Ребенок кричит на бабушку что делать
Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с бабушкой или няней – хорошо?
Почему плохое поведение ребенка достается родителям: 2 причины
Алена Зюрикова мама двух пар двойняшек, блогер
Ребенок встречает маму с работы капризами. Почему?
И вот ты стоишь, вся красная от стыда — даже ребенка воспитать нормально не можешь, при тебе все отмораживаются, а с другими «по струнке ходят». О причине такого поведения я догадывалась, но объяснять кому-либо что-либо всегда считала как-то неуместно, как будто оправдываешься.
А меж тем причина проста — сын или дочь действительно ведет себя хуже всего с мамой, и это норма, потому что именно с самым близким человеком мы можем позволить себе быть максимально раскрепощенными и естественными. И да, самым близким всегда достается больше всех. Но именно потому, что они близкие.
Конечно, второй стороне, упомянутой выше, гораздо приятнее думать наоборот: что такое детское поведение в их присутствии — это результат уникальных (!) педагогических талантов, которыми мать не обладает, но мы-то с вами знаем…
Еще одна причина таких реакций кроется в том, что ребенок подстраивается под эмоциональное состояние взрослого рядом, как бы зеркалит его поведение.
Именно поэтому с бабушкой он один, в саду другой, а дома — третий. Каждая «среда» предъявляет малышу свои требования, везде свои правила и устои (несмотря на то, что наверняка многие из вас, оставляя ребенка с бабушкой, просят придерживаться ваших правил) — тем не менее с каждым членом семьи у малыша складываются свои отношения, и он «принимает правила игры». Приходя после сада домой или возвращаясь от бабушки, ребенок попадает в ваш мир, и ему сложно резко перестроиться.
И вот теперь представьте: целый день малыш был с бабушкой, он привык к ее манере говорить, к тембру ее голоса, к ее «можно» и «нельзя». Тут с работы приходите вы. Совершенно другой по эмоциональному состоянию человек, с другой системой координат, другими «можно/нельзя», другим типом реакций и т.п.
Малыш рад вам, но он сейчас в одном эмоциональном состоянии (подстроился под бабушку), а вы у него ассоциируетесь совсем с другим эмоциональным фоном. Происходит некий сбой — одновременно работают две системы координат, что часто выливается в истерики и капризы.
Более того, хамелеончика может клинить подобным образом каждый раз, когда будут пересекаться две или более «системы координат» (например, в гостях, там, где много родственников, и т.п.), и чем больше разница в поведенческом плане между вами и няней, вами и бабушкой, вами и мужем и т.п., тем сильнее может быть реакция.
А что делать в таких ситуациях? Ничего, дать время перестроиться.
Сказать: «Я понимаю, ты скучал, просто немного растерялся, когда я пришла, и т.п.». Буря утихнет, мир восстановится. Нервная система дозреет с возрастом, к 6–7 годам, как правило, малыш уже умеет брать под контроль эти «бури».
Ну и корить себя не надо: дело тут совсем не в вас или вашем воспитании, так что всех, кто считает по-другому и, не дай Бог, вам об этом намекает, в игнор.
«Мне никто не помогает»
Тема няни в Инстаграме — одна из самых холиварных. Кто-то просто скрывает наличие няни и гордо пишет чуть ли не в шапке профиля «без нянь и помощников» (ну, ок). Кто-то пишет: мне никто не помогает, няни никакой нет (при этом есть бабушки, активно участвующие в жизни внуков, водитель, который развозит детей по кружкам, старший брат, который забирает из садика, и т.п., но это как бы и не в счет).
В общем, наличие помощи почему-то стараются скрывать, а если ее, этой помощи, действительно нет, то на этом любят акцентировать внимание, это служит отдельным предметом гордости.
Хотя кому какое дело? У нас у всех изначально разные и физические возможности, и финансовые, и эмоциональные ресурсы, и потребности, и цели. Каждый сам себе подбирает ту схему, которая удобна ему, чтобы жить в комфорте, а «не на износ».
Как бы ни складывалась ваша жизнь с помощниками, главное, чтоб вы сами были этой жизнью довольны. В противном случае надо что-то менять, а не бить себя пяткой в грудь «все-сама-все-сама». Никто этих жертв не оценит.
А если всем довольны и в гармонии, то зачем вообще тогда акцентировать внимание на том, как именно это случилось: без нянь и помощников или с их участием?
И уж точно этим не надо ни кичиться, ни гордиться, ни скрывать, ни тыкать. Главное ведь, чтобы цель была достигнута, и все были довольны и счастливы.
Ребёнок кричит. Что делать?
Родители детей с нарушениями развития могут сталкиваться с такой проблемой, как частый крик. Чем меньше у ребёнка навыков и возможностей коммуникации, тем вероятнее ему придётся выражать свои желания и нежелания криком. Этот способ используют все малыши, а потом при обычном развитии они овладевают новыми способами взаимодействия. У детей с нарушениями развития иногда крик остаётся в коммуникативном репертуаре надолго, если развитие речи и коммуникации затруднено, а также если у ребёнка есть регуляторные проблемы.
Полезно различать две разновидности крика, потому что они требуют разных стратегий поведения со стороны взрослого. Одна разновидность – аффективный срыв (можно встретить название «мелтдаун»), другая – крик-требование. Они различаются физиологически, у них разные причины, но, к сожалению, срыв и крик-требование могут выглядеть похожим образом.
Аффективный срыв или крик-требование?!
Аффективный срыв – это ситуация, когда контроль над своим поведениям потерян, ребёнок попадает в состояние, похожее на паническую атаку, это состояние связано с тем, что у ребёнка закончились ресурсы саморегуляции. Срыв может случиться из-за сенсорной или эмоциональной перегрузки, из-за обмана ожиданий (например, для детей с РАС очень важна предсказуемость, и, если привычный порядок нарушается, такие дети могут воспринимать это как угрозу безопасности).
Крик-требование коммуникативен, контроль за собственным поведением у ребёнка не утерян на сто процентов, такой крик должен сигнализировать окружающим о том, что ребёнок хочет что-то получить или чего-то избежать.
Обычно у требовательного крика есть адресат, ребёнок отслеживает реакцию взрослого на своё поведение. Ребёнок может затихать и вновь кричать, остаётся способность «вести переговоры», если ему доступна речь. Если ребёнок получает то, что хотел он быстро останавливается.
Когда ребёнок находится в состоянии срыва, он не может перестать кричать, успокаиваться приходится долго. Ребёнок не отслеживает реакцию взрослого и не ищет контакта. Кстати, так бывает, что сначала ребёнок кричит, требуя чего-то, а потом ресурсы его заканчиваются и ригидность требования приводит к аффективному срыву.
В момент крика стратегии поведения взрослого очень отличаются
Для того, чтобы справиться с криком, конечно, лучше всего подходят предшествующие стратегии, то есть способы предотвратить крик. Для обоих видов крика это развитие навыков коммуникации, обучение альтернативной и дополнительной коммуникации, обучение навыкам саморегуляции, создание подходящей, развивающей среды. Чем больше у ребёнка навыков, тем более разнообразно он может регулировать взаимодействие с окружающими, крик перестаёт быть главным способом коммуникации. Но в момент крика стратегии поведения взрослого очень отличаются. В случае крика-требования важно обучить ребёнка, что таким способом невозможно получить то, что он хочет (при этом совершенно необходимо параллельно обучить его, каким способом всё же можно получить что-либо, это и есть навыки функциональной коммуникации). Это значит, что взрослому придётся не уступать в ответ на крик, это может быть трудно, к решению этой проблемы часто необходимо подключать специалиста.
Для помощи ребёнку в состоянии срыва, необходимо создать безопасные условия вокруг (например, увести из шумного места, убрать предметы, о которые ребёнок может удариться), не предъявлять никакие требования, желательно говорить минимум слов, и только если это необходимо. В этот момент важно сделать то, от чего ребёнок успокаивается. Полезно в таких случаях иметь ритуалы для успокоения.
Что делать, если вы столкнулись с неуважением со стороны подростка: советы психолога для родителей
5 февраля 2021 года
По мнению психологов, самые эмоционально напряженные для семьи годы — это время подросткового возраста детей. Ребенок меняется внешне и внутренне, что вызывает невероятное напряжение. Каждый день он испытывает совершенно разные чувства, причины которых не всегда понимает. И нередко родители, в том числе и приемные, сталкиваются с такой проблемой, как неуважение к ним со стороны дочери или сына. О том, как справиться с этим явлением, рассказывает психолог Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Снежана Вериженко.
Создать безопасное пространство для взросления
«Несмотря на трудности, подростковый возраст — это важная часть жизни человека, переход из детства во взрослую жизнь. Подросток готовится расстаться с зависимостью от родителей. Это длительный процесс, он не произойдет в одночасье. Если родители в это время обеспечивают необходимые подростку внимание, заботу, любовь, дисциплину, баланс, принятие, понимание, то сложный период может пройти спокойно. Если ваши дети проживают подростковый возраст без резких перепадов, чувствуя любовь и понимая границы, то будут лучше подготовлены к самостоятельной взрослой жизни и смогут активно и успешно исполнять в ней все роли», − рассказывает Снежана Вериженко.
Поэтому одной из важнейших родительских задач в этот период жизни ребенка становится его подготовка к взрослению, а для этого необходимо безопасное пространство. Речь идет о здоровых границах дозволенного и структуре воспитания.
Подростков в это время, как правило, раздирают противоречия, внутренние конфликты между мыслями и чувствами. Противоречия обнаруживают себя: зависимость от родителей и желание быть полностью свободным от них; погружение в себя и активность в общении с внешним миром; привязанность к дому и поглощенность друзьями; здравомыслие и эмоциональная импульсивность.
Почему подростки не уважают
Уважение — это проявление почтения к человеку из-за его значимости или социального статуса. Когда подростки не уважают, они дают понять, что не чтят личность, чувства, потребности, правила и стандарты человека. Неуважение легко распознать по взгляду, тону голоса, мимике, нежеланию подчиняться, обесцениванию мнения. Неуважение может проявляться по отношению к родителям, учителям, родственникам, соседям, посторонним людям и даже сверстникам.
Причинами проявления неуважения у ребенка могут быть его излишнее внимание к самому себе, рост самостоятельности, смена авторитетов, злость. Подростки эгоистичны, им свойственно самолюбование. Им трудно обратить внимание на то, что говорят другие, они больше слушают самих себя и сверстников, перед которыми преклоняются.
Чем больше подростки поглощены собой, тем меньше почтения они оказывают окружающим. Вот почему часто родители ощущают себя будто вычеркнутыми из жизни ребенка. Подростки становятся умнее и сильнее, а потому намерены быть более самостоятельными, мобильными и свободными. Именно ощущение взросления способствует тому, что дети становятся менее причастными и внимательными к чувствам и мыслям других, а потому думающие иначе люди раздражают подростков.
Смена авторитета происходит по той же причине: подростки чувствуют себя более свободными и самостоятельными. Стремление к независимости заставляет их отвергать любую взрослую личность, обладающую определенной властью или авторитетом. Они хотят быть сами себе начальниками, ни перед кем не отчитываться.
Принимая во внимание, что задача возраста — отделение от родителей и приобретение независимости, сам по себе вызов взрослому авторитету не так уж и плох. И разрешить очередное противоречие между доверием и отрицанием авторитета для подростка полезно. Однако это может открыть путь к пренебрежению чувствами, желаниями, правилами, ценностями родителей, в крайнем случае — перерасти в открытое неповиновение.
Еще одна причина неуважения — злость, вызванная давлением темных сторон подросткового возраста. Подросток может быть саркастичным, агрессивным, пренебрежительным, жестоким и не сожалеть об этом.
Пять правил для родителей
Оступаться, совершать ошибки, нарушать договоренности, спорить, не признаваться — нормально для подростков. Но важно, чтобы рядом были родители, понимающие важность ограничений и сами имеющие личные границы. Ограничения не дадут подростку скатиться в пропасть, обеспечат нормальное взросление, отделение от родителей и приобретение независимости. Проявляйте свою любовь к взрослеющему ребенку щедро и бескорыстно, но требуйте от него уважения к вам и к другим. Поступая так, вы поможете подростку стать взрослым человеком, имеющим свои границы и уважающим чужие.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Внуки бабушку ругают…
Если ребенок дошкольного возраста хорошо играет с бабушкой, но в присутствии родителей начинает плохо к ней относиться, обзывать ее толкать, стремиться как можно быстрее от нее уйти, дело чаще всего вовсе не в ребенке, а в целом наборе факторов и обстоятельств. Назовем самые распространенные из них.
Вариант №1. Родители сами плохо отзываются о бабушке тогда, когда ее нет рядом, но зато в присутствии своего ребенка. Это характерно для тех семейных пар, где у кого-то из супругов отсутствуют теплые отношения с тещей или свекровью, имеются какие-то взаимные претензии. Маленький ребенок все слышит и все понимает. Когда он осознает что кто-то из родителей относится к данной бабушке плохо, или тем более фиксирует, что его любимые мама и папа ссорятся из-за бабушки, то в присутствии родителей срабатывает программа солидарного поведения, своеобразного блокирования с более близкими родственниками. Ребенок своим протестом против той самой бабушки, с кем он только что вполне комфортно играл как бы показывает на чьей он стороне, с кем он. Более того, высказывая бабушке свое раздражение, такой ребенок ожидает от родителей поддержки и похвалы. Если же этого не происходит, а родители его только стыдят и ругают за неуважение к бабушке, ребенок оказывается еще более раздраженным на свою бабушку: ведь из-за нее на него кричат родные мама и папа! В итоге, по системе формирования условных рефлексов данная схема «стимул – реакция» закрепляется и ребенок начинает плохо общаться с бабушкой даже тогда, когда его родители уже в целом выстроили с ней отношения.
Как этого избежать? Перестать лицемерить, хорошо общаясь с бабушкой в лицо и ругая ее за глаза. Начать громко хвалить бабушку в присутствии ребенка, как при ней самой, так и в ее отсутствие, обнимать ее и целовать, дарить ее подарки. Постепенно ребенок увидит, что бабушка занимает высокое положение в родственной иерархии, начнет подражать своим родителям в уважительном к ней обращении, станет правильно с ней общаться.
Вариант №2. Бабушка является очень строгой и всегда жалуется на поведение ребенка его родителям, когда они за ним приходят. Родители чересчур близко к сердцу принимают бабушкины замечания, ругают ребенка, больно или обидно наказывают его. Так у дошкольника постепенно вырабатывается негативная ассоциация с общением с бабушкой, по схеме «бабушка – потом обязательная экзекуция». В данном случае, когда ребенок после прихода родителей начинает кричать на бабушку, он как бы тем самым показывает своим родителям: «Да она ничего не значит! Раз даже я могу кричать на нее, значит ее слова, аргументы и замечания относительно моего поведения совершенно ничего не стоят! Не слушайте вы ее! Она заведомо неправа, прав(а) только я! Не нужно меня ругать и наказывать!».
Опять же, как и варианте №1, если родители прислушиваются к бабушке, ребенка стыдят и ругают, ребенок оказывается еще более раздраженным на свою бабушку: из-за нее на него кричат родные мама и папа! Система «сначала общение с бабушкой – потом конфликт с родителями» закрепляется и ребенок все хуже и хуже общается с вполне приличной бабушкой.
Как этого избежать? Попросить бабушку высказывать свои замечания по поводу ребенка только тогда, когда самого ребенка нет рядом. А самим родителям, воспитывая или наказывая ребенка перестать ссылаться при этом на мнение и позицию бабушку. Так у ребенка разорвется ассоциация бабушки и проблем в общении с родителями.
Вариант №3. Оставаясь одна с ребенком, бабушка либо совсем не играет с ним, либо больно наказывает его за непослушание. Либо совсем ничем не кормит ребенка, что совсем очень плохо, так как для малыша именно наличие различных вкусностей – самый верный признак того, что к нему хорошо относятся. В данном случае, высказывая свое неуважение к бабушке в присутствии родителей, ребенок прямо сигнализирует им о том, что в таком формате общения с бабушкой находиться он категорически не желает. И желает как можно быстрее прийти туда, где его обнимут, расцелуют и накормят чем-нибудь вкусным.
Как этого избежать? Если ваш ребенок прямо жалуется на побои или на его теле есть соответствующие следы, дальнейшее общение с такой бабушкой попросту опасно. Если же бабушка очень болеет, очень занята своими делами, ей элементарно не до ребенка, не стоит принуждать ее заниматься тем, чем она не желает заниматься. Проявите уважение сразу к бабушке и своему ребенку. Они оба это право заслужили. Как известно, насильно мил не будешь. Пусть бабушка и внуки общаются реже, но зато по взаимному согласию и к гораздо большей пользе друг для друга. И по возможности снабжайте не очень богатую бабушку финансами и вкусной едой для вашего ребенка.
Вариант №4. Сами родители ведут себя неуважительно и по-хамски по отношению к окружающим. С данным вариантом, нет-нет, да и приходится встречаться. Если оба родителя, или хотя бы кто-то один из них всегда неуважительно, с презрением или пренебрежением общается с окружающими, или грубо их оценивает, или так общается с членами своей семьи, на бабушку просто распространяется общее правило поведения в данной яйчейке общества. Если ваш ребенок грубит не только бабушке, но и в группе своего детского сада, скорее всего все дело в специфике общения в вашей семье. Бабушка и ребенок в данном случае будут не причем.
Как этого избежать? Родителям сами научиться общаться с окружающими вежливо и корректно. Иначе в будущем ребенок также грубо начнет общаться и с ними самими.
Вариант №5. Ребенок не умеет играть в групповые игры или проигрывать. Если придя к бабушке вы начинаете вступать с ней и сыном/дочерью в общую игру и все время выигрываете, ребенку это может очень не понравиться. Особенно если он не имеет большого опыта играть группой. Так как вы – папа или мама, вас ребенок видит чаще, а бабушку – реже, негодование ребенка может выливаться на бабушку. Отсюда обзывания и желание побыстрее уйти домой, где игры только вдвоем и ребенок всегда победитель.
Как этого избежать? Как можно чаще играйте с ребенком дома всей семьей, мама и папа, или один из родителей плюс брат или сестра. Учите ребенка, что иногда уступать в игре – вполне нормально. Проигрывая сами – проявляйте упорство, не выходите из игры, не очень расстраивайтесь перед лицом своего ребенка, не ругайтесь: ведь он на вас смотрит. Учите играть с детьми в детском саду, развивающих центрах и на улице.
Чаще всего в практике работы семейного психолога имеет место какой-то из пяти данных вариантов объяснения поведения ребенка. Примерьте описанные варианты на свою собственную ситуацию и сделайте общение вашего дошкольника с бабушкой более комфортным. Будет счастлива бабушка – будет счастлив ваш ребенок, будете счастливы и вы сами.
С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.
Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.
Сонное апноэ: как обнаружить и что с ним делать?
Рассказываем, чем так опасно сонное апноэ — остановка дыхания во сне. И почему нужно срочно лечить апноэ, если у вас или ваших родных есть симптомы.
Люди часто не принимают всерьёз храп или внезапные пробуждения среди ночи. Однако их причина — сонное апноэ, или остановка дыхания — весьма опасна и может привести к тяжёлым последствиям.
Что такое сонное апноэ?
Апноэ — это приостановка дыхания. Она может происходить в самых разных условиях. Например, после быстрых глубоких вдохов. Однако сонное апноэ выделяют в отдельное заболевание.
Дыхание у больного может останавливаться до сотни раз за один час. Если сложить все секунды приступов за ночь, может набраться до 4 часов сна без поступления кислорода.
Есть две основных разновидности апноэ во время сна:
Симптомы остановки дыхания
Главные признаки болезни, которые вы можете заметить, если спите рядом с больным: громкий храп и периодическое прекращение вдохов. После «затишья» секунд на десять человек внезапно начинает громко храпеть и ворочаться во сне.
В бодрствующем состоянии можно начать подозревать сонное апноэ, если обратить внимание на:
Слабое течение болезни не всегда требует вмешательства. Но стоит точно обратиться к врачу, если громкий храп нарушает покой близких. Или сонливость днём настолько сильная, что вы дремлете даже за рулём.
Что происходит в организме при приступе апноэ?
В состоянии бодрствования мы можем осознанно задержать дыхание на 1-2 минуты, а потом по своей воле его возобновить. Например, при плавании. Во сне же организму приходится самостоятельно решать эту проблему.
Во время приступа в мозг подаются сигналы, что уровень кислорода в крови слишком низок. В результате человек мгновенно просыпается. У него резко повышается давление, из-за чего появляется риск стенокардии и инсульта. А ткани при недостатке кислорода становятся менее восприимчивы к инсулину — гормону, контролирующему уровень сахара. Именно поэтому в организме ощущается недостаток сил.
Остановка дыхания негативно влияет на все части нашего организма. Без воздуха мы можем прожить не более десяти минут. И чем дольше длятся приступы сонного апноэ, чем чаще они происходят во время отдыха, тем тяжелее будут последствия для больного.
Чем опасно сонное апноэ при отсутствии лечения
У трудностей с дыханием во время сна масса последствий. От относительно безопасных, вроде сухости во рту и головной боли, до инвалидности и даже летального исхода от долгой остановки дыхания без пробуждения. Больной без лечения рискует заработать:
Кто поможет в диагностике?
Если вы или ваши близкие заметили такие симптомы, как громкий храп и прерывистое дыхание во сне, желательно как можно скорее проконсультироваться у специалиста. Если попасть к врачу-сомнологу не удалось, стоит обратиться к неврологу и отоларингологу. Они смогут установить и устранить причину апноэ.
Близкие люди помогут измерить продолжительность пауз в дыхании. А на общем осмотре проверят давление и выяснят состояние сердца.
Самые верные способы диагностики — полисомнография, суточное ЭКГ и пульсометрия. Они отслеживают все изменения тела: дыхание, сердцебиение, активность нервов и электрические импульсы.
Профилактика может снизить риски
Лечение апноэ напрямую связано с его причиной. Поэтому распространённые методы: удаление помех в носовых путях и коррекция носовой перегородки. Также применяют устройства, которые поддерживают органы ротовой полости и горла в правильном положении.
Профилактика совпадает с терапией самой лёгкой формы. Необходимо прийти к здоровому образу жизни, снизить вес до нормы, прекратить употребление алкоголя и табака. Поможет тренировка мышц горла: игра на духовых музыкальных инструментах или пение. Привычка спать на боку намного снижает симптомы и облегчает дыхание. И, разумеется, придётся своевременно лечить все ЛОР-заболевания.