Ребенок бьет себя по лицу что это значит
Что делать, когда ребенок бьет себя?
Дочка, когда рассердится или не получается у нее что-то, начинает бить себя по голове, да так сильно. Я ее останавливаю, а она только больше расходится.
Мне довелось быть свидетелем сцены, когда мальчик пяти-шести лет начал жестоко истязать себя. Он, толкнув другого малыша и уронив его на выступ скамейки, увидел искаженное болью лицо товарища и страшно перепугался. А когда раздался рев пострадавшего, первый не выдержал и стал стукаться лбом о дверь подъезда, царапать себе щеки и кричать. Подоспевшие родители не знали, кого успокаивать, а кого наказывать.
Случаи аутоагрессии (агрессии, направленной на себя) не так уж редки в дошкольном возрасте. Чаще всего наказание себя, причинение себе боли — это реакция на собственные неудачные действия и поступки, которые могут вызвать неудовольствие у окружающих. Они не возникают самопроизвольно, а являются усвоенными формами агрессивного поведения. Скорее всего, малышей, практикующих аутоагрессию, достаточно серьезно наказывали в раннем детстве. Но не жестокость наказаний – причина подобного поведения. Оно возникает под влиянием психотравмирующих воздействий: разгневанности взрослых, их яростного недовольства своими детьми. Крики, искаженные ненавистью лица родных, их разъяренность и гнев пугают малышей. Панические настроения, страхи детей могут стать настолько сильными, непереносимыми, что дошкольники начинают наказывать себя сами, как бы опережая реакции взрослых и в определенной мере предупреждая их.
Обычно, став свидетелями агрессивных действий малышей, направленных на них самих, взрослые пытаются всеми силами пресечь эти действия. Но это ведет лишь к усилению аутоагрессии. Ведь именно непомерный страх является причиной ее. Видя же перепуганные лица людей, ребенок только сильнее переживает, чувствуя ответственность за происходящее.
Неуклюжесть и неумелость дошкольников, их ротозейство и доверчивость вполне понятны и объяснимы, точно так же, как и их желание подражать взрослым, помогать им в различных делах. Ребенок трех-шести лет не может быть настолько же ловким и умелым, как его папа или мама. Поэтому постарайтесь быть более терпимыми к их ошибкам и промахам, не загасите в них искру трудолюбия, даже если это сводит на нет ваши многочасовые старания. Если девочка, неся к столу свежеиспеченный пирог, роняет его на пол, то это не повод делать ее объектом яростных нападок. Ведь если бы большой пирог несли вы, а она маленький, тот, что испекла сама, то дело закончилось бы не столь плачевно. Возможно, вы сами запретили дочери портить тесто, так что скорее у вас есть повод для самобичевания.
Именно подобные ситуации могут стать причиной поведения, описанного в первом примере. Гнев близких людей в ответ на промахи и ошибки детей сильно запечатлелся в психике ребенка и стал стимулом аутоагрессивного поведения. Во всех случаях, когда ребенок будет терпеть фиаско, сталкиваться со своей неспособностью соответствовать предъявляемым к нему требованиям, он станет прибегать к самонаказанию. Эта тенденция может стать хронической в школьном возрасте, особенно у детей самолюбивых, подходящих к себе с завышенной меркой.
Эмоционально чувствительные дети страшатся стать причиной чужого страдания. Если же по неосторожности или в сильной запальчивости они наносят физический ущерб кому-то из близких или знакомых людей, то сами переживают в несколько раз сильнее пострадавшего. Здесь-то и появляются случаи самонаказания. Однако не так страшно, что ребенок причинит себе физическую боль, как то, что подобные действия сопряжены с сильнейшим чувством вины, раскаяния и последующей за ними депрессией.
Поэтому, отвечая на вопрос, что делать, когда ребенок бьет себя, следует сказать: во-первых, не провоцируйте его, во-вторых, не усугубляйте его душевных страданий. Терпимость и сдержанность с вашей стороны скорее помогут малышу успокоиться, чем крики, вопросы, вид вашего испуга и растерянности. Если ребенок ищет физической близости, обнимите и приласкайте его, но если противится ей, то лучше не усиливать его агрессию своей навязчивостью.
Можно попробовать отвлечь малыша, но опять же ненасильственными мерами, не путем оттаскивания его, прижатия его рук к телу, затыкания рта. Не будем забывать, что ограничение действий в такой ситуации может породить «рефлекс свободы», то есть желание продолжать свои мазохистские действия вопреки требованиям и стараниям взрослых. Психически нормальный ребенок никогда не укусит себя до крови и сознательно не набьет себе шишку, а вот уворачиваясь от ваших рук, вполне способен нанести себе серьезную травму.
Быть безучастным зрителем сцен самоистязания детей практически невозможно. Поэтому попробуйте инсценировать свой уход, сказать: «Все, я больше не могу на это смотреть!» — и отвернуться или на минуту выйти в другую комнату. Иногда это помогает лучше всякой валерьянки.
Когда ребенок успокоится, желательно какое-то время побыть с ним вместе, просто посидеть и помолчать, позволить ему забраться к вам на колени или почитать любимую книжку. Дайте детям почувствовать, что вы понимаете их душевное состояние и не осуждаете за то, то они сделали. Ваша поддержка очень нужна малышу, она будет способствовать скорейшему изживанию аутоагрессивных тенденций, не позволит развиться мазохистским установкам, то есть стремлению к переживанию мук и страданий и получению от этого извращенного удовольствия.
Почему ребенок бьет себя?
Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина — неправильное воспитание.
В чем причина такого поведения?
Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.
И пока это поведение не будет признано и перестроено, у ребенка будет сохраняться сила невысказанной боли. Став старше, утешение он будет искать в еде, воровстве и в других формах «успокоения».
Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.
Ребенок может бить себя в знак протеста
Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест — качество лидера, поэтому черта таких детей — требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.
Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.
Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.
Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.
Результат наказания: ребенок плачет еще громче.
Эффективная реакция мамы: мягко удержать ребенка, когда он бьет себя. Сесть рядом, успокоить, обнять. В данной ситуации наиболее заслуживающей доверия будет интерпретация чувств ребенка. «Мама не разрешила съесть конфетку сейчас, и ты очень разозлился на маму. Ты сможешь съесть сразу две после обеда».
На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.
Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины
Другой вариант — дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.
Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.
Похлопывание по уху — бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.
Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.
Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.
Эффективная реакция мамы: ослабить внутреннее напряжение, предложить что-нибудь интересное. Комментарий мамы: «Игрушка сломалась? Ничего, мое солнышко, не расстраивайся, я все равно тебя люблю. Даже если мама сердится, она всегда будет тебя любить. Давай попробуем починить ее вместе».
На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.
Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние
Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.
Дети — очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.
Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.
Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.
Эффективная реакция мамы: научить новому поведению. Отвлечь ребенка, задать неожиданный вопрос либо выйти из комнаты. Комментарий мамы: «Ты что-то хотел сказать?» Продолжайте заниматься своими делами и комментируйте дальше: «Когда ты сердишься, я хочу знать об этом». Услышав ответ ребенка, подкрепите новое поведение похвалой. «Это хорошо, что ты сказал, что сердишься. Когда ты бьешь себя, я не понимаю, что ты хочешь мне сказать».
На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.
В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному — воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.
Ребенок 1,3 не слушается и бьёт себя по голове
Как грамотно себя вести если ребенок игнорирует мои просьбы/замечания или смеется в ответ
Во первых, когда ребёнок бьётся головой о стену или сам бьёт себя это может быть симптомом некоторых неврологических заболеваний связанных с внутричерепным давлением. Поэтому рекомендую исключить этот вариант, пройдя обследование у невролога. Если невролог говорит что никакие патологий нет. Значит это поведенческий патерн, т. Е. Видя как вы реагируете на неё когда она «плохо» себя ведёт, она перенемает это отношение и начинает также относиться к себе. И здесь необходимо: 1. Разобраться адекватные ли у вас требование к ней (не ждёте ли вы слишком многого от неё) 2. Исключить физические наказания и крики.
Кстати последнее время перестала себя бить рукой, опять стала ложиться на пол и стукаться лбом, кричит без слез. Я не реагирую, но если долго не успокаивается подходу жалеть и говорю что жалею что так сильно обидно. Успокаивается быстро, если не дается в руки даю поплакать еще. Это дома, а на улице поднимаю с земли и стараюсь переключить либо посадить в коляску, как правило отвлекается и прекращает.
Анастасия давайте попробуем разобраться этих вопросах.
Во первых, когда ребёнок бьётся головой о стену или сам бьёт себя это может быть симптомом некоторых неврологических заболеваний связанных с внутричерепным давлением. Поэтому рекомендую исключить этот вариант, пройдя обследование у невролога. Если невролог говорит что никакие патологий нет. Значит это поведенческий патерн, т. Е. Видя как вы реагируете на неё когда она «плохо» себя ведёт, она перенемает это отношение и начинает также относиться к себе. И здесь необходимо: 1. Разобраться адекватные ли у вас требование к ней (не ждёте ли вы слишком многого от неё) 2. Исключить физические наказания и крики.
рассказываю, что если мама зовет надо подходить.
в итоге зактила истерику с валянием на земле. Я подняла, сказала что так себя вести некрасиво
Это вообще о чём? У ребёнка есть эмоции и не нужно их блокировать. В тот момент когда плачет попробуйте её обнять и пожалеть, если не даётся и кричит, скажите: Лиза (например) злиться? Ты хотела снять шапку а мама тебе не дала? Лиза растроенна? Давайте ребёнку позлиться и посердиться на вас, называя и объясняя ему самому, его действия. И как только он выпустит пар, можно обнять, пожалеть, отвлечь.
В следующий раз, постарайтесь логически завершите эту ситуацию, не забирайте ребёнка из песочницы. Дайте ей возможность по истерить (см. Сообщение выше), а затем сказать что дадите ей лопатку если она её не будет брать в рот, она должна научиться на этой ситуации.
Вы боитесь её истерик, и это постоянно прослеживается, необходимо проработать этот страх.
и так несколько раз пока не доходит до слез, после очередного раза как я ее снимаю
А папа часто с ней играет или шутит? Скорее всего нет, а вот вы, да, поэтому и такое отношение, не всегда серьёзное, но как я писала выше, чем чаше вы спокойно и терпеливо будите стоять на своём, тем быстрее она поймёт что с мама бывает и строгой.
И ещё один момент: не ждите 100% подчинения вашим словам, если процентов 50% выполняется уже хорошо, у детей есть своё мнение и они его отстаивают, а если нет, то это уже патология_)
да и лишнее внимание со стороны окружающих не радует
«Аутоагрессия» — ребенок бьет самого себя: почему?
Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина — неправильное воспитание.
В чем причина такого поведения?
Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.
И пока это поведение не будет признано и перестроено, у ребенка будет сохраняться сила невысказанной боли. Став старше, утешение он будет искать в еде, воровстве и в других формах «успокоения».
Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.
Ребенок может бить себя в знак протеста
Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест — качество лидера, поэтому черта таких детей — требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.
Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.
Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.
Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.
Результат наказания: ребенок плачет еще громче.
Эффективная реакция мамы: мягко удержать ребенка, когда он бьет себя. Сесть рядом, успокоить, обнять. В данной ситуации наиболее заслуживающей доверия будет интерпретация чувств ребенка. «Мама не разрешила съесть конфетку сейчас, и ты очень разозлился на маму. Ты сможешь съесть сразу две после обеда».
На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.
Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины
Другой вариант — дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.
Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.
Похлопывание по уху — бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.
Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.
Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.
Эффективная реакция мамы: ослабить внутреннее напряжение, предложить что-нибудь интересное. Комментарий мамы: «Игрушка сломалась? Ничего, мое солнышко, не расстраивайся, я все равно тебя люблю. Даже если мама сердится, она всегда будет тебя любить. Давай попробуем починить ее вместе».
На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.
Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние
Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.
Дети — очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.
Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.
Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.
Эффективная реакция мамы: научить новому поведению. Отвлечь ребенка, задать неожиданный вопрос либо выйти из комнаты. Комментарий мамы: «Ты что-то хотел сказать?» Продолжайте заниматься своими делами и комментируйте дальше: «Когда ты сердишься, я хочу знать об этом». Услышав ответ ребенка, подкрепите новое поведение похвалой. «Это хорошо, что ты сказал, что сердишься. Когда ты бьешь себя, я не понимаю, что ты хочешь мне сказать».
На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.
В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному — воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.
Первые признаки аутизма
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;