Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать

Минобрнауки России информирует, что отказ в приеме детей в общеобразовательные учреждения в случае отсутствия у них свидетельства о регистрации по месту жительства является необоснованным

В связи с поступающими запросами по поводу отказа в приеме в общеобразовательные учреждения в связи с отсутствием свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства (свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания) до сведения руководителей общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования доводится, в частности, следующее.

Отсутствие у несовершеннолетних граждан свидетельства о регистрации по месту жительства не означает отсутствие у них регистрации по месту жительства. Информацией о детях, не достигших 14-летнего возраста, располагают должностные лица, ответственные за регистрацию, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», а именно:

должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов РФ, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда;

собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;

уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Учитывая вышеизложенное, отказ в приеме детей в общеобразовательные учреждения в случае отсутствия у них свидетельства о регистрации по месту жительства является необоснованным.

Вместе с тем, родителям (законным представителям) необходимо для зачисления ребенка в школу до 31 июля включительно представить документ, подтверждающий его проживание на закрепленной за образовательным учреждением территории.

Источник

Куда жаловаться, если не берут ребенка в школу по месту жительства

Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Смотреть фото Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Смотреть картинку Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Картинка про Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Фото Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать

Анастасия Клименкова (Юрист)

Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Смотреть фото Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Смотреть картинку Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Картинка про Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Фото Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать

Автор: Анастасия Клименкова (Юрист) (Все статьи автора)

Родители периодически сталкиваются с проблемой, что ребенка не берут в школу по месту жительства, мотивируя это тем, нет мест. Разберемся, насколько правомерен отказ в приеме ребенка в образовательное учреждение, что делать в случае отказа и куда жаловаться родителям.

Правомерность отказа в приеме в школу

По закону, все школы распределены по микрорайонам, и обязаны обслуживать детей, прописанных на закрепленных участках.

Если школьник относится к данному образовательному учреждению, его обязаны туда зачислить даже при отсутствии мест.

Согласно статьи 43 Конституции, никто не вправе отказать ребенку в зачислении в школу, так как это будет нарушением права гражданина на бесплатное образование.

Зачастую родителям отказывают в приеме в школу для получения взятки. Часто это наблюдается в образовательных учреждениях элитного типа.

Статьи по теме:

Действия родителей при отказе администрации

Если школьная администрация отказывает ребенку, мотивируя это отсутствием свободных мест, необходимо сообщить о намерении написать заявление в Министерство образование. Альтернативой можно предложить следующие варианты:

Если это не помогает, нужно потребовать список учеников, зачисленных в класс из других районов.

Часто до этого не доходит, и руководство образовательного учреждения зачисляет ребенка.

Нередко администрация отказывает в приеме ребенка в школу, мотивируя низким уровнем успеваемости в предыдущем учебном заведении. В этом случае нужно взять в школе письменный отказ и направить его с жалобой в муниципальный образовательный орган.

В течение нескольких дней заявителю должен прийти письменный ответ.

Если это не произошло, можно обратиться в вышестоящую инстанцию, прокуратуру и суд.

Чтобы не доводить ситуацию до конфликта, необходимо попросить у руководства школы устав учреждения. В нем четко прописаны правила и порядок приема в образовательное учреждение.

Случаи обоснованного отказа в приеме ребенка в школу

Бывают случаи, когда родители хотят отдать ребенка в специализированную школу. По общему правилу, исключений ни для каких школ быть не должно ( статья 67 Закона «Об образовании»).

Но некоторые учреждения за долгий период существования внесли коррективы в свой устав, из-за которых не все дети принимаются на обучение по месту регистрации.

Если родители настроены попасть в специализированную школу, можно обратиться непосредственно в это учебное заведение.

Ребенку предложат пройти собеседование для проверки уровня знаний и умений, а также проверят рейтинг школьника по оценкам.

Зачастую проблема отказа в приеме ребенка в школу решается путем личного обращения к администрации образовательного учреждения. Если родителю отказали, можно пригрозить обращением в Министерство образования с жалобой. Если это не поможет, можно написать заявление в указанный орган.

Если ответа в установленный законом срок не получено, родители вправе обратиться в прокуратуру или суд с жалобой.

Источник

Вопросы и ответы

Кто будет решать, в какую школу попадет мой ребенок?

Когда начинается прием заявлений о зачислении в 1-ый класс?

По какому принципу можно выбрать школу (образовательную организацию) при регистрации заявления в 1 класс?

Какие документы должны быть у меня в руках на момент проведения электронной записи на Портале?

Для подачи электронного заявления вам понадобятся:

— паспортные данные одного из родителей или законного представителя;
— паспортные данные одного из родителей или законного представителя;серия и номер свидетельства о рождении ребенка;
— паспортные данные одного из родителей или законного представителя;адрес регистрации ребенка по месту жительства или пребывания в Москве;
— паспортные данные одного из родителей или законного представителя; СНИЛС (понадобится для регистрации на mos.ru).

Я не согласен с перечнем школ из обязательного списка. Кому я могу подать жалобу?

Что будет после подачи заявления на запись ребенка в 1 класс?

Как проверить номер и очередь заявления?

Очереди в первый класс нет.

Если родитель выбрал для обучения ребенка школу территориального прикрепления, то зачисление ребенка в эту образовательную организацию гарантировано. Зачисление детей в образовательные организации по незакрепленной территории осуществляется на свободные места.

Вся информация по поданному заявлению отображается в личном кабинете.

Где можно посмотреть поданное заявление по услуге «Запись в первый класс, перевод из одной школы в другую»?

Мне необходимо записать ребенка в 1 класс. Я и ребенок зарегистрированы в новостройке. Что делать?

Оповещение «Ваше заявление не может быть зарегистрировано, в связи с тем, что Вы не выбрали ни одного образовательного учреждения территориального прикрепления».

В электронном заявлении необходимо обязательно выбрать хотя бы одну школу по закреплённой территории, всего можно выбрать три школы. Территориальное прикрепление осуществляется в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 04.12.2015 г. № 3511. Если для вашего адреса в данном приказе не закреплена школа, вам следует обратиться в Центр информирования населения Департамента образования и науки города Москвы (телефон: 8 (495) 530-71-71; электронная почта: infodo@edu.mos.ru).

Если школа за вашим адресом закреплена, но на портале отсутствует, просим сообщить об этом в Службу поддержки Портала.

Источник

Отказ в приеме в школу и садик из-за отсутствия мест. Насколько это правомерно

Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Смотреть фото Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Смотреть картинку Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Картинка про Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать. Фото Ребенка не берут в школу по месту жительства что делать

– Пришел отказ в принятии ребенка в школу по месту прописки. Оказывается, все места заняты льготниками. Как так? Действительно ли могут отказать в приеме в школу по такой причине?

Отказать в приеме ребенка в школу могут только по причине отсутствия мест. При обращении родителей к уставу школы или детского сада они могут уточнить, какое максимальное количество детей может быть в группе или классе. Но в действительности может оказаться, что все места заняты льготниками. Насколько обоснованным будет отказ в предоставлении места ребенку без льгот?

Отказ в приеме ученика по месту прописки из-за отсутствия мест

Граждан принимают в образовательные учреждения в соответствии с документами разного уровня: федерального, регионального и муниципального. На общероссийском уровне порядок приема граждан прописан в Приказе Министерства образования и науки от 2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 2021 года он заменен новым Приказом от 2 сентября 2020 года №458 «Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Вопросы, которые не прописаны в указанном документе, решаются в соответствии с уставом и прочими локальными документами, регламентирующими деятельность школы. С данными документами родителей обязаны ознакомить перед поступлением ребенка в образовательное учреждение, и ст. 29 Закона об образовании гарантирует их информационную открытость.

Локальные документы не могут ухудшать положение школьников и их родителей по отношению к федеральным законам. С учетом того, что в п. 5 Приказа Министерства образования и науки от 2014 года №32 (п. 15 Приказа от 2 сентября 2020 года №458) единственной причиной для отказа в приеме в образовательное учреждение является отсутствие свободных мест, школы не вправе в одностороннем порядке расширять перечень оснований для отказа.

К полномочиям органов местного самоуправления относится учет детей, закрепленных за определенной территорией. До 15 марта органы власти распределяют территорию города между школами (с 2021 года), в 2020 году – до 1 февраля.

На основании ч. 2 ст. 43 Конституции и п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общее образование. При этом граждане могут выбирать любую школу независимо от места жительства.

Но при получении школьного образования необходимо обеспечить территориальную доступность школы для всех граждан, проживающих на близлежащей территории; они вправе получать образование соответствующего уровня. Дети с пропиской на закрепленной территории могут подавать заявления с 1 апреля по 30 июня. Такое правило действует с 2021 года (на основании п. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Ранее заявления подавались с февраля.

Порядок приема детей в школу не зависит от того, оформлена ли у ребенка постоянная или временная регистрация. Главное, чтобы временная регистрация на момент зачисления ребенка продолжала действовать. При этом свидетельство о регистрации служит лишь подтверждением факта проживания на закрепленной за школой территории. Но доступ ребенка к школьному образованию не может ограничиваться из-за отсутствия свидетельства о регистрации.

Ребенку, проживающему на закрепленной территории, вправе отказать в приеме в общеобразовательное учреждение из-за отсутствия мест. Это единственная правомерная причина для отказа.

Родители, выбравшие школу в другом муниципалитете или регионе, могут рассчитывать на прием детей в класс, но с некоторой отсрочкой. Они вправе передать документы в другую школу независимо от регистрации после 6 июля, и ребенка примут при наличии мест. Вопрос о зачислении будет окончательно решен только 5 сентября (на основании ч. 3 ст. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Но первоначально в класс зачислят всех детей, зарегистрированных на определенной территории, а также льготников, поэтому высока вероятность того, что ребенка с другой территории проживания не возьмут.

Что делать, если ребенка не принимают в школу по прописке

Если ребенка не приняли в первый класс, родителям необходимо получить от администрации образовательного учреждения письменный мотивированный отказ. С ним родители обращаются в местный департамент образования или органы местного самоуправления в области образования для определения ребенка в другую школу.

Если у родителей есть сомнения, что все места в классе заняты льготниками, то им необходимо обратиться в прокуратуру для инициации проверки законности зачисления в первый класс. Предварительно можно запросить у администрации справку об отсутствии свободных мест.

Правомерные отказы

Отказ о приеме ребенка в школу будет обоснован, если классы полностью укомплектованы, и свободные места отсутствуют. Других оснований для отказа в приеме в школу законодательство не содержит.

Условиями зачисления ребенка в школу является возраст не менее 6,5 лет и не более 8 лет. Школа вправе разрешить прием ребенка в более раннем возрасте при условии его психологической готовности.

Отказ в приеме в школу по причине отсутствия свидетельства о регистрации по месту жительства будет необоснованным. Но для зачисления ребенка в образовательное учреждение родителям следует предоставить документ, подтверждающий проживание на определенной территории. Поэтому без указанного документа не обойтись.

А как в детских садах?

Зачисление в детский сад происходит по схожему принципу. Первоначально зачисляют льготников, детей с преимущественным правом зачисления (братьев и сестер-дошкольников, посещающих данный детский сад), а затем – закрепленных за конкретной территорией детей. Ребенку могут отказать в приеме в детский сад при отсутствии свободных мест. Тогда ему могут предоставить место в другом детском саду, который выбрали родители в заявлении.

Если ребенку не предоставили место в детском саду, то целесообразно обратиться в местный департамент образования для поиска подходящего вакантного места в группе другого детского сада. В большинстве случаев вопрос с зачислением ребенка в детский сад удается решить на встрече со специалистом контролирующей инстанции. В некоторых регионах родителям обязаны компенсировать утраченный заработок при отсутствии свободных мест в детских садах.

Резюме

Таким образом, ребенку могут отказать в приеме в школу или детский сад, если все места заняты, в том числе льготниками. Это единственное законное основание для отказа в предоставлении места в классе или группе. Родителю обязаны выдать письменный мотивированный отказ из образовательного учреждения. С этим документом необходимо обратиться в местный департамент образования для получения места в другом образовательном учреждении. При наличии подозрений в незаконном распределении мест можно обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку.

Источник

Прокурор разъясняет

Как было установлено проверкой, в принятии несовершеннолетнего в первый класс было отказано в связи с отсутствием свободных мест. По данному основанию в принятии в первый класс было отказано еще семи несовершеннолетним, шестеро из которых также как и ребенок заявителя имели постоянную регистрацию на микроучастке закрепленном за гимназией №23.

В 2013-2014 учебном году в школе будет открыто 3 первых класса. Возможности открыть дополнительный первый класс в указанном общеобразовательном учреждении нет в связи с отсутствием свободного помещения. В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. При этом, на 24.04.2013 в первый класс МБОУ гимназию №23 было принято 83 ребенка. Приказом директора от 23.05.2013 года двое несовершеннолетних были отчислены из гимназии в связи с переменой места жительства и зачислением на обучение в другие образовательные учреждения.

Таким образом, в настоящее время в первый класс на 2013-2014 учебный год принят 81 несовершеннолетний, что является нарушением п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.7 ч.1 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения», срок привлечения к административной ответственности за совершение которого в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время истек, поскольку с момента издания последнего приказа о зачислении в первый класс прошло более 2-х месяцев.

При проверке обоснованности принятия несовершеннолетних в общеобразовательное учреждение прокуратурой выявлены факты зачисления несовершеннолетних в гимназию на основании свидетельств о регистрации по месту пребывания (то есть по временной прописке), срок действия которых истек сразу после подачи заявлений в школу или истечет до начала учебного года, либо в новом учебном году.

В ходе проверки установлено, что из 81 несовершеннолетнего, зачисленных в первый класс МБОУ гимназии №23 только 61 несовершеннолетний имеют постоянную прописку по месту жительства, либо имели (имеют) временную прописку по месту пребывания на микроучастке, закрепленном за гимназией №23 у родственников (одного из родителей, бабушек, дедушек и т.д.). Зачисление только 61 несовершеннолетнего в 1-й класс гимназии №23 является законным. 20 несовершеннолетних были зачислены в школу незаконно.

5 несовершеннолетних на момент подачи заявлений в первый класс (в марте 2013 года) имели временную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, срок регистрации истек непосредственно после подачи заявлений о приеме в школу. Временная регистрация была оформлена накануне подачи документов в школу. Срок временной регистрации составлял от 1 до 3- месяцев.

2 несовершеннолетних на момент подачи заявлений имели постоянную регистрацию на микроучастке, закрепленном за школой, но сразу после подачи документов, до издания приказов о зачислении в первый класс сменили постоянное место жительство, о чем администрацию школы в известность не поставили.

12 зачисленных в первый класс несовершеннолетних имеют временную регистрацию на микроучастке закрепленном за школой (срок действия регистраций истекает в период с 28.07.2013 г. по 23.03.2014). Как было установлено проверкой проведенной с привлечением сотрудников ОП №3 УМВД России по г.Иваново и ОУФМС России по Ивановской области в Советском районе несовершеннолетние вместе с родителями не проживают и никогда не проживали по адресам указанным в документах, представленных на зачисление в гимназию №23.

Кроме того, выявлен 1 факт предоставления в МБОУ гимназию №23 заведомо подложного документа – справки о регистрации на микроучастке закрепленном за школой. Информация, содержащаяся в справке, не соответствует действительности, поскольку граждане, указанные в справке имеют регистрацию по месту жительства по другому адресу. Указанный подложный документ был предоставлен с целью зачисления ребенка в число учащихся 1 класса МБОУ гимназии №23, как лицо, зарегистрированное на микроучастке, закрепленном за школой. Приказом директора МБОУ гимназии №23 №15/1-У от 21.03.2013 года несовершеннолетний на основании подложного документа, информация изложенная в котором не соответствовала действительности был зачислен в первый класс.

По данному факту прокуратурой района 24.07.2013 года вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении лица представившего в МБОУ гимназию №23 заведомо подложный документ по статье 327 части 3 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

На приказы директора МБОУ гимназии №23 о зачислении в первый класс указанных двадцати несовершеннолетних принесены протесты, как изданные необоснованно, в связи с предоставлением справок о регистрации по месту пребывания, произведенных на основании сведений, не соответствующих действительности в нарушение требований Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Фактически данные граждане подлежат снятию с регистрационного учета по адресам, указанным в свидетельствах о временной регистрации. В отношении 12 несовершеннолетних и их родителей прокуратурой района будут подготовлены иски о снятии их с регистрационного учета в соответствии с вышеуказанным законом и ст.167 170 ГК РФ.

Указанные несовершеннолетние могут быть зачислены в первый класс только с 1.08.2013 года, как лица, не зарегистрированные на закрепленной территории.

Таким образом, доводы заявителя о том, что в школу приняты несовершеннолетние, проживающие не на микроучастке, закрепленном за школой, а детям, имеющим постоянную регистрацию с момента рождения на закрепленной территории, в приеме в первый класс отказано нашли свое подтверждение в ходе прокурорской проверки.

Несколько детей, принятых в первый класс имеют регистрацию по месту жительства и фактически проживают в отдаленных от гимназии №23 районах: с.Богородское, район Рабочего поселка, 30-й Микрорайон, Сортировка и др.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 действующего Закона РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. В соответствии с п.5 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля2012 г. N 107 правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее — закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее — закрепленные лица).

Как было установлено в ходе проверки, права на получение образования по месту жительства семи несовершеннолетних были нарушены в связи с зачислением детей, проживающих не на закрепленной территории.

Указанные обстоятельства не могли быть выявлены администрацией школы, в связи с отсутствием полномочий проверки предоставляемых документов недобросовестными гражданами. Администрация школы при приеме детей в первый класс руководствовалась Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15 февраля2012 г. N 107 согласно положениям которого, первоочередной прием в учреждение должен осуществлять на основании документов о регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением.

В связи с изложенным в действиях школы и должностных лиц общеобразовательного учреждения признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.5.57 КоА ПФ «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций» отсутствуют.

Вместе с тем, заявителем обжаловались действия МБОУ гимназии №23 в Управление образования Администрации города Иваново, в Администрацию г.Иваново, в комитет по социальной политике Ивановской областной Думы, которые имеют соответствующие полномочия по проверке документов, однако заявителю были даны ответы об отсутствии нарушений законодательства.

24 июля 2013 года заявитель был вызван в прокуратуру района для разъяснения возможности зачисления его ребенка в первый класс МБОУ гимназии №23 в судебном порядке, в случае непринятия ребенка по требованию прокуратуры, в связи с выявленными нарушениями в ходе прокурорской проверки. Заявитель пояснил, что после многочисленных переписок с различными органами и организациями в целях защиты прав его ребенка на получение образования по месту жительства он и его супруга боятся, что к их ребенку в МБОУ гимназии №23 может сложиться негативное отношение, в связи с чем, проверку по жалобе просил прекратить. Кроме того, получив многочисленные отказы от разных инстанций он и его супруга настроились водить ребенка в другую школу, заказали школьную форму по образцу, утвержденному школой, принявшей ребенка.

По результатам проверки будет внесено представление в адрес главы администрации города Иваново.

В адрес начальника Управления образования Администрации города Иваново направлено требование о принятии мер по защите прав несовершеннолетних на получение образования, которые будут отчислены по протестам прокуратуры района из МБОУ гимназии №23. А также о размещении информации о выявленных нарушениях на сайтах Управления образования Администрации города Иваново и МБОУ гимназии №23 с целью информирования граждан о необходимости обратиться в МБОУ гимназию №23 для уточнения сведений о зачислении детей в первый класс на 2013-2014 учебный год. Списки зачисленных в первый класс детей должны быть размещены на стенде в МБОУ гимназии №23 и на официальном сайте МБОУ гимназии №23.

В целях защиты прав несовершеннолетних все данные обезличены.

Хотелось бы особо отметить, что Гимназия №23 находитсяв городе Иваново на ул.Шошина, д.15Б, а заявитель по жалобе, в ходе которой вскрыты все вышеописанные нарушения, живет в соседнем доме, а теперь чтобы дойти до школы, куда дали направление в Управлениии образования, маленькому ребенку необходимо преодолеть две оживленные трассы на проспекте Шереметево. …

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *