Ребенок боится ошибиться что делать
Библиотека
Почему дети боятся ошибиться
Ольге шесть лет, и в сентябре она идет в школу. Основной вопрос, который ее занимает: «А вдруг я буду плохо учиться и ошибаться на уроках! Что тогда делать?». Почему дети России так боятся ошибок? И как сделать так, чтобы этот страх если не исчез, то не влиял на учебу и социальную жизнь?
СОДЕРЖАНИЕ:
Почему дети боятся ошибаться?
Как научить ребёнка не бояться ошибок?
Совет № 1. Реагируйте на свои на ошибки позитивно
Совет № 2. Хвалите ребёнка за приложенные усилия
Совет № 3. Демонстрируйте безусловную любовь
Совет № 4. Упражнение «Наихудший сценарий»
Совет № 5. Разрешите ребёнку ошибаться
Совет № 6. Говорите о неудачах не меньше, чем о победах
Резюме
Почему дети боятся ошибаться?
По мнению исследователей, важную роль в этом играет то, что у российского ребёнка нет права на ошибку. Она воспринимается не как нормальная часть учебного процесса, а как катастрофа. А между тем правильно ошибаться — это очень важный навык. Без ошибок не бывает прогресса.
Зачастую родители воспринимают плохие оценки ребёнка как личную неудачу. Они боятся, что окружающие их сочтут никудышным родителями. Поэтому требуют от своих детей учиться на пятёрки, взращивая панический страх перед ошибками и двойками. Дети становятся заложниками неверных установок взрослых, их тревог и страхов.
Мы все ошибаемся. Невезение, не очень разумный выбор, неправильный ответ на вопрос — это то, что происходит с каждым. Иногда эти ошибки дают нам больше, чем правильные ответы. Иногда неудача — это новая возможность. Важно понимать, что ошибка — это нормально, что это естественная часть процесса обучения и жизни в целом.
Но, как и маленькая Ольга, большинство детей воспринимают ошибку как катастрофу. Страх ошибиться тормозит их, мешает принять учебный вызов, вынуждает искать окольные пути. Миссия каждого родителя — научить ребёнка не бояться ошибок, помочь принять простую истину: «Ошибаться — это нормально».
Как научить ребёнка не бояться ошибок?
Вот несколько советов.
Совет № 1. Реагируйте на свои на ошибки позитивно
Совет № 2. Хвалите ребёнка за приложенные усилия
«Ты старался, и ты молодец» — вот, установка на развитие вне зависимости от успешности результата. Встречаясь с последствиями ошибки, ребёнок должен понимать, что дело не в том, что он глуп или недостаточно хорош. Он должен хотеть понять, в чём дело и как не допустить неудачи в будущем. Подчеркните приложенные усилия и помогите ему разобраться, как не ошибаться в будущем.
Ряд исследований американской учёной Кэрол Двек и её коллег показал, что в классах, где детей хвалят за способности, результаты сложных тестов ниже, чем в классах, где детей хвалят за приложенные усилия. Поэтому независимо от того, реагируете вы на успех или неудачу, положительно подчёркивайте усилия (и процесс), а не способности (и результат).
Совет № 3. Демонстрируйте безусловную любовь
По словам профессора Калифорнийского университета в Беркли Мэтта Ковингтона, страх неудачи напрямую связан с самооценкой или с верой в то, что вы ценны как личность.
Дети обычно связывают свою самооценку с тем, что о них думают родители. Они часто боятся, что родители не будут любить или ценить их, если они будут ошибаться, получать плохие оценки, проигрывать спортивные соревнования или плохо себя вести. Естественно, такая установка приводит к страху неудачи.
Дайте ребёнку понять, что ваша любовь не зависит от его успехов, даже если он ошибается, вы всё равно любите и принимаете его. Любовь — это не «если» и не «потому что ты». Любовь — это «несмотря на» и «в любом случае».
« Любить ребёнка безусловно — это значит давать любовь, даже когда ребёнок ведёт себя не так, как вам хотелось бы », — утверждает семейный психолог Людмила Петрановская.
Вы, скорее всего, не ожидаете, что ваш ребёнок будет идеальным во всех сферах, но знает ли он об этом? Объясните, что вы всегда будете любить его и что вы гордитесь его усилиями, настойчивостью и смелостью.
Совет № 4. Упражнение «Наихудший сценарий»
Бизнесмен и писатель Тим Феррис рекомендует родителям упражнение «Наихудший сценарий».
Разделите лист на три колонки. В первой ребёнку нужно описать самый плачевный результат, к которому приведёт ошибка, например: «Я получу кол за контрольную».
Во второй колонке ребёнку следует написать о том, как избежать этого сценария: «Повторить темы, в которых я не уверен. Хорошо выспаться перед контрольной. Постараться помнить, что контрольная — это не конец света».
Совет № 5. Разрешите ребёнку ошибаться
Родители следят за детьми и предотвращают большинство их неудач. В этом заключается миссия родителя, да? Нет, не в этом.
Вы видите, что он не взял нужный учебник, собирая портфель? Позвольте ребёнку забыть его дома. Да, возможно, на уроке ему сделают замечание, но такой опыт необходим, чтобы понять, что есть сферы жизни, о которых, он должен заботиться сам.
«Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», — рекомендует известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер.
Иногда родители должны позволить детям потерпеть неудачу. Вместо того чтобы ограждать ребёнка от проблем, помогите ему самому найти выход. Обсудите, какие действия он предпринял, последствия этих действий и как этих последствий можно избежать в будущем.
Задавайте правильные вопросы:
Как ты можешь исправить или предотвратить это в следующий раз?
Что ты думаешь о причинах этой неудачи?
Стоит ли тебе пересмотреть свой график?
Не хочешь ли ты составить план на будущее? Я помогу тебе с удовольствием!
Используя этот подход, вы учите своего ребёнка не реагировать на неудачи разочарованием или отказом от дальнейших действий. Он поймёт, что неудача означает смену стратегии, а не конец всего.
Совет № 6. Говорите о неудачах не меньше, чем о победах
Новое исследование французских учёных показало, что дети, которым заранее сказали, что обучение может быть трудным и что неудача является естественной частью процесса, лучше справлялись с тестами, чем дети, которых не предупреждали. В зависимости от возраста вашего ребёнка вы можете повести разговор по-разному и подобрать понятные ему аналогии.
Объясните, что неудача может быть полезной, потому что она ведёт к успеху (когда мы учимся на ней, делаем выводы и пытаемся снова). Объясните, что страх сделать ошибку просто удержит его от попыток и помешает ему достичь своей мечты и полностью раскрыть свой потенциал. Что если бы его любимый музыкант так и не решился записать первый альбом, а Стивен Кинг сдался после первого отказа от издательства? Даже Супермен и Бэтмен ошибались, но всегда делали правильные выводы и шли дальше.
Резюме:
Автор статьи: Белова Кира, журналист, автор «Что? Где? Когда?» и «Своей игры» на гуманитарные темы.
Что делать, если ребёнок боится совершать ошибки?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что делать, если ребёнок боится совершать ошибки?
Зачастую страх совершать ошибки или страх неудачи возникает как последствие слишком критичного отношения взрослых к ребенку или наоборот слишком равнодушного отношения к нему.
Такой страх бывает у тех детей, родители которых сами по себе тревожны и не позволяют ребенку делать, что-либо самостоятельно.
Еще один вариант воспитания, который способствует формированию такого страха это «Родители знают лучше». Гиперопека и через, чур, авторитарный стиль воспитания приводят к формированию устойчивого страха совершить ошибку.
Так же причиной формирования страха неудачи может способствовать школа. К сожалению, в школах, зачастую ученики высмеивают ошибки своих одноклассников, а иногда подобное позволяют себе и учителя которые не всегда понимают, к чему может привести высмеивание своих подопечных. Ребенок испытывает букет негативных чувств, это заставляет его в будущем бездействовать и даже не пытаться, что-либо сделать, из-за страха совершить ошибку и быть высмеянным.
Родители должны понимать, что некоторые их действия или отношение к ребенку могут усугубить ситуацию.
Частые ошибки родителей:
1. Не стоит отрицать проблему, следует относиться к переживаниям ребенка со всей серьезностью и постараться понять его чувства и переживания. Не стоит говорить детям: «этого не может быть» или «что за ерунда?». Обычно, родители так говорят из «благих намерений», хотят показать ребенку, что его страхи напрасны, но именно такие фразы приводят к обратному эффекту. Ребенок начинает чувствовать, что его не понимают, обесценивают его переживания, и он остается совершенно один со своей проблемой.
2. Также ни в коем случае нельзя осуждать и высмеивать страх ребенка. Не стоит принуждать его преодолеть этот страх.
На первый взгляд речь идет о понятном и очевидном, но как показывает практика зачастую родители поступают именно так и сами того не подозревая только усугубляют ситуацию. К примеру, некоторые отцы отказываются принимать страхи своих сыновей, мотивируя это тем что «настоящий мужчина не боится подобных глупостей». Это приводит к тому, что страх загоняется еще глубже в подсознание ребенка, а невозможность о нем говорить и как то пережить, только усугубляет ситуацию.
Как родитель может помочь ребенку до обращения к психологу?
1. Самое первое и самое важное что вы можете сделать это признать страх ребенка, «позволить» ребенку испытывать его. Оказать ему поддержку сказав, что все совершают ошибки, боятся ошибиться и даже я (родитель) иногда ошибаюсь и у меня, что-то не получается.
2. Постарайтесь как можно больше узнать, у ребенка о том чего он боится. Пусть расскажет подробно о своем страхе, помогайте ему наводящими вопросами. Такой разговор уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» того что пугает.
3. Измените, свои родительские установки на белее позитивные, чаще говорите ребенку слова поддержки. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»…
4. Слишком большое количество упреков заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным, недостойным, заставляет его верить в то, что «с ним что-то не так». Родителям следует постоянно корректировать свои ожидания и стандарты, все дети разные и вам следует учитывать особенности своего ребенка.
5. Родители должны принимать часть ответственности за ошибки ребенка на себя (но только часть). Это очень важно. Если слишком рано начать воспитывать в ребенке ответственность за свои ошибки, то он вырастает психологически незащищенным и неуверенным в себе человеком. Ребенок до 9 лет не имеет полного осознания себя как отдельной личности, ему во многих вопросах нужна поддержка. Если, совершая ошибку, ребенок не получает поддержки, никто не помогает ему взять на себя ответственность за эту ошибку, то ребенок может начать считать «я сам есть ошибка».
6. Как можно чаще повторяйте фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются, на ошибках учатся. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.
7.. Разрешите сами себе совершать ошибки. В некоторых семьях стремление к перфекционизму является главной чертой у всех членов семьи. Учите ребенка не критиковать ошибки других
8. С помощью различных приемов (игра, рисунок, сказка) придумать и обыграть ситуацию победы над страхом. Здесь можно предоставить инициативу именно ребенку. Дети с богатой фантазией легко с этим справляются. Не торопите ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и поддержка обязательно принесут свои плоды.
9. Необходимо акцентировать внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Дети часто спрашивают – «А какой у меня талант?», они не всегда могут понять свои способности. Поэтому ответственность за это в большей степени лежит на родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его талант или таланты, которые необходимо развивать. Причём эти таланты необходимо развить так, чтобы ребёнок понял себе «цену» в этой деятельности, и убедился, что он в ней чем-то отличается от других детей. Т.е ребёнка необходимо научить компенсировать свои слабые стороны личности более сильными, которые смогут вызвать к нему интерес со стороны сверстников и взрослых. Под словом талант имею в виду любые способности, которые нравятся самому ребенку и развиты у него. Это может быть: рисование, лепка из пластилина, умение танцевать, петь, хорошо плавать и другие умения, а также аккуратность, чуткость, желание придти на помощь и т.д.
10. Отмечайте даже самые маленькие успехи. А если не можете найти успехи, найдите способ похвалить его за что-то другое. Например, «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «Ошибся, зато видно, как ты старался».
11. Не сравнивайте ребенка с другими. Покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть, что Ваша любовь не зависит от его успехов или неуспехов, иначе ребенок сделает вывод, что успешного его любят, а неуспешного нет. Это приводит к большому напряжению, которое тормозит развитие ребенка, сковывает его.
Эти несложные рекомендации должны помочь вам и вашим детям преодолеть страх совершать ошибки. Но если вы чувствуете что самостоятельно не справляетесь с данной проблемой, то не стоит затягивать с моментом обращения к специалисту, ведь чем раньше вы обратитесь, тем проще будет совместно преодолеть данные трудности.
Что делать, если ребенок боится сделать ошибку? Почему у детей появляется страх ошибиться? Советы психолога
Попадая на консультацию к психологу, многие родители жалуются, что их ребенок боится ошибиться. Почему это происходит и как преодолеть страх ошибок, поговорим в материале данной статьи.
Важная задача пап и мам, донести до малыша, что ошибки – это полезный опыт и не нужно их бояться. Только если он вынесет из ошибок ценные уроки, то сможет научиться справляться с жизненными трудностями, стать действительно самостоятельным.
Почему ребенок боится ошибок
Причин возникновения у ребенка страха перед ошибкой может быть несколько:
Наследственный фактор
Когда родители воспитывались авторитарными родственниками, которые указывали на неудачи собственных детей, то такие взрослые не смогут воспитать уверенных в собственных силах наследников. Часто взаимоотношения между папой и мамой складываются из постоянных подтруниваний, акцентирования внимания на ошибках друг друга из желания побороть недостатки. Подобные отношения могут вызывать у ребенка страх сделать ошибку, чтобы не вызвать в свою сторону негативные эмоции окружающих.
Порицание авторитетного взрослого
Воспитатель детского сада, учитель, тренер может вызвать у воспитанника страх ошибиться, если станет отмечать любой промах своих учеников и воспитанников.
Преувеличенное чувство ответственности
Осознавая, что любое действие может иметь неприятные последствия, малыш может испытывать боязнь перед необходимостью что-либо предпринимать.
Что делать, если ребенок боится ошибиться
Практикующие психологи рекомендуют взрослым при выявлении подобной проблемы в семье, использовать в воспитательном процессе следующие советы:
Мнение Дмитрия Карпачева: почему ребенок боится ошибиться?
По поводу страха ошибиться Дмитрий Карпачев имеет собственное авторитетное мнение.
Расценивайте промахи детей, как возможность учиться, не забывайте ежедневно проявлять свою любовь к малышу в словах, поступках.
ФИО: Савчук Лариса Васильевна. Учитель начальных классов. Образование: высшее. Макеевский экономико-гуманитарный институт (Макеевка, Донецкая область).
4 простых способа избавить ребёнка от страха ошибки
Страх показаться идиотом и потерпеть неудачу часто сковывает не только взрослых, но и детей. Нам всем рассказывают, что всегда надо быть лучшим во всём или хотя бы к этому стремиться. Но почему-то мало говорят, что ничего не получается сразу. И начало любого дела — это часто ошибки. Много ошибок.
Первое своё сочинение я смогла написать только в пятом классе, до этого за меня писала мама. Долгое время я думала, что у меня просто плохо развито воображение. На самом же деле проблема была в другом — я боялась написать неправильно. В моей голове всегда был удивительный мир историй, сказок, я придумывала одежду и обувь, украшения, но никому не решалась об этом рассказать, потому что боялась оплошать. При наличии способностей я ограничивала себя от игры, от спорта, от творчества. А что в школе? В школе я не проявляла инициативу, боялась поднять руку, очень тревожилась и старалась соответствовать всем требованиям образовательной среды.
Страх ошибки — удел перфекционистов. Это наше достоинство и недостаток одновременно. С одной стороны, страх ошибки помогает делать качественные работы, с другой — ограждает от спонтанности и творчества, заставляет всегда находиться в напряжении, что отрицательно сказывается на здоровье. Если бы у ребёнка, который учится ходить, был этот страх, то он бы никогда не пошёл, ведь уже столько раз делал неправильно и падал.
В детском коллективе с ошибками всё сложно. Если ошибается ребёнок, то его социальный мир отдаляется
Во-первых, учитель поставит низкую оценку. Во-вторых, одноклассники засмеют. В-третьих, родители расстроятся или накажут. Как представлю себя маленькой девочкой в этих условиях, мне становится очень страшно, одиноко и стыдно, я краснею и больше не хочу оказываться в подобной ситуации. Все эти чувства неприятны, поэтому люди стараются избегать их самыми разными способами. У младшего школьника это может проявляться по-разному: может исчезнуть интерес, решит «больше никогда не высовываться», саботировать любую деятельность или начать делать всё «идеально».
А вы, кстати, уже знаете, как можно идеально жить? Я думаю, если бы существовал этот рецепт, то о нём бы уже знал весь мир, только жизнь была бы скучной, однообразной. Мы не смогли бы удивляться, восхищаться, развиваться, и выбора сделать по-другому не было бы.
Как воспитать настоящего лузера
Спустя несколько лет после школы я вдруг обнаружила, что в ошибках таится неожиданный ресурс. То самое пресловутое — на ошибках учатся! Важно не то, что ребёнок или взрослый ошибся, а то, как он обошёлся с этой ошибкой. Смог ли найти то позитивное, что получилось благодаря ошибке? Повторишь ли её ещё раз? Что тебе поможет не повторить её вновь? Ошибка — это новый опыт, шаг к развитию и обогащению.
Как взрослым предотвратить боязнь ошибок у ребёнка
1. Поддерживайте ребёнка
Когда я ошибаюсь, мне и так непросто. Поэтому дополнительная критика ни к чему. Поддержите ребёнка, посочувствуйте. Используйте приёмы активного слушания — отражайте, называйте словами его чувства. Вопросы лучше не задавать, пока ребёнок в сильных переживаниях, а позже можно спросить, можете ли вы чем-то ему помочь. Кстати, хороши истории и собственных неудач. «Знаешь, когда я училась ездить на велосипеде, не получалось очень долго, и коленки разбивала. А вот попробовала сто раз и получилось».
2. Помогите разобраться в ситуации
Всё не может быть плохо. В большинстве ситуаций можно найти плюс. Назовите то, что получилось хорошо. Спросите, что помогло ребёнку сделать это хорошо. Предложите варианты, как это можно исправить (возможно, нужно вспомнить правила, если это учебный материал).
3. Дайте возможность исправить
Вам приятно получать второй шанс? Мне да! Например, в школе, где я работаю, сначала мы учим детей писать на досках мелом, потому что ошибку можно всегда исправить с помощью губки.
Ребёнку не полезен «идеальный» родитель/учитель, ребёнку полезен — живой и настоящий. Дети учатся не только на своём опыте, но и копируют поведение взрослых. Анализируйте, чем вам оказалась полезна ошибка и что нужно сделать, чтобы её не повторить. И да, радоваться и улыбаться неудачам тоже может быть странно, ведь внутри остаётся осадок, поэтому чувства должны быть искренними. Подгорел пирог? Обидно, я так хотела порадовать близких, позаботиться о них. Извинюсь и скажу, что старалась, а в следующий раз смажу противень маслом или поставлю температуру пониже. Взрослый, который боится совершить ошибку, скорее всего решит, что с пирогами эксперименты закончены.
Мне нравится учиться на собственном опыте. По-моему, это единственный возможный путь развития как для взрослых, так и для детей, и этот путь невозможен без неудач. Важно только найти силы, чтобы продолжать, а опорой для ребёнка можете стать вы.