Ребе и раввин в чем разница
Ребе и раввин в чем разница
Соприкасаясь с еврейским культурным наследием, приходится постоянно сталкиваться с понятием «ребе», «раввин», «рав». Сейчас понятно, что эти слова относятся к представителям религиозного еврейского культа. Однако как они появились и что обозначают в действительности, знают немногие.
Данные слова имеют один общий корень, обозначающий понятие «много» или «большой». Впрочем, если углубиться в историю, то выяснится, что в Письменной Торе «рав» – это совершенно другое понятие. Там оно фактически относится к статусу старшинства, обозначая «старший», «первенец». И тому есть подтверждение в виде фразы, относящейся к сыновьям Ицхака Яакову и Эсаву: «Рав, Старший будет служить младшему».
Однако позже, во времена Мишны, смысл данного слова несколько изменился. Не отходя далеко от первоначального значения, оно поднялось до статуса учителя. В итоге получилось, что в эпоху Мишны большинство мудрецов называли равами. Но в данное же время произошла и трансформация произношения слова. Если учитель получал разрешение на преподавание на землях Эрец Исраэля, то он получал звание раби. Фактически это было лишь арамейским вариантом слова рав. Люди же, получавшие аналогичное разрешение вне пределов Эрец Исраэля, становились равами.
Но после того как в еврейских общинах появились рабануты – организации, ведавшие всеми религиозными вопросами – звание рав стало применяться и к их участникам. С этого момента так стали именоваться не только учителя, но и толкователи Торы, судьи и даже просто благочестивые люди, пользующиеся уважением в общинах. Для равов в синагогах начали выделять особые места. Появилась даже их определенная градация. К примеру, у главы общины было звание Араваришон – Первый среди рабаним, то есть первый среди равов.
Уже в наше время слово ребе стали использовать хасиды, присвоив его духовному главе своего течения. В хедерах – иудейских начальных школах – титул ребе носили учителя.
Почему одних мудрецов называют просто «раби», а других — «рабейну»?
Шалом! У меня такой вопрос: почему некоторых мудрецов называют просто «раби», а некоторых «рабейну» (рабейну Там и др.)? Ента
Отвечает рав Берл Набутовский
Конечно, здесь нет чётких правил. Имена, которыми называют различных выдающихся раввинов, во многом определяются традицией. Некоторых называют просто по имени, некоторых по названию книги, которую они написали. Тем не менее, попытаемся ответить на Ваш вопрос. Давайте задумаемся, кем были люди, которых принято называть рабейну. Рассмотрим несколько примеров:
Мойше Рабейну: вывел нас из египетского рабства и научил весь еврейский народ Торе. Мы полностью обязаны ему своим существованием как евреи.
Рабейну а-Кадош, или Реби, или Раби Йегуда а-Носи: записал Устную Тору. Именно благодаря его работе не была забыта Устная Тора и мы смогли сохранять учение наших предков в течение двух тысяч лет изгнания.
Рабейну Гершом: стал отцом всего ашкеназского еврейства, которое находилось далеко от общин Вавилонии и не имело прямой связи с крупными центрами Торы того времени. Благодаря Рабейну Гершому в Германии и Франции возникли центры изучения Торы. Все ашкеназские евреи — это ученики учеников и духовные наследники Рабейну Гершома. Его знаменитые постановления определили характер еврейской жизни европейского еврейства на тысячу лет вперёд.
Рабейну Там: глава французского еврейства. Был любим и почитаем своими современниками, как немногие еврейские лидеры в истории. Известно, что когда он умер, все евреи Франции (включая коэнов, которым в обычной ситуации запрещено участвовать в похоронах) вышли на улицы в разорванной одежде, чтобы выразить свою скорбь. Рабейну Там был основателем одной из самых эффективных школ изучения Торы: школа Баалей а-Тосафос.
Рабейну Йона: написал книгу, которая впоследствии легла в основу изучения Мусара, этических и моральных аспектов Торы. Был одним из основных звеньев передачи Торы в сефардском мире. Его ученик Рашбо — один из важнейших авторитетов в вопросах Еврейского Закона.
Думаю, приведенных примеров достаточно, чтобы проследить закономерность. Эти люди были не просто лидерами своего поколения. Их влияние настолько велико, что каждый из нас может назвать этих людей своими учителями. Поэтому мы называем их рабейну — «наш учитель».
Кто такой раввин?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Рав, Раввин, Ребе — кто он?
Тема «Кто раввин?» — непроста, а для многих из нас, кто прежде не жил еврейской жизнью, — и вовсе загадочна.
Если покопаться, то заметим, что понятие рав, ребе впервые появилось у нас в сознании то ли из художественной литературы, то ли из хасидских историй, то ли из безосновательных фантазий. Многим раввин порой представляется некой исключительной личностью, которая каким-то мистическим образом способна решить все наши личные проблемы, читать мысли и предвидеть события. Поэтому, чтобы более реально разобраться в Ваших непростых вопросах, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие рав.
Кто такой рав? [↑]
Раввин должен иметь смиху — полномочия,
чтобы отвечать на вопросы по еврейским
законам. Художник — Отто Эйхингер
Во всех еврейских источниках раввина называют талмид-хахам, в переводе — «мудрый ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.
· Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, прежде всего, знать все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — способен ли он сразу же ясно ответить на любой вопрос по Алахе (Еврейскому Закону), даже такой, который редко задают.
· Второе — речь идет о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «мудрого ученика» заключается в том, насколько он эту мудрость любит, ищет и желает обрести, насколько хочет ее расширить и углубить.
Но как бы ни были высоки требования к мудрости раввина, в еще большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.
Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». «Пятно» — в прямом смысле, ибо если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей. И в переносном — рав должен быть незапятнанным в деяниях, в словах и в помыслах.
Сказано еще, что рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его поведению — не называется «мудрый ученик». Профессор этики не обязан сам вести себя этично, а к раву это первое требование.
Чем рав выше, тем он скромнее и проще, тем более его слова не расходятся с делом, а то, что в сердце не расходится с тем, что на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность и благочестие в самых мелких поступках.
Кроме этого, есть еще длинный перечень строгих требований к «мудрым ученикам», который не предъявляется любому другому еврею. Все это вместе и составляет понятие рав.
Теперь по сути вопросов.
Кого можно называть равом? [↑]
Раввин дает рекомендации и отвечает на вопросы
по законам Торы. Художник Франц Ксавьер
Когда-то раввином называли того, кто в разной степени обладал всеми вышеупомянутыми качествами. Это были главы ешив и общин, раввины городов и т.д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. Кто без шляпы — реб. В принципе, это стало уважительной формой обращения вместо адон — господин.
Начинающим баалей-тшува на первых порах все, кто даже просто с кипой на голове, кажутся раввинами. Но, как было сказано, настоящих раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…
Ну, а все-таки, кого, кроме настоящих раввинов, правомерно называть рав? Например, как долг уважения, тех, кто обучил Вас азам еврейской жизни, обучал Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.
Поэтому те, кто принес в Ваш город первоначальные знания о Торе, для Вас — действительно равы, и так их следует называть, даже если…
Раввин без жизненного опыта? [↑]
Раввин должен иметь смиху — полномочия, чтобы отвечать на вопросы по Галахе. И жизненный опыт, чтобы давать житейские советы. Как правило, пока будущий рав получает смиху, у него набирается огромный жизненный опыт. Но… мы можем опять запутаться в терминологии. О чем идет речь?
Когда Вы спрашиваете о раввине, то, скорее всего, имеется в виду молодой человек, который проучился в ешиве какое-то время и согласился приехать к Вам в город заниматься развитием еврейской жизни. У него нет смихи, нет жизненного опыта и не так много знаний. Но…
У нас принято к учителю Торы обращаться с уважением. Мы обязаны принять авторитет учителя, быть «ниже его», даже если он — моложе и знает немногим больше Вашего. Без авторитета учителя, даже то малое, что он знает, он не сможет Вам передать. Поэтому он для Вас — рав. Но…
Он для Вас рав лишь в изучении Торы, а в житейских проблемах следует обращаться только к тем еврейским мудрецам, которые пропитаны духом Торы, имеют обширные знания и накопили богатый опыт жизни.
Ребе и раввин в чем разница
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кстати, в наших недавних недельных главах Моше меняет свой статус » гоэля» (освобождающего) на титул » учителя» (нашего) Рабейну.
Обрисуем самые основные аспекты.
В Мишне «сделай себе рава» имеется в виду научись учиться.
Еврейская мудрость говорит – учись у любого человека и даже вещи.
Иногда раби переводят дословно как «мой рав».
В Европе возникли термины Реб, Ребе и Раввин. (с одним или двумя «в»)
В Европе Реб часто использовалось просто как уважительное (аналог слова «Господин»).
Раввин – обычно должность, например, казенный раввин, раввин синагоги.
Рав – обычно человек со смихой (документом).
Сейчас в Америке (как в Вавилоне) используется термин rabbi.
При этом он фактически является калькой слова раби.
Но с американским произношением всегда возникают следующие проблемы. Обычно слово переводят побуквенно, а правила чтения применяют американские и поэтому на слух оно уже меняется.
Так английская «а» в данном случае читается как среднее между а и э, но ближе к а.
В итоге русская версия американского произношения породила версию «рабай».
У большинства русскоязычных она ассоциируется со словом «бабай». 🙂
Кстати, на Востоке слово «баба» тоже обозначает серьезного человека. Например, знаменитый мудрец Баба-Сали. (Оттуда же скифские бабы на курганах – не старые тетки, а воины-хранители)
В Киеве в ешиве » Эш а-Тора» мы применяли титул «Рав» к преподавателю со » смихой«,
и обращались «реб» ко всем остальным студентам и религиозным сотрудникам, и в-общем, это наиболее стандартное применение этих терминов в бывшем Союзе.
Естественно, масса фамилий произошла от слова рав, например, Рабин, Рабинович
Пока заканчиваю, желающие могут дополнить.
О взаимоотношении рава и его смихи (документа) поговорим в следующий раз.
Кто такой «ребе»?
Что означают уважительные обращения — рав, ребе, раби?
Отвечает рав Реувен Пятигорский
Все эти слова происходят от одного корня, значение которого — «много» или «большой». Строго говоря, на языке Письменной Торы слово рав означает «первенец», «старший». Сказано про Яакова и Эсава, сыновей Ицхака: «Рав, Старший будет служить младшему» (Берешит 25:23). Но уже в Мишне под словом рав понимается учитель: «Сделай себе учителя, рава» (Авот).
Если разрешение на преподавание и вынесение постановлений учитель получал в Эрец Исраэль, то его звали раби, арамейский эквивалент слова рав. Так называли практически всех мудрецов эпохи Мишны. В отличие от них, большинство мудрецов Талмуда, получивших разрешение за пределами Страны Израиля, имели звание просто рав.
С установлением в еврейских общинах особой организации, рабанута, ведавшей всеми религиозными вопросами вплоть до вынесения судебных приговоров по имущественным тяжбам, звание рав перешло на ее участников. Равами стали называться судьи и учителя, толкователи Торы, а затем и просто уважаемые благочестивые люди. Им выделяли особые места в синагоге, оказывали знаки почтения. Считалось, что в их лице приветствуется Тора. Обычай этот появился еще во времена Вавилонских академий и был затем перенесен в Европу. Глава общины назывался Арав аришон, Первый среди рабаним (множ. число от слова рав). Первым это звание получил раби Моше бен Ханох, переселившийся из Вавилона в Испанию.
Ребе — не что иное, как ашкеназская форма обращения рав.