Ребенок 8 лет пропускает буквы при письме что делать
Проблема пропуска букв в словах
В настоящее время немало родителей и учителей наблюдают у детей проблему пропуска букв в словах. Малыш пишет, старательно выводя каждую буковку, а в результате слышит разочарованную речь мамы или папы. Что же делать? Как помочь маленькому ученику? И можно ли это исправить без помощи специалиста. Давайте разберёмся.
Как повысить грамотность ребёнка по русскому языку?
В рамках этой статьи я не буду затрагивать проблему незнания орфограмм. Сейчас разговор пойдет о «глупых» ошибках, которые необходимо убрать, и тем самым повысить грамотность ребенка.
Причины пропуска букв на письме, различные недописки букв и т.д. могут быть разные. Разберём основные из них.
Что служит причиной пропуска букв на письме?
Логопедическая причина
Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, то я, конечно же, очень рекомендую обратиться за помощью к логопеду. Но, кроме упражнений, рекомендованных специалистом, родители могут оказать ребёнку неоценимую помощь, если в виде игры будут выполнять следующие виды заданий:
Слабая концентрация внимания
Развитием внимания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно заниматься постоянно. Для этого существует множество различных приёмов:
Для развития внимания можно использовать также различные игры.
Неразвитый навык самоконтроля
Оценить, что больше нужно развивать у малыша, внимание или навык самоконтроля, поможет следующее упражнение.
Письмо слов или предложений с закрытыми глазами.
Скорость написания будет медленная. Это нормально.
Не нужно оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или частичное наложение букв друг на друга. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию каких-либо правил.
Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами.
Учите ребёнка каждый раз медленно перечитывать написанное. Читать не так, как осталось в его памяти звучание этого слова, а именно так, как написано у него. Если это списывание, то обязательное сравнение написанных слов с исходной записью.
Маленький словарный запас
Многие дети, к огромному сожалению, поступая в первый класс, не владеют элементарными знаниями о себе и об окружающем их мире. И это, конечно же, в первую очередь, недоработка родителей. Таким детям сложнее учиться, они испытывают дискомфорт, наблюдая за более эрудированными одноклассниками. Советую ознакомиться с тем, что должен знать ребёнок к первому классу.
Низкая работоспособность
Все мы разные. Также, естественно, и дети некоторые бывают усидчивые, а некоторые отнюдь. Но всегда можно найти способ смотивировать ребёнка, объяснить ему и убедить его в необходимости того или иного действия. Обязательно создавайте для детей ситуацию успеха. И, конечно же, исключить все отвлекающие факторы: разговоры, посторонние шумы, телевизор и т.д. И помним, что работоспособность ребёнка отличается от работоспособности взрослого человека. Это качество развивается со временем.
Помочь ребенку, и даже полностью решить данную проблему, помогают специальные упражнения в виде увлекательных игр.
Упражнения для повышения грамотности
Упражнение 1
Всем известная игра в слова. Когда первый игрок называет любое слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.
Корова — апельсин — носорог — гигант — троллейбус — сапоги — иголка и т.д.
У этой игры может быть много разновидностей. Приведу для примера некоторые из них. Слова называются:
Более сложный вариант, если слова берутся определенного рода, склонения и т.д. можно объединять по два и более критерия. Ребёнок будет учиться удерживать в голове сразу несколько задач.
Усложнить игру можно также, используя какой-либо предмет, который будет передаваться от игрока к игроку при назывании слова.
Таким образом, используя один принцип, мы получаем сразу несколько интересных и очень полезных игр, которые отлично развивают словарный запас, помогают ребенку научиться «представлять» слово, его графическое написание, развивают умение переключать внимание с одного задания на другое.
Упражнение 2
Известная и старинная игра «Балда»
Один игрок загадывает слово, называя из какой оно области (или же нет, по договорённости) и обозначает первую и последнюю букву.
Например: это овощ к — — — — — а
Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать слово. Правильная буква ставится на своё место, а неправильная превращается в буквы слова «БАЛДА».
Победа засчитывается, если игрок успел угадать слово до того, как собралось слово «БАЛДА».
Упражнение 3
Придумывать слова на каждую букву выбранного предмета.
С – сосулька
Т – тапочки
О – осы
Л – листок
Упражнение можно усложнить, если называть слова из той же группы, к которой относится слово. Например, если это белка, то на каждую букву придумываем именно название животного.
Б – бегемот
Е – енот
Л – лиса
К – кабан
А – анаконда
Упражнение 4
Записывание слов специальным образом. Возможны два варианта:
На практике это выглядит следующим образом: слово деревня
После того, как ребёнок научится писать отдельные слова, можно переходить к записи предложений.
Например предложение: Медведь вылез из берлоги.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: ее ые и еои
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.
Упражнение 5
Взрослый называет несколько слов подряд с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова, записанными в столбик.
Взрослый предлагает задание — назови вторые буквы в словах:
Кот
Лук
Лис
Ребенок называет по порядку буквы о, у, и
Можно попросить назвать первую, третью, пятую букву. Количество слов лучше брать 2-4, количество букв 3-7.
Эта игра помогает представлять слово перед собой, мысленно прописывать и запоминать его образ, удерживать буквенную структуру слова в памяти, развивает умение концентрировать внимание.
Упражнение 6
Придумывание слов с заданной концовкой.
Можно играть с одним ребенком или же командами. Соответственно победителем будет команда с максимальным количеством правильно придуманных слов.
Задаётся концовка слова. Например: — ик
Примеры слов: домик, мальчик, ящик, столбик, зайчик, мячик, ключик.
Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
Упражнение 7
Это упражнение похоже на игру в магазин. Только продавать следует определенные предметы, рекламируя их по каждой букве:
Например: берём наушники
н— необыкновенные
а — аккуратные
у— удобные
ш — шикарные
н — нужные
и — индивидуальные
к — красивые
и — интересные
Это упражнение также чудесным образом способствует развитию речи ребенка.
Упражнение 8
Письмо слов с правой стороны строчки, «по-арабски». Слова в этом упражнении пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде.
Например, предложение: В океане живет необычная рыба — рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:
.жё-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.
Упражнение 9
Упражнение помогает убрать такие ошибки, как недописывание слова или если ребенок пропускает буквы или же целые слоги.
Упражнение 10
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем X, слова с гласной «е» — □, а все остальные — /.
Так, предложение: Мы смотрим на птичьи стаи в небе.- выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и — у, и — ц, ц — ч, ш — щ, ё — ю и т.п.).
Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст.
Пропуск букв в словах — серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления.
Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда речь идёт о «глупых ошибках».
Эти упражнения обязательно помогут вашему ребёнку. Применяйте их на практике и результаты не заставят себя ждать.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Как научить ребёнка писать без ошибок?
Может быть, у ребёнка дисграфия?
Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?
Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз «дисграфия». По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Как научиться писать без ошибок?
Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как определить дисграфию у ребёнка?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:
И, наконец, «неаккуратность» в тетради:
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или его часть Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение «Образ слова».
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина. Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение «Шифровка».
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение «Зоопарк».
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»
Ребенок 8 лет пропускает буквы при письме что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Родители часто беспокоятся, что ребенок даже с хорошим звукопроизношением при овладении письменной речью допускает много нелепых ошибок.
Статья:
Родители часто беспокоятся, что ребенок даже с хорошим звукопроизношением при овладении письменной речью допускает много нелепых ошибок. Путает буквы «у» и «и», «б» и «д», «с» и «з», мягкие согласные с твердыми, а мягкий знак вообще выпускает. Некоторые учителя считают, что эти глупые ошибки ребенок совершил из-за невнимательности, но на самом деле, их причина логопедическая – недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Называются такие стойкие повторяющиеся ошибки на письме дисграфией, о которой и поговорим в этой статье.
Что такое дисграфия?
Механизм овладения письменной речью – сложная мыслительная операция, в процессе которой участвуют сразу несколько анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, моторный, кинестетический. Сначала мы слышим звуки, затем проговариваем про себя, затем переводим акустический образ в символ, обозначающий ту или иную букву, и только потом движем рукой по листу бумаги в разных направлениях, чтобы передать услышанное на письме.
Если ребенок допускает в тетради одни и те же ошибки: пропуски букв, замены, перестановки, добавление новых букв или слогов – это нарушение навряд ли можно назвать безграмотностью. «Трва» вместо трава, «етс» вместо «ест», «в гону» вместо «в году», «тясы» вместо «часы», «гупы» вместо «губы» или ошибки в построении грамматической конструкции: нет зеленая платий, пять стеклянный окна и т.п. Если эти ошибки имеют стойкий характер, то речь идет о нарушении работы зрительного, слухового или других анализаторов.
Виды дисграфии
В связи с этим дисграфия делится на несколько видов:
Акустическая.
Артикуляторно-акустическая.
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
Оптическая дисграфия.
Аграмматическая дисграфия.
Акустическая дисграфия
Это как раз тот случай, когда ребенок путает звуки именно потому, что он их недослышит. На почве нарушения распознавания затруднена слуховая дифференциация акустически близких звуков: С-Сь, Т-Ть, Л-Ль, П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж, С-Ш, З-Ж, Ч-Ц, Ч-Щ и других. Подобные нарушения приводят к заменам звуков сначала в устной речи, а затем и буквенным – на письме. Ребенок пишет так же, как и произносит: «калман» вместо «карман», «патка» вместо «пятка», «зказал» вместо «сказал», «чётка» вместо «щётка» и т.п. В моей практике был мальчик, который говорил в нос, поэтому многие ротовые звуки были с носовым оттенком, он писал «на бену» вместо «на беду», потому что так слышал эти звуки.
Коррекция акустической дисграфии ведется с опорой на сохранные анализаторы: зрительный и кинестетический. Перед написанием буквы ребенок произносит соответствующий звук вслух, проверяя кинестетические ощущения, то есть положение языка, губ, зубов, участие голоса и шума при воспроизводстве конкретной фонемы.
Поскольку все звуки речи отличаются друг от друга местом, способом образования, наличием или отсутствием голоса и шума, то отличить одну артикуляторную позу от другой не составит большого труда. Позже, переводя фонему в графему, закрепляем полученный кинестетический образ зрительно.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Суть этого нарушения – отсутствие правильного произношения некоторых звуков. Проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. «Сапка» вместо «шапка», «шапоги» вместо «сапоги», «сапля» вместо «цапля» и т.п. В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежат не только трудности слуховой дифференциации звуков, но и неправильное удержание артикуляторной позы при произнесении звука. Например, ребенок не различает на слух звуки «с» и «ш», но ему надо на что-то опереться при овладении их артикуляцией, и он удерживает язык, губы, зубы в одном и том же положении при произнесении и свистящего, и шипящего звука.
Коррекционная работа заключается в своевременной помощи по воспитанию слуховой дифференциации фонем. Необходима постановка и автоматизация отсутствующего звука. Основной задачей является – научить ребенка удерживать правильную артикуляционную позу для каждого дефектного звука. Таким образом, первоначально работа ведется с устной речью, позже с письменной.
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Нарушение языкового анализа и синтеза может наблюдаться при ОНР (общем недоразвитие речи) как несформированное умственное действие, не сочетающееся с акустической дисграфией. Данный вид нарушения включает в себя:
Анализ предложения на слова;
Слоговой анализ;
Фонетический анализ.
Ребенок не умеет делить предложения на отдельные слова, пишет слитно два-три слова, предлоги с существительными («пасматрелнаниво»), застревает на одном звуке («МагазиМ»), предвосхищает один звук в пределах слова (на деВеВьях»), в пределах предложения (« жуКчат ручейКи»), смешивает звуки («лептбау» – лепят бабу) и т.п. Для этого вида дисграфии свойственна полная непредсказуемость ошибок.
Для коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза необходимо научить ребенка вычленять из речи предложение, из предложения – слово, делить слово на слоги, четко очерчивая границы слога, и, наконец, вычленять фонему в слоге. Для этого используются специальные упражнения, а также отхлопывание слов при делении их на слоги, нахождение местоположения звука в слове. Фиксируется последовательность соединения букв в слово. Работа ведется в направлении выравнивания западающего звена.
Оптическая дисграфия
Этот вид дисграфии не зависит от состояния устной речи и проявляется даже у тех детей, которые чисто говорят. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность оптико-пространственных представлений. Ребенок путает написание элементов букв. Вместо «в» пишет «д», вместо «а» – «о», вместо «ш» – «и», вместо «щ» – «ш», то есть путает похожие буквы. Все буквы в русского алфавита состоят из небольшого набора одних и тех же элементов: палочки, овалы, крючочки, загогулинки, полукруги. По-разному комбинируясь по количеству и пространственному расположению, эти элементы образуют буквенные символы. Недописывание элементов букв свидетельствует о недоучете их количества. Зеркальное изображение букв говорит о неверной ориентированности в пространстве.
Работа по устранению оптической дисграфии начинается с уточнения ориентации в пространстве и на плоскости, верно ли ребенок ориентируется в собственном теле: правая-левая рука, верх-низ, спереди-сзади. Ребенка просят поставить точку в правом верхнем углу бумаги, провести линию вниз в правый нижний угол, затем – в левый верхний и т.п. Нужно также лепить буквы из пластилина, выкладывать из веревочки, чтобы понять, какими элементами они отличаются. Затем навыки написания букв закрепляются в тетради сначала изолированно, затем в составе слогов, слов, предложений и, наконец, в тексте.
Аграмматическая дисграфия
Этот вид дисграфии стоит особняком, поскольку появляется только при изучении грамматических правил, примерно с 3 класса. Например, ученик пишет «много палец» вместо пальцев, «серый кошка» и т.п. Это обусловлено недоразвитием лексико-грамматического строя устной речи. Письменная речь требует анализа структуры слов и их синтаксических связей: изменения слов по родам, числам и падежам, навыка словообразования с помощью приставок и суффиксов, умения согласовывать существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и падеже и т.д. На письме аграмматическая дисграфия проявляется искажением структуры слов, замены суффикса падежными окончаниями, нарушением предложных конструкций, согласований, неумением конструировать предложения.
Для устранения аграмматической дисграфии очень важна профилактика этого нарушения. Родители еще в дошкольном возрасте должны учить детей грамотно оформлять свою речь. Если же ребенок неправильно употребляет грамматическую форму каких-либо слов, например, говорит «мама заходит из дома», нужно объяснить ему смысловое значение этой конструкции.
Далее необходимо учить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии, например, сахар – сахарница, перец-перечница, суп-супница, хлеб-хлебница, конфеты – конфетница и т.д. Если же у ребенка наблюдаются стойкие грамматические нарушения в школьном возрасте, стоит вести коррекционную работу по формированию грамотной устной речи и изучать правила русского языка. При затруднении используют схемы.
Скудность словарного запаса, неумение грамотно выразить свою мысль и правильно записать ее в виде распространенного предложения, недоразвитие причинно-следственных связей приводят к тому, что школьники в старших классах не умеют грамотно писать сочинения и изложения. При обнаружении у ребенка подобного рода ошибок следует обратиться за помощью к логопеду для выявления предпосылок возникновения того или иного вида дисграфий и определения направления коррекционной работы.