Ребенка напугали страшилками что делать
Что делать, если ребенок посмотрел фильм ужасов и не может успокоиться: практические советы
Большинство родителей стараются оградить своих детей от того, что может их напугать. К этой категории относятся фильмы ужасов. Не случайно в кино существуют возрастные ограничения и слишком маленькие дети не допускаются до просмотра. Однако контролировать ситуацию, находясь в домашней обстановке, гораздо сложнее.
У ваших детей есть друзья, а у этих друзей есть старшие братья и сестры, которые могут познакомить их с ужасными злодеями. Представьте, что вы отправляете своего ребенка к друзьям и надеетесь, что пару часов они будут наслаждаться безобидными играми, но после этой встречи замечаете, что ребенок чем-то напуган. Вскоре выясняется, что он впервые увидел жуткого монстра, и, конечно, это не могло пройти бесследно для детской психики. Теперь ваш ребенок не может успокоиться после просмотра фильма ужасов, а вы не знаете, что делать.
Почему дети боятся?
Дети не обладают когнитивной способностью отделять факты от вымысла. Для них это одно и то же. Когда они впервые видят что-то на экране, для них это не менее реально, чем люди, сидящие рядом. Даже если то, что они видят, безобидно, это искаженное видение реальной жизни. Однако после просмотра фильма ужасов ребенок может испытывать страдания. Как бы ни старались защитить малыша, вы никогда не знаете, что его напугает.
Вы не всегда можете знать, что вызовет испуганную реакцию у ребенка. Возможно, это напоминает им о какой-то другой вещи, которая их пугает. Гротескные лица или просто большие улыбки могут беспокоить детей, хотя взрослые об этом даже не догадываются.
Страх вместо удовольствия
Для взрослых это удовольствие, а для детей – панический страх, потому что любой ужастик на экране кажется им реальностью. Вот почему они боятся встретить злодея за каждым углом. Даже если вы скажете «не волнуйся, это не реально», для ребенка это прозвучит как абстрактное утверждение, которое имеет мало смысла. Все дело в том, что ребенок не может полностью отличить факт от вымысла. Это вызывает огромное количество когнитивного диссонанса, потому что родитель говорит, что это “не реально”, но при этом все выглядит вполне достоверно. Злодей передвигается, создавая шум на экране. Почему бы малышу не волноваться?
Практические советы
До 7 или 8 лет дети не могут отличить фантазию от реальности. Если вы просто говорите им, что это не реально, для детей это ничего не значит. Более того, это может подорвать доверие к вам, потому что ваши слова противоречат тому, что ребенок видит на экране.
Вот почему нужно действовать более аккуратно, учитывая мнение ребенка и полученный им негативный опыт. Вот что можно сделать:
Вы можете применять сразу оба совета. Давайте подробнее обсудим, что означает каждый из них.
1. Оказать поддержку
Пожалуй, лучший способ успокоить ребенка после просмотра фильма ужасов состоит в том, чтобы предложить ему физическую поддержку, например обнять.
Хитрость заключается в том, чтобы родитель старался избегать вещей, которые вызывают страх у его ребенка. Вот почему очень важно знать, что пугает ваших детей. Иногда ответы будут неожиданными, потому что в этом списке могут оказаться вещи, которые взрослому человеку кажутся совершенно безобидными.
Родители, которые ориентируются на страхи своих детей, должны заняться небольшим исследованием, прежде чем включить фильм своему ребенку. Вы можете находить заранее трейлеры или краткие описания. Не стоит доверять исключительно рейтингу, присвоенному фильму. Иногда в числе безобидных оказываются фильмы, в которых появляются злодеи, которые могут напугать ребенка.
2. Убедить, что это не реально
Когда вы говорите ребенку, что злодея не существует, в это верится с трудом, потому что киношный персонаж кажется напуганному ребенку весьма реалистичным. Чтобы доказать малышу, что на самом деле это вымысел, нужно отыскать несколько видео, снятых за кулисами.
Это может быть видео о том, как злодея нарисовали, заставили двигаться и т.д. Это может убрать часть магии, когда ребенок увидит, как все это собрано. Так он убедится, насколько все это нереально.
Найдите серии, в которых рассказывают о съемках фильмов со злодеями. Оказавшись за кулисами кинопроизводства, ребенок сможет увидеть, как все это создается, и таким образом его страхи развеются. В таких фильмах показывают, что монстры и упыри сделаны из силикона, аэрозольной краски и других материалов. Все киношные злодеи не появляются из ниоткуда. Над их созданием трудится большое количество людей. Вот почему вашему ребенку нечего бояться и не стоит опасаться, что за каждым углом их ожидает злодей.
Теперь вы знаете, что делать, если ребенок посмотрел фильм ужасов и не может успокоиться.
Что делать, если ребёнок наслушался «страшилок» и теперь всего боится?
Своей историей поделилась наша читательница:
«Сыну 7.6 лет, на улице общается с мальчиками 10-12 лет. Они между собой рассказывают страшилки, он с ними «Хи-хи-ха-ха», а дома заявляет: «Я боюсь оставаться один в комнате» или «Пошли со мной на кухню, я не хочу один». Хотя раньше мог быть один дома пока я езжу до ближайшего магазина, например. Вчера утром был на улице в кофте, я смотрю – он в капюшоне ходит, говорю: «Уже солнышко пригревает, сними его». На что он мне отвечает: «Я ходил на конец улицы – в капюшоне не боюсь, а без капюшона страшно». Начала расспрашивать – как капюшон тебя спасает? Он сказал, что если вдруг навстречу будет идти маньяк, он меня не тронет, потому что подумает, что в капюшоне идёт тоже маньяк.
Объясняю на протяжении 2-х месяцев, что этого не существует, что это всё выдумки, и я в детстве тоже чего-то боялась и т.д. Но, как понимаю, у нас заходит всё слишком далеко.
Я в замешательстве. Запретить общаться с этой компанией – не выход. Страшилки могут рассказывать и его ровесники. Помогите нам, подскажите, как решить эту проблему?»
Ответ эксперта Марии Полубеловой – педагога дошкольного образования и мамы мальчика:
Первое, что хочется отметить: страх – это нормальная эмоция любого человека, часто иррациональная. Объяснения о том, почему чего-то не стоит бояться, мало спасают ребёнка от самой эмоции. Поскольку такими объяснениями мы взываем к логике. За логику отвечает часть мозга под названием неокортекс. А за эмоции вообще, и страх в частности, отвечает более древняя часть мозга – лимбическая система. Она слабо поддаётся контролю и совсем не подчиняется логике. Её задача – защищать, сообщать об опасности. Именно поэтому рациональные объяснения не дают желаемого результата и кажется, что всё заходит слишком далеко.
Попробуйте изменить тактику. Чтобы достучаться до рационального, надо пойти от эмоционального.
1. В первую очередь родителю нужно понять, что ребёнок действительно боится. И это – нормально. Мы все в разные моменты времени чего-то боимся.
То, как проявляется страх у ребёнка, имеет вторичное значение. Хотя очень важно, что его выявили и смогли сформулировать в деталях – это значит, что контакт с ребёнком имеется и задача решаема. Хуже, когда ребёнок закрывается и начинает скрывать свои эмоции, чем усугубляет негативное состояние. Это крайняя форма,
2. Во вторую, помочь ему принять и прожить свой страх. Можно начать диалог с репортажа: «Ты носишь капюшон, хотя на улице тепло. Я чувствую, что ты напряжён. Похоже, ты чего-то боишься». Дать ребёнку ответить, выговориться. Возможно, уже этого будет достаточно.
3. Постараться поддержать его: «Да, действительно, то, что ты говоришь – это страшно. Когда я была маленькой, я тоже услышала неприятную историю и боялась ходить одна». Главное, дать ребёнку понять, что его эмоции – это правильно, что он – не один, что его понимают и поддерживают.
Так как мальчику уже 7 лет, он может попробовать найти выход из ситуации сам. Спросите его, что поможет ему бояться меньше. Может быть окажется, что он боится, потому что чувствует себя физически слабым, не способным дать отпор. И это будет поводом отправить его в секцию борьбы. А может, дело совсем в другом. Помогите ребёнку понять, что с ним происходит. Только не с набега. Дайте время подумать.
Важно! Разговаривать на такие темы и задавать уточняющие вопросы лучше, когда ребёнок спокоен, расслаблен и чувствует себя комфортно.
Эффективно работают проективные методики. Предложите сыну нарисовать или слепить его страх. То есть, сделайте его осязаемым. Когда страх готов, с ним можно делать что угодно (по желанию ребёнка). Изменить страх, чтобы он стал более дружелюбным. Или уничтожить: разорвать или сжечь рисунок, превратить в лепёшку пластилиновую поделку и так далее.
Может оказаться, что ребёнок не захочет ничего менять. Тогда поговорите, почему этот страх важен для него и какую пользу на самом деле несёт.
Один из секретов эффективного устранения страха, который я хочу раскрыть в этом случае, состоит в следующем:
1. Мама уже призналась в том, что сама чего-то боялась в детстве. Нужно пойти дальше и выявить, чего конкретно она боялась.
2. Провести анализ своих как прошлых, так и текущих жизненных обстоятельств, при которых она испытывала страх.
3. Создать из своих детских страхов и страхов, которые появляются сегодня, во взрослом состоянии, весёлую историю и рассказать её ребёнку.
После чего, в свою весёлую историю добавить переживания ребёнка, перевести его в сознание победителя, при котором он побеждает как страх, так и всех (созданных) персонажей,
Есть много книг для детей про страхи. Материалы найдутся в ближайшей библиотеке, онлайн-сервисе или интернете. Выберите книгу, которая подойдёт именно вам, и почитайте вместе с сыном (даже если ребёнок уже хорошо читает сам).
Суть этих действий в том, чтобы осознать самому и помочь ребёнку принять тот факт, что страх существует. Когда мы даём эмоции быть, мы можем с ней работать.
Самое главное – во время выявить проблему и начать с ней бороться. Помощь родителей в борьбе с детскими страхами невозможно переоценить. Если вы подозреваете, что ваш ребёнок чего-то боится, обязательно выясните причину или убедитесь в своих догадках. Воспользуйтесь приложением «Где мои дети» – узнайте, где был ваш ребёнок, что делал в течение дня и с кем общался, чтобы вовремя среагировать и помочь!
6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то
Не всегда мы можем, хоть и стараемся, оградить ребёнка от травмирующих ситуаций. Он может испугаться лающей собаки, клоуна, страшной картинки, взрыва петард, врача, человека с необычной внешностью или чего-то, что совсем не кажется страшным нам, взрослым. Клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вести себя и что делать, если ребёнок пережил испуг.
Иногда такой испуг проходит бесследно, и, утешившись, ребёнок уже вновь весело играет, крепко спит и с аппетитом ест. Но может быть и по-другому. Если ребёнок в течение нескольких дней или дольше страдает от последствий испуга — плачет, отказывается выходить на улицу, плохо спит, стал заикаться (и даже мочиться в постель), жалуется на кошмары, резко вздрагивает, или его поведение после испуга заметно изменилось другим образом — ему нужна помощь.
Часто родители просто не знают, как нужно себя вести, чтобы действительно помочь ребёнку. Они убеждают его не бояться, доказывают, что опасности больше нет, и заставляют преодолеть свой страх одним из самых неудачных способов — ещё раз сталкивают его с тем, что его испугало. Наконец, родители могут даже ругать ребёнка за страх и проблемы, которые появились в его поведении. Всё это чаще всего вообще никак не помогает, а иногда даже усугубляет проблемы и развивает у ребёнка фобии. Но вот что можно сделать.
1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг
Страх — естественное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он нужен для выживания человека, чтобы предупреждать о потенциально опасных ситуациях. Как и другие эмоции, он плохо поддаётся контролю. Особенно у детей. Перестать бояться усилием воли нельзя, можно лишь не показывать свой страх другим и не признаваться в нём себе самому. Тогда страх и связанное с ним напряжение уходят в глубину подсознания и проявляются на физическом уровне — вздрагивание, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тики, заикание.
2. Обсуждайте с ним, что случилось
Проговаривайте за ребёнка то, что он не может сформулировать сам:»Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что боишься встретить там клоуна». Так вы поможете ребёнку выпустить страх наружу. Как и любая сильная эмоция, которая остаётся внутри, страх «давит» на ребёнка, создаёт постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу. Во время разговора с ребёнком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится. Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности случившегося, пока вы не почувствуете, что страх сына или дочери постепенно убывает. И главное, поддерживайте ребёнка всякий раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугался пожара?»).
3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)
Чувство беспомощности и собственный страх часто подталкивают нас обесценивать переживания свои и ребёнка, прятаться от них. Но это не помогает нам прожить и проработать эмоции. Разрешите себе и ребёнку бояться — не старайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно. Даже если он согласится и подыграет вам, страх никуда не денется.
4. Не давите, если он не готов вновь пережить то, что его испугало
Не стоит настаивать и уговаривать ребёнка погладить маленькую соседскую собачку, если не так давно его укусила собака и он отказывается приближаться к животным. Спокойно и уважительно комментируйте его нежелание: «Ты хочешь далеко обойти щенка, потому что помнишь, как тебя укусила собака и теперь ты опасаешься даже маленьких собачек, которые не кусаются» — и со временем страх уменьшится и пройдёт.
5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие
Предложите ребёнку разыграть на игрушках сцену, которая его испугала. Если ему меньше трёх-четырёх лет, то действовать и говорить за игрушки, возможно, придётся вам. Но будьте готовы передать ему управление игрушечными актёрами и следовать его собственному сюжету.
Как уложить ребёнка спать (если кажется, что он не уснёт вообще никогда)
Может быть, он станет в игре пострадавшим или нападающим, или переиначит события, как ему хочется (вдруг прилетит супергерой и всех спасёт, или убьёт того, кто напугал ребёнка). Комментируйте поступки и чувства персонажей игры («И вдруг лисичка увидела водолаза в маске. А-а-а! — кричит она. Как же она испугалась!»).
6. Предложите нарисовать свой страх (или то, что испугало)
Это правда действенный способ справиться с эмоциями. Как ребёнок будет выражать свой страх — зависит от него. Некоторые дети рисуют или лепят испугавшую сцену с точностью до мельчайших деталей, другие покрывают листы чёрной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой. Не стоит направлять ребёнка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата. Главная задача такого творения — выплеснуть наружу то, что гнетёт ребёнка внутри.
Помните, что ребёнок не рождается с умением управлять своими чувствами и эмоциями. Да и не всем взрослым это хорошо удаётся. Поэтому главная задача — помочь ребёнку в этом.
Фото: iStockphoto (Briagin, Choreograph, jhandersen)
Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.
Как помочь ребёнку справиться со своими страхами
Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.
Большинство страхов связаны с возрастом ребёнка и со временем проходят. Однако если страх сохраняется долгое время и приносит беспокойство не только ребенку, но и родителям, – это повод серьезно задуматься.
В этой статье вы узнаете, какие бывают дневные и ночные страхи у детей, с чем они связаны и как помочь ребенку одержать победу в борьбе с собственным страхом.
Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».
Содержание:
Виды страхов
Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.
Дневные страхи
Дневные страхи у детей бывают:
Ночные страхи
Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.
Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.
Причины ночных страхов у детей:
Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.
Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.
Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.
Чего боятся дети в разном возрасте?
Во время беременности мамы
Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.
В первые месяцы жизни
Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.
С 1 года до 3 лет
Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.
Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.
Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.
Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.
С 4 до 5 лет
К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.
Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.
С 6 до 7 лет
В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.
Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.
С 8 до 11 лет
К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.
Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.
Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.
Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.
Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.
Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.
Узнайте, чего боится ваш ребёнок в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками. Для этого воспользуйтесь приложением для заботливых родителей «Где мои дети».
С 11 до 16 лет
В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.
Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.
Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.
Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.
В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.
Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.
Причины страхов у ребенка
1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.
Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».
Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.
Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.
2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.
Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.
3. Эмоциональная «холодность» родителей.
У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.
4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.
Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.
5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.
Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.
6. Психические расстройства.
Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.
Как распознать детский страх?
У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.
Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.
Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.
В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.
Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.
Как помочь ребенку справиться со своими страхами?
Психотерапевтические техники
В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:
Рисование
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»
В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.
Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.
В детских учреждениях популярна игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Дети «превращаются» в страшного персонажа (Кощей Бессмертный, дракон и т.д.), которого называет водящий, и замирают. Водящий выбирает ребенка, у которого лучше всех получился данный персонаж, и тот становится водящим.
Сказкотерапия
Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.
Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.
Как победить ночные страхи?
Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.
Рекомендации родителям
Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.
Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.