Ребенок боится нырять в бассейне что
Преодолеваем страх воды и учим ребенка плавать
Хвалите малыша даже за ерунду…
Мы хотим поговорить о детях от года и старше. У совсем маленьких деток – всё похоже, только есть некоторая специфика.
Чего не следует делать
Не дуйте малышу на лицо (есть такая методика), кроху это будет пугать.
Не говорите ребёнку “Ныряем!” перед погружением в воду. Желательно, чтобы вы не давали никаких “стандартных” команд. Малыш не должен затаивать дыхание по команде. Он должен быть готов к тому, что при попадании в воду в любую секунду можно оказаться головой в воде. Ребенок должен затаивать дыхание при погружении в воду, при попадании воды на лицо – всегда. Иначе потом он будет плакать, если “команда не поступит”, а вы его захотите окунуть. А именно окунаться надо большое количество раз и самостоятельно плавать малыш сам скоро сможет.
Не кладите ребенка в воде на спину! Дети это очень не любят, хотя инструкторы рекомендуют. Это положение беззащитного! Оно неудобно для ребенка! А кроме этого – опасно! Так проще нахлебаться воды. Научить плавать на спине в сотню раз сложнее, чем плавать спиной вверх. Все дети начинают сначала плавать под водой, а потом уже учатся поднимать голову для вдоха. Просто поначалу родители помогают детям сделать вдох.
Желательно не использовать никаких дополнительных плавсредств – круги, жилеты, нарукавники. Всё это отдалит ребёнка от мысли, что он может плавать. Это показывает ребёнку, что без “подпорок” сам в воде он находиться не может!
Ни в коем случае не учите малыша зажимать ноздри пальцами. Вода затечёт в ноздри совсем чуть-чуть. А ребёнок с самого начала, если вы не будете ему мешать научиться преодолевать этот легкий дискомфорт и отфыркивать воду при выныривании.
Лучше этого не делать:
Не следует водить ребёнка по водичке так, чтобы у него голова была над водой. Дети начинают плавать, опустив голову под воду и только потом, через некоторое время начинают выныривать для вдоха, а уже после этого постепенно обучаются плавать, высунув голову из воды.
Преодолеваем страх воды
Для самых боящихся – самый небольшой объем воды
Начните дружбу с водой с небольшой мисочки, чем больше ребёнок будет играть с водой, тем лучше.
В том случае, если ребёнок соглашается играть в ванной, то поставьте мисочку на дно ванны и туда же посадите ребёнка.
Не начинайте не с надувных бассейнов, а именно с мисочек и тазиков.
Переходим в воду побольше
Когда малыш научился с радостью играть в воде, все его водные игрушки и забавы пусть перекочуют в небольшой надувной бассейн на улице. Если у вас нет дачи, выходите на пляж к речке или морю, кидайте туда его игрушки и наливайте хоть немного воды из речки (моря).
“Ходим” по воде
Если ребёнок не настолько панически боится воды, как в предыдущих случаях, то не стоит начинать с мисочек и тазиков. Даже не стоит ставить надувной бассейн. Сразу мочите ножки и играйте с водой на мелководье. Играйте вместе! Сидите в воде и играйте – чем больше, тем лучше.
Лицо в воду!
Самое важное умение, которое нужно освоить ребёнку – это окунание лица в воду безо всякого страха. Если ребёнок станет опускать лицо в воду безо всякой боязни, считайте, что через неделю он поплывёт. Не стилем, конечно, но барахтаться под водой уже сможет, преодолевая хотя бы метр-два.
Умывания для всех боящихся
Предлагаем начать с умывания, а точнее, с окунания лица в воду, которая помещается в ладошки. То есть, при умывании (или мытье ребёнка) встаньте у ребёнка за спиной, руки протянутие вперед, чтобы они оказались перед ребёнком. Наберите в свои ладони воду и пусть малыш окунет в воду лицо, а вы с небольшой задержкой его умоете. В своих ладошках у малыша помещается мало воды, а в ваших – больше. Но вода через несколько секнуд выльется и это совсем не страшно – ведь это только лишь умывание!
Для более смелых
Окунаем лицо в воду в ванне. Можно просто окунать, а можно устроить игры.
К примеру, игра – вытащить ртом из под воды кусочек яблока или другой удобный предмет.
Плескательные игры
Все малыши любят плескаться и баловаться с водой.
Если малыш полюбит такие игры на малой воде (в ванне, в тазике, в надувном бассейне), то вам легче будет увлечь его водой и в других “водах”.
Хлопаем руками по воде в удовольствие!
Поливаемся водой. Отличное развлечение!
Топаем ногами по воде
Воды для этого “упражнения” должно быть практически по щиколотку – не больше.
Можно топать и на мелководье на речке (море), но тоже – обязательно держите ребёнка за руку.
Бьём ногами по воде, сидя. Это и весело и полезно!
Все это удобно только в надувном бассейне, да еще и если он стоит на травке, а не на бетонном покрытии. Стоим и шлепаемся попкой!
Аквапарк
Ничто так не сподвигает ребёнка к водным забавам, как посещение аквапарка, особенно, если в нём есть хорошая детская зона. Не один крошечный бассейник с двумя горочками, а много водных развлечений.
Если ребёнок совершенно боится воды, то, возможно, вам потребуется посетить аквапарк несколько раз.
Главное – не сидите на шезлонге! Будьте всё время в воде! Причем, именно в детской зоне. Рано или поздно ребёнок к вам присоединится! Но не затаскивайте его насильно, через крик.
Основные правила
Начиная занятия с ребёнком, вы должны реально оценить свои силы – сможете ли вы посвящать этому достаточно времени. Только регулярные занятия дают результат. Ребенок отвыкает ОЧЕНЬ быстро!
Ребенок должен любить тренировки! Он должен испытывать удовольствие от воды! Он должен не орать, как потерпевший, когда вы вносите его в ванну, подъезжаете к речке или подходите к зданию бассейна, а начинать кричать “Ура!”. Именно таким криком оглашают мои дети окрестности бассейна или озера…
Ничего и никогда не стоит делать через плач, через отрицательные эмоции. То есть, ребёнок может слегка покукситься или показать недовольную мордашку. А вы должны его тут же рассмешить, успокоить, отвлечь.
Купая ребёнка в теплой или горячей воде, мы дадим ему расслабиться, но плавать, скорее всего, не научим. Желательно приучать ребенка к более или менее прохладной воде. Специалисты по раннему плаванию говорят, что лучше всего плавать в воде 21-24 градуса. Но подавляющему большинству мам это не по силам. Они сами не могут находиться в такой воде (хотя в море в такой воде поплавали бы, но сидеть в ванне – холодно). Но всё-таки, старайтесь постпенно снизить температуру, в которой вы и ребёнок сидите в ванне. Ну, хотя бы до 26-28. Вода теплее, чем 30 градусов – уже считается слишком теплой! В ней хорошо расслабляться, а не плавать.
Не навязывать “занятия”, а сделать воду естественной средой, такой же, как воздух. Мои дети в бассейне или в море не “занимаются” – это часть их жизни. Маленькими они спали в воде, ели, играли в пальчиковые игры прямо под водой… В воде должно быть много песенок, игр, прибауток, стишков и других развлечений.
На занятиях много хвалите ребёнка! Хвалите даже за ерунду. Хвалите не за что, даже если он разревелся от одного окунания. И уж, тем более, хвалите, если он сделал что-то стоящее! Словом, хвалите всегда!
Показывайте ребёнку свою нежность и заботу. Поддерживайте его всячески! Целуйте его при выныривании обязательно! На первых порах, конечно, потому что потом он будет просто уплывать от вас….
Новое видео:
Новое видео:
Что делать, если ребенок боится воды?
ПОМОЩЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ПРИ АКВАФОБИИ?
Как приятно смотреть на своего малыша, который с удовольствием плещется в ванне или бассейне. Приятно осознавать, что ребенок уже умеет или учится плавать, и сможет противостоять опасной стихии, если придется с ней столкнуться в жизни. Однако не все малыши с восторгом принимают различные виды водных процедур: есть и такие, которые громким душераздирающим криком встречают каждый поход в ванную, превращая даже обычное мытье в «восхождение на Голгофу».
Большинство малышей, которые начали плавать на занятиях по грудничковому плаванию в возрасте до 12-15 месяцев, обычно относятся к водной стихии с большим интересом и радостью: для них купание или плавание – это всегда праздник. Однако у детей, которые приступили к плаванию в возрасте старше года-полутора, нередко встречаются негативное отношение к воде и, даже, ярко выраженная ее боязнь – аквафобия. В этом случае, скорее всего, родителям понадобится поддержка и помощь детского психолога. К счастью, существует несколько способов решить проблему боязни воды у ребенка.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ВОДЫ?
Почему у ребенка возникает страх перед водой? Очень часто маленькие дети в процессе развития получают искаженное нереалистичное представление о потенциальных опасностях водной стихии.
В возрасте 9 месяцев малыш впервые понимает, что существует отдельно от папы и мамы. Это осознание может являться причиной психологического стресса, который проявляется слезами и страхами, каждый раз, когда родители выходят из комнаты. Помещение ребенка в отдельную от родителей среду, емкость или помещение – может увязывать страх разделения с родителями с ванной или бассейном.
В возрасте двух лет страхи перед водой могут быть обусловлены нелогичными выводами из собственных наблюдений. Например, наблюдая, как вода из ванны сливается в канализацию, ребенок может подумать, что и его может засосать в сливную трубу, и он погибнет. Или наблюдая как другие дети, ныряя, исчезают под водой, он может представить, что они тонут.
Попадание шампуня, мыла или хлорированной воды в глаза, нос и рот могут также сформировать у ребенка любого возраста стойкое нежелание повторять этот неприятный опыт, связанный с водой.
ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ СТРАХОВ РЕБЕНКА ПЕРЕД ВОДОЙ
Прежде чем понять, как помочь ребенку справится со страхами, нужно выяснить, чего он на самом деле боится. Детей, которые уже могут говорить, можно попросить рассказать о своих страхах. Но это не всегда получается. В таких случаях ребенка можно попросить нарисовать то, чего он не хотел бы испытать в воде или показать свой страх в игре с куклами или игрушками.
Когда причина страх будет понятна, можно будет поработать с ней.
Для привыкания к воде можно использовать метод десенсибилизации, то есть – постепенного снижения чувствительности. Для этого ребенка постепенно приучают к воде, начиная с обтирания влажной тканью, погружения рук в воду и продолжая принятием душа, погружением в воду ног и, постепенно, всего тела. Достижения на каждом этапе необходимо подкреплять поощрениями, и всячески показывать, как вы гордитесь достижениями ребенка – дети обычно очень хотят радовать своих родителей. Уважайте чувства и страхи ребенка и не заставляйте его продвигаться быстрее, чем он может.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЕСЛИ У РЕБЕНКА ЕСТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Выражайте уверенность в своем ребенке, говоря о нем в его присутствии другим людям, например, инструктору по плаванию: «Да, Даниил немного нервничает, ему надо немного времени, чтобы привыкнуть к воде», вместо того, чтобы закреплять страх фразой «Даниил испугался бассейна».
Хвалите и поощряйте своего ребенка, когда он пытается преодолеть страх. Уверьте, что он в конечном итоге добьется успеха.
Найдите рассказы, в которых герои справляются со страхом перед водой и читайте их ребенку: «Мальчик, который не плавал» (автор — Деб Лаке) или «Эдвард в глубокой воде» (автор — Розмари Уэллс).
Научите ребенка, как расслабить тело перед купанием или плаванием. Научите его напрягать и расслаблять мышцы, дышать с помощью живота (диафрагмы). Глубокие медленные вдохи уменьшают страхи у 40% детей.
Отличный способ побороть страх – «сухое плавание» — гимнастика на суше, имитирующая движения в воде. Более эффективно, если такой гимнастикой с ребенком занимается инструктор.
ПРОБНОЕ ПЛАВАНИЕ
Для того, чтобы быть уверенными, что ребенок справится с собой и сможет заняться плаванием, у нас вы можете посетить с ним пробное занятие плаванием.
На занятии будет опытный инструктор, а вы сможете понять, готов ли малыш воспринимать воду как родную стихию. Записаться на плавание можно или через форму на сайте, или по телефону, или через чат.
Если страхи перед водой у ребенка не проходят – обратитесь за помощью к детскому психологу. Важно знать, что фобии могут быть симптомом других расстройств, при которых ребенку потребуется профессиональная помощь, например, фобии могут сигнализировать о синдроме дефицита внимания с гиперподвижностью.
ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ПСИХОЛОГУ!
Позвоните нам в любое время суток по телефону: +7 (812) 331-74-78 и мы с удовольствием ответим на любые ваши вопросы и расскажем, как записаться на консультацию к психологу – для Вас или для Вашего ребенка.
Знак воды: как научить ребенка не бояться воды
Ваш малыш чувствует себя уверенно, лишь купаясь в ванне? Морские просторы его не привлекают, и он предпочитает находиться на берегу? Предложения поплавать на матрасе не вызывают энтузиазма? Ну что же, похоже, он из тех, кому водная стихия представляется полной опасностей. И на это наверняка есть причины.
Некоторые дети с радостью принимают душ, но могут устроить настоящую истерику при виде реки. Другие малыши уверенно чувствуют себя в бассейне, где пространство обозримо и можно ухватиться за бортик, но ни за что не согласятся показать свои умения в море. А есть дети, которые весело плещутся, пока вода спокойная, но при небольшой волне впадают в панику. Боязнь воды принимает самые разные формы и может проявиться при определенных условиях. А родители не всегда в состоянии с пониманием отнестись к неожиданно возникшей боязни, зачастую склонны воспринимать ее как каприз и пытаются избавить от нее ребенка с помощью рациональных объяснений и увещеваний. В результате малыш не только не избавляется от беспокойства, связанного с водой, но и чувствует некоторое пренебрежение к себе.
Ой, боюсь! Почему ребенок боится воды?
Причины страхов ребенка не всегда очевидны. Беспочвенные на первый взгляд, но, тем не менее, очень стойкие, страхи могут зародиться еще в младенчестве. Если кто-то из родителей сам опасается водной стихии, он может неосознанно передать это недоверие маленькому ребенку. В том, как взрослый готовит малыша к купанию, в тщательных приготовлениях и преувеличенных мерах безопасности может сквозить безотчетная тревога, которую кроха почувствует и свяжет с пребыванием в воде. Обратный вариант: чрезвычайно энергичный родитель, не колеблясь, бросает ребенка в воду, чтобы тот закалял характер и учился преодолевать трудности. А малыш оказывается к таким экстремальным мерам не готов.
Подобные глубоко укоренившиеся страхи не исчезнут как по волшебству, как только малышу исполнится, скажем, три года. Чтобы помочь ребенку справиться с ними, потребуются специальные усилия, терпение и понимание со стороны родителей.
При этом далеко не всегда ситуация выглядит столь драматично, есть множество I других, более очевидных причин, по которым дети могут перестать «дружить» с водой. Четырехлетняя девчушка пришла на пляж в одних трусиках, потому что мама посчитала верх от купальника бесполезным аксессуаром. Но оказалось, что все ее сверстницы загорают в купальниках. Девочка почувствовала себя неуютно и во время урока по плаванию не получила никакого удовольствия. А чувство стыда соотнеслось у нее с пребыванием в воде. Другие маленькие пловцы могут чувствовать себя слишком неуклюжими, слабыми и худыми. Справиться с чувством неловкости маленькому ребенку очень сложно, поэтому он предпочтет бояться воды. Испытывать страх ребенку «проще», нежели сталкиваться со стыдом, сомнениями и неуверенностью в себе.
Как научить ребенка не бояться воды
Предложите малышу поиграть с водой, чтобы он убедился, что это весело, безопасно и остужает в знойную погоду.
Если в воде вы держите малыша на руках, не прижимайте его к себе слишком сильно, он может подумать, что опасность действительно рядом.
Избегайте научных объяснений. Если вы возьметесь излагать малышу закон Архимеда, то только потеряете время. Даже у взрослых страхи зачастую иррациональны и логические объяснения не имеют никакой силы. Что же говорить о детях?
Не прибегайте к эмоциональному шантажу: «Ну, пожалуйста, не огорчай меня, сделай мне приятное». Ребенок совершенно не хочет вас огорчить и готов сделать все, что угодно, чтобы вас порадовать. Но даже ради вас он не может преодолеть свой страх, поэтому не только испытает вину и стыд из-за того, что ни на что не способен, но и решит, что будет меньше любим, потому что расстраивает вас.
Как помочь ребенку преодолеть боязнь воды
Ваш ребенок боится воды? Мы расскажем, что делать, чтобы он полюбил купаться!
Ваш малыш так боится воды, что не может разделить с вами радость купания даже в мелком водоеме? Для некоторых детей вода – не место для игр и веселья, а источник опасности. И это, конечно, очень расстраивает родителей, особенно когда купальный сезон в самом разгаре. Но эта проблема может быть решена.
В этой статье мы поделимся советами, которые помогут вам понять, почему ваш ребенок боится воды, а понимание – это прямой путь к преодолению страха! Будьте терпеливы, и со временем ваш малыш будет чувствовать себя как рыба в воде.
Правильное отношение
Смотрите в будущее! Боязнь воды можно победить. Около 25% всего населения Земли боятся воды, но, к счастью, от этой фобии можно избавиться.
Если ребенок не в лучших отношениях с водой, ни в коем случае не давите на него и не настаивайте. Если вы будете смеяться над ним или сравнивать с другими детьми, то только усилите его неприязнь к водной стихии. Попытки объяснить ребенку, что его страх необоснован, — это также пустая трата времени.
Вместо этого попытайтесь успокоить малыша и создать для него максимально комфортную обстановку. Главное для него – почувствовать себя в безопасности. Прислушайтесь к ребенку, попытайтесь понять его опасения. Ощутив вашу поддержку, он почувствует себя более уверенно в водной среде.
Понимание истоков страха перед водой
Многие дети изначально любят воду и чувствуют себя в ней комфортно. Вода для них – это игровая среда, источник отдыха и удовольствия. Почему же некоторые так ее боятся?
Возможных причин для страха перед водой множество. Обычно источником фобии является негативный опыт или влияние окружения. Вопрос, которым вам стоит задаться, таков: сама ли вода вызывает у вашего малыша страх?
Вот наиболее частые причины гидрофобии:
Помогите ребенку победить страх
Вы поможете ребенку привыкнуть к воде, если будете действовать постепенно, в комфортном для него темпе и в условиях доверия друг к другу. Ребенок сам должен решить, когда он готов к воде. Не торопите его. Кому-то нужно больше времени, кому-то – меньше.
Постарайтесь создать условия, которые позволят малышу обрести позитивный опыт, связанный с водой, на смену негативным воспоминаниям: купайтесь в одном и том же знакомом месте, где мало людей и минимум шума, а также комфортная температура воды. И конечно, проводите знакомство с водной стихией только когда ваш малыш хорошо себя чувствует.
Важный момент: входите в водоем до тех пор, пока ноги малыша не окажутся полностью в воде. Если ребенок боится, не идите дальше и купайтесь на этой глубине.
Вы можете приучить его к воде, играя в воде у самого берега. Возьмите с собой мячик или ведерко, чтобы малыш мог отвлечься от своих страхов и погрузиться в игру. То и дело обрызгивайте его водой, и со временем он привыкнет к мысли о том, что вода – это весело.
Когда придет время, вы сможете войти в воду со своим малышом и показать ему надувные игрушки и даже опробовать круг и нарукавники для плавания. Шаг за шагом вы будете осваивать водные пространства, и в один прекрасный день ваш ребенок научится плавать и полюбит воду!
И напоследок: сами родители должны показывать хороший пример и не бояться входить в воду. Плескайтесь в море, не сдерживая эмоций, ныряйте на глубину, а дома пойте в душе – словом, наслаждайтесь водой всегда и везде!
Работа с дошкольниками по преодолению страха перед водой
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Работа с дошкольниками по преодолению страха перед водой
Плавание – один из немногих видов спорта, для которого практически нет противопоказаний. Но некоторые дети боятся воды. Отчего возникает чувство страха и как помочь ребятам его преодолеть?
Плавание полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.
Водная среда уникальна. В ней исключена возможность получения травм. Здесь человек находится в состоянии, напоминающем невесомость. Возникающая сила выталкивания позволяет уменьшить вес тела, испытываемый на суше. Во время плавания суставы лишены опорной нагрузки, что способствует росту костной ткани у детей.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется терморегуляция, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, поднимается общий тонус, совершенствуются движения.
Плавание благотворно воздействует не только на физическое развитие, но и на формирование личности ребенка.
Отчего боятся дети?
Но, к сожалению, не всем детям доставляет удовольствие общение с водой, некоторые боятся в нее входить и нырять. Психологи установили, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.
Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне понятно: ежегодная статистика несчастных случаев на воде довольно высока.
Как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?
Есть только один способ – научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Если, начиная обучение, мы видим, что малыш отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва, – значит, он боится воды!
Надо сказать, что чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.
Обычно страх возникает, если у человека уже существует биологическая предрасположенность, а причиной для его развития могут быть несколько обстоятельств.
Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и ребят. Например, если педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу малыша в обучении плаванию, могут назвать его трусишкой, посмеяться, заставляют насильно что-либо выполнять или показывают ему свой испуг и т.д.
Чаще бывают такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении маленький человек не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что вода ему попадает в рот, нос, уши. Вместо того чтобы поддержать ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить на занятие. И так происходит многократно. В результате, когда у малыша вдруг появляется намерение пойти в бассейн, он видит, что его сверстники выполняют более сложные, по его мнению, упражнения, и у мнительного ребенка закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать занятия.
Подобный страх иногда остается на всю жизнь.
Чаще всего боязнь воды возникает у детей после пяти лет. Так что учить плаванию предпочтительнее до этого возраста. Позднее обучение станет проходить сложнее и ребенку будет тяжелее преодолевать страх. Поэтому лучше начинать с рождения ребенка, а в дошкольном учреждении – не позднее чем со II младшей группы.
Главная задача инструктора по плаванию и родителей – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.
Как победить боязнь воды?
Начинать надо с профилактических мер. Когда ребенок приходит в ясельную группу и еще не посещает занятия по плаванию, инструктор проводит совместную работу с воспитателями. Для детей младшего возраста организовываются несколько экскурсий в бассейн, где они вначале знакомятся с помещением, рассматривают игрушки, плавательные средства, узнают, для чего нужны надувные круги, нарукавники, мячи и обручи. В следующий раз они приходят, когда чаша бассейна наполнена водой, по ней плавают надувные игрушки, и малыши наблюдают за их передвижением, рассматривают предметы на дне бассейна. Инструктор объясняет ребятам, почему игрушки не тонут, знакомит их с некоторыми свойствами воды. На следующей экскурсии дети присутствуют на занятии средней группы, где наблюдают за играми других ребят, воспитатель акцентирует внимание дошкольников на правилах поведения в бассейне.
Во время первых активных занятий инструктор внимательно наблюдает за поведением детей в воде и определяет, кто из них боится воды и по какой причине.
Для того чтобы процесс избавления от чувства страха проходил наиболее успешно, выделяют следующие этапы:
Свободное передвижение по дну бассейна с различными положениями рук разными способами. Знакомство со свойствами воды.
Постепенное погружение в воду частей лица (подбородок, губы, нос, лоб, лежа на спине – уши).
Умение делать вдох ртом и выдох через рот и нос одновременно. Задержка дыхания на несколько секунд (не закрывая носа пальцами).
Выполнение выдоха в воду.
Погружение всей головы в воду и открывание глаз в воде.
Принятие горизонтального положения с использованием досок, надувных нарукавников.
Выполнение упражнений «Стрела», «Звезда», «Медуза».
Решение каждой задачи проходит последовательно. Однако если ребенок уже свободно владеет умениями определенного этапа, то он пропускается и проводится работа по достижению следующей цели.
Для того чтобы познакомить детей со свойствами воды, быстрее научить их свободно передвигаться по дну бассейна с различными положениями рук в разных направлениях, используют дополнительное оборудование: большие и маленькие мячи, теннисные шарики, обручи, нарукавники, мелкие плавающие игрушки.
Огромное значение по преодолению страха перед водой на всех этапах работы имеет предварительная подготовка на суше. Эти занятия дают возможность ребенку понять конкретные упражнения или движения, а затем быстрее и правильнее освоить их в воде. Упражнения на суше выполняются большое количество раз с целью прочного закрепления навыка движений. На «сухих занятиях» дети учатся задерживать дыхание. Сначала закрывают нос пальчиками, чтобы понять, что такое не дышать. Делают шумные вдохи и выдохи. Затем повторяют это уже без помощи пальчиков. С этой целью используются игровые упражнения: «Надуем воздушный шарик», «Шарик лопнул и сдулся», «Подуй на перышко», «Остудим горячий чай», «Подуем в трубочку», «Пускаем мыльные пузыри».
Для занятий в бассейне дети делятся на подгруппы, во вторую из которых входят малыши, испытывающие страх перед водой.
Освоение задач первых трех этапов ведется одновременно и параллельно. Для этого используют подвижные игры и упражнения для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море», «Найди свой домик», «Найди себе пару», «Медвежонок Умка и рыбки»; игры с погружением в воду для младшего возраста: «Поезд в тоннель», «А мы смелые ребята», «Море волнуется»; для старшего возраста: «Ловишка с мячом», «Охотники и утки», «Насос».
На третьем этапе дети учатся делать пузыри. Для этого малышам надо погрузить нижнюю часть лица в воду и понемногу выпускать воздух изо рта. Получается что-то вроде фонтанчика из пузырьков. Специально создаются игровые ситуации, в которых ребенок все глубже заходит в воду, опуская в нее голову и делая фонтан, таким образом избавляясь от страха.
Большое место в мышлении дошкольника занимают ролевые игры и образные сравнения. Такие приемы необходимы на четвертом и последующих этапах обучения, если страх ребенка перед водой закреплен в подсознании и в его основе лежит какой-то неприятный опыт. Чаще всего это боязнь опустить голову в воду, потерять дно под ногами, страх, что вода попадет в нос или рот.
Образные сравнения помогают при выполнении таких упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Крокодил». После игры я обязательно хвалю малыша, рассказывая воспитателям и родителям в присутствии ребенка, как смело он себя вел и какие подвиги совершал.
Ролевые игры. Дети учатся многому, подражая другим, в том числе и персонажам игр. Игры помогают ребенку справиться со страхом. Их использование способствует обеспечению эмоциональности занятий, раскрепощению и освобождению от страхов.
На шестом и седьмом этапах очень важен показ упражнений, проводимых в бассейне. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно. Это, в свою очередь, порождает уверенность и смелость, способствует скорейшему формированию новых навыков. Поэтому как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно применять такой способ (с выполнением упражнений умеющим плавать дошкольником, а не инструктором). Малыш думает: «Раз получилось у моего сверстника – значит, получится и у меня», – а инструктор во время показа может одновременно давать комментарии и страховать ребенка.
Работа с родителями
Для преодоления детского страха перед водой важна работа с родителями. Начинать ее нужно как можно раньше. Лучше всего сразу, когда они приводят ребенка в ясельную группу детского сада и малыши еще не посещают занятия в бассейне.
Инструктор встречается с мамами и папами на собраниях, дает консультации на темы: «Когда начинать учиться плавать?», «Помогите своему ребенку», «Ребенок боится воды». Рекомендует в игровой форме в ванне или в летнее время на реке, озере или на море применять различные упражнения. На стендах вывешивает информацию: «Пособие для родителей по обучению детей плаванию». В детском саду устраиваются «дни открытых дверей», на которых родители узнают об успехах своих малышей.
Инструктор может пригласить родителей на практические занятия по освоению игр и упражнений на воде, которые можно провести в домашних условиях. Здесь они получают ответы на возникшие вопросы. Мамы и папы имеют возможность наблюдать за успехами ребенка в течение учебного года, посещая занятия в бассейне в любое время.
Благодаря поэтапному использованию специальных игр и упражнений трудности и страхи постепенно преодолеваются, а взаимоотношения малышей с водой меняются к лучшему. Но все же дошкольник должен всегда помнить об опасностях на воде и знать, как себя вести. И тогда, что бы ни произошло, он не испугается и не растеряется, а спокойно оценит обстановку и использует те навыки, которыми владеет.
Чтобы знакомство с водой и обучение плаванию прошло без проблем, надо соблюдать следующие правила:
1. По отношению к мнительным, тревожным детям должна быть атмосфера спокойствия и терпимости. С ними надо быть по возможности выдержанными, стараясь вызвать их на доверительные отношения.
2. Будьте терпеливы. Пусть все идет своим чередом. Если у ребенка достаточно времени для игр в воде, его страх постепенно уменьшится. Малыш, который боялся заходить в воду по щиколотку, в поиске красивых камушков и ракушек не заметит, как зайдет в нее по колено. В какой-то момент он сядет в воде, чтобы взбить ножками фонтан, или зайдет по пояс, играя с друзьями в догонялки.
3. Надо запомнить одну простую истину: кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте одного ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее. Помните: каждый малыш – индивидуальность, а значит, не такой, как все! Он чем-то лучше, а чем-то хуже других. Не пророчьте ребенку будущее труса. Не раздражайтесь и не стыдите его. Надо поддержать маленького человека, сказать ему, что многие смелые люди побаивались воды. И это нормально. Действительно, страшно впервые не найти дно под ногами и погрузиться в воду с головой. Но страх можно преодолеть. Ведь у многих это получилось, хотя, конечно, им пришлось хорошо потрудиться.
4. Выразите ребенку свою уверенность, что он сумеет добиться успеха. При этом не называйте конкретного срока. Более того, подчеркните, что это может произойти в любое время, раньше или позже – не имеет значения. Главное – результат.