Ребенка в школе обижает учитель что делать
Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В школьной жизни ребенка, как и в любой жизни, порой возникают конфликты. В том числе и конфликты с учителями. Ребенок считает, что учитель его обидел. Нередко это ему только кажется, но бывает, что учитель действительно повел себя некорректно. Поэтому у родителей возникает вопрос: что делать, если их ребенка в школе обижают учителя?
Отвечает педагог-психолог Глеб Ткаченко, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Выяснить причину
Разумеется, первым делом надо расспросить ребенка о том, кто и как его обижает. Узнайте, один или несколько учителей его обижают, что они делают, какие слова говорят, только ли с ним так обращаются.
Возможно, ребенок обижается на двойку, которую ему поставили за невыполненную домашнюю работу. Или на то, что учитель сделал ему замечание, когда он общался с товарищем во время урока. Или ему обидно, что учитель уже третий урок подряд вызывает к доске не его. Иными словами, ребенок обижается на то, что является простым выполнением учителем своих обязанностей.
В таком случае надо прежде всего говорить с ребенком о дисциплине в школе, о соблюдении правил, о выполнении домашней работы. Вы сами можете сколько угодно не разделять позиции школы, но если ваш ребенок в нее ходит, то лучше с ними считаться, так как в противном случае ребенку будет в школе плохо: постоянная конфронтация с педагогами, постоянная борьба, обострение отношений с другими детьми и так далее.
Совсем другое дело, если ребенка оскорбили, высмеяли перед всем классом или же никогда не вызывают к доске, и поэтому у него не хватает оценок. В этом случае, конечно, стоит выяснять ситуацию в школе с учителями, но помните: если ребенок не врет, это не значит, что он говорит правду. Он мог по-своему услышать и запомнить, поддаться общему мнению класса, неправильно понять и без капли лжи исказить ситуацию и для родителей, и для самого себя. Это не призыв перестать верить своему ребенку, но призыв прояснять ситуацию, даже если ребенок готов вам поклясться, что все было именно так, как он рассказывает.
Не рубить с плеча
Многие родители, услышав о том, что кто-то из педагогов в школе обидел их чадо, мгновенно встанут на сторону ребенка. И это прекрасно (потому что ребенок должен чувствовать родительскую защиту), но важно помнить, что, защищая ребенка, вовсе не обязательно устраивать войну со школой.
К сожалению, нередки случаи, когда разгоряченные мамы и папы влетают в учительскую, начиная гневный монолог, на две трети состоящий из обвинений и угроз. Но такое поведение скорее приведет к ответным нападкам, нежели к решению проблемы. Ведь зачастую учителя даже не в курсе, что кого-то обидели, потому что слишком много детей проходит через их класс ежедневно. Да и не каждый ребенок прямо скажет, если его что-то задело. Учитель может не заметить, может считать это методом воспитания, может просто вспылить, то есть он просто не понял, что ребенок, оказывается, обиделся. И учителю об этом следует сообщить, причем спокойно и доброжелательно. Это поможет вам прийти к взаимопониманию и сбережет нервы с обеих сторон.
Но к сожалению, бывает и худший вариант. То есть учитель нарушает права ребенка, систематически его унижает, обесценивает и высмеивает его личность, препятствует в получении знаний и исправлении оценок (речь не про последний день четверти). И тогда необходимо вступиться за ребенка, потому что если не вы, то кто?
Как защитить ребенка от учителей?
При разговоре с учителем будьте готовы к тому, что он вам все очень доступно объяснит: свои поступки объяснит поведением ребенка, поведение ребенка — особенностями его собственной личности, а вашу реакцию — незнанием ситуации целиком. Выслушав версию учителя, будьте готовы либо к его агрессии, либо к холодному равнодушию, либо к слезам и давлению на жалость.
Работа учителя — это действительно очень тяжкий труд, требующий огромного количества внутренних ресурсов. Я вовсе не ставлю себе целью обесценить чувства или заслуги учителей. Но ничто из вышеперечисленного не дает им права обижать вашего ребенка. Вы можете отнестись к учителю с пониманием, и, возможно, он окажется вовсе не плохим человеком — но это не означает, что вы свои претензии должны отозвать. Ваше требование прекратить давление на ребенка все равно должно оставаться в силе.
Будьте готовы и к тому, что в ходе разбирательств неожиданно выяснится, что ваш ребенок не ангел, и за ним водятся разного рода «злодеяния». Обычно этот козырь разыгрывают в последнюю очередь, чтобы показать вам, «кого вы сейчас защищаете». Если это произошло, то, хотя это и не относится к ситуации, с которой вы пришли разобраться, все же возьмите на заметку, проверьте. И если выяснится, что вам сказали правду, значит, у ребенка есть проблемы поведения, о которых вы раньше не знали, и эти проблемы надо решать. В конце концов, это ваша прямая обязанность как родителя.
Если в ходе вашей беседы вы не придете к согласию, то всегда есть администрация школы, которая очень не любит, когда ее сотрудники обижают детей. Еще раз отмечу, что к руководству следует обращаться не в первую очередь, а в последнюю, потому что вам все равно придется выяснять произошедшее с конкретным учителем, но он, зная, что вы начали с жалоб на него его начальству, будет относиться к вам предвзято. Очень тонка грань между защитой своего ребенка и попыткой изменить учителя. Ограничьтесь первым, потому что второе чаще всего невозможно.
Еще одно звено между учителем и администрацией —школьный психолог. Понятно, что не во всех школах он есть, и не всегда он, к сожалению, достаточно компетентен, но вы можете также обратиться к нему с просьбой урегулировать эти отношения. Психолог имеет преимущества: он не начальник, не подчиненный и не коллега для учителей, но тем не менее находится на особом счету и подчиняется напрямую директору школы. При этом он обладает психологическими знаниями и навыком доносить нужную мысль до человека. К тому же он хорошо знает педагогов и зачастую может свидетельствовать, насколько реально то, о чем идет речь. Не стоит отказываться от такого полезного союзника, если выпадает шанс.
Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?
Все вышесказанное касалось работы с одним конкретным учителем. Если таких учителей несколько, то это не меняет сути ваших действий, и с каждым из педагогов надо разбираться по отдельности.
Итак, алгоритм очень прост. Сначала выясняете обстоятельства у ребенка и на основании вашего с ним разговора делаете выводы о том, насколько эта ситуация требует вашего похода в школу. Ведь если ругают за отсутствие домашней работы, то куда проще и полезнее начать контролировать ее выполнение.
Если же все сложнее, то обратитесь к учителю с просьбой прояснить ситуацию. Не стоит начинать с обвинений — лучше выразить свою обеспокоенность за судьбу своего ребенка. К слову, это желательно делать хотя бы раз в месяц, даже без особых поводов.
Если разговор с учителем не увенчался успехом, то запросите поддержку психолога или администрации, чтобы разобраться более серьезно. Выслушайте и примите на заметку их требования и замечания по поводу поведения вашего ребенка, но помните, что сейчас ваша цель — защитить его.
После разговора с администрацией и учителем-обидчиком вам остается лишь интересоваться у ребенка делами в школе и контролировать те аспекты его школьной жизни, за которые вы ответственны: выполнение домашней работы, внешний вид, посещаемость и поведение в школе.
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Ребенка обижают в школе. Как разговаривать с учителем
Как разрешать конфликты с учителями, одноклассниками, родителями
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Учебный год только начался, а во многих классах конфликты уже в разгаре — между одноклассниками, между родителями и учителем. Психолог Анна Быкова рассказывает о вреде установки «нельзя жаловаться» — так вы вовремя узнаете, если вашего ребенка обижают. И предлагает освоить способы разрешения конфликтов — вдруг пригодится.
Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!
Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: «ябедничать некрасиво», «стукач», «ябеда-корябеда». Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: «Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!».
Сколько психологических травм бывает из-за этого «нехорошо жаловаться». Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!
Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.
Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: «Ты ведь защитишь меня?». Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про «защити себя».
Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: «Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи».
Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: «Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться».
Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.
Ребенок пожаловался. Что дальше?
А бывает так, что эту мысль — нельзя жаловаться — ребенок усваивает не от родителей. Он слышит ее от сверстников или других взрослых. Имея это в виду, скажите своему ребенку, что вам он всегда может пожаловаться.
Это не значит, что ребенок вырастет безвольным и не умеющим постоять за себя. Это значит, что вы сохраните контакт с ребенком, будете в курсе того, что происходит в его жизни, сможете вовремя помочь, если не делом, то советом. Только помогать надо так, чтобы ваша помощь не оборачивалась для ребенка еще большей неприятностью.
Девочка-первоклашка. Одноклассник ее обижал. То пнет, то за косичку дернет, то портфель в грязь кинет. Учитель как-то сказала, что жаловаться нельзя. Девочка полгода терпела, потом не выдержала и пожаловалась родителям.
Папа пришел в ярость, что дочь так долго молчала. На следующий день как раз было родительское собрание. Папа вместе с дочкой пришел на родительское собрание, наорал на учительницу при всех родителях, заставил дочь перед всем классом подтвердить, что она терпела издевательства так долго, потому что учительница сказала: «Жаловаться нельзя».
Учитель в слезы: «Как вы можете! Почему вы так со мной обращаетесь?». Обиделась на других родителей, что за нее никто не вступился, никто не сделал замечания агрессивному родителю.
Девочка рыдала дома: «Я больше в школу не пойду, мне стыдно, я боюсь, что учительница будет теперь на меня злиться».
Мама в панике обращается за консультацией: «Неужели теперь придется переходить в другую школу?!».
Как разрешать конфликты в школе
Прежде всего, важно было выяснить у ребенка подробности. Без эмоций. Сильные эмоции родителя могут напугать ребенка, и он закроется. Проявите эмпатию, выразите ребенку свое сочувствие, но не показывайте своих эмоций.
Потом так же спокойно, без свидетелей, выясните подробности у учителя. Если бы папа, вместо того чтобы устраивать скандал на родительском собрании, выяснил подробности, он бы узнал, что учитель говорила «жаловаться нехорошо» другому мальчику, который достал ее своим ябедничеством: «А он мою парту двигает. А он мою резинку взял», — подразумевая, что ребята вполне способны сами разобраться.
Она не подумала, что ее слова, случайно услышав, так буквально воспримет другой ребенок и перестанет жаловаться вообще кому-либо. В случае с девочкой она не знала, что происходило, так как все эти задирания были вне школы, а девочка ей, как и родителям, ничего не говорила. То есть учителю действительно было непонятно, почему у папы такая агрессивная реакция.
Папе, конечно же, не стоило начинать разговор с учителем до выяснения всех подробностей. И уж тем более не стоило вытаскивать подробности у ребенка (уже на следующий день) при учителе и директоре. Это дополнительный стресс для ребенка. Особенно с непроработанной установкой «жаловаться нехорошо».
Ребенка обижают. Как действовать правильно?
Итак, в подобной ситуации родителям нужно было:
Не надо диктовать учителю, что она должна делать, но важно выслушать ее. Скорее всего, учительница сама скажет: «Я поговорю с мальчиком. Я поговорю со всем классом. Я поговорю с родителями этого мальчика».
Давать волю эмоциям и идти на открытый конфликт можно, если вы точно решили забрать ребенка из этой школы. Даже если вы недовольны работой педагога, даже если вы считаете, что он допускает явные педагогические ошибки, все же лучше избегать прямых указаний на то, что, по вашему мнению, должен или не должен делать учитель. Это воспринимается как нападение. (Если, конечно, ваша цель не ссора, а удовлетворение потребности.)
Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей
Вести диалог можно по такому алгоритму:
Сравните две стратегии ведения разговора:
Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога. Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.
Вопросы, которые выводят к решению:
Вопросы, которые заводят в тупик:
Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.
Что делать, если учитель обижает ребенка?
Итак, ваш ребенок пошел в школу. Дни учебы летят один за другим, вроде бы все нормально, но малыш как-то странно ведет себя. Не любит рассказывать о школе, на все расспросы бурчит под нос “нормально”, а потом вдруг как гром среди ясного неба: “Учительница плохая”.
Очень многие дети жалуются на своих учителей. И очень часто родители оставляют эти жалобы без внимания, списывая их то на усталость, то на изнеженность, то на каприз. А между тем от того, какое отношение выстроится между ребенком и первым учителем, зависит то, как в дальнейшем ребенок будет воспринимать школу и насколько сильным будет его желание учиться.
Не секрет, что качество персонала в российских школах оставляет желать лучшего. Не секрет, что преподавательские места зачастую занимают люди, не имеющие желания и таланта преподавать и работать с маленькими детьми. Низкие заработные платы, тяжелые условия труда, непрестижность профессии — на самом деле талантливые педагоги зачастую уходят в дорогие школы, в частное преподавательство, а их места в школах занимают незаинтересованные люди. Отсюда едва ли не с первого дня обучения ребенок сталкивается с непривычным отношением к себе со стороны учителя: криком, оскорблениями, угрозами, манипулированием, а то и побоями. Подобные ситуации складываются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, просто обычно дети об этом молчат, и родители узнают о происходящем только тогда, когда дело доходит до серьезного конфликта, а то и вовсе на выпускном вечере.
Какие симптомы должны вызвать у вас тревогу? Как понять, что в школе что-то не так?
Самый важный симптом: ребенок отказывается говорить о школе. Он защищает свою психику, избегая травмирующей ситуации. Он не хочет еще раз даже в разговоре касаться этой темы.
Другие признаки: ребенок не хочет ходить в школу, начинает выдумывать заболевания, ищет причину пропустить занятия. Низкая успеваемость. Отсутствие желания учиться. Садясь за уроки, малыш может показывать признаки страха или паники.
Если вы заметили нечто подобное в поведении своего сына или дочери, самое время для откровенного разговора. В статье “25 вопросов” мы приводим пример того, как можно разговорить ребенка на тему школы. Ваша задача — узнать, что происходит.
Чаще всего дети жалуются на то, что учительница “орет”. Профессия учителя требует большого нервного напряжения, у многих учителей психика с годами расшатывается. И учительница уже не может найти сил в стотысячный раз объяснять одно и то же, она начинает кричать. С одной стороны — учитель тоже человек, но с другой — эмоциональный крик является одним из наиболее травмирующих методов воздействия на психику, особенно на психику ребенка.
Что еще может делать учитель? Оскорблять детей. Увы, такое тоже встречается. У некоторых учителей просто манера преподавания обзывать детей дураками, дебилами, лохами и иными нелестными эпитетами.
К методам унижения детей можно отнести высмеивание ребенка перед классом, приказ стоять на протяжении всего урока, намеренное занижение оценок, язвительный тон.
В особо тяжелых случаях могут иметь место случаи рукоприкладства. Учитель может дать подзатыльник, может потыкать ребенка лицом в учебник, может ударить указкой по рукам или по ногам.
К большому сожалению, это не сценарий фильма ужасов. Все приведенные примеры — реально имевшие место эпизоды, рассказанные родителями детей.
Как быть в ситуации, если ребенок рассказывает такие кошмары, жалуется на учителя?
Прежде всего, необходимо поговорить с другими родителями. Дети обладают богатой фантазией, порой они способны выдумать такое, что не приснится самому талантливому фантасту. Чтобы отсеять правду от выдумок и собственного понимания происходящего вашим ребенком, надо поговорить с другими родителями, попросить их побеседовать с их детьми. Если и другие дети подтвердят рассказы вашего сына или дочери, то следует принимать меры.
Многие родители, особенно родительницы, узнав о творящемся безобразии, воскипают гневом и на эмоциях начинают грозить школе прокуратурой, всевозможными санкциями, чуть ли не Гаагским трибуналом. Это неправильно. Их гнев вполне понятен, но это неверный путь решения вопроса. Ваш первый шаг — переговоры с самой учительницей. Без угроз, без трясущихся рук надо подойти к ней и сказать, что ваш ребенок рассказывает вот о том-то и том-то. Другие дети говорят о том же. Мне бы хотелось услышать ваши объяснения по этому поводу.
Очень часто беседа с родителем “встряхивает” преподавателя, и он исправляется. Но бывает и так, что беседы оказывается недостаточно. Если у вас среди родителей нашлись единомышленники, то можно поднять этот вопрос на родительском собрании. Если случилось так, что вы оказались в одиночестве, другие родители не хотят вас поддерживать (например, из боязни портить отношения с учителем), то тогда вам следует обратиться к директору.
В этом случае вы должны написать в двух экземплярах заявление на имя директора школы и прийти с ними на прием. Один экземпляр останется у директора, второй с датой принятия и подписью вернут вам. В течение тридцати дней директор будет обязана дать вам письменный ответ на ваше обращение. Этого срока обычно предостаточно, чтобы директор смогла провести беседу с педагогом. Такая беседа действует весьма отрезвляюще и как правило, на этом проблемы заканчиваются.
Однако бывает и так, что по каким-либо причинам директор не желает применять меры к педагогу. Если вы видите, что никаких изменений не происходит, ребенок продолжает жаловаться, то тогда вам прямая дорога в УНО или РОНО (в разных регионах это учреждение называется по-разному). С копией вашего заявления директору вы должны подойти к секретарю и написать (опять же, в двух экземплярах) заявление, что ваш ребенок, учащийся такого-то класса такой-то школы регулярно жалуется на унижения и оскорбления со стороны преподавателя такого-то. Ранее вы обращались к директору школы (заявление прилагается), но никаких мер принято не было. Прошу вас разобраться в данной ситуации и принять меры к преподавателю такому-то.
Если не помогут и в УНО, то последняя инстанция — прокуратура. Сначала местная, затем Генеральная.
Но может случиться и так, что все негативные поступки учителя окажутся всего лишь выдумками ребенка. Бывает и так. Причина таких фантазий может крыться в не сложившихся личных отношениях ребенка и учителя. Бывает. И учитель хороший, и обстановка нормальная, а вот не сложилось у малыша с преподавателем, не понимают они друг друга. В таком случае выход один — перевести ребенка в другой класс, а то и в другую школу.
Хочется пожелать всем родителям, чтобы у них не доходило до подобных ситуаций, а учеба в школе приносила вашим детям только радость.
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
76 комментариев
В случае ситуации с травлей со стороны учителя в отношении учеников, то я не понимаю, как допускают таких людей до преподавания, это же психически нестабильные люди. Никто не спорит, что бывают дети, которые ведут себя отвратительно, но чаще всего слышно, как гнобят тех, кто этого никаким образом не заслуживает
Инна, у Вас очень странная ситуация. Ежедневные контрольные и самостоятельные не предполагаются ни одной школьной программой. В режиме самоизоляции ничего не могло измениться. Вы связывались с другими родителями, что говорят они? Если и у них та же проблема, обращайтесь в администрацию школы, все педагоги на связи и работают онлайн.
Здравствуйте! Мой ребёнок первоклашка, вчера пришёл из школы и сказал, что разговаривал с девочкой на уроке. Она попросила у моего сына карандаш, на что учитель продленки подошла и начала махать перед лицом руками, задевая губы и щеки своими длинными ногтями, и шлепнула его по лицу. Говорит, что учитель старая, кричит на всех. Сынок всегда всё нам с папой рассказывает, что, бывает, балуется и плохо занимается, ну, вообщем, ничего не скрывает. И не верить ребёнку основания нет. Как мне поступить в этой ситуации?
Елена, ситуация однозначная — такого ребенок не может придумать. Учитель виноват. Никто не имеет права физически воздействовать на ребенка, трогать его руками, применять силу. Идите к директору, разговаривайте спокойно, уверенно. Если разговор ничего не даст, лучше поискать ребенку другую школу, где он будет учиться спокойно.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Как быть в такой ситуации. Сын-первоклассник отказался сегодня идти в школу. Потому что на уроке физкультуры он медленно пробежал дистанцию на время и учитель сказала, что он пробежал как дед старый.
Думаю, сказала не со зла и не подумав. Но одноклассники начали смеяться. Сын очень расстроен. Пыталась объяснить ему, что это шутка, ведь это не правда. Сказала, что учитель не хотела обидеть, а хотела развеселить его.
Но ребенку за смех обидно.
Заметила, что он очень остро реагирует на такие шутки. Как ему помочь?
Анастасия, Вы правильно ведете себя с сыном, христианским способом разрешаете конфликт. Да, 6–7 лет — возраст повышенной ранимости и обидчивости, также связанный и с адаптацией к школе. Заходите на форум, откройте тему, думаю, многие захотят высказаться и поискать ответы на вопросы. А в школу обязательно надо идти — хотя бы с понедельника.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, что делать, если директор школы занимается самоуправством, детей, родителей и даже своих подчиненных педагогов не уважает, оскорбляет? В отделе образования отмахиваются, говорят, что поставить на место директора не кого.
Ольга, значит, обращайтесь в вышестоящие инстанции — в местное министерство образования. Их обязанность — разбираться в каждой конкретной ситуации. Правда, советуем не забывать и о том, что по-христиански следует прощать обидчиков, а для этого надо постараться понять мотивы их поступков, хотя бы попытаться построить диалог — словом, сделать всё зависящее от нас для восстановления мира.
Сталкивалась с такой проблемой и считаю, что учителя совсем не имеют права оскорблять детей, даже если те провоцируют. Всегда можно найти подход к любому ребенку. Это их работа в первую очередь.
Ну знаете, в последнее время дети часто жестоки и сами выводят учителей, а потом притворяются невинными овечками. У меня близкая подруга в школе работает, да и я проработала в школе полгода(но не учителем). Лично у нас в школе кричали на нас только тогда, когда мы выводили учителей сами! И учитель же не виноват, он живой человек, его можно понять. Но я согласна с вами, бывают разные ситуации… И вот что делать, если учитель и правда обижает, а иногда даже обижает ребенка… С этим, естественно, нужно бороться!
Доброго времени суток.у меня такая ситуация. Моего ребенка перед всей школой оскорбили на школьной линейке, хотя она не была виновна. Теперь этот учитель все время пытается задеть ее. То в класс не пущу, говорит …то прическа не та… то одета не так. Ребенок не хочет посещать ее уроки, так как боится.что делать в этом случае? Администрация школы бездействует… Посоветуйте, пожалуйста. Спасибо заранее.
Грустно, что так начинается учебный год. Единственный совет — не запускать обиды, а набраться смелости и доверительно поговорить вместе — вам, учительнице и девочке, расставить все точки над “и”. Понимание возможно, шаг навстречу необходим.
Здравствуйте, у моего ребёнка такая ситуация, 5‑б класс, например, когда начался урок географии, учительница (50 лет) орёт насколько громко, прям на всех детей! Что делать, подскажите пожалуйста!
Татьяна Вячеславовна, такое поведение учителя не говорит о его профессионализме, как и о его воспитании. Что тут поделаешь? Можно осторожно поговорить с директором, но жалующихся родителей очень не любят. Главное, объясните ребенку, что реагировать нужно спокойно и проблема не в нём. Если эта травмирующая ситуация будет продолжаться и не разрешаться, для психики ребенка лучше, возможно перевестись куда-нибудь
Моего ребенка в школе обижает учитель. Не знаю, куда обратиться, потому что мы беднее, я одна, без мужа. Все началось с того, что другая девочка била мою дочь ногой по лицу. Нас выставили ненормальными, так как та девочка — дочь начальника ее мужа. с тех пор учитель, как хочет, дураками выставляет. Ребенка в туалет на уроках не пускает, кричит постоянно, оценки специально выставляет ниже
Лена, не отчаивайтесь, заходите на наш форум, давайте обсудим эту проблему.
Здравствуйте, у меня тонкая ситуация, я в 6 классе, учитель по математике вызвал меня к доске, у нас была новая тема, я её не поняла, сказала ему об этом, а во ответ получила: “У тебя есть 40 секунд, чтобы решить пример”. Я, конечно же, не смогла решить и мне поставили 2 в дневник, на что я обиделась и ничаянно сказала в слух “За что два, то если я не поняла тему?” Он ответил мне: “Тогда мне придётся оставить тебя на второй год “, из-за чего я и заплакала. Придя домой, я никому ничего не сказала, боюсь, что меня наругают, подскажите, что делать, это уже не в первый раз
Вика, ситуация и правда непростая, потому как учитель априори всегда прав — по крайней мере, так считают взрослые. Тебе надо постараться успокоиться. И, наверное, все-таки рассказать родителям всё как есть, спокойно и без лишних эмоций, и вместе поискать выход. Пойми главное: двойка — это не оценка твоих качеств, характера, личности, это оценка усвоения темы. А раз тему учитель достойно не объяснил, то как ты могла ее освоить? Значит, эта двойка — оценка его профессиональной беспомощности. И он сам себе ее справедливо поставил. Заходи на наш форум, пообщаемся, поищем решение, оно обязательно есть. Не унывай!
Добрый день! У нас подобная ситуация, учитель русского языка постоянно орет и унижает ребенка. Читает его ошибки и поднимает на смех перед всем классом, при этом сидит и ухмыляется. На протяжении 1,5 лет хожу с жалобами к директору, но он никаких мер не принимает. Живем в деревне, все друг друга знаем. Ни на какие просьбы учитель не реагирует. Ребенок плачет и просит не пускать его на уроки. Боюсь, что детского психолога не избежать. Сегодня не пустила меня присутствовать на уроке, можно сказать, выгнала. Обратилась к директору, а он требует доказательств, что она на ребенка орет! Что делать? Как без записи диктофона доказать свою правоту? Я знаю, что мой сын мне не врет! Родители одноклассников ее боятся и не хотят с ней идти на конфликт. Ужас! Поддержки никакой!
Мария, ситуация непростая. Заходите на наш форум, обсудим. Не отчаивайтесь, выход есть всегда.
Добрый день! Как поступить не знаю. Дочь учится в 1 классе. Учитель грамотный, большой профессионал с большим стажем работы ( 45 лет). Проблема в том, что кричит на детей так, что слышно на других этажах школы. С начала учебного года было несколько жалоб на нее как директору, так и в отдел образования района. Были проверки, но на этом все (насколько известно нам). Дети не хотят идти в школу, говорят, что из-за того, что кричит, обзывает и унижает детей (все говорят почти одно и тоже) Как быть, если как учитель хороший, а как человек …?
Виктория, профессионализм вашего учителя вызывает вопросы. Если он столько лет в профессии и так ведет себя с детьми, это ни в каком смысле не педагог, даже если он отлично знает предмет. Это человек профнепригодный. Но, раз он так долго работает, значит, администрацию это устраивает. Наверное, стоит подумать о смене места учебы, потому что жалобы редко дают результат, а ребенку такой постоянный стресс однозначно не на пользу.
Добрый день! Мой сын, ученик второго класса. Учительница совсем обнаглела, пол класса малообеспеченных семей, а она каждый раз требует складываться то на жалюзи, то на дорогую цветную бумагу, потому что дешёвая ей не нравится, то на клей для неё. Совершенно не ведёт бумажные дневники. На вопрос подсказать домашнее задание, отвечает — все задания в электронном дневнике. Дети боятся даже что либо спросить у неё. И родители тоже боятся рот открыть, но я уже не боюсь. Недавно я увидела как проходит её педагогика. Она высыпала урну посреди класса и заставляла подметать поочереди, один мальчик покорился, а мой сын сказал что он не будет этого делать. Тогда она силой подтащила его к себе, нагнула, обхватив сзади руками и начала подметать, держа веник с совком в своих руках. Я забрала сына домой. Он плакал, и ехал со словами — мама, я больше в школу не пойду! Я его понимала и пошла к директору. Результата ноль, потому что она его жена. Мы живём в небольшом райцентре, где все друг друга знают. Поход в отдел образования тоже не дал никаких результатов. Так всё и затихло. Мы сразу перевелись в другую школу, благо она есть, правда очень далеко от дома.
Я учитель. Знаю, что часто дети говорят неправду, это нормально. Лучше сначала с учителем поговорить. Очень часто на этом неприятности заканчиваются. Разборки, заявления затягивают ситуацию. Негатив растет как снежный ком. Ни с того ни сего учитель не кричит.
Светлана, конечно, нужно выслушать мнение обеих сторон. Но в идеале хороший учитель ВООБЩЕ не кричит на детей. Он старше, умнее и образованнее, чем ребенок, поэтому ищет дипломатические пути решения конфликта. И это — признак его ума и профессионализма. Не так ли?
Не надо утверждать, что учитель просто так не орет, слишком вознесли себя учителя, на самом деле сейчас настоящих человечных учителей — единицы.
Добрый день! Мой ребенок в этом году пошел в первый класс, Он с удовольствием делает все уроки, но он не ходил в садик и дома бабушка баловала его как могла, на сегодня он не привыкший к самостоятельности и из-за этого часто получает от педагога, она считает, что он задает “тупые” вопросы. Недавно не смог разобраться в задаче — слово “решение” писать в центре или с краю, причем задачу писать начали пару дней назад, так его при всем классе обозвали тупым, сказали, что тупой, потому что он не ходил в садик и еще потому что мама с ним не занимается, хотя у него всегда в тетрадях все в порядке. Как-то раз поговорила с учительницей, она сразу поняла, что мне мой сын рассказал детали их разговора, сразу стала пунцовой, вроде после этого не оскорбляет, но может поругаться с ним за то, что долго одевается, а когда ругается ребенок плачет, и она начинает перед всем классом обзывать его плаксой. Что делать, менять школу особо не хочется, она рядом с домом, но ребенок каждое утро не хочет идти в школу из-за крика и насмешек педагога.
Диана, адаптация в школе — для многих проблема, но ваша педагог ведет себя не вполне профессионально. Суметь научить маленького ребенка простым действиям и не срываться на него — показатель ее профпригодности. Попытайтесь еще раз поговорить с ней по-доброму, но, возможно, что придется искать альтернативу школе или учителю.
Я девушка, 15 лет, 8 класс. Училась я в двух школах, но из-за семейных обстоятельств после 4 класса меня перевели в другую школу (в другом городе). В первой школе все было нормально с учителями, но потом в этой второй школе просто начались проблемы. Дело в том, что у меня с 3 класса короткая мужская стрижка (никогда не любила длинные волосы), и меня просто начали гнобить учителя, обзывали “недо-мальчиком”, говорили, мол, “Наверно вместе с волосами отрезали мозги” (не дается мне математика и химия), так же хожу в брюках, дресс-кодом школы это не запрещено. Некоторые учителя просто говорят что-то вроде “не хочу я тебя на следующих уроках видеть как мальчика, надевай юбку!”. Я не знаю что делать, из-за всего начинаю рыдать, от чего еще и получаю обзывания от одноклассников.
Дорогая Женя, наверное, это тот случай, когда должны вмешаться Ваши родители. Ваши учителя ведут себя неэтично и как минимум непрофессионально. Переставайте плакать, проблему надо решать, а не замалчивать. И помните, что для Бога все мы бесконечно ценны и дороги — такими, какими Он нас создал
Добрый вечер. Скажите, это нормально, учитель, она же завуч по увр, заставила сидеть на полу полурока ребенка за то что он попросил соседа по парте не лезть к нему с вопросами. 5 класс. Ребенок воспитанный, не то что не огрызнулся, даже не посмел ослушаться. Просидел у входной двери на корточках 25 минут.
Алла, нет, это ненормально, такое нельзя замалчивать. попытайтесь поговорить с ней, если понимания не возникнет, нужно пожаловаться, ведь могут пострадать другие дети. В такой ситуации невозможно подставить щеку — калечится детская душа
а во втором-4443332222233(я не по порядку)
Дорогая Вика! Откровенно говоря, твое письмо на троечку по русскому, тебе надо серьезно заняться орфографией и пунктуацией. Поверь, с учителями у кажого человека случались неприятные ситуации, каждому есть что вспомнить о коварной математичке и строгой учительнице физики. Ты растешь, растет не толлько тело, но и душа, дух, и это само по себе непросто. Но, подумай, в жизни еще не раз придется сталкиваться с конфликтами, выходить из них целой и невредимой, мириться с чужими особенностями и искать мирное решение. Считай, что Господь Бог дает тебе поупражняться в этой науке. Не может быть, чтобы все были против тебя, обязательно есть люди, которым ты симпатична. Может быть, ты сама настолько раздражена, что настраиваешь других против себя? Попробуй посмотреть со стороны, усмирить свою гордость и амбиции, не ссориться со всеми, не обострять. Ненавязчиво доказывать, что и ты многое можешь и умеешь. Не иди напролом, будь терпимее и дружелюбнее. Помни, что большая добродетель — это смирение, и все мы поставлены Богом в ту жизненную школу, где оно изучается
Уважаемый Алексей, спасибо за мнение. Любая человеческая личность очень важна, особенно для Бога, Который создал нас такими разными. Но, ставя свою личность во главу угла, приписывая себе достоинства, до которых еще расти и расти, ребенок не научится уважать авторитет старших, строить отношения со сверстниками. Выбирающий гордыню становится отверженным. Любой девочке обязательно нужно смягчать характер и гасить амбиции, иначе и семью не построить. Кстати, по поводу церкви — наш сайт позиционирует себя как сайт православного воспитания
Добрый день. Подскажите пожалуйста ‚что делать. Мой сын учиться в 8 классе математической гимназии. Класс очень сильный. У ребёнка не сложились отношения с учителем алгебры. Ребёнок гиперактивный ‚с плохим зрением и почерком. Учителя это явно раздражает и она при всем классе старается его унизить высмеивая его почерк ‚неаккуратность, занижает ему оценки. Ребёнок потерял интерес к математике ‚которую всегда любил.
Лера, безусловно, такое отношение чудовищно и недопустимо. Судя по тому, что и разговоры с ней директора не помогли и классного руководителя, может, пора подключить родителей? В этой ветке есть ответ из Минобразования и науки о том, как надо действовать, если ребенка гнобят в школе. Пусть мама или папа начнут выполнять этот алгоритм!
И еще совет. Часто бывает, что школьники не ладят с учителем не только из-за противности последнего. Попробуйте проанализировать — все ли правильно вы делаете на уроках физики? Может, не слушаете учителя? А учителя любят, когда им буквально в рот глядят, т.е. внимательно слушают. Как успеваемость? Может, надо подтянуть — попросите кого-то из одноклассников или родителей, и учитель это оценит, проверено! Попробуйте не делать того, что ее раздражает. Тоже помогает.
Хотя, повторимся, унижение и такое отношение недопустимо, сообщите родителям!
Здравствуйте!Я в этом году заканчиваю 7 класс,и у меня проблема.Наша учительница по физике гнобит меня.Я на черновике решала контрольную(пересдачу).Я хотела перевернуть листик назад но отложила тетрадь,чтобы та не подумала,что я списала.Она подходит ко мне,и говорит,что результат не будет засчитан.Она забрала листик с заданиями и при всём классе начала говорить “Вот я никогда бы не подумала,но Лера всё таки СПИСАЛА.Она по-этому и плачет,её проблемы”.Она 2й раз довела меня до слёз!!Жалобу я написала директору,классная руководительница с ней поговорила.Она ещё накричала на мою одноклассницу,типо “Вместо физики мы глаза комками мажем”,а на другую “Ты чё не можешь задачу для третьего класса решить?!Тупая!”(а задача была сложная).У меня вопрос-что я ей сделала,что она меня ненавидит?
Ольга, безусловно, это вопиющий случай, напоминающий замкнутый круг. Но разорвать его можно, приняв твердое решение и проанализировав ситуацию.
Попробуйте спокойно побеседовать с дочерью. Возможно, ей не хватает смелости отвечать, т.к. она плохо знает предмет — подтяните ее, долго и упорно занимайтесь с девочкой. Будучи уверенной в своих знаниях, она и отвечать будет по-другому.
Если со знаниями у нее все в порядке, а есть страх, вы же можете попробовать изгнать его.Расскажите девочке на своем примере или на примерах других, что страх — плохой советчик. Возможно, есть другие моменты — неприязнь к учителю, выясните, что стало причиной…
Можно пообщаться с родителями одноклассников вашего ребенка — возможно, у кого-то еще были такие трения и кто-то тоже пробовал к ней обращаться. Раз учитель не реагирует, надо обратиться к директору школы (если есть и другие пострадавшие дети, надо сплотиться с их родителями ). А потом, если ситуация не изменится, то и далее, или сменить школу. Психика ребенка дороже. И вы имеете право сохранить ее.
Как видите, вы не первая и явно не последняя, кого волнует ситуация с ребенком, которого травят в школе. Поэтому мы ранее отправили письмо в Минобразования, попросив пояснить всем обратившимся, как быть. На него ответ дала зам. директора государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовникова:
«Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение и по вопросу об «алгоритме действий в подобных ситуациях», приведенных в обращении, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‑Федеральный закон) педагогические работники обязаны педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Кроме того, на основании части 7 статьи 28 Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников.
На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
В соответствии частям 4 и 6 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за качество образования несут все участники образовательных отношений: педагогические работники и администрация образовательной организации, родители (законные представители) и обучающиеся.
Вместе с тем при возникновении ситуаций, приведенных в Вашем обращении, Департамент рекомендует следующий «алгоритм действий».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Федерального закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
В случае наличия неурегулированных разногласий между участниками образовательных отношений на уровне образовательной организации или конкретных фактов нарушений законодательства об образовании Департамент рекомендует обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому согласно статьям 7 и 93 Федерального закона переданы функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей(законных представителей) в форме, определяемой уставом этой организации.
Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.»
Здравствуйте!Как мне поступить, дочь жалуется на учителя русского языка.Уже с учителе разговаривали не однократно,я объясняла что не надо с маим ребенком так она очень ростраивается учитель вроде понимает,но потом все равно не то что бы травит ее но при всем классе обращаясь ко всем озвучивает суть проблемы но обращаясь ко всему классу.Но ребенок понимает что это она виновата что рассказала мне о проблеме.На днях вызвала ее к доске по литературе, она ее так боится что зная боится отвечать это 8 класс, ребенок мнется она ей говорит.Ну что долго мне ждать что бы тебе поставить двойку, ребенок сел слово не сказал.И говорит у меня после руки треслись и глаз дергался.Это нармально!? Я предложила свою помощь но ребенок категорически отказывается, говорит опять она меня будет при всем классе стыдить! А мне не по себе, вроде не хочю навредить ребенку, и оставлять это без внимания тоже не могу! Как поступить!?
Здравствуйте. Сын учиться в 5 классе. Сегодня приходит со школы и рассказывает, как в школьной столовой одна из работниц его оттаскала за ухо, дала подзатыльник и заставила дваждыприлюдно извиняться за то, что он протянул руку к котлете из другой порции. Это не фантазии моего сына, так как позвонив классному руководителю, я узнала, что ей уже рассказали о произошедшем. планирую написать заявление на имя директора, подскажите, как грамотно это сделать и на какие статьи можно сослаться, чтобы не быть голословной. Спасибо.
Анна, на ваш вопрос ответ есть в письме от Минобразования, которое мы получили в ответ на аналогичные жалобы родителей и опубликовали чуть выше. Вы вполне можете обращаться за защитой по алгоритму, описанному в этом ответе.
Уважаемые родители. Редакция портала Азбука воспитания, отослав в Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) письмо с просьбой прокомментировать ваши обращения по поводу нарушения прав их детей в школе, публикует ответ заместителя директора государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовниковой:
«Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение и по вопросу об «алгоритме действий в подобных ситуациях», приведенных в обращении, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‑Федеральный закон) педагогические работники обязаны педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Кроме того, на основании части 7 статьи 28 Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников.
На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
В соответствии частям 4 и 6 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за качество образования несут все участники образовательных отношений: педагогические работники и администрация образовательной организации, родители (законные представители) и обучающиеся.
Вместе с тем при возникновении ситуаций, приведенных в Вашем обращении, Департамент рекомендует следующий «алгоритм действий».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Федерального закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
В случае наличия неурегулированных разногласий между участниками образовательных отношений на уровне образовательной организации или конкретных фактов нарушений законодательства об образовании Департамент рекомендует обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому согласно статьям 7 и 93 Федерального закона переданы функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей(законных представителей) в форме, определяемой уставом этой организации.
Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.»
Евгения, вот ответ из Минобразования, который мы опубликовали здесь же, в этой ветке выше. Возможно, вы найдете ответ на свой вопрос. Ответ заместителя директора государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовниковой:
«Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение и по вопросу об «алгоритме действий в подобных ситуациях», приведенных в обращении, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‑Федеральный закон) педагогические работники обязаны педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Кроме того, на основании части 7 статьи 28 Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников.
На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
В соответствии частям 4 и 6 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за качество образования несут все участники образовательных отношений: педагогические работники и администрация образовательной организации, родители (законные представители) и обучающиеся.
Вместе с тем при возникновении ситуаций, приведенных в Вашем обращении, Департамент рекомендует следующий «алгоритм действий».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Федерального закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
В случае наличия неурегулированных разногласий между участниками образовательных отношений на уровне образовательной организации или конкретных фактов нарушений законодательства об образовании Департамент рекомендует обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому согласно статьям 7 и 93 Федерального закона переданы функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей(законных представителей) в форме, определяемой уставом этой организации.
Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.»
Дайте, пожалуйста, ссылку, на 25 вопросов, как разговорить ребенка на тему школы. Или помогите, где найти! Никак не получается найти… Спасибо!