Ребенок 7 лет неуправляемый не слушается что делать
Ребёнок (7 лет) не слушается. У меня сдают нервы. Что делать?
Здравствуйте. Мы живем втроем, муж, я и дочка. Утром школа, потом продленка, 4 раза в неделю музыкальная школа танцы, ходит с удовольствием, никогда не отказывается, проблемы начинаются только дома. Вечером приходим бывает поздно в 20:00, уроки делаем поздно, 8:30, встаем в 9:00. После уроков хочет с мамой провести время, поговорить и полежать, посмотреть мультики. Поэтому поздно ложимся, в 10:00, я ложусь в 10:00 с мужем а она говорит не хочу, что хочу то и делаю
Стараюсь реагировать спокойно, выхожу из комнаты. Но когда утро мне на работу она начинает истерить, я ругаюсь
Хотя сначала подойду, поглажу по спинке, так бужу. А на не встает. Говорит не высыпается, и будет спать. На продленке тоже самое мне говорят, сама не спит, потом уснет и не может встать, встает самая последняя. Потом матае нервы там, не так заплели, все не так.
4 раза в неделю музыкальная школа танцы, ходит с удовольствием, никогда не отказывается, проблемы начинаются только дома
Из того, что вы описываете, я понимаю, что у ребенка нет четкого режима и она очень устает.
Просмотр телевизова менее чем за час до сна возбуждает незрелую детскую нервную систему. Поэтому, перед сном лучше оставить душ, чтение книжки вместе с вами, например. Можно просто поговорить с ней и обсудить прошедший день.
Школа в 8:00, уроки они не делают на продленке. Танцы у нее с 4 лет были. В последнее время она без мультиков, наказана, но ничего не изменилось, не каждый день, но периодически всплески и они участились. Режим подымаю в 7:00, ложится в 10:00
А танцы все время разное время, по расписанию.
Вечером она очень активна, и без мультиков. Так и не скажешь что устала, уроки делает очень даже красиво и правильно. Я поняла что перед сном исклучить мультики. Мультики я смотрю с ней вместе и обсуждаем, часто это даже не мультики, а какое-нибуди видео о животных.
Попробую исключить телевизор перед сном.
Подскажите как мне реагировать на то: Уйду из дома или покончу собой?
Подскажите как мне реагировать на то: Уйду из дома или покончу собой?
сын стал неуправляемый.что делать
Вай, вы какие предсказуемые)) Я просто мысль закончить не успела- дела отвлекли.
Сочетается прекрасно. Потому что дети, когда вырастут и заведут своих детей, будут знать, что есть ситуации, когда чадо надо просто выпороть. Не бегать по психолугам, не искать причины в мифических кризисах, а взять ремень и задать вектор. И, помня, когда и в каком виде им прилетало от родителей, они смогут проанализировать поведение своего чада и решить, что лучше сейчас- беседа или другие виды внушений, или ремнин внутрипопочно.
Я пишу об этом достаточно часто, намного чаще, чем применяю. Последий раз я лично хваталась за ремень осенью, и то до ребенка не долетело- по стенам похлопала. Но я признаю за ремнем право на существование. Тысячелетиями родители использовали попу для наказаний, если применять «редко, но метко»- будет не вред, а польза.
У автора ребенок наверняка не в первый раз показывает зубки, сие «борзение» пресечь демократическими способами она не смогла. Либо она сейчас резко восстановит субординацию, какими угодно способами, либо ребенок перестанет ее слушаться вообще, а, чем он старше, тем восстановление субординации сложнее.
Нет, ничего страшного не случится от разового ремня. Я не предлагаю за него хвататься при каждом акте неповиновения. По попе прилетает раз в год, когда уж совсем ребенок от рук отбивается. А воспитание уважения друг к другу происходит ежедневно на протяжении всей жизни ребенка в семье. Одно другому никак не помешает.
пробует границы дозволенного и сопротивляется ненужным запретам.
Кризис 7 лет у ребенка – причины и помощь. Совет психолога
Истерики, сложности в школе, еще вчера ребенок играл в детском саду, а уже сегодня у него появилось много обязанностей, с которыми ему сложно справиться самостоятельно. Как помочь ребенку пережить кризис 7 лет? Рекомендации психолога.
Кризис у ребёнка 7 лет. Что делать?
Что же такое «кризис 7 лет у ребёнка»? Это кризис в развитии ребёнка, возникающий в момент перехода из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Ребенок становится школьником, у него появляются новое социальное окружение и социальный статус, остро встает вопрос адаптации к новым социальным условиям. К ребенку начинают предъявляться особые требования. Он вплотную сталкивается с оценкой себя другими.
1. Потеря детской непосредственности.
В школе ребёнок впервые сталкивается с серьёзными ограничениями в плане дисциплины. Правила, школьный дресс-код, уроки, длящиеся по 45 минут и невозможность выплеснуть физическую энергию, когда пожелаешь. Это кардинально переворачивает красочный мир ребёнка, в котором не было места для концентрации на порой скучных для него задачах.
2. Осознание собственного «Я».
В возрасте 7 лет к ребёнку приходит осознание собственных переживаний на более глубоком уровне, чем когда он был дошкольником. Он начинает постепенно понимать, как устроен не только мир, но и он сам. Такие мысли, как «кто я такой?», «что мне нравится?», «что я сейчас хочу?» теперь всё чаще появляются в голове у школьника. Понимание сопровождается не только позитивными эмоциями, но и временными разочарованиями и неудовлетворением тех потребностей, которые раньше были удовлетворены родителями. Из-за комбинации этих факторов могут происходить истерики у ребёнка 7 лет.
3. Обретение нового статуса.
Ваш малыш больше не малыш, а ученик. У него появились новые права и обязанности, которые он должен соблюдать. Первая ответственность в виде заданного домашнего задания, поддержания опрятного внешнего вида и дисциплины на уроках. Если раньше вы могли спустить ему с рук разные шалости, то теперь в его окружении появились люди (а именно, учителя), которые этого делать не собираются. Поэтому теперь ему приходится учиться сдерживать свои импульсы в социуме, сохраняя за собой приобретённый статус, что не всегда может быть легко выполнимой задачей.
4. Новые друзья.
Зачастую, именно в этом возрасте ребёнок начинает больше времени проводить со сверстниками. Он перебирает одного одноклассника за другим, знакомится с особенностями поведения своих новых знакомых и познаёт на себе первые чувства (дружба, симпатия, гнев, обиды, несправедливость и т.д.). Очень часто кризис 7 лет у ребёнка возникает как раз из-за столкновения чистого, ничем не обременённого сознания с мирскими чувствами.
Основные признаки кризиса 7 лет.
Все изменения ребёнка можно разделить на 3 основных группы:
1. Первая группа симптомов связана с возникшей тягой ребёнка к самостоятельности:
— появление большого интереса к семейным делам. Это может быть и заинтересованность во взаимоотношениях родителей, в бюджете семьи и т.д.;
— частое вступление во взрослые разговоры, порой со знакомыми родителей;
— внезапное желание взять на себя новые обязанности, проявляя большую важность к своей персоне.
2. Ребёнок 7 лет неуправляемый? Тогда он относится ко второй группе, которая имеет кризисные симптомы, связанные с нарушением правил и обычаев, принятых в семье:
— разбрасывает или вовсе ломает подаренные игрушки;
— на любые просьбы отвечает отказом;
— проявляет упрямство, часто спорит с поводом и без;
— грубит, гневно высказывается.
3. Третья группа отличается подражанием взрослым людям:
— передразнивает мимику, голоса и движения взрослых;
— просит купить модную одежду и дорогие гаджеты;
— слишком сильно обижается, когда слышит критику или шутки в свой адрес;
— часто может кардинально меняться настроение.
Если вы заметили одно или несколько отклонений в поведении ребёнка, указанных в данном абзаце, вероятно ваше дитё переживает кризис 7 лет. Все проявления имеют очень важное значение как в развитии, так и в дальнейшей жизни ребёнка.
Гендерные особенности.
Несмотря на то, что причины возникновенияистерики у ребенка 7 лет примерно одинаковые, гендерные различия в поведении детей всё-таки ощутимы. Проблемы у девочек и у мальчиков проявляются по-разному.
Девочки быстрее привыкают к новому школьному этапу и становятся более сосредоточенными и ответственными в статусе ученика. Поэтому они могут спокойно переносить многие потрясения, пока находятся вне дома. Так, прилежная ученица в школе может по приходу домой закатывать бурные истерики и капризничать по каждому поводу в присутствии родителей. Родителям важно проводить спокойные беседы с девочкой, часто спрашивать о её состоянии, направлять её в творческие дисциплины, где она сможет показать себя настоящую.
Мальчики же в семилетнем возрасте чересчур стараются проявить себя, выплеснуть свою энергию и показать все свои умения и качества. Поэтому их поведение зачастую бывает броским, не поддающимся внешнему контролю. Соперничество с другими мальчиками, агрессивное поведение, задирание девочек – почти каждый мальчик проходит через этот период. Родителям очень важно направить энергию ребёнка в нужное русло, например, в спорт, в прогулки и игры на свежем воздухе.
Итак, подводя итоги по признакам гендерных различий, можно понять, что девочка направляет энергию внутрь себя, стараясь не получить осуждения от окружающих (если это не родители). А мальчик, наоборот, всю свою энергию отдаёт окружающему его миру.
Кризис глазами ребёнка.
Попробуйте вспомнить, каково это быть ребенком 7 лет. Какие ощущения вы испытывали и что вас не устраивало в поведении ваших родителей.
Допустим, вам 7 лет. Вы впервые пришли в школу, куда, между прочим нужно рано вставать и каждый день с вечера собирать портфель. Начиная с 1 сентября, все вокруг то и дело твердят о том, что вы теперь взрослый. А что это значит, вы пока понять не можете. Ведь и портфель вам собирала мама, и на линейку идете за руку с папой.
Тут вы встречаете своих будущих одноклассников, с которыми вам обязательно нужно познакомиться. Вы же пришли в школу социализироваться, а не в углу сидеть. А если вам кто-то не нравится, что делать? – не общаться, на мелкие оскорбления отвечать тем же (или начать плакать). Но нет, я же теперь человек взрослый, надо искать компромисс для решения конфликта. И… пока не можете.
Потом, из школы вас встречают родители, а вы, расстроенный первой ссорой/дракой идёте домой и думаете: «рассказать ли об этом происшествии родителям или я уже слишком взрослый для таких слабостей?».
Вот так и ощущается кризис 7 лет у ребёнка. Постоянные противоречия, желание стать взрослым и принимать взрослые решения. При этом невозможность осуществления своих желаний в силу столь малого возраста и опыта.
Как пережить этот период родителям?
Возрастной кризис 7 лет у ребёнка отмечается новым жизненным этапом как для самого ребёнка, так и для родителей. Все прежние методы воспитания становятся не эффективными и приходится прибегать к различным советам из источников.
Итак, в первую очередь родителям стоит поставить себя на место ребёнка. Вспомните, как вы в детстве не любили опеку своих родителей. Как хотели познать этот мир самостоятельно, без чьей-либо помощи.
Не старайтесь гиперопекать своё дитё, ласково направляйте его, без повышенного тона.
Что нельзя делать:
1. Не перегружайте его кружками и секциями. Пусть выберет что-то одно и вкладывает время в учёбу и дополнительные занятие равномерно.
2. Не давите на ребёнка. Со временем всё «устаканится», главное спокойно относиться к его «непростому» периоду.
3. Ещё одна крайность – не игнорируйте его проблемы в школе. Всё-таки родитель порой может помочь чуть больше, чем если ребенок справляется с неприятностями в одиночку.
4. НИКОГДА НЕ унижайте своего ребёнка! Это ведёт за собой целый набор будущих комплексов и травм, которые далее распространятся не только на его самоощущение, но и на его близких друзей и знакомых.
5. Не досаждайте разговорами о наступившем взрослом периоде. Это лишь усугубит проблему, а не даст с ней разобраться.
Что нужно делать:
1. Проводить больше времени с ребёнком, особенно на свежем воздухе, занимаясь разными видами активности.
2. Демонстрировать свою любовь в виде ласк, нежности, поцелуев, объятий.
3. Разговаривать на различные темы.
4. СЛУШАТЬ внимательно всегда, при любых обстоятельствах!
5. Смеяться и дурачиться вместе. Это поможет ребенку довериться вам.
Последствия кризиса у ребёнка 7 лет.
Важно понимать, что ребёнок не виноват в том, что с ним происходит, и от грамотного отношения родителей к данной проблеме зависит окончательный исход.
Правильная стратегия воспитания и спокойствие родителей могут помочь не только здраво перенести период взросления ребёнка, но и развить в нём:
— положительное отношение к учёбе,
— уважение к учителям,
— желание узнавать новое,
— желание добиваться успеха.
Но есть и негативный исход, как, например:
— снижение самооценки, неуверенность в своих способностях;
— потеря интереса к получению знаний;
— конфликты с учителями и одноклассниками.
Как помочь малышу. Советы психолога.
Обязательно запаситесь терпением, чтобы обеспечить ребёнку необходимую поддержку на данном этапе его жизни.
Спрашивайте мнение своего ребенка по семейным вопросам, советуйтесь с ним.
Радуйтесь его начинаниям, маленьким победам.
1. Очень важно обсуждать не отметки, а школьную жизнь в общем. Его друзей, хобби, времяпровождение, забавы на переменах. Чему он радуется, что его тревожит и т.д.
2. Позволяйте ему самостоятельно выбирать занятия, которым он будет посвящать свое время. Не делайте его заложником своих нереализованных желаний!
3. Показывайте свою любовь и обеспечивайте своевременную заботу. Позвольте ему упереться на вас в случае своих неудач.
Что делать, если ребенок 5-7 лет не слушается?
В жизни каждого родителя может наступить определенный, довольно неприятный момент, когда ребенок не слушается. Отказ от послушания может быть вызван пустяковой причиной, например, ребенок не откликается, когда его зовут и не подходит, когда его просят подойти. Либо ребенок не слушается, когда его просят о чем-то более серьезном: убрать игрушки, сесть делать уроки или доесть суп. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит. С раннего детства ребенок должен ощущать авторитет родителя и понимать, что старших слушать просто необходимо. В противном случае, в более позднем и «проблемном» подростковом возрасте, совладать с любимым чадом будет практически невозможно.
Ребенок не слушается родителей в 5 лет
Ребенок в возрасте 5 лет очень редко капризничает или не слушается без причины. Задача родителя – выяснить причину, которая вызвала непослушание. Психологи выделяют 4 наиболее распространенные причины, почему ребенок в таком возрасте может не слушаться:
1. Недостаток внимания
Ребенок 5 лет начинает осознавать собственную ценность в глазах родителей. Непослушание может быть вызвано желанием утвердиться за счет повышенного внимания родителей. Либо, если малыш испытывает недостаток внимания, непослушание – попытка это исправить: если он не будет слушаться, на него точно обратят внимание. При этом ребенок готов пренебречь тем фактом, что внимание, которое он привлекает – негативное. Последствия такого непослушания могут быть достаточно серьезными: дети становятся все менее контролируемыми, делают все вопреки тому, что говорят взрослые. Особенно часто подобное случается, когда у родителей не хватает времени, им часто приходится попросить ребенка подождать немного. Малыш начинает понимать: чем хуже он будет себя вести и чем чаще делать что-то не так, тем больше мама или папа уделят ему внимания.
2. Попытка самоутвердиться
Если вы уделяете ребенку достаточно внимания, а он все равно не слушается, причина может крыться в подсознательном желании сопротивляться контролю со стороны взрослых. Как правило, от этой причины «страдают» очень благосостоятельные семьи.
3. Попытка отомстить или выместить обиду
Часто дети в 5 лет не слушаются, потому что затаили обиду и таким образом пытаются это показать. Вы могли несправедливо наказать его, например, не разобравшись толком, наказать за что-то, чего он не делал. Иногда ребенок 5 годов от роду может вымещать обиду за то, что родитель дал обещание, но не сдержал его.
4. Проблемы с верой в себя
Ребенок 5-7 годов прислушивается к окружающему миру, во многом формирует собственную личность, исходя из примера родственников и особенно родителей. Если мама или папа постоянно недовольны, говорят, что у малыша «кривые руки», он глупый, какой-то не такой, и уж точно не такой послушный/старательный/опрятный, как ребенок соседей – не стоит удивляться появлению комплексов. Ребенок теряет веру в себя, закомплексованность сказывается на поведении и в конце концов, он начинает не слушаться родителей.
Что делать, если дети 5 лет не слушаются?
Желание родителя как можно скорее исправить ситуацию понятно, однако не стоит кричать на ребенка, ругаться, наказывать и выстраивать дома более строгую дисциплину, это не поможет.
Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что ребенок не получает достаточно внимания, нужно попытаться исправить именно это. Как только чадо снова почувствует себя нужным и любимым, желание капризничать и делать все наперекор пропадет. По выходным выделяйте минимум несколько часов на совместное времяпрепровождение, BrainApps расскажет, как весело и с пользой провести время с ребенком. Стоит понимать, что пары часов раз в неделю недостаточно. Если вы занятой человек, пообещайте ребенку проводить с ним хотя бы полчаса в день, например, перед сном – читать вместе книжки, разговаривать, найдите совместное хобби. Не забывайте о своем обещании, покажите, что вам также важно это время, которое вы проводите вместе.
Выстраивайте с ребенком доверительные отношения, он должен знать, что может поделиться любой затаенной обидой. Если доверительный контакт утерян, психологи советуют делать упор на физический контакт: прикосновения в таком возрасте показывают заинтересованность, чаще обнимайте ребенка, целуйте и гладьте по голове.
Ребенок не слушается в 6 лет
Поведение ребенка 6-7 лет и младше напрямую зависит от того, в какой обстановке он растет, как с ним ведут себя родители и другие близкие родственники. Редкое непослушание – совершенно нормально, психологи указывают, что все дети время от времени не прочь показать характер. Если же ребенок всегда был более-менее послушным, а в какой-то момент будто с цепи сорвался, перестал слушаться, абсолютно все действия выполняет наперекор указаниям, это повод задуматься. Нет, не о том, что ребенка нужно больше ругать и контролировать. Скорее всего, изменилась обстановка в доме или ваше, родительское отношение.
Если ребенок не слушается, возможно стоит начать искать причину в себе. Психологи выделяют 4 распространенные причины, почему дети 6 лет могут не слушаться:
1. Непонимание
Возможно ребенок попросту не понимает, что от него хотят родители. Задача слишком сложная, ее плохо, непонятно объяснили. Не понимая, что нужно делать, дети теряются и часто расстраиваются. Представьте реакцию дошкольника, когда на него, за то, что он чего-то не понимает, еще и кричат. Это вызывает еще больше растерянности и непонимания, а вдобавок ко всему, обиду и нежелание слушаться.
2. Врожденный темперамент
Не забывайте о том, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте и уже в 6 лет он может проявлять свою индивидуальность. Спокойные, меланхоличные дети способны безропотно подчиняться родителям, молчать и быть «паиньками». Однако все дети разные, некоторые обладают взрывным темпераментом, более упрямым, норовистым характером. Может быть, вы разговариваете с ребенком слишком грубо? Часто кричите, своими указаниями пытаетесь подавить его характер. Непослушание в таком случае – всего лишь проявление индивидуальности. Это не значит, что если ребенок не слушается, с ситуацией можно ничего не делать. Нужно изменить подход, больше объяснять, разговаривать и находить компромиссы.
3. Нехватка внимания
В 6 лет дети все еще требуют к себе много внимания, даже если они уже ходят в школу и имеют возможность общаться со сверстниками. Родители, которым постоянно некогда, вызывают у ребенка гнев, раздражение и прочие негативные эмоции, которые выливаются в непослушание.
4. Попытка доминирования
В возрасте 6 лет дети находятся в своеобразном переходном возрасте, ведь это время, когда молочные зубы заменяются на коренные, а привычная обстановка дома и детского сада меняется на школу. Изменение поведения в этом возрасте естественно для некоторых детей. Если вашего ребенка будто подменили, возможно он просто проверяет вас на прочность, пытается доминировать и показать, кто же в семье главный. В таком случае, вам придется отстоять свое главенство в семье, но не криками и ссорами, а терпением, авторитетом и настойчивостью.
Что делать, если дети 6 лет не слушаются?
В 6 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понимать родителя и то, что ему объясняют. По этой причине психологи не советуют делать что-то особенное и изобретать велосипед, вам всего лишь нужно поладить с чадом, найти контакт. Нужно избегать ссор, криков, недопонимания. Налаженный контакт – прямой путь к гармонии в доме, послушанию ребенка.
Если ребенок не слушает и не отозвался на просьбу в первый раз, проявите терпение. Повторите второй раз, третий, если понадобится – четвертый и даже пятый. Разговаривайте твердым, уверенным тоном, не повышайте голос, приведите пример, доказывающий вашу правоту. Научитесь не требовать, а просить. Если ребенок не слушается и не реагирует на слова, добавьте в голос твердости, возможно вам даже понадобится подойти и посмотреть ребенку в глаза, то есть, добиться внимания. Важно при этом говорить спокойно, чтобы дошкольник не чувствовал угрозы.
Родители должны не забывать хвалить ребенка, когда он выполнил просьбу или сделал полезное дело. Лучше, чтобы любые бытовые мелочи, от выноса мусора до мытья посуды и уборки в комнате, сопровождались словесной похвалой. Так вы поспособствуете формированию здоровой, любящей обстановке в доме.
В 6 лет дети уже умеют слушать, поэтому, если вы чувствуете, что у вас плохое настроение, вы в любой момент можете сорваться на крики, расскажите об этом ребенку. Нет, конечно, вам не нужно предупреждать его о планируемых криках, однако вы можете объяснить, что устали на работе, не в настроении, а потому лучше с вами не спорить и не пререкаться. Если ребенок все равно не слушается, отложите разборки на несколько часов, но постарайтесь о них не забыть.
Ребенок не слушается в 7 лет
Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.
Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:
Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь. Не ругаться и не кричать, вызывая ответную агрессию, а договариваться и убеждать логическими доводами.
Если ребенок 7 лет не слушается, что делать?
Этапы психологического взросления
Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.
Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.
В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность. Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.
Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.
Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:
Рекомендуем посмотреть видеозапись семинара знаменитого психолога Сатья Дас о воспитании детей пятилетнего возраста:
Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей
Основные причины аномального поведения маленького ребенка необходимо искать в окружении. Дети развиваются и учатся в обстановке, в которой растут. Они формируют свое поведение, опираясь на поведение близких людей — родителей и родственников. Маленькие девочки и мальчики формируют собственную модель поведения, глядя на маму и папу.
Проблемы в семье
Частая причина агрессивности — напряженная обстановка дома. Не обязательно родители поступают неправильно по отношению к ребенку; они, возможно, часто ссорятся между собой. Если дети видят агрессию, которую мама и папа проявляют по отношению друг у другу, присутствуют при ссорах, слышат крики и ругань, это обязательно негативно отразится на их эмоциональном состоянии.
Причины социально-биологического характера
Агрессивность у детей дошкольного возраста проявляется из-за окружения, в котором они растут. Ребенок может слышать от родителей слова неприязни или пренебрежения к людям, которые мало зарабатывают или придерживаются других взглядов на жизнь. В таких семьях дети бывают агрессивными к сверстникам, которые иначе одеты или имеют не такие современные игрушки. Ребенок может агрессивно вести себя с уборщицей в детскому саду, дворником на улице.
Как следствие недостатка внимания
Если родители не проводят достаточно времени с ребенком, он пытается плохим поведением привлечь к себе внимание. Дети обижаются, если взрослые равнодушно относятся к их успехам
При этом прослеживается связь между недостатком внимания и недостатком воспитания. Возможно, ребенку не рассказали, как вести себя со сверстниками и со взрослыми
В этом случае ребенок поступает интуитивно и на невнимание с чьей-то стороны отвечает злостью
Причиной может стать и наличие любимчика среди родителей. Например, мама всегда строгая, заставляет подчиняться, часто ругает и наказывает. Папа же добрый, все покупает, многое разрешает. В этом случае, если родители поссорятся, сын или дочь будут проявляться агрессию к менее любимому родителю, защищая другого.
Причины личного характера
Дети могут проявлять признаки нестабильного и неустойчивого эмоционального состояния. Причин может быть несколько. Иногда в основе агрессии лежит страх. Ребенок находится в постоянном ощущении тревоги, его мучают ночные кошмары. В этом случае агрессия — защитная реакция.
Если родители не привили ребенку чувство самоуважения, он может выражать злостью недовольство собой. Такие дети испытывают негативные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающим.
Еще одна причина — это чувство вины. Если ребенок кого-то обидел, ему стыдно признать свою ошибку, вместо этого он проявляет агрессию по отношению к тому, перед кем испытывает вину.
Нарушения физического здоровья
Не всегда причина агрессивного поведения заключается в психологическом состоянии, нередко такую реакцию вызывают соматические патологии. Тяжелыми черепно-мозговыми травмам, отравлениями и инфекциями могут быть вызваны нарушения в работе головного мозга.
Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми
Ученые спорят по поводу того, могут ли жестокие компьютерные игры стать причиной агрессивного поведения. Увлечение подобными играми является скорее не причиной, а следствием. Мирный и послушный ребенок не будет выбирать подобные забавы. При этом, жестокие игры негативно влияют на мозг человека, делая его менее сострадательным, т. е усугубляют ситуацию.
Возможные мотивы серийного обидчика
Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?
«Все так делают»
Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.
Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.
«Пусть лучше он, чем я»
Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.
Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».
«Он сам виноват!»
Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.
Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.
Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?
Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.
«Это весело»
Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.
Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.
«Он первый начал!»
«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.
Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода
И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.
Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.
Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.
Подготовила Надежда Лукашова
о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, ребенок и родители
Причины проявления агрессии
Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:
Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные
Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.
Леворукие дети. Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой
У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.
Некоторые особенности воспитания также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.
Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.
Особенности возраста
Пятилетние дети – большие индивидуалисты
Им важно самовыражение
Они всячески привлекают к себе внимание
Таковы особенности психического развития в этом возрасте, которые могут приводить к вспышкам детской агрессии.
Например, пятилетке может нравиться самостоятельно подбирать себе одежду. Маме придётся либо спорить с ним по поводу выбранного наряда и искать компромисс, либо соглашаться на его условия.
Пятилеткам нравится отстаивать свою точку зрения, потому они идут наперекор родителям. Собственные желания для пятилетних детей всегда первостепенны и им ещё сложно сопоставить их с чужими возможностями и потребностями.
Они до последнего будут проверять выставленные родителями границы, капризничать, закатывать истерики
И, вместе с тем, в этом возрасте одобрение взрослых для них крайне важно. Они очень чувствительны и ранимы
У пятилеток богатое воображение. Они любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Поймав однажды малыша на лжи, нужно спокойно ему объяснить, что этого делать не стоит.
В пятилетнем возрасте у детей появляется потребность заботиться о ком-то. Часто они просят родителей о братике или сестричке (читайте статью по теме: Как решиться на второго ребенка?>>>), о домашнем питомце.
Если нет возможности выполнить их просьбу, следует подыскать альтернативу.
Делая из него помощника, мы повышаем детскую самооценку и показываем ребенку, что считаемся с ним, уважаем его.
Полноценное общение с родителями в пятилетнем возрасте быстро приносит свои плоды.
Это период, когда дети усваивают всё на лету, поэтому беседы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как нужно себя вести, а чего делать не следует – будут очень эффективными.
С помощью терапевтических сказок про непослушание тоже можно добиться изменений в поведении ребёнка в лучшую сторону. Сказки помогут ему понять себя и свои эмоции и научат правильному поведению.
Действия «под запретом»
Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.
Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.
Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком. Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.
Советуем Вам посмотреть передачу доктора Комаровского о непослушных детях.
Еще несколько советов родителям агрессивных детей
Если ребенок увидит, как вы признаете свои слабости, как пытаетесь совладать с эмоциями, ему будет легче это делать самому.
Когда он успокоится, стоит обсудить причины произошедшего, его мотивы, ощущения. Спросите его, как ощущают себя окружающие? Захотят ли дети дружить с ним после произошедшего? Как он может исправить ситуацию, и как избежать ее повтора?
Осуществляйте контроль передач по ТВ, которые смотрит ребенок, не следует допускать, чтобы он смотрел новости и мультфильмы, в которых есть элементы жестокости.
Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви
Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях
Запаситесь терпением, и у вас всё получится!
Причины детской агрессии в садике
Некоторые родители сталкиваются с проблемой агрессивного поведения ребенка в детском саду. Воспитатель может жаловаться на то, что малыш кусается, инициирует драки, ругается. Существуют разные причины того, почему дети дерутся в детском саду.
Все они объединяются в две группы: внутренние и внешние. Первые связаны с переживаниями, особенностями темперамента и нервной системы, характера, психики, вторые – с негативным влиянием факторов окружающей среды.
Среди внутренних причин детской агрессии в учебно-воспитательном заведении, стоит выделить:
кризис возраста. Малыши, подрастая, осознают, что могут совершать многие действия самостоятельно. Если не давать им проявлять инициативу, то они начинают показывать свое недовольство. У одних детей это выражается в плаче, у других – в агрессивном поведении;
дефицит физической активности;
страх и тревога. В этом случае агрессия выступает в качестве защитной реакции;
индивидуальные особенности психики. Человек может иметь низкий уровень активного торможения. Любая неприятная ему ситуация быстро выводит его из себя;
недостаток внимания
Проявлением агрессии малыш может привлекать к себе внимание;
неумение адаптироваться в коллективе, выражать свои эмоции. Если ребенка не научили общаться со сверстниками и взрослыми людьми, он будет вести себя неправильно, невоспитанно;
внутренний конфликт, обида
В таком случае детсадовец может бить и обзывать более слабых. Этим он выплескивает свои негативные эмоции.
К внешним причинам агрессии у дошкольников относятся:
Как правило, к агрессии предрасположены такие категории детей:
Чтобы понять, почему ребенок ведет себя в садике агрессивно, необходимо проанализировать его поведение, отношение со сверстниками, особенности характера. Выяснить причину частых драк может грамотный психолог.
Представители разных полов выражают агрессию по-своему. Девочки являются более эмоциональными и свое недовольство они обычно высказывают. Мальчики склонны демонстрировать физическую силу.
Как реагировать?
Запомните важное правило: «Насилие порождает насилие». Если не хотите, чтобы ваш ребенок дрался, не показывайте ему негативный пример
Так что же делать родителям, как правильно себя вести:
Психологи рекомендуют пошаговую модель поведения в данной ситуации:
Если ваш двухлетний малыш совсем перестал слушаться или трехлетний ребенок постоянно закатывает истерики – вам стоит ознакомиться с рекомендациями психологов и особенностями этого возраста.
Что же делать?
Родителям надо помнить — неповиновение не означает, что ваше чадо хочет специально сделать вам что-то назло или причинить вред.
Правила для родителей:
Можно ли считать непослушание психическим отклонением?
Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.
Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.
Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.
Как отучить от драк в детском саду?
Возможно, действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее. В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.
Объясните малышу его чувства
Порой ребенок и сам не понимает, почему он вступил в драку. Постарайтесь почаще разговаривать с малышом. Подсказывайте как лучше себя вести, чтобы не огорчать близких.
Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.
Придерживайтесь установленных правил
Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил. Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.
Если установили запрет, то не отступайтесь от него ни при каких обстоятельствах. Просмотр мультфильма или компьютерная игра – обозначили время 30 мин, значит именно столько, даже если друзья пришли или праздник семейный. Правило есть правило и его надо соблюдать.
Научите управлять эмоциями
Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает, задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.
Особенно нуждается в вашей поддержке и внимании малыш в возрасте –5 лет, психологи называют этот возраст “нежным”.
Советы и рекомендации психолога
Основные признаки кризисного периода
Непослушание и агрессия являются ключевыми признаками кризиса 7 лет
Не заметить наступление переходного этапа практически невозможно, ведь он ярче всего проявляется в поведении. Основными признаками переходного этапа считаются:
Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание: ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый-ребёнок, малыш становится «неудобным». Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса
Гораздо важнее то, что маленькая личность в этот период нуждается в понимании и заботе. И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему чаду.
Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов
Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей…
Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим
Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами
Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.
Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.
Что делать: советы психологов
Энергия у этих семилетних людей бьёт ключом и чтобы не превратиться в разрушительную силу, она должна найти мирный выход.
У гиперактивных детишек нужно:
тренировать внимание;
соблюдать чёткий график учебных занятий;
обеспечивать двигательную активность;
хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.
Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.
К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:
От родителей при это требуется чётко соблюдать установленные границы поведения. Ребёнку необходимы рамки. В атмосфере вседозволенности он становится нервным, тревожным.
Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации