Реализация разведданных что такое

РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ДАННЫХ

Реализация разведданных что такое. Смотреть фото Реализация разведданных что такое. Смотреть картинку Реализация разведданных что такое. Картинка про Реализация разведданных что такое. Фото Реализация разведданных что такое

Реализация разведданных что такое. Смотреть фото Реализация разведданных что такое. Смотреть картинку Реализация разведданных что такое. Картинка про Реализация разведданных что такое. Фото Реализация разведданных что такое

Как-то наш полк получил задачу на реализацию этих самых разведывательных данных в районе дороги Кабул- Баграм. Дорога имела очень важное стратегическое значение, соединяла столицу Афганистана с г. Баграм, где стоял штаб нашей дивизии, далее через перевал Саланг дорога вела в Советский Союз. Колонны с продовольствием и боеприпасами непрерывно следовали в обоих направлениях.

Вдоль дорог с интервалом в 3 – 5 километров стояли наши сторожевые посты, как правило взвод-рота, а на дневное время выставлялись выносные посты – танк в капонире.

Реализация разведданных что такое. Смотреть фото Реализация разведданных что такое. Смотреть картинку Реализация разведданных что такое. Картинка про Реализация разведданных что такое. Фото Реализация разведданных что такое

На дороге было, мягко говоря, не спокойно.Душманы обстреливали наши посты, нападали на колонны, несмотря на то,что каждую колонну сопровождали войска на бронетранспортёрах. Без сопровождения колонну просто бы не выпустили на КПП, что на окраине Кабула, в «Тёплом стане», как мы называли этот район. Одиночные же машины, даже бронетранспортёры, не выпускали на дорогу, пристраивали к какой-нибудь колонне.

Я сам как-то испытал не очень хорошие минуты, когда нарушил приказ – не посещать дуканы в запретных местах Кабула.

Жизнь есть жизнь. Принято, что возвращаясь из командировки, да ещё и из-за границы, обязательно надо привезти подарки родным – жене, детям, матери. Обязательно. И не важно, что вернулся из Афганистана. Хотя понятно, что ключевое слово для родных – вернулся. Но уж очень хочется родным людям, о которых думал на чужбине ежедневно, доставить радость. Тем более, что из Афганистана в те времена везли японские музыкальные часы с калькулятором, магнитофоны, джинсы, детскую одежду. Всё это в Союзе только на барахолке можно было купить, и то ввтридорога. В Афганистане мы получали денежное довольствие в рублях на сберкнижку и 250 чеков для расчёта в полковом военторге. Чеки мы не тратили, нас кормили и одевали, да и некогда было. Меняли чеки на афгани – местная валюта, покупали подарки, а что оставалось привозили в Союз, тратили в магазинах «Берёзка», что тоже круто.

Помню с первой лейтенантской получки командир роты спросил- есть ли у меня спортивная форма, чтобы зарядку с солдатами проводить. Я ответил, что мама купила мне в подарок на выпускной отличный шерстяной спортивный костюм с замком под ворот и новые знаменитые китайские кеды. Ротный ответил – считай, что нет, не позорься. Тогда в моду входили яркие нейлоновые костюмы с полосками сбоку, с карманами и кроссовки. В Союзе такого ещё не было. Пришлось приобрести, чтобы не казаться белой вороной. Вот такие были времена…

Реализация разведданных что такое. Смотреть фото Реализация разведданных что такое. Смотреть картинку Реализация разведданных что такое. Картинка про Реализация разведданных что такое. Фото Реализация разведданных что такое

Женщины – они и в Афганистане женщины, любительницы шопинга.Прапорщики тоже с удовольствием женщин сопровождали, да и сами отоваривались, а я имел свои дивиденды у работниц офицерской столовой, медсанчасти и продовольственного склада, каюсь…

Инакомыслящие, что попадались патрулям без разрешения, отправлялись на гарнизонную гауптвахту, не взирая на звания. И забирать их, по приказу Командующего 40-й армией, надо было в 6 00 утра на следующий день лично командиру полка или начальнику штаба. Чтобы злее были! Ну а у нас этим занимался я. «Дедовщину» в армии никто не отменял…. Это уже было не приятное задание – вставать приходилось очень рано. А дальше командир полка проводил с нарушителями разъяснительную работу, мало им не казалось.

Однажды патрули задержали нашего полкового электрика, гражданского, а с ним прапорщика. Утром поехал я их забирать. Без приключений не обошлось.

Дорога от полка в Кабул проходила вдоль местного кладбища. Вдоль дороги было установлено ограждение из витков колючей проволоки, далее 20 метров минного поля, которое установили с целью противодействия минирования дороги душманами, установлены таблички на афганском и русском языках, предупреждающие об опасности.

Возвращаясь в полк, после моего горячего монолога на гауптвахте, эти двое, в общем-то неплохих ребят решили меня задобрить. Предложили заехать по пути в чайхану, выпить по рюмочке чаю, у них же были покупки….Да и нервы надо было бы успокоить, я им рассказал о встрече на дороге.

Предупредив водителя, чтобы смотрел в оба глаза, мы зашли в чайхану, заказали плов, лепёшки и чай. Эти яства и чай в Афганистане готовились просто чудо, как вкусно! Выпили по рюмке. Вдруг меня как громом поразило! Я поймал ненавистные взгляды посетителей, все мужчины, бородатые. Точно «духи», как мне показалось, асвой «калашников» я опрометчиво оставил в машине….

Обстановка усложнялась, мы им явно не понравились,мусульмане ведь вообще не пьют. Прирезать нас в такой толпе ничего не стоило. Я понял, что сам виноват – нельзя было приказ нарушать. И тут произошло следующее. Алик – электрик, кстати чеченец по национальности, тоже уловил эти взгляды. Молча достаёт из кармана ручную гранату Ф-1 и демонстративно ставит на стол. Я был поражён реакцией посетителей. Их взгляды потухли, как будто нас здесь и не было, а официант заискивающе улыбался. Не спеша мы доели, расплатились и пошли к машине. По пути домой я спросил у Алика, откуда у него граната, хотя ответ знал.

Дальше без приключений, но в этот день я дважды был на грани, как говорится, и всё по человеческой глупости. Вот такой урок и я получил, никогда не забуду.

Но бывали и не такие грустные ситуации.

Кстати о гранатах. Как-то по радио меня вызвал командир 2 батальона подполковник Гузичев. Его батальон охранял дорогу Кабул – Джелалобад, что было в зоне ответственности полка.

— Владиславович! В полку моябронегруппа, письма, отпускников забрать. Пришли с ними ящик гранат.

Я удивился, недавно им боеприпасы посылали.

— Да нет, ты старых гранат Ф-1 пришли!

— Владиславович, ты рыбу любишь?

Вот тут я всё понял. Новые гранаты взрывались на поверхности, эффект был слабый и «улов» плохой, тогда как Ф-1 взрывались на глубине. Штаб батальона стоял близ посёлка Суруби, где построена с помощью Советских инженеров крупнейшая в Афганистане гидроэлектростанция, рядом с большим озером, в котором много рыбы. И рыбнадзора там нет. Абсурд – афганцы рыбу не едят! Наши – с удовольствием, тем более, что тушёнка уже поднадоела. На постах бойцы уху варили, рыбкой лакомились! И нам в полк иногда перепадало. Пришлось просьбу комбата выполнить, гранат не жалко….

Галина НЕПОМНЯЩИХ-КОРНЕЕЕВА

ПАМЯТЬ ГОРЬКАЯ СТРАНЫ

Кто вы, бравые солдаты.

Дата добавления: 2019-08-30 ; просмотров: 258 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Разведывательная и контрразведывательная деятельность являются одной из разновидностей информационной работы, основополагающий принцип которой — четкое разделение понятий: данные (сведения), информация и знания.

Когда руководитель заявляет, что для принятия решения необходимо осмыслить огромное количество информации, то он совершает огромную понятийную ошибку, смешивая термины «данные» и «информация». На самом деле у него много данных, а информации как раз недостаточно.

Понимание этой разницы помогает сделать процесс принятия решений более эффективным. Различие же состоит в следующем. Данные основаны на фактах. Это может быть статистика, отрывки информации о персоналиях, хозяйствующих субъектах, т.е. обо всем том, что представляет оперативный интерес. Дилетантам часто кажется, что данные могут о чем-то рассказать, но на самом деле этого не происходит. Никто не может принять правильное решение, исходя только из данных, независимо от того, насколько они точны или обширны.

Информация, напротив, представляет собой некую совокупность данных, которые были отобраны, обработаны и проанализированы, после чего их можно использовать для дальнейших действий.

Синтезированные решения и рекомендации представляют собой конечный информационный продукт — знания. Лицу, принимающему решение, нужны именно информация и знания, а не просто данные.

2. Характеристики и требования к разведывательной информации

Итак, приступим. Характеристики и требования к разведывательной информации мы с вами рассмотрим на основе подхода, предложенного в книге «Р-система: введение в экономический шпионаж»

Разведывательная информация, выступающая на рынке в виде товара, как любой товар имеет следующие характеристики: качественные, количественные и ценностные.

Достоверность (корректность) информации — мера приближенности информации к первоисточнику или точность передачи информации. Наверняка вы не раз встречались с тем, что предложения, передаваемые через третьих лиц в устной форме, мало соответствуют действительности.

Объективность информации — мера отражения информацией реальности. В оперативном плане подразумевает информацию, очищенную от искажений (системных дефектов получения и передачи, действий возможной злой воли, а также субъективных искажений психологического плана). После процедур очистки многие склонны приписывать полученной рафинированной информации стопроцентную пригодность для использования. Это неправомерно. Объективность в мире разведки непроста: в любом деле правд может быть великое множество, и вскрытая одна из них зачастую не является истиной в последней инстанции.

Однозначность — наряду с объективностью информация должна быть однозначной.

В качестве примера получения прямо противоположных выводов при использовании неоднозначной информации можно привести следующий анекдот.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон пошли в поход. Разбили лагерь на берегу реки и неплохо провели день.

Глубокой ночью Холмс просыпается и толкает Ватсона в бок: «Ватсон, что вы можете сказать про сияющие над нами звезды?»

Сладко позевывая и слегка посапывая, Ватсон монотонно отвечает: «Если звезды так прекрасно видны, значит, их не закрывают тучи, если нет туч, значит завтра будет хорошая погода, поэтому мы с вами прекрасно проведем следующий день!»

«Вы, кретин, Ватсон, — прохрипел в ответ Холмс, — у нас просто украли палатку. ».

Или другой, более близкий к современности пример. Два приятеля собираются начать совместный бизнес в оптовой торговле, ну скажем, памперсами. Один вкладывает в предприятие свое знание рынка, автомашину и определенные финансовые ресурсы. А другой, в качестве склада — принадлежащий ему сарай с подвалом на окраине города.

Так вот информация о том, что второй компаньон очищает свой сарай от хранящейся там рухляди является достоверной, но, к сожалению, весьма неоднозначной, и делать вывод об объективности его дружественных намерений не стоит. Ведь для него главная цель сотрудничества может заключаться в том, чтобы закопать своего приятеля с пробитой головой в этом самом подвале, а сверху привалить вышеупомянутым хламом.

Оба эти примера наглядно показывают, что достоверная информация, даже если она объективна, не всегда является пригодной для окончательных выводов и решений, ибо сама объективность — многозначна.

Оценивать объективность информации можно только в вероятностных категориях: «весьма вероятно…, вероятно…, маловероятно…» и т. д.

На практике для оценки качества полученных сведений применяются более простые и удобные характеристики. В первую очередь они касаются источников и каналов получения информации.

Достоверность источника (чистота) — степень приближенности источника к месту зарождения информации. Когда вы имеете дело с источником информации или информированным лицом, достоверность источника часто порочно подменяется субъективно сложившимся между вами уровнем доверия.

Абсолютно достоверной информации от «информированных» источников не бывает.

Во-первых, источник может ведать только той информацией, доступ к которой имеет. Мнение источника должно быть отделено от имеющихся у него фактов. Иногда бывает, что авторитет источника подменяет собой его реальные возможности.

Во-вторых, не владея специальными знаниями, источник может стать жертвой дезинформации или злостного обмана третьей стороной. С чистой совестью вам передадут липу, и горе вам, если вы к этому моменту утратили бдительность.

Порядок информации — в зависимости от количества передаточных звеньев между первоисточником и вами информация может быть: первого (пикового — самого высокого) порядка, второго, третьего и более низких. По мере падения высоты падает достоверность. В бизнесе, например, бизнес-план за всеми подписями и печатями, переданный вам лично директором предприятия в оригинале может быть информацией первого порядка. Сообщения в средствах массовой информации об этом плане — информация второго, а то и третьего или четвертого порядка в зависимости от того, сколько народу приложило к ней руки. Это очень похоже на то, что в обыденной жизни называют «испорченным телефоном».

Полнота информации — отражает исчерпывающий характер соответствия полученных сведений целям разведки. Ощутить на себе этот параметр весьма просто, стоит лишь вспомнить значение слов «информационная дыра». Допустим, вы успешно провели операцию, в итоге которой в ваше распоряжение попало коммерческое предложение контрагента вашего партнера. Теперь вы знаете реальные цены, и вам очень хочется укоротить цепочку посредников. Но неполнота информации, а именно информационная дыра в виде отсутствия отгрузочных реквизитов и адресов может обесценить весь эффект проведенной операции.

В качестве примера можно привести следующую байку.

В 70-х годах прошлого века в СССР была очень популярна песенка следующего содержания:

«Где ты, моя черноглазая, где?
В Вологде, где, где, где,
В Вологде, где,
В доме, где резной палисад…»

Так вот, Вологодский обком КПСС был категорически против популяризации этих вроде бы безобидных любовных причитаний.

А все дело было в том, что на тот момент в Вологде оставался только один дом с резным палисадом… И находился там — областной кожно-венерологический диспансер. Так что обладающим всей полнотой информации мудрым партийным боссам, как всегда, было виднее…

Или другой пример. Стишок Корнея Чуковского под названием «Мойдодыр» в неполном своем виде приобретает весьма фривольное звучание: «Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает…» Если вы знаете продолжение «… умывальник и качает головой», то все в порядке! А если не знаете? Перед вами просто трагическая сага о травмированной неокрепшей психике лица переходного подросткового возраста при внезапном возвращении его по месту постоянного проживания.

Релевантность информации <Релевантный (от англ. relevant)— уместный, относящийся к делу.>— количественная характеристика, отражающая степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации поставленной разведзадаче. В оперативном плане представляет долю нужной нам информации в общем объеме полученной.

Релевантность, как можно заметить, весьма важная характеристика не только деловой жизни. Например, житейская демагогия тещи о том, какой нехороший ей достался зять, имеет для зятя предельно низкую релевантность. И наоборот, техническая документация (на русском языке) к купленному телевизору «Самсунг» — весьма высокую.

Если на деловых переговорах объект целый час болтал про свой отдых на Гавайях и пятнадцать минут объяснял, как будет идти совместный бизнес — скорее всего, перед вами низкорелевантный тип, что является опасным признаком по двум причинам.

Либо объект не осознает всех трудностей организуемого дела и является полнейшим «пофигистом», по типу «плавали, знаем», что чревато различными нештатными режимами реализации проекта, вплоть до полной утраты контроля над ним. Либо сознательно отвлекает ваше внимание от «прокольных» мест проекта в целях дальнейшего «кидка» или «подставы».

Стоимость информации — накладные расходы по факту ее получения.

Актуальность информации — важность информации для обеспечения проекта. То есть — падение со временем ее ценности. Простой жизненный пример: ваш приятель уезжает на постоянное жительство за границу и срочно продает свежеотремонтированную квартиру в приличном районе. Если цена значительно отличается от рыночной, то актуальность этой информации будет исчисляться днями, если не часами. Ведь как говорят наши мудрые соотечественники: «Дорога ложка к обеду».

Разведывательная и контрразведывательная деятельность осуществляется непрерывно, так как информация, какой бы она ни была достоверной на текущий момент, со временем теряет свою ценность, и поэтому ее необходимо периодически перепроверять и актуализировать.

Оперативная информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация тактического характера (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.) теряет ценность примерно по 10% в месяц. Стратегическая информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год. Ценность информации может уменьшаться со временем в связи с изменением обстановки или в связи с возможно происшедшими изменениями, вследствие которых информация не может быть уверенно использована <Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. — М., 1958.>.

Поэтому в выходных информационных и аналитических документах в обязательном порядке необходимо учитывать и указывать временной интервал, в течение которого действительны те или иные оценки.

Ну что ж, необходимый джентльменский набор теоретических знаний о предмете нашего разговора вы получили. И сейчас, пожалуй, пора приступить к более детальному рассмотрению методик ведения разведывательной и контрразведывательной деятельности.

Очень важно, чтобы в службе безопасности существовал замкнутый цикл подготовки материалов, начиная от процедуры определения показателей сбора информации, ее верификации, классификации, автоматизированной обработки и заканчивая ее анализом, синтезом, разработкой прогнозов и выработкой практических рекомендаций.

В западной литературе процессы, описывающие сбор, обработку, анализ и распространение разведывательной информации среди потребителей, принято называть разведывательным циклом.

Мы с вами попытаемся рассмотреть полный трехуровневый разведывательный цикл, характерный как для разведывательной, так и для контрразведывательной деятельности службы безопасности хозяйствующего субъекта.

В нашем случае разведывательный цикл имеет три уровня: стратегический, тактический и оперативный. Цепочка выполняемых действий стандартна, разница заключается в уровне собираемых данных, обрабатываемой информации и выдаваемых потребителю знаний. В своем классическом понимании разведцикл принято делить на пять составных частей:

1) планирование и целеуказание;

2) сбор — добывание данных;

3) обработка разведывательных данных — превращение их в разведывательную информацию;

4) анализ и синтез разведывательной информации — превращение ее в знания — выводы и рекомендации;

Мы немного дополним эту классификацию тем, что помимо этого будем еще рассматривать цепочку трансформации разведывательного продукта в течение самого цикла: сведений (данных) в информацию, а информацию в готовые к применению знания.

1. Планирование и целеуказание. Система экономической разведки и контрразведки очень часто должна эффективно работать в условиях, когда еще не известно, какие решения и на основе чего потребуется принимать. Классический принцип Бабы-Яги: «Пойди туда, не знаю — куда, и принеси то, не знаю — что» в постановке информационного задания перед подразделением экономической разведки постоянен и из-за низкой информационной культуры российских руководителей и предпринимателей на сегодняшний момент, к сожалению, закономерен.

Для целенаправленного добывания разведывательной и контрразведывательной информации служба безопасности разрабатывает разведывательный план, в котором указываются основные цели сбора информации, потребности в информации, возможные источники для каждой задачи, а также силы и средства разведки (штатные или дополнительно запрашиваемые у руководства предприятия) для выполнения этих задач. Поставленные задачи нацеливают исполнителей на добывание той информации, которая необходима руководителю предприятия для принятия обоснованного решения при планировании финансово-хозяйственной деятельности.

Итак, начнем с рассмотрения классической схемы планирования разведывательной деятельности.

определение цели проведения разведдеятельности;

определение потребности субъекта экономической деятельности в информации для достижения этих целей;

— определение источников получения необходимой информации.

Возьмем простой жизненный пример — вы заблудились в лесу. Чтобы вернуться домой живым и здоровым, вам потребуется принять несколько решений различного уровня (стратегическое, тактическое и оперативное), требующих различной информации. Прежде всего, это стратегическое решение, цель которого заключается в «определении направления дороги». Это решение предопределяет потребность «сориентироваться» и источник информации — «положение по отношению к солнцу». Затем вы принимаете тактическое решение. Зная цель своего пути, выбираете одну из лежащих перед вами дорог. Богатырь на распутье с известной картины — не лучший пример для подражания. Источники информации в данном случае — характер окружающего ландшафта. И, наконец, вы всевозможно стремитесь облегчить свой путь домой. Эта оперативная цель предопределяет потребность «выявления всех факторов, способных помешать продвижению вперед» (это могут быть цунами, извержение вулкана и просто красивые женщины на обочинах дорог), источники информации — «характер местности, грунта и контактность местных аборигенов».

Как наглядно показывает приведенная практика передвижения по пересеченной местности, цели сбора информации жестко связаны в иерархическую структуру. Каждая цель предопределяется целью высшего порядка, оставаясь при этом автономной по характеру своих потребностей и источников информации. Так, после стратегической цели определение направления следует тактическая цель выбор наилучшей дороги и, наконец, оперативная цель продвижение вперед по выбранной дороге. Каждой из этих целей соответствуют различные потребности в информации и, следовательно, разные источники информации.

Управление организацией также включает как минимум два уровня: управление текущей деятельностью предприятия и управление его стратегическим развитием. Результаты принятых решений по данным вопросам проявляются по-разному: оперативно-тактические — в самое ближайшее время, стратегические — в будущем.

Правильное определение целей на каждом уровне позволяет правильно определить потребности в информации и одновременно источники ее получения.

Стратегический уровень — сбор и анализ стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т.д., которые могут оказать какое-либо влияние (положительное или негативное) на развитие предприятия.

Цель стратегического уровня принятия решения (создание нового производства, выпуск инновационного продукта, оказание новой услуги и т.п.) заключается в определении направления дальнейшего развития предприятия. Эти решения определяют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, т.е. разглядеть еще не заполненные конкурентами рыночные ниши.

К сожалению, в нашей стране руководители предприятий стратегическому управлению уделяют незаслуженно мало времени. Более того, по данным агентства «Пентарекс» <Р-система: введение в экономический шпионаж. Практикум по экономической разведке в современном российском предпринимательстве. — М., «Humtec publisher», 1996.>, на работу против активизированных рисков (преодоление внезапных сбоев дела, утряску различных неувязок и неожиданных осложнений) ежедневно затрачивается до 96% рабочего времени.

Однако серьезный бизнес рассчитан на долгие годы, и то, к чему предприятие подойдет в своем развитии через пять-десять лет, необходимо не только планировать, но и скрупулезно просчитывать заранее. Какие политические объединения поддерживать, а какие не стоит, в каких «громких» делах участвовать, а от каких желательно держаться подальше, несмотря на всю их внешнюю привлекательность, — информацию к размышлению для ответов на эти важные вопросы, стоящие перед руководством предприятия, и должна дать стратегическая составляющая экономической разведки.

Оперативно-тактический уровень — сбор и анализ оперативно-тактической информации для принятия руководством обоснованных решений по текущим проблемам предприятия.

Цель оперативно-тактического уровня принятия решения (строительство или приобретение здания под новый цех, обучение персонала для выпуска новой продукции или оказания новой услуги) — зная направление дальнейшего развития, выбрать оптимальный путь его достижения и минимизировать затраты движения по этому пути.

Начинать работу с поиска источников информации равнозначно отказу от разведывательной деятельности вообще. Конечно, это позволит собрать определенный объем сведений, однако большинство из них окажутся бесполезными, а немногие необходимые затеряются в общем объеме собранных. Подразделение экономической разведки, так построившее свою работу, окажется постепенно оттесненным на «третьи роли» в предприятии, подальше от его руководства, а его сотрудники постепенно превратятся в озлобленных замкнутых функционеров, что является антитезой эффективной работе системы экономической разведки, которая должна находиться в постоянном контакте с внешней средой и с руководством предприятия, принимающим управленческие решения. Основная цель существования подразделения экономической разведки в структуре предприятия — это постоянная необходимость оптимального воздействия на внешнюю среду с целью получения максимальной прибыли.

И, наконец, завершая описание этой составной части разведцикла, хочу заметить, что универсального перечня разведывательной информации для хозяйствующих субъектов не существует, так как то, что является полезной информацией для одного предприятия, для другого может быть просто информационным шумом (информацией, не пригодной для принятия управленческих решений).

2. Сбор — добывание данных. Добывание данных происходит в процессе осуществления информационно-поисковой работы (ИПР). ИПР — получение интересующих руководство предприятия сведений, осуществляемое путем разведывательного опроса, наведения справок, наблюдения, использования аппарата доверительных помощников, внедрения оперативного работника в интересующую сферу или инфраструктуру окружающей хозяйствующий субъект среды.

В отличие от информационно-поисковой работы, процесс добывания интересующих данных методами аналитической разведки как бы «отчужден» от первичных источников и в некотором смысле может рассматриваться как вторичный по отношению к первому виду поисковой работы. Вместе с тем возможна иная ситуация, когда определенным образом систематизированные сведения, оформленные в соответствующей форме (отчетов, справок, докладов, публикаций и т.д.), могут создавать основания для начала информационно-поисковой работы, выступать в качестве исходных данных, предваряющих информационно-поисковую работу, ориентируя ее на конкретных лиц и события, связанные со сферой и инфраструктурой окружающей хозяйствующий субъект среды.

На этом этапе разведывательного цикла должно быть задействовано как можно больше независимых источников информации. Более подробно эти источники будут описаны в третьем разделе этой главы.

3. Обработка разведывательных данных — превращение их в разведывательную информацию. При обработке собранной разрозненной информации применяются аналитические методы, во многом сходные с теми, что используются при решении научных проблем. Процесс обработки информации включает ряд операций, которые можно классифицировать как учет, отбор, верификацию и оценку.

Учет (систематизация) — операция по сути механическая, полученная информация группируется по общности освещаемых вопросов, регистрируются источники и время ее получения. После такой систематизации удобнее отбирать информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Затем добытые материалы проверяются или верифицируются, т.е. оцениваются в отношении надежности источника их получения, времени, прошедшего с того момента, когда они были получены, их достоверности и точности по сравнению с уже имеющейся информацией по данному вопросу.

Так как разведданные могут поступать в значительном количестве, для эффективного доступа к ним необходимо создание компьютерных банков данных (данный вопрос будет рассмотрен в дальнейшем в отдельной главе).

Как нетрудно заметить, выдача потребителям информации, а не знаний является неполным разведывательным циклом, который также имеет право на жизнь в определенных ситуациях, не требующих глубокой проработки.

4. Анализ и синтез разведывательной информации — превращение ее в знания — выводы и рекомендации. Конечный этап — получение выводов и рекомендаций, этот процесс имеет два принципиально разных этапа: анализ данных для получения вывода и синтез рекомендаций, т.е. превращение разведывательной информации в знания в соответствии с требованиями заказчика (потребителя).

В таком случае прибегают к помощи гипотез. Хорошая гипотеза должна предполагать наличие нескольких контрольных наблюдений, которые объективно должны ее подтвердить. И только после того как такие факты, подтверждающие гипотезу, будут собраны, можно будет говорить о каких-либо обобщениях.

После того как выводы сформулированы, наступает черед рекомендаций. Наличие рекомендации после вывода — это высокий класс работы, однако осторожность тут нужна двойная. Ведь всю блестяще проделанную работу можно перечеркнуть одной безграмотной рекомендацией.

Рекомендация — это логическое завершение информационно-аналитической работы, правда, отдельной категории руководителей кажется, что формулировка рекомендации — это исключительно их прерогатива. И тут, как говорится, насильно мил не будешь…

5. Распространение — получение знаний конечным потребителем. Окончательные выводы и рекомендации в ясной и сжатой форме доводятся до заинтересованных инстанций, обычно это непосредственное руководство службы безопасности, первое лицо хозяйствующего субъекта или совет директоров предприятия, а когда это целесообразно, то руководство партнеров и контрагентов.

Локальная компьютерная сеть, связывающая различные подразделения предприятия, кардинально решает проблему своевременного распространения открытых (несекретных) информационных документов.

Информация оперативно-тактического и стратегического характера должна поступать к должностным лицам, занимающимся планированием и несущим ответственность за принятие решений, согласно имеющемуся у них допуску к конфиденциальной информации.

Необходимо не только обеспечить полученной информацией всех заинтересованных лиц, но и одновременно обеспечить контроль за ее целевым использованием. К ознакомлению с конфиденциальными разведывательными документами сотрудники предприятия могут быть допущены только после прохождения проверки на лояльность и в случае имеющейся на то производственной необходимости.

Несмотря на все вышеприведенные профилактические меры, в разведывательном документе не должно быть ссылок на источник получения информации, поскольку это может привести не только к конфликтной ситуации, но и к его потере. Особо конфиденциальная информация должна выдаваться только первому лицу предприятия.

3. Источники и методы получения информации

3.1. Открытые источники информации

Это достаточно справедливо и для подразделений экономической разведки хозяйствующих субъектов. Например, изменению налоговой политики в 1990 году предшествовало обильное количество статей в различных экономических, политических и общественных изданиях.

Работе с этими источниками посвящена глава «Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации».

3.2. Косвенные разведывательные признаки

Разведывательный признак — это проявление активности исследуемого объекта, по которому можно судить о характере его деятельности. Ни одно событие не происходит само по себе, в отрыве от окружающей его среды. Практически любое явление сопровождают некоторые самостоятельные процессы, проявление которых можно и нужно обнаружить. Поэтому старый лозунг «дыма без огня не бывает» остается актуальным и сегодня. Так, например, активность первого лица России с высокой долей вероятности можно отследить по перемещению съемочных групп ВГТРК.

В качестве еще одного примера сошлюсь на мемуары бывшего сотрудника абвера Эриха Гимпеля. Несмотря на то, что «манхэттенский проект» был строго засекречен, полностью скрыть работы по созданию атомной бомбы США так и не смогли.

1. Выявление поставок урана. Уран поступал в США с севера Канады и в меньших объемах — из Бельгийского Конго. Перевозки этого стратегического и весьма специфического сырья можно было довольно легко проследить по предпринимаемым повышенным мерам безопасности.

2. На реке Колумбия без явной потребности в этом для промышленности и сельского хозяйства был сооружен водоотвод. Если знать, что для охлаждения атомного реактора необходимо значительное количество воды, все становится на свои места.

3. В Ок-Ридже, штат Теннеси, в течение нескольких месяцев выросло огромное шестиэтажное заводское здание.

4. На военную базу в штате Аризона с тихоокеанского побережья были откомандированы два опытных пилота крупнейшего в то время американского стратегического бомбардировщика «Б-29». На аризонском полигоне они занимались на первый взгляд бесполезным делом, поднимаясь время от времени в воздух с макетом сверхтяжелой бомбы, причем летчики сами не имели ни малейшего представления, зачем они делают это.

Одним из основных разведпризнаков, помогавших выявлять сотрудников советских спецслужб в загранучреждениях СССР, было наличие или отсутствие у них автотранспорта. Как правило, для «чистых» сотрудников одна машина закреплялась за несколькими людьми, в то время как даже самый младший по рангу «дипломат» из КГБ или ГРУ сразу садился за руль «собственной» машины.

У совграждан помимо этого был еще один весьма эффективный разведпризнак. Стоило только увидеть, кто поднимается на верхний (закрытый для прочих смертных) этаж, как все становилось на свои места <Чехонин Б. Журналистика и разведка. — М.: Алгоритм, 2002.>.

Еще одним методом косвенных разведпризнаков является причинно-следственный анализ. Если из А вытекает В, а из В вытекает С, то, наблюдая С, можно сделать определенные выводы об А. Знание таких причинно-следственных связей может привести к тому, что, наблюдая внешние признаки, мы можем аналитическим путем прийти к пониманию истинных причин наблюдаемых явлений, не видя и не ощущая их непосредственно.

Допустим, что вам в руки случайно попала в руки местная газета с интервью некого молодого человека, который взахлеб рассказывает о том, как хорошо учиться в английском колледже при Оксфорде. Ну и что? Ничего криминального, правда, в конце статьи приведены данные о стоимости обучения — 25 тысяч английских фунтов. Вот тут-то и возникает законный вопрос: откуда такие средства у родителей этого вундеркинда? А тем временем в новостной телепрограмме отец этого студента уныло рассказывает о бедственном положении своего предприятия, на котором все работники уже который месяц не получают заработную плату. Вывод: по крайней мере папаша скромничает по поводу своих доходов.

В 70-х годах прошлого века анализ первичной информации о поведении сотрудника МИД СССР А.Огородника дал основания для идентификации его в качестве агента ЦРУ. Одним из косвенных доказательств контактов Огородника с американской разведкой стало полное совпадение дат и времени его прогулок в лесопарковой зоне Москвы с графиком повышенной разведактивности кадровых сотрудников резидентуры ЦРУ в Москве.

Однако при всей своей привлекательности методы косвенных разведпризнаков имеют и весьма существенные недостатки.

1. Связь, устанавливаемая между изучаемыми явлениями, всегда вероятностная.

2. Связи между явлениями могут быть множественными, и тогда наблюдения могут быть истолкованы двойственно, одновременно в пользу зачастую противоречащих друг другу гипотез.

3. Из-за отсутствия проверенных данных область анализа может представлять собой не только хитросплетение неустановленных связей, но нести в себе «черные пятна», в которых закономерностей может и не быть.

3.3. Оперативная информация

Информация, попадающая в распоряжение подразделения экономической разведки оперативным путем, т.е. в результате проведения оперативных мероприятий и выполнения разведывательных действий.

3.4. Экспертная информация

Особая группа источников — эксперты в какой-либо профессиональной области. Работа с этой категорией источников весьма сложна из-за возможных противоречивых результатов. Три специалиста — четыре мнения, со вздохом говорят бывалые оперативники и, как всегда, бывают правы.

Грамотный выбор эксперта является залогом качества получаемой информации. Эксперт — специалист в интересующей сфере, чьи профессиональные знания и контакты (как работа, так и хобби) обеспечивают первоклассную ориентацию в разрабатываемом вопросе. Экспертное мнение позволяет по-новому взглянуть на существующую проблему, получить базовые материалы, выйти на неизвестные до того источники информации. Общая надежность получаемых при этом данных чаще всего весьма и весьма высокая.

3.5. Агентурная информация

На этапе выявления возможных источников информации необходимо провести тщательный анализ информационных связей сотрудников предприятия и его руководства в органах власти и управления, правоохранительных органах, банковских кругах и средствах массовой информации. Анализ проводится в целях учета этих связей и оценки реальных возможностей их эффективного использования в интересах предприятия. Обязательное участие руководства предприятия в системе экономической разведки обусловлено еще и тем, что в некоторых случаях только управленцы высокого уровня могут иметь доступ на конкурирующие предприятия, в государственные учреждения и другие организации с возможностью легального получения полезной для предприятия информации. Американский опыт говорит, что руководители высшего ранга 70-80% своего рабочего времени проводят во внешних организациях. Что они там делают? Ответ очень прост: именно там они работают с информацией.

Детально разобравшись с имеющимися информационными возможностями, руководство предприятия и подразделение экономической разведки совместно должны определить, кто конкретно из работников должен поддерживать контакты с тем или иным должностным лицом, журналистом и т.п. <Так, например, «Независимая газета» от 28 февраля 1995 года сообщила, что с аналогичной целью ЦРУ США проводило специальный опрос оперативного состава для выяснения связей своих сотрудников в Конгрессе США.>.

К решению информационных задач в обязательном порядке должны привлекаться не только штатные сотрудники подразделения экономической разведки, но сотрудники других функциональных подразделений предприятия. При этом непременно должны учитываться способности и желание сотрудника предприятия принять участие в решении «специальной маркетинговой задачи». При отсутствии у сотрудника желания сотрудничать с подразделением экономической разведки возможно его использование «втемную», т.е. в виде зашифрованного опроса или в форме письменного отчета о проделанной работе. В случае согласия сотрудника предприятия выполнять задания подразделения экономической разведки ему должно быть оказано всяческое консультационное и информационное содействие.

Необходимо отметить, что письменные отчеты сотрудников предприятия о полученных ими сведениях имеют важное значение не только при их текущем использовании. Хорошим заделом на будущее является обязательный перевод всех информационных документов с бумажных носителей на электронные и хранение их в интегрированном банке данных (который будет описан ниже).

Большое значение имеет использование для сбора информации филиалов, торговых представительств и сервисных центров предприятия, которые могут внести весьма весомую лепту в решение различных информационных задач. Если обратиться к зарубежному опыту, то западные компании активно используют свои филиалы в различных странах для сбора политической и экономической информации о стране дислокации.

В качестве примера можно рассмотреть корпорацию «Мицуи», где открыто пропагандируется тезис: «Информация — источник жизненной силы компании». Сотрудники этой фирмы, работающие в 200 филиалах, представительствах и отделениях корпорации в различных странах мира, по космической связи посылают в главный офис примерно по 80 тысяч сообщений в год. Сбор разнообразной полезной информации является неотъемлемой составной частью служебных обязанностей каждого сотрудника корпорации.

Исходя из российской практики, следует отметить и такой факт: иногда получить необходимую информацию о конкуренте или партнере через его филиальную сеть значительно легче, чем при «лобовой» атаке его головной конторы.

Более подробно эта категория источников рассмотрена в главе «Информационно-поисковая работа: привлечение к доверительному сотрудничеству информаторов СБ промышленного предприятия».

3.6. Использование возможностей сторонних организаций

В связи с тем, что руководство предприятия, как правило, заинтересовано в самой различной информации (общеполитической, экономической, банковской, технологической, справочной, криминальной и т.п.), объективно возникает необходимость установления подразделением экономической разведки деловых контактов со специализированными фирмами, основным профилем которых является сбор, накопление и анализ информации по тому или иному направлению, представляющему интерес. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в одноименной главе.

Вопрос финансирования внешней информационной структуры решается в зависимости от объема и характера задач, которые предполагается на нее возложить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *