Ребенок 2 года спит беспокойно после больницы что дать
Проблемы с засыпанием у ребенка 2-3 лет
Наиболее распространенными проблемами засыпания у малышей 2-3 лет являются:
Согласно опросам американских родителей, 20-30% маленьких детей испытывают серьезные проблемы со сном и / или пробуждениями в течение ночи (Mindell et al 2006).
По мнению исследователей, проблемы со сном возникают, по крайней мере, из-за двух причин:
Во-первых, дети могут научиться ассоциировать засыпание с определенными формами стимуляции ( например, приемы успокаивания ) или с определенной внешней средой сна. Если они не получают эти формы стимуляции, то дети испытывают трудности с засыпанием и / или продолжительностью сна (Moore et al 2006).
Во-вторых, поскольку дети с возрастом становятся более независимыми, они могут начать тестирование пределов своей свободы и ограничительного поведения своих родителей. Стратегии сопротивления отхода ко сну могут запускать гамму форм поведения от очаровательных попыток свалиться («еще одно объятие») до серьезных истерик (Moore et al., 2007). Если правила отхода ко сну неясны или непоследовательно соблюдаются, сопротивление заыспанию становится серьезной проблемой в семье.
Фактически, исследования показывают, что игнорирование страхов вашего ребенка может привести к кошмарам и эмоциональным проблемам.
Исследование американских детей школьного возраста сообщает, что дети с аллергией чаще страдают от бессонницы (Stein et al 2001). Они также чаще страдают от шумного сна. Если у вашего ребенка аллергия и проблемы со сном, обратитесь к врачу.
Попробуйте держать дневник сна в течение определенного периода времени. Рассмотрение этой информации в течение нескольких дней или недель может помочь вам найти некоторые шаблоны. Как только вы увидите шаблоны, вы сможете найти решение. Кроме того, если вы пойдете к педиатру вашего ребенка о проблемах со сном вашего ребенка, принесите дневник сна. Вот что вы должны отслеживать:
Нарушение сна у детей 2-3 лет
Сон долгое время считался пассивным явлением, но теперь ясно, что это период интенсивной мозговой деятельности, включающий более высокие функции коры. В целом, сон влияет на каждый аспект развития ребенка, особенно на более высокие когнитивные функции (проблемы со зрением считаются пятой по значимости для родителей). Около трети всех детей страдают от нарушений сна, распространенность которых увеличивается среди некоторых популяций детей, таких как дети с особыми потребностями, дети с психическими или соматическими расстройствами и дети с аутизмом или задержкой развития. Сон является циклическим, физиологическим состоянием, из которого индивидуумы выходят спонтанно.
Сон NREM классифицирован на четыре различных этапа в соответствии с электроэнцефалографическими изменениями. Этапы представляют собой разные степени глубины сна и возбуждения, причем этап 1 является самым поверхностным, а этап 4 является самым глубоким. Дифференциация сна NREM на четыре отдельные стадии завершается в возрасте 6 месяцев. Отличительные электроэнцефалографические характеристики:
Этапы NREM
Три типа сна распознаются у новорожденных, так называемый «тихий сон» (эквивалент сна NREM), активный сон (эквивалент REM) и неопределенный сон. Тихий сон характеризуется минимальными движениями мышц и ритмическими циклами дыхания. Во время активного сна видны сосательные движения, подергивания, улыбки, нерегулярное дыхание и грубые движения конечностей (в отличие от типичного «паралича» сна REM, наблюдаемого в более позднем возрасте).
В первые несколько недель жизни цикл сна состоит из активного и спокойного периодов сна в равной пропорции. Каждый цикл длится 50-60 минут, а сон начинается через активный (REM) сон. Каждый период сна заключает в себя только один или два цикла сна. Таким образом, периоды сна являются более короткими и более частыми, чем у ребенка старшего возраста, что приводит к легкому прерыванию сна.
Ночной сон постепенно объединяется в течение первого года в единый непрерывный блок, а дневной сон постепенно уменьшается в течение первых 3 лет.
В возрасте 4 лет большинство детей больше не требуют дневного сна. Ночной сон должен постепенно уменьшаться, чтобы стать похожим на потребности взрослого в подростковом возрасте.
«История сна»
Оценка проблем со сном связана с анализом поведения ребенка на протяжении всех 24 часов времени суток, с упором на привычки ко сну, ночное поведение, дремоту и дневное поведение.
У детей школьного возраста запросы относительно сна и положение во время сна должны быть заменены вопросами о событиях, которые происходят за 2-3 часа до начала сна.
Дневник сна может помочь в определении точного шаблона сна и в сборе информации о времени сна, частоте и продолжительности ночных часов, частоте и продолжительности сна, времени утреннего пробуждения и общем времени сна. Данные должны собираться в течение как минимум 2 недель, включая выходные, чтобы отразить точную картину проблемы сна.
Во время оценки любой проблемы сна важно учитывать культурные различия, поскольку определение сна и ночного бодрства в значительной степени зависят от культурного уровня семьи. Семьи должны оцениваться в свете их собственных культурных взглядов. Существует широко распространенное мнение о том, что все младенцы должны спать в одиночестве и развития «спящего в ночное время», и что сон может повлиять на способность ребенка к независимому поведению.
Исследования
Полисомнография, методика мониторинга множества физиологических параметров во время сна, полезна при оценке расстройств сна, а также помогает дифференцировать нарушения сна.
Как правило, электроэнцефалограмма, движение глаз, электромиограмма, назальный воздушный поток, грудное и брюшные дыхательные усилия, электрокардиограмма, а также насыщение кислородом записываются непрерывно во время сна на компьютеризированную системе или на бумаге. Установлены стандартные критерии для оценки стадий сна и респираторных движений. С другой стороны, тест «множественной задержки сна» (MSLT) состоит из пяти фаз, которые записываются в течение дня с 2-часовыми интервалами. Задержка сна (время, необходимое для засыпания) и латентность REM (время до начала REM) записываются для каждого сна. Нормативные значения установлены для средней латентности сна, которая, как сообщается, колеблется от 12 до 18 минут, и, как отмечается, уменьшается с увеличением стадии сексуального развития. Патологическая сонливость определяется как средняя латентность сна менее 8 минут. Обычная бдительность у детей-подростков ассоциирована со средними задержками сна более 15 минут. Чтобы определить, является ли дневная сонливость следствием ненормального ночного сна, тест должен предшествовать накануне полисомнографией.
Существует более 80 классифицированных расстройств сна, связанных с МКБ, и множество причин как сонливости, так и бессонницы. Каждое расстройство сна должно учитываться в контексте возраста, поскольку возраст влияет на презентацию сна; например, дыхание с нарушениями сна, приводящее к сонливости взрослых, может способствовать смерти у младенцев. Более того, огромное разнообразие внутренних и внешних факторов влияет на представление о нарушениях сна у детей, включая стадию зрелости нервной системы, соответствие размеров грудной стенки и степени ожирения.
Дети учатся ожидать состояния, которые присутствуют во время сна, и становятся зависимыми от них, чтобы вернуться в режим сна после ночного пробуждения. Дети, которые привыкли засыпать на руках своих родителей во время качания или кормления бутылочкой, часто нуждаются в своих родителях, чтобы восстановить эти условия после ночного пробуждения и непреднамеренно должны быть обучены их родителями, чтобы ожидать эти условийя. Родители также испытывают стресс и глубокий дефицит сна, что может привести к негативному влиянию на общее функционирование семьи. Лечение состоит из решительного устранения связи с внешними объектами / действиями, помещения младенца в сон в собственной кроватке и поощрения родителя покинуть комнату до того, как ребенок засыпает. Также было рекомендовано убрать дневной сон и отложить сон на час, так как они могут сделать ребенка более сонным и более склонным к засыпанию.
Синдром отсроченной фазы сна является наиболее распространенным синдромом искаженного суточного ритма, на который приходится около 10% всех жалоб на бессонницу. Это связано с дисфункцией супрахиазматического ядра, которое является циркадным хронометристом. Синдром отсроченной фазы сна связан с невозможностью заранее начать сон до определенного времени, и пациент обычно являетсяся подростком, который не может заснуть до 2-3 утра. Качество сна и длительность нормальны, но начало сна и смещение находятся в социально неподходящие времена, что приводит к жалобам на плохой сон. Лечение заключается в поддержании точного по времени утреннего пробуждения, и использование 1-4 мг мелатонина перед сном может вызвать сон. Ежедневное воздействие яркого света в течение 30 минут сразу после пробуждения каждое утро также рекомендуется, потому что оно помогает восстановить нормальный ритм. Мелатонин также успешно использовался для лечения расстройств сна у гиперактивных детей. В одном исследовании дозы 2,5-5,0 мг в ночное время обеспечивали быстрое успокоение и улучшенное качество сна, без побочных эффектов; дети, как правило, становятся более концентрированными и общительными, с улучшением их дневного поведения.
Беспокойный сон у ребенка в 2 года
Мой сын с 6 месяцев научился засыпать самостоятельно и с 8 месяцев спал всю ночь. Потом периодически у нас появлялись периоды проблем со сном, как у многих детей, при появлении зубов, новых навыков или от тревоги о расставании.
Сейчас сыну 2 года 3 месяца. В основном, он спит 2 часа днем и 9-10 часов ночью. Стал засыпать с истериками и опять просыпаться с громким плачем ночью 1-2 раза, как несколько месяцев назад, а прошлой ночью вообще не спал и плакал в течение двух часов.
Мы дали время самому успокоиться, потом успокаивали его через детский видео монитор звуком ‘ш-ш-ш’ (обычно этого хватает), потом решили заходить по очереди к нему. Предложили воду, проверили подгузник, поглаживали. Он спокойный пока мы в комнате, не тянется на руки, но как только вышли- кричит.
Никаких новых событий в жизни, комната затемненная, с белым шумом, обычная температура. Условия привычные для него.
В плане развития, логопед предполагает сенсомоторную алалию. А так он очень активный, непоседливый, но нет никаких очевидных отклонений в поведении.
Многое понимает из обращенной речи, любит играть с другими детьми, привлекает наше внимание к своим интересам.
Мы в Великобритании, здесь к неврологу на очный прием не направляют, поэтому хотела бы получить ваше мнение.
От чего могут быть такие ночные истерики и нормально ли так плохо спать каждые пару месяцев? Может ли у него быть гиперактивность, от которой он плохо спит и не любит спокойные занятия (рисования, пазлы и т.д.)? Или это из-за алалии?
Ребенок 2 года спит беспокойно после больницы что дать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Длительный безмятежный ночной сон – залог здорового физического и психического развития ребенка, а также спокойствия его родителей.
Статья:
Длительный безмятежный ночной сон – залог здорового физического и психического развития ребенка, а также спокойствия его родителей. К сожалению, не всегда картина так идеальна. У многих детей ночной сон бывает нарушен – он поверхностный и беспокойный, дети плохо засыпают и часто просыпаются в течение ночи. Есть несколько основных причин, почему ребенок плохо спит по ночам, и важно правильно определить их, чтобы восстановить ночной покой всей семьи.
Все факторы нарушений ночного сна у детей можно разделить на 3 большие группы:
Физические неудобства
Первая и наиболее частая причина, почему ребенок плохо спит по ночам – дискомфортные условия сна: жарко или холодно, пересушенный или слишком сырой воздух, «колючее» синтетическое постельное белье или неудобная пижамка, тяжелое одеяло, скомканная бугристая постель, мокрый или грязный подгузник.
Вторая причина в этой группе – боль различного происхождения. Это могут быть колики или болезненное прорезывание зубов у младенцев, ломота в мышцах и суставах при интенсивном росте у детей постарше. Груднички не могут рассказать о своих ощущениях, другие детки жалуются на боль, но иногда «вычислить» ее причину и четкую локализацию довольно сложно.
Третья причина – детские болезни, особенно с высокой температурой. Зачастую именно нарушения сна указывают на начало заболевания. Одни детки при этом буквально «проваливаются в сон», другие же не могут заснуть, мечутся, беспокоятся, постоянно просыпаются.
Четвертая причина – жажда, голод или чрезмерная тяжесть в желудке.
Пятая причина, почему ребенок плохо спит по ночам – аллергии, нарушения пищеварения и обмена веществ. Чаще всего это аллергическая реакция на салицилаты, расстройство желудка после употребления на ужин непривычных или несвежих продуктов, проявления недостатка кальция в организме ребенка.
Психоэмоциональный дискомфорт
Первый фактор из этой группы – значимые перемены в жизни ребенка: переезд, пополнение в семье, начало «детсадовской» жизни. Ребенок волнуется, переживает и плохо спит.
Второй фактор – стрессы: ссора с другом, драка со сверстником, скандалы в семье, развод родителей. Малыш снова и снова прокручивает ситуацию в голове, обвиняет во всем себя, мало и беспокойно спит.
Третий фактор – страхи. Они разнообразны, возникают у детишек в 2-3-летнем возрасте и могут долгое время нарушать сон ребенка, не давая ему заснуть, а потом изматывая ночными кошмарами.
Четвертый фактор – врожденная повышенная возбудимость. Такие детки тревожны, беспокойны, с трудом расстаются с мамой.
Поведенческие реакции
Эта группа причин возникает из-за ошибок самих родителей.
Причина первая – недостаточная усталость. Ребенок просто не успевает утомиться за день и поэтому процесс укладывания растягивается на несколько часов.
Как действовать: нагружать малыша физически в течение дня, чтобы он смог израсходовать свою энергию, снижая активность к вечеру – гулять, играть в подвижные игры, посещать студию танцев или спортивную секцию.
Причина вторая – перевозбуждение. Гости в доме, пришедший вечером с работы папа, бурные игры на ночь – и ребенок долго не может успокоиться, ведь процессы торможения в нервной системе у детей еще несовершенны.
Как действовать: ограничить вечернюю эмоциональную нагрузку, обязательно погулять перед сном, принять ванну с седативными травами, не смотреть телевизор на ночь и убрать из кровати все игрушки, кроме одного мягкого успокаивающего талисмана.
Причина третья – слишком трепетное оберегание детского сна. Поддержание абсолютной тишины в доме, когда малыш спит, длительное укачивание, активное баюканье и кормление «по первому писку». Ребенок привыкает к такой гиперзаботе и реагирует на каждый шорох или требует постоянного внимания ночью.
Причина четвертая – отсутствие или постоянное нарушение режима. Родители подстраивают сон малыша под различные обстоятельства, а потребности ребенка не учитываются. Дневной сон в таких случаях может отсутствовать или сдвигаться, а время укладывания на ночь все время разное.
Как действовать: выработать режим сна и максимально придерживаться его, засыпание сопровождать привычным ритуалом – умывание, переодевание, сказка на ночь.
Причина пятая – непоследовательное поведение родителей. Сегодня малыш беспокоится и вы разрешаете ему спать с вами в большой кровати, а завтра ругаете его за это. Ребенок не чувствует опоры в лице взрослых и начинает постоянно тревожиться и беспокоиться или манипулирует родителями.
Как действовать: будьте последовательны и не допускайте манипуляций. Либо сразу организуйте совместный сон, либо мягко, но настойчиво придерживайтесь правил, установленных вами. Конечно, если малыш болен или испуган, не нужно идти на принцип – посидите с ним, успокойте, полежите рядышком, пока он не уснет, но потом идите в свою кровать и не позволяйте ребенку «путешествовать» по ночам.
Как видите, причин плохого ночного сна у детей действительно очень много, но хорошая новость в том, что все они сравнительно легко «вычисляются» и корректируются, после чего все домочадцы полноценно отдыхают по ночам.
Нарушения сна у детей
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.
МКБ-10
Общие сведения
Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность. Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков. Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.
Причины
Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:
Патогенез
В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.
Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный. Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания. Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.
Классификация
Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:
Симптомы нарушений сна у детей
К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения. При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием. Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.
Поведенческая инсомния
При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.
Снохождение
Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.
Ночные ужасы и кошмары
Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.
Двигательные расстройства
У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях. Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов. К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.
Апноэ сна
Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.
Энурез
Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.
Осложнения
Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства. Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти. Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.
Диагностика
Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.
Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.
При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.
Лечение нарушений сна у детей
Консервативная терапия
Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна. Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания. Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.
Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:
Хирургические лечение
Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей. Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа. При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.
Прогноз и профилактика
При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения. У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни. При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.