Ребенку не интересна тема урока что делать учителю
Шутки, игры и много «проблем»: как не заскучать в начальной школе?
Делать открытия вместе
Преподаватели отмечают: сначала появляется интерес к предмету, а лишь затем желание в нём разобраться. Например, увидев знаменитый опыт Николы Теслы с молниями, вы наверняка захотите понять принцип работы электричества. На основании этой мысли появился целый подход — «проблемное обучение».
Елена Анатольевна Полунина преподаватель начальных классов
На уроках по окружающему миру я часто задаю ученикам вопрос о чём-то, с чем они уже сталкивались в жизни. Например: «Как вы думаете, почему летом в озере можно купаться, а зимой оно замерзает?» Или описываю ситуацию, в которой заведомо есть ошибка: «Упадёшь на мокрую землю — не испачкаешься». Дети очень живо на это реагируют. Им тут же становится интересно, почему я так говорю и кто из нас прав. Так мы начинаем знакомиться с темой урока.
Этот подход можно применять и на занятиях математикой — например, чтобы заинтересовать детей таблицей умножения. Репетитор Наталья Конрад даёт своим ученикам простую задачку: «В классе три ребёнка. Каждому подарили по два яблока. Сколько яблок получилось всего?» Для начала они ищут ответ с помощью сложения, а потом вместе рассуждают, удобно ли так делать, если яблок будет не два, а двадцать два. Когда становится понятно, что способ не самый простой, — Наталья рассказывает про таблицу.
Наталья Анатольевна Конрад преподаватель начальных классов
Таким образом ребёнок сам делает открытие и логически приходит к тому, что таблица — это удобно, и её стоит выучить — ведь там уже всё посчитали за него.
Искать несколько правильных ответов
Ещё один способ отказаться от скучного заучивания — попытаться найти все возможные ответы самому. Задача учителя в этом случае — задавать правильные наводящие вопросы.
Наталья Анатольевна Конрад преподаватель начальных классов
Я использую такой подход для развития речи. Например, прошу детей придумать как можно больше характеристик к слову «мяч». Обычно они знают только «большой — маленький» и могут добавить к описанию разные цвета. Я же помогаю вопросами: а если его недавно купили? А если он не очень дорого стоил? И ребёнок старается у любого предмета найти как можно больше признаков. Это помогает научиться смотреть на вещи или ситуацию с разных сторон.
Наталья Конрад убеждена, что такой подход не только помогает мыслить шире и креативнее, но ещё и развивает эмоциональный интеллект. В дальнейшем дети будут смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения: «Почему друг не пришёл на мой день рождения? Он не хочет со мной дружить? А может, он просто заболел и сам расстроился, что пришлось остаться дома?» Умение встать на сторону другого человека пригодится им в жизни, уверена специалист.
Смешить и смеяться
Там, где не поможет логика и широкий кругозор, спасёт юмор. Например, кроссворды и забавные рифмы хорошо помогают выучить новые слова, а ребусы — их части.
Татьяна Короннова преподаватель младших классов
Мы учим словарные слова, проговаривая их чётко и громко. К примеру, слова «заяц — земляника — язык» запоминаем в связке. Если делать акцент на букву «я», это звучит довольно смешно. Дети хохочут и отлично запоминают написание слов.
Позвать на помощь сказочных персонажей
Для своих онлайн-уроков Анна Степаненко готовит игровые презентации и видео. По наблюдениям преподавателя, школьники начинают идентифицировать себя с любимыми героями и благодаря этому легче запоминают новую информацию. Кроме того, им нравится, когда занятие проходит в формате соревнования — так просыпается азарт.
Анна Валерьевна Степаненко преподаватель младших классов
Недавно мы проходили множественное и единственное число у имён существительных. Я сделала из этих заданий маршрут для Человека-паука, на котором нужно было собрать как можно больше монеток. А по математике мы проходили число 9 и отправлялись в путешествие с Колобком. Его нужно было спасти от Лисы, сделав несколько заданий на сложение, вычитание, сравнение, — во всех ответах получалось число 9.
Повторять весело
Игровой формат помогает не только выучить новый, но и повторить пройденный материал. Репетитор Татьяна Короннова играет с детьми в игру «Я знаю 5. » — глаголов, имён существительных, фруктов, овощей. Этот формат позволяет увеличить словарный запас и прокачать память ребёнка. Ведь ему нужно не только быстро подобрать подходящее слово, но и не «промахнуться» с категорией.
Татьяна Короннова преподаватель младших классов
Игру можно немного усложнить и поработать над построением фразы и умением давать определение предмету через общее понятие. Например, яблоко — это фрукт, который бывает зелёным и кислым. А персик — это фрукт, который бывает только сладким. Так ребёнок постепенно научится искать как общие признаки, так и различия предметов одной категории.
Повторить материал можно и с помощью специальных пособий. Для этого подойдут сборники из серии «Русский язык на „отлично“», которые в 2020 году вышли в издательстве «Академкнига/Учебник». Каждый из них посвящён отдельной теме: глаголу, сложным и простым предложениям. В пособиях использованы стихи из детских книг, пословицы, поговорки и шуточные песенки. К примеру, про маму, которая «любит зимой без шапки бегать и прогуливать работу». В каждой тетради есть раздел с советами для учителей и родителей школьников, которые помогут проверить, как малыш справился с домашним заданием. А в электронной версии пособия такая проверка происходит автоматически.
Больше фантазировать
Если подключить фантазию, то познакомиться со школьными предметами можно уже в дошкольном возрасте. Например, привить интерес к письму. Для этого предложите малышу сочинить и написать записку медвежонку от куклы. Стараться повторить настоящие буквы и слова не обязательно. Каракули на листке бумаги, конечно, не будут иметь смысла, но в голове ребёнок проговорит всё, что хотел бы рассказать.
В помощь учителю » Как заинтересовать детей учёбой на моих уроках»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как заинтересовать учебой.
Как все –таки повлиять на учеников, чтобы они учились? Некоторые просто отказываются что – либо делать.
Учёба – часть нашей жизни. Мы учимся не только на уроках. Поэтому, рассуждая, увлечь детей, нужно учитывать не только образовательные цели, но и их личные потребности. Умение зажечь и заинтересовать учебой – чуть ли не самый мощный инструмент в руках преподавателя, и овладеть им совершенно необходимо. Но вот вопрос: как это сделать? Как, кроме того, добиться, чтобы интересно было всем в классе? И главный вопрос: как понять, когда им интересно? Как педагоги мы надеемся, что школьное образование обогатит наших учеников: научит их читать, писать, излагать свои мысли, неординарно думать, подготовит сознательных, жизнеспособных, находчивых и активных граждан мира. Однако важно помнить, что в первую очередь мы обучаем не предметам. Рассуждая о том, как заинтересовать учащихся, мы в сущности пытаемся понять, как усилить их внутреннюю страсть к учёбе. Она живёт в любом ребёнке независимо от социального, культурного или этнического происхождения. Для этого ребёнка следует видеть в целом – не только умственные способности, дату рождения, имя, школьный регистрационный номер и оценки. Нужно учитывать, какая личность стоит за этими данными.
Увлечь учёбой – значит предоставить ученикам возможность дерзать и творить. Нужно поднять их уровень адреналина, заинтересовать отдельными предметами и обучением в целом, зажечь их – и тогда дела пойдут на лад. Страсть к учёбе похожа на зависимость: чем больше нравится, тем больше хочется – как сладкоежке в кондитерской.
Есть много способов увлечь детей учёбой, особенно если делать это с любовью и пониманием, учитывать индивидуальные потребности и способности учащихся, воспринимать их как личности. Из таких кирпичиков и строятся здоровые взаимоотношения, которые непременно приведут к тому, что у учащихся не останется иного выхода, кроме как втянуться в наши занятия.
Увеличиваем вовлеченность детей!
Задайте группам детей различные вопросы на размышление по теме урока: «Что было – бы, если бы дронты выжили?», «А мог бы старик не ходить в третий раз к морю и не просить Золотую рыбку о желании старухи?». Пусть группы представят классу свои предположения. Цель такой активности – показать важность гипотез и предположений как стартовых точек к познанию.
Делайте паузу после того, как задали вопрос – а затем еще раз после ответа.
Не стоит спешить с опросом учеников – каждый из нас воспринимает информацию с разной скоростью. Когда мы спросим ответить первого поднявшего руку ученика, остальные понимают, что этот вопрос можно пропустить, даже не задумавшись над ответом.
Делайте паузу после каждого вопроса, а также после каждого ответа. Это позволит ученикам глубже понять вопрос и обдумать полученный ответ.
Нужно также запомнить, что ответы хором будут полезны в любом возрасте: когда каждый из учеников произносит и повторяет ответ одновременно, почти полностью отсутствует риск того, что кто – то из детей не вовлечен в процесс обучения, однако есть плюсы и в том, чтобы быть частью группы.
Покажите ученикам важность знаний. Дети должны понимать, почему материал урока важен для них. Как они смогут использовать его в жизни? Как люди используют эти знания в реальном мире? Например, расскажите, как та или иная тема влияет на качество и удобство жизни семей ваших учеников.
Стимулируйте учеников чаще и активнее работать в группах.
При правильной организации, работа в небольших группах не только позволит детям получить знания, но и развить социальные навыки. Ученики увидят, что индивидуальный успех и успех группы тесно связаны, а общение помогает заполнить пробелы в своих знаниях и знаниях одноклассников.
К визуальным средствам относятся:
Например, в качестве иллюстрации можно использовать демонстрацию последовательности или этапов развития. Полезно наглядно показывать изменения с течением времени. Даже просто простая картинка, подходящая к теме занятия, может привлечь внимание учеников.
Вряд ли эти способы стали для вас открытием – каждый учитель неосознанно пользуется ими в некоторой степени. Но они станут еще более действенными, если мы сделаем их частью стратегии по увлечению любознательности учеников.
Нина Джексон «Классный учитель»; пер. с англ. – 2е изд. – М.: Альпина Паблишер,2019.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 2 –е изд., испр. – М.: Генезис, 2003. – 128 с.
Першина Л. А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – 2е изд. – М.: Академический Проект: Альма Матер,2005.
Мастер-класс «Секреты подготовки и проведения интересного урока»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Секреты подготовки и
проведения интересного урока
Андреева Ирина Римировна
учитель начальных классов
МОУ «Оболенская СОШ»
«Секреты подготовки и проведения интересного урока
Учиться надо весело.
Чтобы переваривать знания,
нужно поглощать их с аппетитом.
Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.
Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Давайте поговорим об этом.
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Вспомним, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.
Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А хорошее владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!).
Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход.
Не выполняйте всю работу за учеников, не бойтесь творческого шума! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности.
Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос.
Используйте работу в группах : такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
А теперь познакомимся с некоторыми приёмами объединения в группы, приёмами, позволяющими оживить урок, провести его нескучно.
Объединение в малые группы
Но если педагог сам будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься негативно.
Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жеребьевок и считалок. Можно использовать те виды жеребьёвок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе.
К ним могут быть добавлены и такие варианты.
Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).
Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.
Всем ученикам ряда (или линии парт) по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен участников. Время выстраивания засекают по секундомеру.
Строиться можно по любому «правилу»:
— по длине имен или фамилий;
— по алфавиту фамилий,
— по хронологии дней рождений,
— по возрастанию номеров квартир или домов, в которых живут ученики,
— по номерам телефонов,
— в обратном алфавитном порядке имен,
— сначала имена на «гласные», потом «на согласные» или «через одного» и так далее.
В момент выполнения задания участники практически не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий.
Нередко в классе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее:
— слишком активных просить включаться в работу через 5-6 секунд после первой попытки группы выполнить задание или сформировать из них отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к классу;
— создать отдельную подгруппу из неактивных и для этой подгруппы дать новое задание;
Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все предлагаемое педагогом оказывается интересным.
Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!
После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.
После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.
Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.
Именно жеребьёвка в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации непоседливого ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.
Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.
— вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);
— вставляют ответы в столбиках примеров на доске;
— выделяют грамматическую основу в предложении;
— ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);
— на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все, что знают, и т. п.
Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.
Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) хорошенько разобраться в проблеме.
Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме.
Ученики объединяются в несколько команд по 5-6 человек. После того как все заняли свои новые (командные) места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано несколько слов. По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минуты) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.
Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.
Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
___ В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___ Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___ “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___ “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___ “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.
В классе есть всегда такие шустрые ученики, которые очень любят вслух кричать свои ответы. На слова налагается игровой запрет. Но вот вставать, поворачиваться спиной и в воздухе писать получившийся ответ – можно.
Для гиперактивных детей возникает прекрасный повод и помолчать, и подвигаться, особо не мешая работе других…
Иногда слова не проговариваются, а показываются…
Сущность данного игрового момента определяется такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Перед началом записи диктанта, напоминается правило: «Один за всех и все за одного». Это для того, чтобы не забывали о главном: написал сам – помоги соседу, увидел у себя ошибку – посмотри, не допустил ли кто-то из соседей такую же у себя.
На стол кладётся первая фраза диктанта. От каждой команды вызываю по посыльному. Посыльные подходят к столу, читают и запоминают запись (предложение, выражение) (на запоминание текста даю 15 секунд) и идут диктовать в своих командах.
Через некоторое время к столу приглашаются новые посыльные. И так далее, пока не будет записан весь текст. Основное правило – у всех в команде в тетрадках должно быть записано одно и то же.
Проверка. Учащиеся переходят в другую команду и проверяют правильность написания, сверяя по образцу. После проверки выставляются две отметки: за правильность и за «дружбу».
Проведение диктанта связано с некоторыми дополнительными хлопотами при подготовке: выбрать текст, разделить его на фрагменты, заранее подготовить каждый фрагмент. Но мероприятие проходит очень интересно.
Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки с вопросом по тексту (литературному, изобразительному):
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами. Смысл игры заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.
Отвечают на вопросы все ученики. Они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа. Задание имеет прямую связь с художественным воспитанием.
Любую учебную модель, схему, рисунок можно предложить для оживления ученикам, объединенным в рабочие микрогруппы (3–6 человек).
Необычность задания и ограниченность времени (не более 4–5 минут на подготовку) заставляет учеников проявить смекалку. При этом особо смекалистыми оказываются те ученики, от вертлявости которых учителя обычно страдают.
По ходу демонстрации результатов оживления, ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли показывающие.
Материалом для задания могут быть:
— правила поведения в школе, правила ПДД, и т.д.;
— изобразить предложение для записи;
— показать выражение к задаче…
Затем команды по очереди показывают свою «работу», для того чтобы зрители смогли отгадать, что им выпало для показа, а отгадав, согласиться с оригинальностью показа и оценить степень его точности.
После выполнения работы в группе, всем нужно выйти к доске, взять всей группой один мелок (!) и написать решение своей задачи, слово, предложение … Получается завораживающе: несколько рук, схватившись за один мелок (или друг за друга), корявым почерком (но стараясь писать красиво и правильно) с трудом выводят на доске нужную запись. И пускай цифры подскакивают, а слова заваливаются, но понять всё же можно. Совместный труд приносит удовлетворение.
При повторении или закреплении материала можно использовать игровой прием «Волшебная палочка»
Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
Ребёнку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.
Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.
— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;
— при передаче «волшебной палочки» выполняется условие: если согласен, беру палочку, не согласен – не беру (урок русского языка – исправление ошибок в тексте; урок математики – проверка ответов в вычислениях и т.д.)