Ребенка травят в классе что делать родителям
Ребенка травят в классе что делать родителям
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Что такое буллинг в школе
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.
Моего ребенка травят в школе. Что делать?
Если вы думаете, что ваш ребенок подвергается травле
Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?
Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами.
Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.
Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Могут присутствовать явные признаки — скажем, порезы и ушибы, регулярная пропажа или порча личных вещей (чаще, чем вы ожидаете от ребенка этого возраста) без убедительных объяснений.
Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.
Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время?
Он может быть молчаливым и замкнутым, не желая говорить о том, что происходит, или выходить из своей комнаты только на ужин. Иногда он пытается спрятать какую-то вещь (например, порванную толстовку), что может послужить вам подсказкой, или отрицает, что у него не все ладится. Или плачет и легко расстраивается, а вы тревожитесь и гадаете, что же могло стать причиной такого состояния.
Некоторые дети срываются на близких, поэтому дома ваш ребенок может сильно раздражаться, ни с того ни сего начинать драться или спорить, хотя обычно такого с ним не бывает. Могут проявляться физические симптомы (боли в животе, головные боли) и другие признаки (нежелание идти в школу, видеться с друзьями или приглашать их в гости).
Дети помладше начинают хуже учиться. Нарушается сон, они становятся привередливыми в еде или даже мочатся в постель. Некоторые снова перед сном кладут рядом с собой мягкую игрушку.
Конечно, все эти колебания в поведении могут иметь причину, не связанную с травлей, например какое-то заболевание. Так что важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.
Кто еще знает о травле?
Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.
Например, учительницу беспокоит, что происходит что-то нехорошее, но у нее нет никаких доказательств, поскольку агрессор старается травить ребенка вне поля зрения школьного персонала. И манипулирует другими детьми, чтобы поддерживать свою популярность и статус. В школьных туалетах и школьных автобусах (у детей более старшего возраста) взрослые отсутствуют, поэтому там выше вероятность травли. Однако детям невозможно избежать этих мест.
Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.
Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Можно воспользоваться непрямым подходом, также постарайтесь проводить с сыном или дочерью больше времени.
Однако можно применить и более прямой подход, особенно действенный в беседе со старшими детьми: они сразу поймут ваши намерения. В этом случае честный и открытый разговор о ваших тревогах будет более продуктивен, поскольку ребенок увидит, что вы беспокоитесь о нем, но уважаете его чувства. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы.
Если ваш ребенок рассказал вам о травле
1) Выслушайте ребенка и покажите, что понимаете его точку зрения
Это самое важное, что вы должны сделать. Признайте, что ситуация сложная, и покажите, что вы видите, как ему тяжело. Предложите эмоциональную поддержку («Ты, должно быть, сильно разозлился», «Понимаю, почему ты расстроился»). Это поможет ребенку не сомневаться, что вы действительно слушаете его и понимаете, о чем он рассказывает.
Ваша реакция на его слова имеет решающее значение, поскольку она влияет на степень его откровенности с вами не только в настоящий момент, но и в других трудных ситуациях в будущем.
Старайтесь избегать поспешных решений, иначе ребенок может сделать вывод, что вы недостаточно серьезно отнеслись к его рассказу. Попытайтесь не расстраиваться и не злиться: он может подумать, что ситуация слишком сложна и выход найти невозможно. Следите за собственными мыслями и чувствами, контролируйте свои эмоции и поведение и сохраняйте спокойствие.
2) Поговорите с ребенком о случаях травли
Соберите всю информацию о том, где произошел инцидент, что предшествовало ему и что случилось после. Если ребенок очень расстроен, вам, возможно, придется отложить разговор до другого раза.
Старайтесь, чтобы ваша беседа не напоминала допрос, используйте открытые вопросы и просите ребенка проанализировать свою и чужую точки зрения на произошедшее.
Попытайтесь во время разговора вести запись ключевых фактов незаметно для ребенка. Если вы сочтете, что он прежде всего нуждается в утешении, успокойте его, а заметки сделайте сразу же после разговора.
3) Подбодрите ребенка
Заверьте ребенка, что вы поддерживаете его. Этот посыл следует подкреплять и словами, и поведением (отложите дела, сядьте рядом с ним и внимательно слушайте).
4) Пообещайте ребенку, что ничего не станете предпринимать, не обсудив с ним свои действия
Старайтесь согласовывать с ребенком свои последующие действия, хотя в некоторых случаях вы, возможно, сочтете, что нужно сделать шаг, который ему не понравится, — например, рассказать учителю о ситуации, угрожающей его безопасности или безопасности других детей. Однако постарайтесь убедить его, что в данном случае это необходимо, и объясните причины своего решения.
Разработайте дальнейшую стратегию
Выясните, какова политика школы в отношении травли. Какие методы используются для профилактики буллинга и борьбы с ним? В зависимости от возраста вашего ребенка, серьезности происшествия и вашего доверия к учителю (и его отношений с ребенком) для начала, скорее всего, следует потребовать, чтобы ребенок поговорил с сотрудниками школы.
Мы стремимся поддерживать своих детей, где это возможно, в том, чтобы при решении повседневных проблем они продумывали свое поведение в той или иной ситуации и умели действовать уверенно и самостоятельно (или с товарищем). Но если эти стратегии не работают или ситуация усложняется, придется обращаться к школьному персоналу, выбирая более прямой и реактивный подход.
Если вы чувствуете, что правильнее настоять на том, чтобы ребенок разобрался сам (с вашей поддержкой), прочитайте следующий раздел. Но не следует забывать, что буллинг подразумевает иерархию власти и ребенок может оказаться не в состоянии изменить ситуацию без поддержки сотрудника школы. Что бы вы ни решили, вполне вероятно, вы предпочтете поговорить с классным руководителем. Важно сообщить ему, о чем рассказал ребенок. При наличии доказательств предоставьте их.
Если травля длится уже какое-то время, полезно вести записи об инцидентах. Узнайте, какие меры предпримет школа для разрешения ситуации. Обе стороны (вы и школа) могут начать обвинять друг друга, поэтому лучший подход — совместное решение проблем до того, как кто-либо пострадает или попадет в еще более неприятное положение.
Развивайте у ребенка навыки самостоятельного решения проблем
Вы должны помогать ребенку обдумывать разные варианты выхода из неприятной ситуации и побуждать его интересоваться мнением других людей. Приходится учитывать множество факторов, поэтому не существует простого рецепта, что вы должны сказать и сделать.
Желая разобраться, что случилось с вашим ребенком, ответьте на следующие вопросы:
Для того чтобы помочь ребенку обдумать, какие действия необходимы, проведите мозговой штурм и запишите как можно больше возможных вариантов, даже смешных. Затем поразмышляйте о следующем:
Какие бы действия ни выбрал ваш ребенок, обсудите с ним, «что случилось бы, если…». Размышляя о том, что вашего ребенка обидели и расстроили, оставаться объективным и спокойным очень трудно. Но помните: для того чтобы он мог сдерживать свои эмоции, вам важно на собственном примере продемонстрировать адекватное поведение и рациональный подход — такой позитивный настрой поможет ребенку решить проблему.
Вместе вы можете выработать реакцию на конкретную ситуацию, основываясь на общем знании контекста, включая школьные правила и методики, наличие в классе или на игровой площадке других детей, учителя и остальных участников.
Постарайтесь, чтобы ваша поддержка не шла вразрез со школьной политикой, иначе из-за вашего плана действий у ребенка могут возникнуть неприятности.
Если возникнут сомнения, посоветуйтесь с классным руководителем.
В ситуации травли девочки более склонны придумывать и применять разные стратегии решения проблем и преодоления трудностей, чем мальчики. Кроме всего прочего, они с легкостью обращаются за помощью к взрослым или сверстникам. Мальчикам это кажется менее приемлемым, поэтому для обдумывания своих действий им может понадобиться большая поддержка, и взрослые должны понимать это.
Зачастую, даже зная в теории, как противостоять агрессорам, в реальной жизни дети не могут воплотить эти знания в жизнь, особенно испытывая стресс и тревогу. Если кто-то травит их или недоброжелательно ведет себя, более вероятно, что они разозлятся или расплачутся, вместо того чтобы сохранять уверенность в себе и твердость духа.
Помогая своему ребенку справляться со сложными обстоятельствами, в том числе травлей, демонстрируйте на личном примере, как себя вести в этих условиях, поддерживайте его в попытке самостоятельно попрактиковать свои навыки, репетируйте с ним, что и как сказать, и придумывайте жизненные сюжеты: теоретические знания здесь мало помогут. Ребенок с большей вероятностью сможет применить эти навыки на деле, если тренировал их вместе с вами. Если же ролевая игра не ваш конек, покажите, что бы вы сделали и сказали в аналогичной ситуации.
Однако не исключено, что ваш ребенок откажется от разговора. Выберите момент, когда он будет расслаблен и в хорошем настроении. Но нужно понимать, что ему может потребоваться некоторое время, прежде чем он сможет заговорить о травмирующей ситуации. Если в течение нескольких дней он был явно огорчен и подавлен, а потом наконец согласился посмотреть с вами фильм, не вступайте в дискуссию, которая может снова вызвать отрицательные эмоции. Не начинайте обсуждение перед сном или перед выходом на улицу. Постарайтесь выделить достаточно времени, чтобы спокойно все обсудить, а потом просто побудьте вместе.
Чего НЕ нужно делать
Единственно верного метода поддержки вашего ребенка, когда он жалуется на травлю, не существует. Но некоторых моментов точно следует избегать.
Что бы вы ни делали, сосредоточьтесь на том, чтобы всегда быть открытыми для разговора с ребенком.
Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя
Травля – большая проблема в современных школах. Недавно мы провели исследование и выяснили, что в среднем на каждый класс приходится по 2-3 ребёнка, против которых ополчается часть или весь коллектив. Только задумайтесь о масштабах!
Если вы, как и многие другие семьи, столкнулись с буллингом, а разговоры с родителями агрессора и учителями не помогают – пора переходить к более активным действиям.
Сегодня вместе с приглашённым экспертом портала «Где мои дети», кандидатом юридических наук и доцентом Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Васильевой Оксаной Николаевной разберём правовой аспект этой проблемы и узнаем, как действовать и куда обращаться, когда мирные методы не помогают.
Содержание:
Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка
Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.
Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.
Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.
Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Шаг 1. Собираем документы и доказательства
Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:
Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.
Узнайте, обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, или соберите необходимые доказательства! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Шаг 2. Привлекаем школу
Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.
К сожалению, очень часто педагогический и административный состав не видит никакой проблемы в таких ситуациях и не собирается вмешиваться, оправдываясь словами «дети сами должны разобраться», так как любое разбирательство будет чревато возможными проверками «свыше».
Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.
Для начала нужно направить на имя директора школы официальное письмо с описью вложения и уведомлением о доставке. В письме необходимо описать сложившийся конфликт, перечислить все доказательства буллинга и потребовать вмешаться в ситуацию.
Если директор не предпримет никаких действий, направленных на урегулирование конфликта или вовсе игнорирует письмо, его действия можно рассматривать как повод для обращения в прокуратуру с сообщением о бездействии должностного лица.
Кроме прокуратуры, обратиться следует:
Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы
В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.
В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.
Шаг 4. Готовимся к суду
Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.
В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.
Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.
Судебная практика благосклонна к «жертвам» буллинга — при сборе достаточного количества доказательств, суд принимает решение в пользу пострадавшего лица.