Ребенок ест одни макароны что делать
Что делать, если ребенок ест одни макароны
Как правильно обсуждать с детьми пищевое поведение и привычки в еде
Екатерина Сигитова психотерапевт
Вы недовольны тем, как питается ваш ребенок: он ест очень избирательно, или очень мало, или не в то время, или «вредную» еду. Вы всерьез намерены изменить его питание (и питание семьи) к лучшему – и не только покупать другие продукты и готовить другие блюда, но и обсуждать пищевое поведение и привычки в еде. Как это делать правильно? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, когда говорим с детьми о еде, и чем они могут обернуться?
Первый вопрос: можем ли мы что-то объяснять и доказывать детям, когда у нас самих – масса проблем с едой, еще из собственного детства? Это так, но ведь хочется, чтобы их отношения с едой были более здоровыми, чем у нас. Как же не наломать дров, принимаясь что-то менять в питании и говорить на эту тему? Сначала – несколько базовых принципов.
Если вы считаете, что ребенок питается неправильно
Прежде всего надо расслабиться и выдохнуть. Мы стремимся к улучшению, а не к совершенству. Как бы проблемно все ни выглядело на старте, тревога только помешает вам, потому что ребенок ее обязательно уловит и попытается привязать к теме еды.
Расслабиться нужно еще и потому, что вообще-то не существует никакого идеального плана «как говорить о правильном питании». Способов объяснить ребенку основное про еду — множество, и вы обязательно найдете свой.
Третья причина для поиска равновесия такая. Честный и спокойный разговор о реальности и совместный поиск вариантов дают сто очков вперед любой тревожной попытке родителей «научить, как надо». Особенно если вы сами далеки от «правильного» образа жизни.
Запаситесь терпением. Формирование пищевых привычек и накопление нужных знаний, а также их прочное внедрение в жизнь занимает время. У взрослых тоже. Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ребенок отказывается слушать или не интересуется темой и все ваши усилия пропадают впустую — не опускайте руки, это всего лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Что-нибудь изменится уже скоро, но не обязательно сегодня или завтра.
В целом, если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и отношения к еде и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров и попыток поговорить до устойчивого эффекта. Если ваша задача — только рассказать теорию и посмотреть, что будет, то при отсутствии проблем у ребенка может хватить года или двух.
Познакомьтесь с концепцией интуитивного питания. Про это написаны целые книги, например «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой. Если попробовать передать только самое главное, то суть идеи в том, что для выбора пищи имеют значение не наши установки и рациональное мнение о каком-либо виде еды, а только лишь внутренние ощущения о том, что нам сейчас нужно съесть и в каком количестве.
По факту — это доверие к своему организму. Тело знает, что ему нужно. Интуитивный подход дает возможность есть то, что хочется при ощущении голода, и останавливаться при ощущении сытости.
Дети — намного более интуитивные едоки, чем мы, они еще не испорчены различными социальными наслоениями (или испорчены ими меньше). Поэтому их нужно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они все это смогли.
Не удивляйтесь и не отчаивайтесь, если жизнь внесет свои коррективы. Ваш ребенок — вовсе не чистый лист бумаги, на котором можно писать что угодно. Он живой, и он поправит ваши планы с помощью своего характера, своего темперамента и своей жизни. Это все будет влиять и на пищевые привычки, и на отношения с едой (как, собственно, и у нас, взрослых).
То есть ваша задача — донести ключевые моменты, которые могут что-то изменить. Дальше все может развиваться очень по-разному. Но помните, что «не по-вашему» — это еще не значит «все пропало».
Когда начинать говорить с ребенком о питании
В любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Понятно, что подача информации и ее содержание будут разными для детей разного возраста, но что-то интересное и важное можно найти всегда.
Хорошие моменты и идеи для начала разговора:
Как не стоит говорить о еде: 9 мифов и вредных идей
Есть определенные идеи и мифы о еде, которые, к сожалению, негативно влияют на формирование пищевого поведения и пищевых привычек, да и на психику детей в целом.
К сожалению — потому что многие из них широко употреблялись в семьях наших родителей и вообще в СССР и на постсоветском пространстве и будет не так-то просто от них отказаться и переосмыслить их.
Вот небольшой список того, что, согласно исследованиям, негативно влияет на отношения детей и взрослых с едой и с самими собой. Чего же не стоит делать?
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что у еды нет морали, мы ее просто покупаем или выращиваем, готовим и потом едим — и это все. Еда может быть опасной в трех случаях: если это аллерген, если это испорченный продукт или если это ядовитый продукт.
Навешивание же дополнительных эмоциональных смыслов на обычные продукты усложняет отношение к ним. В случае с детьми это еще и вынуждает их думать о себе плохо и чувствовать вину: раз мне нравится плохая еда, значит, я сам плохой.
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что еда была вознаграждением в прежние времена, когда ее было не так-то просто добыть. Если об охоте и собирательстве речь не идет, то использование еды как награды формирует патологический механизм в головном мозге.
Из-за этого механизма человек, во-первых, теряет часть мотивации (так как вознаграждение в виде еды легко доступно, и оно «балует» мозг, вынуждая привыкать к более сильным и приятным стимулам и не реагировать на более слабые). Во-вторых, человек сам может начать вознаграждать себя исключительно едой (или наказывать отсутствием еды), упуская другие, более естественные и здоровые способы регуляции своей жизни.
Хвалить за то, что ребенок все доел, и поощрять доедать
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что сигнал о сытости приходит изнутри, из желудка, через блуждающий нерв и проводящие пути в центральной нервной системе, а не снаружи, через слова мамы, папы и бабушки, попадающие в уши. Важно не сбить эту внутреннюю сигнальную систему.
Важно также не превращать еду в обязанность, потому что тогда она перестанет быть просто удовольствием и необходимым «горючим». Кроме того, может появиться внутреннее побуждение все доедать вне зависимости от сытости, приятности, качества и количества еды — просто потому что «так надо».
Но так на самом деле не надо, это всего лишь старый насильственный способ тревожных родителей убедиться, что ребенок не голодает. Вы можете справиться со своей тревогой иначе, я уверена.
Решать за ребенка, сколько и чего ему съесть
Сюда же — неприятие отказа ребенка есть какой-либо продукт или блюдо.
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что мы не сидим в теле ребенка и ну никак не можем знать, чего он хочет, сыт он или голоден, надо ли ему продолжать есть или пора перестать. Мы можем строить предположения, основанные на опыте (в том числе родительском, ведь часто мы знаем, что эта истерика от голода, так уже бывало).
Но настаивать не стоит, даже если ребенок еще неопытен и есть риск, что он ошибется. Важно дать возможность научиться слушать себя и свое тело, а как это сделать, если не путем проб и ошибок?
Принимать отказы тоже важно — вполне вероятно, что у ребенка есть причины избегать этого продукта, которые он и сам пока не осознает (например, проявление тревоги через переборчивость в еде; или кишечная аллергия, не проявляющаяся на коже, и тому подобное).
Отказываться объяснять что-либо, связанное с едой и пищевым поведением
Почему стоит объяснять? Потому что, во-первых, дети более склонны принять новый продукт или идею, когда что-то о ней узнают.
Во-вторых, мы растим новое уникальное поколение детей, которым нужно все понимать. Им уже недостаточно слов «это так, потому что я так сказала». Нет, теперь им нужно знать, почему.
Иногда они даже будут спорить, и это прекрасно. Этот навык — вдумчиво анализировать, прежде чем выполнять, — очень пригодится им в будущем. Вот только нам с вами пока непросто его развивать.
Объяснять про еду нужно, чтобы стимулировать дальнейшее желание узнавать и чтобы у ребенка не сформировалась покорность и выученная беспомощность «я ничего не знаю про то, чего хочу я сам, мое дело — слушаться».
Сравнивать ребенка с другими, «более правильными» едоками
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Детей сильно ранят сравнения с другими детьми, будь то собственные братья и сестры, друзья и подруги, соседские Маша или Сережа. Дети хотят быть лучшими для своих родителей, и это естественно, ведь другой опоры в мире у них долгое время просто нет.
Поэтому при малейших признаках того, что они не самые лучшие, дети бросаются доказывать родителям обратное, в том числе — через еду, не слушая свое тело и свои потребности, а лишь пытаясь «вернуть» себе родительскую любовь. Так что этот способ лучше не использовать, тем более, что дети и не теряли вашей любви. Не давайте им сомневаться зря.
Пропагандировать диеты для похудения в любом виде (кроме медицинских диет при определенных заболеваниях)
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Как уже доказано, диеты усиливают проблемы с весом, влияют на сбои в пищевом поведении и на нарушение образа тела не только у детей, но и у взрослых. Чем больше люди сидят на диетах, тем больше их риски по всему этому списку проблем.
Это не значит, что сидеть на диете совсем никогда нельзя. Но для детей диеты опасны, потому что они еще не обладают взрослыми механизмами саморегуляции и до конца не понимают, зачем это все нужно. Поэтому любые слова о диетах нужно сопровождать разговором о том, что это и как работает.
Дразнить и высмеивать детей в связи с тем, как и что они едят
Так что вместо высмеиваний стоит потихоньку привыкать к мысли, что комментировать своего ребенка за едой вообще не стоит. Многое из того, что он делает, либо нормально, либо является симптомом какой-то проблемы, которая точно не решается поддразниванием. И количество еды (неважно, много или мало), и излишняя разборчивость в еде, и манера есть, и любимые продукты и блюда — не повод для подколок, отныне и навсегда.
Осуждать выбор ребенка, связанный с едой и пищевым поведением
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что, если оценивать и осуждать выбор детей, связанный с едой, они будут чувствовать, что поступают неправильно, — а это очень неприятное ощущение, лишающее мотивации и ответственности за происходящее.
Лучше убедитесь, что пищевой выбор детей соответствуют их целям и что они в курсе некоторых других способов достижения тех же целей. Если выбор делается бесцельно и бессистемно — дайте соответствующие знания, чтобы у ребенка в голове начали формироваться причинно-следственные связи.
О том, какие это могут быть знания, мы поговорим в следующий раз.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Ребенок ест только макароны каждый день: что делать маме?
Проблема, при которой ребенок ест только макароны и не желает кушать овощи или каши, знакома многим родителям. Но одни мамы спокойно относятся к такому положению дел, а другие начинают бить тревогу, бегать по врачам-гастроэнтерологам и диетологам, пытаясь наладить малышу правильное питание. Отчего у детей появляется такая выборочность в еде? Правильным ли будет стараться сменить эту пищевую привычку, и как это сделать? Такие вопросы все чаще звучат на различных форумах и сайтах. А поэтому «Мама может все» постарается ответить на них тем мамам, которых беспокоит, что их ребенок ест только макароны и отказывается от другой более полезной, на родительский взгляд, пищи.
Почему дети предпочитают макароны другим блюдам
На самом деле макароны любят дети во всех странах. Страсть ко всему мучному и крахмалистому, оказывается, закладывается в организм ребенка природой с самого рождения. Как только малыш начинает расти и активно двигаться, его переводят на прикорм более углеводистый, чем овощные и фруктовые пюрешки. В его меню вводятся каши, картофельное пюре, хлеб. И это правильно, ведь именно богатая углеводами пища является основным источником энергии для растущего организма малыша и для развития его мозга.
Конечно же, это не значит, что маленькому человечку необходима только углеводистая и крахмалистая пища. Белки, жиры, клетчатка, аминокислоты, витамины и другие микроэлементы также необходимы для его развития и роста. Так почему же дети так часто отдают предпочтение именно макаронам и булкам, в которых находятся так называемые быстрые углеводы, а не овощам и фруктам, содержащим полезные медленные углеводы в виде клетчатки? По мнению специалистов-гастроэнтерологов, это происходит по нескольким причинам.
Но все эти причины стоит рассматривать только в том случае, если у ребенка при обследовании:
Врачи советуют родителям относится спокойно к такому предпочтению в еде, если ребенок даже при недостатке веса чувствует себя бодро и у него нет проблем со стулом. Они, как и некоторые опытные мамы, считают, что нужно просто пережить этот период. Со временем, когда малыш пойдет в детский садик, он под влиянием сверстников поменяет свои привычки. Или же организм ребенка сам подскажет, что ему не хватает и «попросит» недостающие компоненты.
Почему макароны – это не так уж и плохо
К слову сказать, макароны – это не такая уж и плохая пища для ребенка. Об углеводах мы уже говорили. Их в 100 г вареных макарон будет примерно 30,9 г при калорийности блюда 158 ккал. Но что же еще входит в состав этого продукта?
И именно крахмалистость продукта так часто пугает родителей. Конечно, если ребенок страдает от эндокринного нарушения или склонен к полноте из-за генетических проблем или наследственности, то стоит ограничить этот продукт в его рационе. Ну, а если нет отклонений в здоровье, то этот высокомолекулярный углевод принесет малышу только пользу.
Дело в том, что именно в макаронных изделиях находится самый полезный вид крахмала – резистентный или устойчивый крахмал. Чем же он полезен? Различные исследования доказали, что данный вид углевода:
Малышам в период роста и развития очень нужны калории и макароны – это именно тот энергетик, который так необходим детям в этот период. Ведь если кормить ребенка одной клетчаткой (овощами и кашами), а в ней тоже много углеводов, то ЖКТ малыша может с ней и не справиться. Поэтому нужно найти ту золотую середину в питании, которая бы устроила и родителей, и ребенка.
Ребенок ест только макароны: что делать
Если маму беспокоит однообразный рацион, который ребенок выбрал для себя, то ей стоит придумать, как его разнообразить. Не на всех детей действует метод резкой смены привычного меню. Часто они просто отказываются кушать все, что предлагают им взамен их любимой лапши. И родители сдаются. Ведь голодное дитя – это выше всех материнских сил. Но есть несколько способов перехитрить макароноешку.
Родители, не один ребенок еще не умер от голода, если рядом с ним поставить тарелку с супом. Если малыш здоров, бодр и весел, он со временем научится кушать все. А пока пускай кушает макароны. К которым, кстати говоря, приучили его вы сами. Ну и пусть ест на здоровье!
Мой ребенок ест одни макароны и хлеб! Это нормально?
Но, конечно же, пищевой выбор моего ребенка не давал мне покоя: в голове крутились научные прогнозы о том, что бывает с детьми, которые недополучают важных микроэлементов, а еще всплывали образы ожиревших детсадовцев, которые питаются одним фастфудом (да, я в курсе, что макароны — не фастфуд).
В общем, для своего душевного спокойствия и спокойствия родителей, которые так же, как и я, оказались в заложниках макаронного увлечения собственных детей, я решила изучить этот вопрос и разобраться, нормально ли питаться одними макаронами изо дня в день, и как заглушить внутреннюю бабушку, которая с каждой новой тарелкой «рожек» недовольно качает головой.
Почему детям так нравятся макароны?
Согласно современным исследованиям, детский интерес к сладковатой и богатой углеводами пище формируется на биологическом уровне. Это объясняется эволюцией — дети стремятся потреблять мягкую еду с неярким вкусом, которая дает им много энергии (и избегают еды с резкими вкусами и запахами — чтобы избежать отравления).
Можно ли кормить ребенка макаронами и хлебом каждый день?
Короткий ответ: да, ничего страшного в этом нет. Несмотря на то, что взрослым часто рекомендуют «урезать» углеводы и заменять мучное овощами и злаками, на детей это правило не очень распространяется. Детям нужна высокоуглеводная еда — она обеспечивает их растущий организм и развивающийся мозг необходимым топливом.
Еда вроде макаронов или картошки, которую взрослые диетологи презрительно называют «пустыми углеводами», по сути не такая и бесполезная. Например, одна тарелка пасты помогает удовлетворить треть суточной потребности ребенка в белке, а картошка в мундире может стать хорошим источником витамина C и клетчатки. Так что не спешите демонизировать макароны как неполезную или «пустую» еду — не все так страшно.
Как перестать переживать из-за того, что ребенок ест одни макароны?
А здесь как раз хитрый момент. Мы выяснили, чем хлеб, макароны и картошка привлекают маленьких едоков: они нейтральные по вкусу, мягкие по текстуре и обеспечивают организм энергией. Но их явно недостаточно для того, чтобы закрыть суточную потребность ребенка в полезных веществах и микроэлементах. Вот, что можно с этим сделать.
А как насчет более решительных мер?
Вот этого как раз делать не стоит (хотя, согласна, иногда очень хочется). Запреты, ограничения и другие формы пищевого насилия до добра не доведут — вместо того, чтобы благополучно забыть о любимых макаронах и переключиться на брокколи с киноа (ха-ха), ребенок может зациклиться на углеводной еде, что будет приводить к срывам и перееданию — уже даже во взрослом возрасте.
Вместо того, чтобы объявлять макароны или хлеб врагом и ограничивать их потребление, лучше используйте углеводную еду в качестве союзника и «троянского коня», при помощи которого вы можете ввести в рацион ребенка новые продукты и блюда. Не переживайте, ваш ребенок не будет всю жизнь есть макароны. Я, правда, пока этого не дождалась, но уже успокоилась.
Ещё почитать по теме
Не заставляйте доедать, играйте, верьте в себя: как помочь ребенку наладить гармоничные отношения с едой
Ребенок ест одни макароны что делать
До 2,2 проблемы такой не было, сейчас на слово «суп» у нас истерика, всё время просит кашу или макароны, чтобы я не приготовила. Фрукты не ест, овощи тоже, молочку ещё хоть как-то, кроме творога нормального. Яйца не ест. Всё протест и истерики, что» мама дай кашу это я не буду». голодным оставляла это не помогает 🙁 Как быть?
Радоватся надо, хоть что-то ест:support::support::support:! Наша дочь (1. г и 2 мес) вообще есть категорически отказывается, за весь день может сьесть только 2 печенюшки, ну и ГВ.
[QUOTE=Даша85;44409953]Радоватся надо, хоть что-то ест:support::support::support:! Наша дочь (1. г и 2 мес) вообще есть категорически отказывается, за весь день может сьесть только 2 печенюшки, ну и ГВ.[/QUOT
Ну у вас другая проблема, ГВ это тоже еда. У меня куча друзей у которых при отмене ГВ детки стали кушать.
По теме, держитесь пройдет это. тем более если в саду она кушает..
До 2,2 проблемы такой не было, сейчас на слово «суп» у нас истерика, всё время просит кашу или макароны, чтобы я не приготовила. Фрукты не ест, овощи тоже, молочку ещё хоть как-то, кроме творога нормального. Яйца не ест. Всё протест и истерики, что» мама дай кашу это я не буду». голодным оставляла это не помогает 🙁 Как быть?
Радоваться, что ест хоть что-то. Главное, что не голодный, он же не будет до института ест ькашу и макароны..
Шопотом: у меня брат с детства и до института ел только пюре с сосисками и омлеты. Бабушки научили, младшенький(((
Нууу, каша и макароны это еще хороший рацион.
У нас было, что в день выпивал 200 мл молока и все. Ну может полпеченьки съест.
А вообще, все периодами. Две недели ест, две нет.
Сейчас ест в основном только йогурты-молоко и супы. Если долго не кормить, то под мультики съест все, что в рот буду пихать :))
Нууу, каша и макароны это еще хороший рацион.
У нас было, что в день выпивал 200 мл молока и все. Ну может полпеченьки съест.
А вообще, все периодами. Две недели ест, две нет.
Сейчас ест в основном только йогурты-молоко и супы. Если долго не кормить, то под мультики съест все, что в рот буду пихать :))
Я только под мультики младшего и кормлю, чтобы не рассматривал, что в тарелке, а то может и отвернуться)
А вообще, все периодами. Две недели ест, две нет.
Если долго не кормить, то под мультики съест все, что в рот буду пихать :))
в саду будет есть все. 065:
. Пока открывается рот смотрим, только он говорит «не хочу» начинаю пугать, что выключу мультик. Пока, Слава Богу, действует, а там посмотрим. Что-нибудь придумается.
сын такой. кормлю тем, что ест, периодически предлагая попробовать что то новое (из своей тарелки)
кормить «нужными и полезными» продктами под мультики и прочие ритуальные пляски считаю нецелесообразным
у нас тоже в почете макароны! готова есть их постоянно. я иногда сдаюсь и варю ей на завтрак макароны+яйцо, на обед вермишельку+котлетка, которую она слегка пообкусывает. на ужин макароны с мясным пюре. но такое слава б. не каждый день.
Про макароны- наша тема. На завтрак- только гречневую кашу с курагой, остальные каши удается скормить только с плясками и мультифльмами, в обед- суп под сказки, мультики и пр. радости, полдник- может даже соизволить съесть творог под настроение, а вот ужин- полный капут: только макароны с сосиской или с курой, если настроение хорошее. Овощи есть не хочет, мясо- только в супе, яйцо- не хочет, фрукты приходится класть в свободном доступе, тогда может подойти понадкусывать яблоко или грушу. Сосиски стараюсь не давать чаще 1, максимум двух раз в неделю. Что делать- не знаю. Ночью у нас ГВ от которого отучить не получается ни одним из известных способов.
Только чипсы и макароны: что делать при расстройстве питания у ребенка
Порой привередничество в еде — это не озорство и даже не способ манипуляции, а самое настоящее избегающее расстройство питания.
О корнях проблемы, о том, как родителям себя вести с таким ребенком и как ему помочь, читателям «Летидора» рассказала Светлана Бронникова (@intueat), клинический психолог, кандидат наук, автор первой в России книги по интуитивному питанию, руководитель центра Intueat, президент ассоциации АСОРПП и мама двух сыновей.
Светлана Бронникова, клинический психолог, автор первой в России книги по интуитивному питанию, руководитель центра Intueat, президент ассоциации АСОРПП
Как «формируется» расстройство питания
Практически все дети в возрасте двух лет проходят период неофобии. В это мучительное для родителей время ребенок боится незнакомой еды, закрывает рот, отворачивается, отказывается пробовать новое или выдвигает непонятные претензии по отношению к пище:
«Я не буду есть яйца — они слишком сопливые. Я не буду есть брокколи — она слишком зеленая. Этот суп слишком жидкий». Но период неофобии эволюционно оправдан.
На самом деле, это генетическая память о временах, когда люди жили в больших племенах и постоянно перемещались от одной кормовой базы к другой.
В итоге, мы — потомки детей, которые всегда были осторожными по отношению к новой пище. Так что неофобия — это естественное явление.
Что такое избегающее расстройство питания
Большинство малышей довольно быстро перерастают эту фазу и начинают с интересом пробовать то, что едят родители. Однако некоторые «застревают» в этом периоде. Годы идут, а дети по-прежнему остаются слишком избирательными в еде, они потребляют достаточно ограниченный набор продуктов.
Часто их рацион составляют сладости, фастфуд и другие жирные и сладкие продукты, которые быстро насыщают. А полезные для роста и развития элементы, например, овощи, рыбу и мясо дети есть отказываются. Часто такое питание приводит к недостатку веса, дефициту витаминов.
Именно так выглядит детское расстройство питания, оно же — избегающее расстройство питания. Встречается оно нередко.
Часто случается, что ребенок так и не выходит из периода неофобии, становится привередливым в еде человеком. Но если у взрослого ограничение себя в еде одобряется обществом, то для детей такое поведение очень нежелательно и нетипично.
Каким бывает избегающее расстройство питания у детей
Избегающее расстройство питания бывает трех типов.
1) У ребенка как будто отсутствует интерес к еде, он почти никогда не голоден
Для него прием пищи — некое наказание. Такой малыш быстро наедается — ему достаточно пары кусочков пищи.
2) Вкус, текстура, запах новой пищи кажутся детям слишком странными, чересчур выраженными
Мой знакомый, профессор-генетик, может распознать, что именно резали ножом перед тем, как приступить с этим же прибором к его еде. Это называется повышенной сенсорной чувствительностью. Именно с ней связан второй тип избегающего расстройства питания.
Посмотрите, какие продукты на самом деле можно давать ребенку:
3) Еда связана с травматическим, неприятным опытом
Если ребенка заставляли есть, если родители ругали за еду, если он в раннем детстве подавился чем-то, у него возникают неприятные ассоциации с приемом пищи, он боится есть.
Чаще всего избегающее расстройство питания начинается в раннем возрасте, например, во время грудного вскармливания.
При переходе к нормальному питанию предпочтение определенного ряда продуктов, отказ от любимых блюд, неприятие новой еды, отсутствие интереса к новому, потеря аппетита, боли в животе, страх тошноты являются симптомами данного расстройства.
Как родители обычно решают эту проблему с питанием
Как правило, у родителей есть два подхода к решению проблемы. Но, к сожалению, чаще всего оба варианта неправильные.
У первой группы мам и пап подход попустительский. Они считают, что ребенок должен есть то, что он хочет. Такое отношение оправдано только в том случае, если ребенок активный, эмоционально стабильное, а его рост и вес соответствуют норме.
Второй подход можно назвать насильственным. В таком случае ребенка или кормят, отвлекая его мультиками, разговорами, предлагая разные награды за прием пищи, или заставляют есть со скандалами и наказаниями.
Этот путь неприемлем, ведь он формирует невротическое отношение к пище и усиливает страх.
Чем может помочь врач при расстройстве питания у ребенка
Если вам кажется, что у ребенка избегающее расстройство питания, обратитесь к врачу и проверьте, в норме ли его физическое развитие. Попробуйте также в течение двух недель записывать все, что он ест, а потом разделите эту еду по различным категориям: «белок», «клетчатка», «сложные углеводы», «жиры», «десерты», «продукты, содержащие кальций».
Если дочь или сын ест хотя бы по два вида продуктов из этих столбиков, то у вас все в порядке. Дети же с расстройством предпочитают пищу, содержащую простые и сложные углеводы, например, любят макароны и хлеб, отказываются от продуктов, которые содержат белки, жиры и кальций. Что же делать?
Шаг 1
Работа специалиста заключается в том, чтобы восстановить способность ребенка есть продукты из разных пищевых групп и сделать так, чтобы организм развивался в нужном темпе, избавить его от страха во время еды.
Основа работы специалиста, занимающегося избегающим расстройством питания, —экспозиция.
Это психотерапевтический прием, когда ребенку медленно и осторожно предлагают новую еду, дают ее попробовать.
В начале работы доктор должен спросить, есть ли у вас совместные приемы пищи. Чтобы помочь ребенку наладить питание и вес, развить нормальную способность питаться, нужно, чтобы дома были семейные приемы пищи хотя бы один раз в день. Ведь это время, когда все родные собираются вместе, едят с аппетитом разнообразную еду, не ограничивая себя и не останавливая друг друга.
Шаг 2
Затем с помощью результатов анализов врач выявляет те продукты, которые ребенку в первую очередь нужно ввести в рацион. Малыша не заставляют есть, но разговаривают с ним о важности потребления этой еды и ставят ее на стол.
Задача ребенка — просто стерпеть, что этот продукт лежит у него на тарелке, понюхать его или даже лизнуть. На этой стадии нужно привыкнуть к продукту, заново познакомиться с ним. Возможно, стоит вознаградить сына или дочь за такие старания.
Таким образом, через несколько недель можно добиться того, что ребенок был в состоянии принять эту пищу. Родителям, чьи дети страдают от неофобии, не стоит гнаться за количеством съеденного.
Детский организм обладает способностью усваивать все самое необходимое и полезное даже из крошечного количества еды. Поэтому, если ребенок съел кусочек фрикадельки, четверть чайной ложки сливочного масла, выпил треть стакана молока, это уже большая победа и польза для малыша.
Однако мамам и папам нельзя пренебрегать помощью специалиста при этой проблеме. Эксперт работает со всей семьей, учит родителей создавать теплую атмосферу за столом, чтобы ребенок рискнул и попробовал «опасную» брокколи или «страшное» яйцо