Ребенок боится щенка что делать
Ребенок боится собак: что делать родителям? Советы психолога
Пока дети растут и развиваются, для них постоянно открывается что-то новое об окружающем мире и реакция на открытия не всегда положительна. Нередко столкновение с новым может стать причиной появления детского страха и одной из часто встречающихся форм фобий у малышей является – кинофобия, то есть, боязнь собак. Поэтому многих родителей интересует вопрос о том, что делать, если их чадо боится этих питомцев и как правильно себя вести в подобной ситуации.
Причины развития фобии
Прежде чем думать над тем, как избавиться от проблемы, необходимо найти ее причину. Существует четыре наиболее распространенных фактора, провоцирующих страх перед собакой:
Следует заметить, что дети до 3 лет зачастую пугаются не животных, а громких звуков, которые они издают. Обычно подобный страх проходит постепенно по мере адаптации ребенка к громким звукам в остальном окружающем мире. Дети с 3 и до 6 лет в основном пугаются самих псов, испытывая реальную или предполагаемую опасность от животных.
Как действовать при кинофобии
Когда будет выявлена причина появления фобии, можно приступать к работе над ней. Для достижения желаемого итога, а именно, спокойной или даже позитивной реакции ребенка на собак, необходимо:
Эти пункты должны выполняться постепенно, переходя от первого ко второму с постоянным контролем детской реакции на четвероногих зверей. И нельзя забывать постоянно, хвалить малыша и поддерживать его. Изменение взгляда на собак будет напрямую зависеть от того, насколько родители смогут обеспечить ему психологический комфорт во время борьбы с фобией.
Последним шагом в процессе избавления ребенка от страха перед псами может послужить приобретение питомца в дом. Если малыш уже может общаться с чужими собаками и реагирует на них спокойно, можно предложить ему взять домой щенка. Это поможет закрепить результат и станет хорошим опытом для ребенка.
Не стоит забывать, что бывают ситуации, когда работа с фобией останавливается на каком-то этапе и родители не могут помочь ребенку перебороть страх. В таком случае, лучше не давить на него и посетить детского психолога, чтобы тот профессионально взглянул на проблему и дал свои рекомендации.
Какие действия неприемлемы для родителя в такой ситуации
В первую очередь родители должны выделить для себя те моменты, которые недопустимы, если у их детей наблюдается кинофобия:
Запрещающих правил не так много, но они должны строго соблюдаться. К тому же, родитель должен помнить еще об одном моменте – нельзя пытаться формировать процесс борьбы с фобией. То есть, попытки скорее познакомить ребенка с собакой, насильственное столкновение малыша с животным категорически запрещаются. Это нельзя забывать не только потому что подобные действия помешают в борьбе с кинофобией, но и потому что из-за неадекватной реакции ребенка животное может начать нервничать и ситуация станет опасной.
Как подготовить ребенка к встрече с собакой
Перед тем, как малыш лично встретится с собакой, необходимо рассказать общие правила поведения с этими животными:
Важно вести разговор в спокойной манере, ни одно слово не должно указывать на возможную агрессию со стороны животного. А после разговора, можно устроить игру по типу викторины, в которой ребенок будет сам отвечать на вопросы о том, как вести себя с собакой в той или иной ситуации.
Но в процессе разговора или игры нельзя внушать малышу, что любая собака будет доброжелательна. Сохранять осторожность необходимо всегда.
Что советуют специалисты в области детской психологии
Психологи дают ряд рекомендаций для тех родителей, которые пытаются решить проблему кинофобии у своих детей:
Почему не нужно учить детей бояться собак: личный опыт мамы и комментарий кинолога
В детстве у моей бабули жил большой волосатый немец. Не знаю, что вы там подумали, а я о собаке. В деревне собака — дело обычное, мало кто их боится, но все знают, как с ними себя нужно вести. Вот и мне страх общения со слюнявыми хвостатыми внушен не был. Да, именно внушен.
Потому что детский страх может быть либо внушен взрослыми, либо приобретен через негативный опыт, либо нафантазирован.
Обычно взрослые пугают ребенка злыми собаками, дети приобретают страх, а потом он закрепляется через неприятный опыт с собакой. Потому что в критической ситуации ребенок, который боится, паникует и может повести себя неправильно. Отсюда страшные истории про покусанных в детстве.
Конечно, бывают случаи совсем неадекватного собачьего поведения, но в основном действия животных можно предугадать. Собаки не нападают без причины.
Это как с младенцем, который непонятно почему орет. Причина есть всегда, просто мы ее не видим.
Как раз поэтому ребенку не нужно внушать страх перед собаками, а нужно учить, как себя с ними вести.
Наш мир хоть уже и не первобытный, но все же состоит из кучи опасностей: машины, электричество, интернет, газовые плиты, лифты, эскалаторы и прочее. Но никому и в голову не придет всем этим пугать детей.
Мы не внушаем ребенку страх перед машинами, мы рассказываем правила дорожного движения, мы не запрещаем ребенку подходить к лифту до 18 лет, мы объясняем, как им пользоваться.
Так и с животными — если вы хотите, чтобы человек не подвергся опасности быть укушенным, не нужно пугать его злыми собаками, не нужно их сторониться (рано или поздно все равно встретитесь), нужно просто научить правилам поведения с ними. Все.
Вот некоторые из них:
Если собака на поводке, и ее очень хочется потрогать, не протягивай к ней руки, а сначала спроси, можно ли ее погладить.
Во-первых, хозяин обратит на тебя внимание и придержит собаку, а во-вторых, скажет можно ли трогать его пса или он этого не любит.
Не подходи к собаке со спины, старайся быть в поле зрения.
Собака рычит, скалится, прижимает уши?
Убери руки и медленно отойди, не поворачиваясь к ней спиной.
Не обнимай собаку, к которой подошел погладить.
Она может воспринять это как угрозу.
Если собака без поводка, лучше специально к ней не подходить.
Если она сама подошла — не делай резких движений и не кричи (это может напугать ее или разозлить). Стой ровно, не смотри в глаза, скажи что-нибудь спокойным ровным тоном. Скорее всего, собака подошла из любопытства и так же уйдет.
Если на тебя бежит собака, не нужно разворачиваться и убегать.
Возможно, она просто следует куда-то в твою сторону, а если в этот момент начать от нее убегать, сработает инстинкт — и вот она уже бежит за тобой. И кстати, как бы ты ни старался, собака догонит.
Если едешь на велосипеде и видишь впереди собаку (стаю собак), лучше спешиться и медленно пройти. Если есть возможность — обойти.
В случае нападения, если рядом есть дерево или какая-то возвышенность — заберись на нее. Можно попробовать отбиваться подручными предметами: палками, камнями, сумкой.
Если собака тебя повалила, свернись в позу эмбриона и закрой руками шею. Зови на помощь.
В большинстве нападений виноват человек.
Одни начинают бежать, другие — махать руками и кричать на подошедшую собаку. И даже если собака шла с дружелюбными намерениями, когда она видит агрессию, то воспринимает ее, как угрозу.
Возвращаясь в детство, скажу, что собак я не боялась, но много общаясь с бабушкиным волосатым немцем, я поняла, что можно делать рядом с собакой, а чего точно не нужно. А вот моя подружка такого опыта не имела. Ее мама считала собак опасными и ребенку всегда говорила: «Не лезь, укусит!»
Однажды мы шли из школы, и в нашу сторону бежал бездомный пес. Я никак не отреагировала, потому что уже на глаз понимала по поведению, чего хочет собака, а вот моя подружка, которой всегда говорили, что собака укусит, резко рванула и побежала. Стоит ли говорить, кому из нас в тот день делали 40 уколов в живот?
Уверена, та подружка до сих пор считает, что все собаки ужасны и нападают на детей. Может быть, даже рассказывает эту историю своим детям в назидание.
Хотя истории могло и не быть, если бы ее мама не запугивала дочь злыми собаками, не отводила ее в сторону всякий раз, когда ребенок хотел погладить соседского Барона. Истории могло и не быть, если бы девочка знала правила поведения с собаками, а не просто их боялась.
Подытожить этот материал согласился президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев, который попытался ответить на вопрос: как научить ребенка адекватно относиться к собакам — не бояться, а уметь общаться с животным, понимать какие действия могут привести к опасным ситуациям и что делать, чтобы избежать конфликтов? Вот что он говорит.
В первую очередь родителям необходимо помнить, что именно они подают пример своим собственным поведением.
Во-вторых, на них ложится ответственность рассказать ребенку о том, как правильно общаться с животными, дать понимание, что собака — это не игрушка, у нее есть свой характер и потребности, она требует внимания, уважения и заботы.
Попробуйте сходить в гости к друзьям с собакой, почитать и посмотреть обучающие материалы вместе с ребенком. Помните, что любой контакт между ребенком и собакой должен контролироваться взрослым: если собака активная, даже в процессе игры она может напугать малыша.
Многие дети радостно стремятся к тесному физическому контакту с собакой.
Но такое поведение может быть воспринято собакой не только как приглашение к игре, но и как угроза, и вызвать защитное поведение: собака может залаять, оттолкнуть ребенка, а в некоторых случаях и укусить.
Поэтому ребенку необходимо объяснить заранее, что не нужно настаивать на контакте с посторонней собакой, без присутствия и разрешения ее владельца.
Даже собака, живущая вместе с ребенком, может не желать постоянного и плотного общения.
Необходимо рассказать ребенку, что если его четвероногий друг отходит, прижимает уши, уклоняется от прикосновения, ворчит или скалится, нужно оставить его в покое.
Обязательно обсудите меры предосторожности при общении с животным.
Объясните значение тех сигналов, которые подает собака, научите распознавать ее истинные эмоции. Твердо запомнив несколько простых правил, ваш ребенок не только избежит ошибок во взаимодействии со знакомыми собаками (со своим собственным питомцем или животным ваших знакомых), но и обезопасит себя от агрессии со стороны незнакомой собаки.
Объясните ребенку, что:
Нельзя беспокоить собаку во время еды или сна
Не нужно насильно заставлять ее выполнять команды
Запрещено дергать за хвост и уши
Не стоит настаивать на ласках, когда животное от них отказывается
Дети младшего возраста нередко воспринимают домашних питомцев как неживой объект, с которым интересно и весело поиграть.
Таких детей нужно постепенно обучать правилам уважительного общения с животными. Если у вас дома есть собака, привлекайте ребенка к совместному уходу за ней, вводите несложные повседневные обязанности: например, ребенок может помогать вам насыпать корм в миску или надевать ошейник перед прогулкой (но обязательно контролируйте этот процесс, иначе вы рискуете, что собака сорвется с ошейника в самый неподходящий момент).
В Москве выгуливать собаку самостоятельно закон разрешает только с 14 лет, поэтому полностью переложить эту заботу на ребенка нельзя.
В любом случае вы должны помнить, что безопасность и воспитание ответственного отношения к животным — это ваша зона ответственности. Научите ребенка распознавать эмоции животного и уважать его потребности.
Ещё почитать по теме
Как научить ребенка общаться с собаками
«Нельзя доить собаку» и «не смывай морковку в унитаз»: родители Реддита рассказали о правилах поведения, которые изобрели для своих детей
«Мой ребенок боится Деда Мороза»: колонка о сантафобии
Ребенок боится собак
Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных
Некоторые дети боятся собак – кто-то просто остерегается, а кто-то впадает в настоящую истерику при виде лучшего друга человека. Почему это происходит и что делать, если ребенок боится собак?
На фото: ребенок боится собаку. Фото: huffingtonpost.co.uk
Почему дети боятся собак
Чаще всего дети боятся собак потому, что их этому научили родители или другие члены семьи, мнению которых малыши доверяют. Если взрослый при виде собаки напрягается, начинает нервничать, а то и орать на владельца этой собаки, ребенок будет копировать его действия – а затем начнет чувствовать сильный страх.
Иногда взрослые запугивают детей, рассказывая о том, что собака «сейчас как укусит!» а то и вовсе «съест». Дети воспринимают все буквально и, естественно, очень боятся. А вы бы не испугались, если бы перед вами появился тигр-людоед?
Конечно, нужно учить детей осторожно относиться к чужим собакам и с пониманием – к собственной, однако методы для этого стоит выбирать правильные. Есть правила, соблюдая которые, вы обезопасите ребенка, но при этом не сформируете у него фобию.
Но что делать, если фобия уже сформировалась, и ребенок панически боится собак?
Что НЕЛЬЗЯ делать, если ребенок боится собак
Есть вещи, которые ни в коем случае нельзя делать, если ваш ребенок боится собак.
На фото: ребенок боится собаку. Фото: petmd.com
Что можно делать, если ребенок боится собак
Во-первых, стоит разобраться, с чем связан страх: вызывали ли его какие-то события или родители сформировали его своими силами (и тогда измениться нужно, в первую очередь, родителям).
А иногда страх – это выражение «плохих» чувств самого ребенка, в основном, злости. Если правильно выражать злость и другие «плохие» чувства в семье запрещено, ребенок вполне может бессознательно приписать их, например, собакам («они злые и хотят причинить мне зло»), и потом их бояться.
Собак боятся, в основном, дети дошкольного возраста. Часто годам к 8 – 9 панический страх перед собаками проходит, но вы можете помочь ребенку справиться с ним быстрее и безболезненнее.
Поговорка «Клин клином вышибают» справедлива и в отношении боязни собак. Но действовать в этом случае нужно крайне аккуратно, последовательно и не спеша. Можно составить программу шагов, которые помогут детям избавиться от страха перед собаками.
Отслеживайте реакцию ребенка и переходите к следующему пункту только тогда, когда предыдущий не вызывает у малыша ничего, кроме положительных эмоций.
На фото: ребенок и щенок. Фото: dogtime.com
Дети и собаки не просто могут существовать на одной планете – они способны стать лучшими друзьями! И многое (если не все) здесь зависит от вас.
Если не уверены в своих силах, можно обратиться за консультацией к грамотному психологу, который поможет вам и вашему ребенку преодолеть страх.
Ребёнок боится собак и кошек: что делать родителям, чтобы избавить малыша от зоофобии
Чувство страха — одно из базовых в жизни человека, оно — составляющее инстинкта самосохранения. Первые страхи у малыша чисто инстинктивные и неосознанные. Но по мере роста может появиться приобретенная боязнь, в том числе, так называемая зоофобия — страх перед животными (и птицами). Проявления могут быть разные — один ребёнок просто остерегается и старается держаться подальше, другой впадает в истерику. Оставлять без внимания такую ситуацию нельзя, чтобы она не переросла в настоящую фобию. Самостоятельно родителям сложно решить проблему, особенно, если малыш сильно боится собак или кошек, нужна помощь профессионального психолога.
Обратиться к специалисту Детский психолог можно в Центре детской нейропсихологии “Альтера-Вита” в Москве, где помощь можно получить на приёме или удалённую консультацию.
Причины возникновения страха перед животными
Самые частые факторы следующие:
Если оставить такой страх без внимания, малыш может закмнуться, стать агрессивным по отношению ко всем животным, во взрослом возрасте — ненавидеть их.
Что делать родителям
Как и в случае с любыми другими видами страхов, лучше всего обратиться к специалисту. Не запуская проблему. Со своей стороны, родители должны определиться в таких вопросах выработать тактику поведения:
На начальных стадиях развития страха можно завести небольшого питомца, лучше после консультации со специалистом.
Но если у ребенка есть один из этих симптомов – паника, истерика, раздражительность, тревожность, ночные кошмары, за помощью надо обращаться незамедлительно, пока фобия не достигла пика.
Ребенок боится собаки. Что делать?
Ребенок боится собаки.
Что делать?
Многие родители делают наоборот: ограждая ребёнка от переживаний, ни словом не напоминают о той неприятности, в которую он попал. А надо всколыхнуть эмоции, взбудоражить, чтобы снова прочувствовать тот момент. Да, это не очень приятно, зато полезно: мы же не хотим, чтобы вредности затаились, остались как смутные страхи и мешали в дальнейшем жить. Мы приучаем к культуре детей, и едва ли не первая заповедь, которая внушается детям: не шуми. А мальчикам ещё и классическое: «стыдно бояться…». В результате они замыкаются, и «зажимают» свои настоящие чувства. Сейчас ваша задача – эти чувства освободить. Помочь ребёнку выпустить их на свободу.
Расспросите. Словесный поток, как поток речной, уносит и панику, и испуг, и «застрявшие» стрессы. Он вымывает из глубины, из самого подсознания камушки, галечки (и даже булыжники) стрессорных факторов.
Сколько слушать и сколько рассказывать? Пока ребёнок не выговорится как следует. И будет правильно, если потом он расскажет о том же ещё раз: маме, папе, бабушке, дедушке… близким людям, которые смогут сочувственно и внимательно слушать его.
В общем, позвольте ребёнку как следует побояться.
НО! каждый раз такие рассказы и слушания должны заканчиваться чем-то оптимистичным. Это поможет ребенку посмотреть на старое, неприятное, с новой точки зрения, более жизнерадостно и конструктивно. Позвольте ребёнку как следует побояться, рассказывая маме (и всем-всем своим) «Как меня почти укусила собачка и я её почти не испугался». Мягкий юмор, которым постепенно окрасится его рассказ (и его переживания) – это тот идеал, к которому надо стремиться. Снизить весомость страха помогает переключение. Стоит переключить мысли ребёнка с «ой-оёй-ёй. » на что-то другое, интересное-любопытное – и страх уменьшается. Просто потому, что его не лелеют: не до того.
Разберите эту ситуацию как можно подробнее: поговорите о том, что же произошло и почему с ним случилось такое. Обсуждение ситуации очень полезно: это тот опыт, который ему очень и очень пригодится в будущем. Это формирование новых моделей поведения. Ребёнок должен понять, где он ошибся, когда повёл себя так, а где не так, что можно было бы сделать, чтобы дело обошлось без нервотрёпки. И даже если всего он не сумеет понять (в силу возраста), даром такие беседы не пропадут. Вы вместе учитесь смотреть на ошибки как на полезные жизненные уроки – ценнейшая привычка оптимистичных и успешных людей. Что делать, если ребёнок ещё не умеет правильно и последовательно выражать свои мысли словами? если говорить не умеет? Рассказывайте за него. Доброжелательно и неспешно, обращаясь к нему, задавая вопросы, побуждая думать и говорить.
Объясните, как себя надо вести себя при встрече с собакой.
Почему нельзя? «Да потому, дорогой мой, что у собаки четыре лапы, а у тебя только две. К тому же у неё врождённый инстинкт охотника: всё. что убегает, надо догнать и схватить. Посмотри, например, как она собаки за кошками гоняются. Но кошки, как птички, взлетают от них на деревья… Ты тоже можешь залезть? Конечно же, можешь, но.. но скорость не так. Кошке когти помогут вцепиться и прыгнуть, птица на крыльях взлетит, а ты человек, ты думать умеешь. давай-ка подумаем, что надо делать…».
Увидел «не ту» собаку – замри на месте.Стой и говори про себя: «Собака идёт по своим делам, до меня ей нет никакого дела».
Убедитесь, что ребёнок вас понял, спросите его через некоторое время и как бы между делом:
— Один человек идёт медленно, другой бежит. На кого собака скорее обратит внимание (и даже может облаять?).
— А если ты бежишь, а пёс тобой заинтересовался (и даже тявкнул), что надо сделать? Правильно, пойти спокойным шагом или вообще остановиться.
Собаки (как и некоторые другие животные) умеют чувствовать страх. А страх – он невкусно пахнет. Так что на того, кто их боится, собаки всегда реагируют сильнее и агрессивнее. А ещё собаки чувствуют сердитость и злость, и на того, кто злой, тоже сердятся. Почему? потому что они считают, что злятся на них. Ты можешь сердиться на Сашку, который сломал твой грузовик, а собака подумает, что на неё. И на всякий случай облает (А что, надо же ей защищаться, особенно если она уличная, у нее нет мощного защитника в лице хозяина и приходится все делать своими собственными лапами!).
Не смотри пристально на собаку.
Такой пристальный взгляд животное воспринимает как прямую угрозу.
Поясните, что такое «пристальный взгляд». Это – долгий, внимательный, в упор, когда не отводишь взгляда. Покажите ребёнку, что такое пристальный взгляд, пусть он вам покажет. потренируйтесь, как лучше смотреть (и даже – как отводить свой взгляд).
Вовлекайте ребёнка в беседу (так лучше всё запоминается и усваивается и по полочкам в голове раскладывается).
Спросите и обсудите вопрос, почему нельзя перед носом животного махать, например, руками. А тем более – палкой, веткой, бутербродом. Расскажите про печальный собачий опыт, когда их бьют, швыряют камнями – и ребёнок поймёт, что не надо собаку с толку сбивать.
Не прикасайся без спроса. Есть животные, которые не любят, чтобы их гладили чужие, не хозяйские руки. Да и потом, если тебя будут трогать, гладить там по головке все, кто захочет, без твоего разрешения, тебе это понравится, а?
Тренируйтесь. Собаки на твёрдый голос хорошо реагируют: предпочитают не связываться. Научите ребёнка звучно и строго говорить «фу!». Это не так и просто: твёрдо и строго, без дрожи в голосе, сказать «фу!». Потренируйтесь как следует. Уже сама репетиция «фуканья» доставит ребёнку удовольствие, а значит, и мысли его начнут приобретать другой настрой.
Приучайте постепенно, пользуясь случаем
Все эти встречи у ребёнка должны быть связаны только с приятными чувствами и приятными ассоциациями. Он любуется издали на собаку, а вы даёте ему, например, шоколадку и лакомитесь, и разговариваете неспешно. Про то, как собака себя ведёт, что там вынюхивает, какие красивые уши, а «хвост-то как виляет, смотри!».
Расскажите об особенностях этих животных. О том, какой чуткий нюх, о том, почему собаку называют верным другом, расскажите с собаках – спасателях, о их верности, преданности… Может, ребёнок собак и не полюбит, но он будет их уважать. И это – тоже залог его правильного поведения. А главное, таким образом вы переведёте внимание с «я боюсь» на «мне интересно».
Рассказывайте. Неназойливо, между делом, когда вы вместе и не торопитесь никуда, заведите разговор о животных. Расскажите о том, что с вами случалось в детстве, с кем из зверей вы дружили.
Читайте. Есть прекрасные книги, где не только рассказывается о животных, но (это важно) ещё и о том, как с ними дружиться, и как правильно вести себя с ними, чтобы дружба хорошая получилась.
Смотрите. Есть прекрасные фильмы, и художественные, и научно – популярные, о животных, в частности, о собаках и кошках. Зримые картинки прекрасно запоминаются, тут даже ваши комментарии не нужны: животные – умные, добрые, верные – сами покажут ребёнку, за что их стоит ценить и любить.
Сочините свою историю – сказку. Сказки всегда помогают, даже если ребёнок вырос, даже если совсем большой. У сказок есть удивительное свойство: они неназойливо пробираются в подсознание, и оттуда, из глубины, начинают свою целительную работу.
Что делать точно НЕ надо.
Это только усилит страх + заставит думать ребёнка о себе как об отъявленном трусе, что тоже, сам понимаете, храбрости ему не прибавит.
* Упрекать, критиковать или твердить «не боись». Будете твердить «не бойся! не бойся!», а услышит подсознание: «бойся! бойся!», и выйдет: «Ужасно боюсь!»
* Делать что-то насильно. Насильно заставляют познакомиться, погладить, например, ту же маленькую собачку.
* Бояться самим. Если родители сами боятся (не любят, презирают, брезгуют), и сын, и дочка, вполне вероятно, этим же заразятся.
Главное, не торопить ребенка и набраться терпения.