Ребенок 12 лет ничего не хочет делать мальчик что делать
Ребенок ничего не хочет. Что делать?
Современные подростки удивляют своих родителей равнодушным отношением к миру
Что делает ваш ребенок, когда ничего не хочет?
Наши дети не похожи на нас, поэтому мы обеспокоены. Но стоит ли волноваться?
* Если ребёнок сидит без движения, потерял аппетит, смотрит в одну точку, лежит с закрытыми глазами, отказывается от общения или ограничивается дежурными фразами – стоит бить тревогу. Особенно срочно нужно обратить внимание на подобное состояние, если оно не свойственно вашему ребенку, и совсем недавно ваш подросток был активным и общительным. Перечисленные признаки свидетельствуют о подростковой депрессии, которую нужно лечить.
* Если ваш ребенок проводит время за гаджетами, изредка «угукая» в ответ на ваши вопросы, сделал из комнаты столовую и полностью погрузился в Интернет, то, значит, там его что-то заинтересовало гораздо больше, чем окружающая действительность. Важно понять, что его привлекает и насколько это опасно для несформированной психики. Помните, что подростки воспринимают мир совершенно по-другому.
Как вырастить ребёнка счастливым?
Хотим ответить на вопрос, волнующий каждого родителя. Как сделать так, чтобы твой ребенок вырос счастливым человеком?
Почему современные дети другие
Подростковый период называют временем «бурь и страстей» не зря: в течение нескольких лет происходит гормональная, физическая и психическая перестройка организма.
1. Формируется самосознание. Долгое время было хорошо и правильно то, что предлагали родители, но сейчас ребенок пытается понять сам: какой он, чего хочет, что ему нужно. Понять свои желания можно только при условии отказа от предложений других. Именно поэтому ребенку неинтересны предложения родителей, даже если они действительно стоящие.
2. Подросток переживает нейрофизиологические изменения. Центр удовольствия явно смещается. Ему становится интересно что-то новое или, напротив, комфортно оставаться в привычном состоянии. Гаджеты и связанные с ними действия часто вызывают то самое удовольствие. Проблема в том, что погружение в иллюзорный мир может быть очень глубоким, так как клетки произвольности и контроля еще не полностью созрели. Существует опасность формирования зависимостей.
3. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Однако форма общения видоизменилась. Социальные сети, онлайн-игры, обмен фотографиями и видео, мессенджеры. Наши дети постоянно с кем-то на связи, а число неотвеченных сообщений может зашкалить, если телефон или планшет останутся без внимания в течение некоторого времени.
4. Подросток стремится к идеалу. Это связано с формированием самосознания, однако на пути самосовершенствования встает проблема заниженной самооценки. Наши дети в собственном восприятии недостаточно хороши. Это может подтверждать реальный мир. А Интернет позволяет им быть такими, какие они хотят быть: достаточно сменить аватарку, придумать новое имя, выдать желаемое за действительное и найти новых виртуальных друзей. Здесь можно найти единомышленников, не стесняться в выражениях, пожаловаться или рассказать что-то сокровенное. Хорошие девочки вдруг становятся плохими, а скромные мальчики – развязными героями. Это их тайный идеальный мир, возможность самовыражения, изучения себя нового.
5. Подросток меняется внешне. Он пока не понял, хорошо это или плохо, но ему неуютно в обычной одежде и обуви, с прыщами на лице и сальными волосами. Подсознательно ему хочется спрятаться в привычном для него мире – собственной комнате и виртуальном окружении.
Как вернуть подростку вкус к реальной жизни
Собственно говоря, самого подростка устраивает его жизнь. В данный момент он хочет только одного: чтобы ему не мешали и не читали нотаций. Поэтому любые попытки взрослых рассказать о том, что это неправильно, не увенчаются успехом. Тем более бесполезно пытаться контролировать время использования гаджетов. Все это, за редким исключением, вызывает агрессию и обречено на провал.
Тем не менее, не нужно опускать руки, но и переходить на активные действия тоже не стоит. Помните, что вы имеете дело с подростком – почти существом с другой планеты, чей гормональный фон находится на грани взрыва, а ваши доводы не имеют для него смысла.
5 способов сохранить хорошие отношения с подростком
Вам потребуется терпение, мудрость и любовь.
Шаг 1: постарайтесь понять. Первым делом нужно понять, чем занят подросток, когда «ничего не делает». (Важно исключить возможность депрессии). Нам нужно определить, что именно привлекает подростка: игры, общение, возможность самовыражения (пишет стихи, музыку).
Не шпионьте за ним, а войдите в его мир официально – через соцсети и список контактов. Посмотрите, что его интересует, что он «лайкает», комментирует, какие группы посещает. Все это создаст определенную картину его внутреннего мира.
Шаг 3: перенаправляйте часть его времени. Важно уважать подростка и разговаривать в ключе его жизни. Не кричите: «вынеси немедленно мусор» или «уберись в комнате», а измените тактику: «когда освободишься, найди время для уборки в комнате (прогулке с собакой, помощи бабушке и др)». Не запрещайте ему «ничего не делать», а заберите часть времени на нужные дела.
Шаг 4: найдите направление для его развития. Здесь также нужно обойтись без нотаций. Важно найти мотивацию для его обучения и развития. Например, предложите заняться своим внешним видом вместе с опытными тренерами из хорошего спортивного клуба. Можно найти мотив для занятий иностранным языком, информатикой, актерским искусством, вождением автомобиля.
Шаг 5: поддерживайте. Подросток постоянно нуждается в поддержке: одобрении, похвале, участии. Интересуйтесь его делами: обратите внимание на внешние изменения, предложите сменить гардероб, подвозите на занятия. Помните, что любое новое дело требует времени для привыкания.
В общении с подростком важен диалог. Не объявляйте войну гаджетам, а вступите в переговоры. Искусство дипломатии – довольно сложное, вам потребуется масса терпения. Но вы же любите своего ребенка? Значит, все получится.
Статьи для р о дителей
Причина 1. Ребенок специально отрицает все, что предлагают родители, чтобы самому найти то, что ему подходит
10–14 лет — тот самый переходный период, когда ребенок из маминой конфетки и папиной гордости превращается в подростка. Быть подростком — настоящее испытание на прочность. Ты меняешься, отношения с приятелями усложняются, родители бесят. Рушатся опоры: тем, кем я был, я оставаться не могу, но и стать тем, кем я хочу быть, пока тоже не получается.
Детей штормит не только в период пубертата, но и до него. И одно из проявлений такого состояния — подростковый бунт, бессмысленный и беспощадный (то есть протест против всего просто ради протеста). Мама хочет, чтоб я ходил в кружок программирования? А вот назло не буду туда ходить. Любые предложения родителей отметаются только потому, что они исходят от родителей.
Что делать
Перестать диктовать свою родительскую волю и предложить ребенку обсудить на равных: чего же ему все-таки хочется. Иногда родители сами перекрывают возможность диалога, поскольку относятся к интересам ребенка пренебрежительно и навязывают собственное видение будущего.
Подростки отлично понимают, что если у них прав — как у детей, а требований — как у взрослых, это несправедливо. Примите как факт, что вы больше не можете заявлять «потому что я так сказал», не обсуждая ничего с ребенком. Ищите компромиссы, учитесь слушать детей и воспринимать их всерьез. Так вы быстрее и проще проскочите бунтарский период.
клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Важно именно мягко и дружелюбно говорить с ребенком, не скатываясь в нравоучения или панибратство. Используйте «я-сообщения» — начинайте с себя, а не с ребенка. Например: «Я заметил, что за этот месяц ты ни разу не ходил гулять с Васей и Сашей и совсем забросил музыку. Я начинаю переживать, потому что не знаю, что с тобой происходит. Было бы здорово поговорить с тобой обо всем, что тебя волнует». А вот бодрые указания вроде «Чего разленился, давай поднимайся, бегом делом заниматься» вряд ли приведут к диалогу с ребенком. Причина 2. Ребенок слишком перегружен или, наоборот, недостаточно занятСовременные дети перегружены информацией гораздо больше, чем мы в их возрасте. У них школа, спортивная секция, два иностранных языка, репетитор и музыкалка. А еще — соцсети, челленджи и популярные блогеры, которых надо смотреть, чтобы не отстать от одноклассников. С одной стороны — разностороннее развитие, а с другой — ребенок может внезапно осознать, что просто устал от всего, и расхотеть делать что-либо вообще. Особенно часто такое случается примерно в 8–9-м классе, когда появляются новые сложные уроки, на горизонте маячат экзамены, а ресурса на все не хватает. Бывает и наоборот: ребенку, кроме школы, вообще делать нечего. Он смотрит на более успешных сверстников, у которых то концерт, то выставка, то олимпиада, и думает, что он не так хорош, как они. А значит, и стремиться некуда и незачем, и хотеть ничего не стоит. Что делатьОбсудить с ребенком загрузку. Если на нем уже десяток курсов и репетиторов, он наверняка тянет это из последних сил. Отличники могут делать это и без жалоб, просто в силу привычки, но это не значит, что они не устают. Может, имеет смысл от чего-то отказаться — но только после того, как вы обсудите это с ребенком. Сконцентрируйтесь на важном и отложите на время все, что изучается не ради будущей профессии или мечты, а для общего развития. Если у ребенка нет никакой дополнительной нагрузки, подумайте, что может ею стать. Не существует детей, которые не интересуются вообще ничем — чаще всего взрослые просто не знают о детских интересах или не считают их серьезными. Если вам действительно интересно, что увлекает ребенка, не ругайте его за то, что он сутки напролет сидит в сети, а спросите, каких блогеров он смотрит и какие подкасты слушает. Вас ждут удивительные открытия.
|