекс». Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями.
Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать «масляную» пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.
Начиная с зимы 2005 2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния («Биомаг») из за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.
В качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части стали использовать жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).
По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30 40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С). ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.
Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.
Также, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.
Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.
В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий «ЭСБГ» и твердый – «Биодор». Жидкий реагент «ЭСБГ» изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а «Биодор» – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.
В качестве противогололедного реагента для тротуаров и пешеходных дорожек используется мраморная или гранитная крошка. У нее много достоинств: крошка не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. В то же время некоторые эксперты отмечают, что крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.
Согласно «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов (на зимние периоды 2012 гг. и далее)» в Москве предусмотрено использование разных реагентов.
Жидких реагентов на основе хлористого кальция и натрия, в которых массовая доля растворимых солей должна быть в пределах 27 29%: хлористого кальция – в пределах 22 23%, хлористого натрия в пределах 5 6% (ХКН ж.).
Твердых ПГР:
— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%, хлористого натрия — не более 75%; хлористого калия — не более 20%, формиата натрия не менее – 5% (МРК тв.).
— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция и натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%; массовая доля хлористого натрия — не более 80% (ХКН тв.).
— твердого многокомпонентного ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 15%, хлористого натрия — не более 80%; хлористого калия — не более 10%, формиата натрия – не менее 5% (МРтв.).
— фрикционных материалов (вспомогательных): мелкий гранитный щебень фракций 2 5 миллиметра предусматривается в качестве ПГР для определенных погодных условий на проезжей части Москвы, а на тротуарах, остановках общественного транспорта разрешалось использование только комбинированных ПГР.
Комбинированных ПГР:
— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень) и формиата натрия (соль муравьиной кислоты) массовая доля карбоната кальция – 50 80%, формиата натрия – 20 50% (КР1тв.).
— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль): массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия не более 60% (КР2тв.).
— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) с добавлением хлоридов (кальция и калия) массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия – не более 50%, массовая доля хлоридов (кальция и калия) не более 20% (КР3тв.).
В 2012 году добавлен новый реагент — жидкий реагент на основе хлористого магния, где массовая доля хлористого магния в пределах 27 29%, либо на основе хлористого кальция и натрия, где массовая доля растворимых солей в пределах 27 29%, хлористого кальция — в пределах 22 23%, хлористого натри — в пределах 5 6% (ХКМж.).
Соль (мефедрон, скорость, легалка) — купить ценой зависимости
Особенности легалки
Соль – это полностью синтетический состав. Препарат сделали, чтобы состав его легко можно было купить в сети, через торговые точки, поэтому даже назвали «легалка». Тем не менее, сейчас он под запретом, хоть купить легче, чем другие наркотики – внешне он напоминает соль для ванн, а поисковые собаки обнаружить не могут, цена дешевле.
Состав легалки
В состав допинга входят катиноны (мефедрон, MDPV, метилон), которые смешивают в разных частях с вспомогательными веществами. Такой состав позволяет купить соль по доступной цене и отвечает за его сильное действие на организм.
Последствия после курения соли
Употребление наркотика соль поднимает до ненормальных уровней количество гормонов, которые:
Таким образом, когда человек курит легалку, признаки сбоев появляются как на физическом, так и психологическом уровне. Зависимый начинает ощущать дискомфорт, даже когда находится под кайфом, но основное действие соли прошло. Лишь повторное употребление снимает ломку, что объясняет желание купить дозу, заплатив двойную цену почти сразу после употребления. Это и объясняет скорость появления зависимости.
Действие соли (легалки) на организм
Состав легалки вызывает рефлекторную, физическую, умственную зависимость и деградацию. После употребления наркотика соль человек становится активным, коммуникабельным, но процесс разложения личности начинается.
Он начинает вести себя эксцентрично, в течение 2-3 месяцев после первого употребления признаки действия соли налицо, особенно при частых передозировках. Наркоман:
Состав наркотика соли оказывает плохой эффект и на тело. Когда наркоман курит, лицо краснеет, бьет озноб, одновременно бросает в пот, появляется головокружение, расфокусированное зрение. Эти признаки усиливаются при передозировке.
Когда зависимый курит, может наблюдаться непроизвольное подергивание мускулатуры, челюстные мышцы сводят спазмы. Негативный эффект легалка оказывает на сердце – развивается стойкое повышение артериального давления, тахикардия. Действие препарата влияет на кожу – образуются язвы, высыпания. Оказывает он эффект и на кровь, признак – медленное затягивание ран.
Признаки передозировки солью
При передозировке вышеописанные признаки усиливаются, возможна летальность. Симптомы:
Последствия долгого курения соли
Если говорить о том, какая доза употребления соли вызывает зависимость, ситуация печальна. Патологическая тяга возникает уже после второго приема, а в некоторых случаях сразу. Негативный эффект на организм также появляется быстро, усиливается при передозировке.
Пока мефедрон будет циркулировать в крови, наркотика соль последствия употребления и эффекты будут такие:
По сравнении с героином, кокаином, у состава легалки ниже летальность. Поэтому наркоманы со стажем согласны ее купить, тем более что цена дешевле, инъекция необязательна, можно курить. Тем не менее, случаи смерти – не редкость. Кроме того, после курения появляется склонность к суициду, особенно при передозировке.
Как избавиться от зависимости к соли
Употребление соли вызывает очень стойкую зависимость, поэтому самому избавиться от нее сложно. Тем не менее, избавиться от зависимости реально, если обеспечить зависимому качественную поддержку. Обнаружив признаки наркотика соль у вашего друга, позвоните нам.
Мы не только поможем устранить действие легалки на физическом уровне, но и разобраться с духовными проблемами и последствиями, помочь отказаться курить соль. Наши специалисты работают во многих городах России, бесплатно помогают зависимым сказать наркотикам: «Нет!»
Как противогололедные реагенты вредят окружающей среде
Тротуар, посыпанный противогололедным реагентом после сильного снегопада в Москве
Алексей Куденко/РИА «Новости»
В течение последних нескольких дней Москву обильно засыпает снегом, и многие из нас уже столкнулись с проблемой грязных дорог, скользких улиц и обуви, покрытой белыми разводами из-за попавших на нее противогололедных реагентов. Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался в том, чем именно коммунальные службы посыпают дороги зимой и как эти химикаты влияют на окружающую среду.
Пищевые реагенты
Согласно постановлению правительства Москвы №570-ПП, в городе могут использоваться три типа противогололедных реагентов: реагенты жидкого, твердого и смешанного типов. Как правило,
Самые распространенные твердые реагенты, которыми в России посыпают дороги, — это хлорид натрия и хлорид кальция (NaCl и CaCl2). Жидкие реагенты — это растворы твердых, а комбинированные — смесь химикатов с так называемой фрикционной частью (например, щебнем или мраморной крошкой).
Хлорид натрия — это обычная поваренная соль, которую все мы употребляем в пищу. На улицах используется хлорид натрия с низкой степенью очистки, который может содержать примеси песка или других солей — так называемая техническая соль. Хлорид кальция — это кальциевая соль соляной кислоты, зарегистрированная как пищевая добавка Е509. Эта добавка применяется для консервирования овощей и фруктов, для смягчения мяса, используется при ферментации молочных продуктов (например, при производстве творога).
Коктейль из химикатов
Несмотря на кажущуюся безопасность, хлориды натрия и кальция все-таки оказывают негативное влияние на состояние обуви, автомобилей, дорожного покрытия, а также на здоровье. Происходит это в первую очередь потому, что
на дорогах они смешиваются с другими веществами, источниками которых является целый ряд факторов.
Во-первых, автомобильные покрышки выделяют значительное число химических компонентов (например, углерода или серы), кроме того, в результате трения от них отделяются мелкие каучуковые частицы, которые смешиваются с хлоридами солей натрия и кальция. Во-вторых, днища автомобилей обрабатываются антикоррозийными покрытиями, которые также вступают в химическую реакцию с антигололедными реагентами. Еще одним источником дополнительных химикатов служат жидкости для омывания автомобильных стекол, часть которых попадает на дорогу. Четвертым источником компонентов для химического «коктейля» является само дорожное покрытие.
Кроме того, сам реагент — хлорид кальция или хлорид натрия — не используется в чистом виде. Хлорид служит основой реагента, к которой добавляется песок или гранитная крошка, кроме того, компоненты реагентов могут содержать примеси (магний, медь, кобальт, свинец, мышьяк, ртуть, молибден). Нетрудно представить, какая гремучая смесь веществ, вступающих в активные химические реакции между собой, попадает в почву, на нашу обувь, лапы домашних животных, а также растущие в городе растения.
Почва, обувь, лапы
Как сообщается в отчете «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве», подготовленном сотрудниками геологического факультета МГУ, проникание смеси реагентов с прочими веществами в почву приводит к ее засолению и увеличению их электропроводности. В результате «в грунтах на территории города увеличивается интенсивность миграции блуждающих электрических токов, проникающих в геологическую среду при утечках из кабельных и иных электрических сетей». Это усиливает коррозию металлов (трубопроводов, свай домов, металлической арматуры), что может привести к порче объектов подземных коммуникаций и зданий.
Что касается почвы, то ее структура под действием хлоридов уплотняется — ее частицы слепляются друг с другом, и возникает своеобразная «соляная корка».
Это угрожает жизни почвенных микро- и макроорганизмов (червей, грибов, низших растений) и приводит к общей деградации почвы.
Не менее серьезное воздействие химикаты оказывают и на нашу обувь. Ее кожа пропитывается раствором реагентов, затем высыхает, и ее волокна покрываются слоем солей. В результате этого кожа становится ломкой, начинает пропускать воду. Совсем спасти обувь от порчи не получится, но снизить влияние реагентов можно. Для этого нужно обрабатывать обувь водоотталкивающими средствами и тщательно мыть ее после возвращения домой.
Лапы домашних животных страдают от реагентов не меньше: кожа становится раздраженной, воспаляется, эпидермис постепенно разрушается. Поэтому хозяевам собак стоит обратить особое внимание на тщательное мытье лап питомца после прогулки и, возможно, подумать о приобретении специальной обуви для животных.
До Европы далеко
Химические реагенты для борьбы со льдом на дорогах используются не только в России — в США и Канаде дороги посыпают хлоридом магния. Однако помимо агрессивных химических соединений можно использовать и другие методы борьбы со льдом: так, в Австрии, Финляндии или Швеции наряду с химикатами используется фрикционный метод: дороги посыпаются песком или каменной крошкой. Плюс этого способа в том, что никаких химических реакций не происходит, а минус заключается в недолговечности такого покрытия. Песок и крошка сдуваются с дорог ветром, разносятся колесами машин и ногами пешеходов, а также царапают обувь.
В Швеции применяется и еще один непривычный для нас метод, названный в честь исследователя Торгейра Ваа. Ученый выяснил:
если мелкий песок смешать с горячей (90–95ºC) водой в пропорции 7 к 3 и затем разбрызгивать эту смесь на снег и лед, то песчинки будут «вплавляться» в лед, тем самым делая поверхность шероховатой. Песок при этом не сдувается ветром, а сцепление автомобильных колес и обуви пешеходов с поверхностью увеличивается.
Такой обработки хватает примерно на неделю (даже при достаточно интенсивном движении), затем ее необходимо повторять.
В Норвегии пошли еще дальше — там строят автомобильные трассы с подогревом. Такой радикальный (и дорогой) метод позволяет вообще забыть о снеге и льде на дорогах. Япония также не использует для борьбы со льдом никаких средств, в том числе и теплых дорог.
Реагенты на дорогах: враги или друзья?
Добавить в закладки
Удалить из закладок
Войдите, чтобы добавить в закладки
Читать все комментарии
На вопросы «Красноярского рабочего» отвечает руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.
— Проблема грязи и снежных каш, появляющихся на дорогах после таяния снега, возникает каждый год. Почему это происходит и как от этого избавиться?
— По государственному стандарту Р 50597 на дорогах во время снегопада слой снега не должен превышать 5 сантиметров, а после того, как снег перестанет идти, в течение определённого времени дороги должны быть полностью расчищены. И это требование должно выполняться вне зависимости от вида или наименования используемого противогололёдного средства.
Чтобы в городе не было грязи, нужно перестать посыпать дороги песком, который потом ещё несколько лет необходимо будет вычищать из-под асфальта. Лучше использовать реагенты, но при этом следовать определённой технологии: высыпать их на дороги ещё до появления снега и в указанных производителем объёмах. Если появилась снежная каша, её нужно сметать независимо от вида противогололёдного материала.
— В отличие от песко-соляной смеси, реагенты, в том числе «Бионорд», являются современными противогололёдными материалами. Принцип их действия одинаков: при соприкосновении реагента со снегом или льдом соль разрушает связи между молекулами. Снег тает и не укатывается под колёсами автомобилей, а лёд превращается в воду. Из-за того, что вода становится солёной, температура её замерзания может снизиться до минус 20 градусов в зависимости от состава реагента.
В идеале реагенты должны применяться до выпадения осадков и образования гололёда, чтобы предотвратить его. Но если дорога уже стала скользкой, то в зависимости от вида материала и толщины льда этот процесс может занять от 15 минут. А в случае образования наката реагенты позволяют его разрушить, чтобы потом с помощью специальной техники убрать рыхлый снег.
Таким образом, реагенты работают быстро, эффективны при низких температурах, их можно использовать превентивно и при любых погодных условиях. К тому же после их использования не остаётся грязи, если не смешивать их с песком.
Песко-соляная смесь используется иначе: её распределяют через 40 минут после начала снегопада, и в результате на дорогах образуется бурая снежная каша.
Более того, в составе реагентов есть другие соли, которые помогают хлористому натрию быстрее выводиться из почвы при попадании в неё. Таким образом, негативное воздействие на окружающую среду при использовании реагентов гораздо ниже, чем при работе с ПСС.
Когда стоит выбор, какой из возможных противогололёдных материалов выбрать, сторонники использования песко-соляной смеси приводят в качестве аргумента её низкую стоимость по сравнению с реагентами. Но при этом часто не учитывают дополнительные затраты, связанные с её применением.
Так, при использовании ПСС расходуются средства на её хранение и перемешивание в течение сезона бульдозерами на полигонах. Кроме того, поскольку расход песко-соляной смеси в 5-7 раз больше, чем «Бионорда», то на одной загрузке машина обрабатывает намного меньше улиц и дорог, добавьте к этому «холостые» заезды на базу. Это требует больше времени, денег на топливо и оплату рабочим и не позволяет обработать город в короткие сроки с минимальным парком техники. А с помощью реагентов это возможно.
Важным моментом является то, что современные противогололёдные материалы растворяются, и поэтому весной не нужно вывозить их остатки и проводить специальную уборку: она сводится к простой помывке улиц. С песко-соляными смесями складывается иная ситуация: помимо завышенных затрат на их распределение зимой, возникают дополнительные расходы на уборку песка с дорог весной и летом. К тому же требуется очистка забитых песком ливневых канализаций.
— Действительно ли реагенты, в том числе «Бионорд», при попадании в почву приводят к её загрязнению и тем самым наносят вред окружающей среде?
— Все противогололёдные материалы, в том числе «Бионорд», предназначены для работы на дорогах и не должны попадать в почву. Но если этот реагент всё же попадает с брызгами снега на газоны, он воздействует на них значительно мягче, чем песко-соляная смесь. Это объясняется тем, что на 1 квадратный метр дороги попадает меньше хлорида натрия, и, кроме того, в «Бионорде» содержатся другие соли, которые помогают реагенту выводиться из почвы и разлагаться.
Если правильно использовать реагенты, не выбрасывать снег на газоны, а вывозить его на специальные снегоплавильные комплексы или полигоны, то вред окружающей среде нанесён не будет. ПСС также нельзя сваливать на газоны. Этот противогололёдный материал требует точно такой же технологии уборки, как и реагенты, только затрат будет больше.
— Нередко горожане жалуются на появление у них аллергии на таяние снега. Связано ли это с использованием реагентов?
— При выдаче паспорта безопасности реагенты проверяют на предмет ингаляционного и аллергенного воздействия. И таких воздействий не обнаружено.
Да, аллергия на тающий снег бывает. Однако, как заявляют врачи, связано это не с реагентами, а с воздействием микроорганизмов, размножающихся во время зимы под снегом. Кстати, этому способствует в том числе песко-соляная смесь, внутри которой при её накоплении на обочинах появляются, например, споры плесневых грибов и бактерии. Они и могут вызвать аллергию, поднимаясь весной в воздух вместе с пылью.
Не стоит забывать и о том, что на газонах, в парках всю зиму под снегом преют листья и птичий помёт, в которых также размножаются микроорганизмы. К реагентам это не имеет никакого отношения.
— Может быть, было бы эффективнее (безопаснее) использовать минеральную крошку вместо песчано-гравийных смесей, солевых растворов, того же «Бионорда»?
— Для борьбы со снегом и льдом на дорогах и тротуарах в основном используют такие виды минеральной крошки, как гранитная и мраморная.
Заблуждением также является мнение, что этот материал не представляет угрозу экологии и здоровью человека. Например, в Финляндии каждые три года с газонов срезают до 50 сантиметров почвы, потому что гранитная крошка постепенно накапливается в ней, и растительность начинает погибать из-за большого количества камней.
Есть исследование транспортного университета Миннесоты, где говорится, что гранитная крошка, попадая в реки и водоёмы, негативно влияет на их экосистему. Также проведены исследования Шведского дорожного университета, которые подтверждают, что использование фрикционных материалов, в частности, песка и гранитной крошки, наносит вред здоровью человека даже сильнее, чем соль. Это объясняется тем, что гранит и песок ускоряют истирание асфальта и увеличивают объёмы пыли, а асфальтовая пыль является канцерогеном.
Поэтому намного безопаснее применять реагенты, но, подчеркну, делать это нужно с соблюдением определённой технологии, как и при применении любого другого материала.
Что касается мраморной крошки, то она считается наиболее эффективным и безопасным фрикционным материалом. У неё есть ряд преимуществ перед гранитной: она мягче, а значит, при высоких нагрузках разрушается, не нанося вреда асфальту, автопокрышкам, обуви, не портит эскалаторы и не засоряет ливнёвки и газоны.
Более того, мрамор безопасен для почвы: он удобряет и улучшает её фильтрацию, за 2-3 года полностью разлагаясь под воздействием влаги, ветра и почвенных бактерий. Также мрамор, в отличие от гранита, полностью соответствует нормам радиационной безопасности.
По этим причинам мраморная крошка чаще всего используется на пешеходных дорожках, причём в составе многокомпонентных реагентов: соли разрыхляют лёд и помогают крошке в него «впаяться». Таким образом создаётся эффект наждачной бумаги.