Ребенок 2 класс плохо учится что делать
Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности
Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.
Как правило, в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые не проявляют повышенного интереса к тому, насколько успешно ребенок справляется с теми или иными заданиями. Отношение к нему, оценка его как «хорошего» или «плохого» определяется совсем другими критериями — тем, хорошо ли он себя ведет, слушается ли родителей и воспитательницу и т. п.
В период подготовки к обучению в школе или немного позже, в начале школьного обучения, отношение взрослых к успехам и неудачам ребенка изменяется. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.
Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте. Тот же эффект возможен и при завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, начинающих учить его читать и писать в три года и недовольных его недостаточно быстрыми успехами.
Реакция социального окружения, специфичная для хронической неуспешности, — это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога.
В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Таковы основные особенности психологического профиля при этом синдроме.
Естественные следствия высокого уровня тревоги — это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку», отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.
Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как она все равно не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше (перфекционизм) в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) — это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.
Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.
Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это — достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка может повышаться уровень тревоги, но по другим причинам.
О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго он сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В психологическом обследовании проявляется подчеркнутая направленность ребенка на точное выполнение требований проверяющего, а также стремление к уходу от непривычных и неоднозначно определенных заданий, которые оцениваются ребенком как особо трудные.
Ане Б. 9 лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.
Психологическое обследование показало, что у Ани невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, чего требует школьная программа.
Главная психологическая особенность Ани — очень высокий уровень тревожности, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.
Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.
Нередко причиной первых неудач становится нарушение обучаемости (задержка психического развития), несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка. В дальнейшем на этой основе складывается хроническая неуспешность, и, даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревоги. При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.
В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.
Возможен вариант, когда повышенный уровень тревоги первоначально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносятся позже и на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный синдром хронической неуспешности, и даже при нормализации семейных отношений тревожность не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.
Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).
Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия (что мы видели на примере Ани). Это повышает астенизацию и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.
Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит «тревожная» дезорганизация деятельности (то есть нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). «Тревожную» дезорганизацию следует отличать от исходной несформированности организации действий. Одним из характерных показателей того, что дезорганизация вызвана именно повышением тревоги, является ухудшение результатов при повышении мотивации. На «тревожный» распад деятельности (в отличие от исходно низкого уровня ее организации) указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющиеся в тестах.
Если тревога высока, но выраженные нарушения организации деятельности отсутствуют, то можно говорить лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребенок находится в зоне повышенного риска, а не о сложившемся психологическом синдроме. Хроническая неуспешность — невротизирующий психологический синдром. В ходе его развития к первичной психологической симптоматике очень часто присоединяется невротическая: тики, навязчивые движения и мысли, энурез, нарушения сна и т. п. Иногда (но, разумеется, отнюдь не всегда) появление невротической симптоматики парадоксальным образом способствует преодолению исходного синдрома. Родители, озабоченные болезнью ребенка, перестают уделять столь большое внимание, как раньше, его школьным неудачам. Это изменение реакции социального окружения размыкает порочный круг, поддерживавший хроническую неуспешность. Из категории «неуспевающих» ребенок попадает в категорию «больных».
Другим нередким следствием длительно развивающейся хронической неуспешности является падение учебной мотивации, появление негативного отношения к школе и учению. В этом случае первоначальная высокая социализированность ребенка к концу младшего школьного возраста может смениться асоциальной установкой.
У многих детей постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы и знаменуют собой формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Этот синдром подробно описан ниже.
Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс
В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.
Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок». В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании — ни «дурной», ни хорошей — у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.
Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.
Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.
Тотальный регресс — невротизирующий и психопатизирующий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями в формировании личности.
Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка
Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе «, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.
Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).
Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.
Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха — школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности — тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.
Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани: имеет ли смысл оставлять ребенка с хронической неуспешностью на второй год или переводить во вспомогательную школу? Ответ на этот вопрос, безусловно, отрицателен. Способности девочки вполне достаточны для того, чтобы усвоить учебный материал. Надо только сделать занятия более живыми и интересными и перестать непрерывно ее ругать, вызывая у нее примерно то состояние, которое возникает у кролика при виде удава. Тогда она, безусловно, сумеет выбраться на уровень «троечницы», что уже вполне неплохо. Оставление же на второй год лишь еще понизит ее уверенность в себе (хотя понижать ее почти некуда), еще углубит хроническую неуспешность.
Тем более не следует отдавать Аню в школу для умственно отсталых (или для детей с задержкой развития). Эти школы предназначены не для детей с резко повышенной тревожностью, а для тех, у кого понижен уровень умственного развития.
У некоторых детей к хронической неуспешности приводит именно нарушение обучаемости. В этом случае специальная школа будет полезна и, возможно, перевода в такую школу окажется достаточно для преодоления возникших трудностей. Но у Ани причина трудностей другая, а значит, и меры должны приниматься другие.
Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка
При этом психологическом синдроме мало что можно сделать «домашними средствами». Чрезвычайно желательно направить ребенка на психотерапию. Чаще всего при этом синдроме отношения в семье в целом нарушены настолько серьезно, что бывает нужна семейная психотерапия. Если у ребенка сильно выражена депрессивная симптоматика, то необходима консультация у врача-психиатра.
В любом случае нужно постараться убедить родителей относиться к подростку как можно более терпимо и доброжелательно, понимая, что его состояние не является нормальным с психологической (а возможно, и медицинской) точки зрения.
Памятка родителям второклассников «Что делать если ребенок не хочет учиться?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Памятка для родителей учащихся 2 класса
«Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?»
Почему дети не хотят учиться?
Один второклассник на вопрос: «Как дела в школе?» отвечал: «Не знаю». И он не обманывал, он искренне не знал, как его дела: его, кажется, не ругают, кажется, не хвалят, а, если и хвалят, то за абсолютно непонятную ему деятельность. А всякая непонятная деятельность приводит к «мозговому затишью».
Особенность обучения в школе — получение научных знаний. Только в школе, где основную часть деятельности составляет получение научных знаний, созданы особенные условия для исключительно интеллектуальной деятельности.
В семье, во дворе во время прогулки, в игре маленький человек обретает житейские понятия, в стенах же школы его задача — усвоение теоретических и практических первых научных знаний и умений. На протяжении всех лет обучения в школе, ребёнка учат учиться, но в начальной школе, когда этот вид учебной деятельности складывается и формируется, эта задача является ведущей.
Но только как объяснить ребёнку, что «рисование морковок» — путь в будущую науку? Многие родители считают, что детям ничего особенно объяснять не надо: «Он должен делать уроки! Он обязан!», есть ещё один замечательный аргумент: «Это теперь твоя работа, ты должен учиться! А если будешь получать плохие оценки, я тебе ничего больше никогда не куплю». А вдруг ребёнок станет плохо учиться, и вовсе не потому что не хочет, а не может, не способен воспринимать материал в заданном темпе или где-то что-то упустил, а догнать самостоятельно не может? Такое тоже часто случается. Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок перестаёт понимать учебный материал, когда выполнение совершенно элементарного, по вашему мнению, задания для него превращается в проблему. Не обязательно, что это произойдёт в первые дни обучения или даже в первый год, но однажды вы так или иначе столкнётесь с этим. Как же вести себя с ребёнком в подобной ситуации?
Во-первых, постарайтесь разобраться с тем, что вызывает сложности. Примите как постулат: «Понятно — значит легко!». Порой приходится возвращаться к истокам, чтобы найти упущенное звено в понимании предмета.
Во-вторых, не раздражайтесь! Очень сложно сдерживать эмоции, когда твой ребёнок не понимает элементарных вещей. Такое случается, и криками здесь не поможешь. Он «не тупее других», просто он вовремя не разобрался, пропустил, промечтал тему на уроке, а потом маленький снежок превратился в снежный ком и со всего маху скатился с горы. Пожалейте «пострадавшего», объясните, что трудности — это нормально, что с вами тоже такое бывало и вы справились.
В-третьих, разбирайтесь в учебном материале совместно, не стоит требовать от ребёнка самостоятельных решений проблемы, и ни в коем случае: «Ты уже большой, подойди к учительнице, попроси объяснить». Если вы ищите помощи у учителя, обратитесь к нему с подобной просьбой сами. Ребёнку, пока он ещё не по силам объяснить учителю, почему ему нужна помощь, признание в том, что он «не понимает» для него равносильно признанию в том, что он плохой, глупый, недостойный ходить в школу.
В-четвёртых, даже если не получается — вселяйте уверенность. Не жалейте, не сострадайте, всячески выражайте понимание того, насколько это трудно, учиться, но «ведь у многих получилось, и у нас получится».
В-пятых, не сравнивайте своего сына или дочь с ребятами из класса или с детьми своих друзей и знакомых, подобные примеры ничего, кроме отрицательных эмоций не вызывают.
Дополнительно мне бы очень хотелось обратить ваше внимание на правильный выбор школы. Трезво оценивайте возможности ребёнка и, если уж так получилось, что программа ему «не по зубам» — поменяйте учебное заведение. Сейчас переход в другую школу не настолько сложен, всегда можно найти школу с другой программой, в которой ваш ребёнок будет чувствовать себя органично.
Многие дети не хотят учиться, объясняя это тем, что они не понимают, как учиться, не могут усвоить те знания, которые сообщает им учитель.
Обучение — сложный процесс формирования особенной умственной деятельности, направленной на умение не только воспринимать, но и анализировать полученную информацию. Прежде чем приступать к анализу, ребёнку необходимо научиться находить и вычленять из неё важные элементы. Это особый вид умственной деятельности — наблюдение. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность учебной деятельности.
Первоклассники, а зачастую и школьники более старшего возраста, не обладают умением наблюдать, а значит, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира, вычленять наиболее важное и интересное в происходящем.
Не стоит ожидать от ребёнка готовой для обучения наблюдательности, она развивается постепенно, и сама собой не появится. Её необходимо развивать.
Через несколько дней весь класс, замерев, слушал историю про то, как осень «предупредила парк о подходе зимы, предложила деревьям и прудам заснуть в ожидании весны, и не тратить лишние силы на борьбу с морозами». Наблюдение и анализ привели к тому, что ученик сумел выскочить из собственного замкнутого круга под названием «Пришла осень».
Очень часто дети не хотят идти в школу, так как не могут найти общий язык с одноклассниками. Что делать?
Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период интенсивно устанавливаются дружеские контакты. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей являются одними из важных задач развития на этом возрастном этапе. И тут неожиданно для родителей оказывается, что как бы замечательно ни был их ребёнок готов к школе, насколько бы быстро ни умел читать и считать, какими бы ровненькими буквами ни прописывал слоги в тетради, если он конфликтен, имеет проблемы в общении, то в школе его ждут большие разочарования. И тогда, рано или поздно, родители услышат: «Я в эту вашу школу больше не пойду!» Возможно ли научить ребёнка правильному общению?
Помните, нам в детстве часто внушали: «Уважение надо заслужить, хорошим человеком надо стать и т. д.». Не могу с этим не согласиться, но мне больше по душе: «Хочешь, чтобы тебя уважали, научись прежде всего уважать себя сам». Второклассник — личность в начале формирования, маленький социализирующийся человек. Ему необходима помощь, самому разобраться в сложностях человеческих взаимоотношений ему ещё не под силу. И тогда он ищет образец для подражания, того, о ком хорошо отзывается учитель, с кем ему «не очень опасно» стоять рядом, кто хорошо одет, кто всегда готов поделиться конфетой или карандашами.
Хорошая успеваемость и отношение к учёбе в этом возрасте значение имеют, но больше второстепенное. Большое значение имеет также физическая сила.
По наблюдению школьных психологов, «непривлекательные» для сверстников одноклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учёба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Так как же помочь своему сыну или дочери добиться уважения в коллективе? Ответ, по-моему, очевиден — опрятная внешность, категорический запрет на любые истерические проявления в школе, стремление к получению знаний.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на «готовность поделиться конфетами или карандашами». В этом возрасте «быть нежадным» очень важно. Дети не приемлют ни малейшего проявления жадности по отношению к себе, причём это не мешает им быть самим не очень щедрыми, но, видя жадность в других, иначе как преступление они это не трактуют.
У Г. Юдина есть замечательная сказка про Жадную Жабу и Шмеля. Начинается она с того, что однажды Жук и Муравей, решив покрасить крышу собственного дома, пошли к Жадной Жабе, потому что у неё «краска есть и взять можно». Каждый раз читая с детьми эту сказку, я жду, что кто-нибудь из них наконец заметит, что краска-то Жадной Жабе принадлежала, и её право — давать или не давать Жуку и Муравью краску. Но нет, детей всегда возмущает жадность Жабы и радует то, что прилетел Шмель и укусил её, наказав тем самым за жадность. Может быть, предложи я эту же сказку семиклассникам, они бы совершенно иначе отреагировали на поведение главных героев.
Так что же такое жадность по представлениям первоклассников, и как сделать её не раздражающей?
Для младшего школьника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Самым главным членом и руководителем которой является учитель.
Первая учительница — это человек, играющий важную роль в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к её советам, предлагать свою помощь в организации праздников, участвовать в жизни класса — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдёт на пользу вашему ребёнку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами!
Не надо пытаться «договориться с учителем или купить его». Он, так же как и вы, заинтересован в хорошем ученике. С детьми, желающими учиться, работать проще и интереснее, и учитель как любой нормальный человек, хочет получать удовольствие от собственного труда.
Обязательно согласуйте требования, чтобы ребёнок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить её особенности и преимущества перед другими способами обучения. К сожалению, родители не всегда стремятся узнать, чем обусловлены те или иные требования. Они либо возмущаются, не имея представления о методике обучения, либо «тихо принимают удары судьбы». И то и другое бессмысленно.
Учителя начальной школы, как правило, охотно делятся информацией с родителями, ведь они заинтересованы видеть в вас в первую очередь помощников.
Внушайте ребёнку следующую простую истину: «Пусть сейчас трудно, зато потом…»
К сожалению, человек так устроен, что быстрее и легче замечает ошибки и недостатки другого, чем его достижения и достоинства. Родителям же, с их гипертрофированной требовательностью к «собственному созданию», намного проще отругать или «поставить на вид», чем заметить маленькую детскую победу и похвалить за неё. Пора меняться! И для этого потребуются определённые усилия. Однако начав регулярно хвалить своего ребёнка, вы очень скоро заметите, насколько качественно меняется его отношение к учению и поведению не только в школе, но и дома. Положительное внимание не только улучшит ваши личные взаимоотношения с сыном или дочерью, но и поднимет его собственную самооценку. Порой, чтобы не уронить себя в собственных глазах, дети способны на такие поступки, о которых прежде и не подозревали.
Не хвалите только за то, что уже свершилось. Не делайте это сухо: «Ну, молодец, только в следующий раз постарайся сделать это ещё лучше».
Мы часто не замечаем, как соотносим наши представления о собственном взрослении с взрослением наших детей, не учитывая, что с годами многое забывается, нам начинает казаться, что «умными, последовательными и хорошими» мы стали чуть ли не с рождения, а ребёнок наш «опаздывает», не дотягивает до планки правильного поведения. А ведь он старается, он делает всё, чтобы стать лучше.
Прекратите требовать и настаивать, научитесь видеть главное. Хвалите за то, в чём ваш ребёнок преуспел, обращайте внимание на успехи, которых он ещё только добивается, как бы малы они ни были, хвалите за стремление научиться чему-либо новому. Делайте это эмоционально, от всей души, а не потому, что так положено!
Большую роль в вашей жизни сегодня стала играть школьная отметка, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей вашего ребенка. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к системному обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для него первый год обучения: «Думаю, что буду учитывать также хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получилось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Заключительное слово – итоги собрания.
Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итог этого собрания. О «двоечникам» и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимо и указание на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать отметку в семье.
Отзыв о встрече родителей с педагогом-психологом по теме: Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?
— Я узнал, что ___________________________________________________________
— Новым для меня стало то, _________________________________________________
— Я убедился, что ___________________________________________________________
— Меня не смогли убедить в том, что _________________________________________